О хадисе про мольбу: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Ответить
Abu ad-Darda
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:35

О хадисе про мольбу: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Сообщение Abu ad-Darda »

Ассаляму галейкум!

Есть хадис, где приводится дуа за того, облачился в новую одежду:
عن ابن عمرَ رضي اللّه عنهما‏:‏ أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم رأى على عمر رضي اللّه عنه ثوباً فقال‏:‏ ‏»‏أجَدِيدٌ هَذَا أمْ غَسِيلٌ‏؟‏ فقال‏:‏ بل غسيل، فقال‏:‏ الْبَسْ جَدِيداً، وَعِشْ حَمِيداً، وَمُتْ شَهِيداً سَعِيداً
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший на ‘Умаре, да будет доволен им Аллах, какую-то одежду, спросил: «Это новая одежда или уже стиранная?» (‘Умар) ответил: «Уже стиранная», и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом /Ильбас джадидан, ва ‘иш хамидан ва мут шахидан/».
Ахмад 2/89, Ибн Маджах 3558, Ибн ас-Сунни 268 и ан-Насаи  в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 311.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн  Маджах» 2879.
Но на сайте Whyislam Абу Ислам аш-Шаркаси (который мне неизвестен) "ослабил" данный хадис. Мало того, он говорит, что запрещается даже на него опираться:
"Этот хадис является известным и распространенным. Его привели в своих сборниках имам Ибн Маджа, Ан-Насаи, имам Ахмад и другие имамы. Однако несмотря на то, что он является известным и распространенным, он также является и «слабым», и не просто слабым, а до уровня «аль-мункар», то есть очень слабым хадисом, как это указал имам Ан-Насаи в своей книге «Сунан Аль-Кубра»."

И пишет в конце: "Поэтому мне неизвестно что-то достоверное по поводу определенного дуа в Сунне тому, кто надевает новую одежду. В частности, это дуа является «слабым» хадисом, поэтому на него запрещается опираться в данном вопросе".
Можете прокомментировать этот момент? Все ли тут так однозначно, как он написал?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О хадисе про мольбу: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

О хадисе про мольбу за того, кто надел новую одежду
«Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
На некоторых сайтах в русскоязычной среде распространяется информация о том, что известный хадис, который шейх аль-Альбани считал достоверным, о мольбе за того, кто надел новую одежду: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом», является недостоверным, а более того, что является запретным опираться на него, и что в Сунне вообще нет ничего достоверного относительно кокой-либо определённой мольбы за того, кто надел новую одежду.
На самом же деле не всё так однозначно и категорично, как они об этом заявляют.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, увидев на ‘Умаре ибн аль-Хаттабе (да будет доволен им Аллах) белую одежду, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Эта твоя одежда – новая или выстиранная?» ‘Умар ответил: «Новая». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом».
Этот хадис приводят Ахмад (2/88), ‘Абд ибн Хумайд (721), Ибн Маджах (3558), ан-Насаи в «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» (275), Ибн Хиббан (2183), аль-Баззар (3/175), Абу Я’ля (5545), и др.
Внешне иснад этого хадиса является достоверным, в котором нет никаких сомнений, ибо все его передатчики – это надёжные и признанные имамы.
Однако у этого хадиса действительно есть одна скрытая и существенная проблема. Этот хадис передаёт имам ‘Абдур-Раззакъ – автор известного сборника «аль-Мусаннаф», но дело в том, что в конце жизни, после того, как он ослеп, он стал сильно путаться в хадисах. И имамы разделяли хадисы, которые он передавал по записи и по памяти. И среди имамов, которые передавали его хадисы до того, как он стал путаться – был имам Ахмад, а сам Ахмад про обсуждаемый хадис сказал: “Этот хадис ‘Абдур-Раззакъ рассказывал по памяти, и он не был приведён в книгах”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” (2004).
А имам ад-Даракъутни в книге «аль-‘Иляль» про ‘Абдур-Раззакъа сказал: “Он ошибался в хадисах, которые передавал от Ма’мара, если они не содержались в книгах”, а именно этот хадис ‘Абдур-Раззакъ как раз передаёт от Ма’мара.
По упомянутым причинам такие имамы, как Яхья аль-Къаттан, Ахмад, Ибн Ма’ин, аль-Бухари, Абу Хатим, ан-Насаи посчитали этот хадис недостоверным, кто-то, просто назвав его слабым, а кто-то, и вовсе отвергнув его. См. “аль-‘Иляль” (1/490), “аль-‘Иляль аль-кабир” (373), “ас-Сунан аль-кубра” (9/121).
Это и есть основа для непринятия обсуждаемого хадиса, и она, конечно же, веская.

Однако следует знать, что у обсуждаемого хадиса есть различные версии и свидетельства, по причине которых некоторые хафизы и исследователи усиливали этот хадис.
И пусть никто не думает, что только шейх аль-Альбани называл данный хадис достоверным, как это часто заявляют различные выскочки наших дней, обвиняя шейха в том, что он часто усиливает то, что ослабили саляфы!
Следует отметить, что задолго до шейха аль-Альбани некоторые имамы и хафизы также считали обсуждаемый хадис достоверным и усиливали его.

Что же касается различных свидетельств обсуждаемого хадиса и других его путей, то среди них хадис Ма’мара от аз-Зухри с достоверным иснадом, но в прерванной форме (мурсаль) со слов Абу аль-Ашхаба; подобный хадис со слов Джабира; и передача Ибн Аби Шейбы такого же хадиса через передатчика из племени Бану Музайна.
Однако вопрос усиления того или иного слабого хадиса различными версиями и путями – это вопрос иджтихада среди обладателей знания. Кто-то мог посчитать, что различные версии и пути какого-то хадиса никак не усиливают его по причине своей слабости и ошибок передатчиков. А кто-то мог посчитать, что хадис усиливается, если пришёл подкрепляющее свидетельство или через другой путь, пусть даже слабый, ибо вероятность того, что несколько различных передатчиков, проживавших в разных краях, допустили одну и ту же ошибку и передали пророческий хадис с одним и тем же текстом, для них была маловероятной.

Что же касается учёных, которые посчитали обсуждаемый хадис достоверным до шейха аль-Альбани, то среди них имам Ибн Хиббан, и его мнение об этом хадисе упомянул хафиз Ибн Хаджар, соглашаясь с его оценкой. См. “Фатхуль-Бари” (10/303).
Также хафиз аль-Бусыри в исследовании на сборник «Сунан Ибн Маджах» говорил, что иснад этого хадиса достоверный. См. “Мисбах аз-зуджаджа” (4/82).
Также о достоверности этого хадиса высказывался и хафиз аль-Хайсами в «Маджма’ аз-зауаид» (8/376), назвав всех передатчиков хадиса передатчиками «ас-Сахих».
Также его усиливал имам Ибн Касир, который приведя этот хадис, сказал: “Но ан-Насаи говорил: «Этот хадис отвергаемый, и Яхья аль-Къаттан порицал ‘Абдур-Раззакъа за его передачу». Но этот хадис также передаётся через другой путь через аз-Зухри в форме мурсаль. И сказал Хамза аль-Кинани аль-Хафиз: «Я не знаю никого, кто передавал бы этот хадис от аз-Зухри, кроме Ма’мара. И я не думаю, что это является достоверным. А Аллаху это ведомо лучше». Я (Ибн Касир) скажу: «Все передатчики этого иснада и его непрерывность соответствуют условиям двух сборников «ас-Сахих», и воистину, сами аль-Бухари и Муслим принимали ту передачу, в которой уединился Ма’мар от аз-Зухри в других передачах. Также аль-Баззар передавал этот хадис через путь Джабира аль-Джу’фи, который является слабым, со слов Джабира точно такой же хадис. И сбылось то, что сказал в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха), так как ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был убит во время утренней молитвы и стал шахидом”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” (9/167).
Также этот хадис считал хорошим и усиливал его хафиз Ибн Хаджар, сказавший: “Этот хадис хороший (хасан), но редкий, и все его передатчики являются передатчиками «ас-Сахих». Однако ослабил этот хадис ан-Насаи, сказав: «Этот хадис отвергаемый, и Яхья аль-Къаттан порицал ‘Абдур-Раззакъа за его передачу». Также ан-Насаи говорил: «Этот хадис передавался также от аз-Зухри c непрерывным иснадом и прерванным в виде мурсаль. Однако это не из числа хадисов аз-Зухри». Я (Ибн Хаджар) скажу: «Я нашёл у этого хадиса свидетельство в виде мурсаля, который приводит Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф», сказавший: «Со слов ‘Абдуллаха ибн Идриса, передавшего от Абу аль-Ашхаба со слов человека (из племени Бану Музайна)», после чего он упомянул точно такой же смысл, как в хадисе Ахмада. Имя Абу аль-Ашхаба – Джа’фар ибн Хиббан аль-‘Атаради, и он из числа передатчиков аль-Бухари и Муслима и застал великих таби’инов. И это указывает на то, что у данного хадиса есть основа, и самое меньшее, что можно сказать о нём, что он хороший!” См. “Натаидж аль-афкар” (2/27).
Кстати, на версию Ибн Аби Шейбы, которую упоминали хафизы Ибн Касир и Ибн Хаджар, имам аль-Бухари в «Тарих аль-кабир» (3/356) сказал: “Это достовернее, не смотря на то, что сама передача мурсаль”. Т.е. эта версия лучше, чем передача ‘Абдур-Раззакъа.
И передатчика Абу аль-Ашхаба на самом деле зовут не Джа’фар ибн Хиббан, а Зияд ибн Зазан, как это сказал аль-Бухари.
Как мы видим, всё эти имамы и хафизы жили задолго до шейха аль-Альбани, и они также усиливали этот хадис и считали его достоверным.

А из числа современных исследователей помимо шейха аль-Альбани, этот хадис также посчитали достоверным такие шейхи, как:
- Ахмад Шакир в «Тахридж аль-Муснад» (5620).
- ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут в «Тахкыкъ Задиль-ма’ад» (2/381).
- Шу’айб аль-Арнаут в «Тахкыкъ Шарх ас-Сунна» (12/42).
- Усыюллах ‘Аббас в «Тахкыкъ Фадаиль ас-сахаба» (322-323).
- Хусайн Салим Асад в «Тахкыкъ Маджма’ аз-зауаид» (18/118).
- Мухаммад Субхи Халлякъ в «Тахкыкъ Нейль аль-аутар» (3/401).
- Салим аль-Хиляли в «‘Уджаля ар-рагъиб» (324-325), который процитировав все слова имамов «за» и «против» этого хадиса, заключил, что он хороший в силу усиливающего его мурсаля, у которого хороший иснад.
Также и исследователи известного труда хафиза Ибн Хаджара «аль-Маталиб аль-‘алия» (15/763-767) во главе с шейхом Са’дом аш-Шасри, приведя все мнения саляфов и имамов, а также упомянув каждую версию обсуждаемого хадиса, сделали заключение, что всё-таки этот хадис является достоверным в силу усиливающих его свидетельств.

Что касается слов о том, что в пророческой Сунне нет никаких достоверных мольб по случаю поздравления с новой одеждой, то это является опрометчивостью и упущением!
Как часто говорили учёные: «Незнание чего-то абсолютно не указывает на отсутствие этого», и данное положение касается даже того случая, когда признанный учёный говорит: «Мне неизвестно что-то достоверное в данной главе», а что тогда сказать о том, когда подобное произносит не учёный, не хафиз, не мухаддис?
На самом деле в этой главе есть достоверные хадисы, указывающие на то, что, в общем, обращение с мольбой за того, кто надел новую одежду имеет достоверную основу в Сунне:
Умм Халид бинт Халид ибн Са‘ид (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, когда я была маленькой, я пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своим отцом, надев желтую рубаху, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Санах, санах!», что на языке эфиопов означало: “Прекрасно!” Потом я стала играть с печатью пророчества (родимым пятном, находившимся между лопаток Пророка), а мой отец принялся отгонять меня криком. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь её!» А затем сказал мне про мою одежду: «Используй и износи до предела, потом ещё раз используй и износи до предела, потом ещё раз используй и износи до предела!» аль-Бухари (3071, 5845).

أَبْلِي وَأَخْلِقِي

Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Используй и износи до предела, потом еще раз используй и износи до предела» означали, что он обратился к Аллаху с мольбой за эту девочку, желая ей долгой жизни. А передатчик этого хадиса – ‘Абдуллах ибн Халид сказал: “Не прожила ни одна женщина столько, сколько прожила Умм Халид”. См. “Фатхуль-Бари” (7/325).
Имамы аль-Бухари и Абу Дауд назвали главу, в которой привели этот хадис следующим образом: “Глава о том, с какой мольбой следует обращаться за того, кто надел новую одежду. См. “Сахих аль-Бухари” (6/645), “Сунан Аби Дауд” (4/125).
Касательно слов: «Используй эту одежду и износи её до предела», хафиз Ибн аль-Мунайир сказал: “Это из разряда поздравлений в связи с новой одеждой”. См. “аль-Мутауари ‘аля абуаб аль-Бухари” (1/354).

Также по этой теме есть и другой достоверный хадис:
Абу Надра передал, что Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) доставалась какая-либо одежда, он упоминал название этой одежды, будь это рубаха или чалма, а затем произносил: «О Аллах, хвала Тебе! Ты надел её на меня, и я прошу Тебя о благе этого одеяния и благе того, для чего она будет использоваться. И я прибегаю к Тебе за защитой от зла этого одеяния и зла того, для чего она будет использоваться».

اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ كَسَوْتَنِيهِ أَسْأَلُكَ مِنْ خَيْرِهِ وَخَيْرِ مَا صُنِعَ لَهُ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهِ وَشَرِّ مَا صُنِعَ لَهُ

Передав этот хадис, Абу Надра сказал: “Когда кто-либо из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) надевал новую одежду, то они говорил ему: «Износи её, и пусть Всевышний Аллах заменит тебе её (лучшим)!»” Абу Дауд (4020), Ибн Аби Шейба (5/186), Абу аш-Шейх в “Ахлякъ ан-наби” (252). Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ан-Науауи, Ибн Хаджар, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Натаидж аль-афкар” (1/122), “Гъиза аль-любаб” (2/277), “Сахих Сунан Аби Дауд” (4020), “Тахридж аль-Муснад” (17/348).

تُبْلِـي وَيُخْلِفُ الله تَعَالَى

И как после этих достоверных и ясных аргументов можно заявлять, что в Сунне нет ничего достоверного касательно обращения с мольбой за того, кто надел новую одежду?!

Что же касается слов о том, что на обсуждаемый хадис данной главы: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом» нельзя опираться, то это однозначно недопустимая крайность и категоричность, у которой вряд ли есть высказавший подобное признанный учёный!
С каких пор в нашей религии в общем, и в науке хадисоведении в частности, стало запретным опираться на хадис, связанный с адабом, в отношении которого не мало признанных учёных говорили, что он достоверный?! Такого мало кто позволял себе говорить даже про хадисы из раздела адабов, которые были куда слабее обсуждаемого хадиса! И это даже принимая во внимание мнение группы имамов, что на слабые хадисы не следует опираться в любом разделе религии, а не только в вопросах вероубеждения и законоположений.
Важно усвоить, что в упомянутом ранее хадисе, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился с мольбой за Умм Халид из-за её нового платья, и в словах Абу Надры, что сподвижники говорили тому, кто надевал новую одежду: “Износи её и пусть Всевышний Аллах заменит тебе её”, - содержится ясное указание на то, что обращение с мольбами за того, кто надел новую одежду является установленной и желательной Сунной. Следовательно, мольба в данной ситуации узаконена. А раз это действие узаконено, то не лучше ли использовать в такой ситуации именно те мольбы, что пришли от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников по данному случаю? Пусть даже относительно достоверности некоторых хадисов есть разногласие среди учёных, учитывая тот факт, что смысл мольбы обсуждаемого хадиса прекраснейший, включающий в себя блага мира этого и мира иного. Вы только вдумайтесь в смысл этой мольбы: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом». Свят Аллах! Так какая же такая страшная беда содержится в этом хадисе, что на него запрещено опираться?! Неужели он противоречит какому-то устоявшемуся вероучению ахлю-Ссунна? Или отражает нововведение какой-то секты? Или делает запретное дозволенным, а дозволенное запретным? Или неужто имам ‘Абдур-Раззакъ – это порочный лжец, что на этот его хадис нельзя опираться, даже если допустить тот факт, что он ошибся в нём? Даже признавая правильность мнения великих саляфов о слабости обсуждаемого хадиса, оставив разногласие, разве это делает запретным опираться на подобный хадис? Напротив, сами же имамы, которые высказывались о слабости этого хадиса, опирались на него и приводили его в своих трудах, как имам Ахмад и хафиз аль-Байхакъи.
Ведь чтобы на какой-то хадис было запрещено опираться необходимо, чтобы этот хадис противоречил достоверно установленным положениям Корана и Сунны, или чтобы он был выдуманным, поскольку в таком случае использование такого хадиса попадает под пророческий запрет: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять своё место в Огне!» аль-Бухари (109).
Однако хадис, связанный с адабом, в котором допустил ошибку признанный и надёжный имам хадисоведения, как ‘Абдур-Раззакъ, никак не может быть из категории ложных, на который было бы запрещено опираться!

Да и какие могут быть сомнения, если на этот хадис опирались многие великие и признанные имамы, приводившие его в сборниках по хадисам; в сборниках, связанных с поминанием Аллаха в различных случаях; в сборниках, посвящённых пророческим мольбам; и в сборниках хадисов по ахкамам в главах об одеяниях.
Так, например, этот хадис приводил дважды имам Ахмад в своей книге «Фадаиль ас-сахаба» (322-323) в разделе о достоинстве ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
Также имам Ибн Аби Шейба привёл дважды этот хадис в своём сборнике «аль-Мусаннаф» (8/265, 10/401) в двух разных главах. В главе: “Что следует говорить человеку, если он надел новую одежду?” И в главе: “С какой мольбой следует обращаться за человека и что следует ему велеть, если он надел новую одежду”.
Также его привёл имам Ибн Маджах в своём сборнике «ас-Сунан» (3558) в главе: “Что следует говорить человеку, если он надел новую одежду?”
Также его привёл имам Ибн Хиббан в своём сборнике «ас-Сахих» (15/320) в главе: “Мольба Пророка (мир ему и благословение Аллаха) за ‘Умара о том, чтобы он стал шахидом”.
Также его привёл имам ат-Табарани в своём сборнике «ад-Ду’а» (399) в главе: “Что следует говорить тому, кто увидел на своём брате-мусульманине новую одежду?”
Также его привёл имам Ибн ас-Сунни в своём сборнике «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» (268) в главе: “О том, что следует говорить, если ты увидел на своём брате новую одежду”.
Также его привёл хафиз аль-Байхакъи в своём сборнике «Да’ауат аль-кабир» (405) в главе: “Что следует говорить, когда надел одежду?”
Также его привёл имам аль-Багъауи в своей книге «Шарх ас-Сунна» (12/42) в главе: “Что следует говорить, когда надел новую одежду?”
Также его привёл «Къаууам ас-Сунна» имам Абу-ль-Къасим аль-Асбахани в своей книге «Сира ас-саляф ас-салихин» (124) в разделе о достоинстве праведных халифов.
Также его привёл имам ‘Абдуль-Гъани аль-Джамма’или аль-Ханбали в своей книге «Сани мин фадаиль ‘Умар ибн аль-Хаттаб» (12/42), посвящённой достоинствам ‘Умара.
Также его привёл хафиз ан-Науауи в своей книге «аль-Азкар» (1/43) в главе: “Что следует сказать своему другу, если увидел на нём новую одежду?” А также упомянул эту мольбу в числе желательных в своей книге «аль-Маджму’» (4/647).
Также его привёл имам Ибн аль-Къайим в своей книге «Задуль-ма’ад» (2/379) в главе: “Путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в поминании Аллаха при надевании одежды и других случаях”.
И многие другие имамы, хафизы и учёные приводили этот хадис и использовали его в качестве довода, не видя в нём и его смысле ничего порицаемого.
Однако, исходя из категоричного утверждения некоторых русскоязычных мусульман, выходит, что все эти великие имамы и другие ошиблись, опираясь на данный хадис, более того, совершили даже запретное!
Да упасёт нас Аллах от такого предположения.

И в заключение, вся хвала Аллаху – Господу миров!

Abu ad-Darda
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:35

Re: О хадисе про мольбу: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Сообщение Abu ad-Darda »

ДжазакаЛлаху хайр, брат, за такой развернутый ответ!
Ответить