Хадис: "Проклят тот, кто просит о чём-либо ради Аллаха"

Ответить
Аватара пользователя
ummfatima
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 10 окт 2008, 13:28

Хадис: "Проклят тот, кто просит о чём-либо ради Аллаха"

Сообщение ummfatima »

Ассалям алейкум ва рахматуЛЛях

Разъясните ,пожалуйста,выделенное (или может это неправильный перевод?)

Передают со слов Рафи‘а, да будет доволен им Аллах, что посланник Алла-ха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Проклят тот, кто просит о чём-либо ради Аллаха, и проклят тот, кого просят о чём-либо ради Аллаха, а он отвечает отказом». Ат-Табарани.

баракаЛЛагу фикум
AbuSalih
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 26 окт 2008, 15:58

Re:

Сообщение AbuSalih »

АсСаляму Аллейкум.
Братья как совместить данный хадис с Аятом, где сказано: "Бойтесь Аллаха именем которого вы просите друг друга".
И хадисом: "Если просишь, то проси ради Аллаха..." ?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Часто мусульмане спрашивают о достоверности распространённого хадиса: «Проклят тот, кто просит ради Аллаха, и проклят тот, кто отказывает тому, кто попросил ради Аллаха, если в этой просьбе нет греха!», как и спрашивают о том, как следует его правильно понимать? Ведь внешне можно подумать, что этот хадис указывает на запрет просить о чём-либо ради Аллаха, но в таком случае, как тогда понимать вторую часть хадиса, запрещающую отказывать тому, кто попросил ради Аллаха? И указывает ли этот хадис на то, что если тебя попросили ради Аллаха сделать что-то, чего ты делать не хотел, или дать что-то, чего ты давать не хотел, что в случае отказа ты попадаешь под проклятие Аллаха?!
Во-первых, что касается этого хадиса, то он является достоверным:
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклят тот, кто просит ради Аллаха, и проклят тот, кто отказывает тому, кто попросил ради Аллаха, если в этой просьбе нет греха!» ат-Табарани 3/103, Ибн ‘Асакир 8/397. Хафизы аль-Хайсами, аль-‘Иракъи, ас-Суюты и аль-Альбани назвали иснад этого хадиса хорошим.

Во-вторых, в своей основе просить ради Аллаха дозволяется, и доводов на это множество, в числе которых следующие хадисы:
Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросил: «Не сообщить ли мне вам о наихудшем из людей?» Сподвижники ответили: “Конечно, о Посланник Аллаха!” Тогда он сказал: «Тот, кого попросили ради Аллаха, а он не дал ради Него!» ат-Тирмизи 1652, ан-Насаи 2529. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 255.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Берите под защиту того, кто станет просить вас о защите ради Аллаха; давайте тому, кто попросит вас ради Аллаха; принимайте приглашение того, кто пригласит вас; и вознаграждайте того, кто сделает вам добро. Если же у вас не будет возможности вознаградить (такого человека), то обращайтесь к Аллаху с мольбами за него, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его». Ахмад 2/68, 99, аль-Бухари в «аль-Адаб аль-муфрад» 216, Абу Дауд 1672, 5109, ан-Насаи 2567. Хафиз аль-Мунзири, шейх аль-Альбани, шейх Шу’айб аль-Арнаут и шейх Мукъбиль назвали хадис достоверным. См. «Сахих ат-Таргъиб» 852, «Тахридж Сахих Ибн Хиббан» 8/168, «Сахих аль-Муснад» 744.
Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вас попросили дать что-либо ради Лика Аллаха, то дайте это!» Ахмад 2248, Абу Дауд 2/622. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 253.
Эти хадисы указывают на то, что дозволяется и просить ради Аллаха и давать ради Аллаха.

В-третьих, как же тогда правильно понимать обсуждаемый хадис?
Учёные говорили, что причина этого устрашения в обсуждаемом хадисе в том, чтобы предостеречь мусульман от халатного отношения к самой величайшей просьбе «ради Аллаха». Ведь отказ от помощи, несмотря на просьбу ради Аллаха, указывает на то, что человек не придаёт значения этому и не возвеличивает Всевышнего подобающим образом.
Также учёные говорили, что ради Аллаха и Его лика нельзя просить у людей о мирском, более того, они считали это запретным. Ведь если ты попросишь ради Аллаха о чём-либо мирском, то тем самым ты словно обязываешь человека дать то, чего он не хотел или же не намеревался дать без такой просьбы. Поэтому сообщается: «‘Ата (да будет доволен им Аллах) запрещал просить что-либо мирское ради Лика Аллаха или ради Корана!» Ибн Аби Шейба 4/68. Иснад достоверный.
А что касается просьбы ради Аллаха о своих правах или о религиозных делах, как обучить его религии, вернуть ему причитающееся, и т.п., то это дозволяется. Шейх Бакр Абу Зейд, перечисляя виды просьб ради Аллаха, сказал: “Просить ради Аллаха о том, что связано с религией или миром вечным, является правильным. Просить же ради Аллаха о чём-то мирском, является запретным”. См. “Му’джам аль-манахи аль-ляфзыя” 183.
Также некоторое учёные считали, что если человека попросили о чём-либо, что он в состоянии сделать или дать без какого-либо причинения вреда себе или другим, то ему следует ответить на эту великую просьбу. Шейх аль-Альбани сказал: “Обязательным является дать, если тот, кого попросили ради Аллаха, способен это сделать и в чём не будет вреда ему или его семье. В противном случае он не обязан давать!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1/513.
А что касается просимого, то ему не всегда обязательно отвечать на просьбу ради Аллаха. Так, если у человека попросят ради Аллаха что-то дать или рассказать, что он не желает делать, то он не обязан этим, как например, просьба рассказать о том, что он не желает рассказывать другим. Или просят ради Аллаха распространить ложную или непроверенную информацию. Всё это не имеет отношения к тому, кто отказал в том, о чём его попросили ради Аллаха. Более того, некоторые учёные говорили, что человек не обязан отвечать на просьбу ради Аллаха, если просимая вещь не является для него и так обязательной. Скажем притесняемый или утопающий просят оказать им помощь ради Аллаха, и человек имеющий возможность оказать помощь будет обязан это сделать, и попадает под проклятие именно в том случае, если отказался, имея возможность оказать помощь.
Когда шейху Ибн ‘Усаймину сказали: «Спрашивающий говорит: “Я прошу тебя ради Аллаха, чтобы ты задал этот вопрос шейху”», он ответил: “Во-первых, не следует человеку обращаться к своему брату в Исламе и стеснять его, говоря: «Прошу тебя ради Аллаха»! Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если вас попросили ради Аллаха, то ответьте на эту просьбу». Если ты говоришь человеку: «Прошу тебя ради Аллаха», то ты поставил его в неловкое положение, ибо он впал в замешательство и не знает, ответить ли на твою просьбу или инет. Ведь в выполнении твоей просьбы может быть вред для него. Нельзя человеку просить своего брата такой просьбой. Некоторые ученые говорили, что смысл просьбы ради Аллаха: «Я спрашиваю тебя о религии Аллаха», т.е. дозволенный для него вопрос или просьба. Я делаю наставление всем своим братьям из числа мусульман, чтобы они не говорили: «Я прошу тебя ради Аллаха!»” Сл. “Ликъаат аш-шахри” № 72.

А Аллаху обо всём ведомо лучше!
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: Проклят тот, кто просит о чём-либо ради Аллаха

Сообщение salyafit_07 »

Шейх Салих али Шейх сказал: "В этой главе, как и предыдущих, говорится о возвеличивании Всевышнего Аллаха, Его имен и атрибутов. Его возвеличивание относится к совершенному единобожию и помогает воплотить его в жизни. Кто просит именем Аллаха, тот просит чем-то великим. Он просит убежища именем Того, Кто владеет всем сущим. Как после этого можно отвергнуть того, кто просит Его именем? Поэтому к обязательному возвеличиванию относится то, что нельзя отказывать никому, кто попросил ради Всевышнего Аллаха. Если человек обращается к другим с просьбой и просит удовлетворить ее именем Аллаха, то ему нельзя отказывать из уважения к Великому и Могучему Аллаху. Нужно быть тем, чье сердце возвеличивает Всевышнего Аллаха и содрогается при его поминании, как сказал Аллах:
"Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха"
Сура "аль-Анфаль", 8:2
Они начинают испытывать страх, когда упоминают Аллаха, так как они знают о Нём и о том, чего Он достоин. Поэтому, если кто-то просит единобожника именем Аллаха, тот не может отказать, так как он возвеличивает Всевышнего Аллаха.
Ученые говорят, что бывают такие моменты, когда кто-то попросил именем Аллаха и обязательно ему ответить, а отказывать запрещено. А иногда бывают такие ситуации, когда отвечать ему необязательно. Это мнение шейх уль-Исляма ибн Теймийи (да смилуется над ним Аллах) и многих ученых после него.
Другие же ученые говорят, что запрещено отказывать тому, кто попросил именем Аллаха в любых ситуациях. А третьи говорят, что ответить ему всего лишь желательно (мустахабб).
Разберем мнение шейх уль-Исляма. Он считает, что отказывать человеку, который обращается к определенному человеку с конкретной просьбой, категорически запрещено. Речь идет о человеке, который не просит о чем-то всех подряд, а обратился именно к тебе. Сюда не относится бедняк, который сначала просит этого, потом того, а потом третьего. Также сюда не относится тот, кто лжет, говоря, что он в чем-то нуждается. Если же человек не обращается с этой просьбой непосредственно к тебе, а обращается сразу к нескольким людям, то помочь ему не является обязательным.
Поэтому у нас в этом вопросе есть три положения:

1 - Запрещено отказывать просящему именем Аллаха, если он обращается к определенному человеку с конкретной просьбой. Это касается того случая, когда человек может выполнить просьбу просящего.
2 - Желательно не отказывать просящему именем Аллаха, если он обращается не только к тебе, а к многим людям.
3 - Дозволено отказывать просящему именем Аллаха, если человек знает, что тот, кто просит его, является лжецом.

Абдуллах Ибн 'Умар рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: "Если кто-то попросил у вас что-либо именем Аллаха, то дайте ему; если кто-то попросил у вас убежища именем Аллаха, то предоставьте его ему; если кто-то позвал вас (в гости), то ответьте ему; если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его, а если вы не найдёте чем отблагодарить, то сделайте за него ду'а, пока не посчитаете, что вы его отблагодарили". ат-Тайалиси, 1895; Ахмад, 2/68; аль-Бухари в "Адаб аль-Муфрад", 216; Абу Дауд, 1672; ан-Насаи, 5/82; ибн Хиббан, 3408; аль-Хаким, 1/412.

(То есть:)

- "Если кто-то попросил у вас убежища именем Аллаха, то предоставьте его ему" - если человек просит о помощи и покровительстве именем Аллаха, то ему следует оказать покровительство, потому что он прибег к имени Того, Кто больше всего заслуживает, чтобы Его именем просили защиты и покровительства. Передают со слов 'Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда дочь аль-Джауна ввели (как невесту) к Посланнику Аллаха она воскликнула: "Прибегаю к защите Аллаха от тебя!" - и тогда Пророк сказал: "Ты прибегла к защите Великого, так возвращайся же к своей семье". аль-Бухари, 5254.
Она прибегла к Аллаху от него и Пророк оставил её.

- "Если кто-то позвал вас (в гости), то ответьте ему" - большинство ученых считало, что это относится только к приглашению на свадьбу. Что же касается приглашений по другим случаям, то отвечать на них является желательным.

- "Если кто-то сделал вам добро, то отблагодарите его" - если же человеку сделали добро, то он должен ответить на него таким же добром. Если человеку когда-то помогли деньгами, то он также должен отблагодарить деньгами.

Это предписано для того, чтобы раб мог очистить свое сердце, и тогда, вспоминая об оказанной ему услуге, он не будет испытывать унижение или смирение перед другим творением. Но если он не может ответить своему благодетелю равноценным добром, то он должен молиться за него до тех пор, пока не решит, что он уже отблагодарил его. Взойти на такую высокую ступень могут только искренние верующие, подлинно убежденные в единобожии, и мы просим Аллах сделать нас одними из них". Шарх "Китаб ат-Таухид" шейха Мухаммада ат-Тамими, глава 55. ИСТОЧНИК
Ответить