Хукм коллективных поклонений ради устранения бедствий

Ответить
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Хукм коллективных поклонений ради устранения бедствий

Сообщение abu__maryam »

Можно ли собираться для совершения коллективных поклонений ради устранения бедствии, которые постигли мусульман?

Говорит Хафиз ибн Хаджар аль-'Аскъаляни (733-852), да помилует его Аллах:
"Не является запретным обращаться с мольбой ради устранения эпидемии (заразы), и не противоречит это в своей основе тому, что было предопределено (Всевышним Аллахом).
Однако, что касается того, чтобы собираться для этого, как для молитвы о ниспослании дождя, то это уже будет расцениваться как нововведение (бид'а).
Подобное было при большой чуме в Дамаске в 749 г.х. Я читал отрывок (из того, что написал) аль-Манбиджи, что после того, как он сделал порицание людям собираться в определённом месте, они (всё же собравшись) начали обращаться с мольбой и громко кричать, это было в 764 г.х., когда в Дамаске распространилась чума.
Он так же упомянул, что подобное случилось в 49 г.х., когда люди и большинство из старейшин той местности вышли в пустыню, начали обращаться с мольбой и просить помощь (у Аллаха), однако после этого чума стала (распространяться) ещё сильнее, тогда как до их (коллективной) мольбы она была слабее.
Я (ибн Хаджар) скажу: Такое произошло и в наше время, когда чума первый раз постигла Каир 27-ого числа в месяце "Раби' аль-Ахир", в 833 г.х., число погибающих было меньше сорока. Тогда люди вышли в пустыню 4-ого числа в месяце "Джумада аль-Уля" после того, как им было сказано поститься три дня, как в молитве о ниспослании дождя. Они собрались, начали обращаться с мольбой, пробыли там час после чего вернулись. Не успел закончиться месяц, как число погибающих в Каире каждый день превзошло тысячи, а потом и вовсе больше.
Потом было устроено собрание для вынесения шариатского постановление касательно этого (можно ли собираться для коллективного поклонения ради устранения беды).
Одни сказали, что подобное действие является узаконенным, при этом они опирались на общие доказательства указывающие на достоинство мольбы (ду'а). Другие же опирались на то, что подобное было во время правления аль-Муаййада и это принесло пользу, свидетелями чему была группа учёных, которая не высказала никакого порицания.
Другая же группа учёных сказала, что лучше этого не делать из-за опасения того, что это может стать причиной искушения, невзирая на то, принесёт ли это пользу или нет. Если и принесёт пользу, то ведь никто не застрахован от опасности этого заявления (т.к. если принесёт пользу сегодня, то люди обольстятся и будут полагать, что так будет всегда), а если не принесёт никакой пользы, то могут появиться плохие мысли в отношении учёных праведных, и мольбы (в целом).
Примерно этому я последовал в своём ответе, но я так же добавлю, что если это было бы узаконенным, то не скрылось бы от предшественников (саляфов), так же от факъихов различных местностей и их последователей в прошлые эпохи.
До нас не дошло относительно этого ни сообщения и ни передачи от мухаддисов, и ни строчки от одного из факыхов.
Слова мольбы и качества взывающего обладают особенными свойствами и секретами, которыми отличается каждая отдельная ситуация. В этом вопросе следует опираться на следование за доводами (аль-иттба'), и нет места тут аналогии (аль-къияс)"
(см. Базль аль-Ма'ун, стр. 328-330).

Как говорит шейх Машхур в своей книге "Хукм ат-тада'и ли фи'ль ат-та'ат, стр. 22-23", что поздние представители ханафитского мазхаба обсуждали эти слова ибн Хаджара, из них ибн Нуджейм (умер в 1005 г.х.), который приводил эти слова ибн Хаджра в двух своих трудах: "ан-Нахр ар-Раикъ" (1\376), и "аль-Ашбах уан-назаир" (стр. 355), в котором он сказал: "Ибн Хаджар прямо указал на то, что собираться для коллективной мольбы ради устранения (эпидемии) является нововведением". Однако в своей книге "ан-Нахр" он истолковал слова ибн Хаджара "нововведение" как хорошее нововведение, и тоже самое сделал ат-Тахтауи в своих комментариях на "Маракъи аль-фалях" (стр. 299).
И это без сомнений является ошибкой. Ведь из слов ибн Хаджара не понимается ничего кроме запрета, поэтому ибн 'Абидин в "Нузхат ан-науазыр" (стр. 455) сказал: "Я видел в фетвах ибн Хаджара, что ду'а ради устранения (эпидемии джамаатом), и выход ради этого в пустыню является нововведением, было сказано, если сказать что это харам, было бы очевидным, так как это введение нового образа, в отношении которого невежественные люди подумают, что это Сунна".
Musafer
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 15 июн 2019, 22:05

Re: Хукм коллективных поклонений ради устранения бедствий

Сообщение Musafer »

По этой теме:
В эти дни в арабских странах люди договорившись начали подниматься на крыши своих домов или выходить из балконов и делать такбиры и ду'а. Шейх Салим Тауиль, да воздаст ему Аллах благом, указал на это явление и разъяснил, что на самом деле это нововведение, а бедствия не устраняются путём нововведении, однако устраняются путём Сунны.
Очень полезная запись, если кто-то сможет перевести, было бы замечательно:
Ответить