Способ крепко держаться религии вплоть до самой смерти

Ответить
Аватара пользователя
Абу Идар аш-Шаркаси
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

Способ крепко держаться религии вплоть до самой смерти

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси »

Шейх Мухаммад Хишам Тахири
(да хранит его Аллах)
Способ крепко держаться религии вплоть до самой смерти.



Ежедневное чтение определенной части Корана (уирд) – из причин, которые помогут человеку крепко держаться религии вплоть до самой смерти. Установи для себя каждодневное определенное количество чтения Корана. Даже если мир в преддверии конца света, ты скажи: “Я завершу полагающееся на сегодня чтение, и будь, что будет”. Пусть чтение этого определенного количества будет в определенное время, и чтобы не случилось не оставляй его. Ты спросишь: “А каков довод, что обыкновение читать ежедневно определенное количество Корана укрепит нас?”. Да, обыкновение читать ежедневно определенное количество Корана укрепит тебя, и не только укрепит, но также Аллах дарует тебе способность различать истину и ложь, так как все о чем мы говорим, упоминается Всевышним Аллахом в суре «аль-Фуркан» (Различение).

Сказал Величественный Господь:

﴿ قَالَ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْلَا نُزِّلَ عَلَيْهِ الْقُرْآنُ جُمْلَةً وَاحِدَةً ﴾

«Неверующие сказали: “Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз» (Коран; сура 25, аят 32)

То есть, почему Коран не ниспослан целиком за один раз как были ниспосланы Тора и Евангелие? И тогда Аллах ниспослал ответ:

﴿ كَذَٰلِكَ لِنُثَبِّتَ بِهِ فُؤَادَكَ ۖ وَرَتَّلْنَاهُ تَرْتِيلًا ﴾

«Мы поступили так, чтобы укрепить им твое сердце, и прочитали Мы его по порядку [аят за аятом]» (Коран; сура 25, аят 32)

То есть, так Мы ниспослали Коран по частям. Для чего, о Господь наш, Ты ниспослал его по частям? «… для того, чтобы укрепить им [таким ниспосыланием] твоё сердце (о, Пророк), и прочитали Мы его по порядку [аят за аятом]» (Коран; сура 25, аят 32)

В этом аяте содержится указание на то, что ниспослание Корана по частям является укреплением от Аллаха для пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников.
Поэтому кто сделает для себя обязательным ежедневное чтение определенного количества Корана, тот воспользуется причиной, обеспечивающей стойкое следование прямым путем.

«Так [Мы ниспослали Коран по частям] – для того, чтобы укрепить им [таким ниспосыланием] твоё сердце». Превелик Аллах!

Приверженность Корану и Сунне укрепляет знанием, человек выполняя религиозные повеления, укрепляется делами, а чтение Корана очищает сердце, укореняет веру в нем, оно обретает покой и стойкость. Что же может быть лучше этого? Превелик Аллах!

Хафиз Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) в предисловии своего тафсира упомянул хадис, он также упоминается в сборнике хадисов «аль-Муснад» имама Ахмада и у других, что к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в «год делегаций» прибывали различные люди, и после вечерней молитвы ('иша) он обучал их Корану и Сунне. В один из дней пророк (мир ему и благословение Аллаха) запоздал. Люди оставались в ожидании его, и когда он вышел – о, радость – они сказали: “О посланник Аллаха, ты запоздал”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Верно, ибо ко мне пришли представители такого-то племени, и отвлекли от моего привычного количества чтения Корана («уирд»; в другой версии – «хизб») и я не хотел выходить к вам пока не завершу это чтение». Пречист и Возвышен Аллах!

Передатчик этого хадиса говорит: “И мы узнали, что сподвижники делят полное прочтение Корана на части, и спросили их: как вы делите прочтение Корана?
В действительности, если вдуматься, то Аллах возвысил сподвижников и отдал им превосходство над всеми остальными не только потому, что они были помощниками пророка (мир ему и благословение Аллаха), хотя то, что они видели пророка (мир ему и благословение Аллаха) уже само по себе великое превосходство, но и потому, что сподвижники приобретали знания и руководствовались ими в делах.

Итак, как они делили прочтение Корана? Передатчик этого хадиса говорит: “И мы спросили сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): как вы делите прочтение Корана?”. Эти люди прибыли в «год делегации», а это девятый год хиджры. Значит, сподвижники уже девять лет как читали Коран. Как же они читали его? Сподвижники ответили: “Мы делим прочтение Корана на три, пять, семь, девять, одиннадцать, тринадцать частей и на муфассаль1”. В течение семи дней они прочитывали Коран целиком. Пречист и Возвышен Аллах!

В первый день они прочитывали три суры: «аль-Бакара», «Али 'Имран» и «ан-Ниса». Во второй день пять следующих сур. В третий день семь следующих сур. В четвертый день девять следующих сур. В пятый день одиннадцать следующих сур. В шестой день тринадцать следующих сур, до суры «Каф». В седьмой день с суры «Каф» до суры «ан-Нас». За семь дней они завершали полное прочтение Корана. Так дело обстояло с большинством сподвижников.

Данное разделение чтения на части стали обозначать словами:

«فَــمِــي بِــشَــوْق»

фами би шаук - уста мои в тоске [по чтению Корана].
Ф – аль-Фатиха, М – аль-Маида, Й –Йунус, Б –Бану Исраиль (аль-Исра), Ш – аш-Шу'ара, У – Уа-Ссафат, К – Каф.

Подобным образом они по частям прочитывали Коран целиком.

Могущественный и Возвышенный Аллах укрепил их не только перед плотскими соблазнами и искушениями, но также укрепил их и даровал им стойкость перед римлянами и персами. Благодаря этой стойкости, дарованной Аллахом, ни одно нововведение не смогло проникнуть к сподвижникам, да пребудет над ними довольство Всемогущего и Возвышенного Аллаха.

Итог: необходимо ежедневно прочитывать определенное количество Корана.


Источник



______________________________________
1- Арабское слово «муфассаль» образовано от глагола «фассаля» - делить на части. В данном случае «муфассаль» - короткие коранические суры, разделенные между собой словами «Бисми-Лляхи ар-Рахмани ар-Рахим».
Аватара пользователя
bint Iskander
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 15 июн 2012, 18:37
Откуда: Шам

Re: Способ крепко держаться религии вплоть до самой смерти

Сообщение bint Iskander »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.

Схема к статье: https://yadi.sk/i/7OFGHlAi348rHQ
Аватара пользователя
[Абу Ханифа]
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 20:16

Re: Способ крепко держаться религии вплоть до самой смерти

Сообщение [Абу Ханифа] »

Некоторые важные вопросы, связанные с чтением Корана
Записывается ли награда в десятикратном размере за прочтение каждого аята, если человек не понимает смысла Корана и не знает арабского языка?
...мусульманин, не знающий арабского языка, может задаться вопросом: «А записывается ли награда в десятикратном размере за прочтение каждого аята, если человек не понимает смысла Корана?»
Ответ на этот вопрос: «Да», ибо Аллах сделал само чтение Корана поклонением, а следовательно награда записывается в любом случае, если человек читал Коран искренне ради Аллаха.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Коран был ниспослан с тремя целями. Первая: чтение Корана ради поклонения Всевышнему Аллаху посредством этого, поскольку за это полагается награда. Ведь тот, кто прочитал букву с Книги Аллаха, тому запишется десять наград за это. Второе: размышление над смыслом Корана. И третье: увещевание посредством Корана людей”. См. “Ликъа Баб аль-мафтух” 1/47.
Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Получает ли человек награду за чтение Корана, даже если он не понимает его смысла?» Шейх ответил: “Великий Коран является благословенным, как сказал Всевышний Аллах:
كِتَابٌ أَنزَلْنَاهُ إِلَيْكَ مُبَارَكٌ لِّيَدَّبَّرُوا آيَاتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُولُو الْأَلْبَابِ
«Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами, и дабы обладающие разумом помянули назидание»
(Сура Съаад, аят 29)
Человек получает награду за чтение Корана, независимо от того, понимает он его смысл или нет. Однако не следует верующему, достигшему возраста, когда на него возлагаются обязанности, читать Коран, не понимая его смысла. Ведь если человек, скажем, желает изучить медицину и станет читать книги по медицине, то ведь он не сможет извлечь пользу из этого, пока не начнет понимать смысла. Он будет изучать, читать разъяснения, и будет прилагать все усилия, дабы понимать, чтобы воплотить это в делах. Тогда что же сказать о Книге Всевышнего Аллаха, которая является исцелением для душ и увещеванием для людей?! Разве может человек читать Коран, не понимая его и не размышляя над его смыслом? Таким образом, человек получает награду за чтение Корана, независимо от того, понимает он его смысл или нет, однако ему необходимо приложить все усилия, чтобы понимать его смысл”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 85.
Что лучше: прочитать мало аятов Корана, но осмысленно или же прочитать много, но не осмысленно?
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся в моей общине люди, которые будут читать Коран так, словно они пьют молоко». ат-Табарани в “аль-Кабир” 821, аль-Фарьяби в “Фадаиль аль-Къуран” 109. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3653.
Имам аль-Мунауи сказал: “То есть они будут перебирать Коран своими языками, не размышляя над его смыслом, не внемля его постановлениям, а просто Коран будет проходить через их языки так же быстро, как молоко проходит через язык”. См. “Файдуль-Къадир” 4/155.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, мы прожили короткий промежуток времени, и кому-то из нас был дарован иман прежде Корана. И ниспосылалась сура Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), и обучались мы дозволенному и запретному, обязательствам и устрашениям, и тому, где следует останавливаться (при чтении суры), как этому обучаетесь вы. Но затем я стал видеть людей, которым был дарован Коран прежде имана, и они прочитывают его от начала до конца, так и не зная, что он повелевает, а что запрещает и где необходимо останавливаться, читая его так быстро, подобно финикам, падающим с дерева от тряски”. аль-Хаким 1/91, аль-Байхакъи 3/120, Ибн Мандах в “аль-Иман” 1/369, аль-Мустагъфири в “Фадаиль аль-Къуран” 270. Иснад хороший.
Имам ибну-ль-Къайим сказал: “Ученые разошлись на два мнения относительно того, что лучше: соразмеренное чтение Корана по правилам, при малом прочитывании, или же быстрое чтение с многочисленным прочитыванием? Ибн Мас’уд, Ибн ‘Аббас и другие, да будет доволен ими Аллах, считали, что соразмеренное чтение по правилам с размышлением, при малом прочитывании лучше, чем быстрое и многочисленное чтение. Сторонники этого мнения опирались на то, что суть чтения Корана в том, чтобы размышлять над его аятами, извлекать из него пользу и действовать согласно его предписаниям, ведь его чтение и заучивание – это средство к его смыслу. Некоторые саляфы говорили: “Коран был ниспослан для того, чтобы жить по нему, так сделайте же его чтение воплощением в делах!” По этой причине сторонники Корана – это те, кто следуют Корану, даже если они не выучили его наизусть. А что касается того, кто выучил Коран, однако не понимает его и не поступает в соответствии с ним, то он не из числа сторонников Корана! Также сторонники этого мнения говорили, что иман – это наилучший вид дел, а понимание и размышление над Кораном есть причина зарождения имана. А что касается простого чтения без понимания, то так может поступать как праведник, так и нечестивец, как верующий, так и лицемер, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Лицемер, который читает Коран, подобен рейхану, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус». аль-Бухари 5059.
Что касается сторонников имама аш-Шафи’и, то они сказали, что многочисленное прочитывание Корана лучше. При этом они опирались на слова посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Каждому, прочитавшему хотя бы одну букву из Книги Аллаха, запишется за это одно благое дело, а за каждое такое благое дело воздастся в десятикратном размере. Я не говорю, что “Алиф, лям, мим” – это одна буква, нет “алиф” – это буква, и “лям” – буква, и “мим” – буква». Его приводит ат-Тирмизи, который назвал его достоверным. Они говорили, что ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) прочитывал Коран в одном рак’ате, а также упоминал много сообщений от саляфов относительно многочисленного чтения Корана.
Правильным же в этом вопросе можно назвать то, что награда за чтение Корана с размышлением и пониманием лучше и выше, тогда как награда за многочисленное чтение Корана больше по количеству (в соответствии с количеством прочитанных букв). Первый пример подобен тому, кто сделал садакъа большой жемчужиной или же освободил раба, который стоил очень дорого. А второй пример можно сравнить с тем, кто делал садакъа большим числом дирхемов или же кто дал свободу многим рабам, которые стоили не дорого”. См. “Задуль-ма’ад” 1/337-338.
Таким образом, обдуманное и спокойное чтение Корана выше по награде, чем быстрое и многочисленное его чтение, не сопровождаемое спокойствием и размышлением.
О том, кто истолковывал Коран неправильно

Всевышний Аллах сказал:
هُوَ الَّذِي أَنزَلَ عَلَيْكَ الْكِتَابَ مِنْهُ آيَاتٌ مُّحْكَمَاتٌ هُنَّ أُمُّ الْكِتَابِ وَأُخَرُ مُتَشَابِهَاتٌ ۖ فَأَمَّا الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِمْ زَيْغٌ فَيَتَّبِعُونَ مَا تَشَابَهَ مِنْهُ ابْتِغَاءَ الْفِتْنَةِ وَابْتِغَاءَ تَأْوِيلِهِ ۗ وَمَا يَعْلَمُ تَأْوِيلَهُ إِلَّا اللَّهُ ۗ وَالرَّاسِخُونَ فِي الْعِلْمِ يَقُولُونَ آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا ۗ وَمَا يَذَّكَّرُ إِلَّا أُولُو الْأَلْبَابِ
«Он – Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это – от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом»
(Сура аали 'Имран, аят 7)
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал этот аят и сказал: «Если увидишь тех, которые следуют тому, что ясным не является, то знай, что это и есть те, которых назвал Аллах, так остерегайтесь же их!» аль-Бухари 4547.
‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды сказал: «Гибель моей общины в Книге и молоке!» Его спросили: “О посланник Аллаха, что означают Книга и молоко?!” Он ответил: «Будут изучать Коран и толковать его не в соответствии с тем, что ниспослал Аллах Всевышний! И будут любить молоко, по причине чего станут оставлять групповые и пятничные молитвы, удаляясь со стадом в степи!»Ахмад 4/155. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2778.
Хафиз ибн ‘Абди-ль-Барр назвал главу, в которой привел упомянутый хадис следующим образом: «О том, кто толковал Коран и размышлял над ним, будучи неосведомленным о Сунне», затем после того, как привел этот хадис, он сказал: “Приверженцы нововведений отвергали Сунну и стали толковать Коран не в соответствии с тем, как разъяснила его Сунна, по причине чего впали в заблуждение сами и ввели в заблуждение других!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1/472.
Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я боюсь для вас человека, который читает Коран, и его красота (Корана) отражается на нем, и он становится защитником Ислама. Затем он оставляет Коран, опрокинув его за спину, и бросается на своего соседа с мечом, обвиняя его в многобожии (ширк)». И Хузайфа спросил: “О пророк Аллаха, кто из них ближе к многобожию, тот, кто обвиняет или тот, кого обвиняют?!” Он ответил: «Нет, тот, кто обвиняет!» аль-Бухари “ат-Тарих” 297, Ибн Хиббан 81. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Хайсами, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3201.
Со слов Ибн ‘Умара и Ибн ‘Амра (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но он не будет опускаться ниже их глоток! Они будут появляться каждый век и будут обрезаны, будут появляться каждый век и будут обрезаны», и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова больше двадцати раз, «будут появляться каждый век и будут обрезаны. И так будет продолжаться пока из их войска не выйдет даджаль!» А в другом хадисе сказано: «пока последние из них не выйдут вместе с даджалем». Ахмад 2/174, Ибн Маджах 174, аль-Хаким 4/501. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусайри, хафиз Ибн Хаджар, имам аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани. См. “аз-Зауаид” 1/13, “Маджма’у-ззауаид” 6/230, «Сахих аль-джами’» 8171.
Шейх ‘Абдуль-Гъанни аль-Муджаддиди о словах: «Они будут появляться каждый век и будут обрезаны», сказал: “То есть будут погублены и уничтожены. Смысл этого хадиса - а Аллах знает лучше - в том, что сторонники истины будут сражаться и одерживать верх над хариджитами более двадцати раз, в каждом веке. Но вместе с тем, всегда будет оставаться из их числа группа, из которой в конце появится даджаль”. См. “Инджах аль-хаджа шарх Сунан Ибн Маджах” 1/97.
Со слов ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал о хариджитах: «Они будут читать Коран, полагая, что он за них, тогда как он будет против них!» Муслим 1066.
‘Убайдуллах ибн Аби Рафи’ рассказывал: “Когда хариджиты выступили против ‘Али, они все время повторяли аят: «Суд принадлежит только Аллаху», «Суд принадлежит только Аллаху»! И ‘Али сказал: “Говорят слова истины, подразумевая ложь!” Муслим 1774.
Нафи’ рассказывал: “Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) считал хариджитов худшими творениями Аллаха, и он говорил: «Хариджиты берут аяты, ниспосланные относительно неверных и применяют их к верующим»”. Ибн Джарир в “Тахзиб аль-асар”, Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 8/90. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 12/286.
Шейху-ль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Первое нововведение, а именно нововведение хариджитов, появилось по причине их неправильного понимания Корана”. См. “Маджму’уль-фатауа” 13/30.
Приведя хадис: «Кто высказал о Коране свое мнение и был прав, тот все равно ошибся», имам ат-Тирмизи сказал: “Также это передается от некоторых обладателей Знания из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и других. Они очень строго порицали толкование Корана не на основании Знания. Что же касается того толкования, которое передается от Муджахида, Къатады и других из числа ученых, то нельзя думать о них, что они толковали Коран без Знания! И от них передается то, что подтверждает наши слова, что они не толковали Коран от себя, а опирались на Знание”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 2952.
О том, кто читал Коран и не следовал ему в делах
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В ночь, когда я был вознесен на небеса, я прошел мимо людей, которым вырезали губы огненными ножницами. Каждый раз, когда их отрезали, они снова заживали. Я спросил: “О Джибриль, кто они такие?” Он ответил: “Это проповедники из твоей общины, которые говорят то, чего сами не делают, читают Книгу Аллаха, но не поступают в соответствии с ней”». аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 1773. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 129.
Абу-д-Дарда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы были с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он посмотрел на небо и сказал: «Это времена, когда люди лишаются Знаний, пока из них не останется ничего». Тогда Зияд ибн Лябид аль-Ансари сказал: “Как мы лишимся Знания, если мы читаем Коран?! Клянусь Аллахом, мы будем его читать, и заставим читать его наших женщин и наших детей!” На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да лишится тебя твоя мать о Зияд, я считал тебя факъихом из числа жителей Медины. Это Тора и Инджиль у иудеев и христиан, но разве они им чем-нибудь помогают?!»Ахмад 4/160, ат-Тирмизи 2653. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6990.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пусть вас не обольстит тот, кто читает Коран, ибо это слова, которые мы произносим. Однако смотрите на того, кто поступает в соответствии с Кораном!” аль-Хатыб в “Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль” 109.
А Хасан аль-Басри говорил: “Поистине, ближе к Корану из людей тот, кто следует его установлениям, даже если и не читает его”. аль-Хатыб в “Икътида аль-‘ильм аль-‘амаль” 108.
О чтецах Корана из числа лицемеров
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра и ‘Исмы ибн Малика (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Большинство лицемеров моей общины – это чтецы Корана». Ахмад 2/175, 4/151, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 6959, ат-Табарани в «аль-Кабир» 17/305. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1203.
Данный хадис ни в коем случае не указывает на то, что чтение Корана – это признак лицемерия, или что чтецы Корана являются лицемерами, да упасет от такого понимания Аллах!
Однако в этом хадисе указание на то, что многие лицемеры будут выдавать себя за чтецов Корана. Это подобно другому известному хадису, который передается со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больше всего я опасаюсь для своей общины каждого лицемера, являющегося знающим на языке!» Ахмад 1/22, аль-Баззар 305. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 239.
Понимание этого хадиса содержится в словах ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который однажды стоя на минбаре много раз повторил: “Поистине, больше всего я опасаюсь для этой общины знающего лицемера!” Его спросили: “Как лицемер может быть знающим?!” Он ответил: “Знающий на языке, однако, невежественный в сердце и разуме!” аль-Фарьяби в “Сыфату-ннифакъ уа замм аль-мунафикъин” 26. Иснад хороший.
В другом асаре сообщается, что ‘Умар на вопрос: “Как лицемер может быть знающим?!”, ответил: “Говорит мудрость, а делает порицаемое!” аль-Маруази в “ас-Саля” 2/633.
Что же касается хадиса: «Большинство лицемеров моей общины – это чтецы Корана», то имамы ибн аль-Асир и аль-Мунауи сказали: “То есть речь идет о том, кто толкует Коран не в соответствии с его смыслом, ставя его не на свое место. Или же речь о том, кто выучивает Коран в качестве прикрытия, тогда как он убежден в противоположности того, чему учит Коран. И лицемеры времен пророка (мир ему и благословение Аллаха) были именно такого качества”. См. “Файдуль-Къадир” 2/103.
Упомянув этот хадис, хафиз ибн ‘Абди-ль-Барр привел слова имама Малика, который сказал: “Может быть так, что Коран читает и тот, в ком нет никакого блага!” См. “аль-Истизкар” 2/363.
Имам аль-Бухари привел этот хадис в своей книге «Халькъ аф’аль аль-‘ибад» и сказал: “Коран могут читать и му’аттыля (обессмысливающие качества Аллаха), и джахмиты, и приверженцы страстей, и другие”. См. “Халькъ аф’аль аль-‘ибад” 2/310.
Затем имам аль-Бухари привел после этого другой хадис со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я опасаюсь для своей общины Книги и молока!» Его спросили: “Что с Книгой о посланник Аллаха?” Он ответил: «Лицемеры будут изучать Коран, и спорить посредством него с верующими!» Его спросили: “А что с молоком?” Он ответил: «Люди будут любить молоко, по причине чего будут оставлять групповые и пятничные молитвы!» Ахмад 4/146, 4/155, аль-Бахари в “Халькъ аф’аль аль-‘ибад” 2/313, ат-Табарани в “аль-Кабир” 17/296. Шейх аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут назвали хадис хорошим.
Данный хадис подкрепляет то пояснение обсуждаемого хадиса, которое упоминали имамы Ибн аль-Асир и аль-Мунауи.
А имамы абу ‘Убайд и аль-Хаттаби в «Гъариб аль-хадис» говорили о нем: “Это не означает, что чтение Корана является признаком лицемерия, а чтец Корана – лицемер! Смысл хадиса в том, что речь идет о показухе во время чтения Корана, поскольку при чтении Корана показухи больше, а искренности меньше. А показуха из числа качеств лицемеров”.
Приведя хадис: «Знавшему Коран будет сказано (в Судный день): “Читай, восходи и отчетливо произноси слова, как делал ты это в земной жизни. И поистине, место твое будет соответствовать последнему прочтенному тобою аяту”». Ахмад 2/192, Абу Дауд 1464, Ибн Маджах 3780. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2240.
Шейх аль-Альбани сказал после него: “В этом хадисе указание на явное достоинство того, кто заучивал Коран ради Лика Всевышнего Аллаха! И речь не о том, кто учил Коран ради мира этого, динаров и дирхамов, ведь иначе пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Большинство лицемеров моей общины – это чтецы Корана»”. См. “ас-Сахиха” 5/281.
Все эти пояснения ученых к обсуждаемому хадису не противоречат друг другу, а наоборот, дополняют друг друга. И исходя из упомянутых слов ученых, к данному хадису имеют отношения:
- те, кто толкует Коран не в соответствии с его смыслом;
- те, кто учит Коран ради того, чтобы спорить с верующим;
- те, кто читает Коран, пытаясь выставить себя мусульманином или знающим, тогда как он лицемер;
- те, кто читает Коран ради показухи и того, чтобы его хвалили;
- те, кто учит или читает Коран только ради мирских благ.
Источник:
О ВЕЛИКИХ ДОСТОИНСТВАХ КЪУРАНА, ЕГО АДАБАХ И АХКААМАХ
Ответить