Разница между ранними и поздними аш'аритами

Ответить
Аватара пользователя
Абу Идар аш-Шаркаси
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

Разница между ранними и поздними аш'аритами

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси »

Разница между ранними и поздними аш'аритами

Первые представители аш'аритов доподлинно знали и сознавались в том, что не исповедуют воззрения предшественников (саляф), а носят убеждения последующих поколений, которые противоречат убеждениям предшественников.

Одним из таких множеств примеров можно упомянуть признание Шамс ад-Дин аль-Куртуби (600 – 671 г.х.) да смилуется над ним Аллах.

Так, упомянув существующие мнения о том, что Всевышний Аллах вознесся на Трон, он заключил: “Хоть сам я и не разделяю это мнение и не отдаю ему предпочтение, но более правильным, из всех этих мнений является то, на что ясно указывают многочисленные аяты и предания, а именно то, что Аллах (Пречист Он и Возвышен) на Троне Своем, так, как Он об этом сказал в Своем Писании и сказал Его пророк, без вопроса «как?». Он отделен от всех Своих творений. Таково в совокупности убеждение праведных предшественников (саляф), которое передается достойными доверия передатчиками

Источник: аль-Куртуби. Аль-Асна фи шарх асма Аллах аль-Хусна. Т.2. С.132. Дар ас-Сахаба. Танта 1995г. Первое издание.

ас-Сафарини (да смилуется над ним Аллах) попытался объяснить причину того, что сподвигло аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах) признать правильным одно, а выбрать иное.

Его слова: «Хоть сам я и не разделяю это мнение» - весьма удивительны, да смилуется над ним Всевышний Аллах. Ведь он сам признал, что на это мнение указывают многочисленные коранические аяты и пророческие предания, а также такова вера благочестивых, праведных предшественников. Так как же такому как он подобает говорить: «Хоть сам я и не разделяю это мнение и не отдаю ему предпочтение»? Это, невзирая на указания коранических аятов и пророческих преданий, и что таковым было убеждение первого поколения и партии, за которой следуют люди. Скорее всего, он сказал это, боясь происков завистников, козней отклонившихся от истины и порочных людей, и обвинений приверженцами нововведений и неверия

Источник: ас-Сафарини. Лауаих аль-Ануар ас-Сания. Т.1. С.364. ар-Рушд. Эр-Рияд. 1415 г.х.

Хафиз Ибн Хаджар, да смилуется над ним Аллах, в «Фатх аль-Бари» почти всякий раз наряду с убеждениями аш'аритов упоминает мнение предшественников (саляф). Иногда он отдает предпочтение убеждениям предшественников, в иные разы мнению аш'аритов.

Также аль-Байхаки, аль-Джуейни и многие другие часто передавали убеждения саляфов в противовес убеждениям аш'аритов.

Поздние же аш'ариты несправедливо стали приписывать себя к праведным предшественникам (саляф) и утверждать, что они не противоречат их воззрениям. Более того, свои ошибочные убеждения они стали приписывать праведным предшественникам (саляф), говоря, что именно такими были их воззрения.

Возможно, они в полном неведении относительно убеждений предшественников, и мало знакомы с трудами первых аш'аритов.
Аватара пользователя
Abu-Dawud
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 12 май 2011, 12:16

Re: Разница между ранними и поздними аш'аритами

Сообщение Abu-Dawud »

Ассаламу алейкум!
ДжазакаЛлаху хайран брат за твой скромный и весьма содержательный труд. До этого момента мне не давал покоя вопрос почему такие великие имамы как ан-Нававий, ибн Хаджар Аскъаланий, аль-Къуртубий и т.п. были на ашаритской акъыде. Скорее в этом и была причина о котором сделал предположение ас-Сафарини, а Аллаху ведомо лучше об этом.
БаракаЛлаху фиик!
Ответить