Можно ли брать плату за Коран?

Ответить
Руслан373
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 02 май 2011, 14:59
Откуда: г. Саратов

Можно ли брать плату за Коран?

Сообщение Руслан373 »

Асаламалейкум дорогие братья
Подскажите пожалуйста можно ли брать плату за чтение Корана или обучение Корану ?
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Можно ли брать плату за Коран?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Ученые во все времена высказывали различные мнения относительно того, можно ли брать какую-либо плату за Коран, будь это обучение ему, его чтение, заклинание больных посредством него и т.п.
Группа имамов считала это однозначно запретным, среди которых ад-Даххак, ‘Ата, аз-Зухри, имамы из числа ханафитов и ханбалитов. В качестве довода они опирались на следующие тексты Корана и Сунны:
Всевышний Аллах сказал: «Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену!» (аль-Бакъара 2: 41).
Всевышний Аллах также сказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Я не прошу у вас вознаграждения за него. Это не что иное, как Напоминание для миров”» (аль-Ан’ам 6: 90).
Со слов ‘Абдур-Рахмана ибн Шибля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Коран и поступайте в соответствии с ним. Но не отдаляйтесь от него, не впадайте в излишество относительно него, не питайтесь за счет него и не обогащайтесь посредством него!» Ахмад 3/428, ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/142, Абу Я’ля 1518. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» № 1168.
Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обучайтесь Корану и просите посредством него у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить посредством него мирское! Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто ест посредством него; и тот, кто читает его ради Аллаха». Ибн Наср в “Къийям аль-лейль” 73, аль-Багъауи в “Шарху-Ссунна” 1183. Хадис хороший. См. “ас-Силсиля ас-сахиха” № 258.
аль-Хасан аль-Басри рассказывал, что однажды ‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) проходил мимо одного чтеца, который читал Коран, а затем начал просить что-то у людей. И ‘Имран (от возмущения) сказал: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся!”, после чего сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто прочитал Коран, просит посредством него Аллаха, ибо появятся люди, которые будут читать Коран и просить посредством него людей!» ат-Тирмизи 2917. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 6467.
‘Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то я обучил людей из числа «под навеса» Корану, после чего один из них дал мне лук. Я сказал себе: “Это не имущество, и я буду использовать его на пути Аллаха. Но лучше я пойду к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и уточню у него”. Я пришел к нему и сказал: “О посланник Аллаха, человек из тех, кого я обучил Корану дал мне лук, но это не деньги и я буду использовать его на пути Аллаха”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты желаешь, чтобы тебя опоясали огненным поясом, то бери». Абу Дауд 3416, Ибн Маджах 2157.
Имамы разногласили относительно достоверности этого хадиса. Многие назвали его слабым, а шейх аль-Альбани назвал его достоверным в силу существования подобных хадисов и усиливающих его путей.
Исма’иль ибн ‘Убайдуллах рассказывал: “Однажды халиф ‘Абдуль-Малик ибн Маруан сказал мне: “О Исма’иль, обучи моего сына и я воистину вознагражу тебя!” Я сказал: “О повелитель правоверных! Как же так, ведь Умм ад-Дарда рассказала мне со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен ими Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто возьмет за обучение Корану даже лук, на того Аллах наденет в Судный день лук из Огня!» Тогда ‘Абдуль-Малик сказал: “О Исма’иль, я не собираюсь давать тебе плату за Коран, однако хочу дать тебе награду за обучение грамматике”. аль-Мухалляди в “аль-Фауаид” 1/268, аль-Байхакъи 6/126 и др.
Данный хадис является достоверным, а что касается слов аль-Байхакъи: “У этого хадиса от Абу ад-Дарды нет основы”, то имам Ибн ат-Туркумани в «аль-Джаухар ан-накъий» сказал на это: “Этот хадис привел аль-Байхакъи с хорошим иснадом, и я не знаю, какова причина для заявления о его слабости и того, что нет у этого хадиса основы!”
А хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис привел ад-Дарими с иснадом, который соответствует условиям достоверности Муслима. Однако его шейх ‘Абдур-Рахман ибн Яхья ибн Исма’иль, от него Муслим не приводил хадисов (у себя в «ас-Сахих»), но Абу Хатим сказал об этом передатчике: «Нет в нем проблем»”. См. “ат-Тальхыс” 333.
Также достоверность этого хадиса подтвердили хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани. См. “аль-Бадр аль-мунир” 8/300, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 256.

Что же касается других ученых, и их большинство, среди которых Малик, аш-Шафи’и, а также имам Ахмад в одном из мнений, то они считали, что нет ничего запретного в том, чтобы брать плату за Коран. В качестве довода они использовали следующие хадисы:
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то группа сподвижников проходила мимо оазиса, один из жителей которого был укушен скорпионом. К ним навстречу вышел житель и сказал: “Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? У нас есть человек, которого укусил скорпион”. Один из сподвижников отправился и прочел больному суру «аль-Фатиха» за несколько овец, после чего больной исцелился. После этого он привел овец к своим спутникам, но им это не понравилось, и они сказали: “Ты же взял плату за Книгу Аллаха!” Когда же они вернулись в Медину, они сказали: “О посланник Аллаха! Он взял плату за Книгу Аллаха”. На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха!» аль-Бухари 5737.
Сторонники этого мнения говорили, что в данном хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно и обобщенно похвалил заработок, посредством Корана, не сделав каких-либо ограничений. Когда ученых Постоянного Комитета спросили: «Дозволено ли брать плату за обучение Корану?» Они ответили: “Дозволено брать плату за обучение Корану, и это более правильное мнение из мнений ученых, согласно обобщенным словам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха!». Этот хадис приводит имам аль-Бухари. И тем более это дозволено, когда в этом есть нужда”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 4/91.
Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то одна женщина предложила себя в жены пророку (мир ему и благословение Аллаха), и кто-то из мужчин сказал ему: “О посланник Аллаха (если ты не женишься на ней), выдай ее замуж за меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А что у тебя есть (в качестве махра)?» Он ответил: “У меня нет ничего”. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ступай и постарайся найти хотя бы железное кольцо». Этот человек ушел, а потом вернулся и сказал: “Клянусь Аллахом, я не нашел ничего, даже железного кольца. Но вот мой изар, и пусть ей будет половина от него”. А у него не было даже накидки. Выслушав его, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А что ей делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, ничего не останется ей, а если его будет носить она, ничего не достанется тебе». Тогда этот человек сел, а просидев долгое время, поднялся со своего места. Это увидел пророк (мир ему и благословение Аллаха), который подозвал его и спросил: «Что ты знаешь из Корана (наизусть)?» Он ответил: “Такую-то и такую-то суру”. И тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Мы выдаем ее за тебя замуж за то, что ты знаешь из Корана». аль-Бухари 5121, Муслим 1425.
Ученые этого мнения говорили, что данный хадис указывает на дозволенность использования обучения Корану заменой платы брачного дара, и если бы это было запрещено, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не позволил бы использовать обучение Корану для бытовой цели.
А что касается доводов ученых, запрещавших брать что-либо за Коран, то они истолковали аяты, которые они приводили в доводы, а на их хадисы сказали, что достоверность их вызывает сомнение, тогда как достоверность двух упомянутых хадисов не вызывает никаких сомнений. Имам аль-Байхакъи, упомянув хадис ‘Убады: «Если ты желаешь, чтобы тебя опоясали огненным поясом, то бери», сказал: “В отношении этого хадиса есть разногласие, как ты видишь, тогда как хадис от Ибн ‘Аббаса и Абу Са’ида («самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха») достовернее него иснадом”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 6/125.
И хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили сказал: “Эти пути хадисов (о запрещении) не могут быть противопоставлены тому, что достоверно сообщается от пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха!» См. “аль-Ахкам аль-уста” 3/283.

Другие же ученые говорили, как это передал имам аль-Хаттаби, что нет проблем брать плату или награду за обучение Корану, если человек не ставил условием никакой награды для этого сам. И этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин и аш-Ша’би. Или же нет проблем взять человеку, занимающемуся обучением мусульман Корану, если он берет плату с исламской казны на свое содержание.

А группа ученых попыталась совместить все хадисы данной главы, и они сказали, что брать плату или добиваться мирского, используя Коран, является запретным, в частности брать плату за обучение Корану, тогда как брать плату за лечение Кораном можно, что является исключением. Имам Ибн аль-Къайим, приведя хадис о запрете брать плату за обучение Корану, сказал: “И это не противоречит словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха», поскольку в данной истории речь шла о лечении посредством Корана, и тот сподвижник взял плату именно за лечение, а не обучение Корану. Тогда как в другом хадисе есть запрет на то, чтобы брать плату за обучение Корану”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/333.
Также заключил и имам аш-Шаукани, сказавший, что разрешается брать плату за чтение и заклинание посредством аятов, но запрещается брать плату за обучение Корану. См. “Найлюль-аутар” 5/364.

Как бы то ни было, лучше не брать плату за обучение Корану, о чем говорили даже те имамы, которые считали это дозволенным, обучая Корану искренне, ради Лика Аллаха, желая получения великой награды лишь от Него, если только он не будет нуждаться в этом.
А Аллаху обо всем ведомо лучше!
Ibn Rajab
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Re:

Сообщение Ibn Rajab »

Ассаляму алейкум. У шейха Мухаммада ибн АбдульАзиз ибн Мани', да помилует его Аллах, есть краткое послание именно про вопрос чтения Корана за плату, советую братьям владеющим арабским прочитать его. Брат А'маш вопрос платы за чтение Корана и платы за его чтение два разных вопроса, которые не стоит путать или смешивать в один, и в этом послании это разъясняется и приводятся слова ученых в том числе шейхуль Исляма Ибн Теймии.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям
Ibn Rajab писал(а): Брат А'маш вопрос платы за чтение Корана и платы за его чтение два разных вопроса
Я не понял брат разницы между этими высказываниями: платы за чтение и платы за его чтение...
В чем разница? Поясни пожалуйста.
И мне кажется ты не прочитал внимательно написанное. Ведь этот момент как раз выше разделен, и в ответе речь идет в общем о плате за Коран, будь это обучения ему, его чтение, или лечение посредством него и т.п. Поэтому статья и называется обобщенно "Можно ли брать плату за Коран?"
Почитай брат внимательно еще раз.

А что касается статьи шейха Мухаммада ибн Мани'а, то я видел ее, и он там склонился к мнению шейхуль-Ислама и имама Ибн аль-Къайима, которое я выше приводил в заключении. Он разделил между лечением посредством Корана и взятием платы за его чтение, дозволив первое и запретив второе. И это мнение я упоминал:
A'mash писал(а):А группа ученых попыталась совместить все хадисы данной главы, и они сказали, что брать плату или добиваться мирского, используя Коран, является запретным, в частности брать плату за обучение Корану, тогда как брать плату за лечение Кораном можно, что является исключением. Имам Ибн аль-Къайим, приведя хадис о запрете брать плату за обучение Корану, сказал: “И это не противоречит словам пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха», поскольку в данной истории речь шла о лечении посредством Корана, и тот сподвижник взял плату именно за лечение, а не обучение Корану. Тогда как в другом хадисе есть запрет на то, чтобы брать плату за обучение Корану”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/333.
Плюс к вопросу "платы за чтение" шейх на сколько я помню относил и чтение Корана для умершего или же на могилах, порицая это.

Но имам аш-Шаукани сделал исключением из запрета ТОЛЬКО плату за обучение, ибо считал, что общие хадисы указывали именно на это, дозволив брать плату за чтение и за лечение, и это мнение выбрали не мало ученых. Процитирую его слова для пользы:
Имам аш-Шаукани сказал: “Объединить хадисы (этой главы) возможно, если слово «плата», упоминаемое в этом хадисе истолковать как «награда», о чем уже упоминалось (что такое понимание противоречит явному смыслу хадиса). Или, что смысл в дозволенности брать плату только за рукъя, на что указывает текст хадиса, и тогда это будет конкретизацией хадисов о запрете. Или же слово «плата» в этом хадисе взять в общем смысле, что будет включать в себя и рукъя, и чтение, и обучение. Но следует сделать исключение для платы именно за обучение, и остается то, что помимо этого (плата за рукъя и чтение). И это самая лучшая попытка совмещения всех хадисов и следует склоняться именно к нему”. См. “Найлюль-аутар” 10/437.

Если ты конкретно брат с чем-то из упомянутого не согласен, то укажи пожалуйста это четче, чтобы я не додумывался сам, что именно ты имел ввиду и в чем именно была допущена ошибка.
Ibn Rajab
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Re:

Сообщение Ibn Rajab »

Ассаляму алейкум брат. Извини, я ошибся в написании, я имел ввиду что плата за чтение и плата за обучение Корану два разных вопроса, поэтому в упомянутом послании приводятся слова Ибн Теймии что никто из имамов не разрешал брать плату просто за чтение Корана, а про обучение есть известное разногласие о котором ты упомянул.
Ответить