О плате или подарках, которые дают врачам больные

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О плате или подарках, которые дают врачам больные

Сообщение A'mash »

Шейх Али аль-Халяби сказал: “Молодые братья - врачи с Азербайджана прислали вопрос: Они врачи, работающие в государственных больницах и получающие государственную зарплату. Однако у них распространился такой обычай: больные дают подарки или же деньги врачам, чтобы эти врачи проявляли большую заботу о них. Дозволено для этих врачей брать у них подарки или деньги или же они должны это отвергать? Учитывая также еще то, что больные удивляются, когда им возвращают деньги или подарок.
Ответ на этот вопрос мы возьмем с самого вопроса. Как стало ясно, причина подарка (денег) в том, чтобы врачи проявляли большую заботу о больных. Т.е. тот, у кого есть деньги, тот может получить эту заботу, а тот, у кого нет денег – не может? Если дело обстоит именно таким образом, то тогда это не дозволено! Что же тогда мы будем делать с нищим, у которого нет имущества?! Не будем заботиться о нем?! И он не сможет взять причитающееся ему по праву?! Это не дозволено!
Однако, если подобное как подарок, плата врачам – стало обычаем, а врачи заботятся о малом и большом, о богатом и бедном, о почитаемом и простом, то в таком случае нет проблем в том, чтобы брать это имущество. Будь это подарок, плата и т.п. как бы это не называлось, что стало приемлемым обычаем. Но, если мы свяжем эту плату именно с заботой, то получится, что мы связали заботу именно с подарком и тот, кто ничего не дал, то нет к нему заботы. В таком случае это не дозволено!”

Дарс «Шарх аль-Ибана ас-сугъра» № 56.
Даниял
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 11:16

Re: О плате или подарках, которые дают врачам больные

Сообщение Даниял »

ДжазакаЛлаху хайран ва баракаЛлаху фика за фатауа! часто задавался этим вопросом,как быть если такое случится(но ни разу на личном опыте не сталкивался)? субханаЛлах! иногда вопрос даже не нужно задавать,по воле Аллаха, ответ появляется.)))
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уа баракатух.
Барака-Ллаху фикум!
Я хотел бы с дозволения Аллаха уточнить один момент, есть хадис о том что когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха велел пойти собирать закят одному мусульманину. Ему там дают подарок и он рассказывает об этом посланнику АЛлаха, мир ему и благословение Аллаха и он , мир ему и благословение Аллаха сильно разгневался и сказал приблезительно такие слова "Сидел бы ты дома у своей матери и дали бы они тебе этот подарок" Вопрос такой является ли этот хадис доводом на то что нельзя брать такие подарки.
Не знаю брат, а кто-либо из шейхов приводил эту аналогию для запрета подобного?! Просто если нет, то уа-Ллаху а'лям, мне кажется аналогия не очень, ведь причин запрета брать подарок сборщику закята может быть много, как например что по причине подарков он будет брать с закята меньше или еще какие-либо поблажки делать и т.д.
Уа-Ллаху а'лям.
Нужно посмотреть в комментариях к этому хадису, запрещали ли имамы, проводя аналогию с этим хадисом что-либо иное?
Также хочу разъяснить об этом самом "обычае" дарить подарки. Дело в том что у нас это почему так принято. Конечно это не все врачи такие но очень многие! Бывает так что даже клянчат называя это любыми именами "ширинлик" и так далее. Если не отдать, то есть опасность что плохо будут лечить и относиться по зверски могут и не подойти к тебе. С этим я думаю спорить ни кто не будет кто живет в Азербайджане. Поэтому в связи с тем что есть опасность плохого отношения к больным люди вынуждены давать взятки .Это одна сторона.
Ну это же как раз то, о чем сказал шейх Али, что это не дозволено.
Ну а если бы конечно подарки давались врачам после лечения, это было бы больше похоже на благодарность.
Уа-Ллаху а'лям.
Расскажу случай, который произошел со мной в одной из больниц России лет 15 назад. Один врач должен был делать мне операцию, а я ее честно говоря немного опасался, т.е. операцию эту) Так вот, все думал как дать ему деньги, чтоб он меня особо не мучал, но так и не смог сделать этого кроме как после операции)
так он ведь не знал что я ему что-либо заплачу, по этой причине кромсал меня как мясник))
Потом друзья мои смеялись надо мной, говоря: После всего что пережил мог уже и не давать ничего!
Вот мне кажется это и есть основная причина дачи взятки со стороны больных врачам, чтобы им проявили чуть больше внимания, которое зачастую не проявляется по причине простой человечности и государственной зарплаты.
Но если есть братья врачи, которые весьма добросовестны, которых их пациенты любят, и стараются чем-то отблагодарить ПОСЛЕ лечения, мне кажется это указывает что это пациенты делают чисто из человеческой благодарности, а не как подкуп или плата за внимание.
Уа-Ллаху а'лям.
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Re: О плате или подарках, которые дают врачам больные

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух.
abu Eskendir писал(а):Вопрос: "Можно ли оплачивать этому врачу", либо роды будет принемать простой врач?
Зачастую в странах СНГ, да и не только, дежурными врачами могу являться мужчины, которых немало в роддомах. Так же мужчины в основном хирурги (если требуется кесарево) и анестезиологи. Поэтому вопрос бывает именно о договоре с врачом-женщиной, оплата ей требуемой суммы, дабы избежать присутствия мужчины на родах.
Это актуально для мусульманок в странах неверных.
И чтобы получить ответ ученых, вчера был задан подобный вопрос шейхам.
Вопрос следующий:
"У нас в России, в больницах существуют два вида родов:
1 - бесплатные, но в этом случае врач будет тот, кто попадет по смене, и не исключено что будет это мужчина
2 - платные, в этом случае роженица выбирает врача, договаривается с ней на определенную сумму (например 12 000), вносит ее в кассу больницы, и при этом ставит какие пожелает условия
Однако врач с которым мы договорились предложила заплатить ей лично половину стоимости (6 000), т.к. роженица не будет лежать полный срок до родов, соответственно не будет врачом выполнена работа в полном объеме.
Дозволено ли заплатить половину стоимости врачу лично, не в кассу больницы, с учетом что заведующий больницы и все работники знают о такой схеме платежа ?"


Брат позвонил шейху Салиху ибн Са'д аль-Люхайдану и он ответил, что если есть необходимость, то так поступить можно.

Так же шейху Мухаммад Са'ид Расляну был задан вопрос:
"У нас в России, в больницах существуют два вида родов:
1 - бесплатные, но в этом случае врач будет тот, кто попадет по смене, и не исключено что будет это мужчина
2 - платные, в этом случае уплачивается определенная сумма, делается с врачом договор и врач на родах делает так как мы ее просим, а именно, чтобы не присутствовал мужчина, чтобы не отрезали сразу пупок (делается для пользы новорожденному, который получает из плаценты и пупка необходимые стволовые клетки и т.д.), однако оплата происходит врачу лично, не в больницу.
Дозволено ли сделать так ?"

Шейх ответил что дозволено и в этом нет сомнений.
Затем брат спросил о случает когда есть официальная оплата, но она высокая (дороже) чем в руки лично, можно ли в этом случае заплатить меньше, не через кассу ?
Шейх ответил, что если есть необходимость, нет другой возможности, то да. Но сказал, что вот этот третий вариант он более правильный - то есть оплатить, пусть и больше, но официально.

Аллаху а'Лям.
Abdul-Halim
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 06 фев 2009, 22:46

Re: О плате или подарках, которые дают врачам больные

Сообщение Abdul-Halim »

Ассаляму алейкум, уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Вот нашел материал, который, как мне кажется, может представлять пользу в контексте обсуждаемой темы:

Вопрос #83590: Следует ли давать чаевые работнику, если он получает зарплату?
Какое правило действует в отношении чаевых тому, кто выполняет для меня услуги, как, например, работник телефонной компании, который чинит телефон, при условии, что он получает зарплату за свою работу? Можно ли мне дать ему чаевые или нет?


Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Нельзя давать чаевые или подарки работнику, который получает зарплату за свою работу. Доводом этому является переданное Бухари (6578) и Муслимом от Абу Хумайда аль-Саади, который сказал:
Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) назначил человека из аль-Асад, которого звали бин аль-Лутбийа. Когда он пришел, то сказал: Это для тебя, а это было дано мне. Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) поднялся на минбар и восхвалил Аллаха и сказал: «Что произошло с тем, кого я послал, и он говорит: «Это для тебя, а это было дано мне»? Почему он не сел в доме своего отца или матери и не посмотрел, дали бы ему что-то или нет. Клянусь тем, в чьей длани душа Мухаммада, каждый из вас, кто получит что-то из этого (незаконно), будет приведен в День Воскрешения, неся это на своих плечах, даже если это будет стонущий верблюд, мычащая корова или блеющий теленок». Затем он поднял руки, пока мы не увидели белизну его подмышек, и он сказал: «О, Аллах, донес ли я (послание)?» два раза.
Ан-Навави сказал: «Этот хадис указывает на то, что давать подарки работникам является харамом. Так как в хадисе он упоминает о наказании и о том, что он будет нести на себе то, что подарили в День Воскрешения. Пророк (мир ему и благословения Аллаха) указал в этом же хадисе причину, по которой является харамом подобные подарки, и причина в том, что он был назначен на выполнение этой работы, и это не подобно случаям, когда подарки дарят не работникам, что является мустахабом.
Работнику следует вернуть подарившему то, что дается ему как подарок, и, если это не возможно, то должно быть возвращено в бейт уль-мал.
Шарх Муслим (6/462).
Передано от Абдуллаха ибн Бурайда, от его отца, что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Кому мы поручаем задание и даем ему пропитание, то все, что он возьмет, кроме этого, является гулулем (украденным имуществом)».
Что имеется в виду в этом хадисе: кого мы назначим выполнять задание и дадим за это деньги, то нельзя ему брать после этого что-либо. Если он возьмет что-либо, то это гулул, т.е. имущество, украденное из трофеев или из бейт уль мала мусульман.
Передан Абу Даудом (2943), и оценен как сахих шейхом Альбани в Сахих Абу Дауд.
Эти два хадиса показывают, что нельзя тому, кто нанят на работу и получает за это зарплату, принимать деньги или подарки от кого-либо за свою работу. Если он сделает это, то подобное будет относиться к гулул.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин был спрошен: «Мы являемся государственными работниками, и мы получаем чаевые и закят от некоторых бизнесменов во время рамадана, и мы не можем разделить между чаевыми и закятом, потому что не знаем, что является чем.
Вопрос: если мы возьмем эти деньги, даже если не нуждаемся и потратим на вдов, сирот и бедных, то каково будет решение?»
Он ответил:
Подарки работнику является разновидностью гулул т.е. если человек имеет государственную работу и кто-то ведет с ним дела и дает ему подарки, то это гулул, и нельзя ему брать что-то из этого, даже если это дается по доброй воле.
Например: давайте предположим, что у вас сделка с определенным учреждением, и вы даете подарок главе учреждения или его работникам. Это харам принимать подобное, потому что Пророк (мир ему и благословения Аллаха) отправил Абдуллаха ибн аль-Лутбийа собирать закат и когда он вернулся, то сказал: «Это было дано мне в качестве подарка, а это для тебя». Пророк (мир ему и благословения Аллаха) поднялся и обратился к людям: «Что с человеком из вашего числа, которого мы назначили выполнить задание, затем он приходит и говорит: «Это для тебя, а это было дано мне» Почему бы ему не остаться в доме у своего отца и матери и не посмотреть, дадут ли ему что-либо или нет?»
Нельзя работнику в правительственном учреждении принимать подарок в сделках, которые связаны с его отделом. Если мы откроем эти двери и скажем, что дозволено работнику принимать этот подарок, тогда мы откроем двери для взяточничества, а взяточничество очень серьезный вопрос и великий грех.
Если работнику дают подарок, связанный с его работой, то он должен отказаться от этого подарка, и нельзя ему принимать его, будь это подарок, милостыня или закят, особенно если работник обеспечен, потому что нельзя такому брать закят, как известно.
Фатава аль-Шейх аль-Усеймин, (18/270)

И Аллаху известно лучше.
Abu Muhammed

Re: О плате или подарках, которые дают врачам больные

Сообщение Abu Muhammed »

Был спрошен шейх Ибн Джибрин: "Я работаю в транспортной фирме, и перевожу фрукты и овощи из Медины в Джидду или Мекку или Рияд, и когда я доставляю их, их владелец дает мне сумму 100-200 риалов, как вознаграждение за быструю доставку ему овощей, и владелец фирмы знает об этом. Мой вопрос- эти риалы которую дали мне как премию, халяль или харам, ответьте, да воздаст вам Аллах благом!

Ответ: "Нам видится, что нет проблем тебе если ты берешь эти деньги, которые платит тебе владелец овощей, и знает об этом владелец фирмы, и хочет этим владелец овощей поощрить тебя за быструю доставку и сохранение овощей от порчи. И так как ты заслуживал это, за твой труд и твою заботу об имуществе, и если доволен этим дающий, и владелец фирмы, то нет препятствий, которые мешали бы взять их, даже если они будут дополнительными к твоей зарплате за которую ты работаешь" См. "Фатауа исламия", 4-347

И говорили и другие ученые, о том, что если имам (как в случае со сборщиками закята) или владелец фирмы разрешит принимать подарки на работе, то можно принимать их, если это подарок из того рода, как вы описали, то есть ради Аллаха, а не из желания добиться чего-то из целей от вас.

Сказал Ибн Батталь: "В хадисе Ибн Лутбия довод на то, что подарки работникм обязательно поместить в казну мусульман, и нет у них на эти подарки никакого права, кроме как если они спросят имама об этом" см. "Шарх сахих аль-Бухари", 7-112
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: О плате или подарках, которые дают врачам больные

Сообщение salyafit_07 »


Плата служащему за оказание услуг | Абу Яхья

sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: О плате или подарках, которые дают врачам больные

Сообщение sultan »

tik писал(а): 20 авг 2018, 04:55 Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
Проясните пожалуйста положение чаевых, для конкретных двух лиц, а именно: таксиста и официана. Ни тот ни другой не являются гос работниками, даются им чаевые после оказанных ими услуг, что никак уже не влияет на их усердие или не усердие в работе.
Барака-Ллаху фикум.
Вопрос #21605: Можно ли давать чаевые в ресторане?
Какое правило действует в отношении чаевых для работников ресторана?

Ответ:
Вся хвала Аллаху.

Пообный вопрос был задан шейху Абдур-Рахману аль-Барраку и он ответил
"Нельзя давать лишние деньги, потому что это считается взяткой с вашей стороны официанту, чтобы он вас лучше обслуживал или давал еду лучшую, чем ту, что дает тем, кто не дает ему чаевых. Работник не имеет права выделять кого-либо и предоставлять ему лучший сервис, напротив, он должен относиться к людям одинаково хорошо.
Но если дополнительные деньги не подобны взятке или фаворитизму, то нет ничего неправильного в этом случае. Как например, если вы даете их в качестве проявления сострадания бедному и нуждающемуся работнику, и вы не собираетесь часто посещать этот ресторан".


И Аллаху известно лучше.

https://ar.islamway.net/fatwa/3375/هل-ي ... مطعم-زيادة
Ответить