Запрет продажи того, чем не владеешь и того, что купил, но не забрал

Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Запрет продажи того, чем не владеешь и того, что купил, но не забрал

Сообщение abu jafar »

بسم الله الرحمن الرحيم

Прежде чем заключать сделку, четко разделяйте между куплей-продажей товара, когда право на вещь переходит из имущества одного человека в имущество другого так, что если он умрет в эту же ночь, то эта вещь уже принадлежит его наследникам. И разницу между арендой, когда вещь остается имуществом первого, а пользу от нее берет другой за определенную плату в течении определенного времени. И нельзя смешивать между двух этих понятий и заключать две сделки в одной, примером чего служит договор аренды имущества, предусматривающий переход права собственности на это имущество к арендатору.

Далее, если это купля-продажа, то надо определиться кокой из четырех возможных видов сделок вы совершаете.
Шейх Ибн Усаймин в "Шарх аль-мумти", объясняет, что сделки купли-продажи бывают четырех видов:
1. продажа имеющегося у продавца товара с оплатой в настоящий момент времени, то есть без рассрочки.
2. продажа не имеющегося у продавца товара с оплатой в рассрочку.
3. продажа не имеющегося у продавца товара с оплатой в настоящий момент времени, т.е. без рассрочки (ас-салям или ас-саляф)
4. продажа имеющегося у продавца товара с оплатой в рассрочку
И здесь дозволенны все виды кроме второго, потому как это является продажей долга за долг. (Сл. "Шарх аль-мумти" китаб бую'. 22А 35 минута)

Запрет продавать то, чем не владеешь.
От Хакима ибн Хизама да будет доволен им Аллах передается, что он сказал: "Пришел я однажды к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и сказал: "Приходит ко мне человек и просит продать то, чего у меня нет, и я покупаю это ДЛЯ НЕГО с рынка, после чего продаю это ему", - на что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, ответил: "Не продавай то, чего у тебя нет" (приводится у Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах. Достоверность подтвердил аль-Альбани в "Сахих сунан Аби Дауд". См. аль-Ируа 1292)
(عن حكيم بن حزام قال أتيت رسول الله صلى الله عليه وسلم فقلت يأتيني الرجل يسألني من البيع ما ليس عندي أبتاع له من السوق ثم أبيعه قال لا تبع ما ليس عندك)
Также от Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что он запрещал, чтобы один человек пришел к другому и сказал ему: "Купи то-то и то-то, а я куплю у тебя так, чтобы была у тебя прибыль такая-то и такая-то", - на что Ибн Умар сказал: "Не продавай то, чего у тебя нет" (аль-Муатта 642)

Исключение из запрета продавать то, чем не владеешь ("ас-салям")
(عن ابن عباس قال: قدم رسول الله صلى الله عليه وسلم المدينة وهم يسلفون في الثمار السنة والسنتين فقال: من أسلف فليسلف في كيل معلوم ووزن معلوم إلى أجل معلوم)
От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается, что он сказал: "Когда посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, прибыл в Медину, сподвижники заключали сделки, покупая плоды предоплатой за год и два года вперед, и посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто дает предоплату за что-то, то пусть дает предоплату за конкретный (известный) объем и за конкретный (известный) вес и до конкретного (известного) времени (срока)»" (аль-Бухари 2239, Муслим 1604)

Запрет продавать то, что уже принадлежит тебе, но еще не забрал у продавца
(أَنَّ حَكِيمَ بْنَ حِزَامٍ أَخْبَرَهُ قَالَ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنِّي أَشْتَرِي بُيُوعًا فَمَا يَحِلُّ لِي مِنْهَا وَمَا يُحَرَّمُ عَلَيَّ قَالَ : ( فَإِذَا اشْتَرَيْتَ بَيْعًا فَلَا تَبِعْهُ حَتَّى تَقْبِضَهُ)
От Хакима ибн Хизама передается, что он спросил пророка, мир ему и благословения Аллаха: "О посланник Аллаха, я делаю покупки, поведай же мне что мне дозволено в этом, а что запретно?", - на что он ответил: "Если ты купил что-то, то не продавай его, пока не заберешь" (хадис приводится у Ахмада, ан-Насаи, достоверность подтвердил аль-Альбани в "Сахих аль-Джами" 342)
(عن زيد بن ثابت أن النبي صلى الله عليه نهى أن تباع السلع حيث تبتاع حتى يحوزها التجار إلى رحالهم)
Также в другом хадисе от Зейда ибн Сабита передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, запретил продавать товар в месте где его купили, до тех пор пока торговец не перенесет его к себе (Приводится у Абу Дауда и ад-Даракутни, достоверность подтвердил аль-Альбани в "Сахих Аби Дауд")
Также в сборниках у аль-Бухари и Муслима приводится хадис от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "Кто купил продукты питания, пусть не продает их, пока пока не заберет (не перенесет к себе)" У Муслима приоводится добавка, что Ибн Аббас добавил: "Я считаю, что все виды товаров подобны этому"
(أن النبي صلى الله عليه وسلم قال : ( من ابتاع طعاما فلا يبعه حتى يستوفيه ) وزاد : قال ابن عباس : " وأحسب كل شيء مثله)
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

Слова ученых в отношении того,
как объединить между запретом на продажу того, чем не обладаешь и между видом торговли "ас-салям"


Имам аль-Хаттаби в комментариях к хадису: «Не продавай то, чем ты не владеешь» сказал: "Под словами Пророка, мир ему и благословения Аллаха, «Не продавай то, чем ты не владеешь» имеется в виду продажа конкретной вещи, а не продажа по описанию. Разве ты не видишь, что он дозволил продавать что-либо в рассрочку (отсрочка товара), это ведь относится к продаже того, чем не владеет продавец на данный момент. Однако он запретил продавать то, чем не владеет продавец со стороны неизвестности (гъарар). Это подобно продаже своего сбежавшего раба или потерявшегося верблюда. Также к этому относится продажа любой негарантированной вещи, как то чтобы купить вещь и продать его до того, как заберёшь. Также к этому относиться продажа имущества другого человека, потому как относится к продаже того, чем не владеешь, это относиться к неизвестности, потому как не знает согласится с этим хозяин товара или нет" (Маалим ас-ссунан)
Имам аль-Багъауи сказал: "Запрет в данном хадисе относится к продаже конкретных вещей, которыми человек не владеет. Что же касается продажи товара по описанию, то дозволен вид продажи ас-салям с соблюдением всех его условий" (См. Шарх ас-Сунна 8/140)
Ибн Каййим сказал: "Что же касается слов Пророка, мир ему и благословения Аллаха, «Не продавай то, чего у тебя нет» полностью подходит под описание запрета продажи чего-то неизвестного, потому как если продаст то, что у него не находится, то ведь он не может гарантировать его приобретение, он может его заполучить, а моежт и не заполучить, по причине этого становится неизвестностью. Это относится к продаже сбежавшего раба, потерянного верблюда, птиц в небе, того что содержит утроб верблюдицы и тому подобного. Некоторые ученые посчитали что вид торговли ас-салям является исключением из общего запрета указанного в этом хадисе, потому как ас-салям – это продажа того, чего у тебя нет, но они ошиблись, потому как в хадисе имеется в виду продажа конкретных вещей, что же касается ас-саляма, то это продажа того о чем договорились по описанию. И это обязательство гарантировано. Что же касается продажи того, чем не обладаешь, то запрет связан с отсутствием гарантированности, потому как он не является гарантированным по писанию и не является тем, что находится у него. А продажа должна быть гарантирована либо по описанию, либо же должна быть в руках, а продажа того чем не владеешь не относится ни к первому случаю, ни ко второму." (См. Хашия аля сунан Аби Дауд)
Ибн Таймия сказал: "Запрет Пророка, мир ему и благословения Аллаха, Хакиму ибн Хизаму продажи того, чем он не владел относится либо к конкретной вещи, так, что получилось, что он продал вещь принадлежащую другому до того, как купить ее у него. Однако это мнение не лишено изъянов. Либо же имелась в виду продажа того, что он не мог гарантировать передачу этой вещи продавцу, хоть это и является его обязательством – что скорее всего больше соответствует истине – и получалось так, что он гарантировал передать продавцу то, что не знал точно, сможет он его приобрести или нет." (См Маджму фатауа 20/529)
Имам аш-Шаукани скзаал: "Внешний смысл хадиса указывает на запретность продажи того, чем человек не владеет и что не находится в его распоряжении, однако было сделано исключение в отношении ас-саляма." (См. Нейлюль аутар)
Ибн Каййим в "Задуль-маад" передает слова своего учителя Ибн Таймии, что он сказал: "У ученых в отношении этого хадиса есть разные мнения. Было сказано одними, что имеется в виду конкретная вещь, которая принадлежит другому человеку. После чего он сначала продает именно ее (эту определенную конкретную вещь), а затем идет и приобретает ее и передает покупателю. Получается что смысл хадиса в том, чтобы не продавал конкретную вещь, которой у тебя нет. Это мнение передается от имама аш-Шафии. Он дозволял мгновенный ас-салям (без упоминания срока), тогда как у того, кому дали деньги за товар мог не обладать тем, что только что продал. И по этой причине он отнес запрет к продаже конкретных вещей, которыми не обдает продавец, чтобы продажа обязательств по передаче определённого товара вообще не входила под этот запрет, будь она мгновенной или же с установленным сроком.
И сказали другие ученые, что мнение о том, что в хадисе имелось в виду не описание, а конкретная вещь, очень слабое. И это потому, что Хаким ибн Хизам не продавал им что-то определенное, конкретное, принадлежащее другому человеку, после чего отправлялся и покупал это у владельца. Так же как и те, кто приходили к нему, не говорили ему «мы хотим купить у тебя раба, принадлежащего такому-то» или же «мы хотим, чтобы ты нам продал дом, принадлежащий такому-то». Нет. Однако люди приходили и говорили ему «Я хочу такие-то и такие-то продукты питания» или же говорили «я хочу купить у тебя такую-то и такую-то одежду» и тому подобное. После чего он им говорил «Хорошо, я дам тебе это», заключал с ним сделку, после чего отправлялся и приобретал у других, если не было у него самого. Именно это и делали люди и именно поэтому он сказал «Приходит ко мне человек и просит у меня что-то, чего у меня нет» и он не сказал «просит у меня то, что принадлежит другому» Отсюда понимается что просящий, просил конкретный вид товара, а не саму вещь, как это принято у тех, кто ищет продукты питания, либо одежду, либо верховое животное. Поистине, он ищет конкретный вид данной вещи, и не является его целью купить то, что он ищет именно у кого-то определенного, оставив других у которых есть то же самое, а может быть и лучше. И по этой причине имам Ахмад и группа ученых вместе с ним выбрала второе мнение и сказали: «Хадис этот остается как общий запрет продавать в долг то, чего у него нет. Хадис также включает в себя запрет на такой вид торговли как ас-салям, если товара у продавца нет, однако пришли хадисы дозволяющие ас-салям с обговоренным сроком. Поэтому запрет остается в отношении вида торговли мгновенного ас-саляма, если у продавца нет в наличии этого товара.
И третье мнение – и это наиболее правильное мнение – это то, что хадис вообще не относится к ас-саляму ни с установленным сроком не к мгновенному. Однако имеется в виду продажа в долг товара по описанию, если у продавца нет этого товара и он не в состоянии вручить, передать его покупателю. Тогда как он получил прибыль до того как приобрести уже проданный товар, и до предоставления гарантии и до как может передать его покупателю. Поэтому этот запрет относится к мгновенному ас-саляму если у продавца не было в наличии того, что он продал. Вследствие чего он сейчас же обязан дать товар, и уже получил прибыль от его продажи, тогда как он не может гарантировать передачу этого товара покупателю, потому как если пойдет покупать его, то может быть получится у него купить это, а может и не получиться. И это относится к неизвестности и риску. И если это мгновенный ас-салям, то и передать он должен товар сразу же, а он не в состоянии сделать это, несмотря на то, что он уже получил прибыль, как будто владеет им и гарантирует передачу товара. И может быть даже так, что он просто указал на истинного хозяина товара. В итоге ничего не сделал, а деньги заработал незаконным путем. Поэтому если это будет мгновенным ас-салямом и продавец в состоянии тут же дать товар, то такой вид сделки дозволен. Это как сказал аш-Шафии, что если дозволен ас-салям с указанием срока, то есть в рассрочку, то мгновенный более заслуживает того, чтобы быть дозволенным"
(См. Задуль-маад фи хадйи хейриль-‘ибад 5/811)
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

samiri писал(а):Ас-сяляму алейка уа рахматуЛлах.
Если я собераю деньги за заказанный мне товар и иду покупать его, для продажи затем с наценкой,то подпадает ли,это под запрещённый вид торговли тем, чем не владеешь?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Если вы действуете, как самостоятельное лицо, а не как подотчетное и взяли деньги у покупателя (заказчика) за товар, то сделка купли-продажи произошла и закончена.
Если у человека нет товара, которым он владеет и он договаривается с кем-то, что продаст ему это, то он продает не конкретную, имеющуюся у него вещь, а продает вещь по описанию. И если он при этом не получает полную предоплату и покупатель остается должен либо всю сумму, либо часть суммы, то это запрещенный второй вид сделки, когда долг продается за долг. В твоем случае надо либо использовать третий вид сделки "ас-салям" с соблюдением всех его условий, либо продавать то, чем владеешь.
Другое дело когда вы являетесь не отдельным лицом, а представителем либо покупателя, когда он знает сколько стоит товар и знает все расходы и знает сколько даст вам за ваши услуги и вы это тоже знаете. Либо же представителем продавца, так как вы представляете другого человека и продаете от его имени, от имени хозяина товара. И в этом нет проблем и здесь на форуме было кое-что об этом viewtopic.php?f=9&t=6328
Иман писал(а):Ас саляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух. Прошу прощения за вопрос, хочу уточнить. Если купишь финики по предоплате у производителя, то получается что продавать их уже дальше по предоплате нельзя, я правильно поняла?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Именно ИХ нельзя продавать, пока вы их не заберете, однако вы можете продавать финики по описанию, то есть не именно эти финики, а финики определенного вида и качества по полной предоплате в момент заключения сделки и точно оговоренным сроком доставки и места доставки. В общем с соблюдением всех условий "ас-салям"
Abu Hurayra писал(а):а вообще можно привозить товар под заказ беря не всю сумму за заказанный товар а брать предоплату например 50% ?
Здесь надо четко понимать, сделка совершена над конкретной вещью или же над товаром по описанию.
Если вещь по описанию, то нельзя, так как не соблюдается условие ас-саляма, а это полная предоплата
Еслиже сделка совершена на конкретную вещь, которая ПРИНАДЛЕЖИТ тебе и находится либо непосредственно у тебя, либо находится у твоего человека например у брата жены или у друга или в твоем втором магазине в другом городе, тогда можно. Но это должен быть твой товар, принадлежащий тебе, а не товар владельцем которого является твой поставщик или родственник и в любой момент продаст тебе нужное его количество.
Abu-Saddam писал(а):Ас-саламу 'алайкум варахьматуЛлаhи вабаракатуh.
Прошу знающих братьев разъяснить следующее:
Передают, что Ибн 'Аббас да будет всевышний Аллаh доволен им и его отцом, рассказывал: "Когда Пророк, мир Ему и благословение Аллаhа прибыл в Медину, ее жители оплачивали покупку фруктов за год и даже за два года вперед, и тогда Пророк, мир Ему и благословение Аллаhа, сказал: "Кто выплачивает аванс за покупку фруктов, тот должен платить за определенную меру или определенный вес, которые он получит в определенный срок" Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари говорится: "кто оплачивает покупку товара авансом..."

Каков хукм данного хадиса? Дозволяется ли на основании него продавать то, чего нет в наличии, но оговорив при этом его меру и срок поставки?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
да, есть такое исключение. Вот здесь по ссылке об этом есть упоминание в словах шейха Усеймина, рахимахуЛлах. http://asar-forum.com/viewtopic.php?p=59400#p59400
mslm писал(а):Ассаламу алейкум!
А как быть, например, в случае Интернет-магазина? Особенно касается сферы автомобильных запчастей, ибо все запчасти на складе не соберешь, не напасешься просто. Да и много всяких редких машин, запчасти, на которые нужно заказывать из заграницы. Клиент приходит, делает заказ запчасти, которая стоит 10 000, например. Условием выполнения заказа продавец (или посредник, получающий с этой сделки свой процент) ставит предоплату в 5000 в качестве залога на случай, если клиент откажется от своих обязательств перед посредником и не заберет свою запчасть, оплатив оставшиеся деньги. Иными словами, предоплата - страховка на случай, если покупатель захочет "кинуть" продавца (или посредника) и оставить его с этой никому не нужной запчастью. Т.е, продавец, в соответствии с договором со своим клиентом, на свои деньги покупает эту деталь, привозит ее к себе на склад, уведомляет клиента о приходе запчасти. Клиент, в свою очередь, приходит, оплачивает оставшиеся 5000 и забирает свой заказ.
Является ли такая схема, применяющаяся сегодня повсеместно в сфере торговли автозапчастями, недозволенной?
Напомню, что предоплата - это залог или, иными словами, просто подстраховка. Продавец в случае невозможности исполнения заказа по тем или иным причинам в любое время может вернуть клиенту его деньги. А окончательная продажа товара происходит только тогда, когда клиент забирает привезенную под его индивидуальный заказ деталь. Т.е., товар на этот момент уже принадлежит продавцу, он его выкупил и привез к себе.
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Как быть, то есть несколько вариантов:
1. сказать заказчику что товар вы можете купить за 100руб, к примеру, доставка обойдется 20руб, плюс вы хотите иметь за свои услуги 30руб. Итого он должен вам заплатить 150руб. Эти деньги (150руб) подотчетная сумма, он как бы нанял вас, но при этом вы не должны обманывать его ни насчет того за сколько вы приобретете этот товар, ни насчет дорожных затрат, к примеру если у вас получится купить не за 100руб, а за 95руб и дорога обойдется 15руб, то в итоге вы должны будете вернуть ему 10руб так как за свои услуги вы взяли 30руб на которые договорились.
2. заключить договор с вашими поставщиками, что вы их реализатор, не отдельное лицо, и вы продаете чужой товар и имеете прибыль либо установленную либо же определенный процент с продаж, но продаете по цене которую назначил хозяин товара.
3. продавать по системе которая называется "салям" с его условиями (деньги должны быть отданы сразу и полностью в момент заключения сделки, утвержден точный срок поставки и места поставки, подробное описание изделия и его количества)
Абу Камиля писал(а):Ас саляму алейкум ва рахматуЛлагъи ва баракяту!А если ты уже не раз неправильно совершал акт купли продажи как можно правильно искупить эти грехи! Джазака АЛЛАГЪУ хайран!
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Грех записывается человеку только если он осознанно ослушался Аллаха. То есть человек не будет спрошен за то, чего он не знал, о чем даже не подозревал, что это ослушание и грех, кроме как если он сам был причиной своего невежества, как то, что проявил небрежность и халатность в отношении того, что обязан был узнать.
А покаяние подобно покаянию как и в любых других грехах, о чем можете прочитать по ссылке: http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=24&t=1185
salafi. писал(а):Ассаламу алейкум !Поясните братья я прочитал но не понял
Если я показываю например на своей странице соц.сети Вконтактах людям товар (которым сам не владею - владелец товара другой человек и даже может быть он с другой страны) с описанием и фотографиями со сроками доставки товара и ценой которую я установил (цена владельца товара другая - меньше той что установил я) и люди заказывают у меня по описанию по фото отправляют мне деньги и адрес доставки а я после получения денег оплачиваю товар у настоящего владельца и даю ему адрес доставки покупателя (то есть я вообще не вижу товар)
Является ли такой вид торговли разрешенным ? (это очень распространено в интернете и этим видом торговли занимаются мусульмани)
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
В общем, да, такой вид разрешен (полная предоплата, точное описание товара, его количества, сроков и места доставки), но один момент меня смутил, а это то что вы написали: "(то есть я вообще не вижу товар)". Может быть в этом нет никаких проблем, я не знаю, но для перестраховки уточню и уже так вам отвечу, ин шаа Аллах.
И да поможет вам Аллах и исправит ваши дела!
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Продажа того, чем не владеешь и того, что не забрал

Сообщение abu jafar »

Хэлъэдэж Пабжев писал(а): Ассалам алейкум. Брат Абу Джафар, есть вот такой вопрос , если знаешь ответь, а если не знаешь, то узнай пожалуйста, потому что этот вопрос очень актуален у нас дома.
Сейчас в КБР каждый второй муслим перекупщик. Очень много проблем возникает в процессе их торговли. Многие не видят никаких проблем в том, чтобы покупать и перепродавать краденное или покупать бытовую технику или автомобили, купленные в кредит, то есть в ростовщических сделках.
Но самый распространенный вид торговли сейчас - это торговля в рассрочку. Выглядит это так:
Один продает другому в рассрочку автомобиль. Покупатель отдает какую-то часть денег сразу, а остальную часть выплачивает по частям в течение какого-то срока.
Вроде бы все просто, но затем начинается все самое интересное. Покупатель чаще всего сам является перекупщиком и как только он получил машину, он сразу начинает ее продавать. Иногда себе в плюс, а иногда даже в минус, но главное, что бы за наличку. Ведь потом есть возможность целый год крутить эти деньги. Иногда есть такие нечистоплотные покупатели, которые и не собираются возвращать оставшуюся сумму, а иногда просто заигрываются и не могут рассчитать свои силы и как следствие начинают просрочивать выплаты. Иногда первому хозяину приходится забирать свою машину уже у третьего после него покупателя, говоря что эта машина его, а ты мол сам разбирайся с тем кто тебе ее продал, ну и как из этого вытекает, начинаются разборки и выяснения отношений.
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Пусть Аллах исправит положение мусульман и дарует богобоязненность, чтобы желание обрести блага этого мира не толкали их на запретные виды заработка.
1. Договор аренды с последующим выкупом неприемлем, потому как совершаются две абсолютное различные сделки в отношении одной и той же вещи. Надо чтобы был договор либо об аренде, либо о продаже в рассрочку.
2. Продавец может договориться с покупателем, что продает автомобиль и передает его покупателю, однако он должен заложить его у него в качестве гарантии выплаты долга. В данном случае предмет торговли, сам же затем выступает в качестве залога собственной стоимости (الرهن). То есть, изначально дозволено покупать что-то в рассрочку оставляя в качестве гарантии выплаты что-либо под залог, как это сделал Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, купивший у иудея еду и оставивший в залог кольчугу (аль-Бухари 2067). А в данном случае продавец поставил условие, что проданная вещь будет заложена до тех пор пока не будет выплачена её стоимость.
О дозволенности этого есть постановление Исламской Академии Фикха № (6/2/53)

Хэлъэдэж Пабжев писал(а): В общем, надеюсь, схема примерно понятна, теперь вопросы:
1. является ли машина собственностью продавца, до тех пор, пока с ним не расплатятся окончательно, или же она является собственностью покупателя, как только он выплатил первый взнос и он забирает ее?
2. имеет ли право покупатель продавать ее, до тех пор, пока он не расплатится окончательно, или это элемент ростовщической торговли? (т.е. не получается так, что он продает то, чем не владеет, здесь разве не присутствует элемент гъарар)
3. если последующие выплаты задерживаются, может ли хозяин забрать свою машину назад? И если да, то имеет ли он право на какую-либо компенсацию?
4. если машина получила повреждения за время нахождения у покупателя, обязан ли он это компенсировать?
5. ели машину к тому времени уже перепродали несколько раз, кто имеет на нее больше прав, первый хозяин или кто? Ведь остальные тоже заплатили за нее деньги.
Искренне ваш Хэлъэдэж Пабжев.
Что касается вопросов:
1. машина становится собственностью покупателя, а он в свою очередь остается должен деньги, а не оставшуюся часть машины
2. покупатель имеет право делать с ней все что захочет, может подарить или продать, может разобрать и пустить на запчасти, может закопать в огороде. Это уже его вещь, что хочет то и делает.
3. если оплата задерживается то продавец может поступать так же, как и тот у кого взяли деньги взаймы и не вернули в срок. Может отсрочить, может требовать, подать в суд, арестовать имущество (любое имущество, а не именно эту машину).
4. машина его, а за порчу своего имущества человек отвечает только перед Аллахом, если это заходит в раздел "исрафа", то есть в раздел расточительства.
5. кто купил, тот и имеет на нее право, а кто кому деньги должен, к машине это никакого отношения не имеет, с долгами разбираться надо вообще забыв про машину, как будто ее и не было.
Аллаху аълям.

P.S. Чтобы проще было понять представьте ситуацию, что в рассрочку купили не машину а кусок сыра. И если покупатель не может его съесть, то он его не купил получается, а взял понюхать, а съесть может только когда полностью расплатиться с за него.
Однако продавец может ставить условия при продаже. К примеру продает машину с условием что отдаст ее через неделю, или что доедет на ней до определенного места и только там вручит ее покупателю. Или другие условия, которые не принесут вред покупателю и не пойдут вразрез с самой сутью передачи прав на собственность, как то продать сыр с условием чтобы его не ели, или продать машину с условием чтобы ее не продавали и так далее.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Re:

Сообщение abu jafar »

tik писал(а):Ассаляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
Че-то после ответа на вопрос брата
salafi, я совсем запутался.
Из всего выше перечисленного понял что исключением может быть то, что, ты либо представитель покупателя, либо представитель реализатора, НО не отдельное лицо. Тут же salafi как отдельное лицо сам выставил товар, которым не владеет, и продает его. И даже если посмотреть на те фатауа ученых о торговле по описанию, то и там есть такие условия как отсутствие неизвестности, негарантированность!
Вот у меня вопрос к брату salafi, разве вы можете быть уверенным что покупателю, пришлют именно тот товар, который на фото, ведь не секрет что зачастую покупки по интернету, не соответствуют тому, что видели на фото?
Или взяв деньги за товар, у вас есть гарантия что именно этот товар вы сможете купить и отправить покупателю? Может там где вы хотели его купить вам скажут что у них закончился этот товар?
И вообще, покупатели в курсе что никакого товара у вас нет, а вы лишь третье лицо, которое помогает им купить этот товар за свою наценку? Ведь если они это будут знать, то врядли захотят у вас что-либо покупать, так как в случае какого-либо дефекта у товара, разбираться им придется не с вами, а с фирмой у которой вы купили этот товар. Или вы в случае недовольства клиента каким-то дефектом, будете сами возмещать покупателю товар или деньги??
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
То, что ты перечислил не исключение а уикаля, когда один представляет другого, либо продавца либо покупателя, либо же просто работает на них, как продавец или как закупщик, где он так же выступает от лица стороны, которую представляет. А вот действительно исключением из этого является вид торговли "ас-ссалям", когда человек продает то, чем вообще не владеет, то есть продает вещь по описанию. Но у этого вида сделки есть свои условия и если не соблюсти эти условия, то сделка вернется в свою основу и станет запретной по причине продажи того, чем не владеешь.
Также не надо путать запрет на продажу того чем не владеешь с запретом продавать то, чем владеешь, но еще не забрал у первого продавца.
При ас-саляме человек не продает конкретную вещь, а продает по описанию. Если это продажа конкретной вещи то это не будет ас-салям, а будет обычная продажа. Суть "саляма" в том, что продается не конкретная вещь, а вещь по описанию по полной (а не частичной) предоплате, точными сроками, количеством и т.д. Среди них есть условия в чем ученые единогласны, есть то в чем разногласят, но это детали. Суть в том что такой вид сделки есть и он узаконен.
Что же касается доли неизвестности и отсутствия полных гарантий, то это присутствует в любой сделке, как то что перекупщик при продаже дома, не вскрывает канализацию или проводку чтобы посмотреть на то, что он купил и что он продает и не обязан он этого делать, хотя порой приходится все это менять. Так же и тот кто продает финики или пшеницу которой у него нет, но он продает по описанию (ас-салям), то ведь нет гарантий что он сможет уложиться в срок, или что финики не окажутся червивыми или пшеница влажной и тому подобное. А ответственность перед конечным покупателем несет конечно же тот кто с ним договаривался и продал ему вещь по описанию, а не производитель или же оптовый продавец. С ним пусть разбирается перекупщик, тот с кем они и договаривались.
уаЛлаху аълям.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
разъясните брат более подробно что за мгновенный и отсроченный вид сделки ас- салям.
ас-салям - вид сделки, когда товара нет у продавца, однако он продает товар по ПОЛНОЙ ПРЕДОПЛАТЕ, по точному описанию товара (чтобы потом разногласий не было), с указанием точного срока, места доставки и количества товара.
Мгновенный ас-салям - это все то же самое только без указания сроков. А так как сроки не были указаны, то обязательства передачи товара вступают мгновенно. То есть с момента заключения сделки продавец уже становится обязан передать товар. А дальше уже передает как получается даже если это займет день или более того.
в чем разница того, что вы имеете в виду под конкретной вещью и вещи по описанию.?
конкретная вещь - это то на что можно показать пальцем или сказать "жигули девятой модели, которая стоит у меня в гараже", или сказать "телефон нокиа 1100, который лежит в сумке моей жены" и так далее.
а вещь по описанию - это "такая же машина, как та что у меня в гараже", или "такой же телефон, как мой" или же сказать продаю телефоны Ноте 2, оригинальные, со следующими характеристиками..."
и в хадисе и в асаре в самом начале приходит то, что люди приходили описывали словами какой-то конкретный товар говоря то-то и то-то и человек шел искал этот товар затем его перепродавал и в итоге этот вид сделки запрещен - не продавать то чего у тебя нет.

Если прочитаете внимательно слова ученых, приведенные в этой теме по вопросу совмещения дозволенности саляма и запрета на продажу того чего нет, поймете, что люди, например, не приходили и не говорили "хочу помидоры Ахмада" или же "купи тот кусочек сыра" или же "продай мне грудинку бычка, которого зарезал твой сосед". Нет, однако приходили и описывали товар, к примеру "продай мне мешок картошки первого сорта" или же "продай мне 2 ведра муки 3-его сорта"
в асаре когда заказывали то описывали тоже конкретный товар как финики или пшеницу покупая не мгновенно а с указанием сроков объема и веса
в том то и дело что они описывали товар, а не указывали на тот или иной товар который они хотели приобрести. Поймите, что они указывали на описание товара, а не на сам товар. То есть не пальцем тыкали в тот или иной товар, а давали описание того, что они хотят и сколько. Но в случае с Хакимом, да будет доволен им Аллах, это было запрещено, а случае с с хадисом от Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, это было разрешено, при определенных условиях.
(хадис: От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передается, что он сказал: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, прибыл (в Медину), сподвижники заключали сделки, покупая плоды предоплатой за год и за два года вперед, и посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Кто дает предоплату за что-то, то пусть дает предоплату за конкретный (известный) объем и за конкретный (известный) вес и до конкретного (известного) времени (срока)»)
Разница дозволенного вида сделки "ас-салям" с запретным видом сделки продажи того чего у тебя нет, в том, что, во-первых, идет полная предоплата, и во-вторых, оговаривается срок, чего не было упомянуто в хадисе Хакима ибн Хизама.
может быть исключение то что покупали у людей у которых были поля и пальмовые сады а не у посредника...который шел искал товар и потом выкупив продавал.
так никто не разделял, по крайней мере я не встречал, а наоборот во всем что встречал и спрашивал по этой теме никто не делал подобного ограничения.
практика того чем время от времени сталкиваются большинство предпринимателей:
к примеру на одном ряду есть схожие виды товаров и у одного продавца есть несколько единиц товара в наличии,
а у его соседа у другого продавца нету этого товара (закончился в его магазине например) и к нему ко второму приходит клиент и он хочет купить то что
у него нет. получается если продавец берет 100% предоплату и сразу бежит к соседу и взяв единицы товара бежит к своему покупателю
то что это ас салям мгновенный за описанный товар и количество?
и если в случае когда он не беря денег с продавца бежит к соседу покупает за свои или берет товар с условием что оплатит вот через мгновение и перепродает то чего у него не было то это запретная сделка?
так ли?
в данном случае продавец действует по существующей договоренности среди продавцов на данной территории, что каждый из них может продавать товар другого имея за это свою небольшую долю. то есть, он как реализатор, которому дали возможность продавать товар, хоть он им и не обладает, но ему хозяин товара предоставил это право. Поэтому данный случай вообще не относится к рассматриваемым ситуациям.
покупатель дает объявляет что хочет купить нечто и дает общее описание, посредники отправляют договор предварительно согласованный по условиям покупателя с продавцом такого товара на рынке и подписав договора с обеими сторонами,
у покупателя берут 100% предоплату и затем купив на деньги покупателя осуществляют поставку товара уже cтавшим определенным конкретным по мере и весу ему через определенный указанный в договоре срок.
если товар точно описан, его количество, сроки поставки, место поставки и полная предоплата, то это и есть ас-салям, а кто являлся инициатором не суть важно, важно то, что происходит во момент заключения сделки.
еще вариант на рынке один торговец продает товары и посредники ходят узнают или дают объявление на продажу и находят покупателя на данный товар
берут образец доставляют покупателю либо отправляют к нему описание с количеством и весом и временем немедленной или остроченной поставки(по почте через ватцап скайп итд)) и договорившись берут деньги у покупателя и перепродают всю партию естественно продав то чем не владеют. покупатель как в асаре не подходил сам к посредникам а посредники предложили товар. с виду похоже на ас салям. есть условия предоплаты на погрузке за количество и вес есть + еще доставка продукции к покупателю.
При соблюдении других условий продажи по описанию, условие немедленной поставки (или отсутствие упоминания о сроках поставки) - это и есть мгновенный ас-салям. В хадисе где упоминается запрет, во-первых не говорится, что была полная предоплата, во-вторых, нет ничего о сроках доставки, что делает его обычной куплей-продажей, а не ас-салям. Именно по этой причине имам Ахмад и запретил мнговенный ассалям (продажа по описанию без указания срока) в независимости от того есть этот вид товара у продавца или нет. А шехуль Ислям ибн Теймия согласился с ним, с той лишь разницей, что дозволил мгновенный ас-салям, при условии что товар у продавца есть. К примеру на складе или в другом городе у друга лежит 100 штук моих телефонов определенной модели.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Продажа того, чем не владеешь и того, что не забрал

Сообщение abu jafar »

abu'fatima писал(а):Ас-саляму алейкум уа Раhмату-Ллаhи уа баракатуh.
Получается человек который купил (например: по интернету) конкретную вещь (например: часы) но еще не забрал (еще не дошло по почте и т.п варианты) он может уже ее продать по описанию ?
уа алейкум ассалям уа рахматуЛЛахи уа баракатух
именно ее продать не может, но может продать ТАКИЕ ЖЕ часы по описанию с соблюдением всех других условий ас-саляма. Но он не может продавать, говоря, вот я заказал уже часы и как только они придут я тебе их передам. В таком случае он уже указывает пальцем на товар, который еще не забрал у покупателя даже если он и оплатил. Человек не может выставлять на продажу товар, который лежит в посылке, ведь это уже не продажа по описанию, а продажа конкретной вещи лежащей в посылке (а продавать конкретную вещь, а не вещь по описанию) до того как ее забрал нельзя, как это объяснялось в начале темы.
Не пойму в чем разница между продажей конкретной вещи и продажей по описанию ?
Ведь я продаю по по полному описанию конкретную вещь не имея ее у себя.
перечитайте тему еще раз.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Продажа того, чем не владеешь и того, что не забрал

Сообщение abu jafar »

aronu писал(а):Ас салям аллейкум.
Не нашла ответ на вопрос про продажу товаров в интернет-магазине, по фото, описанию и срокам, если не видишь вещь, которую продаешь....
Я выставляю фото косметики (объем, состав, цену и сроки доставки), работаю по предоплате и наложенному платежу. К цене поставщиков добавляю свою наценку и продаю по фото. Получаю предоплату и сразу оплачиваю поставщику, а он уже высылает почтой на адрес заказчика, т.е. через меня товар не проходит. Меня смущает тут то, что я этот товар не забираю, и даже не вижу. Хотя знаю какой он, его характеристики и проч.
ДжазякуЛлаху хайран за ответ
уа алейкум ассалям
Что касается наложенного платежа, то насколько мне известно покупатель расплачивается за товар в момент получения его на руки, а не в момент заключения сделки, кроме того он даже не может посмотреть сам товар, прежде чем заплатить деньги. Поэтому считать отделение почты местом заключения сделки купли-продажи не получается. Сама сделка купли-продажи произошла тогда, когда появились взаимные обязательства: у вас - выслать выбранный товар, у покупателя - заплатить уже обговоренную сумму. А если так, то полной предоплаты в момент заключения сделки не было и это не может быть "салямом", потому как условие на котором сошлись ученые в отношении этого вида сделки, чтобы была полная, стопроцентная предоплата.
Насчет остальной части вопроса не знаю, не уверен.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

ибн Юсиф писал(а):АсСаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Ещё вопрос по торговле в интернет-магазине.
Ситуация: Магазин предлагает товар, скажем за 10 долларов. Для партнеров предусматривает комиссию 10% от суммы продажи.
Партнер (т.е. зарегистрированный в их системе) на своём сайте рекомендует этот товар НЕ КАК СВОЙ, а как просто товар - например: "интересный гаджет, который можете купить здесь" (спец. партнерская ссылка на товар). Товар, купленный по партнерской ссылке будет стоить покупателю столько же, сколько он заплатил бы без ссылки партнера.
По факту оплаты и доставки товара, магазин выплачивает оговоренную сумму (10% от суммы, потраченной на покупку товара приведенным покупателем). Далее партнер может вывести этот доход на свой электронный кошелек или банковскую карту.

Вопрос: такой вид торговли дозволен?
БаракАллаху фикум!
уа алейкум ассалям уа рахматуЛЛахи уа баракатух
то есть вас наняли как обычного зазывалу, которому дают долю с проданной через него вещи, то нет проблем в этом, будь то оплата в долях или же установленной ставкой за ваши труды, а Аллаху это ведомо лучше.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

muslim* писал(а):салам алейкум. Хотел узнать, когда сделка считается уже заключенной? Просто бывает так, что договорился с кем то о цене и он говорит, что все устраивает и он покупает. И ты ждешь его какое то время и другие люди звонят и тоже купить хотят, а ты отказываешь, говоришь что продал уже. А он потом через какое то время говорит, что передумал покупать или что нашел в другом месте дешевле и там купил. Что делать в этом случае?
уа алейкум ассалям уа рахматуЛЛахи уа баракатух
Сделка считается завершенной, когда договорились и появились взаимные обязательства. Не просто изъявили желание что-то приобрести, а четко договорились о цене и покупатель сказал, что точно покупает, а продавец говорит, что продал ему так, что продавец становится должным отдать товар, а покупатель становится должным отдать его стоимость.
Однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, купил коня у одного бедуина и велел ему следовать за ним, чтобы вручить ему стоимость коня. И Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха ускорил шаг, а бедуин шел медленно и отстал. И тут к нему начали подходить люди и интересоваться конем и предлагать цену, не зная, что Пророк, мир ему и благословения Аллаха, уже купил его. Тогда тот бедуин начал звать Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, и говорить: "Либо ты покупаешь этого коня, либо я продам его другому". Услышав его зов, Пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "А разве я уже не купил его у тебя?", - на что бедуин ответил: "Нет, клянусь Аллахом, я не продал его тебе", - а Посланник, мир ему и благословения Аллаха, сказал: "Нет же, я уже купил его у тебя", - и тут бедуин начал требовать свидетеля, который бы это подтвердил. Услышав это один из ансаров Хузейма ибн Сабит сказал: "Я свидетельствую, что ты продал его" Тогда Пророк, мир ему и благословения Аллаха повернулся к Хузейме и спросил: "На каком основании ты свидетельствуешь?", - на что он ответил: "На основании убежденности в правдивости твоих слов, о Посланник Аллаха" И Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, приравнял его свидетельство к свидетельству двух людей. (Хадис достоверный. См. Ируа аль-Гъалиль 1286)

Однако, пока вы не разошлись, каждый из вас может передумать и отказаться и расторгнуть сделку, даже если покупатель уже успел взять товар, а продавец взял деньги, исходя из слов Посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха (البيعان بالخيار ما لم يتفرقا) "И продавец и покупатель имеют право на расторжение сделки до тех пор, пока не разойдутся." Но если уже разошлись (или если сделка совершается по телефону, то если положили трубку), то сделка закрепилась и покупатель обязан дать стоимость товара, а продавец обязан дать товар. А Аллаху это ведомо лучше.
Аватара пользователя
abu_vasila
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 08 июл 2011, 20:05

Re: Продажа того, чем не владеешь и того, что не забрал

Сообщение abu_vasila »

Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух!
abu jafar писал(а):Шейх Ибн Усаймин в "Шарх аль-мумти", объясняет, что сделки купли-продажи бывают четырех видов:
1. продажа имеющегося у продавца товара с оплатой в настоящий момент времени, то есть без рассрочки.
2. продажа не имеющегося у продавца товара с оплатой в рассрочку.
3. продажа не имеющегося у продавца товара с оплатой в настоящий момент времени, т.е. без рассрочки (ас-салям или ас-саляф)
4. продажа имеющегося у продавца товара с оплатой в рассрочку
И здесь дозволенны все виды кроме второго, потому как это является продажей долга за долг. (Сл. "Шарх аль-мумти" китаб бую'. 22А 35 минута)
Применимы ли эти нормы к производственной, так скажем торговле? То есть пример, у человека есть мебельный цех, в котором он изготавливает мебель на заказ и делает это либо в рассрочку, либо по 100% предоплате. То есть готового у него ничего нет и он ничьё готовое не перепродаёт. При этом мебель изготавливается по конкретным размерам и из конкретных материалов (будет ли тут продажа конкретного товара или же по описанию?). Материалы частично есть на складе, часть из них заказывается после предоплаты, при этом расчёты с поставщиками практикуются с "отсрочкой платежа".

Разъясни, брат, какие тут положения применимы? Что дозволено, что нет?

БаракаЛлаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Сегодня брат один указал на этот момент:
Хэлъэдэж Пабжев писал(а):Многие не видят никаких проблем в том, чтобы покупать и перепродавать краденное или покупать бытовую технику или автомобили, купленные в кредит, то есть в ростовщических сделках.
Аналогия в этом примере неправильная, так как есть разница между сворованным и взятым в кредит под проценты. В одной старой ветке уже упоминалось об этом.
Следует знать, что запретное имущество имеет два положения:
Первое, когда запретное имущество приобретено по обоюдному согласию, как: Выиграно азартным путём, заработано ростовщичеством, с продажи алкоголя и прочих запретных вещей, и т.п. В данном случае грех на том, кто так зарабатывает, и перекупать у такого человека, или даже принимать подарок с этого имущества не проблема.
Второе, когда имущество является запретным и приобретено вероломным путём, как: украдено, отобрано силой, и т.п. Касательно однозначной запретности этого имущества нет сомнения. И такое имущество нельзя ни принимать в качестве подарка, ни даже перекупать. А если оно попало тебе в руки, это необходимо вернуть истинному хозяину или его наследникам. Имам ас-Сархаси сказал: “Если мусульманин вошел на земли неверных с их дозволения, то ему нельзя проявлять по отношению к ним вероломство. И если он все же проявит к ним вероломство и присвоит себе их имущество, после чего его выгонят в исламскую страну, то порицается для мусульманина покупать у этого человека что-либо, если он знает, что приобретено это скверным путем!” См. “аль-Мабсут” 10/96.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о совершении Хаджа на деньги, которые дал ростовщик, владеющий банком, шейх ответил: “Нет проблем на человеке, которому дал садакъа кто-то из ростовщиков, чтобы он совершил Хадж на эти деньги. Как и нет проблем на нём принять от него то, что он подарил, потому что грех ростовщичества на том, кто зарабатывает этим. А что касается дозволенности того, что взято шариатским путем, как подарок или садакъа, то довод этому является то, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимал подарки от иудеев, кушал их еду, покупал у них, несмотря на то, что иудеи занимались ростовщичеством и пожирали запретное, как это было известно. Конечно, если скажем, кто-то своровал овцу и подарил её тебе, то тут мы запрещаем брать её, поскольку ты знаешь, что эта овца не является его имуществом. Однако, если он зарабатывает на ростовщичестве, то грех на нем, а для того, кто взял у него это имущество шариатским путем, оно дозволено”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 21/105.
Таким образом, есть разница, между тем, кто зарабатывает греховно, но чей грех остаётся между ним и Аллахом, и тем, кто украл или отобрал что-то, чей грех затронул и третью сторону.
Аллаху а'лям.

Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

abu_vasila писал(а): 15 дек 2018, 14:50 Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятух!
abu jafar писал(а):Шейх Ибн Усаймин в "Шарх аль-мумти", объясняет, что сделки купли-продажи бывают четырех видов:
1. продажа имеющегося у продавца товара с оплатой в настоящий момент времени, то есть без рассрочки.
2. продажа не имеющегося у продавца товара с оплатой в рассрочку.
3. продажа не имеющегося у продавца товара с оплатой в настоящий момент времени, т.е. без рассрочки (ас-салям или ас-саляф)
4. продажа имеющегося у продавца товара с оплатой в рассрочку
И здесь дозволенны все виды кроме второго, потому как это является продажей долга за долг. (Сл. "Шарх аль-мумти" китаб бую'. 22А 35 минута)
Применимы ли эти нормы к производственной, так скажем торговле? То есть пример, у человека есть мебельный цех, в котором он изготавливает мебель на заказ и делает это либо в рассрочку, либо по 100% предоплате. То есть готового у него ничего нет и он ничьё готовое не перепродаёт. При этом мебель изготавливается по конкретным размерам и из конкретных материалов (будет ли тут продажа конкретного товара или же по описанию?). Материалы частично есть на складе, часть из них заказывается после предоплаты, при этом расчёты с поставщиками практикуются с "отсрочкой платежа".
Разъясни, брат, какие тут положения применимы? Что дозволено, что нет?
БаракаЛлаху фикум.
уа алейкум ассалям уа рахматуЛЛахи уа баракатух
Нет, не совсем. При производстве можно продать то, чего нет, как если мебельщик продает мебель, до того как её сделал, будь то в рассрочку или берет заранее часть денег, или всю сумму. Или как строитель продает квартиры, которые еще не построил, или портной, который шьет одежду. Это называется "Истиснаъ" (الإستصناع) и нет разногласия в дозволенности этого вида сделки. Однако условием здесь является то, чтобы сделка происходила между ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ и заказчиком, то есть непосредственно самим строителем или плотником или портным, и не дозволено тому, кто купил таким образом квартиру или одежду или мебель, продавать до того, как он им завладеет. То есть, если ты не производитель, значит продаешь конечный товар, и получается, что продаешь то, чем не владеешь и распространяется на это все то, что обсуждалось в этой теме. уаЛлаху а'лям.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Продажа того, чем не владеешь и того, что не забрал

Сообщение abu jafar »

Шейх Сулейман ар-Рухейли сказал: «“Аль-Истиснаъ” – это когда за определённую плату производится заказ на изготовление чего-либо с определённым описанием и свойствами из материалов, принадлежащих изготовителю. То есть, когда покупатель желает приобрети что-то, он отправляется к производителю или же ремесленнику, и заказывает у него это, заранее договариваясь о цене и описании конечного продукта. Это и есть «аль-истиснаъ». К примеру, человек отправляется к портному, чтобы за определённую плату он сшил для него определённую одежду из материала и всех остальных комплектующих, принадлежащих портному.
Однако если тот же человек отправится к портному, увидит у него некий материал за некую цену и купит его у него, а затем скажет ему: «Теперь сшей мне из этого куска материи такую-то одежду», договорившись с ним о стоимости этой работы, то в данном случае это не будет «аль-истиснаъ». Вначале это будет относиться к купле-продаже, а затем к найму. Так как вначале состоялась сделка по покупке материала, а затем сделка по найму для шитья одежды. И это не называется аль-истиснаъ, так как для него необходимо, чтобы материал также принадлежал изготовителю, и чтобы стоимость изделия включала в себя как сам материал, так и работу.
Аль-Истиснаъ дозволен по единогласному мнению учёных, однако они разногласили относительно того, к какому именно виду торговых сделок его отнести.
Основных мнений два:
1. Отнесение «аль-истиснаъ» к сделке «ас-салям», из чего следует применение в отношении него всего того, чем обусловлена сделка «ас-салям».
2. Другое мнение заключается в том, что «аль-истиснаъ» – это самостоятельный вид сделки похожий на «ас-салям», но всё же не является им.
И правильным, по моему мнению, является мнение второй группы, а Аллаху это ведомо лучше.
Итак,
Условия действительности «аль-истиснаъ»:
1. Детальное разъяснение вида изготавливаемой вещи, её свойств и описания.
2. Установление срока изготовления заказа.
3. Сделка заключается лишь между покупателем и изготовителем.
И этот последний пункт очень важен, чтобы люди не прибегали к продаже того, чем не владеют, прикрываясь данным видом торговой операции. Например, дозволено купить у строительной компании квартиру или дом, прежде чем он будет построен. Однако, купивший таким образом квартиру или дом, не может перепродать его на стадии строительства (пока не произойдёт фактический акт приёма-передачи конечного продукта между заказчиком и изготовителем)».
(См. «Фикх аль-му‘амалят аль-му‘асыра» 100-104).
Nasriddin
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 сен 2020, 09:29

Re: Продажа того, чем не владеешь. Продажа того, что купил, но ещё не забрал

Сообщение Nasriddin »

Ассаляму аляйкум ва рахматуллахи ва баракатуху, уважаемые братья и сестры!

Хотел спросить:
И третье мнение – и это наиболее правильное мнение – это то, что хадис вообще не относится к ас-саляму ни с установленным сроком не к мгновенному. Однако имеется в виду продажа в долг товара по описанию, если у продавца нет этого товара и он не в состоянии вручить, передать его покупателю. Тогда как он получил прибыль до того как приобрести уже проданный товар, и до предоставления гарантии и до как может передать его покупателю. Поэтому этот запрет относится к мгновенному ас-саляму если у продавца не было в наличии того, что он продал. Вследствие чего он сейчас же обязан дать товар, и уже получил прибыль от его продажи, тогда как он не может гарантировать передачу этого товара покупателю, потому как если пойдет покупать его, то может быть получится у него купить это, а может и не получиться. И это относится к неизвестности и риску. И если это мгновенный ас-салям, то и передать он должен товар сразу же, а он не в состоянии сделать это, несмотря на то, что он уже получил прибыль, как будто владеет им и гарантирует передачу товара. И может быть даже так, что он просто указал на истинного хозяина товара. В итоге ничего не сделал, а деньги заработал незаконным путем. Поэтому если это будет мгновенным ас-салямом и продавец в состоянии тут же дать товар, то такой вид сделки дозволен. Это как сказал аш-Шафии, что если дозволен ас-салям с указанием срока, то есть в рассрочку, то мгновенный более заслуживает того, чтобы быть дозволенным" (См. Задуль-маад фи хадйи хейриль-‘ибад 5/811)
Насколько я понял здесь говорится о неизвестности и риске. А если, например уточнить у производителя о наличии товара, перед тем как сделать предложение, то есть обо всем договориться с производителем?

А если заключать сделки с покупателями от своего имени, но продавать товар производителя и брать комиссии (покупатели могут не знать, что я посредник)? То есть работать с производителем по договору комиссии. От своего имени, но за счет производителя получается.

А если от имени производителя, но за свой счет, т.е. заключать сделки от имени покупателя, но оплачивать товар самому перед отгрузкой и брать у покупателя с наценкой?
Однако если тот же человек отправится к портному, увидит у него некий материал за некую цену и купит его у него, а затем скажет ему: «Теперь сшей мне из этого куска материи такую-то одежду», договорившись с ним о стоимости этой работы, то в данном случае это не будет «аль-истиснаъ». Вначале это будет относиться к купле-продаже, а затем к найму. Так как вначале состоялась сделка по покупке материала, а затем сделка по найму для шитья одежды. И это не называется аль-истиснаъ, так как для него необходимо, чтобы материал также принадлежал изготовителю, и чтобы стоимость изделия включала в себя как сам материал, так и работу.
А создание программного продукта - это «аль-истиснаъ» или найм? Так как тут расходных материалов может и не быть.

Прошу знающих ответить.

БаракаЛлаху фикум.
Ответить