Хадис: "Все игры (забавы) - ложь, кроме трех вещей..."

Ответить
Abu-Hanifa
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 04 окт 2009, 19:46

Хадис: "Все игры (забавы) - ложь, кроме трех вещей..."

Сообщение Abu-Hanifa »

ассаляму алейкум.Кто нибудь слышал такой хадис ? Каково его правильное понимание ? Относиться ли это к футболу ?
Джазаку лахарон
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Сообщение ФАРУК »

Abu-Hanifa писал(а):ассаляму алейкум.
Ва алейкум салам ва рахматуЛлах!
Abu-Hanifa писал(а):Кто нибудь слышал такой хадис ? Каково его правильное понимание ? Относиться ли это к футболу ?
Наверное брат ты смотрел это видеоролик с аль-Хувейни: http://video.islamindex.ru/direct_link. ... format=flv
Если нет, то там как раз и идет речь об этом хадисе и вопросе о футболе. Что касается самого хадиса, то Хувейни говорит что он достоверный. Я нашел его текст: كل لهو باطل إلا فى ثلاث مداعبة الرجل امرأته و ولده و فرسه
правда, не нашел где он приводится. Может кто из братьев поможет. БаракаЛлаху фийкум!
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Сообщение al-Mubid »

Я нашел похожий хадис у шейха аль-Альбани, рахимахуЛлах.

إن الله عز وجل ليدخل بالسهم الواحد ثلاثة نفر الجنة صانعه يحتسب في عمله الخير ، والرامي به ، ومنبله ، الممد به ، فارموا واركبوا . وأن ترموا أحب إلي من أن تركبوا ، كل لهو باطل ، ليس من اللهو محمودا إلا ثلاثة : تأديب الرجل فرسه ، وملاعبته أهله ، ورميه بقوسه ، فإنهن من الحق ، ومن ترك الرمي بعد ما علمه رغبة عنه ، فإنها نعمة تركها أو كفرها

"Из-за одной стрелы Аллах, велик Он и могуч, введет в рай сразу трех человек: того, кто изготовил ее, рассчитывая что она пойдет на благо, лучника который выпустил ее и... (ومنبله ، الممد به).А посему, занимайтесь стрельбой и скачками на лошадях, но все же стрельба мне нравится больше. Все игры бесполезны, нет в этом ничего достойного кроме трех: объездка мужчиной своего коня, игры со своим семейством и стрельба из лука. Эти три - правильны. Тот же кто оставил стрельбу из лука, отвернувшись от нее, после того как узнал об этом, оставил одну из милостей или даже отверг ее".

Шейх Альбани сказал что иснад этого хадиса запутанный. См. "Фикъх ас-сира"/211.

Фарук, брат, я там подчеркнутое не смог перевести - подсоби а?)
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Сообщение ФАРУК »

Джалиль Абу Рамазан писал(а):Фарук, брат, я там подчеркнутое не смог перевести - подсоби а?)
Попробуем)
Аль-Мунави в "Файдуль-Къадир" комментируя одну из версий этого хадиса пишет, что ومنبله - это тот, который передает стрелы лучнику, чтобы он стрелял, стоит рядом с ним или позди него, собирает их для него, возвращает и тп. А в "Лисануль араб" оба эти слова приводятся вместе и сказано, что они имеют тот же смысл. Это то, что я нашел. ВаЛлаху а'лям!
Гадель ибн Ислям
Сообщения: 202
Зарегистрирован: 08 ноя 2009, 21:52
Откуда: Татарстан, Набережные Челны

Сообщение Гадель ибн Ислям »

Ас-саляму `алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху.
Так он же есть в "Садах праведных". Его так `Абдуллах Нирша и перевёл:

Сообщается, что Укба бин ‘Амир аль-Джухани сказал: "Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, за одну стрелу Аллах введёт в рай троих: того, кто её изготовил в надежде на благое, того, кто её выпустил, и того, кто её подал (лучнику). Стреляйте же из лука и ездите верхом(однако), поистине, вашу стрельбу я люблю больше, чем вашу езду верхом. Что же касается (человека) обученного стрельбе из лука, но отказавшегося от этого из-за нежелания, то он отказался от милости (или: … не поблагодарил за неё)”. Да’ифуль джами’ 1732, Да’иф Абу Дауд 540.Рыяду-с-Солихин 1335.

БаракаЛлаху фикум.
Hamza
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 19:53

Re:

Сообщение Hamza »

Ассалям алейкум
Дополнение к теме:

http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=24&t=3397&p=16243
Abu Jalil
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 15 сен 2010, 17:21

Re:

Сообщение Abu Jalil »

Ассаляму алейкум уа рахматуллах...

Шейх Аль-Албани - рахимахуЛЛах - комментировал хадис "Всякая игра - ложь" и упомянул про три вида игр: нарды, шахматы, футбол. По-арабски прочитать его ответ можно здесь: http://www.sahab.net/home/index.php?Site=News&Show=954
Перевести всё будет очень сложно, но основные моменты можно, иншаАллах. А для понимающих по-арабски, советую прочитать слова шейха аль-Албани по ссылке, там много полезных вещей шейх упоминает попутно.

Что касается нард, то шейх говорит, что они запретны однозначно, потому что о нардах существует достоверный хадис, запрещающий их.
Что касается шахмат, то на них нет прямого запрета из хадисов, но на них запрет приходит с другой стороны - из-за того что шахматы изготовлены в виде изображений (конь и т.д.), а о запрете на создание изображений есть много хадисов со строгим предостережением от этого.
Что касается футбола, то шейх Аль-Албани разъясняет, почему считает его разрешенным. Хадис "Всякая игра - ложь" не означает, что всякая игра - запретна, потому что слово "ложь" (батыль) означает "отсутствие пользы", а не запрет. (более подробно смотри в той ссылке, которую выше сделал брат HAMZA). Затем на футбол нет никаких доказательств о запретности, а проводить аналогию с запретом на нарды нельзя. Поэтому вывод шейха - рахимахуЛЛах - то что играть в футбол разрешено, но нужно учитывать условия - правильный ният (укреплять силы), не пропускать время намаза, укрывать аурат (а футбольные шорты не укрывают бедра полностью), не допускать плохое поведение к братьям из чужой команды. При соблюдении таких условий шейх аль-Албани говорит о разрешенности играть в футбол.
Источник фетвы: "Фатауа Джидда", 32-ая кассета.

УаЛЛаху а'лям.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Салям алейкум братья.
Хотел сказать, что несмотря на то, что хадис: "Любая вещь, которой развлекается мусульманин является "ложью", кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой" по мнению многих ученых является слабым, есть другой подобный хадис, достоверность которого подтверждали имамы: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию». ан-Насаи в "Ишрат ан-ниса" 2/74, ат-Табарани в "аль-Кабир" 1/89. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 315.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re:

Сообщение sultan »

Ас Саламу алейкум ва Рахматуллахи ва Баракатуху Братья.

Хотелось бы, ваше внимание уважаемые братья обратить на то, что хотя эти хадисы и схожи по смыслу -"Любая вещь, которой развлекается мусульманин является "ложью", кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой" и «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию», но все же в них есть и достаточно существенное различие, которое выражается в слове развлекается(играет).
Пологаю, то, что первый хадис слаб, можно судить и по этому хадису с противоположным смыслом, в форме такрира, от Аиша, да будет доволен ею Аллах, которая рассказывала:
«Как-то раз Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пригласил меня с
собой, [когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв]. [Это был праздничный день]. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: [Эй, хумайра’! Хочешь на них взглянуть? Я ответила: Хочу] [Тогда он поставил меня позади себя] и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. [Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке], и так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо). [А он приговаривал: «Осторожней, любезные!»]. [Затем он несколько раз спросил меня: Аиша! Ну что, посмотрела? А я ему отвечала: Нет еще. И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство]».
[И далее: А люди время от времени спрашивали: Абу-ль-Касим! Так хорошо?] В одной из передач хадиса: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил меня: Ну что, достаточно? А я ответила: Да. И тогда он сказал мне: Ступай себе».
В другой передаче хадиса: «А я ответила: Еще немножко. И он продолжал стоять ради меня еще какое-то время, а затем спросил вновь: Ну что, достаточно? А я ответила: Еще немножко. [При этом я заметила, как он переминается с ноги на ногу]. И далее: Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной, и как совсем близко к нему была я - [тогда - совсем еще девчушка]. [Посудите сами, как сильно хотелось девочке - [совсем юной], маленькой – увидеть что-то забавное]. [И далее: Внезапно возник Умар. Взрослые и дети вокруг меня расступились.
Позднее Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вспоминал: Я заметил, как бесы в обличье людей и джиннов тогда бежали от Умара]. [Аиша рассказывала: В тот день Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: И пусть иудеи знают, что в нашей религии есть место отдохновению]»

Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, ан-Наса’и, ат-Тайалиси, Ахмад, аль-Махамили в Салят аль-‘идайн, ат-Тахави в аль-Мушкиль (1/116) и Абу Йа‘ла (229 /1). Все они передают его со слов Аиши по четырем разным иснадам, дополняя друг друга. У данного хадиса есть шахед в форме мурсаль в передаче от аш-Ша‘би. Его приводят Абу Убайд в Гариб аль-хадис, аль-Харис ибн Абу Усама в Муснад (212 – в приложениях), а также аль-Хара’иты в И‘т иляль аль-кулюб по аль-Дж ами' ас-сагир.

Хочу обратить ваше вниманме и на то, что в этом достоверном хадисе, пророк мир ему и благословение Аллаха, назвал средства и виды деятельности (как различные виды спорта в наши дни) посредством которых мусульмане отдыхают, которая приносит пользу их здоровью - от религии!

Или вот хадис, со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах:
«Как-то раз Аиша сопровождала Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в одном из походов. Тогда она была совсем еще девочкой. [Аиша рассказывает: Я была худенькой, весила мало]. Вдруг, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скомандовал своим спутникам: Идите вперед, - [и они ушли вперед], - а мне сказал: А ну-ка, давай, бежим - кто быстрей! Я побежала с ним наперегонки и опередила его. Несколько лет спустя, когда я вновь отправилась в поход с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он скомандовал спутникам, как в прошлый раз: Ступайте вперед, - а сам обратился ко мне: А ну-ка, давай, бежим - кто быстрей! К этому времени я успела позабыть о том первом
случае, повзрослела, стала тяжелее. Я сказала: О Посланник Аллаха! И как мне, вот такой, бежать с тобой наперегонки? А он все за свое: Ну, давай же, давай. Я побежала и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, конечно же, опередил меня. Затем [он рассмеялся и] сказал: Это тебе за тот раз, когда ты меня опередила»

Этот хадис передают аль-Хумайди в Муснад (261), Абу Давуд (1/403), ан-Наса’и в Ишрат ан-ниса’ (74/2) – хадис приводится в его изложении, а также Ахмад (6/264), ат-Табарани (23/47) и Ибн Маджа (1/610) – он приводит хадис в сокращенном виде. Как утверждает аль-Ираки в Тахридж аль-ихйа’ (2 / 40), иснад хадиса надежен. Ирва’ аль-галиль(1497).

И следовательно, полагаю, высказывание "ложь"(батыль) или "отсутствие пользы" вступает в противоречие с вышеприведенными хадисами. Если конечно нет достоверного хадиса со словами "Всякая игра — ложь" и, если он не является отменяющим (вышеприведенные хадисы).

P.S. Но меня удивляет, неужели такой мухаддис как шейх Албани мог не знать, что это недостоверный хадис?

ВаЛлаху а'лям!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Чья статья брат Султан это?
Меня в частности интересуют слова вот эти:
sultan писал(а):Пологаю, то, что первый хадис слаб
И следовательно, полагаю, высказывание "ложь"(батыль) или "отсутствие пользы" вступает в противоречие с вышеприведенными хадисами. Если конечно нет достоверного хадиса со словами "Всякая игра — ложь" и, если он не является отменяющим (вышеприведенные хадисы).
Кто сказал, что именно вот этот хадис слабый:
«Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию».
И не всякий хадис, который внешне противоречит другим, является по этой причине слабым! Есть и такое понятие, как "совмещение хадисов", а противоречащими они друг другу могут казаться из-за неправильного понимания их смысла и недостаточности знаний.
И даже первый хадис: "Любая вещь, кроме трех - батыль" не указывает на то, что все иное харам помимо того, что упомянул пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал остальные вещи «батыль» в противовес упомянутым, а не по той причине, что все иное – запрещено!” См. “Фатхуль-Бари” 11/102.
Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Слова: «Любая вещь, которой развлекается мусульманин является "батыль"» не указывают на запретность всего иного. Смысл этого в том, что прочие вещи (помимо упомянутого) лишены награды, так как это все лишь мирское, не имеющее отношение к ахыра”. См. “Аридатуль-ахуази” 7/136.
sultan
Сообщения: 657
Зарегистрирован: 21 апр 2010, 16:49

Re: Хадис: "Все игры (забавы) - ложь, кроме трех вещей..."

Сообщение sultan »

Ас саламу алейкум ва Рахматуллахи ва Баракатуху брат.
То, что этот хадис: "Любая вещь, которой развлекается мусульманин является "батыль"(ложь), кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой".Ахмад 4/144, ат-Тирмизи 1637 — слабый, ты ведь брат Амаш сам писал в этой теме-viewtopic.php?f=24&t=3397&p=16243:
"Относительно достоверности этого хадиса есть разногласия, так как многие имамы считали его слабым."
Я же имел в виду то, что отличие этого и других хадисов со схожим матном от достоверного хадиса: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором, оплошностью или забавой. Исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его забава с женой; и обучаться плаванию».
ан-Насаи в "Ишрат ан-ниса" 2/74, ат-Табарани в "аль-Кабир" 1/89. Хадис достоверный. См. "ас-Сильсиля ас-сахиха" № 315 -заключено именно в выражении “Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха...” и слабость иснада в них сочетается с отсутствием этого выражения, которое все и раставляет по местам для правильного понимания. То есть какая-нибудь игра с правильным намерением, в моем понимании, уже ложью и безполезностью считаться не будет. К примеру, человек требует знания, затем для отдыха, сыграет в какую-нибудь дозволенную игру для переключения с интеллектуальной деятельности на физическую с намерением, отдохнув, вновь продолжить требовать знания. Ведь такая игра уже батилем или безполезной считаться не может.
А хадисы, которые я привел, (нашел в книге Шейха аль-Альбани: ЭТИКЕТ БРАКОСОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНО ПРЕЧИСТОЙ СУННЕ, глава: 40 – Мужу надлежит относится к супруге великодушно), для того, чтобы представить довод в пользу того, что игры в своей основе, обязательно ложью или безполезными быть недолжны. Так как в одном из хадисов пророк(мир ему и благословение Аллаха), сам играл-бегал на перегонки с Аишей, а в другом, в форме такрира-наблюдал за игрой абиссинцев копьями, и даже позволил смотреть за этой игрой своей супруге! Другое дело, когда человек равлекаясь играет в какую-нибудь игру без цели и намерения, просто так, для себя, как ты брат Амаш назвал, отвечая мне в ЛС: “таруихату-нафс."
То, что это и есть батиль и безполезность, но не харам - я понимаю, ведь ты этот вопрос достаточно широко и подробно раскрыл и привел доводы ученых в вышеприведенной мною ссылке.
В заключении, хочу привести слова Второго Шейх уль Ислама Ибн Каййима в отношении данной темы:
Третий вид:это наслаждения, не порождающие в будущей жизни прелести или страдания, в то же время не препятствующие основе наслаждений будущей жизни, даже если и лишают их совершенства; а это дозволенные забавы, которые не являются вспомогательными для блаженств будущей жизни, они не долговечны, поэтому не следует ими увлекаться, и душе необходимо заняться тем, что лучше и полезнее этого. И это тот вид, который имел в виду пророк,(мир ему и благословение Аллаха), говоря: "Каждая вещь, которой развлекается мусульманин является "батыль"(ложь), кроме трех вещей: стрельбы из лука, обучение коня и игра с женой, поистине, они из истины". Все, что помогает личности достичь требуемых наслаждений, истинно, а все, что не содействует в этом, ложно.
См. Книгу: "Болезнь и Исцеление", гл. 110
В конце хотелось бы поздравить всех читателей форума с праздником Жертвоприношения. Да примет Аллах Субханаху ва Та'ала наши ибадаты и укрепит наше братство на Сунне Его посланника(мир ему и благословение Аллаха). Амин!
السلام علىكم. تقبل الله منى و منكم. عىدكم مبارك!
ВаЛлаху а'лям!
Ответить