Понимание хадиса: "Аллах создал Адама по своему образу".
Понимание хадиса: "Аллах создал Адама по своему образу".
Недавно на одном из форумов прочитал хадис из Сахиха Муслима. Там переведено вот так:
У Муслима приводится хадис(2612) от Абу Хурайры, о том, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-либо из вас убьет брата своего, пусть отвернется, ибо создал Аллах Адама по образу своему».
Текст у Муслима такой:
[ 2612 ] ( اذا قاتل أحدكم أخاه فليجتنب )
Вопрос: Правильно ли переведен хадис? И что значит убивать своего брата, наказание или речь идет о военных действиях?
На всякий случай комментарий этого хадиса ан-Навави из "Шарха Сахиха Муслима":
( باب النهي عن ضرب الوجه )
قوله صلى الله عليه و سلم [ 2612 ] ( اذا قاتل أحدكم أخاه فليجتنب ) وفي رواية اذا ضرب أحدكم وفي رواية لا يلطمن الوجه وفي رواية اذا قاتل أحدكم أخاه فليجتنب الوجه فان الله خلق آدم على صورته قال العلماء هذا تصريح بالنهي عن ضرب الوجه لأنه لطيف يجمع المحاسن وأعضاؤه نفيسة لطيفة وأكثر الادراك بها فقد يبطلها ضرب الوجه وقد ينقصها وقد يشوه الوجه والشين فيه فاحش لانه بارز ظاهر لا يمكن ستره ومتى ضربه لا يسلم من شين غالبا ويدخل في النهي اذا ضرب زوجته أو ولده أو عبده ضرب تأديب فليجتنب الوجه واما قوله صلى الله عليه و سلم
БаракаЛлаху фикум!
-
- Сообщения: 163
- Зарегистрирован: 30 июл 2008, 22:01
Перевод неверен. Следует переводить так: «Если кто-либо из вас станет драться [в другой версии: бить своего брата] со своим братом, то пусть сторониться [его лица][в другой версии: пусть ни в коем случае не бьет его по лицу]»
В другой версии сообщается: «Если кто-либо из вас станет драться со своим братом, то пусть сторониться его лица, ибо Аллах создал Адама по образу своему»
- Абу 'АбдуЛлагь
- Сообщения: 205
- Зарегистрирован: 21 май 2009, 22:35
- Откуда: Махачкала
Re:
Брат,Абу Самира разъясни еще один момент инша Аллаh.
это правильный перевод.если да,то как понимать?ибо создал Аллах Адама по образу своему
Джазака-Ллаху хайран!
-
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 21 янв 2009, 03:33
Re:
Вся хвала Аллаху.
Вот небольшая информация по этому вопросу:
От Абу Хурайры сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах создал Адама по его образу, и он был ростом 60 локтей. Когда Он создал его, то сказал: «Иди и поприветствуй группу ангелов, которые сидят и послушай как они ответят тебе, потому что это будет твоим приветствием и приветствием твоих потомков» И он сказал: «Ассаламу алейкум» и они ответили: «Ассаламу алейка ва рахматуллахи», так они добавили слова «ва рахматуллах». Каждый кто войдет в Рай будет в форме Адама, но человечество будет становится меньше (ростом)». аль-Бухари (6227) и Муслим (2841).
Муслим (2612) также передал от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас сражается с братом, то пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по его образу».
Также со слов Ибн Умара сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не говорите: "Да обезобразит Аллах твое лицо, ведь сын Адама был создан по образу Милостивого». Ибн Аби Асым в "ас-Сунна" (517).
Шейх Абдуллах ибн аль-Гунайман сказал: "Этот хадис достоверный и был оценен так имамом Ахмадом и Исхаком ибн Рахавайх. Те, кто назвал этот хадис слабым, не имеют доводов кроме мнения Ибн Хузаймы, но те кто оценил его как сахих более знающие, чем он".[1]
Ибн Аби Асым также передал (516), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Когда кто-нибудь из вас дерется, пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по образу его лица». Шейх аль-Альбани назвал иснад хадиса доствоерным.
Эти два хадиса указывают на то, что местоимение «по его образу» относится к Аллаху.
В данных хадисах под "образом" используется арабское слово "сураh". И относительно упоминания образа Аллаха есть также достоверные хадисы:
Имам ат-Тирмизи (3234) передал от Ибн Аббаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мой Господь явился ко мне в самом прекрасном образе и сказал: "О Мухаммад!" Я ответил: "Я здесь к Твоим услугам, о мой Господь". Он сказал: "О чем спорят верховные Ангелы…"». Хадис оценен как сахих шейхом аль-Альбани в "Сахих ат-Тирмизи".
В длинном хадисе о заступничестве сказано: «...затем Могучий явится в образе отличным от того, в котором они Его видели в первый раз». аль- Бухари (7440) Муслим (182).
Из этих хадисов мы узнаем, что у Аллаха есть Образ (сураh), соответствующий Его величию. И Его Образ является одним из Его Атрибутов, которые не могут быть уподоблены атрибутам созданий, также как Его сущность не может быть уподоблена их сущности.
Шейхуль-Ислам ибн Теймия сказал: "Слово Образ (сураh) в хадисе, также как и другие Имена и Атрибуты, которые использованы в текстах - могут быть также применены и к созданиям, но ограниченно. Когда эти слова применяются к Аллаху, то они несут абсолютный смысл, например Аль-Алим (Всезнающий), аль-Кадир (Всесильный), ар-Рахим (Милостивейший), ас-Сами' (Всеслышаший), аль-Басыр (Всевидящий), и такие качества, как «Созданные Его руками», «Вознесся над Троном»". См. "Накд ат-тасис" 3/396.
Все, что существует имеет форму или образ. Шейхуль-Ислам сказал: «Также как все существующее должно иметь атрибуты, также и все существующее должно иметь форму или образ. Невозможно для того, что существует, не иметь форму или образ».
Что касается хадисов: "Аллах создал Адама по его образу", то шейхуль-Ислам сказал: «Среди саляфов первых трех поколений нет разногласий, что местоимение в хадисах относится к Аллаху, и это передано во многих иснадах от многих Сахабов. Контекст хадисов указывает на это. Однако, когда появились джахмиты в третьем веке, некоторые стали утверждать, что местоимение относится к чему-то отличному от Аллаха, и это было передано от группы ученых, которые известны своим знанием и следованием Сунне во многих вопросах, такие как Абу Саур, Ибн Хузайма, Абу-Шейх аль-Асфахани и другие. Таким образом, они противоречили имамам Ислама и другим ученым Сунны». См. "Накд ат-тасис" 3/302.
Ибн Кутайба сказал: «То, что у Аллаха есть Образ не является более странным, чем то, что у Него есть две руки, пальцы или глаза. Напротив, они принимаются, потому что о них сказано в Коране, но эти качества (Образ или форма) считают странной, потому что о них не сказано в Коране. Но мы верим во все это, и мы не обсуждаем какие они!» См. "Тавиль Мухталиф аль-Хадис", стр 221.
Шейх Гунайман сказал: "Таким образом, ясно что форма или образ подобны другим божественным атрибутам. Атрибуты которые установлены Аллахом, мы должны подтверждать их и верить в них". См. "Шарх аль-Китаб ат-таухид мин Сахих аль-Бухари" 2/41.
Шейх Ибн База спросили: "Существует хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором он запрещает говорить: «Да исказит Аллах твое лицо» и сказано о том, что Аллах создал Адама по Его образу. Как правильно понимать этот хадис?"
Он ответил: "Этот хадис от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором он сказал: «Если кто-нибудь из вас бьет (другого), то пусть избегает лица, ведь Аллах создал Адама по его образу» Согласно другой версии: «по образу Милостивого». Это не означает уподобление! По мнению ученых это значит, что Аллах создал Адама со способностью слышать и видеть, и говорить когда захочет. И у Аллаха есть такие же атрибуты, ведь Он Всеслышащий и Всевидящий, и Он говорит, когда захочет, и у Него есть Лицо, Пречист и Возвышен Он. Однако это не означает, что между образом Адама и Аллаха есть сходство или подобие! Напротив, Образ Аллах отличается от образа сотворенных существ. Имеется ввиду, что Он Всеслышаший, Всевидящий и Говорит когда захочет, и Он создал Адама со способностью слышать, видеть, с лицом и руками и стопами. Но слух человека не подобен слуху Аллаха, и зрение Аллаха не подобно зрению человека, и речь Аллаха не подобна речи Адама. Аллах обладает атрибутами, которые подобают Его Величию, и человек обладает атрибутами, которые подобает ему, его атрибуты не совершенны и ограничены, в то время как атрибуты Аллаха совершенны и без недостатков! Так Аллах сказал: «никого подобного Ему» (42: 11) и «и нет никого, равного Ему» (112: 4). Поэтому не разрешено бить по лицу, или говорить «Да исказит Аллах твое лицо». См. "Маджму фатава Шейх ибн Баз" 4/226.
В понимании этого поможет хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказавшего: «Первая группа, которая войдет в Рай, будет в образе луны» аль-Бухари 3445, Муслим 2834.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел ввиду здесь, что первая группа людей из-за их чистоты, красоты и света на лицах - будут похожи на луну, поэтому они уподоблены луне, без (полного) сходства с ней. Поэтому, когда говорится, что вещь в образе другой вещи, это не значит что она подобна ей во всех аспектах!
Слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Адам был создан по Его образу» означают, что Аллах создал Адама в Его образе, и у Него есть Лицо, Глаза, Рука и Стопа, и у Адама есть лицо, глаза, рука и стопа…. Но это не значит, что они похожи и одинаковы. Это всего лишь начальная схожесть, но это не одно и тоже. Также как первая группа вошедшая в Рай уподоблена луне, но они не одинаковы.
Это мнение Ахлю-Сунна уаль-Джамаа, которые говорят, что ни один атрибут Аллаха не может быть уподоблен атрибуту сотворенного, и атрибуты Аллаха принимается без искажения их смысла или уподобления Его созданиям. См. "Шарх аль акида аль-Васитыя", Ибн Усеймина, 1/170.
Подробнее с этим вопросом можно ознакомиться в книге "Шарх китаб ат-таухид мин Сахих аль-Бухари" 2/33-98, шейха Абдуллаха аль-Гунаймана.
И Аллаху известно все лучше!
____________________________
[1] Примечание:
У шейха аль-Альбани есть целая работа, посвященная исследованию достоверности хадиса: "создал по образу Милостивого", в которой он склоняется к мнению, что именно эта версия является слабой.
-
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 30 янв 2010, 02:50
Re:
От Абу Хурайры сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах создал Адама по его образу, и он был ростом 60 локтей". аль-Бухари (6227) и Муслим (2841).
Рост в 60 локтей указывает на то, что Адам был создан по его, Адама, образу, рост которого был 60 локтей.
- ابن مراد الداغستاني
- Сообщения: 614
- Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12
Re: Понимание хадиса: "Аллах создал Адама по своему образу".
как объединить эти слова:
со словами брата:Абу Мухаммад писал(а):Что касается хадисов: "Аллах создал Адама по его образу", то шейхуль-Ислам сказал: «Среди саляфов первых трех поколений нет разногласий, что местоимение в хадисах относится к Аллаху, и это передано во многих иснадах от многих Сахабов. Контекст хадисов указывает на это. Однако, когда появились джахмиты в третьем веке, некоторые стали утверждать, что местоимение относится к чему-то отличному от Аллаха, и это было передано от группы ученых, которые известны своим знанием и следованием Сунне во многих вопросах, такие как Абу Саур, Ибн Хузайма, Абу-Шейх аль-Асфахани и другие. Таким образом, они противоречили имамам Ислама и другим ученым Сунны». См. "Накд ат-тасис" 3/302.
так каково же правильное понимание этих хадисов, к кому возвращается домир и есть ли среди саляфов в этом вопросе приемлимое разногласие?Абу_Абдурахман писал(а):Есть еще одно толкование салафов в отношении этого хадиса, о чем поведал шейх Альбани, рахимаху-Аллах, что местоимение в словах: "по его образу" возвращаются к Адаму, на что указывает следующий хадис:От Абу Хурайры сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Аллах создал Адама по его образу, и он был ростом 60 локтей". аль-Бухари (6227) и Муслим (2841).Рост в 60 локтей указывает на то, что Адам был создан по его, Адама, образу, рост которого был 60 локтей.
Re: Понимание хадиса: "Аллах создал Адама по своему образу".
خلق الله آدم على صورته
إذا قاتل أحدكم أخاه فليجتنب الوجه فإن الله خلق آدم على صورته
لم يكن بين السلف من القرون الثلاثة نزاع في أن الضمير في الحديث عائد إلى الله تعالى ، فإنه مستفيض من طرق متعددة ، عن عدد من الصحابة ، وسياق الأحاديث كلها تدل على ذلك ... ولكن لما انتشرت الجهمية في المائة الثالثة جعل طائفة الضمير فيه عائدا إلى غير الله تعالى ، حتى نقل ذلك عن طائفة من العلماء المعروفين بالعلم والسنة في عامة أمورهم ، كأبي ثور وابن خزيمة وأبي الشيخ الأصفهاني وغيرهم ، ولذلك أنكر عليهم أئمة الدين وغيرهم من علماء السنة
عبدالله بن أحمد بن حنبل قال: قال رجل لأبي : إن رجلاً قال : خلق الله آدم على صورته , أي صورة الرجل , فقال : كذب , هذا قول الجهمية، وأي فائدة في هذا
قال الإمام أحمد – لما ذكر له قول أبي ثور – ( من قال : إن الله خلق آدم على صورة آدم فهو جهمي , وأيُّ صورة كانت لآدم قبل أن يخلقه ؟ )