Есть ли правила,которые помогают отличать ...

Ответить
Abu Muhammad Shair.T
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 мар 2010, 21:02

Re: Есть ли правила,которые помогают отличать ...

Сообщение Abu Muhammad Shair.T »

Уа алейкумас Салям уа рахматуЛЛахи уа баракатуху.
Предлагаю окрыть раздел Усулю фикха.
muslimkz
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 03 май 2010, 06:03

Re: Есть ли правила,которые помогают отличать ...

Сообщение muslimkz »

Уаалейкум ассалям уа рохматуллахи уа баракятуху. Есть одно общее правило, которого нужно придерживаться в вопросах понимания шариатских законоположений, а это обращаться к учённым. Всевышний Аллах повелел: «Если вы не знаете, то спрашивайте обладателей знаний» (Сура «Ан-Нахль», аят 43).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Re: Есть ли правила,которые помогают отличать ...

Сообщение Абу Саад »

Уа ’алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятуху!
Вот к примеру кормить грудью ребенка 2 года это же необязательное повеление,а желательное.
Глагол повелительного наклонения (фи’лю-ль-амр) может указывать на разные смыслы. А именно:
1 - Повелительное наклонение может указывать на обязательность. Таких примеров много.
2 - Повелительное наклонение может указывать на разрешенность (мубах). Всевышний Аллах говорит:

﴿وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُواْ﴾
[/arabic]
«Когда же вы освободитесь от ихрама, то охотьтесь». (Сура аль-Маида, аят 2)
Это не значит, что охотиться после ихрама - это уаджиб. Здесь имеется в виду разрешенность (мубах) охотиться.
3 - Повелительное наклонение может указывать на желательность, как в вашем примере.
4 - Повелительное наклонение может указывать на угрозу (уа’ид). Как Аллах говорит:

﴿فَمَن شَاء فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاء فَلْيَكْفُرْ﴾
[/arabic]
«Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». (Сура аль-Кахф, аят 29)
Это не значит, что можно не веровать. Этот контекст несет смысл угрозы для таких людей. Точно также хадис:

إذا لم تستح فاصنع ماشئت
[/arabic]
«Если ты не чувствуешь стыда, делай что хочешь». См. Сахих аль-Джами, 2.
Это не значит, что можно делать, что хочешь. Это несет смысл угрозы.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

.

Сообщение Абу Саад »

На что указывает повелительное наклонение?

Если повелительное наклонение ни с чем не связано, то оно несет за собой обязательность (вуджуб) того, что приказано и необходимость поскорее совершить то, что было повелено. Доводом этому являются слова Всевышнего Аллаха:

﴿ فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ أَوْ يُصِيبَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ ﴾
[/arabic]
«Пусть же остерегаются те, которые противятся его велению, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания». (Сура ан-Нур, аят 63)
Всевышний Аллах предостерег тех, кто противится приказу посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы их не постигла смута и не постигло мучительное наказание. А такое предостережение относится только к тому, кто оставляет что-то обязательное. Все это указывает на то, что приказ пророка (мир ему и благословение Аллаха), который ни с чем не связан (амр аль-мутлякъ) несет за собой обязательность того, что приказано.

Что касается того, что приказ посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) нужно выполнить незамедлительно, то доводом служат слова Всевышнего:

﴿ فَاسْتَبِقُواْ الْخَيْرَات ﴾
[/arabic]
«Стремитесь же опередить друг друга в добрых делах». (Сура аль-Бакара, аят 148)
Шариатские приказы - это и есть добро! Всевышний Аллах приказал совершать незамедлительно добрые дела, то есть выполнять шариатские приказы.

Но иногда приказ может не указывать на обязательность и незамедлительность, если есть какой-либо довод. На что еще может указывать приказ?

1 - Желательность (надаб)
Всевышний Аллах, например, сказал:

﴿ وَأَشْهِدُواْ إِذَا تَبَايَعْتُمْ ﴾
[/arabic]
«Призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор». (Сура аль-Бакара, аят 282)
В аяте пришел приказ, но он указывает на желательность и на это есть довод. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) покупал лошадь у бедуина и при этом не присутствовали свидетели. Передал Ахмад, 5/215; Абу Дауд, 3607; ан-Насаи, 7/301.

2 - Разрешённость (ибаха)
В большинстве случает это случается после того, как Всевышний Аллах что-то запретил. То есть если Аллах что-то запретил, а затем приказывает это делать, то это указывает на разрешенность (ибаха), а не на обязательность. Также приказ может обозначать разрешенность (ибаха), если этот приказ приходит в качестве ответа на то, о чем человек думает, что оно запрещено.
Что касается того, что сначала было запрещено, то Аллах говорит:

﴿وَإِذَا حَلَلْتُمْ فَاصْطَادُواْ﴾
[/arabic]
«Когда же вы освободитесь от ихрама, то охотьтесь». (Сура аль-Маида, аят 2)
Значит ли это, что охотиться после ихрама обязательно (уаджиб)? Нет, приказ здесь указывает на разрешенность, так как приказ совершать это действие пришел после запрета на его совершение. Всевышний Аллах сказал в предыдущем аяте:

﴿ غَيْرَ مُحِلِّي الصَّيْدِ وَأَنتُمْ حُرُمٌ ﴾
[/arabic]
«Запрещена добыча, на которую вы осмелились охотиться в ихраме». (Сура аль-Маида, аят 1)
Также приказ указывает на разрешенность (ибаха), если этот приказ приходит в качестве ответа на то, о чем человек думает, что оно запрещено. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Делай, нет в этом никаких проблем». Это было ответом на вопросы людей, которые спрашивали об определенных действиях хаджа, которые они начали делать раньше, чем нужно. Этот приказ указывает на разрешенность, а не обязательность.

3 - Устрашение (тахдид)
Как в словах Аллаха:

﴿ اعْمَلُوا مَا شِئْتُمْ إِنَّهُ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ ﴾
[/arabic]
«Поступайте, как пожелаете! Он видит то, что вы совершаете». (Сура Фуссылят, аят 40)
А также:

﴿ فَمَن شَاء فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاء فَلْيَكْفُرْ ﴾
[/arabic]
«Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». (Сура аль-Кахф, аят 29)
Если после приказа приходит угроза (уа’ид), то этот приказ указывает на устрашение (тахдид).

Из книги шейха аль-Усеймина «аль-Усуль мин ’ильми-ль-усуль», стр. 18-20, с небольшими пояснениями...
Аватара пользователя
антивирус северный
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37

Re: Есть ли правила,которые помогают отличать ...

Сообщение антивирус северный »

ассаляму алейкум уа рахматуЛЛах.
Библиотекарь:
как отличать категоричность и желательность того или иного повеления и запрета?
Ассаляму алейкум уа рахматуЛЛах.
Ваджиб,мустахабб,мубах,макрух,махзур(харам),веления и запреты,общее,частное и т.д. –все это можно освоить пройдя книги по усуль фикх,точнее шархи ученых на манхадже саляфов.Очень простаЯ и понятная для начинающих это «варакат альджувени» в основах фикха.шарх например Салих АлиШейха или ибн Усайимина.Усуль фикх это основа,на которой строится(базируется ) фикх.Прошу Аллаха помочь библиотекарю и вем мусульманам в постжении основ Религии!!!
баракАллаху фикум.
Брат19899
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 06 янв 2012, 22:35

Re: Есть ли правила,которые помогают отличать ...

Сообщение Брат19899 »

Ассаляму Алейкум уарахматуллахи уабарикатуху брат Абу Саад а ты можешь скинуть эту книгу с усулями Усеймина? можно на русском и на арабском
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Re: Есть ли правила,которые помогают отличать ...

Сообщение Абу Саад »

Брат19899 писал(а):Ассаляму Алейкум уарахматуллахи уабарикатуху брат Абу Саад а ты можешь скинуть эту книгу с усулями Усеймина? можно на русском и на арабском
Уа ’алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятуху!
«аль-Усуль мин ’ильми-ль-Усуль»: http://www.waqfeya.com/book.php?bid=2883
«Шарх аль-Усуль мин ’ильми-ль-Усуль»: http://www.waqfeya.com/book.php?bid=2881
Она более легкая для начинающих, чем «аль-Уаракат».
Ответить