Правильное понимание хадисов про запрет восхваления людей

Ответить
Аватара пользователя
gouSt
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 12 окт 2013, 17:49

Правильное понимание хадисов про запрет восхваления людей

Сообщение gouSt »

Имам ан-Науауи назвал 360 главу, в своём رياض الصالحين "Сады праведных".

О том, что нежелательно восхвалять человека в лицо,если есть основания опасаться, что подобное может повредить, приведя к самолюбованию и тому подобным вещам, и дозволенность этого в отношении того, кому это не угрожает.

عَنْ أَبِي مُوسَى الأشْعَرِيِّ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ قَالَ : سَمِعَ النَّبِيُّ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ رَجُلاً يُثْنِي عَلَى رَجُلٍ وَيُطْرِيهِ فِي الْمِدْحَةِ فَقَالَ : « أَهْلَكْتُمْ – أَوْ قَطَعْتُمْ ظَهْرَ الرَّجُلِ ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ . « وَالأطْرَاءُ » : الْمُبَالَغَةُ فِي الْمَدْحِ

1788. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари, да будет доволен им Аллах, сказал :
-(Однажды) пророк, ﷺ, услышавший, как один человек восваляет другого и превозносит его, сказал : Вы погубили этого человека (или: сломали этому человеку хребет). аль-Бухари и Муслим.


عَنْ أَبِي بَكْرَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ رَجُلاً ذُكِرَ عِنْدَ النَّبِيِّ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ فَأَثْنَى عَلَيْهِ رَجُلٌ خَيْرًا فَقَالَ النَّبِيُّ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ : « وَيْحَك قَطَعْت عُنُقَ صَاحِبِك » – يَقُولُهُ مِرَارًا – « إنْ كَانَ أَحَدُكُمْ مَادِحًا لاَ مَحَالَةَ فَلْيَقُلْ : أَحْسَبُ كَذَا وَكَذَا إنْ كَانَ يَرَى أَنَّهُ كَذَلِكَ وَحَسِيبُهُ اللهُ . وَلاَ يُزَكَّى عَلَى اللهِ أَحَدٌ ». مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ .



1789. Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал :
– (Как-то раз) в присутствии пророка,ﷺ , упомянули об одном человеке, после чего другой стал хвалить его, а пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: «Горе тебе, ты перерезал горло своему брату!» – (повторив эти слова) много раз, после чего сказал: «Пусть тот из вас, кому обязательно будет нужно похвалить своего брата, скажет: “Я считаю (такого-то) таким-то и таким-то”, если он (и в самом деле) считает его таким, а отчёта за это с него потребует Аллах, и никого не следует обелять пред Аллахом» (аль-Бухари и Муслим).


وَعَنْ هَمَّامِ بْنِ الْحَارِثِ عَنْ . الْمِقْدَادِ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ رَجُلاً جَعَلَ يَمْدَحُ عُثْمَانَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ فَعَمَدَ الْمِقْدَادُ فَجَثَا عَلَى رُكْبَتَيْهِ فَجَعَلَ يَحْثُو فِي وَجْهِهِ الْحَصْبَاءَ . فَقَالَ لَهُ عُثْمَانُ : مَا شَأْنُك ؟ فَقَالَ : إنَّ رَسُولَ اللهِ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ قَالَ : « إذَا رَأَيْتُمْ الْمَدَّاحِينَ فَاحْثُوا فِي وُجُوهِهِمْ التُّرَابَ ». رَوَاهُ مُسْلِمٌ



1790. Передают со слов Хаммама бин аль-Хариса, что (как-то раз один) человек принялся восхвалять ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Микдада, да будет доволен им Аллах, и тогда аль-Микдад опустился на колени и стал бросать в лицо (восхвалявшему) мелкие камешки. ‘Усман спросил: «Что ты делаешь?» – на что он сказал: «Поистине, посланник Аллаха,ﷺ , сказал : «Если увидите восхваляющих, забросайте их лица землёй» (Муслим).

После того как имам ан-Науауи рахматан уаси'а, привёл эти хадисы он написал :

В этих хадисах говорится о запретности (восхваления людей), но есть много достоверных хадисов, в которых указывается и на дозволенность /ибаха/ этого.

'Уляма говорят: «Объединить между собой эти хадисы можно следующим образом: если тот, кого восхваляют, обладает совершенной верой и твёрдой убеждённостью, если душа его (должным образом) подготовлена и познание его является столь совершенным, что это не позволит ему впасть в соблазн и самообольщение, а его душе сыграть с ним злую шутку, то (восхваление) не является ни запретным, ни порицаемым, но если есть основания опасаться, что с человеком может случиться что-либо из вышеупомянутого, тогда восхвалять его в лицо крайне нежелательно, чем и объясняется то, что хадисы, в которых говорится об этом, отличаются друг от друга».
Что же касается свидетельств о дозволенности восхваления, то к ним относятся слова пророка,ﷺ : «Я надеюсь, что ты окажешься одним из них», то есть, одним из тех, кого станут призывать войти в рай изо всех его ворот, сказанные им Абу Бакру, да будет доволен им Аллах. В другом же хадисе (сообщается, что пророк, ﷺ, сказал): «Ты не относишься к ним», а именно – к опускающим свои изары слишком низко из кичливости. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ‘Умару, да будет доволен им Аллах: «Когда бы ни увидел шайтан, что ты следуешь каким-либо путём, он обязательно переходит на другой путь». Таким образом, хадисов, в которых говорится о дозволенности восхваления, существует множество, и часть из них была приведена мною в книге “Аль-Азкар”.


Источник : رياض الصالحين "Сады праведных". стр 633-634.
Ответить