История о покаянии Мухашши

Ответить
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

История о покаянии Мухашши

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

Ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллах.
насколько достоверна история о покаянии Мухашши? Как я слышал он был одним из тех, о ком говорится в этой истории:

Ибн Умар, Мухаммад ибн Ка'б, Зейд ибн Аслам и Къатада рассказывали:«Во время похода в Табук один человек сказал: "Не видели мы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти чтецы Корана",— имея в виду посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников, читающих Коран. Ауф ибн Малик возразил ему: "Ты не только лжец, но и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха". После этого Ауф отправился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы обо всём ему рассказать. Однако, придя, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извиниться, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: "О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы..." Ибн Умар рассказывал: "Он выглядел привязанным к подпруге верблюдицы Пророка, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: "Мы просто беседовали и шутили!.." Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) же сказал ему только:
﴾ أَبِاللَّهِ وَآيَاتِهِ وَرَسُولِهِ كُنتُمْ تَسْتَهْزِؤُونَ ﴿
«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?»(Сура ат-Тауба, аят 65)
Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному». Хадис достоверный. См. подробно о нём в книге «Тайсир аль-‘Азиз аль-Хамид» в разъяснении данной главы.

Насколько достоверно то, что он покаялся и является ли он сподвижником и хотелось бы по-подробнее узнать об этой истории.
Барака-Ллаху фикум!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Для начала бы выяснить, что за Мухашши, как полное имя и т.п.)
А откуда вообще информация, что он был в числе тех, о ком было ниспослано в данном аяте?
Если есть асары, в которых говорится, что он был в числе них, тогда имеет смысл знать достоверность. А если таковых вообще нет, то и исследовать нет нужды, тем более помню читал слова некоторых муфассиров к этому аяту, что эти люди в основе были лицемерами.
Аллаху а'лям
Аватара пользователя
ابن مراد الداغستاني
Сообщения: 614
Зарегистрирован: 30 ноя 2008, 11:12

Re: История о покаянии Мухашши

Сообщение ابن مراد الداغستاني »

A'mash писал(а):Для начала бы выяснить, что за Мухашши, как полное имя и т.п.)
Видимо речь идёт о Махшийй ибн Хумаййир аль-Ащджа'и. Просто тот, от кого я это слышал назвал его имя именно так: "Мухашши". Нашел вот в тафсире аль-Багъауи:

66-"لا تعتذروا قد كفرتم بعد إيمانكم"، فإن قيل: كيف قال: كفرتم بعد إيمانكم، وهم لم يكونوا مؤمنين؟. قيل: معناه: أظهرتم الكفر بعدما أظهرتم الإيمان. "إن نعف عن طائفة منكم"، أي: نتب على طائفة منكم، وأراد بالطائفة واحدا، "نعذب" بالنون وكسر الذال، "طائفة" نصب. وقرأ الآخرون: يعف بالياء وضمها الفاء، "تعذب" بالتاء وفتح الدال، طائف رفع على غير تسمية الفاعل. وقال محمد بن إسحاق: الذي عفا عنه رجل واحد، هو مخشي بن حمير الأشجعي،يقال هو تاب من نفاقه، وقال: اللهم إني أزال أسمع آية تقرأ أعنى بها تقشعر الجلود منها، وتجب منها القلوب، اللهم اجعل وفاتي قتلا في سبيلك لا يقول أحد أنا غسلت أنا كفنت أنا دفنت، فأصيب يوم اليمامة، فما أحد من المسلمين إلا عرف مصرعه غيره.

Вот также еще нашел:

رواية ابن إسحاق فيمن نزلت فيه الآية (65) ؛ قال: وقد كان جماعة من المنافقين، منهم وديعة بن ثابت أخو بني أمية بن زيد ابن عمرو بن عوف ورجل من أشجع حليف لبني سلمة يقال له: مخشي بن حمير، يسيرون مع رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو منطلق إلى تبوك، فقال بعضهم لبعض: أتحسبون جلاد بني الأصفر كقتال العرب بعضهم بعضاً؟ والله؛ لكأنا بكم غداً مقرنين في الحبال. إرجافاً وترهيباً للمؤمنين. فقال مخشي بن حمير: والله؛ لوددت أن أقاضى على أن يضرب كل رجل منا مئة جلدة، وأننا ننجوا أن ينزل فينا قرآن لمقالتكم هذه. وقال رسول الله صلى الله عليه وسلم فيما بلغني لعمار بن ياسر: ((أدرك القوم؛ فإنهم قد احترقوا؛ فاسألهم عما قالوا؛ فإن أنكروا؛ فقل: بلى؛ قلتم كذا وكذا)) . فانطلق إليهم عمار، فقال ذلك لهم، فأتوا رسول الله صلى الله عليه وسلم يعتذرون إليه، فقال وديعة بن ثابت، ورسول الله صلى الله عليه وسلم واقف على راحلته، فجعل يقول وهو آخذ بحقبها: يا رسول الله! إنما كنا نخوض ونلعب. فقال مخشي بن حمير: يا رسول الله! قعد بي اسمي واسم أبي. فكان الذي عفي عنه في هذه الآية مخشي بن حمير، فتسمى عبد الرحمن، وسأل الله أن يقتل شهيداً لا يعلم بمكانه، فقتل يوم اليمامة، ولم يوجد له أثر.

Достоверно ли, что он был из лицемеров, а потом покаялся? Достоверна ли эта история о том, что он сказал: "О, посланник Аллаха, (я каюсь и даже) я поменяю своё имя и имя своего отца!"
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

ابن مراد الداغستاني писал(а):Достоверно ли, что он был из лицемеров, а потом покаялся?
Аллаху а'лям брат, но как мы тут видим, обе версии приводит историк - Ибн Исхакъа напрямую, даже без упоминания сахабия и таби'ина. А он ведь не застал этих событий.
Плюс исследователь книги "Тайсируль-Азизиль-Хамид" - Усама Утайби говорит в примечании к этой истории, в которой упоминаются эти имена, среди которых и Махъши ибн Хумайр, что ее приписывают от Ибн Аббаса Ибн Мардауайху, но он не смог найти ее.
Кстати, сам автор - шейх Сулейман ибн Абдуллах ибн аш-Шейх говорит: “В этих версиях упоминается по именам, кто именно сказал так, и из них: Уади’а ибн Сабит, Зейд ибн Уади’а и Махъши ибн Хумайр, чьё покаяние принял Аллах. Однако он не говорил этих слов, а просто присутствовал. См. “Тайсируль-‘Азизиль-Хамид” 2/1077.
В любом случае, чтобы что-то однозначно утверждать в этом вопросе, необходимо для начала иметь достоверное сообщение, а потом уже делать выводы.
Аллаху а'лям.
Ответить