Понимание хадиса: "...Аллах не создал бы Иблиса"

Ответить
kabarda
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 03 мар 2015, 20:48

Понимание хадиса: "...Аллах не создал бы Иблиса"

Сообщение kabarda »

Ас салам алейкум уа рахматуЛлах.

Дорогие братья, дайте шарх на хадис:

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, если бы Аллах хотел чтобы Его не ослушивались, Он не сотворил бы Иблиса». Этот хадис передали Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 6/92, аль-Лялькаи в «ас-Сунна» 1/141, аль-Байхакъи в «аль-Асмаъ» 157 со слов Ибн ‘Умара.
Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1812, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1642.

____________________

Сообщается, что ‘Умар ибн Зарр сказал: «Я слышал, как ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз говорил: “Если бы Аллах хотел чтобы Его не ослушивались, Он не сотворил бы Иблиса”». аль-Байхакъи. Иснад сообщения хороший. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 4/196.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллах

Шейх аль-Альбани, опровергая тех, кто называл этот хадис ложным, обосновав его достоверность со стороны иснада и наличия многих усиливающих его версий, сказал: “И со стороны своего смысла этот хадис не является отвергаемым! Поистине, ахлю-Сунна единогласны в том, что все благие дела и все ослушания происходят только по воле Аллаха Всевышнего. И ничего из этого не происходит против Его воли. Однако Аллах любит подчинение Ему и ненавидит ослушания. И ты видел, как этот хадис использовал в качестве довода праведный халиф - ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз”. См. “ас-Сахиха” 4/196.

Смысл этого хадиса выражается и в другом известном и не вызывающем сомнений относительно достоверности хадисе, где посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи, а затем просить о прощении, и Он прощал бы их!» Муслим 2748.
Этот хадис передается со слов Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), который рассказал об этом хадисе перед смертью, скрывая этот хадис, чтобы люди не расслабились и не пускались в грехопадение. Однако побоявшись умереть скрыв знание, он рассказал об этом перед своей смертью.
В комментарии к этому хадису Къады ‘Ийяд сказал: “Именно таким должен быть увещевающий людей: не рассказывая много обнадеживающих хадисов, чтобы люди не погрязли в грехах и не оставляли свои обязанности, обольщаясь такими хадисами. Пусть увещевающий чаще использует устрашающие и предостерегающие (хадисы), но не доходя до того, чтобы вызвать отчаяние людей (в прощении Аллаха)”. См. “аль-Икмаль” 8/247.

Что касается этого хадиса и упомянутого в вопросе, а также иных подобных хадисов, что суть их дорогой брат в том, что Всевышний Аллах очень сильно любит покаяние и кающихся рабов. Поэтому Он и создал людей с волей выбора и не сделал их безгрешными. Каждый человек неизбежно совершает те или иные греховные поступки. Человек может не совершать какое-либо греховное деяние по причине высокой степени имана, но все же иметь греховное устремление в сердце своем. Если же у него нет подобных устремлений, то он все равно допускает какие-либо упущения в делах религии, либо в знаниях об Аллахе Всевышнем и т.п. Все это является недостатком, и избежать всего этого невозможно, ибо, таково установление Всевышнего Аллаха, а лишен ошибок и всякого несовершенства только Он!
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также говорил: «Нет такого верующего раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени». ат-Табарани в “аль-Кабир” 11/304. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5735.
Однако брат, это вовсе не означает, что человек вправе внушать себе неизбежность грехопадения, думая, что невозможно прожить без греха, и тем самым оправдывать свои греховные деяния. Верно, у каждого есть недостатки, однако, люди отличаются друг от друга тем, в какой мере им присущи эти недостатки и насколько искренне они каются перед Аллахом. Ведь посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджах 4251. Имам аль-Хаким, имам Ибн аль-Къаттан, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейх Сафийю-Ррахман аль-Мубаракфури в комментариях к хадису: «Если бы вы не грешили, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи, а затем просить о прощении, и Он прощал бы их!», сказал: “Смысл этого хадиса в том, чтобы побудить к покаянию и придерживаться его, делая это постоянно. И в этом указание на то, что совершение грехов является человеческим естеством, и это не является чем-то странным. Однако опасность состоит в том, чтобы раб Аллаха упорствовал в совершении грехов и не каялся!” См. “Миннатуль-мун’им” 4/260.

Аллаху а'лям.
kabarda
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 03 мар 2015, 20:48

Re:

Сообщение kabarda »

ДжазакаЛлаху хейран !
Пусть Аллах укрепит тебя на истинном пути и сделает обитателем Фирдауса!
Ответить