«Аллах посадит Мухаммада на Арш»

Ответить
imam
Сообщения: 41
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 01:24

«Аллах посадит Мухаммада на Арш»

Сообщение imam »

بسم الله الرحمن الرحيم
و به نستعين

Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения Его посланнику, нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
Скажу, а Аллах наделяет успехом:
На одном из суфийских интернет-ресурсах появился разбор сомнений, по поводу «достохвального места», автор разобрался по поводу «достохвального места», но боюсь что его целью было так же посеять сомнения, по поводу того, что Имам ат-Табари не совсем разобрался в словах Муджахеда[1] и в их указании со всеми добавками, а так же очередной раз задеть личность Шейха аль-Ислама Ибн Теймийи, да смилуется над ним Аллах.
* Автор пишет: «Имам ат-Табари ведёт речь о другом риваяте, а именно: «Аллах посадит его на Трон», – и тут нет слов «рядом с Собой». А ведь только это добавление и вызывает нашу критику, поскольку эти слова, при буквальном понимании – явный таджсим и уподобление Аллаха созданиям».
Давайте, почитаем тафсир ат-Табари.
Говорит имам ат-Табари в тафсире слов Аллаха: «Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место». Сура аль-Исра 79, после того, как привел слова ученых, которые сделали тафсир «достохвального места», как «заступничество»: «И сказали другие (Ученые): «Однако «достохвальное место», которое приготовил Аллах пророку – это то, что Он посадит его с Собой на троне-… И сказал это Муджахед… А более правильное мнение это – то, в чем есть достоверное сообщение от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.- это (сообщения о том, что «достохвальное место» – это «заступничество») в тафсире слова Аллаха: «Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место». Сура аль-Исра 79. И это по причине сообщений, которые мы упомянули от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижников и табиинов, но то, что сказал Муджахед из того, что Аллах посадит Мухамада, да благословит его Аллах и приветствует, на Свой трон, это мнение – достоверность, которого нельзя отвергнуть, ни со стороны сообщений, ни со стороны разума. И это, потому что нет сообщения от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует или кого-то из его сподвижников или табиинов о невозможности этого. Так как все те, кто исповедуют Ислам, разделились в смысле этого (или подобного этому) на три мнения:
Сказала группа из них: Аллах отделен от Его созданий. Он был до создания Им всех вещей, затем создал вещи и не соприкасается с ними и Он как и был до этого (отделен от созданий), кроме как Он создал вещи. И если Он не соприкасается с ними, то должен быть отделен от них. Ведь нет совершающего вещи (т.е. имеющего некое отношение к ним), кроме как он соприкасается с телами или отдален от них. Они сказали: И если это – так, и Аллах – совершающий вещи, не будет допустимо, по мнению этой группы чтобы Он был описан тем, что Он соприкасается с вещами. И является обязательным, по их мнению, чтобы Он был отделен от них. Поэтому в соответствии с их мазхабом – все равно, посадил Он Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, На Его трон или на землю, так как по их мнению отделение Аллаха от Его трона и Его отделение от Его земли – все это один смысл в том, что Он отдален как от первого, так и от второго и Он не соприкасается ни с чем из этого.
Сказала другая группа:
Был Аллах до создания Им всех вещей, и не было ничего, чтобы соприкасалось с Ним, и чтобы было отделено от Него. Затем Он создал вещи и утвердил их Своей мощью. И Он продолжает быть таким как до создания вещей; нет ничего, чтобы соприкасалось с Ним или от чего бы Он был отделен. Поэтому, по мнению этой группы – также, все равно, посадил Он Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, на Его трон или Его землю, так как, Его трон и земля одинаковы в том, что Он не соприкасается с ними, и не отделен от них.
Сказала третья группа:
Был Аллах до создания Им всех вещей, и не было ничего, чтобы соприкасалось с Ним, и чтобы было отделено от Него. Затем Он создал вещи и создал для Себя трон и возвысился над ним сидя на нем и стал соприкасаться с ним также как Он был до создания Им всех вещей, не было ничего, в чем бы он нуждался и нет ничего, чтобы запрещало это. Затем Он создал вещи, удержал от одного и дал другому. Они сказали: И также Он был до создания Им вещей. Затем Он создал вещи и соприкасается с троном по причине Своего сидения на нем, помимо других Его созданий. Он соприкасается с тем из созданий, какими захочет и отдален от тех созданий, каких захочет. По мазхабу этой группы посадит Он Мухаммада на Его трон или посадит его на минбар из света, – т.к. они говорят: «Сидение Господина на троне не является сидением, которое занимает весь трон»,- нет в том, что Он посадит Мухаммада чего-то, что требовало для него описание (Господства) «рубубии» и выводящего его из описания (рабства) «убудийи» к своему Господу. Также как отделение Мухаммеда от того, от чего он отделен из вещей не будет тем, что требует для него описания «рубубии» и выводящее его из состояния рабства по из-за того, что он описан тем, что отделен от этой вещи, также как Аллах, по мнению этой группы, описан тем, что Он отделен от всех вещей.
И отсюда становится ясно, что по мнению каждого из исповедующих Ислам, не является невозможным то, что сказал Муджахед из того, что Аллах посадит Мухаммада на Его трон.
А если кто-то скажет: Мы не отрицаем (порицаем) то, что Аллах посадит Мухаммада на Его трон, однако отрицаем (порицаем) то, что Он посадит его вместе с Собой. Ему будет сказано: Будет допустимо для тебя, что Он посадит его на трон не с Собой?
Если это будет допустимо, то это приведет его к подтверждению того, что он будет либо с Ним, или того, что Он посадит его, в то время как Аллах отделен от трона, или же не соприкасается и не отделен от него. И в любом случае, что бы он из этого не сказал, это будет вхождением в часть того, что он отрицает (порицает). Если же все это не будет допустимо, то это будет выходом из слов всех групп, слова которых мы привели. И это есть отдаление от слова всех тех, кто исповедует Ислам, так как в этом нет кроме как трех мнений, которые мы привели, и не будет невозможным в каком-то из этих мнений то, что сказал Муджахед в этом. См. Тафсир ат-Табари аята 79 суры аль-Исра.
А разве автор этого «разбора» не дочитал слова ат-Табари до конца, ведь он ясно сказал: «А если кто-то скажет: Мы не отрицаем (порицаем) то, что Аллах посадит Мухаммада на Его трон, однако отрицаем (порицаем) то, что Он посадит его вместе с Собой. Ему будет сказано: Будет допустимо у тебя, что Он посадит его на трон не с Собой?… и не будет невозможным в каком-то из этих мнений то, что сказал Муджахед в этом.»
* Автор пишет: «Имам ат-Табари в своём тафсире приводит все существующие точки зрения, но это не означает, что он разделяет эти убеждения».
Конечно Имам ат-Табари, не разделял мнения Муджахеда на этот счет, но он ясно разобрав сомнения вокруг «достопочтимого места» и еще более ясно указал, что мнение Муджахеда, не является – «явным таджсимом и уподоблением Аллаха созданиям», а сказал что – «это мнение – достоверность, которого нельзя отвергнуть, ни со стороны сообщений, ни со стороны разума. И это, потому что нет сообщения от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует или кого-то из его сподвижников или табиинов о невозможности этого».
Если для читателя стало понятным вышесказанное, перейдем к личности Шейха аль-Ислама Ибн Теймийи и его слов по этому поводу.
Многие любят приводить следующие его слова: «Рассказывали многие достопочтимые Ученые, любимцы Аллаха, что Аллах, усадит Мухаммада на Троне вместе с Собой. Передавал это Мухаммад ибн Фудейль от Лейса от Муджахеда в толковании Слов Аллаха: «Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место». Это так же упоминается в разных других передачах…».
Многие «доброжелатели» обычно на этом завершают цитировать Ибн Теймийю, обрушиваясь с критикой на употребляемые им выражения. Однако они забывают, что Ибн Теймийя пересказывает то, что говорили «многие достопочтимые Ученые, любимцы Аллаха».
И не хотят применить к нему их тезис: «Имам ат-Табари в своём тафсире приводит все существующие точки зрения, но это не означает, что он разделяет эти убеждения».
Но давайте до слушаем Ибн Теймийю: «… Это так же упоминается в разных других передачах. Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал, что это не являет собой опровержение тому, что стало известно из хадисов, что «достопочтимое место»- это «заступничество». И по единогласному мнению Имамов и всех тех, кто относит себя к Исламу, усаживание Мухаммада на Трон не является чем-то невозможным (порицаемым)». Маджмуат аль-Фатава 4\374.
Так вот, мы разобрались, что Имам ат-Табари, сказал, что выраженное Муджахедом, не является явным таджсимом, или чем-то неприемлемым, хоть сам и не утверждает этого. Но почему же Ибн Теймийя становится «сектантом сбивающим мусульман с истинного пути, распространяющим ложное толкование аята»?
Может Ибн Теймийя тоже не совсем разделяет мнение Муджахеда, никто об этом не хотел задуматься?
Ибн Теймийя говорит в своей книге «дар ат-тааруд аль-акъль ва ан-накъль» 5\237: «Судья Абу Яъля написал книгу в опровержении на Ибн Фауврака, и он, даже если привел в ней хадисы с иснадом, то в них есть некоторое число вымышленных хадисов, как хадис «видения (Аллаха) собственными глазами в ночь вознесения» и т.п. В ней так же есть некоторые передачи от некоторых Салафов, передаваемые от людей возносимые к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как хадис «о сидении Пророка на Троне», его передавали некоторые люди, с разных источников вознося к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и все они вымышленные. Однако достоверным является то, что это передается от Муджахеда и других Салафов, и они наряду с другими Имамами передавали это и не порицали, а принимали и считали допустимым. Но можно сказать, что подобное нельзя сказать, кроме как остановившись. И необходимо понимать разницу между тем, что является достоверным со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и тем, что достоверно со слов кого-либо другого, будь это приемлемым или нет».
Ибн Теймийя довольно ясно пояснил свое отношение к этой передаче от Муджахида.
* Автор пишет: «Критика этого риваята – это критика буквального его понимания, а алимы Ахлю-с-Сунна не понимали его буквально».
Не понимали его буквально, лишь джахмиты, муътазилиты и поздние ашариты, а Ученые Ахлю-Сунны и приверженцы Хадиса проходили его на внешнем смысле без вопроса «как».
* Автор пишет: «Ибн Таймийя считал, что этот ложный риваят имеет буквальное значение, поскольку исповедовал, что Аллах буквально находится над Аршем, и Мухаммад, солляллаху алейхи ва саллям, будет сидеть на Арше рядом с Аллахом, а это явное заблуждение».
Буквально «Возвышение Аллаха над Аршем» исповедовали все Салафы и ученые Ахлю-Сунны в том числе сам Имам аль-Ашари и его ученики, отклонились же лишь поздние ашариты, а свидетельствовали этому и некоторые поздние ашариты, как Ибн Рушд (Хафид) в книге «Кашф ан манахидж аль-адилля фи акъаид аль-милля» стр. 145, Имам аль-Къуртуби в тафсире 54 аята суры аль – Аъраф, и др.
Ибн Теймийя, указал на свое мнение об этой передаче от Муджахеда, и в нем видна его осторожность в утверждении ее как абсолютной Истины, которая может исходить лишь из Корана и уст Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Вера во внешний смысл Качеств и Атрибутов Аллаха, без уподобления, является убеждением Ахлю-Сунны. Мы верим в них в буквальном смысле, так же как автор «разбора» верит в буквальном смысле в то, что Аллах Слышит и Видит, Аллах не подобен в Своих Качествах Действия и Атрибутах, творениям, и утверждение этого в буквальном, внешнем смысле не есть «явный таджсим-ташбих».
Сказал Имам ат-Тирмизи[2], да смилуется над ним Аллах, в своем «Сунане» 3\50-51: 662- Передал нам Абу Кариб, Мухаммад бин аль-Аля, что ему рассказывал Вакъиа, что он слышал от Уббада бин Мансура, что ему рассказывал аль-Къасим бин Мухаммад: «Я слышал, как Абу Хурейра сказал: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине Аллах принимает милостыню, беря её в Свою Правую (Руку) и взращивает её для каждого из вас подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока не достигнет она размеров горы Ухуд. Подтверждение же этому в Словах Аллаха»: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования». Бакара 276 аят.
Сказал Абу Иса (Имам ат-Тирмизи): «Это хороший достоверный хадис, подобный, передается так же через Аишу от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Многие из ученых сказали по поводу этого, а также о других подобных хадисах про Качества и Атрибуты,- Снисхождение Господа каждую ночь на ближайшее небо этого Мира, они сказали: «Возможно, подтвердятся подобные передачи, и тогда в них следует верить, но не представлять и не задаваться вопросом «как». Передано от Малика, Суфьяна ибн Уейна, АбдуЛЛы ибн Мубарака, что они говорили по поводу этих хадисов, что их следует проходить, так как они пришли без вопроса «как». Это мнение Ученых Ахлю-Сунна ва аль-Джамаата, но джахмиты отвергли эти передачи и сказали, что они указывают на «ташбих» (уподобление). Аллах во многих местах Своей книги упомянул Руку, Слух, Зрение, джахмиты же делали «таъвиль»(аллегорически толковали) этого так как не делал никто из ученых. Они сказали что Аллах не создавал Адама Своими Руками, и что под рукой следует понимать силу-мощь. Исхакъ ибн Рахавейх сказал: «Уподобление будет тогда, когда скажут что Рука – как рука, либо подобен руке, Слух – как слух, либо подобен слуху. Так вот если кто-то скажет: Слух как слух, то это будет уподобление (ташбих). А если же кто-то скажет, как сказал Аллах: Рука и Слух и Зрение и не скажет, каким это образом и не скажет – как слух или подобен слуху, то это не будет являться уподоблением. Это подобно тому, как сказал Аллах: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий».
Ибн Хаджар Аскалани в «Фатхуль бари» том 13 стр. 515. Издательство «Рушд» так же указывает на понимание «ташбиха» у ученых Салафов: «Сказал Исхакь ибн Рахавейхи (Имам Асхабуль-Хадис): «Поистине «ташбих» если будет сказано: «Рука Аллаха как рука создания, Слух Аллаха, как слух создания…».
Далее Ибн Хаджар приводит, слова Имамов Ахлю-Сунны,- Соури, Ибн Уейна, Ибн Мубарака, а после говорит: «…а Джахмиты, Муьтазилиты и Хавариджи сказали: «Кто подтвердил иx (Сифаты), тот есть «мушаббих»…».
Посему, по свидетельству «умеренных ашаритов» выходит, что путь последователей «муджадида 14 столетия – Коувсари» в этом вопросе, есть путь Джахмитов, Муьтазилитов, и Хавариджей.
Лично я, подписываюсь под каждым словом Имама ат-Табари в разборе сомнений вокруг «достохвального места», считая, что мнение Муджахида и тех, кто его считал приемлемым,- «это мнение – достоверность, которого нельзя отвергнуть, ни со стороны сообщений, ни со стороны разума».
Хвала Аллаху Господу миров. Мир и благословения Его посланнику, нашему любимому Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.
[1] Муджахид ибн Джабр аль-Маккий, толкователь Корана. Родился в 21 г. По Хиджре во время правления праведного Халифы Умара ибн Хаттаба, да будет доволен им Аллах, умер в Мекке в положении “суджуда” [земного поклона Аллаху] в 104 году. Он был известнейшим учеником величайшего сподвижника и толкователя Корана, ‘АбдуЛлаха ибн ‘Абаса, да будет доволен им Аллах. Передается, что он 30 раз читал Коран перед Ибн ‘Абасом, да будет доволен им Аллах, останавливаясь и спрашивая его о каждом Аяте. Он был достойным доверия, на кого опирались Имам аш-Шафи’и, Имам Бухари и многие другие. Читайте о нем, в любой книге по биографиям Ученых: “Сияр”, “Тахзиб ат-Тахзиб” и др.
[2] Абу ‘Иса, Мухаммад ибн ‘Иса ибн Сура ат-Тирмизи. Это один из выдающихся знатоков хадисов. Родился ат-Тирмизи в 209 году по мусульманскому летоисчислению (824 г. по григорианскому календарю) в городе Тирмиз, расположенном на правом берегу реки Амударья недалеко от северной границы Афганистана. Обучался известный хадисовед у аль-Бухари и составил сборник хадисов “аль-Джами‘”, который позднее получил название “Сунан ат-Тирмизи” и в котором собрано 4000 хадисов. Он много путешествовал в поисках хадисов, встречался с авторитетными современниками, такими, как Ахмад ибн Ханбал и Абу Дауд. Он посетил Хорасан, Ирак, Хиджаз. Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов, и закончил «Сунан» будучи незрячим. Умер ат-Тирмизи 13 числа месяца раджаб 279 году по мусульманскому летоисчислению (около 892 г. по григорианскому календарю) в возрасте 70 лет.
Ответить