По какому принципу собирались различные части Корана

Ответить
Покорившийся Аллаху

По какому принципу собирались различные части Корана

Сообщение Покорившийся Аллаху »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух! Братья помоги разобраться!
При жизне пророка Мухаммада ( Мир ему и благословение Аллаха ) не было полностью собранного в Корана в виде книги, которая есть сейчас. По какому принципу собирались различные части Корана, ведь были аяты Мединские и Мекканские?
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 583
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: По какому принципу собирались различные части Корана

Сообщение abu jafar »

Vash Brat писал(а):Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух! Братья помоги разобраться!
При жизне пророка Мухаммада ( Мир ему и благословение Аллаха ) не было полностью собранного в Корана в виде книги, которая есть сейчас. По какому принципу собирались различные части Корана, ведь были аяты Мединские и Мекканские?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
в книге "На пути к Корану" подробно разбирается этот вопрос в следующих главах:
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ КОРАНА
СОБРАНИЕ КОРАНА ПРИ ЖИЗНИ ПРОРОКА
СОСТАВЛЕНИЕ СВИТКА АБУ БАКРА
РАЗМНОЖЕНИЕ ЭКЗЕМПЛЯРОВ КОРАНА
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА СВИТКА АБУ БАКРА
ссылка для скачивания книги

Да и сама книга несет много другой полезной информации, советую прочитать ее тем, кто не читал.
Покорившийся Аллаху

Re: По какому принципу собирались различные части Корана

Сообщение Покорившийся Аллаху »

Джазак Аллаху хайран!
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Re: По какому принципу собирались различные части Корана

Сообщение salyafit_07 »

Собрание Корана при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Священный Коран был записан полностью еще при жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, хотя канонического списка Корана у сподвижников не было.
Из хадисов известно, что некоторые сподвижники составляли свои списки писания Аллаха, наиболее известными среди которых были списки 'Абдуллаха ибн Мас'уда, Убеййа ибн Ка'ба и Зейда ибн Сабита.
По свидетельству Ибн Абу Дауда, списки коранических откровений также были составлены 'Али ибн Абу Талибом, 'Абдуллахом ибн 'Аббасом, Абу Мусой аль-Аш'ари, Хафсой бинт 'Умар, Анасом ибн Маликом, 'Умаром ибн аль-Хаттабом, 'Абдуллахом ибн аз-Зубейром, 'Абдуллахом ибн Амром, 'Аишой бинт Абу Бакр, Салимом, Умм Саламой, Убейдом ибн 'Умаром.
Аль-Ансари прибавил к этому списку имена еще восьми сподвижников: Абу Бакра, 'Усмана ибн 'Аффана, Му'аза ибн Джабала, Абу ад-Дарды, Абу Аййуба аль-Ансари, 'Убады ибн ас-Самита и Тамима ад-Дари. Известно, что списки 'Аиши и Хафсы были составлены уже после смерти Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Von Denffer, «An Introduction to the Sciences of the Qur’an», p. 46-47.
Передают, что 'Абдуллах ибн 'Амр однажды помянул 'Абдуллаха ибн Мас'уда и сказал: «Я все так же люблю его. Я слышал, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Берите Коран от четырех людей: 'Абдуллаха ибн Мас'уда, Салима, Му'аза и Убеййа ибн Ка'ба»». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 58-59.
В нем упоминаются четыре выдающихся знатока Корана: двое из числа мухаджиров и двое из числа ансаров.
К первым относятся 'Абдуллах ибн Мас'уд и Салим ибн Ма'кал, вольноотпущенник 'Усмана ибн 'Аффана, а ко вторым – Му'аз ибн Джабал и Убейй ибн Ка'б. Салим был убит вскоре после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время битвы при аль-Йамаме.
Му'аз ибн Джабал скончался во время правления 'Умара ибн аль-Хаттаба.
Убейй ибн Ка'б и Ибн Мас'уд скончались во время правления 'Усмана ибн 'Аффана.
Безусловно, они не были единственными знатоками Корана среди сподвижников.
В комментарии в этому хадису хафиз Ибн Хаджар писал: «Из хадиса очевидно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал обучаться Корану у этих четырех сподвижников в то время, когда он произнес эти слова. Это не означает, что в то время никто больше не знал Коран наизусть. Среди сподвижников были и такие, которые знали Коран наизусть не хуже этих четырех, и такие, которые знали его лучше них. Говоря о трагедии у колодца Мауна, мы отметили, что погибших в нем сподвижников называли чтецами Корана, и их было семьдесят». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 60.
В другом хадисе, переданном аль-Бухари, сообщается, что Катада спросил Анаса ибн Малика: «Кто собрал Коран при жизни Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?». Он ответил: «Четверо, и все они были из числа ансаров. Это были Убейй ибн Ка'б, Му'аз ибн Джабал, Зейд ибн Сабит и Абу Зейд». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.
Славный сподвижник Анас ибн Малик не имел в виду, что никто другой из мухаджиров и ансаров не собрал Коран целиком. О причине этого высказывания Анаса можно судить по другой версии хадиса, переданной ат-Табари. В ней сообщается, что Катада рассказывал, что племена аль-Аус и аль-Хазрадж хвастались друг перед другом, и люди из племени аль-Аус сказали: «Среди нас есть четверо: Са'д ибн Му'аз, от смерти которого сотрясся Трон, и Хузейма ибн Сабит, свидетельство которого равняется двум свидетельствам, и Ханзаля ибн Абу Амир, тело которого помыли ангелы, и Асым ибн Сабит, которого защитили пчелы». Тогда люди из племени аль-Хазрадж сказали: «А среди нас есть четверо тех, кто собрал Коран, и никто не собрал его, кроме них». И они перечислили имена четырех сподвижников, упомянутые в хадисе Анаса. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 64.
Хазраджиты гордились своими соплеменниками, которые собрали Коран, но это совершенно не означает, что среди мухаджиров не было знатоков писания Аллаха.
Кадий аль-Бакиллани привел целый ряд допустимых возражений на утверждение Анаса.
Во-первых, слова Анаса могли не носить категорический характер, о чем мы уже говорили выше.
Во-вторых, упомянутые им сподвижники могли собрать Коран во всех семи чтениях, чего не удалось сделать другим.
В-третьих, они могли знать доподлинно обо всем, что было ниспослано, а затем отменено и аннулировано.
В-четвертых, они могли выучить Коран непосредственно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а не от его учеников.
В-пятых, они могли считаться самыми известными знатоками Корана.
В-шестых, они могли полностью собрать Коран в своих записях, что не означает, что никто другой не знал писание Аллаха наизусть.
В-седьмых, они могли быть единственными, кто еще при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, узнал о последних ниспосланных аятах.
В-восьмых, они могли быть единственными, кто полностью и исправно исполнял все коранические заповеди. Имам Ахмад в книге «аз-Зухд» привел хадис о том, что некий мужчина сказал Абу ад-Дарде: «Мой сын собрал весь Коран!». Он же возразил: «О Аллах, прости нас! Собирает Коран только тот, кто слушает его и повинуется ему!». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 65.
Одним словом, слова Анаса ибн Малика не означают, что среди сподвижников больше не было тех, кто сумел собрать Коран при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. В пользу этого свидетельствует и другой хадис, в котором вместо Убеййа ибн Ка'ба назван Абу ад-Дарда.
Передают, что Сабит аль-Бунани и Сумама рассказывали, что Анас ибн Малик сказал: «Когда скончался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, Коран был собран только у четырех людей: Абу ад-Дарды, Му'аза ибн Джабаля, Зейда ибн Сабита и Абу Зейда, наследниками которого были мы». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и ат-Тирмизи. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 59.
Абу Убейд же сообщил, что среди мухаджиров знатоками Корана были Правдивейший Абу Бакр, 'Умар ибн аль-Хаттаб, 'Усман ибн 'Аффан, 'Али ибн Абу Талиб, Тальха ибн Убейдуллах, Са'д ибн Абу Уаккас, 'Абдуллах ибн Мас'уд, Хузейфа ибн аль-Йаман, Салим ибн Ма'кал, Абу Хурейра, 'Абдуллах ибн Саиб и четыре 'Абдуллаха.
Среди женщин выучить Коран наизусть удалось 'Аише, Хафсе, Умм Саламе.
Но следует отметить, что некоторые из этого списка завершили изучение Корана уже после смерти Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Абу Дауд называл среди знатоков Корана мухаджиров Тамима ибн 'Ауса ад-Дари и 'Укбу ибн Амира, а также ансаров 'Убаду ибн ас-Самита, Му'аза Абу Хулейму, Муджамму ибн Харису, Фудалу ибн 'Убайда, Масламу ибн Махлада и других. При этом он также отметил, что некоторые из них выучили Коран наизуть после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Хаджар прибавил к этим спискам имена Абу Мусы аль-Аш'ари, 'Амра ибн аль-Аса, Са'да ибн 'Убады и Умм Уараки. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 65-66.
Здесь уместно еще раз отметить, что при жизни Пророка семьдесят знатоков Корана погибли во время трагедии у колодца Мауна. Это были одни из лучших мусульман, которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по совету Абу Бары, обещавшего неприкосновенность мусульманам, отправил в Неджд для того, чтобы они призвали жителей города обратиться в Ислам. Во главе их он поставил аль-Мунзира ибн 'Амра.
Остановившись у колодца Мауна, расположенного между землями племен Амир и Сулейм, они отправили Харама ибн Милхана с посланием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к Амиру ибн ат-Туфейлу. Однако тот не стал читать послание и велел убить посла. А затем он призвал племена Амир и Сулейм сразиться с остальными мусульманами. Первые отказались вступить в сражение ради Абу Бары, однако семейства Усеййа, Ри'ал и Закуан из племени Сулейм окружили мусульман и убили их всех до последнего. Спасти в тот день удалось только Ка'бу ибн Зейду ибн ан-Наджжару, которого ранили и приняли за убитого. Ибн аль-Каййим, «За'д аль-Ма'д», т. 3, стр. 221-222.
Еще несколько десятков знатоков Корана пали во время правления Правдивейшего Абу Бакра, когда мусульмане, во главе которых стоял Халид ибн аль-Уалид, сразились со сторонниками лжепророка Мусейлимы. Ан-Наджжар, «аль-Хулафа ар-Рашидун», стр. 99.
В той битве с жителями аль-Йамамы у «сада смерти» погибло семьсот сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. По некоторым сообщениям, число погибших было еще больше. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 16.
Одним словом, точное число сподвижников, которые выучили наизусть Коран еще при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, установить практически невозможно. Но нет сомнений в том, что их количество исчислялось сотнями.
А лучше всего об этом известно Аллаху!
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Составление свитка Абу Бакра

Сообщение salyafit_07 »

Составление свитка Абу Бакра
Как мы уже убедились, праведные сподвижники выучили наизусть и записали Коран так, как он был ниспослан пророку Мухаммаду без малейших искажений, ничего не прибавляя к нему и ничего не удаляя из него. Однако после смерти пророка произошли события, которые заставили мусульман задуматься о дальнейшей судьбе священного писания.

Передают, что Зейд ибн Сабит рассказывал: «После сражения с жителями аль-Йамамы Абу Бакр вызвал меня к себе. Возле него сидел Умар, и Абу Бакр сказал: «Ко мне пришел Умар и сказал: «Сражение при аль-Йамаме унесло жизни чтецов Корана, и я боюсь, что такие сражения унесут жизни еще многих чтецов, и многие откровения из Корана будут утеряны. Я считаю, что ты должен отдать приказ собрать Коран».
Я сказал Умару: «Как мы можем сделать то, чего не делал посланник Аллаха ?». Умар сказал: «Клянусь Аллахом, в этом деле есть польза». Умар продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь, и я согласился с мнением Умара».
Затем Зейд сказал: «Абу Бакр сказал мне: «Ты – молодой и умный человек, и у нас нет ничего против тебя. К тому же ты записывал откровения для посланника Аллаха . Займись же Кораном и собери его».
Зейд сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению. Я сказал: «Как же вы собираетесь сделать то, чего не делал посланник Аллаха ?».
Однако он сказал: «Клянусь Аллахом! В этом деле есть польза». Он продолжал уговаривать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл мою грудь и не внушил мне то, что прежде внушил Абу Бакру и Умару.
После этого я принялся за работу и начал собирать Коран, записанный на голых пальмовых ветвях, на плоских камнях и в сердцах людей.
Последние части суры «ат-Тауба» я обнаружил только у Абу Хузеймы аль-Ансари. Кроме него я не обнаружил их ни у кого.
Это были слова:
«К вам явился посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим.
А если они отвернутся, то скажи: «Мне достаточно Аллаха! Нет божества, кроме Него.
Я уповаю только на Него, ибо Он – Господь великого Трона
».

Эти листы хранились у Абу Бакра, пока Аллах не упокоил его. Затем они перешли к Умару и находились у него, пока он не скончался. Затем они перешли к Хафсе бинт Умар». Этот хадис передали аль-Бухари и ат-Тирмизи. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 14-15.

Очевидно, сподвижники не собирали записи коранических откровений в единый свиток при жизни пророка потому что некоторые аяты отменялись и выпадали из текста Корана. Когда же посланник Аллаха скончался, и ниспослание откровений прекратилось, Всевышний Аллах внушил правоверным собрать откровения в единый свиток для того, чтобы их руками Всемогущий Аллах уберег последнее небесное писание от любых искажений.
Первый шаг в собрании Корана был сделан по приказу Правдивейшего Абу Бакра, который поступил так по совету Умара ибн аль-Хаттаба.
Это подтверждается хадисом, переданным Ибн Абу Даудом в «аль-Масахифе», в котором сообщается, что Али ибн Абу Талиб сказал: «Наибольшее вознаграждение за распространение экземпляров Корана получит Абу Бакр. Да смилостивится Аллах над Абу Бакром! Он был первым, кто собрал писание Аллаха». Цепочка рассказчиков хадиса хорошая.Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 17.

До нас дошло и несколько слабых сообщений о том, кто был первым сподвижником, собравшим Коран в едином свитке.
Ибн Абу Дауд передал хадис Мухаммада ибн Сирина о том, что Али сказал: «Когда скончался посланник Аллаха я поклялся, что не накину на себя накидку, чтобы выйти из дома, пока не соберу Коран, разве что для того, чтобы пойти на пятничный намаз», – и он собрал его. Цепочка рассказчиков этого сообщения слабая, прерванная.
В другом хадисе, переданном Ибн Абу Даудом со слов аль-Хасана аль-Басри, сообщается, что Умар спросил об одном из коранических аятов, на что ему сказали, что тот, кто его знал, был убит в сражении при аль-Йамаме. Тогда он сказал: «Воистину, мы принадлежим Аллаху!». Он велел собрать Коран и был первым, кто собрал его в едином свитке. Цепочка рассказчиков этого сообщения также прерванная. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 17.

Некоторые еретики обвиняли Абу Бакра в том, что он внес в религию новшество, собрав коранические аяты в единый свиток. Однако поступок Абу Бакра был свидетельством его искренности перед Аллахом, Его посланником, Его Писанием, мусульманскими правителями и простыми мусульманами.
Абу Бакр принял решение, посоветовавшись с другими сподвижниками, хорошо осведомленными в тонкостях шариата. Запись коранических откровений сама по себе не была новшеством, поскольку поступать так пророк разрешил еще при жизни.
Передают, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Не пишите от моего имени ничего, кроме Корана. Кто писал от моего имени что-либо, помимо Корана, пусть сотрет! Но рассказывайте от моего имени, и в этом нет ничего плохого, но кто сознательно скажет от моего имени ложь, тот займет свое место в Огне» 1. Этот хадис передали Ахмад и Муслим. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (7434).
Сноска №1
Ранние мусульмане высказывали разные мнения относительно записи хадисов. Поначалу некоторые из них выступали против этого. К числу таких относились Ибн Умар, Ибн Масуд, Зейд ибн Сабит.
Другие же считали это дозволенным. Это мнение разделяли Абдуллах ибн Амр, Умар ибн Абд аль-Азиз и многие другие.
В дальнейшем все мусульмане сошлись на том, что записывать хадисы разрешается, ведь если бы хадисы не записывались, то с течением времени они бы просто исчезли. Причина разногласий между ранними богословами состояла в том, что записывать высказывания пророка запрещалось в первые годы распространения Ислама, когда существовала опасность того, что комментарии коранических аятов смешаются с текстом самих аятов.
Когда же число знатоков Корана выросло, и эта опасность перестала существовать, посланник Аллаха разрешил сподвижникам записывать хадисы.
Передают, что Абдуллах ибн Амр рассказывал: "Я записывал все, что я слышал от посланника Аллаха и хотел запомнить. Но курейшиты запретили мне поступать так и сказали: «Неужели ты записываешь все? Ведь посланник Аллаха является простым человеком. Иногда он говорит, будучи разгневанным, а иногда он говорит, будучи довольным!». Тогда я перестал записывать и рассказал об этом посланнику Аллаха . Он же указал пальцем на свой рот и сказал: «Записывай! Клянусь Тем, в Чьей Длани находится моя душа, отсюда не выходит ничего, кроме истины!»". Этот хадис передали Ахмад, Абу Дауд, ад-Дарими и аль-Хаким. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Силсилят аль-Ахадис ас-Сахиха», (1532).
В священном Коране также есть указания на то, что откровения были записаны еще при жизни пророка .
Всевышний сказал о Коране:
«Нам надлежит собрать его и прочесть»
Сура «аль-Кийама», аят 17.
Всевышний также сказал:
«Воистину, это записано в первых свитках – свитках Ибрахима (Авраама) и Мусы (Моисея)»
Сура «аль-Аля», аяты 18-19.
Он также сказал:
«... посланник Аллаха, который читает очищенные свитки»
Сура «аль-Беййина», аят 2.
Кадий аль-Бакиллани сказал: «Умар понял, что если пророк не собрал Коран в единый свиток, то это не означало, что поступать так запрещено. К этому же мнению пришел Абу Бакр, когда осознал его правильность. Ни священные тексты, ни здравый смысл нисколько не противоречили этому. Более того, отсутствие единого свитка могло привести к потере части откровения. Затем с их мнением согласились Зейд и все остальные сподвижники». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 18.

Зейд ибн Сабит опасался той ответственности, которая была возложена на него, и проявлял в этом деле невиданное усердие. Он даже сказал: «Клянусь Аллахом! Если бы они поручили мне перенести гору, это было бы легче, чем собрать Коран по его поручению».
Однако Всевышний Аллах облегчил ему выполнение этого задания, ведь в священном Коране сказано:
«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли поминающие?»
Сура «аль-Камар», аят 17.
О начале работы над собранием Корана было объявлено по всей Медине, и горожанам, которые имели письменные фрагменты Корана, было велено принести их в мечеть и сдать Зейду. При этом Зейду было предписано записывать только то, что уже было записано при жизни пророка .
Абу Бакр поручил ему не опираться на свою память и вносить в свиток Корана только те аяты, которые подтверждались двумя свидетельствами.
Ибн Абу Дауд в «аль-Масахифе» передал слова Йахйи ибн Абд ар-Рахмана: «Умар встал и сказал: «Пусть придет каждый, кто слышал от посланника Аллаха что-либо из Корана!» У людей были записи, сделанные на листах, дощечках и оголенных пальмовых ветвях, но он не принимал их, пока они не подтверждались двумя свидетельствами». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 19.
Это означает, что Зейд не довольствовался записанными текстами и требовал, чтобы их правдивость подтвердили двое свидетелей.
Третьим свидетельством были записи самого Зейда. Будучи одним из лучших знатоков Корана, он сверял все эти записи с тем, что он знал наизусть, и только после этого вносил аяты в список Корана.

Примечательно, что последние два аята из суры «ат-Тауба» поначалу были найдены только у Абу Хузеймы аль-Ансари. В версии Ахмада и ат-Тирмизи сообщается, что этим сподвижников был Хузейма ибн Сабит аль-Ансари, однако это – ошибка.
Согласно наиболее достоверному мнению, это был ансар по прозвищу Абу Хузейма. Его звали Ибн Аус ибн Йазид ибн Асрам.
Согласно некоторым сообщениям, его звали аль-Харис ибн Хузейма. В любом случае, он был больше известен по своему прозвищу.

Ибн Абу Дауд более подробно описал эту историю в хадисе, переданном со слов Ибада ибн Абдуллаха ибн аз-Зубейра: «Аль-Харис ибн Хузейма принес эти два аята – последние два аята из суры «Бараат». Он сказал: «Я свидетельствую, что я слышал их от посланника Аллаха и запомнил их».
Умар тоже сказал: «И я свидетельствую, что я слышал их. Если бы их было три аята, то я поместил бы их в отдельную суру. Посмотрите же, к какой суре они относятся, и поместите их в конце ее». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 21.
Из этого сообщения следует, что поначалу Зейд не нашел того, кто бы подтвердил свидетельство Абу Хузеймы, однако затем его слова подтвердил Умар ибн аль-Хаттаибн Зейд тоже знал эти аяты наизусть, и этих трех свидетельств было достаточно для того, чтобы они внесли аяты из суры «ат-Тауба» в список Корана.
Из этого сообщения также следует, что сподвижники располагали коранические аяты, опираясь на собственные суждения, однако все остальные хадисы однозначно свидетельствуют о том, что все коранические аяты располагались в сурах в соответствии с тем, как их расположил пророк Мухаммад, . И только порядок некоторых сур сподвижники установили самостоятельно.

Таким образом, Зейд ибн Сабит собрал Коран под бдительным надзором остальных знатоков Корана, и его решения ни у кого из них не вызвали никаких нареканий или замечаний.
Записанные им листы хранились у Абу Бакра вплоть до его смерти.
Затем они перешли к Умару и находились у него, пока тот не скончался.
Затем по завещанию они перешли к его дочери Хафсе.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Размножение экземпляров Корана

Сообщение salyafit_07 »

Размножение экземпляров Корана
После смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сподвижники читали Коран на семи чтениях, как их учил этому сам пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Это продолжалось до эпохи правления Усмана ибн Аффана, третьего праведного халифа, когда между мусульманами возникли серьезные разногласия по этому поводу.
Тогда халиф собрал мухаджиров и ансаров и предложил переписать свиток Корана, сохранив только одно чтение, чтобы положить конец разногласиям между чтецами. Сподвижники сочли это предложение разумным и поддержали его. Халиф попросил Хафсу передать им свиток Абу Бакра и поручил Зейду ибн Сабиту и еще нескольким чтецам переписать несколько экземпляров Корана для того, чтобы разослать их в провинции.
Впоследствии эти экземпляры получили название «кодекс Усмана».

Передают, что Анас ибн Малик рассказывал: «Хузейфа сражался в рядах воинов из Шама и Ирака при завоевании Азербайджана и Армении и был напуган разногласиями между ними по поводу различных чтений Корана. Тогда он пришел к Усману и сказал: «О повелитель правоверных! Возьмись за эту общину до того, как они разойдутся во мнениях по поводу писания, подобно тому, как разошлись во мнениях иудеи и христиане». Тогда Усман послал к Хафсе гонца и поручил передать ей следующее: «Пошли нам листы, которые хранятся у тебя. Мы перепишем их в свитки и вернем их тебе». Хафса отправила их Усману, а тот приказал Зейду ибн Сабиту, Абдуллаху ибн аз-Зубейру, Саиду ибн аль-Асу и Абдуллаху ибн аль-Харису ибн Хишаму, и они переписали их в свитки Корана. Усман сказал этим трем курейшитам: «Если между вами и Зейдом ибн Сабитом возникнут разногласия по поводу Корана, то пишите его на диалекте курейшитов, потому что он был ниспослан на их диалекте». Они выполнили его поручение. Когда же они переписали листы в свитки, Усман вернул листы Хафсе и отправил в различные области по одному свитку. А все остальные листы и свитки он приказал сжечь». Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 15.

При завоевании Армении и Азербайджана халиф Усман велел войскам из Шама и Ирака объединиться для нанесения более эффективного удара по противнику. Иракскими войсками командовал Салман ибн Рабиа аль-Бахили, а силами из Шама командовал Хабиб ибн Маслама аль-Фахри.
Хузейфа ибн аль-Йаман находился во главе воинов из аль-Мадаина, которые входили в иракскую группу войск. Согласно одним сообщениям, это произошло во втором или третьем году правления Усмана, что приходится на 15 г.х. Согласно другим сообщениям, это произошло в первом году правления Усмана, т.е. в конце 14 г.х. – начале 15 г.х. В исторических летописях отмечается, что Армения была завоевана именно в этот период, сразу после того, как аль-Уалид ибн Укба был назначен губернатором Куфы. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 22-23.

О характере разногласий, которые возникли между мусульманами по причине существования различных чтений Корана, можно судить из версии Имары ибн Газийи, в которой говорится: «Хузейфа вернулся с битвы и, не войдя в дом, направился к Усману. Он сказал: «О повелитель правоверных, возьмись за людей!». Усман спросил: «В чем дело?». Хузейфа ответил: «Я сражался на границе с Арменией. Жители Шама там читают Коран так, как читает Убейй ибн Кааб, и они произносят то, чего не слышали жители Ирака. А жители Ирака читают его так, как читает Абдуллах ибн Масуд, и произносят то, чего не слышали жители Шама. Вот они и обвиняют друг друга в неверии». Этот хадис передал Ибн Абу Дауд. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 23.

Он же передал хадис Абу Кулабы, в котором говорится: «Во времена правления Усмана один преподаватель обучал одному чтению, а другой – другому. Когда их ученики встретились друг с другом, они начали спорить. Преподаватели узнали об этом и стали обвинять друг друга в неверии. Весть об этом дошла до Усмана, и он обратился к людям с проповедью и сказал: «Вы препираетесь друг с другом, будучи возле меня, и это значит, что разногласия между теми, кто вдалеке от меня, в провинциях, еще более серьезные». Клянусь Аллахом, он будто бы знал об этих разногласиях, когда Хузейфа прибыл к нему и рассказал о спорах между жителями провинций». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 24.

Усман ибн Аффан принял решение размножить экземпляры Корана в одном чтении и разослать их в провинции не самостоятельно, а посоветовавшись со старейшими сподвижниками. Ибн Абу Дауд передал слова Али ибн Абу Талиба по этому поводу: «Говорите об Усмане только хорошее. Клянусь Аллахом, то, что он сделал со свитками, он сделал, посоветовавшись с нами. Он сказал нам: «Что вы говорите об этом чтении? До меня дошли слухи о том, что некоторые из вас говорят, что их чтения лучше чтений других. Эти слова близки к тому, чтобы стать неверием». Мы сказали: «Что же ты предлагаешь?». Он сказал: «Я предлагаю всем людям принять единый свиток, чтобы не было ни различий, ни разногласий». Мы же сказали: «Твое предложение прекрасно». Цепочка рассказчиков этого сообщения достоверна. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 24.

Для размножения выверенного текста писания Усман собрал совет из двенадцати знатоков Корана – курейшитов и ансаров. Ибн Абу Дауд передал хадис со слов Мусаба ибн Саада о том, что Усман спросил: «Кто лучше всего пишет Коран?». Люди сказали: «Зейд ибн Сабит, писарь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Затем он спросил: «Кто лучше всех осведомлен о флексии?» Люди сказали: «Саид ибн аль-Ас».
Тогда Усман сказал: «Пусть Саид диктует, а Зейд записывает».
В версии Саида ибн Абд аль-Азиза сообщается, что Коран был записан так, как его читал Саид ибн аль-Ас ибн Саид ибн аль-Ас ибн Умейа, потому что он лучше всех умел читать его на диалекте посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Саад сообщил, что отец Саида был убит, будучи язычником, в битве при Бадре, а его дед умер язычником еще раньше. Сам же он обратился в Ислам и прожил рядом с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, девять лет. Хадисы, рассказанные им со слов Аиши и Усмана, приводятся в сборнике Муслима.
Усман назначил его губернатором Куфы, а Муауийа – губернатором Медины. Он был известен своим великодушием и выдержкой, и Муауийа даже говорил: «В каждом народе есть щедрый человек, и самый щедрый из нас – это Саид».

Помимо этих двух знатоков Корана в совет также вошли Убейй ибн Кааб, Абдуллах ибн аз-Зубейр, Абд ар-Рахман ибн аль-Харис ибн Хишам, Малик ибн Абу Амир, Касир ибн Афлах, Анас ибн Малик, Абдуллах ибн Аббас. Ибн Хаджар не назвал имена остальных трех членов совета. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 25.
Интересно, что Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Свитки должны читать только юноши из числа курейшитов и сакифитов». Этот хадис передал Ибн Абу Дауд со слов Джабира ибн Самуры. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 25.

Однако среди тех членов совета, которых мы упомянули, не было ни одного человека из племени Сакиф. Все они были либо курейшитами, либо ансарами.

Ибн Масуд тяжело переживал то, что его отстранили от размножения экземпляров Корана. Ат-Тирмизи сообщил, что он был недоволен тем, что это дело поручили Зейду ибн Сабиту, и даже сказал: «О мусульмане! Я отстранен от переписывания свитков Корана, и этим делом занимается человек, который, клянусь Аллахом, находился в пояснице неверующего, когда я уже принял Ислам». Он имел в виду Зейда ибн Сабита.
Ибн Абу Дауд же передал слова Хумейра ибн Малика о том, что Ибн Масуд сказал: «Я уже обучился у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, семидесяти сурам, когда Зейд ибн Сабит был еще ребенком». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 25.

Однако отношение Усмана к Абдуллаху ибн Масуду не было предвзятым.
Во-первых, свиток Корана переписывали в Медине, тогда как Ибн Масуд находился в Куфе.
Во-вторых, Зейд ибн Сабит считался одним из лучших чтецов Корана и собирал откровения еще при жизни Абу Бакра, и ни у кого из сподвижников тогда это не вызвало никаких возражений.
В-третьих, по свидетельству Ибн Шихаба аз-Зухри, уважаемые сподвижники были недовольны этими словами Абдуллаха ибн Масуда. Об этом сообщил ат-Тирмизи. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 26.

Усман определил обязанности членов совета и велел им прислушиваться к мнению Зейда ибн Сабита. Он сказал: «Если между вами и Зейдом ибн Сабитом возникнут разногласия по поводу Корана, то пишите его на диалекте курейшитов, потому что он был ниспослан на их диалекте».
Ат-Тирмизи передал хадис о том, что между ними были разногласия, например, по поводу чтения слова «табут», означающего «деревянный сундук». Курейшиты читали его «табут», а Зейд читал его «табух». Когда же они обратились к Усману, тот сказал: «Пишите «табут», потому что он ниспослан на дилекте курейшитов». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 26.

При переписывании Корана один аят из суры «аль-Ахзаб» выпал из списка Абу Бакра, и Зейд ибн Сабит нашел его только у ансара по имени Хузейма ибн Сабит. Это был тот самый сподвижник, свидетельство которого пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приравнял к свидетельствам двух мужчин.
Передают, что Зейд ибн Сабит рассказывал: «Не хватало одного аята из суры «аль-Ахзаб», который я слышал из уст посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Я искал его и, наконец, нашел его у Хузеймы ибн Сабита аль-Ансари. Это был аят:
«Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету»
Этот хадис передали аль-Бухари и ат-Тирмизи. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 15.
Следует знать, что между кодексом Усмана и свитком Абу Бакра существовала некоторая разница. Листы, собранные в свитке Абу Бакра, представляли собой собрание фрагментов, записанных во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Собрать их в единую книгу во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не представлялось возможным в связи с тем, что никто не знал, когда будут прекращены откровения, в какую именно суру войдут новые откровения и какие аяты будут отменены и удалены из писания.
Когда же ниспослание откровений было завершено, Зейд ибн Сабит по распоряжению Абу Бакра расположил аяты Корана по сурам в той последовательности, в какой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал их во время последнего предъявления Корана.
Что же касается кодекса Усмана, то он был записан на курейшитском диалекте для того, чтобы положить конец разногласиям, вызванным чтением Корана на различных диалектах. В результате этого было достигнуто единство по вопросу о том, что читать Коран следует только на курейшитском диалекте – языке посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В исторических летописях приводятся различные сведения о количестве экземпляров Корана, размноженных по приказу Усмана. В большинстве сообщений говорится о пяти экземплярах. В некоторых сообщениях упоминаются четыре экземплярах, в некоторых – пять, а в некоторых – семь. Ибн Абу Дауд передал следующие слова Абу Хатима ас-Сиджистани: «Было записано семь экземпляров Корана для Мекки, Шама, Йемена, Бахрейна, Басры и Куфы, а один экземпляр остался в Медине».

Все фрагменты Корана, оставшиеся после работы совета, халиф приказал сжечь. В версии аль-Исмаили сообщается, что их было велено либо стереть, либо сжечь. В версии Абу Килабы говорится: «Когда Усман завершил работу над свитком, он написал жителям провинций следующие послания: «Я проделал такую-то работу, и стер все остальное, что было у меня. Сотрите же и вы все, что есть у вас». В версии Сууейда ибн Гафли сообщается, что Али ибн Абу Талиб сказал: «Не говорите о решении Усмана сжечь свитки ничего, кроме хорошего!». Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 27.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Дальнейшая судьба свитка Абу Бакра

Сообщение salyafit_07 »

Дальнейшая судьба свитка Абу Бакра
Хотя после размножения экземпляров Корана халиф Усман приказал уничтожить все остальные фрагменты и свитки Корана, он не прикоснулся к свитку Абу Бакра, который был возвращен матери правоверных Хафсе бинт Умар.
Он был уничтожен только после смерти Хафсы - Маруаном ибн аль-Хакамом, который объяснил свой поступок следующим образом: «Я поступил так, потому что я боюсь, что с течением времени появлятся люди, которые впадут в сомнение по причине этого свитка». Ibrahim Canan, «Kutub-i Sitte muhtasari», c. 4, s. 492.
Абу Убейд и Ибн Абу Дауд описали это событие со слов Салима ибн Абдуллаха ибн Умара: «Когда Муауийа назначил Маруана губернатором Медины, он часто посылал людей к Хафсе, чтобы она отдала ему листы, с которых был переписан Коран, но она отказывалась отдать их ему. Когда же Хафса скончалась, и мы вернулись с ее похорон, Маруан обязал Абдуллаха ибн Умара передать ему эти листы. Абдуллах послал их ему, и Маруан велел расшить их и сказал: «Я поступил так, потому что я боюсь, что с течением времени появлятся люди, которые впадут в сомнение по причине этого свитка».
В другой версии, переданной Ибн Абу Даудом, сообщается, что он расшил их и сжег.
В другой версии, рассказанной со слов Зейда ибн Сабита, отмечается, что он смыл с них текст Корана. Если объединить эти версии, то становится ясно, что он расшил свиток Абу Бакра, смыл текст Корана и сжег листы. А лучше всего об этом известно Аллаху! Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 26-27.
Аватара пользователя
salyafit_07
Сообщения: 3572
Зарегистрирован: 26 май 2011, 11:02
Откуда: www.instagram.com/asar.dom

Записывание Корана и собрание его в один свиток

Сообщение salyafit_07 »

Дополнительная информация из книги «Усулю фи-т-Тафсир» шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина, да помилует его Аллах.
Записывание Корана и собрание его в один свиток

У записывания Корана и его собрания в один свиток есть три стадии:

1 - Стадия во время жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) - в эти времена люди в основном заучивали Коран наизусть, а не записывали его в книгах, так как у них была сильная память и быстрое заучивание. Среди сподвижников было мало писцов, а само письмо было слабо развито. Поэтому в эти времена Коран не был собран в единую книгу. Люди, слушая аят, сразу заучивали его.
Лишь некоторые записывали Коран там, где получалось. Например, на листьях пальм, коже животных, гладких камнях, и так далее. Что же касается чтецов Корана, то их было очень много.
Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что: "Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил (в путь) семьдесят человек, которых называли чтецами. По дороге им встретились два племени из бану Сулейм: племя Ри‘аль и племя Закуан и эти два племени убили этих чтецов". аль-Бухари, 3064.
Кроме этих семидесяти человек среди сподвижников было еще очень много чтецов. Например, четыре праведных халифа, ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Салим (вольноотпущенник Абу Хузейфы), Убей ибн Ка‘б, Му‘аз ибн Джабаль, Зейд ибн Сабит, Абу ад-Дарда и другие.

2 - Стадия во время правления Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) - это было в 12-ом году по хиджре. Во время битвы при Йамаме погибло большое количество чтецов Корана из числа сподвижников, в том числе и Салим (вольноотпущенник Абу Хузейфы), один из тех, у кого пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел брать Коран.
Поэтому Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) повелел собрать Коран в единую книгу, дабы он не затерялся. Также у имама аль-Бухари передается, что Умар ибн аль-Хаттаб указал Абу Бакру на то, что нужно собрать Коран в единую книгу после битвы при Йамаме. Абу Бакр сначала сомневался, но Умар стоял на своём до тех пор, пока Аллах не раскрыл грудь Абу Бакра для этого.
Абу Бакр послал за Зейдом ибн Сабитом и тот явился к нему. Абу Бакр сказал Зейду: «Поистине, ты человек молодой, разумный и мы не видели за тобой ничего дурного! Ты был из тех, кто записывал откровения для пророка (мир ему и благословение Аллаха). Собери Коран в единую книгу». Затем Зейд говорил: «С этого момента я начал собирать Коран с листьев пальм, камней, (на которых он был записан), и из сердец людей». Затем он отдал эту единую книгу Абу Бакру и она находилась у него, пока он не умер. Затем этот свиток находился у ‘Умара, а затем перешел к Хафсе, дочери ‘Умара. Эта история передается у имама аль-Бухари в длинном хадисе.
Все мусульмане согласились с Абу Бакром в этом, согласились в том, что это очень благое дело. Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) даже сказал: «Самая большая награда относительно Корана принадлежит Абу Бакру».
Да помилует Всевышний Аллах Абу Бакра, ведь он был первым, кто собрал Коран в единую книгу.

3 - Стадия во время правления ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) - это было в 25-ом году по хиджре. Люди начали разногласить в различных видах чтения (къираатах) Корана. Также свитки сподвижников, в которых они записывали Коран, различались. Появилась опасность смуты (фитны). Тогда ‘Усман (да будет доволен им Аллах) повелел собрать все свитки сподвижников в единый свиток, дабы исчезли разногласия и люди не разделились на различные группы.
Пришло у имама аль-Бухари, что: "Хузейфа ибну-ль-Йаман приехал к ‘Усману после завоевания Армении и Азербайджана, испугавшись того, что люди начали спорить относительно чтений (къираатов) Корана. Он сказал: «О повелитель правоверных! Спаси общину, пока она не впала в разногласия относительно Книги Аллаха подобно тому, как разногласили иудеи и христиане». Тогда ‘Усман отправил посланца к Хафсе, чтобы он сказал ей: «Меня послали, чтобы взять у тебя твой свиток. Мы перепишем его, а затем вернем тебе». Она отдала им свой свиток. Затем ‘Усман повелел Зейду ибн Сабиту, ‘Абдуллаху ибн Зубейру, Са‘иду ибн аль-‘Асу и Абду-р-Рахману ибн аль-Харису ибн Хишаму сделать копии (то есть, переписать) свитка Хафсы. Зейд ибн Сабит был ансаром, а остальные трое - курайшитами. ‘Усман сказал этим троим курайшитам: «Если вы начнете разногласить с Зейдом ибн Сабитом в чем-то из Корана, то запишите так, как пришло в языке курайшитов, так как Коран был ниспослан именно на этом языке». Они так и сделали, а затем Усман вернул свиток Хафсе. После этого ‘Усман отправил по свитку в каждый уголок государства и приказал сжечь всё, что противоречит этому свитку". Передал аль-Бухари, 4987.
‘Усман не поступил так, исходя только из своего мнения, напротив, он посоветовался со сподвижниками. Поэтому передает ибн Аби Дауд от Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Клянусь Аллахом, ‘Усман сделал это только после того, как посоветовался с нами. Он сказал нам: "Я думаю собрать для людей единый свиток (мусхаф), дабы они не разделились и не спорили". А мы ответили: "Как прекрасно то, что ты предложил!"».
Сказал также Мус‘аб ибн Са‘д: «Я видел много людей (то есть, сподвижников) в тот год, когда ‘Усман повелел сжечь свитки, и они все были довольны этим». Или же он сказал: «Никто из людей этого не порицал».

А какая разница между тем, как собрал ‘Усман и как собрал Абу Бакр? Абу Бакр хотел собрать весь Коран в один свиток, чтобы Коран не исчез.
У Абу Бакра не было цели собрать для всех людей единый свиток, так как в его время еще не было разногласий относительно чтений (къираатов).
А ‘Усман собрал Коран в единый свиток, так как начались разногласия относительно различных видов чтения (къираатов) Корана.
По причине того, что сделал ‘Усман (да будет доволен им Аллах) появилась величайшая польза, так как мусульмане объединились, слова их сошлись, а в сердца проникла любовь. Посредством него была отведена самая страшная беда, так как мусульмане могли впасть в разногласия, ненавидеть друг друга и враждовать. ИСТОЧНИК
Ответить