О попадании 'Аббаса в плен к мусульманам

Ответить
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

О попадании 'Аббаса в плен к мусульманам

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.

Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) люди из числа ансаров обратились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбой: “О посланник Аллаха, позволь нам не брать выкуп с ‘Аббаса[1], сына нашей сестры”, (на что он) сказал (им): “Не оставляйте (невостребованным) ни единого дирхема (из суммы выкупа)!”» Сахих аль-Бухари. 56

[1] Дядя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, попал в плен к мусульманам в ходе битвы при Бадре, когда он был ещё идолопоклонником, и должен был заплатить выкуп за своё освобождение.



В этом примечании сказано, что 'Аббас был идолопоклонником во время Бадра, а у имама Ахмада приводится следующее:

عن بن عباس قال : كان الذي أسر العباس بن عبد المطلب أبا اليسر بن عمرو وهو كعب بن عمرو أحد بني سلمة فقال له رسول الله صلى الله عليه و سلم كيف أسرته يا أبا اليسر قال لقد أعانني عليه رجل ما رأيته بعد ولا قبل هيئته كذا هيئته كذا قال فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم لقد أعانك عليه ملك كريم وقال للعباس يا عباس افد نفسك وبن أخيك عقيل بن أبي طالب ونوفل بن الحرث وحليفك عتبة بن جحدم أحد بني الحرث بن فهر قال فأبى وقال اني قد كنت مسلما قبل ذلك وإنما استكرهوني قال الله أعلم بشأنك ان يك ما تدعي حقا فالله يجزيك بذلك وأما ظاهر أمرك فقد كان علينا فافد نفسك وكان رسول الله قد أخذ منه عشرين أوقية ذهب فقال يا رسول الله احسبها لي من فداي قال لا ذاك شيء أعطاناه الله منك قال فإنه ليس لي مال قال فأين المال الذي وضعته بمكة حيث خرجت عند أم الفضل وليس معكما أحد غيركما فقلت ان أصبت في سفري هذا فللفضل كذا ولقثم كذا ولعبد الله كذا قال فوالذي بعثك بالحق ما علم بهذا أحد من الناس غيري وغيرها وأني لأعلم انك رسول الله
تعليق شعيب الأرنؤوط : حسن وهذا إسناد ضعيف لإبهام راويه عن عكرمة

Насколько достоверно это сообщение, а именно то, что Аббас сказал, что он был мусульманином и его принудили выйти в поход против мусульман. И если сообщение достоверное, то как его понимать? Получается с него взяли выкуп как с неверного, несмотря на то, что он - мусульманин?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух ахы.

Имамы-историки разошлись, когда именно дядя Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – аль-‘Аббас ибн ‘Абдуль-Мутталиб (да будет доволен им Аллах) принял Ислам. К примеру, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр считал, что он принял Ислам в день покорения Хайбара, и что он скрывал свой Ислам.
Другие считали, что он принял Ислам до Бадра, скрывая свою веру, и был заставлен многобожниками выступить против Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И в этом они опираются на различные хадисы, среди которых и упомянутый тобой.
Кстати, имам аль-Бухари привёл хадис о пленении аль-‘Аббаса несколько раз в своём Сахихе без упоминания слов о его Исламе, и в главах "Джихад" и "Освобождение раба" он конкретизирует в заголовке "пленение многобожников".
ابن مراد الداغستاني писал(а): 15 янв 2020, 14:56Насколько достоверно это сообщение, а именно то, что Аббас сказал, что он был мусульманином и его принудили выйти в поход против мусульман?
Что касается упомянутой тобой версии хадиса, то она является слабой по причине неизвестного передатчика, который передал его от ‘Икримы, как на это указали многие исследователи.
А что касается шейха Шу’айба аль-Арнаута, то он посчитал этот хадис хорошим в силу усиливающих его свидетельств, несмотря на то, что назвал именно эту передачу слабой. Он привёл различные его версии, в каждой из которых были передатчики, не упоминаемые по имени, а затем привёл другой хадис уже со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), в котором говорилось: “аль-‘Аббас сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, я был мусульманином!» На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллаху лучше ведомо о твоём Исламе. И если дело обстоит так, как ты говоришь, то Аллах воздаст тебе наградой. А сейчас заплати выкуп за своё освобождение». аль-Хаким 3/324, аль-Байхакъи 6/322. Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад этого хадиса хорошим. См. “Тахридж аль-Муснад” 5/336.
Также есть асар в отношении аятов: «О Пророк! Скажи пленникам, которые находятся в ваших руках: “Если Аллаху известно, что в ваших сердцах есть добро, то Он дарует вам нечто лучшее, чем отобранное у вас, и простит вас. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный”. Но если они захотят предать тебя, то ведь еще раньше они предали Аллаха, и Он отдал их во власть мусульманам. Аллах – Знающий, Мудрый» (8: 70-71).
Сообщается, что аль-‘Аббас сказал: “Клянусь Аллахом, они были ниспосланы в отношении меня, когда я сообщил Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о своём Исламе”. ат-Табари в “ат-Тафсир” 10/49, ат-Табарани в “аль-Кабир” 11/171 и в “аль-Аусат” 8103. Хусайн Салим Асад назвал иснад достоверным. См. “Тахридж Маджма’ аз-зауаид” 14/167.
ابن مراد الداغستاني писал(а): 15 янв 2020, 14:56И если сообщение достоверное, то как его понимать? Получается с него взяли выкуп как с неверного, несмотря на то, что он - мусульманин?
Что же касается понимания этих хадисов, то нет в этом ничего того, что вызывало бы сомнения или удивления брат. В этом всём содержится очередное доказательство тому, что Шариат обязывает судить о людях на основании их слов и дел, а не на основании того, что у них в душе. Поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда выносил о людях суждения только на основе их поступков, а не откровений от Аллаха, поэтому в отношении даже лицемеров применялись ахкамы мусульман из-за их внешнего проявления Ислама, несмотря на то, что было ведомо ему от Аллаха о том, что в душе у них нет веры.
Представь, что во время сражения с мусульманами каждый многобожник или безбожник, попавший в плен, будет утверждать, что он не хотел воевать с мусульманами, и на самом деле он сам мусульманин, но просто его заставили. Что потом будет происходить, если открыть этому двери? Враги Ислама и мусульман использовали бы подобное как прикрытие.
Также в этой истории очередное указание на беспристрастность нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который поступил со своим родным дядей – аль-‘Аббасом сообразно тому, что требует Шариат, не проявляя эмоции по причине кровного родства и родственных связей с ним.

Аллаху а’лям.
Ответить