Слова Ибн ‘Аббаса: "Я боюсь, что на вас камни посыпятся..."

Ответить
Abu Zara
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 10 окт 2008, 00:01

Слова Ибн ‘Аббаса: "Я боюсь, что на вас камни посыпятся..."

Сообщение Abu Zara »

Салам алейкум рахмату Ллахи уа баракатуху.
Есть такой известный асар от Ибн Аббаса: "Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир...”,— вы же говорите: “А Абу Бакр и Умар сказали..”.
Так вот, братья говорят, что у этого хадиса есть продолжение, что Ибн Аббасу ответили (примерный смысл): "Но ведь Абу Бакр и Умар лучше тебя знали о Сунне и больше тебя следовали ей".
Достоверна ли эта добавка, и если да, то как понимать правильно это?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух брат
Abu Zara писал(а):"Но ведь Абу Бакр и Умар лучше тебя знали о Сунне и больше тебя следовали ей".
Да брат, есть такое продолжение этих слов в том асаре, и их произнес ‘Уруа, и эта версия достоверная. В этой версии сказано:
Ибн Аби Мулейка рассказывал: "Однажды ‘Уруа сказал Ибн ‘Аббасу: "До каких пор ты будешь вводить в заблуждение людей, о Ибн ‘Аббас?" Ибн ‘Аббас сказал: "Что это, о ‘Уруа?" Тот ответил: "Ты велишь нам делать ‘Умру в месяцы Хаджа, а Абу Бакр и ‘Умар запрещали это!" Ибн ‘Аббас сказал: "Воистину, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делал так!" На это ‘Уруа сказал: "Но они (Абу Бакр и ‘Умар) сильнее тебя следовали за посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и лучше тебя знали о нем".
Эту версию приводят Ахмад в "аль-Муснад" 1/252, аль-Хатыб в "аль-Факъих уаль-мутафаккъих" 380 и др.
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу'айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого асара в "Тахкыкъ аз-Зад".

Тут весьма важно пояснить, что эту добавку используют некоторые мазхабисты в качестве довода на свой такълид! Когда им приводишь доводы из достоверной Сунны, который противоречит их мазхабу, они возмущенно говорят: "Ты что это знаешь, а Абу Ханифа не знал?!" или говорят: "Имам аш-Шафи'и лучше вас знал Сунну и религию, а он говорил иначе" и т.п.
Все это заблуждение, которое шариат не приемлет, поскольку ни один имам не мог охватить всю религию целиком. Да, конечно, мы не более знающие, чем Абу Ханифа, аш-Шафи'и, Малик или иной имам и ученый, однако на подобного рода претензии можем сказать: "Нет, конечно этот имам более знающий чем мы, однако тут есть достоверный хадис, который говорит иначе, и на этот хадис опирались такие и такие имамы мазхабов!"
Не устаю повторять, самое удивительное в том, что когда мазхабисты порицают саляфитов говоря, что они отвергают мазхабы, они ведь лгут! Ведь в основном мазхабисты не считают, что другие мазхабы верные, и они не будут относится со спокойной душой к тому, что скажем кто-то из их односельчан последовал за шафиитским, или ханбалитским мазхабом, а не например ханафитским. Свят Аллах! Сначала орут о необходимости мазхаба, а когда человек все же скажет: "Ну ладно, мазхаб так мазхаб, я выбираю маликитский или шафиитский", они станут возмущаться говоря, что необходимо брать именно ханафитский мазхаб. Ну и кто в итоге отрицает мазхабы?! Саляфиты как раз признают все мазхабы и следуют за всеми учеными, с которыми доводы, тогда как мазхабисты ограничивают весь Ислам лишь мазхабом своего имама!

Вернувшись к упомянутой истории: истина тут несомненна с Ибн ‘Аббасом, ибо у него есть довод от пророка (мир ему и благословение Аллаха), тогда как у ‘Уруи лишь слова Абу Бакра и ‘Умара.
И тот факт, что вид Хаджа, известный как таматту' можно совершать и даже лучше совершать - не оспорим, кто бы что не сказал! Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел совершить умру и выходить из состояния ихрама после тауафа и бега между холмами Саффа и Маруа, Суракъа ибн Малик спросил его: "О посланник Аллаха, это только в этот год или навсегда?" На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, навсегда». аль-Бухари 3/484, Муслим 1216.
Абу ‘Имран аль-Джуни рассказывал, что когда он решил совершить Хадж, он пришел к Умм Саляме и спросил: “О мать правоверных, я не совершал еще никогда Хадж, так с чего же мне начать, с Хаджа или Умры?” Она сказала: “Хочешь, сделай умру до хаджа, а хочешь после”. Тогда он пошел к Сафии и она сказала ему то же самое. После этого он вернулся к Умм Саляме и рассказал ей про слова Сафии, на что Умм Саляма сказала: “Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О семейство Мухаммада! Тот из вас, кто совершает Хадж, пусть возгласит о совершении умры в хадже»Ахмад 6/297, Ибн Хиббан 988, Абу Я’ля 4/1669. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность иснада.

Кстати, подобно словам Ибн ‘Аббаса говорил и Ибн ‘Умар, как раз по этой же теме и в подобном случае:
Салим ибн ‘Абдуллах рассказывал: “Однажды я сидел вместе с Ибн ‘Умаром в мечети, когда к нему подошел некий человек из Шама и спросил его о совершении ‘умры до хаджа (хадж ат-таматту’). Ибн ‘Умар сказал: “Это хорошее и прекрасное дело”. Тот человек спросил: “Даже если твой отец (‘Умар ибн аль-Хаттаб) запрещал это?” Ибн ‘Умар ответил: “Горе тебе! Что, если мой отец запрещал делать то, что совершал и велел совершать другим посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ты подчинишься моему отцу или велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!” Человек ответил: “Велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Ахмад 2/95, Абу Я’ля 3/1317. Достоверность иснада подтвердили имам ан-Науауи и шейх Ахмад Шакир.
Поэтому нет в этих словах ‘Уруи никакого довода на оставление установленной Сунны от пророка (мир ему и благословение Аллаха)! И о том, что передал Ибн ‘Аббас, передавали и многие другие сподвижники, включая членов его семьи.
Это все еще при том, что некоторые имамы, как например ас-Синди, говорили, что запрета от Абу Бакра на самом деле не было по этой теме. А что касается поступка Умара, то ученые говорили, что причина, по которой он считал лучше совершать вид Хаджа аль-ифрад была в том, что после Хаджа таматту', когда люди выходили из ихрама, это создавало чрезмерное скопление людей в Мекке, что значительно утруждало проблему их обеспечения продовольствием и тому подобным в течение нескольких месяцев что они проводили в городе, дожидаясь наступления времени большого паломничества восьмого дня зуль-Хиджа.

Что же касается слов самого ‘Уруи, то имамы находили ему оправдание за это, хоть и не соглашались с ним. Например, имам аз-Захаби сказал, находя ему оправдание: "Не желал ‘Уруа отвергать постановления пророка (мир ему и благословение Аллаха), опираясь на Абу Бакра и ‘Умара, однако он пологал, что они не могли этого запрещать, кроме как имея основания для отмены этого". См. "ас-Сияр" 15/243.
А имам аль-Хатыб аль-Багъдади говорил, приведя эту историю: "Абу Бакр и ‘Умар действительно были такими, как описал их ‘Уруа (т.е. больше знали о Сунне и сильнее всех следовали ей). Однако не позволительно никому делать за кем-то такълид и оставлять то, что достоверно передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха)!" См. "аль-Факъих уаль-мутафаккъих" 1/378.

Для пользы:
Что касается распространенной версии этого асара в словах Ибн ‘Аббаса: "Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: “Сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)...”, вы же говорите: “А Абу Бакр и ‘Умар сказали...", то многие исследователи говорили, что не смогли найти прям таких слов в сообщениях на эту тему. Такую версию от Ибн ‘Аббаса передавали шейхуль-Ислам Ибн Таймия в "аль-Фатауа", шейх Ибн аль-Къайим в "Задуль-ма'ад" и шейх Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб в "Китаб ат-таухид".
На самом деле близкое по смыслу от Ибн ‘Аббаса передается следующее:
Однажды Ибн ‘Аббас сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал Хадж ат-таматту'", на эту ‘Уруа сказал: "Абу Бакр и ‘Умар запрещали таматту'". Ибн ‘Аббас сказал: "Что говорит ‘Уруа?!" Ему ответили: "Что Абу Бакр и ‘Умар запрещали таматту'". Тогда Ибн ‘Аббас сказал: "Я считаю, что они погибнут! Я говорю: "Сказал пророк", а они говорят: "Запретили Абу Бакр и ‘Умар!" Ахмад 1/337, аль-Баззар 5052. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным.
В другом асаре сказано, что когда ‘Уруа сказал Ибн ‘Аббасу: "Ты считаешь это дозволенным, а Абу Бакр и ‘Умар запрещали это!", Ибн ‘Аббас сказал ему: "Горе тебе! У тебя есть асар (хадис), или что-то из Книги Аллаха, или из того, что установил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для своих сподвижников и своей уммы?!" ат-Табарани в "ас-Сагъир" 1718. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хорошим. См. "Маджма'у-ззауаид" 3/234.
Также в другой версии сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: "Клянусь Аллахом, я не вижу, чтобы вы прекратили, пока вас не накажет Аллах! Я вам рассказываю от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а вы рассказывайте от Абу Бакра и Умара!" Ибн ‘Абдуль-Барр в "Джами‘уль-баяниль-‘ильм" 2/1209 и в "ат-Тамхид" 8/207. Иснад достоверный.
Ответить