3.КНИГА ЗНАНИЯ
Глава 1. Достоинство знания. Аллах Всевышний сказал: "Аллах возвысит (на много) ступеней тех из вас, которые уверовали и которым даровано знание, и Аллаху ведомо о том, что вы творите. “Препирательство”, 11
Всемогущий и Великий также сказал: "...и говори: “Господь мой, прибавь мне знания!" (“Та ха”, 114)
Глава 2. О том, кому задали вопрос, когда он был занят беседой, и кто закончил её, а потом ответил задавшему вопрос.
50 (59). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды, когда посланник Аллаха
ﷺ беседовал с собравшимися людьми, к нему подошёл какой-то бедуин и спросил: “Когда настанет Час этот?” Посланник Аллаха
ﷺ (не ответил ему и) продолжал разговаривать, и некоторые люди сказали: “Он слышал, что сказал (этот бедуин), но ему это не понравилось”, другие же сказали так: “Нет, он не слышал”. Закончив говорить, пророк
ﷺ спросил: “Где же спрашивавший о Часе?” (Бедуин) откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха”. Тогда он сказал: “Жди наступления этого Часа тогда, когда будет погублено то, что отдано на хранение (амана)
1”. (Бедуин) спросил: “Как же это будет погублено?” (Пророк
ﷺ) ответил: “Это случится, если поддержание этого дела
2 будет поручено неспособным, и тогда следует ждать наступления этого Часа!”
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. В данном случае под “отданным на хранение” понимается ислам, требующий от людей выполнения определённых велений Аллаха и отказа от того, что Он запретил им.
2. Имеется в виду либо поддержание дела ислама, либо обладание властью.
Глава 3. О возвышающем свой голос с (целью передачи) знания.
51 (60). Сообщается, что Абдуллах бин Амр, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Как-то раз) пророк
ﷺ отставший от нас в пути, присоединился ко (всем остальным) уже после того, как настало время молитвы, а мы совершали омовение и (некоторые из нас) начали протирать ноги
1 , и тогда (пророк
ﷺ) изо всех сил закричал: “Горе пяткам от (мук) огня!” - (повторив эти слова) дважды или трижды.
Глава 4. Имам задаёт вопросы тем, кто находится у него, чтобы проверить, каково их знание
.
52 (61). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Однажды посланник Аллаха
ﷺ сказал: “Есть среди деревьев такое, листья которого не опадают, и, поистине, оно подобно мусульманину, а (теперь) скажите мне, что это (за дерево)?” - и люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне.
Абдуллах Ибн Умар сказал:
– И мне пришло в голову, что это пальма, но я постеснялся
1 , а потом они
2 попросили: “Скажи нам, что это за дерево, о посланник Аллаха?” - и он сказал: “Это пальма
4”.
______________________________________________________________________________________________________________________________
1. То есть проводили по ним влажными руками вместо того, чтобы омывать ноги по всем правилам.
2. Абдуллах Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, постеснялся отвечать, так как помимо него у пророка
ﷺ находились старшие, в том числе и его отец.
3. То есть остальные присутствовавшие.
4. Пророк
ﷺ сравнивает мусульманина с пальмой, желая сказать, что он, подобно пальме, должен постоянно служить источником всяческой пользы и блага.
ГЛАВА 5. О том, что было сказано относительно знания. Аллах Всевышний сказал: "...и говори: “Господь мой, добавь мне знания!” (“Та ха”, 114)
53 (63). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды, когда мы с пророком
ﷺ сидели в мечети, к ней верхом на верблюде подъехал какой-то человек. Он заставил своего верблюда опуститься на колени у мечети, стреножил его, а потом спросил: “Кто из вас Мухаммад?” В это время пророк
ﷺ сидел среди людей, оперевшись на руку, и мы сказали: “Тот белолицый человек, который полулежит, опираясь на свою руку”. Тогда человек спросил его: “(Ты ли) Ибн Абд аль-Мутталиб
1?” Пророк
ﷺ сказал: “Я тебя слушаю”. (Этот человек) сказал: “Я буду подробно расспрашивать тебя, поэтому (прошу) на меня не сердиться”. (Пророк
ﷺ) сказал: “Спрашивай о чём хочешь”. (Этот человек) спросил: “Я заклинаю тебя твоим Господом и Господом тех, кто жил до тебя, (скажи мне,) это Аллах послал тебя ко всем людям?” (Пророк
ﷺ) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах повелел тебе, чтобы мы совершали пять молитв в течение дня и ночи?” (Пророк
ﷺ) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах повелел тебе, чтобы мы соблюдали пост в течение этого месяца?” (Пророк
ﷺ) сказал: “О Аллах, да!” (Этот человек) спросил: “Заклинаю тебя Аллахом, (скажи мне,) это Аллах повелел тебе брать садаку
2 с богатых из нас и распределять её среди бедных?” Пророк
ﷺсказал: “О Аллах, да!” Тог да этот человек сказал: “Я уверовал во всё то, с чем ты пришёл, и я послан к тебе моими соплеменниками, и я - Димам бин Са`ляба, брат
3 (племени) бану са`д бин бакр”.
54 (64). Передают со слов Абдуллаха бин Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (в своё время) посланник Аллаха
ﷺ отправил одного человека со своим посланием, повелев ему вручить его владыке Бахрейна
4 . И он вручил это послание владыке Бахрейна, который отправил его Хосрову
5 , разорвавшему его на мелкие куски после прочтения.
(Ибн аль-Мусаййаб
6) сказал: “И посланник Аллаха
ﷺ проклял их, пожелав, чтобы их самих разорвали в клочья”. _____________________________________________________________________________________________________________________________
1. То есть “Ты ли сын Абд аль-Мутталиба?” Здесь слово “сын” следует понимать как “потомок”, поскольку пророк
ﷺ приходился Абд аль-Мутталибу не сыном, а внуком.
2. Имеется в виду закят, который в первые годы существования ислама называли также и садакой.
3. Димам хотел сказать, что состоит в родстве с людьми из этого племени, которые являлись родственниками пророка
ﷺ по матери.
4. Имеется в виду не остров, а одноимённая область, расположенная на восточном побережье Аравийского полуострова. Правители этой области находились в зависимости от сасанидского Ирана.
5. Речь идёт о царе Ирана Хосрове II.
6. Ибн аль-Мусаййаб – имя одного из передатчиков этого хадиса.
55 (65). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды, когда пророк
ﷺнаписал
1 (или: ...хотел написать) одно из своих посланий, ему сказали: “Они
2 читают только запечатанные послания”. Тогда он взял серебряный перстень, на котором была вы гравирована надпись “Мухаммад, посланник Аллаха”, и я будто и сейчас вижу белизну этого перстня на его руке.
Глава 6. О том, кто увидел свободное место в кругу сидящих и сел там.
56 (66). Передают со слов Абу Вакида аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда посланник Аллаха
ﷺ сидел в мечети вместе с людьми, (туда) пришли три человека. Двое из них подо шли к посланнику Аллаха
ﷺ а один удалился.
(Передатчик этого хадиса) сказал:
– Эти двое постояли около посланника Аллаха
ﷺ и что касается одного из них, то он увидел свободное место в кругу (сидевших людей) и сел там, другой сел позади них, а третий повернулся и ушёл. И когда посланник Аллаха
ﷺзакончил говорить (с этими людьми), он сказал: “Не сообщить ли вам нечто об этих троих? Что касается одного из них, то он искал приюта
3 у Аллаха, и Аллах предоставил ему приют ; что касается другого, то он устыдился (Аллаха), и Аллах устыдился его
4 ; что же касается третьего, то он отвернулся, и Аллах (тоже) отвернулся от него”.
____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Имеется в виду: продиктовал.
2. Имеются в виду правители, которых пророк
ﷺ призывал к исламу в этих посланиях.
3. То есть оказал ему Свою милость.
4. Имеется в виду, что теперь Аллах не станет подвергать его наказанию.
Глава 7. Слова пророка, : “Иной раз тот, кому передают что-либо, усваивает это лучше, чем слышавший непосредственно”.
57 (67). Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Пророк
ﷺ) сел на своего верблюда
1 , которого держал за повод (или: ...недоуздок) один человек, а потом спросил: “Что это за день?” Мы промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, он же сказал: “Разве это не день жертвоприношения?” Мы сказали: “Да”. (Затем) он спросил: “А что это за месяц?” Мы (снова) промолчали, так как подумали, что он назовёт его как-нибудь по-другому, он же сказал: “Разве это не зу-ль-хиджжа?” Мы сказали: “Да”. (Тогда) он сказал: “Поистине, во взаимоотношениях между вами ваша кровь
2 , ваше имущество и ваша честь долж ны быть столь же священными для вас, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе!
3 Пусть присутствующий известит об этом отсутствующего, но, поистине, может получиться так, что присутствующий известит того, кто усвоит это лучше него самого”.
Глава 8. О том, что пророкﷺ проявлял заботу о людях, обращаясь к ним с проповедями и обучая их только в подходящее время, чтобы они не питали (к этому) отвращения (или: …не разбегались).
58 (68). Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал: “Пророк
ﷺ проявлял о нас заботу и обращался к нам с увещеваниями (лишь в отдельные) дни, так как не желал, чтобы (его слова) вызывали в нас скуку”.
59 (69). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Облегчайте, а не создавайте затруднения, возвещайте благое, а не внушайте отвращение (к исламу)”.
____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, рассказывает о том, что происходило во время прощального паломничества пророка
ﷺ в феврале 632 года.
2. Иначе говоря, жизнь.
3. Речь идёт о Мекке и прилегающей к ней территории, которая является харамом, то есть священной территорией, где запрещается убивать и наносить вред не только людям, но и вообще всему живому, а также и растениям. Естественно, что в особой мере это касается периода хаджжа. Таким образом, пророк
ﷺ подчёркивает, что неприкосновенность личности является одним из основных принципов ислама в области взаимоотношений /му`амалят/ между людьми.
Глава 9. Того, кому Аллах желает блага, Он приводит к пониманию религии.
60 (71). Сообщается, что Му`авийа, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха
ﷺ сказал: “Аллах приводит к пониманию религии того, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что,) если (члены) этой общины станут исполнять веления Аллаха, никогда не причинит им вреда тот, кто будет противостоять им, пока не придёт веление Аллаха
1".
Глава 10. О глубине понимания.
61 (72). Сообщается, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Однажды, когда мы находились у пророка
ﷺ принесли джуммар
2 , и пророк
ﷺ сказал: “Поистине, есть среди деревьев такое, которое подобно мусульманину”. Я хотел сказать, что это пальма (, но вспомнил, что) я самый младший из присутствующих, и промолчал, пророк же
ﷺ сказал: “Это пальма
3”.
Глава 11. Завидовать4 следует знанию и мудрости.
62 (73). Сообщается, что Абдуллах бин Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Пророк
ﷺ сказал: “Не следует завидовать (никому), кроме (людей, обладающих) двумя качествами: человеку, которому Аллах даровал богатство и который был направлен к тому, чтобы без остатка потратить его на должное
5 , и человеку, которому Аллах даровал мудрость
6 и который поступает сообразно ей и передаёт её (другим)”.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Имеется в виду День воскресения. Имеется в виду День воскресения.
2. Джуммар – съедобная сердцевина пальмы.
3. См. хадис № 52.
4. Здесь имеется в виду так называемая белая зависть, иначе говоря, желание обладать тем же, чем обладает и другой, когда при этом человек, испытывающий зависть, не желает, чтобы этот другой лишился того, что он имеет.
5. Речь идёт обо всём том, что угодно Аллаху.
6. Здесь имеется в виду либо знание и понимание Корана, либо мудрость как нечто противоположное невежеству и удерживающее человека от всего мкрзкого.
Глава 12. Слова пророка, : “О Аллах, научи его Книге!1 “
63 (75). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) посланник Аллаха, , обнял меня и сказал: “О Аллах, научи его Книге!”
Глава 13. О том, с какого возраста можно выслушивать слова малолетнего2 .
64 (76). Сообщается, что Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Однажды, когда я был близок к совершеннолетию
3 , я приехал верхом на ослице в Мину, где в это время посланник Аллаха
ﷺперед которым не было стены
4 , совершал молитву. И я прошёл перед частью ряда (молившихся), отпустил ослицу пастись, а потом занял своё место в ряду, и никто не высказал мне порицания”.
65 (77). Сообщается, что Махмуд бин ар-Раби`, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я запомнил, что (однажды,) когда мне было пять лет, пророк
ﷺ брызнул мне в лицо водой, набрав её ртом из ведра”.
Глава 14. Достоинство знающего и передающего знание.
66 (79). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк
ﷺсказал: “Руководство и знание, с которыми Аллах послал меня (к людям), подобны выпавшему на землю обильному дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себя воду, и на ней выросло много всяких растений и травы. (Другая часть) её была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил её на пользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать её для орошения. (Дождь) выпал также и на другую часть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям, которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства Аллаха, с которым я был (направлен) к людям”.
______________________________________________________________________________________________________________________________
1. То есть Корану.
2. Речь идёт о том, что имеет отношение к сообщениям о словах и делах пророка
ﷺ
3. Имеется в виду тот возраст, начиная с которого человек признаётся дееспособным по шариату.
4. Во время молитвы проходить перед молящимся ближе определённого расстояния запрещено, и поэтому, когда пророк
ﷺ молился вне мечети или дома, он отгораживал определённое место, втыкая в землю палку.
Глава 15. Устранение знания и появление невежества.
67 (80). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха
ﷺ сказал: “К числу предзнаменований (близости) этого Часа будет относиться то, что знание исчезнет, а невежество укоренится, (люди) станут пить (много) вина и (широкое) распространение получат прелюбодеяния”.
68 (81). Сообщается, что (однажды) Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я передам вам такой хадис, которого после меня не передаст уже никто. Я слышал, как посланник Аллаха
ﷺ сказал: “К числу предзнаменований близости этого Часа будет относиться то, что (количество) знания уменьшится, а невежество и прелюбодеяния получат (широкое) распространение и возрастёт количество женщин, а количество мужчин сократится (до такой степени), что на пятьдесят женщин будет приходиться (только) один мужчина, опекающий их”.
Глава 16. Достоинство знания.
69 (82). Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: “(Однажды) я увидел во сне, что мне поднесли кубок молока, и я пил его до тех пор, пока не увидел, что влага выходит у меня из-под ногтей, после чего отдал остаток Умару бин аль-Хаттабу”. Люди спросили: “Как же ты истолковал (этот сон), о посланник Аллаха?” Он сказал: “(Это) знание”.
Глава 17. Фетва1 сидящего на верховом животном или на чём-нибудь ещё.
70 (83). Передают со слов Абдуллаха бин Амра, да будет доволен Аллах ими обо ими, что во время прощального паломничества посланник Аллаха
ﷺ(на какое-то время) задержался в Мине из-за людей, за дававших ему вопросы. Один человек по дошёл к нему и сказал: “По невнимательности я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву”. (Пророк
ﷺ) сказал: “Ничего, принеси жертву (сейчас)”. (Потом) к нему подошёл другой (человек) и сказал: “По невнимательности я принёс жертву до того, как начал бросать камни в идолов”. (Пророк, ,) сказал: “Ничего, бросай (сейчас)”, и о чём бы (в этот день люди) ни спрашивали пророка
ﷺ относительно сделанного раньше или позже, чем нужно, он неизменно говорил в ответ: “Ничего, сделай (это сейчас)”.
Глава 18. О том, кто давал фетву делая знак рукой или кивая головой.
71 (85). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) пророк
ﷺ сказал: “(Со временем) исчезнет знание, и распространятся невежество и бедствия, и умножатся волнения /хардж/”. Его спросили: “О посланник Аллаха, а что такое хардж?” В ответ он сделал знак рукой, повернув её так, будто убивая кого-то.
72 (86). Сообщается, что Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Однажды) я пришла к Аише, да будет доволен ею Аллах, когда она совершала молитву, и спросила (её): “Что происходит с людьми?” (В ответ) она указала (рукой) на небо
2 , воскликнув: “Преславен Аллах! /Субхана-Ллах!/” - (я же посмотрела в сторону мечети и увидела, что) люди совершают молитву. Я спросила: “(Это) знамение?” – и она утвердительно кивнула головой. Тогда я тоже приступила к молитве и молилась, пока не начала терять сознание, и мне пришлось полить себе голову водой. А (после молитвы) пророк
ﷺ воздал хвалу Всемогущему и Великому Аллаху, восславил Его и сказал: “На этом месте я (сейчас) увидел всё то, что мне не было показано раньше, вплоть до рая и ада. И мне было ниспослано откровение о том, что в могилах своих вы подвергнетесь такому же (или: …близкому к этому
3 ) испытанию и будет им испытание, связанное с Антихристом
4 . (Каждого умершего) спросят
5 : «Что ты знаешь об этом человеке
6 ?» - и верующий (или: …убеждённый)
7 ответит: «Это – Мухаммад, посланник Аллаха, который пришёл к нам с явными доказательствами и руководством
8 , а мы ответили (ему) и последовали (за ним). Это – Мухаммад», и он повторит (эти слова) трижды, после чего (ангелы) скажут ему: «Cпи во благе, ибо мы убедились, что ты веровал в него!» Что же касается лицемера (или: …сомневающегося
9 ) , то он скажет: «Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то, и говорил то же самое». ”
Глава 19. Поездка с целью разрешения возникшего вопроса и наставления своей семьи.
73 (88). Передают, со слов Укбы бин аль-Хариса, да будет доволен им Аллах, что, когда он женился на дочери Абу Ихаба бин Азиза, к нему пришла одна женщина и сказала: “Поистине, я кормила грудью и Укбу, и ту, на ком он женился!
10 ” (В ответ) ей Укба сказал: “Я не знал, что ты вскормила меня, и (раньше) ты не говорила мне (об этом)!” А затем он верхом отправился
11 к посланнику Аллаха
ﷺ находившемуся в Медине, и задал ему вопрос (относительно этого дела). Посланник Аллаха, , сказал: “Как же (она может оставаться твоей же ной), если было сказано (, что она – твоя молочная сестра)?!” И (после этого) Укба расстался с ней, а она вышла замуж за другого человека.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Фетва – решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.
2. Дело происходило во время солнечного затмения, являющегося знамением Аллаха, когда полагается совершить особую молитву.
3. Передатчик этого хадиса сказал: “Я не знаю, что именно сказала Асма”.
4. “Аль-масих ад-даджжаль” – ложный мессия, о котором часто упоминается в хадисах. Как видно из содержания данного хадиса, испытание могилы будет заключаться в том, что два ангела станут задавать покойным в их могилах определённые вопросы, которые позволят определить, кто из них является верующим, а кто – неверным. Что же касается Антихриста, который появится на земле незадолго до Дня воскресения, то связанное с ним испытание будет подобно испытанию могилы в двух отношениях: по своей тяжести, поскольку его появлению будут сопутствовать всевозможные бедствия, и по своим результатам, так как в ложного мессию уверуют только неверные, которых по этому признаку можно будет отличить от истинно верующих
5. Эти вопросы будут задавать два ангела: Мункяр и Накир.
6. Имеется в виду пророк Мухаммад,
ﷺ .
7. Передатчик этого хадиса сказал: “Я не знаю, что именно сказала Асма”.
8. То есть с явными доказательствами истинности своего пророчества и руководством Аллаха.
9. Передатчик этого хадиса сказал: “Я не знаю, что именно сказала Асма”.
10. Таким образом, эта женщина сообщила Укбе, да будет доволен им Аллах, что его жена является его молочной сестрой, а в исламе такие браки запрещены.
11. Укба, да будет доволен им Аллах, жил в Мекке.
Глава 20. Очерёдность в приобретении знания.
74 (89). Сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Одно время) мы с моим соседом из числа ансаров, который принадлежал к (роду) бану умайа бин зайд, жившему в `Ауали
1, по очереди приходили к посланнику Аллаха
ﷺ. Он приходил (к нему) в один день, а я - на следующий, и когда (к пророку
ﷺ) приходил я, то я сообщал (своему соседу) о том, какие откровения были ниспосланы в этот день, а также и другие новости, и он делал то же самое. Однажды, когда настала очередь этого моего друга из числа ансаров, он (вернулся,) громко постучал в мою дверь и спросил: “Он
2 там?” Я испугался и вышел к нему, а он воскликнул: “Случилось нечто важное!
3”
(Умар, да будет доволен им Аллах,) сказал:
– Войдя к Хафсе
4 , я увидел, что она плачет, и спросил её: “Разве посланник Аллаха, , дал развод вам (всем)?” Она ответила: “Я не знаю”. А после этого я зашёл к пророку
ﷺ и спросил его, не присев: “Разве ты дал развод своим жёнам?” Он ответил: “Нет!” - и тогда я воскликнул: “Аллах велик!”/Аллаху акбар!/.
___________________________________________________________________________________________________________________________
1. Название предместья Медины.
2. Имеется в виду Умар, да будет доволен им Аллах.
3. Более подробно об этом сообщается в “Книге брака.”
4. Хафса – дочь Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и жена пророка
ﷺ.
Глава 21. О состоянии гнева во время проповеди и наставлении, данном тем, кто увидел нечто ненавистное ему.
75 (90). Сообщается, что Абу Мас`уд аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Однажды какой-то человек сказал: “О посланник Аллаха, я иногда не прихожу на молитву
1 вовремя, потому что такой-то (имам) проводит её с нами слишком долго”.
(Абу Мас`уд, да будет доволен им Аллах,) сказал:
– И я никогда не видел, чтобы пророк
ﷺ увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: “О люди! Поистине, (некоторые из вас) отталкивают (других от молитвы)! Пусть же тот, кто проводит её с людьми, облегчает
2 , ведь среди них (могут) оказаться больные, слабые и те, (у кого есть неотложные дела)
3!”
76 (91). Передают со слов Зайда бин Ха лида аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что как-то раз один человек спросил пророка
ﷺ о (том, что следует делать с) найденным. Посланник Аллаха
ﷺсказал: “(Сначала) узнай (, кому принадлежит) верёвка (, которой связано) найденное (или: … сосуд, в котором находится найденное), а потом объявляй о находке (людям) в течение года, после чего можешь пользоваться этим,однако если (к тебе) придёт хозяин найденного, (тебе следует) отдать находку ему”. (Этот человек) спросил: “А что делать с) заблудившимися верблюдами?” И тогда (пророк
ﷺ разгневался так, что щёки его покраснели (или: …лицо его по краснело), и он сказал: “А что тебе до них, ведь на верблюдах будут бурдюки, и у них имеются копыта
4?! Они ведь сами приходят к воде и объедают (листья с) деревьев, так не трогай же этих верблюдов, чтобы хозяин смог сам найти их!” (Затем этот человек) спросил: “А (что делать с) заблудившимися овцами?” (Пророк
ﷺ) ответил: “Они достанутся тебе, или твоему брату, или волку”.
77 (92). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды люди) стали задавать пророку
ﷺ такие вопросы, на которые он не хотел отвечать, однако когда (люди, за дававшие их,) принялись настаивать, он (сначала) разгневался, а потом сказал им: “Спрашивайте меня, о чём хотите”. Один человек спросил: “Кто мой отец?”
5 (Про рок
ﷺ) ответил: “Твой отец – Хузафа”. Потом встал другой человек и спросил: “Кто мой отец, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Твой отец – Салим, вольноотпущенник Шайбы”. А когда Умар увидел по его лицу (, что пророк
ﷺ гневается), он сказал: “О посланник Аллаха! Поистине, мы приносим своё покаяние Всемогущему и Великому Аллаху!”
6
____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Речь идёт об общей молитве в мечети.
2. То есть не слишком затягивает молитву.
3. Более подробно об этом сообщается в “Книге молитвы”.
4. Имеется в виду, что на бурдюках ставилась метка хозяина и что верблюд сам может найти дорогу домой.
5. Люди могли задавать подобные вопросы в тех случаях, когда между ними возникали какие-нибудь конфликты или споры, в пылу которых соперники иногда пытались унизить друг друга обвинениями в безродности, пророк же
ﷺ слово которого было решающим, выступал здесь в качестве третейского судьи.
6. То есть мы раскаиваемся в том, что разгневали тебя.
Глава 22. О повторявшем свои слова трижды для того, чтобы его понимали.
78 (95). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда пророк
ﷺ говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза
1 .
Глава 23. Обучение человеком своей рабыни и своей жены.
79 (97). Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха
ﷺсказал: “Троим уготована двойная награда: человеку из числа обладателей Писания, уверовавшему в своего пророка, а (затем) уверовавшему и в Мухаммада
2 , подневольному рабу, если он выполняет свои обязанности по отношению к Аллаху и по отношению к своим хозяевам, а также человеку, имевшему рабыню, с которой он сожительствовал и которую должным образом воспитывал и обучал, а потом освободил её и женился на ней, – (каждому из них) уготована двойная награда”.
____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Это делалось либо с целью предупреждения хозяев о том, что в дом пришёл гость, либо для того, чтобы приветствие услышали все присутствующие.
2. Иными словами, иудею или христианину, принявшему ислам.
Глава 24. Увещание и обучение женщин имамом.
80 (98). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды пророк
ﷺкоторый вышел (из мечети) вместе с Билялом (, подошёл к женщинам), решив, что они не слышали то го, что он говорил. И он принялся увещевать их, повелев им давать садаку, женщины же стали отдавать свои серьги и кольца, а Биляль собирал всё это в полу своей одежды.
Глава 25. Стремление к (изучению) хадисов.
(99). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, кто (из людей) обретёт наивысшее счастье благодаря твоему заступничеству в День воскресения?” (В ответ) посланник Аллаха
ﷺ сказал (мне): “О Абу Хурайра, я так и думал, что никто не спросит меня об этом раньше тебя, поскольку я видел, как ты стремишься слушать (мои) слова! В День воскресения счастливейшим из людей благодаря моему заступничеству станет тот, кто скажет: “Нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха”, будучи искренним в сердце своём (или: …в душе своей )”.
Глава 26. Как будет исчезать знание.
82 (100). Сообщается, что Абдуллах бин Амр бин аль-Ас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: – Я слышал, как посланник Аллаха
ﷺ сказал: “Поистине, Аллах не забирает знание, (просто) лишая его (Своих) рабов, но Он забирает знание, забирая (из мира) знающих, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей
1. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!”
___________________________________________________________________________________________________________________________
1. Имеются в виду духовные лидеры.
Глава 27. Следует ли назначать специальный день для того, чтобы наставлять женщин (в религии)
?
83 (101). Cообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) женщины сказали пророку
ﷺ : “Мужчины не дают нам возможности поговорить с тобой
1 , выдели же для нас (особый) день по своему усмотрению!” И он пообещал (женщинам выделить для них та кой) день (, с наступлением которого) он встретился с ними, стал наставлять их и давать им свои повеления (относительно установлений религии). И среди прочего он сказал им: “Для любой из вас, у которой умрут трое её детей, они обязательно послужат защитой от огня”
2. Одна женщина спросила: “А (если их будет) двое?” Он ответил: “И двое”.
В другой версии этого хадиса, передаваемой со слов Абу Хурайры, да будет до волен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха
ﷺ сказал: “… трое детей, не достигших совершеннолетия …”
3
Глава 28. О том, кто услышал нечто (, не понял этого) и переспросил, чтобы понять.
84 (103). Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что однажды пророк
ﷺ сказал: “Тот, у кого потребуют полного отчёта
4, будет подвергнут наказанию”.
Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Я спросила: “Разве Аллах Всевышний не говорит:
"...он непременно будет рассчитан расчётом лёгким…" ?" 5(Пророк
ﷺ ) сказал: “Это касается только представления
6 , но тот (человек, дела) которого будут обсуждаться
7 , погибнет!”
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. То есть они постоянно окружают тебя.
2. При том условии, что женщина станет терпеливо переносить такую утрату в надежде на награду Аллаха.
3. Иными словами, не достигших того возраста, с которого человек, по шариату, начинает нести ответственность за свои действия.
4. В День воскресения.
5. “Раскалывание”, 8.
6. Имеется в виду представление дел людей для расчёта или же взвешивание их на Весах, когда каждому будет показано всё, что он совершил, чтобы он понял, сколь великую милость оказывает ему Аллах, прощая его прегрешения.
7. Иными словами, тот, у кого потребуют полного отчёта за его дела.
Глава 29. Пусть присутствующий известит отсутствующего.
85 (104). Сообщается, что Абу Шурайх, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, что сказал посланник Аллаха
ﷺ на следующий день после завоевания Мекки
1 . Я слышал эти слова своими ушами, усвоил их своим сердцем, и я видел его собственными глазами, когда он говорил это. (Сначала пророк
ﷺ ) воздал Аллаху хвалу и восславил Его, а потом сказал: “Поистине, Мекку объявил священной Аллах, а не люди, и поэтому непозволительно человеку, верующему в Аллаха и в Последний день, ни проливать в (этом го роде) кровь, ни вырубать в нём деревья. Если же кто-нибудь посчитает это для себя допустимым (, ссылаясь на то, что) в Мекке сражался посланник Аллаха
2 , скажите ему: «Поистине, Аллах разрешил это Своему посланнику, но не разрешал этого вам!» Да и мне Он позволил делать это только в течение части этого дня, и сегодня она вновь стала столь же священной, как и вчера, так пусть же присутствующий известит (об этом) отсутствующего!”
Глава 30. Грех того, кто возводит ложь на пророкаﷺ
86 (107). Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха
ﷺ сказал: “Не возводите на меня ложь
3 , ибо, поистине, тот, кто сделает это, непременно займёт своё место в огне!”
87 (109). Сообщается, что Салама бин аль-Аква`, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как пророк
ﷺ сказал: “(Человек,) который станет приписывать мне то, чего я не говорил, непременно займёт своё место в огне!”
88 (110). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк
ﷺ сказал: “(Вы можете) называть себя моим именем, но не используйте мою кунью
4 , называя себя! Если кто-нибудь из вас увидит меня во сне, (это будет означать, что) он (действительно) увидел меня, так как шайтан не может принимать мой облик. Если же кто-нибудь станет намеренно возводить на меня ложь, он непременно займёт своё место в огне!”
____________________________________________________________________________________________________________________________
1. То есть после окончательной победы мусульман над курайшитами и вступления их войск в город 12 января 630 года.
2. В целом вступление мусульман в Мекку проходило беспрепятственно, если не считать стычки колонны под предводительством Халида бин аль-Валида, да будет доволен им Аллах, с немногочисленным отрядом мекканцев, потерявших в этом бою пятнадцать человек убитыми.
3.Имеется в виду сознательное возведение лжи на пророка
ﷺ .
4. “Кунья” – так называемое родословное имя или же почётное прозвище, например, Абу Абдуллах (отец Абдуллаха). Кунья пророка
ﷺ – Абу-ль-Касим (отец Касима), а запрет использовать её действовал только при его жизни.
Глава 31. Письменная фиксация знания.
89 (112). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк
ﷺ сказал: “Поистине, Аллах не допускает убийств в Мекке (или: … не допустил к ней слона
1 …), однако Он дал власть над ними
2 посланнику Аллаха и верующим. Поистине, никому до меня не позволялось (сражаться) в (этом городе) и никому не будет по зволено это после меня! Поистине, и для меня это стало дозволенным лишь на определённое время в течение дня, а сейчас (Мекка), несомненно, (снова) является священной территорией, где нельзя ни срезать колючки, ни вырубать деревья, ни поднимать найденное, если только человек не делает это для того, чтобы объявить о своей находке (людям). Если же кого-нибудь убьют, то (его ближайшие родственники) могут выбирать одно из двух: либо получить выкуп /дийа/ за убитого
3 , либо воздать убийце равным”.
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:
– Тут подошёл какой-то человек из Йемена и сказал: “Запиши для меня (эти слова), о посланник Аллаха”, и тогда он велел: “За пишите (это для него)“. А после этого один курайшит воскликнул: “Кроме душистого тростника, о посланник Аллаха
4 , ведь мы используем его в наших домах и на наших могилах!
5 ” – и тогда пророк
ﷺ сказал: “Кроме душистого тростника, кроме душистого тростника”.
90 (114). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Когда (предсмертные) страдания пророка
ﷺ усилились, он сказал: “Принесите мне (принадлежности для) письма, и я напишу
6 для вас то, благодаря чему вы не собьётесь с правильного пути”. Однако 'Умар сказал: “Пророк
ﷺ серьёзно болен, а у нас есть Коран, и этого нам достаточно!” Тут мнения (присутствовавших) раз делились, поднялся шум, и тогда пророк
ﷺ сказал: “Оставьте меня, не следует спорить в моём присутствии!”
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Сомнение передатчика, располагавшего несколькими копиями данного хадиса, скорее всего объясняется ошибкой переписчика, так как разница в написании арабских слов “катль” (убийство) и “филь” (слон) состоит лишь в расположении и количестве диакритических точек под имеющими одинаковую форму буквами или же над ними. Упоминание о слоне связано с сообщениями об имевшем место в 570 г.н.э. походе на Мекку эфиопской армии под предводительством Абрахи аль-Ашрама, который закончился полным уничтожением всего его войска. Об этом событии упоминается в 105-й суре Корана “Слон”.
2. Имеются в виду неверные, жившие в Мекке.
3. Этот выкуп или же вира за кровь выплачивался верблюдами, представлявшими собой особую ценность для жителей Аравии того времени. Животных стреноживали путами и оставляли во дворе дома покойного.
4. То есть вели, чтобы не срезали и не вырубали ничего, кроме душистого тростника.
5. Душистым тростником арабы покрывали крыши домов и затыкали им дыры между кирпичами, из которых выкладывались могильные ниши.
6. То есть продиктую.
Глава 32. Знание и увещание ночью.
91 (115). Сообщается, что Умм Салама
1 , да будет доволен ею Аллах, сказала:
– Однажды ночью пророк
ﷺ проснулся и воскликнул: “Преславен Аллах! /Субхана-Ллах!/ Какие бедствия были ниспосланы сегодня ночью
2 и какие сокровищницы открыты
3 ! Разбудите обитательниц комнат
4, ведь может получиться так, что одетая в мире этом окажется обнажённой в мире ином!”
5
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Одна из жён пророка
ﷺ.
2. Имеется в виду, что этой ночью пророку
ﷺ было ниспослано откровение, в котором сообщалось, что после его смерти мусульманскую общину постигнут многие бедствия.
3. Далее в этом откровении сообщалось, что мусульманам будут дарованы огромные сокровища. О “сокровищницах милости твоего Господа” упоминается в 9-м аяте суры “Сад.”
4. Имеются в виду жёны пророка
ﷺ.
5. Имеется в виду, что если женщина является женой праведного человека, но сама не совершает никаких благочестивых дел, то праведность её мужа не послужит ей защитой в мире вечном.
Глава 33. Ночной разговор о знании.
92 (116). Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды, уже) в конце своей жизни, пророк
ﷺ совершил с нами вечернюю молитву, произнёс в конце её слова таслима
1 , поднялся и сказал: “Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)!”
2
93 (117). Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды) я остался на ночь в доме своей тётки Маймуны бинт аль-Харис, жены про рока
ﷺ находившегося в ту ночь у неё. Пророк
ﷺ совершил вечернюю молитву (в мечети), вернулся домой, совершил молитву в четыре ракаата
3 и лёг спать. (Через не которое время) он встал и спросил: “Мальчик
4 поспал?” (Или же он сказал нечто подобное). Затем он встал на молитву, я же встал слева от него, но он поставил меня справа, совершил пять ракаатов молитвы, а потом ещё два, после чего (снова) заснул, и я услышал его храп, а (ещё через некоторое время) он отправился на (утреннюю) молитву”.
Глава 34. Сохранение знания.
94 (118). Сообщается, что (как-то раз) Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Люди говорят, что Абу Хурайра (передал много хадисов), однако если бы не два аята в Книге Аллаха, то я не передал бы ни одного”.
Затем он прочитал (следующие аяты):
"Поистине, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и истинное руководство после того, как Мы разъяснили всё это людям в Писании, проклянёт Аллах и проклянут проклинающие, кроме тех, которые раскаялись и исправили5 и (стали) разъяснять (истину). Я приму покаяние таких, ибо Я – Приемлющий Покаяние, Милосердный"6 (, после чего сказал): “Поистине, наши братья из числа мухаджиров были заняты торговыми сделками, а наших братьев из числа ансаров занимали дела, связанные с их имуществом
7 , тогда как Абу Хурайра, довольствовавшийся лишь тем, что могло насытить его, неотступно следовал за посланником Аллаха
ﷺ присутствуя там, где отсутствовали они, и запоминая то, чего не запомнили они”.
95 (119). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) я сказал посланнику Аллаха
ﷺ : “О посланник Аллаха, поистине, я слышу от тебя многое, но забываю это!” Тогда он велел: “Распахни свою накидку”, и я распахнул её.
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:
– И он сделал своими руками такое движение, будто наполнил их чем-то (, после чего как будто бы положил что-то в мою накидку), а затем сказал: “Запахнись!” – и я сдвинул края накидки и после этого не за бывал уже ничего.
96 (120). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Из (сказанного) посланником Аллаха
ﷺ я за помнил (то, что относится к) двум видам знания. Что касается первого, то я распространил его (среди людей), что же касается второго, то если бы я распространил и его, то (мне) обязательно перерезали бы горло!”
8
____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Таслим – слова "Мир вам и милость Аллаха", произносимые в конце молитвы.
2. Таким образом, пророк
ﷺ указал своим сподвижникам на скоротечность земной жизни.
3. Каждая молитва состоит из определённого количества ракатов. Ракатом называется цикл молитвенных поз и движений, сопровождаемых произнесением строго определённых молитвенных формул и чтением различных аятов Корана по желанию молящегося. Единственным исключением является первая сура Корана “Аль-Фатиха”, которая читается в обязательном порядке.
4. Здесь имеется в виду передавший этот хадис Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, который в то время был подростком.
5. То есть исправили то зло, которое они совершили.
6. “Корова”, 159-160.
7. Конкретно здесь имеется в виду то, что ансары занимались своими посевами.
8. Считается, что в хадисах, имеющих отношение ко второму виду знания, говорилось о плохих правителях и назывались конкретные имена.
Глава 35. Необходимо молча прислушиваться к словам знающих.
97 (121). Передают со слов Джарира, да будет доволен им Аллах, что во время прощального паломничества пророк
ﷺ велел ему: “Скажи людям, чтобы они молчали и слушали!” - после чего он сказал: “Не становитесь после меня
1 неверными, которые рубят друг другу головы!”
Глава 36. Какой ответ желательно дать знающему, если его спросят: “Кто из людей обладает наибольшим знанием?”
98 (122). Передают со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что Убайй бин Ка`б, да будет доволен им Аллах, сообщил им, что пророк
ﷺ сказал:
– (Однажды) пророка Мусу, обратившегося с проповедью к израильтянам, спросили: “Кто из людей обладает наибольшим знанием?” - и он ответил: “Самым знающим являюсь я”. И Аллах выразил ему (за это Своё) порицание, так как Муса должен был ответить, что это известно только Аллаху. И Аллах ниспослал ему откровение (, сказав): “Поистине, один из рабов Моих
2 (, живущий) у места слияния двух морей, знает больше, чем ты!” (Муса) спросил: “О Господь мой, как мне найти его?” - и ему было сказано: “Положи в корзину рыбу (и отправляйся в путь), а (раб этот) будет там, где ты потеряешь её”. И он отправился в путь вместе со своим молодым (слугой) по имени Йуша` бин Нун
3 , который нёс рыбу в корзине. Добравшись до одной скалы, они склонили свои головы и заснули, а рыба выбралась из корзины и двинулась по направлению к морю будто по тоннелю
4 . (Узнав об этом,) Муса и его слуга были удивлены, а потом они двинулись в путь (и шли) остаток ночи и (весь) день. когда настало утро, Муса велел своему слуге: “Принеси нам наш обед, ведь мы утомились в пути
5 ” , а до того, как он миновал то место, куда ему было велено (идти), Муса не испытывал усталости. Его слуга сказал ему: “Видишь ли, когда мы остановились у скалы, я позабыл о рыбе
6 ”. (Услышав это,) Муса воскликнул: “Этого-то мы и желали!” - и они вернулись назад по своим следам
7 , а когда добрались до той скалы (, увидели) человека, облачённого в одежды (или же он сказал: …человека, который облачился в свои одежды). Муса приветствовал его, (пожелав ему мира,) а аль-Хадир спросил: “Откуда в твоей стране знают о (таком) приветствии?” (В ответ ему Муса) сказал: “Я – Муса.” Он спросил: “Му са (из числа) сынов Исраиля?” - и он ответил: “Да”, (а затем) спросил (его): “Могу ли я последовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, чему научили тебя?” Он ответил: “По истине, у тебя не хватит терпения (, чтобы учиться) у меня
8 , о Муса, ведь я обладаю знанием, которое было дано мне Аллахом и которое неведомо тебе, ты же обладаешь (иным) знанием (, также) дарованным тебе Им и неведомым мне”. (На это Муса) сказал: “Если пожелает Аллах, ты увидишь, что я терпелив и ни в чём не ослушаюсь твоего веления”
9 . И (Муса с аль-Хадиром) отправились в путь по берегу моря (, поскольку) у них не было корабля (, а вскоре неподалёку) появился какой-то корабль, и они попроси ли (моряков) взять их на борт. Аль-Хадир был известен (этим людям), и они взяли их, не потребовав никакой платы. (Через некоторое время) появился воробей, который сел на борт и раз или два зачерпнул клювом воды из моря. (Увидев это,) аль-Хадир сказал: “О Муса, знание (, полученное) тобой и мной, уменьшило знание Аллаха настолько же, насколько (та малость воды, что уместилась в) клюве воробья, уменьшила море!”
10 А потом аль-Хадир подошёл к одной из досок корабля и выломал её (из борта). Муса сказал: “(Эти) люди взяли нас с собой, не требуя платы, а ты специально сделал пробоину, чтобы потопить тех, кто на корабле?”
11 (Аль-Хадир) сказал: “Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?”
12 (Муса) сказал: “Не укоряй меня за то, что я забыл”
13 , и (так) Муса проявил забывчивость в первый (раз во время этого путешествия
14 . Они снова двинулись в путь и (через некоторое время) увидели мальчика, игравшего с другими детьми. И аль-Хадир схватил его за голову сверху и оторвал её своими руками, а Муса воскликнул: “Неужели убил ты невинного не в качестве возмездия за (убийство) человека?!”
15 (В ответ ему аль-Хадир) сказал: “Разве не говорил я тебе, что ты ни за что не сможешь сохранять терпение со мной?”
16 И они (вновь) отправились в путь, а когда явились к жителям одного селения, попросили, чтобы они их накормили, но те отказались оказать им гостеприимство. И (в этом селении) они увидели готовую рухнуть стену, которую (аль-Хадир) выпрямил
17 . Аль-Хадир выпрямил её своими руками, а Муса сказал ему: “При желании ты мог бы получить за это плату”
18 , (на что аль-Хадир) ответил: “Это (значит, что) мы должны расстаться
19 ."
А затем пророк
ﷺ сказал: “Да по милует Аллах Мусу! Поистине, хотелось бы нам, чтобы он проявил (больше) терпения, и тогда нам (больше) поведали бы о них!”
______________________________________________________________________________________________________________________________
1. То есть после моей смерти.
2. Имеется в виду аль-Хадир, которого именуют также аль-Хидр, Хизр и т.д. Аль-Хадир являлся одним из пророков, живших во времена Мусы, мир им обоим.
3. Библейский Иисус Навин.
4. См.: “Пещера”, 61.
5. См.: “Пещера”, 62.
6. См.: “Пещера”, 63.
7. См.: “Пещера”, 64.
8. См.: “Пещера”, 66 – 67.
9. См.: “Пещера”, 69.
10. Иными словами, не уменьшило его совсем.
11. См.: “Пещера”, 71.
12. Cм.: “Пещера”, 72.
13. См.: “Пещера”, 73.
14. Имеется в виду обещание Мусы не задавать вопросы аль-Хадиру, мир им обоим.
15. См.: “Пещера”, 74.
16. Cм.: “Пещера”, 75.
17. См.: “Пещера”, 77.
18. Там же.
19. См.: “Пещера”, 78.
Глава 37. Слова Аллаха Всевышнего: "Даровано вам знания лишь немного." (“Ночное путешествие”, 85)
99 (125). Сообщается, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды,) когда я вместе с пророком
ﷺ опиравшимся на голую пальмовую ветвь, шёл через развалины Медины, нам повстречалась группа иудеев. Одни из них сказали другим: “Спросите его о духе”. Не которые (другие) сказали: “Не спрашивайте его, ибо что бы он ни сказал, вам это не по нравится!” Некоторые же сказали: “Мы обязательно спросим его!” - после чего один из них встал и спросил: “О Абу-ль-Касим, что такое дух ?” (Пророк
ﷺ ) промолчал, а я сказал себе: “Ему ниспосылается откровение” - и встал (между ним и иудеями, чтобы они не мешали ему), а когда (ниспослание откровения) ему закончилось, он сказал:
"И они станут спрашивать тебя о духе1 . Скажи: “Дух - от повеления Господа моего2 , а вам даровано знания лишь немного”." 3
_______________________________________________________________________________________________________________________
1. Большинство комментаторов считает, что речь идёт о душе человека, но некоторые полагают, что имеется в виду Джибрил. На этот счёт высказывались и другие мнения.
2. Это означает, что знанием о природе духа обладает только Аллах, лишь немногое поведавший об этом людям.
3. См.: “Ночное путешествие”, 85.
Глава 38. О том, кто передавал знание одним и не передавал его другим, не желая, чтобы (его слова были неправильно) поняты.
100 (128). Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что однажды, когда пророк
ﷺ ехал верхом, а позади него в седле сидел Му`аз бин Джабаль
1, пророк
ﷺ сказал: “О Му`аз!” (Му`аз) сказал: “Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!” (Пророк
ﷺ снова) сказал: “О Му`аз!” - (и Му`аз снова) сказал: “Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!” - (повторив это) трижды. (Тогда пророк
ﷺ ) сказал: “Кто бы ни засвидетельствовал, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, искренне (веруя в это) сердцем своим, Аллах запретит огню касаться его”. (Му`аз) спросил: “О посланник Аллаха, не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?” Он сказал: “Тогда они (только на это) и будут надеяться”
2. И Му`аз сообщил (людям) об этом разговоре лишь незадолго до своей смерти, считая (дальнейшее молчание) грехом.
3
Глава 39. Проявление стыдливости в (процессе приобретения) знания.
101 (130). Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Однажды) Умм Суляйм пришла к посланнику Аллаха
ﷺ и сказала: “О посланник Аллаха, поистине, Аллах не стыдится (говорить) истину
4 (, так скажи мне), следует ли женщине совершить полное омовение /гусль/, если во сне она увидит, что совокупилась с мужчиной, и у неё случится поллюция?” Пророк
ﷺ ответил: “Да, если (проснувшись,) она увидит (свои) выделения”. (Услышав это,) Умм Салама прикрыла своё лицо и спросила: “О посланник Аллаха, а разве у женщин бывают поллюции?” (В ответ ей пророк
ﷺ ) сказал: “Что за вопрос, конечно! А почему же ещё сын становится похожим на мать?”
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Один из видных сподвижников пророка
ﷺ который назвал его “лучшим знатоком дозволенного и запретного”. Му`аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, принимал участие во многих военных походах и одно время являлся наместником и судьёй /кади/ Йемена. Умер в 639 году в возрасте 33 лет.
2. То есть будут надеяться, что этого окажется достаточно для того, чтобы попасть в рай, и перестанут выполнять свои религиозные обязанности.
3. В Коране сказано:
"Вы непременно будете разъяснять (Писание) людям и не станете скрывать его.("Семейство Имрана", 187. )
4. То есть Аллах не велит проявлять стыдливость там, где дело касается истины.
Глава 40. О том, кто устыдился и велел задать вопрос другому.
102 (132). Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Обычно у меня выделялась жидкость
1 , и (однажды) я велел аль-Микдаду
2 спросить (об этом) пророка
ﷺ . (Аль-Микдад) задал ему этот вопрос, и (пророк
ﷺ ) сказал: “(В этом случае следует) совершить омовение /вуду/”.
Глава 41. Обучение и вынесение решения /фетва/ в мечети.
103 (133). Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– (Однажды) какой-то человек поднялся со своего места в мечети и спросил: “О посланник Аллаха, с какого места ты повелишь нам входить в состояние ихрама? ”
3 (В ответ ему) посланник Аллаха
ﷺ сказал: “Жители Медины должны делать это в Зу-ль-Хуляйфе
4 , жители Шама - в аль-Джухфе
5 , а жители Неджда - у Карна ”
6.
Ибн Умар также сказал:
– И утверждают, что посланник Аллаха
ﷺ сказал: “И пусть жители Йемена де лают это у Йалямляма”
7.
Ибн Умар обычно говорил: “Однако лично я не помню, чтобы посланник Аллаха
ﷺ говорил это”.
______________________________________________________________________________________________________________________________
1. Имеется в виду выделение жидкости в моменты интимных ласк.
2. Сподвижник пророка
ﷺ из числа первых мусульман
3. Здесь речь идёт об объявлении паломником о своём намерении совершить хаджж, умру или и то, и другое вместе. Слово “ихрам” служит также для обозначения особой одежды, в которую облачается человек, совершающий большое /хаджж/ или малое /умра/ паломничество. Ихрам состоит из двух кусков белой нескроенной материи. Один кусок паломник (мужчина) набрасывает на шею и левое плечо, а другой /изар/, представляющий собой кусок ткани, которая опускается ниже колен, обматывает вокруг бёдер. Женщина совершает паломничество в такой одежде, которую она обычно надевает при совершении молитвы. В дальнейшем фраза “надевать ихрам” может означать не только облачение в одежду паломника, но и вхождение в определённое состояние, связанное с известными запретами, о чём подробно говорится в “Книге хаджжа”.
4. Название селения в 10 километрах к юго-западу от Медины.
5. Населённый пункт, расположенный примерно на полпути между Меккой и Мединой.
6. Название горы, находящейся к востоку от Мекки.
7. Гора неподалёку от Мекки.
Глава 42. О том, кто дал спросившему ответ более широкий, чем поставленный вопрос.
104 (134). Передают со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен им Аллах, что один человек спросил пророка
ﷺ : “Что должен надевать на себя (паломник,) облачившийся в ихрам?” Он ответил: “Ему не следует надевать ни рубаху, ни чалму, ни шаровары, ни бурнус
1 , ни одежду, окрашенную жёлтым деревом или шафраном. Если он не найдёт сандалии, пусть наденет кожаные носки
2 , обрезав их так, чтобы верхние края не доходили до лодыжек”.
_____________________________________________________________________________________________________________________________
1. Бурнус — плащ с капюшоном.
2. “Хуффейн” – двойственное число от “хуфф”. Название подобия обуви в виде доходящих до щиколоток носков из кожи, шерсти или иного материала.