О хадисе про мольбу: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Ответить
Abu ad-Darda
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:35

О хадисе про мольбу: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Сообщение Abu ad-Darda »

Ассаляму галейкум!

Есть хадис, где приводится дуа за того, облачился в новую одежду:
عن ابن عمرَ رضي اللّه عنهما‏:‏ أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم رأى على عمر رضي اللّه عنه ثوباً فقال‏:‏ ‏»‏أجَدِيدٌ هَذَا أمْ غَسِيلٌ‏؟‏ فقال‏:‏ بل غسيل، فقال‏:‏ الْبَسْ جَدِيداً، وَعِشْ حَمِيداً، وَمُتْ شَهِيداً سَعِيداً
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший на ‘Умаре, да будет доволен им Аллах, какую-то одежду, спросил: «Это новая одежда или уже стиранная?» (‘Умар) ответил: «Уже стиранная», и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом /Ильбас джадидан, ва ‘иш хамидан ва мут шахидан/».
Ахмад 2/89, Ибн Маджах 3558, Ибн ас-Сунни 268 и ан-Насаи  в «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля» 311.
Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Ибн  Маджах» 2879.
Но на сайте Whyislam Абу Ислам аш-Шаркаси (который мне неизвестен) "ослабил" данный хадис. Мало того, он говорит, что запрещается даже на него опираться:
"Этот хадис является известным и распространенным. Его привели в своих сборниках имам Ибн Маджа, Ан-Насаи, имам Ахмад и другие имамы. Однако несмотря на то, что он является известным и распространенным, он также является и «слабым», и не просто слабым, а до уровня «аль-мункар», то есть очень слабым хадисом, как это указал имам Ан-Насаи в своей книге «Сунан Аль-Кубра»."

И пишет в конце: "Поэтому мне неизвестно что-то достоверное по поводу определенного дуа в Сунне тому, кто надевает новую одежду. В частности, это дуа является «слабым» хадисом, поэтому на него запрещается опираться в данном вопросе".
Можете прокомментировать этот момент? Все ли тут так однозначно, как он написал?


Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3095
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О хадисе про мольбу: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллах.
Да, действительно, по поводу этого хадиса немало великих имамов хадисоведения высказывались жёстко и отвергали его.
Можете прокомментировать этот момент? Все ли тут так однозначно, как он написал?
Нет брат, конечно же не всё так однозначно и категорично)
Теперь немного подробнее об этом всём:

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, увидев на ‘Умаре белую одежду, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Эта твоя одежда – новая или выстиранная?» ‘Умар ответил: «Новая». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом».
Этот хадис приводят Ибн Маджах 3558, Ахмад 2/88, ‘Абд ибн Хумайд 721, ан-Насаи в «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» 275, Ибн Хиббан 2183, аль-Баззар 3/175, Абу Я’ля 5545, и многие другие.
Внешне иснад этого хадиса является достоверным, в котором нет никаких сомнений, ибо все его передатчики – это надёжные и признанные имамы. НО, есть одна существенная проблема. Этот хадис передаёт имам ‘Абду-р-Раззакъ, автор известного сборника «аль-Мусаннаф», а дело в том, что в конце жизни, после того, как он ослеп, он стал сильно путаться в хадисах. И имамы разделяли хадисы, которые он передавал по записи и по памяти. И среди имамов, которые передавали его хадисы до того, как он стал путаться – был имам Ахмад, а сам Ахмад об этом хадисе сказал: “Этот хадис ‘Абду-р-Раззакъ рассказывал по памяти, и он не был приведён в книгах”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 2004.
Более того, как сказал имам ад-Даракъутни в «аль-‘Иляль» про ‘Абду-р-Раззакъа: “Он ошибался в хадисах, которые передавал от Ма’мара, если они не содержались в книгах”, а именно этот хадис ‘Абду-р-Раззакъ как раз передаёт от Ма’мара.
По упомянутым причинам такие имамы, как Яхья аль-Къаттан, Ахмад, Ибн Ма’ин, аль-Бухари, Абу Хатим, ан-Насаи посчитали этот хадис недостоверным, кто-то, просто назвав его слабым, а кто-то, и вовсе отвергнув его. См. “аль-‘Иляль” 1/490, “аль-‘Иляль аль-кабир” 373, “ас-Сунан аль-кубра” 9/121.

Однако у этого хадиса есть другие версии и свидетельства, относительно которых учёные также разногласили. Среди них хадис Ма’мара от аз-Зухри в форме мурсаль; хадис от Джабира, а также передача Ибн Аби Шейбы такого же хадиса через передатчика из племени Бану Музайна.
Но вопрос усиления того или иного хадиса различными версиями и путями – это вопрос иджтихада среди обладателей знания. Кто-то мог посчитать, что различные версии и пути какого-то хадиса никак не усиливают его по причине своей слабости и ошибок передатчиков. А кто-то мог посчитать, что хадис усиливается, если пришёл через другой путь, пусть даже слабый, ибо вероятность того, что несколько различных передатчиков, проживавших в разных краях, допустили одну и ту же ошибку и передали пророческий хадис с одним и тем же текстом, для них была маловероятной.

ОДНАКО, в любом случае, пусть никто не подумает, что только шейх аль-Альбани называл данный хадис достоверным, как это часто заявляют различные выскочки наших дней, обвиняя шейха в том, что он усиливает то, что ослабили саляфы!
Следует отметить, что задолго до шейха аль-Альбани многие имамы и хафизы также считали обсуждаемый хадис достоверным и усиливали его.
Например, имам Ибн Хиббан считал этот хадис достоверным, как это сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 10/303.
Также хафиз аль-Бусыри (не путать с суфием аль-Бусыри) в исследовании на сборник «Сунан Ибн Маджах» говорил, что иснад этого хадиса достоверный. См. “Мисбах аз-зуджаджа” 4/82.
Также о достоверности этого хадиса высказывался и хафиз аль-Хайсами в «Маджма’ аз-зауаид» (8/376), назвав всех передатчиков хадиса передатчиками «ас-Сахих».
Также его усиливал имам Ибн Касир, который приведя этот хадис, сказал: “Но ан-Насаи говорил: «Этот хадис отвергаемый, и Яхья аль-Къаттан порицал ‘Абду-р-Раззакъа за его передачу». Но этот хадис также передаётся через другой путь через аз-Зухри в форме мурсаль. И сказал Хамза аль-Кинани аль-Хафиз: «Я не знаю никого, кто передавал бы этот хадис от аз-Зухри, кроме Ма’мара. И я не думаю, что это является достоверным. А Аллаху это ведомо лучше». Я (Ибн Касир) скажу: «Все передатчики этого иснада и его непрерывность соответствуют условиям двух сборников «ас-Сахих», и воистину, сами аль-Бухари и Муслим принимали ту передачу, в которой уединился Ма’мар от аз-Зухри в других передачах. Также аль-Баззар передавал этот хадис через путь Джабира аль-Джу’фи, который является слабым, со слов Джабира точно такой же хадис. И сбылось то, что сказал в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха), так как ‘Умар, да будет доволен им Аллах, был убит во время утренней молитвы и стал шахидом”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” 9/167.
Также этот хадис считал хорошим и усиливал его хафиз Ибн Хаджар, сказавший: “Этот хадис хороший (хасан), но редкий, и все его передатчики являются передатчиками «ас-Сахих». Однако ослабил этот хадис ан-Насаи, сказав: «Этот хадис отвергаемый, и Яхья аль-Къаттан порицал ‘Абду-р-Раззакъа за его передачу». Также ан-Насаи говорил: «Этот хадис передавался также от аз-Зухри c непрерывным иснадом и прерванным в виде мурсаль. Однако это не из числа хадисов аз-Зухри». Я (Ибн Хаджар) скажу: «Я нашёл у этого хадиса свидетельство в виде мурсаля, который приводит Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф», сказавший: «Со слов ‘Абдуллаха ибн Идриса, передавшего от Абу аль-Ашхаба со слов человека (из племени Бану Музайна)», после чего он упомянул точно такой же смысл, как в хадисе Ахмада. Имя Абу аль-Ашхаба – Джа’фар ибн Хиббан аль-‘Атаради, и он из числа передатчиков аль-Бухари и Муслима и застал великих таби’инов. И это указывает на то, что у данного хадиса есть основа, и самое меньшее, что можно сказать о нём, что он хороший!” См. “Натаидж аль-афкар” 2/27.
Кстати, на версию Ибн Аби Шейбы, которую упоминали хафизы Ибн Касир и Ибн Хаджар, имам аль-Бухари в «Тарих аль-кабир» (3/356) сказал: “Это достовернее, не смотря на то, что сама передача мурсаль”. Т.е. эта версия лучше, чем передача ‘Абду-р-Раззакъа.
И передатчика Абу аль-Ашхаба на самом деле зовут не Джа’фар ибн Хиббан, а Зияд ибн Зазан, как это сказал аль-Бухари.
Как мы видим, всё эти имамы и хафизы жили задолго до шейха аль-Альбани, и они также считали этот хадис достоверным.

А из числа современных исследователей помимо шейха аль-Альбани этот хадис посчитали достоверным также:
Шейх Ахмад Шакир в «Тахридж аль-Муснад» (5620).
Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут в «Тахкыкъ Задиль-ма’ад» (2/381).
Шейх Шу’айб аль-Арнаут в «Тахкыкъ Шарх ас-Сунна» (12/42).
Шейх Усыюллах ‘Аббас в «Тахкыкъ Фадаиль ас-сахаба» (322-323).
Мухаккыкъ Хусайн Салим Асад в «Тахкыкъ Маджма’ аз-зауаид» (18/118).
Мухаккыкъ Мухаммад Субхи Халлякъ в «Тахкыкъ Нейль аль-аутар» (3/401).
Шейх Салим аль-Хиляли в «‘Уджаля ар-рагъиб» (324-325), который процитировав все слова имамов "за" и "против" этого хадиса заключил, что он хороший в силу усиливающего его мурсаля, у которого хороший иснад.
Также и исследователи книги Ибн Хаджара «аль-Маталиб аль-‘алия» (15/763-767) во главе с шейхом Са’дом аш-Шасри сделали заключение, что хадис достоверный в силу различных свидетельств.

Что касается слов Абу Ислама:
Поэтому мне неизвестно что-то достоверное по поводу определенного дуа в Сунне тому, кто надевает новую одежду. В частности, это дуа является «слабым» хадисом, поэтому на него запрещается опираться в данном вопросе.
то к этим словам есть несколько замечаний:
Во-первых, как говорится часто учёными: «Незнание чего-то абсолютно не указывает на отсутствие этого», и данное положение касается даже того случая, когда признанный учёный говорит: «Мне неизвестно что-то достоверное в данной главе», а что тогда сказать о том, когда подобное произносит не учёный, не хафиз, не мухаддис?
На самом деле в этой главе есть достоверные хадисы, указывающие на то, что, в общем, обращение с мольбой за того, кто надел новую одежду имеет достоверную основу в Сунне:
Умм Халид бинт Халид ибн Са‘ид (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, когда я была маленькой, я пришла к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своим отцом, надев желтую рубаху, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Санах, санах!», что на языке эфиопов означало: “Прекрасно!” Потом я стала играть с печатью пророчества (родимым пятном, находившимся между лопаток Пророка), а мой отец принялся отгонять меня криком. Но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Оставь её!» А затем сказал мне про мою одежду: «Используй и износи до предела, потом ещё раз используй и износи до предела, потом ещё раз используй и износи до предела!» аль-Бухари 3071, 5845.
В другой версии сказано, что эту рубаху подарил ей в этот день сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). аль-Бухари 3874, 5823.
Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Используй и износи до предела, потом еще раз используй и износи до предела» (أَبْلِي وَأَخْلِقِي) означали, что он обратился к Аллаху с мольбой за эту девочку, желая ей долгой жизни. А передатчик этого хадиса ‘Абдуллах ибн Халид сказал: “Не прожила ни одна женщина столько, сколько прожила Умм Халид”. См. “Фатхуль-Бари” 7/325.
Имамы аль-Бухари и Абу Дауд назвали главу, в которой привели этот хадис следующим образом: “Глава о том, с какой мольбой следует обращаться за того, кто надел новую одежду. См. “Сахих аль-Бухари” 6/645, “Сунан Аби Дауд” 4/125.
Касательно слов: «Используй эту одежду и износи её до предела», имам Ибн аль-Мунайир сказал: “Это из разряда поздравлений в связи с новой одеждой”. См. “аль-Мутауари ‘аля абуаб аль-Бухари” 1/354.

Также по этой теме есть и другой достоверный хадис:
Абу Надра передал, что Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) доставалась какая-либо одежда, он упоминал название этой одежды, будь это рубаха или чалма, а затем произносил: «О Аллах, хвала Тебе! Ты надел её на меня, и я прошу Тебя о благе этого одеяния и благе того, для чего она будет использоваться. И я прибегаю к Тебе за защитой от зла этого одеяния и зла того, для чего она будет использоваться».
(اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ كَسَوْتَنِيهِ أَسْأَلُكَ مِنْ خَيْرِهِ وَخَيْرِ مَا صُنِعَ لَهُ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهِ وَشَرِّ مَا صُنِعَ لَهُ)
Передав этот хадис, Абу Надра сказал: “Когда кто-либо из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) надевал новую одежду, то они говорил ему: «Износи её и пусть Всевышний Аллах заменит тебе её (лучшим)!» (تُبْلِـي وَيُخْلِفُ الله تَعَالَى)” Абу Дауд 4020, Ибн Аби Шейба 5/186, Абу аш-Шейх в “Ахлякъ ан-наби” 252. Имамы ат-Тирмизи и Ибн Хиббан, хафизы ан-Науауи и Ибн Хаджар, шейхи аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Натаидж аль-афкар” 1/122, “Гъиза аль-любаб” 2/277, “Сахих Сунан Аби Дауд” 4020, “Тахридж аль-Муснад” 17/348.

Во-вторых, что касается его утверждения по поводу обсуждаемого хадиса: "на этот хадис запрещается опираться", то это однозначно недопустимая крайность и категоричность, у которой вряд ли есть опередивший его в такой категоричности имам. Кто, интересно знать, говорил из учёных подобное?! С каких это пор в нашей религии в общем и в хадисоведении в частности стало харамом опираться на хадис, связанный с адабом, в отношении которого не мало признанных учёных говорили, что он достоверный?! Такого мало кто позволял себе говорить даже про хадисы из раздела адабов, которые были куда слабее данного хадиса! И это даже принимая во внимание мнение группы имамов, что на слабые хадисы не следует опираться в любом разделе религии, а не только в вопросах вероубеждения и ахкамов.
И важно понимать, что в упомянутом ранее хадисе, где Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился с мольбой за Умм Халид из-за её нового платья, и в словах Абу Надры, что сподвижники говорили тому, кто надевал новую одежду: “Износи её и пусть Всевышний Аллах заменит тебе её”, - содержится ясное указание на то, что обращение с мольбами за того, кто надел новую одежду является установленной и желательной Сунной. Следовательно, мольба в данной ситуации узаконена и установлена. А раз это действие узаконено, то не лучше ли использовать в такой ситуации именно те мольбы, что пришли от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников по данному поводу? Пусть даже относительно некоторых из этих хадисов есть разногласие учёных по поводу достоверности, учитывая тот факт, что смысл мольбы обсуждаемого хадиса прекраснейший, включающий в себя блага мира этого и мира иного. Только вдумайтесь в смысл этой мольбы: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом». Аллаху акбар!
Так какая же такая страшная беда содержится в этом хадисе, что на него запрещено опираться? Он что противоречит устоявшейся ‘акыде ахлю-с-Сунна? Или поддерживает нововведение какой-то секты? Или делает харам халялем или халяль харамом? Или имам ‘Абду-р-Раззакъ – это порочный лжец, что на его этот хадис нельзя опираться, даже если допустить факт того, что он ошибся в нём? Даже признавая правильность мнения великих саляфов о слабости этого хадиса, оставив разногласие, разве это делает запретным опираться на него? Напротив, сами же имамы, которые высказывались о слабости этого хадиса, приводили его в своих трудах и использовали его в качестве аргумента, как, например, имам Ахмад и хафиз аль-Байхакъи.
Ведь чтобы на какой-то хадис было ЗАПРЕЩЕНО опираться необходимо, чтобы этот хадис противоречил достоверно установленным положениям Корана и Сунны, или чтобы он был выдуманным, ибо в таком случае использование такого хадиса будет попадать под пророческий запрет: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовится занять своё место в Огне!» аль-Бухари 109.
Однако хадис, в котором допустил ошибку признанный и надёжный имам хадисоведения, как ‘Абду-р-Раззакъ, никак не может быть из категории ложных!
Да и какие сомнения могут быть, если на этот хадис опирались многие великие и признанные имамы и приводили его в сборниках по хадисам; в сборниках, связанных с поминанием Аллаха в различных случаях; в сборниках, посвящённых пророческим мольбам; и в сборниках хадисов по ахкамам в главах об одеяниях.
Так, например, этот хадис приводил дважды имам Ахмад в своей книге «Фадаиль ас-сахаба» (322-323) в разделе о достоинстве ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах).
Также имам Ибн Аби Шейба привёл дважды этот хадис в своём сборнике «аль-Мусаннаф» (8/265, 10/401) в двух разных главах. В главе: “Что следует говорить человеку, если он надел новую одежду?” И в главе: “С какой мольбой следует обращаться за человека и что следует ему велеть, если он надел новую одежду”.
Также его привёл имам Ибн Маджах в своём сборнике «ас-Сунан» (3558) в главе: “Что следует говорить человеку, если он надел новую одежду?”
Также его привёл имам Ибн Хиббан в своём сборнике «ас-Сахих» (15/320) в главе: “Мольба Пророка (мир ему и благословение Аллаха) за ‘Умара о том, чтобы он стал шахидом”.
Также его привёл имам ат-Табарани в своём сборнике «ад-Ду’а» (399) в главе: “Что следует говорить тому, кто увидел на своём брате-мусульманине новую одежду?”
Также его привёл имам Ибн ас-Сунни в своём сборнике «‘Амаль аль-яуми уа-ллейля» (268) в главе: “О том, что следует говорить, если ты увидел на своём брате новую одежду”.
Также его привёл хафиз аль-Байхакъи в своём сборнике «Да’ауат аль-кабир» (405) в главе: “Что следует говорить, когда надел одежду?”
Также его привёл имам аль-Багъауи в своей книге «Шарх ас-Сунна» (12/42) в главе: “Что следует говорить, когда надел новую одежду?”
Также его привёл "Къаууам ас-Сунна" имам Абу-ль-Къасим аль-Асбахани в своей книге «Сира ас-саляф ас-салихин» (124) в разделе о достоинстве праведных халифов.
Также его привёл имам ‘Абдуль-Гъанни аль-Джамма’или аль-Ханбали в своей книге «Сани мин фадаиль ‘Умар ибн аль-Хаттаб» (12/42), посвящённой достоинствам ‘Умара.
Также его привёл хафиз ан-Науауи в своей книге «аль-Азкар» (1/43) в главе: “Что следует сказать своему другу, если увидел на нём новую одежду?”
Также его привёл имам Ибн аль-Къайим в своей книге «Задуль-ма’ад» (2/379) в главе: “Путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в поминании Аллаха при надевании одежды и других случаях”.
И многие другие имамы, хафизы и учёные приводили этот хадис и использовали его в качестве довода, не видя в нём и его смысле ничего порицаемого.
Однако исходя из категорического утверждения брата Абу Ислама выходит, что все эти великие имамы и другие ошиблись, опираясь на данный хадис, более того, совершили даже запретное.
Аллаху-ль-Муста’ан.


Abu ad-Darda
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 25 фев 2013, 12:35

Re: О хадисе про мольбу: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом»

Сообщение Abu ad-Darda »

ДжазакаЛлаху хайр, брат, за такой быстрый и развернутый ответ!


Ответить