Re: МАНХАДЖ ПРОРОКОВ В ПРИЗЫВЕ К АЛЛАХУ
Добавлено: 17 мар 2013, 04:06
После всего сказанного я хочу, чтобы мы уяснили для себя один очень важный вопрос.
Рассказы о пророках, известные нам из Корана, и многочисленные примеры из жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствуют о том, что все посланники Алла-ха призывали свои народы, главным образом, к вере в единого Аллаха и старались уничтожить язычество и все причины, из-за которых оно возникает. Призыв к единобожию занимал в их жизни такое значительное место, что каждый с уверенностью может сказать, что именно утверждение этого постулата веры было их главной заботой. Так почему же мы говорим, что пророческие проповеди открыли для человечества всякое добро и предостерегли его ото всякого зла? Да потому что именно единобожие является величайшим добром, а язычество и по-клонение ложным богам - величайшим злом.
А что касается борьбы посланников Аллаха с деспотичными и несправедливыми правителями, то она занимает второстепенное место, потому что самая чудовищная несправедливость - это поклонение ложным богам. Пророки не стремились просто свергнуть одну власть и установить новую. Их целью было обращение людей в религию их единственного всевышнего Господа.
Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, а все иные грехи, помимо этого, прощает, кому пожелает» Сура «Женщины», аяты 48 и 116
Господь также сказал: «Кто придает Аллаху сотоварищей, того Он лишит райских садов, и его пристанищем будет адский огонь» Сура «Трапеза», аят 72
Он также сказал: «Тот, кто придает сотоварищей Аллаху, словно упал с неба, и птицы подхватили его [и склевали на лету] или же ветер занес его на край света» Сура «Хадж», аят 31
Поэтому разум, мудрость и подсознание требовали от пророков и их последователей в первую очередь вступить в схватку с язычеством и сражаться с ним до тех пор, пока оно суще-ствует на земле.
А если многобожие все-таки прокралось в вероубеждения людей, то оно непременно поражает не только их духовный мир, но и экономическое и политическое положение в их обществе. С чего же будет правильно начать исправление такого общества?
Пророки начинали всеми возможными способами исправлять мировоззрения людей, дабы обезопасить их от того, что представляет для них наибольшую угрозу. Так поступил бы каждый обладающий разумом человек. Представьте себе, что на вас ползут змея и муравей. Ваш разум непременно подскажет вам, что надо, прежде всего, защититься от змеи или даже убить ее, потому что змея намного опаснее муравья и даже тысячи муравьев.
Точно так же, если перед вами окажется грозный лев и несколько мышей, вы бросите все силы на то, чтобы отразить атаку льва, и не придадите внимания мышам, даже если они объединятся против вас с лягушками.
Если же вы вышли в путь и перед вами две дороги: на одной бушует вулкан, извергающий огненную лаву и сжигающий камни и деревья, а другая проложена под палящим солнцем и полна колючек - то вы, как и любой разумный человек, обязательно пойдете по второй дороге.
Давайте теперь рассмотрим современное общество. Из всех пороков в политическом, общественном и экономическом строях общества самым серьезным является порок в аппарате власти. А теперь сравните его опасность с опасностью ошибочных вероубеждений. Одинаково ли относились к ним Аллах и Его посланники? Какую из этих двух проблем они считали самой опасной и самой губительной?
Каждое новое пророческое послание и беспрестанная борьба Божьих избранников за поклонение одному Аллаху свидетельствовали о том, что величайшим из всех пороков в глазах Аллаха является многобожие, и ни один грех не сравнится с ним по своей тяжести.
Поэтому я хочу еще раз повторить: каждый пророк начинал свою миссию с исправления вероубеждений своего народа и борьбы с язычеством и многобожием. Этого требовали от них мудрость и логика, и в пользу этого есть несколько доводов:
• Во-первых, вред, который приносят язычество, порочные измышления и прочие ошибочные воззрения в тысячи раз больше, чем вред, причиняемый несправедливыми правителями и всем остальным. А если кто-либо не согласен с этим, то он, сам того не подозревая, считает пророков недостаточно мудрыми. Упаси нас Господь от подобного заблуждения!
Зло, которое приносит на землю язычество, касается как власть имущих, так и простой люд. Во все времена были правители, которые преклонялись перед истуканами и могилами, сооружали языческие храмы, способствовали идолопоклонству и сами поклонялись ложным богам, делая им многочисленные приношения. Многие из них верили в то, что эти боги об-ладают сверхъестественной властью, которая превыше их земного могущества, и что они могут помочь им или же покарать их. Иные считали, что их боги заступаются за них перед Аллахом и помогают им добиться поставленных целей. Самым ярким примером этого является Фараон, который возомнил из себя Бога и сказал: «Я – ваш Господь всевышний!» Сура «Исторгающие», аят 24
«У вас нет иного Бога, кроме меня». Сура «Рассказ», аят 38
А египетская знать сказала ему: «Неужели ты позволишь Мусе и его народу творить на земле нечестие и отречься от тебя и твоих богов?» Сура «Ограды», аят 127
Еще одним царем, мнившим из себя Господа, был царь Килдана Нимруд. Это он приказал сжечь пророка Ибрахима, дабы отомстить ему за то, что он разрушил каменья, которые они считали богами. Правители Индии и Персии поклонялись идолам и огню, а императоры Византии - иконам, изображениям и кресту. Сегодня по их стопам следуют руководители европейских и аме-риканских государств. А сколько правителей мусульманских государств поклоняется мертвым, любит и страшится их, надеется на их помощь и строит на их могилах храмы и мечети! Все это было в прошлом и продолжается и по сей день. Произошло то, чего опасался Посланник Аллаха, и люди из его общины стали совершать то, от чего он предостерегал их.
Все это свидетельствует о том, как верен и важен путь, избранный посланниками Аллаха, и объясняет, почему пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) занимал такую непримиримую позицию в отношении идолов и могил. Как же мудр, проницателен и рассудите-лен был пророк Ибрахим, когда он, пробуждая многие поколения своих последователей, воззвал к Аллаху со словами: «Господи! Сделай мой город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Кто последует за мной, тот один из нас; а если кто ослушается меня, то ведь Ты — прощающий, милосердный». Сура «Ибрахим», аят 35-36
Ибрахим, достигший вершин истины, молил Аллаха защитить его от многобожия, а не от произвола правителей, несмотря на то, что они действительно могут причинить много вреда и зла.
• Во-вторых, Аллах отправил своих посланников только для того, чтобы они научили людей добру и предостерегли их от наказания Аллаха и зла.
Всевышний Аллах сказал: «Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями...» Сура «Корова», аят 213
Всевышний также сказал: «Мы посылаем посланников только благовестителями и увещевателями. А те, которые уверовали и вершили благое, не познают ни страха, ни печали» Сура «Скот», аят 48
Всевышний также сказал: «Мы отправляем посланников только благовестителями и увещевателями» Сура «Пещера», аят 56
Он также сказал: «[Мы послали] пророков благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было оправдания перед Аллахом, после того как к ним явились посланники» Сура «Женщины», аят 165
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никого, кому бы оправдание было милее, чем Аллаху, и ради этого Он отправил [пророков] нести благую весть и увещевать». аль-Бухари (7416), Муслим (2/1136), Ахмад (4/238), ад-Дарами (2233).
Всевышний сказал: «Разве на посланников возложено что-либо, помимо ясного возвещения?» Сура «Пчелы», аят 35
Он также сказал: «На посланников не возложено ничего, кроме ясного возвещения» Сура «Свет», аят 54
Он также сказал: «Если вы опровергаете [Коран], то [знайте, что] задолго до вас другие народы тоже опровергали [писания]. Но на Посланника возложено только ясное возвещение» Сура «Паук», аят 18
Доносить до людей истину и увещевать их - это великая честь. Достаточно сказать, что этим занимались пророки Аллаха, и эта славная миссия подобала их высокому статусу. Она была и остается самой тяжелой обязанностью, которая возложена на плечи наследников пророков - их верных и праведных последователей. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые тяжелые испытания выпадают на долю пророков, затем – на долю самых достойных из людей, а затем - на долю самых достойных после них».
Ранее мы уже говорили о том, с какими трудностями сталкиваются проповедники единобожия на своем пути, и отметили, что никто другой не желает идти столь тернистым путем.
• В-третьих, всевышний Аллах ни одному из своих посланников не велел начинать свою миссию со свержения власти и построения нового государства, и это вполне логично. Призыв к созданию нового государства заманчив для многих охотников за земными благами, которые норовят обрести высокое положение в обществе и занять важный пост. Они охотно под-держивают идею о создании нового государства в надежде добиться своих корыстных целей и претворить в жизнь свои злые замыслы.
Кто знает, может быть, именно это является одной из причин, из-за которых премудрый и всезнающий Творец не дозволил пророкам провозгласить эти ослепительные и заманчивые лозунги, позволяющие людям удовлетворять свои мирские желания, а повел их через многочисленные трудности и испытания другим чистым, славным и мудрым путем. Из-за этих трудностей и испытаний веруют в пророков и следуют за ними только искренние и верные рабы Аллаха, которые не преследуют личных интересов и корыстных целей, а стремятся лишь обрести благоволение своего Господа и попасть в рай и боятся только Его гнева и мучительного наказания. Вот почему они веруют и поклоняются одному Аллаху и повинуются Его по-сланникам. В большинстве своем, это бедные, нуждающиеся и беззащитные люди.
Говоря о народе Нуха, Всевышний сказал: «Они спросили: «Неужели мы уверуем в тебя, после того как за тобой последовали самые жалкие люди?» Сура «Поэты», аят 111
О народе Салиха Он сказал: «Надменная знать из его народа спросила уверовавших из числа обездоленных: «Неужели вы думаете, что Салих послан своим Господом?» Они ответили: «Воистину, мы веруем в то, что ниспослано с ним». Гордецы же сказали: «Воистину, мы отвергаем то, во что вы веруете» Сура «Ограды», аяты 75-76
Вспомните, что император Гераклиус, расспрашивая Абу Суфйана о пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), спросил: «Знатные люди следуют за ним или бедные?» Абу Суфйан ответил: «Бедные». А в конце их разговора Гераклиус сказал: «Я спросил тебя, знатные люди следуют за ним или бедные, и ты сказал, что за ним следует бедный люд. Именно они всегда были последователями пророков».
Призывать людей к созданию нового государства намного легче. Большинство людей беспокоит только то, как заполучить богатство и удовлетворить свои безмерные желания, и поэтому они гораздо охотнее поддерживают подобные идеи.
Но Божьи посланники шли своим путем, на котором перед ними возникали многочисленные трудности и препятствия, и лишь немногие соглашались разделить с ними такую участь. Пророк Нух прожил девятьсот пятьдесят лет, призывая своих соплеменников уверовать в Аллаха, но лишь несколько человек последовало за ним. Всевышний сказал: «Но вместе с Нухом уверовали лишь немногие» Сура «Худ», аят 40
Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне были показаны общины. Я увидел пророка с группой людей, пророков, с которыми были один и два человека, пророка, с которым никого не было. Вдруг предо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это - моя община. Но мне было сказано: "Это - Муса и его народ". И тут я вновь увидел множество людей, и мне было сказано: "Вот это - твоя общи-на. Семьдесят тысяч из них войдут в рай без отчета и без наказания"». аль-Бухари (5705), Муслим и Ахмад (1/271).
Возлюбленный Аллаха пророк Ибрахим сокрушал язычников убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами, но они все равно упорствовали в своем неверии. Одним из тех, кто уверовал в него, был Лут. Всевышний сказал: «В него (т.е. Ибрахима) уверовал Лут, и он сказал: «Воистину, я покину [свой город] ради своего Господа, ибо Он -великий, мудрый» Сура «Паук», аят 26
Лут стал великим пророком, но кто поверил ему и смог спастись от мучительного наказания? Очевидно, только его дочери, потому что Аллах сказал: «Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там лишь один дом, где обитали мусульмане» Сура «Рассеивающие», аят 35-36
Все это никоим образом не умаляет достоинств пророков. Воистину, все они были самыми лучшими, самыми славными, самыми великими, самыми благородными людьми. Никто не сможет превзойти их в смелости, мужестве, велеречии, красноречии, искренности, самопожертвовании.
Они призывали свои народы к Аллаху, доносили до них истину, возвещали им о милости Аллаха и предостерегали от Его наказания. В этом состояла их миссия, и они самым прекрас-ным образом справлялись с ней. А если их последователей было мало или же не было вообще, то порицания заслуживают не они, а их соплеменники, которые отказались уверовать в них и сочли, что, уверовав, они не смогут достичь своих ничтожных целей.
Если же Аллах наставлял на прямой путь народ или его большую часть, и люди следовали за своим пророком, то они создавали новое государство правоверных, которое становилось благим результатом их веры и праведных деяний. Только тогда они начинали вести священную войну, дабы прославить имя Аллаха и утвердить на земле Его законы. Именно так действовали благородные сподвижники, ведомые пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Их вера, праведные поступки и превосходное терпение сокрушили несправедливость и дерзость язычников. Аллах почтил их победой, воцарил на земле их правую веру и даровал им власть над другими народами. Всевышний сказал: «Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому как Он сделал преемниками тех, кто был до них; [обещал,] что укрепит их веру, которую Он одобрил для них, что Он вселит в них спокойствие, после того как они испытали страх. [Все это Я обещал тем, которые] поклоняются Мне, не признавая наряду со Мной других богов. А если кто после этого станет неверным, то он суть грешник». Сура «Свет», аят 55
Когда Посланник Аллаха распространял ислам в Мекке, язычники предложили ему стать царем арабов, но он отказался принять их предложение и продолжал бороться с многобожием и идолопоклонством и призывать людей к вере в единого Аллаха. Это не давало покоя курейшитам, и они отправили к Посланнику Аллаха ‘Утбу ибн Раби’а. Он пришел к Посланнику Аллаха и сказал:
— О сын моего брата! Ты - один из нас, и ты знаешь свое положение и знатное происхождение. Ты задумал со своим народом страшное: ты посеял между нами рознь и лишил нас здравого рассудка, ты оскорбляешь наших богов и порицаешь нашу религию, ты называешь безбожниками наших отцов. Послушай же меня, я хочу сделать тебе несколько предложений. Подумай над ними, может быть, ты примешь какое-либо из них.
Посланник Аллаха сказал:
— Говори, Абу аль-Валид, я слушаю.
‘Утба сказал:
— О сын моего брата! Если ты делаешь это для того, чтобы разбогатеть, то мы соберем для тебя столько денег, что ты станешь самым богатым среди нас. Если ты ищешь славы, то мы сделаем тебя нашим вождем и не будем принимать никаких решений без твоего согласия. Если ты хочешь цар-ствовать, то мы сделаем тебя нашим царем. А если все это всего лишь навязчивая идея, от которой ты не можешь избавиться, то мы найдем для тебя врача и потратим все наше богатство, пока не исцелим тебя. Бывает, что злой дух овладевает человеком, пока его не излечат от него.
Посланник Аллаха выслушал его, а затем сказал:
— Ты уже закончил, Абу аль-Уалид.
— Да, - ответил ‘Утба.
— Тогда послушай меня, - сказал ему Посланник Аллаха.
Он сказал:
— Говори.
Посланник Аллаха сказал:
— Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Ха Мим. Это ниспосланное Милостивым, Милосердным и есть писание, аяты которого разъяснены языком арабского Корана для тех, кто понимает. Он — добрый вестник и увещеватель, однако большая часть их не [желает] слушать…» Сура «Разъяснены», аяты 1-4.
Посланник Аллаха продолжал читать Коран, и ‘Утба молча слушал его, упершись на руки, вытянутые позади спины. Наконец, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочел аят, после которого надлежало пасть ниц, и поклонился Аллаху. Затем он сказал:
— Абу аль-Уалид, ты слышал то, что слышал. Поступай теперь, как знаешь...
‘Утба отправился к курейшитам, и они уселись и спросили его:
— Ну как, Абу аль-Уалид?
Он ответил:
— Я послушал его и клянусь Аллахом, что никогда не слышал ничего подобного. Клянусь Аллахом, это не колдовство, не стихи и не предсказания. О курейшиты! Послушайтесь меня и доверьтесь мне. Позвольте ему делать то, что он делает. Оставьте его в покое. Клянусь Аллахом, то, что я услышал, имеет великий конец. Если арабы погубят его, то вы избавитесь от него руками других. А если он одержит над ними верх, то вы разделите и его власть, и его могущество и станете благодаря нему самыми счастливыми людьми.
Курейшиты воскликнули:
— Клянемся Аллахом, Абу аль-Валид, что он околдовал тебя своими речами.
— Таково мое мнение, но поступайте так, как считаете нужным, - ответил им ‘Утба. Ибн Исхак в книге «ас-Сира». См. Ибн Хишам (1/293-294).
Ибн Исхак передал хадис о том, что Ибн ‘Аббас рассказывал, что несколько курейшитов[27] собрались вместе и сделали Посланнику Аллаха предложение, похожее на предложение ‘Утбы. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Я не ищу того, о чем вы говорите. Я не пришел к вам в поисках богатства, славы или власти. Аллах отправил меня к вам посланником, ниспослал мне писание и повелел мне радовать [верующих] и увещевать [неверных]. Я донес до вас послание моего Господа и указал вам верный путь. Если вы примете то, с чем я пришел к вам, то обретете прекрасный удел как в этом мире, так и в будущей жизни. Если же вы отвергните меня, то я буду терпеливо сносить волю Аллаха, пока Он не рассудит между мною и вами...» Ибн Хишам (1/295-296).
Посланник Аллаха также отказывался принять помощь от тех, кто стремился править после него.
Ибн Исхак рассказывал, что аз-Зухри поведал ему о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) пришел к роду ‘Амира ибн Са’са’а, призвал их уверовать в великого и могучего Аллаха и рассказал о себе. Некий мужчина по имени Бахира ибн Фирас сказал:
— Клянусь Аллахом, если бы я взялся за этого курейшита, то покорил бы благодаря нему всех арабов, - затем он обратился к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: - Послушай, если мы последуем за тобой и Аллах дарует тебе победу над твоими противниками, перейдет ли власть после тебя к нам?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Власть принадлежит Аллаху, и Он дарует ее, кому пожелает.
Тогда он сказал:
— Ты хочешь, чтобы мы своей грудью защищали тебя от арабов, а после того, как Аллах дарует тебе победу, к власти пришли не мы, а кто-то другой? Нам не нужно то, с чем ты пришел.
Так этот род отказался помогать пророку (мир ему и благословение Аллаха). Ибн Хишам (1/424-425) и аз-Захаби в книге «ас-Сира ан-Набавийа» (стр. 189-190).
Одним словом, пророки не приходили для того, чтобы сменять одну власть другой. Они не жаждали престола и создавали партий, а всего лишь пытались наставить людей на прямой путь, дабы спасти их от заблуждения и многобожия и вывести их из мрака к свету.
Даже когда им предоставлялась возможность взойти на трон, они отказывались от него и продолжали свое правое дело. Именно так поступил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), когда курейшиты предложили ему стать их царем.
У пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) была еще одна возможность стать царем - пророком, но и тогда он предпочел быть рабом и посланником.
Абу Хурейра рассказывал, что «однажды [ангел] Джибриль сел рядом с Пророком и посмотрел на небо. С него спускался другой ангел, и Джибриль сказал:
— Этот ангел еще ни разу не спускался с того дня, как он был сотворен.
Спустившись, ангел сказал:
— Мухаммад, твой Господь послал меня к тебе! Хочешь ли ты, чтобы Он сделал тебя царем - пророком, или хочешь быть рабом и посланником?!
Тут Джибриль сказал:
— Унизься перед своим Господом, Мухаммад.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Рабом и посланником. Ахмад (2/231), Ибн Хиббан (2137). Аль-Албани в книге «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» (3/4) назвал иснад хадиса достоверным согласно требованиям имама Муслима.
Принимая присягу от ансар и других мусульман, Посланник Аллаха всегда обещал им в награду за верность только рай. Даже в самые тяжелые минуты он не сулил им высоких чинов, власти, богатства или иных тленных услад.
‘Убада ибн ас-Самит рассказывал: «Я был одним из старейшин, которые присягнули Посланнику Аллаха и поклялись не придавать Аллаху сотоварищей; не воровать; не прелюбодействовать; не убивать людей, души которых Аллах сделал неприкосновенными, если у нас нет на то права; не грабить и не ослушаться. [В награду за это] нам был обещан рай».
Абу Мас’уд аль-Ансари рассказывал, что Посланник Аллаха отправился вместе со своим дядей аль-’Аббасом на встречу с семидесятью ансарами под деревом у горного прохода Акабы. Он сказал:
— Пусть один из вас говорит, но не делает свою речь слишком длинной, потому что язычники следят за вами. Если они узнают о нашей встрече, то ваша тайна раскроется.
Тогда Абу Умама сказал:
— Говори, Мухаммад, что мы должны сделать для твоего Господа, для тебя и для твоих сподвижников. Затем сообщи нам, какую награду мы получим за это от великого и могучего Аллаха и от вас.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Я хочу, чтобы вы поклонялись моему великому и могучему Господу и не придавали ему сотоварищей, а также, чтобы вы приютили меня и моих сподвижников, помогали нам и защищали нас от тех, от кого вы защищаетесь сами.
Ансары спросили:
— А что мы получим за это?
— Рай!, - ответил пророк (мир ему и благословение Аллаха).
— Мы согласны, - сказали они. Ахмад (4/119-120).
Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал: «В течение десяти лет посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), живя в Мекке, приходил к людям на собраниях в ‘Указе и Маджанне и во время паломничества в Мине и обращался к ним со словами: «Кто приютит меня и поможет мне донести послание моего Господа, тот получит [в награду за это] Рай». А когда кто-либо из Йемена или Мудара собирался в Мекку, его родственники приходили к нему и говорили: «Остерегайся этого курейшита, дабы он не околдовал тебя».
Посланник Аллаха ходил среди людей, а они показывали на него пальцем. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал нас к нему из Йасриба. Мы уверовали и приютили пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мужчины отправлялись к нему, принимали его веру, а он учил их Корану. Затем они возвращались домой, и их семьи обращались в Ислам. Наконец, не осталось такого дома, в котором бы не было нескольких мусульман, всенародно заявивших о своей вере. Как-то мы собрались вместе и сказали: «До каких пор мы будем смотреть, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в страхе скитается по горам Мекки?» Тогда семьдесят наших мужчин отправились к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и прибыли [в Мекку] во время паломничества. Мы договорились о встрече в горном проходе Акаба. Мы отправились туда в одиночку и по двое и, наконец, собрались все вместе. Тогда мы сказали: «О Посланник Аллаха, мы готовы присягнуть тебе!» Он сказал: «Принесите мне присягу в том, что будете слушаться и повиноваться, не взирая на бодрость или лень; будете делать пожертвования в нужде и в достатке; будете учить добру и удерживать от зла; будете говорить ради Аллаха [только истину], не опасаясь порицания людей; будете помогать мне, а когда я приеду к вам, и защищать меня от тех, от кого вы оберегаете себя, своих жен и сыновей. А за это вы получите Рай».
Мы встали, чтобы присягнуть ему, но тут самый младший из нас по имени Ас’ад ибн Зурара взял пророка (мир ему и благословение Аллаха) за руку и сказал: «Не спешите, о жители Йасриба! Мы не стали бы пришпоривать верблюдов, если бы не знали, что это – Посланник Аллаха. Поддержать его сегодня означает отколоться от всех арабов. Лучшие из вас погибнут, вы будете порублены мечами. Если вы проявите стойкость, то Аллах вознаградит вас. Если же вы боитесь, что проявите малодушие, то скажите об этом сейчас. Это будет оправданием для вас перед Аллахом».
Ансары сказали: «Уезжай отсюда, Ас’ад. Клянемся Аллахом, что мы никогда не откажемся от этой присяги и ни за что не уступим ее другим».
Мы встали и присягнули пророку (мир ему и благословение Аллаха), а он принял от нас присягу на этих условиях и обещал нам в награду Рай». Ахмад (3/322, 339), аль-Хаким (2/624) и Ибн Хиббан (см. «Маварид аз-Зам’ан», стр. 408). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» (7/222-223) упомянул разные версии этого хадиса и назвал некоторые из них достоверными, а некоторые - хорошими и сильными.
Посланник Аллаха всегда воспитывал в своих сподвижниках любовь к Корану и Сунне, учил их устоям веры, правдивости, искренности и никогда не вовлекал их в политические игры и не искушал их высокими чинами.
Ни одному из них Посланник Аллаха не обещал должность в государстве ни до принятия им ислама, ни после этого. А спустя двадцать лет после начала пророчества, перед битвой при Хейбаре, он сказал им: «Завтра я вручу знамя тому человеку, который любит Аллаха и Его Посланника и которого любят Аллах и Его Посланник. Посредством Его Аллах ниспошлет победу».
Всю ночь сподвижники Посланника Аллаха шумно препирались между собой о том, кто же это будет. А ‘Умар ибн аль-Хаттаб даже признался: «Помимо той ночи, я никогда не желал стать эмиром». аль-Бухари (3009), (3701) и Муслим (2405).
Несмотря на то, что он был одним из самых славных сподвижников и был человеком с сильным характером, Посланник Аллаха не сулил ему высоких чинов, да и он сам не стремился к ним. Но что же изменилось в ту ночь? Что заставило его и других сподвижников желать встать во главе армии? Должность эмира? А может быть, стремление оказаться тем самым человеком, которого любят Аллах и Его Посланник? А если мы предположим, что Посланник Аллаха учил мусульман стремиться к власти и воспитывал их в духе борьбы за власть, то почему ‘Умар никогда не хотел стать эмиром? Ответ прост: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал своих сподвижников избе-гать власти и запрещал им домогаться ее.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы будете домогаться власти, а в День воскресения станете сожалеть об этом. Приятно владеть, и горько расставаться».[28] аль-Бухари (7148), Ахмад (2/4048) и ан-Насаи в книге «Адаб аль-Кады» (8/199).
Таким образом, он запретил стремиться к власти и домогаться ее.
‘Абд ар-Рахман ибн Самура рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О ‘Абд ар-Рахман, не проси назначить тебя эмиром, ибо если тебя назначат правителем в ответ на твою просьбу, то ты один будешь нести ответственность. Если же тебя назначат без этого, то тебе будет оказана помощь». аль-Бухари (7147), Муслим и ан-Насаи (8/198).
Из всех этих хадисов вытекает важное правило: шариат не позволяет назначать на должность тех, кто сам стремится к этому. Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал, что он вместе с двумя сыновьями своего дяди вошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Один из них сказал:
— О Посланник Аллаха, поставь нас наместниками на части тех земель, на которых великий и могучий Аллах сделал тебя правителем.
Второй попросил то же самое, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Клянусь Аллахом, мы не назначим на эту должность ни того, кто вызовется сам, ни того, кто будет жаждать ее.
Абу Муса сказал:
— Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной, они не говорили мне о своих планах, и я не по-дозревал о том, что они станут просить должность.
Абу Муса рассказывал: «Я смотрел на мисуак Пророка и видел, как он сжал губы».
Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Мы не назначаем на должность тех, кто жаждет ее. Поедешь ты, Абу Муса.
Он отправил его в Йемен, а вслед за ним отправил и My’аза.
В версии этого хадиса, переданной ан-Насаи, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Мы не назначаем на должность тех, кто сам просит об этом». аль-Бухари (7149), Муслим и ан-Насаи (8/198).
Ибн Хаджар писал о том, что аль-Мухаллаб сказал: «Из-за стремления к власти люди начинают сражаться друг с другом, проливают кровь, грабят чужое имущество, насилуют женщин. Тем самым они сеют на земле великую смуту. А после того, как человек достигает власти, его убивают, смещают или же он просто умирает. И тогда он начинает сожалеть о том, что ввязался во все это. С него взыскивают за то, что он совершил, а все к чему он стремился, он уже потерял».
Далее Ибн Хаджар сказал: «Это относится ко всем правителям, кроме тех, кто был вынужден занять этот пост. К примеру, после смерти правителя нет никого, кто бы занял его место, кроме вас, и если вы не сделаете этого, то это пойдет во вред мусульманам, потому что состояние дел в стране ухудшится». См. «Фатх аль-Бари» (13/126).
Так или иначе, мусульмане не могут обойтись без правительства и суда, потому что благодаря этим институтам власти обеспечивается безопасность жизням и имуществу людей. Но, избирая правителей и судей, мы обязаны следовать дороге Посланника Аллаха и не назначать на эти должности тех, кто сам просит об этом, или домогается этого, или выдвигает свою кандидатуру на выборах, потому что это является одним из проявлений домогательства на власть. Избираться на эти должности должны богобоязненные люди, обладающие знанием и не имеющие притязаний на власть.
Кроме того, воспитывая молодежь, мы также обязаны следовать дороге пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мы не должны прививать молодым мусульманам любовь к господству и власти, а те, которые поступают таким образом, отступают от дороги Посланника Аллаха и толкают молодежь на опасный путь. Разве могут обрести успех в этом мире и в будущей жизни те, кто отступает от дороги посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?
Всевышний сказал: «[Лицемеры] говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся». Но потом какая-то часть их отворачивается [от Посланника], и они суть неверующие. Когда же их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, то одна часть из них не признает [его решения]» Сура «Свет», аяты 47-48
____________________________________________________________________________________________________________________
[27] Это были 'Утба ибн Раби'а, Шейба ибн Раби'а и Абу Суфйан.
[28] Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» (13/126) писал: «Властвовать приятно, потому что правитель занимает высокое положение, окружен богатством и отдает распоряжения, получая от этого реальное, а порой просто иллюзорное удовольствие. И тем мучительнее расставание со всем этим и смерть, после которой там, в будущей жизни, правитель вкушает горькие последствия своих поступков».
Рассказы о пророках, известные нам из Корана, и многочисленные примеры из жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) свидетельствуют о том, что все посланники Алла-ха призывали свои народы, главным образом, к вере в единого Аллаха и старались уничтожить язычество и все причины, из-за которых оно возникает. Призыв к единобожию занимал в их жизни такое значительное место, что каждый с уверенностью может сказать, что именно утверждение этого постулата веры было их главной заботой. Так почему же мы говорим, что пророческие проповеди открыли для человечества всякое добро и предостерегли его ото всякого зла? Да потому что именно единобожие является величайшим добром, а язычество и по-клонение ложным богам - величайшим злом.
А что касается борьбы посланников Аллаха с деспотичными и несправедливыми правителями, то она занимает второстепенное место, потому что самая чудовищная несправедливость - это поклонение ложным богам. Пророки не стремились просто свергнуть одну власть и установить новую. Их целью было обращение людей в религию их единственного всевышнего Господа.
Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, а все иные грехи, помимо этого, прощает, кому пожелает» Сура «Женщины», аяты 48 и 116
Господь также сказал: «Кто придает Аллаху сотоварищей, того Он лишит райских садов, и его пристанищем будет адский огонь» Сура «Трапеза», аят 72
Он также сказал: «Тот, кто придает сотоварищей Аллаху, словно упал с неба, и птицы подхватили его [и склевали на лету] или же ветер занес его на край света» Сура «Хадж», аят 31
Поэтому разум, мудрость и подсознание требовали от пророков и их последователей в первую очередь вступить в схватку с язычеством и сражаться с ним до тех пор, пока оно суще-ствует на земле.
А если многобожие все-таки прокралось в вероубеждения людей, то оно непременно поражает не только их духовный мир, но и экономическое и политическое положение в их обществе. С чего же будет правильно начать исправление такого общества?
Пророки начинали всеми возможными способами исправлять мировоззрения людей, дабы обезопасить их от того, что представляет для них наибольшую угрозу. Так поступил бы каждый обладающий разумом человек. Представьте себе, что на вас ползут змея и муравей. Ваш разум непременно подскажет вам, что надо, прежде всего, защититься от змеи или даже убить ее, потому что змея намного опаснее муравья и даже тысячи муравьев.
Точно так же, если перед вами окажется грозный лев и несколько мышей, вы бросите все силы на то, чтобы отразить атаку льва, и не придадите внимания мышам, даже если они объединятся против вас с лягушками.
Если же вы вышли в путь и перед вами две дороги: на одной бушует вулкан, извергающий огненную лаву и сжигающий камни и деревья, а другая проложена под палящим солнцем и полна колючек - то вы, как и любой разумный человек, обязательно пойдете по второй дороге.
Давайте теперь рассмотрим современное общество. Из всех пороков в политическом, общественном и экономическом строях общества самым серьезным является порок в аппарате власти. А теперь сравните его опасность с опасностью ошибочных вероубеждений. Одинаково ли относились к ним Аллах и Его посланники? Какую из этих двух проблем они считали самой опасной и самой губительной?
Каждое новое пророческое послание и беспрестанная борьба Божьих избранников за поклонение одному Аллаху свидетельствовали о том, что величайшим из всех пороков в глазах Аллаха является многобожие, и ни один грех не сравнится с ним по своей тяжести.
Поэтому я хочу еще раз повторить: каждый пророк начинал свою миссию с исправления вероубеждений своего народа и борьбы с язычеством и многобожием. Этого требовали от них мудрость и логика, и в пользу этого есть несколько доводов:
• Во-первых, вред, который приносят язычество, порочные измышления и прочие ошибочные воззрения в тысячи раз больше, чем вред, причиняемый несправедливыми правителями и всем остальным. А если кто-либо не согласен с этим, то он, сам того не подозревая, считает пророков недостаточно мудрыми. Упаси нас Господь от подобного заблуждения!
Зло, которое приносит на землю язычество, касается как власть имущих, так и простой люд. Во все времена были правители, которые преклонялись перед истуканами и могилами, сооружали языческие храмы, способствовали идолопоклонству и сами поклонялись ложным богам, делая им многочисленные приношения. Многие из них верили в то, что эти боги об-ладают сверхъестественной властью, которая превыше их земного могущества, и что они могут помочь им или же покарать их. Иные считали, что их боги заступаются за них перед Аллахом и помогают им добиться поставленных целей. Самым ярким примером этого является Фараон, который возомнил из себя Бога и сказал: «Я – ваш Господь всевышний!» Сура «Исторгающие», аят 24
«У вас нет иного Бога, кроме меня». Сура «Рассказ», аят 38
А египетская знать сказала ему: «Неужели ты позволишь Мусе и его народу творить на земле нечестие и отречься от тебя и твоих богов?» Сура «Ограды», аят 127
Еще одним царем, мнившим из себя Господа, был царь Килдана Нимруд. Это он приказал сжечь пророка Ибрахима, дабы отомстить ему за то, что он разрушил каменья, которые они считали богами. Правители Индии и Персии поклонялись идолам и огню, а императоры Византии - иконам, изображениям и кресту. Сегодня по их стопам следуют руководители европейских и аме-риканских государств. А сколько правителей мусульманских государств поклоняется мертвым, любит и страшится их, надеется на их помощь и строит на их могилах храмы и мечети! Все это было в прошлом и продолжается и по сей день. Произошло то, чего опасался Посланник Аллаха, и люди из его общины стали совершать то, от чего он предостерегал их.
Все это свидетельствует о том, как верен и важен путь, избранный посланниками Аллаха, и объясняет, почему пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) занимал такую непримиримую позицию в отношении идолов и могил. Как же мудр, проницателен и рассудите-лен был пророк Ибрахим, когда он, пробуждая многие поколения своих последователей, воззвал к Аллаху со словами: «Господи! Сделай мой город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Кто последует за мной, тот один из нас; а если кто ослушается меня, то ведь Ты — прощающий, милосердный». Сура «Ибрахим», аят 35-36
Ибрахим, достигший вершин истины, молил Аллаха защитить его от многобожия, а не от произвола правителей, несмотря на то, что они действительно могут причинить много вреда и зла.
• Во-вторых, Аллах отправил своих посланников только для того, чтобы они научили людей добру и предостерегли их от наказания Аллаха и зла.
Всевышний Аллах сказал: «Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями...» Сура «Корова», аят 213
Всевышний также сказал: «Мы посылаем посланников только благовестителями и увещевателями. А те, которые уверовали и вершили благое, не познают ни страха, ни печали» Сура «Скот», аят 48
Всевышний также сказал: «Мы отправляем посланников только благовестителями и увещевателями» Сура «Пещера», аят 56
Он также сказал: «[Мы послали] пророков благовествующих и увещевающих, дабы у [неверующих] людей не было оправдания перед Аллахом, после того как к ним явились посланники» Сура «Женщины», аят 165
А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет никого, кому бы оправдание было милее, чем Аллаху, и ради этого Он отправил [пророков] нести благую весть и увещевать». аль-Бухари (7416), Муслим (2/1136), Ахмад (4/238), ад-Дарами (2233).
Всевышний сказал: «Разве на посланников возложено что-либо, помимо ясного возвещения?» Сура «Пчелы», аят 35
Он также сказал: «На посланников не возложено ничего, кроме ясного возвещения» Сура «Свет», аят 54
Он также сказал: «Если вы опровергаете [Коран], то [знайте, что] задолго до вас другие народы тоже опровергали [писания]. Но на Посланника возложено только ясное возвещение» Сура «Паук», аят 18
Доносить до людей истину и увещевать их - это великая честь. Достаточно сказать, что этим занимались пророки Аллаха, и эта славная миссия подобала их высокому статусу. Она была и остается самой тяжелой обязанностью, которая возложена на плечи наследников пророков - их верных и праведных последователей. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые тяжелые испытания выпадают на долю пророков, затем – на долю самых достойных из людей, а затем - на долю самых достойных после них».
Ранее мы уже говорили о том, с какими трудностями сталкиваются проповедники единобожия на своем пути, и отметили, что никто другой не желает идти столь тернистым путем.
• В-третьих, всевышний Аллах ни одному из своих посланников не велел начинать свою миссию со свержения власти и построения нового государства, и это вполне логично. Призыв к созданию нового государства заманчив для многих охотников за земными благами, которые норовят обрести высокое положение в обществе и занять важный пост. Они охотно под-держивают идею о создании нового государства в надежде добиться своих корыстных целей и претворить в жизнь свои злые замыслы.
Кто знает, может быть, именно это является одной из причин, из-за которых премудрый и всезнающий Творец не дозволил пророкам провозгласить эти ослепительные и заманчивые лозунги, позволяющие людям удовлетворять свои мирские желания, а повел их через многочисленные трудности и испытания другим чистым, славным и мудрым путем. Из-за этих трудностей и испытаний веруют в пророков и следуют за ними только искренние и верные рабы Аллаха, которые не преследуют личных интересов и корыстных целей, а стремятся лишь обрести благоволение своего Господа и попасть в рай и боятся только Его гнева и мучительного наказания. Вот почему они веруют и поклоняются одному Аллаху и повинуются Его по-сланникам. В большинстве своем, это бедные, нуждающиеся и беззащитные люди.
Говоря о народе Нуха, Всевышний сказал: «Они спросили: «Неужели мы уверуем в тебя, после того как за тобой последовали самые жалкие люди?» Сура «Поэты», аят 111
О народе Салиха Он сказал: «Надменная знать из его народа спросила уверовавших из числа обездоленных: «Неужели вы думаете, что Салих послан своим Господом?» Они ответили: «Воистину, мы веруем в то, что ниспослано с ним». Гордецы же сказали: «Воистину, мы отвергаем то, во что вы веруете» Сура «Ограды», аяты 75-76
Вспомните, что император Гераклиус, расспрашивая Абу Суфйана о пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха), спросил: «Знатные люди следуют за ним или бедные?» Абу Суфйан ответил: «Бедные». А в конце их разговора Гераклиус сказал: «Я спросил тебя, знатные люди следуют за ним или бедные, и ты сказал, что за ним следует бедный люд. Именно они всегда были последователями пророков».
Призывать людей к созданию нового государства намного легче. Большинство людей беспокоит только то, как заполучить богатство и удовлетворить свои безмерные желания, и поэтому они гораздо охотнее поддерживают подобные идеи.
Но Божьи посланники шли своим путем, на котором перед ними возникали многочисленные трудности и препятствия, и лишь немногие соглашались разделить с ними такую участь. Пророк Нух прожил девятьсот пятьдесят лет, призывая своих соплеменников уверовать в Аллаха, но лишь несколько человек последовало за ним. Всевышний сказал: «Но вместе с Нухом уверовали лишь немногие» Сура «Худ», аят 40
Ибн ‘Аббас рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне были показаны общины. Я увидел пророка с группой людей, пророков, с которыми были один и два человека, пророка, с которым никого не было. Вдруг предо мной оказалось множество людей, и я подумал, что это - моя община. Но мне было сказано: "Это - Муса и его народ". И тут я вновь увидел множество людей, и мне было сказано: "Вот это - твоя общи-на. Семьдесят тысяч из них войдут в рай без отчета и без наказания"». аль-Бухари (5705), Муслим и Ахмад (1/271).
Возлюбленный Аллаха пророк Ибрахим сокрушал язычников убедительными доводами и неопровержимыми доказательствами, но они все равно упорствовали в своем неверии. Одним из тех, кто уверовал в него, был Лут. Всевышний сказал: «В него (т.е. Ибрахима) уверовал Лут, и он сказал: «Воистину, я покину [свой город] ради своего Господа, ибо Он -великий, мудрый» Сура «Паук», аят 26
Лут стал великим пророком, но кто поверил ему и смог спастись от мучительного наказания? Очевидно, только его дочери, потому что Аллах сказал: «Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там лишь один дом, где обитали мусульмане» Сура «Рассеивающие», аят 35-36
Все это никоим образом не умаляет достоинств пророков. Воистину, все они были самыми лучшими, самыми славными, самыми великими, самыми благородными людьми. Никто не сможет превзойти их в смелости, мужестве, велеречии, красноречии, искренности, самопожертвовании.
Они призывали свои народы к Аллаху, доносили до них истину, возвещали им о милости Аллаха и предостерегали от Его наказания. В этом состояла их миссия, и они самым прекрас-ным образом справлялись с ней. А если их последователей было мало или же не было вообще, то порицания заслуживают не они, а их соплеменники, которые отказались уверовать в них и сочли, что, уверовав, они не смогут достичь своих ничтожных целей.
Если же Аллах наставлял на прямой путь народ или его большую часть, и люди следовали за своим пророком, то они создавали новое государство правоверных, которое становилось благим результатом их веры и праведных деяний. Только тогда они начинали вести священную войну, дабы прославить имя Аллаха и утвердить на земле Его законы. Именно так действовали благородные сподвижники, ведомые пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Их вера, праведные поступки и превосходное терпение сокрушили несправедливость и дерзость язычников. Аллах почтил их победой, воцарил на земле их правую веру и даровал им власть над другими народами. Всевышний сказал: «Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому как Он сделал преемниками тех, кто был до них; [обещал,] что укрепит их веру, которую Он одобрил для них, что Он вселит в них спокойствие, после того как они испытали страх. [Все это Я обещал тем, которые] поклоняются Мне, не признавая наряду со Мной других богов. А если кто после этого станет неверным, то он суть грешник». Сура «Свет», аят 55
Когда Посланник Аллаха распространял ислам в Мекке, язычники предложили ему стать царем арабов, но он отказался принять их предложение и продолжал бороться с многобожием и идолопоклонством и призывать людей к вере в единого Аллаха. Это не давало покоя курейшитам, и они отправили к Посланнику Аллаха ‘Утбу ибн Раби’а. Он пришел к Посланнику Аллаха и сказал:
— О сын моего брата! Ты - один из нас, и ты знаешь свое положение и знатное происхождение. Ты задумал со своим народом страшное: ты посеял между нами рознь и лишил нас здравого рассудка, ты оскорбляешь наших богов и порицаешь нашу религию, ты называешь безбожниками наших отцов. Послушай же меня, я хочу сделать тебе несколько предложений. Подумай над ними, может быть, ты примешь какое-либо из них.
Посланник Аллаха сказал:
— Говори, Абу аль-Валид, я слушаю.
‘Утба сказал:
— О сын моего брата! Если ты делаешь это для того, чтобы разбогатеть, то мы соберем для тебя столько денег, что ты станешь самым богатым среди нас. Если ты ищешь славы, то мы сделаем тебя нашим вождем и не будем принимать никаких решений без твоего согласия. Если ты хочешь цар-ствовать, то мы сделаем тебя нашим царем. А если все это всего лишь навязчивая идея, от которой ты не можешь избавиться, то мы найдем для тебя врача и потратим все наше богатство, пока не исцелим тебя. Бывает, что злой дух овладевает человеком, пока его не излечат от него.
Посланник Аллаха выслушал его, а затем сказал:
— Ты уже закончил, Абу аль-Уалид.
— Да, - ответил ‘Утба.
— Тогда послушай меня, - сказал ему Посланник Аллаха.
Он сказал:
— Говори.
Посланник Аллаха сказал:
— Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Ха Мим. Это ниспосланное Милостивым, Милосердным и есть писание, аяты которого разъяснены языком арабского Корана для тех, кто понимает. Он — добрый вестник и увещеватель, однако большая часть их не [желает] слушать…» Сура «Разъяснены», аяты 1-4.
Посланник Аллаха продолжал читать Коран, и ‘Утба молча слушал его, упершись на руки, вытянутые позади спины. Наконец, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочел аят, после которого надлежало пасть ниц, и поклонился Аллаху. Затем он сказал:
— Абу аль-Уалид, ты слышал то, что слышал. Поступай теперь, как знаешь...
‘Утба отправился к курейшитам, и они уселись и спросили его:
— Ну как, Абу аль-Уалид?
Он ответил:
— Я послушал его и клянусь Аллахом, что никогда не слышал ничего подобного. Клянусь Аллахом, это не колдовство, не стихи и не предсказания. О курейшиты! Послушайтесь меня и доверьтесь мне. Позвольте ему делать то, что он делает. Оставьте его в покое. Клянусь Аллахом, то, что я услышал, имеет великий конец. Если арабы погубят его, то вы избавитесь от него руками других. А если он одержит над ними верх, то вы разделите и его власть, и его могущество и станете благодаря нему самыми счастливыми людьми.
Курейшиты воскликнули:
— Клянемся Аллахом, Абу аль-Валид, что он околдовал тебя своими речами.
— Таково мое мнение, но поступайте так, как считаете нужным, - ответил им ‘Утба. Ибн Исхак в книге «ас-Сира». См. Ибн Хишам (1/293-294).
Ибн Исхак передал хадис о том, что Ибн ‘Аббас рассказывал, что несколько курейшитов[27] собрались вместе и сделали Посланнику Аллаха предложение, похожее на предложение ‘Утбы. Тогда Посланник Аллаха сказал: «Я не ищу того, о чем вы говорите. Я не пришел к вам в поисках богатства, славы или власти. Аллах отправил меня к вам посланником, ниспослал мне писание и повелел мне радовать [верующих] и увещевать [неверных]. Я донес до вас послание моего Господа и указал вам верный путь. Если вы примете то, с чем я пришел к вам, то обретете прекрасный удел как в этом мире, так и в будущей жизни. Если же вы отвергните меня, то я буду терпеливо сносить волю Аллаха, пока Он не рассудит между мною и вами...» Ибн Хишам (1/295-296).
Посланник Аллаха также отказывался принять помощь от тех, кто стремился править после него.
Ибн Исхак рассказывал, что аз-Зухри поведал ему о том, что пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) пришел к роду ‘Амира ибн Са’са’а, призвал их уверовать в великого и могучего Аллаха и рассказал о себе. Некий мужчина по имени Бахира ибн Фирас сказал:
— Клянусь Аллахом, если бы я взялся за этого курейшита, то покорил бы благодаря нему всех арабов, - затем он обратился к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: - Послушай, если мы последуем за тобой и Аллах дарует тебе победу над твоими противниками, перейдет ли власть после тебя к нам?
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Власть принадлежит Аллаху, и Он дарует ее, кому пожелает.
Тогда он сказал:
— Ты хочешь, чтобы мы своей грудью защищали тебя от арабов, а после того, как Аллах дарует тебе победу, к власти пришли не мы, а кто-то другой? Нам не нужно то, с чем ты пришел.
Так этот род отказался помогать пророку (мир ему и благословение Аллаха). Ибн Хишам (1/424-425) и аз-Захаби в книге «ас-Сира ан-Набавийа» (стр. 189-190).
Одним словом, пророки не приходили для того, чтобы сменять одну власть другой. Они не жаждали престола и создавали партий, а всего лишь пытались наставить людей на прямой путь, дабы спасти их от заблуждения и многобожия и вывести их из мрака к свету.
Даже когда им предоставлялась возможность взойти на трон, они отказывались от него и продолжали свое правое дело. Именно так поступил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), когда курейшиты предложили ему стать их царем.
У пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) была еще одна возможность стать царем - пророком, но и тогда он предпочел быть рабом и посланником.
Абу Хурейра рассказывал, что «однажды [ангел] Джибриль сел рядом с Пророком и посмотрел на небо. С него спускался другой ангел, и Джибриль сказал:
— Этот ангел еще ни разу не спускался с того дня, как он был сотворен.
Спустившись, ангел сказал:
— Мухаммад, твой Господь послал меня к тебе! Хочешь ли ты, чтобы Он сделал тебя царем - пророком, или хочешь быть рабом и посланником?!
Тут Джибриль сказал:
— Унизься перед своим Господом, Мухаммад.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Рабом и посланником. Ахмад (2/231), Ибн Хиббан (2137). Аль-Албани в книге «Сильсиля аль-Ахадис ас-Сахиха» (3/4) назвал иснад хадиса достоверным согласно требованиям имама Муслима.
Принимая присягу от ансар и других мусульман, Посланник Аллаха всегда обещал им в награду за верность только рай. Даже в самые тяжелые минуты он не сулил им высоких чинов, власти, богатства или иных тленных услад.
‘Убада ибн ас-Самит рассказывал: «Я был одним из старейшин, которые присягнули Посланнику Аллаха и поклялись не придавать Аллаху сотоварищей; не воровать; не прелюбодействовать; не убивать людей, души которых Аллах сделал неприкосновенными, если у нас нет на то права; не грабить и не ослушаться. [В награду за это] нам был обещан рай».
Абу Мас’уд аль-Ансари рассказывал, что Посланник Аллаха отправился вместе со своим дядей аль-’Аббасом на встречу с семидесятью ансарами под деревом у горного прохода Акабы. Он сказал:
— Пусть один из вас говорит, но не делает свою речь слишком длинной, потому что язычники следят за вами. Если они узнают о нашей встрече, то ваша тайна раскроется.
Тогда Абу Умама сказал:
— Говори, Мухаммад, что мы должны сделать для твоего Господа, для тебя и для твоих сподвижников. Затем сообщи нам, какую награду мы получим за это от великого и могучего Аллаха и от вас.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Я хочу, чтобы вы поклонялись моему великому и могучему Господу и не придавали ему сотоварищей, а также, чтобы вы приютили меня и моих сподвижников, помогали нам и защищали нас от тех, от кого вы защищаетесь сами.
Ансары спросили:
— А что мы получим за это?
— Рай!, - ответил пророк (мир ему и благословение Аллаха).
— Мы согласны, - сказали они. Ахмад (4/119-120).
Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал: «В течение десяти лет посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), живя в Мекке, приходил к людям на собраниях в ‘Указе и Маджанне и во время паломничества в Мине и обращался к ним со словами: «Кто приютит меня и поможет мне донести послание моего Господа, тот получит [в награду за это] Рай». А когда кто-либо из Йемена или Мудара собирался в Мекку, его родственники приходили к нему и говорили: «Остерегайся этого курейшита, дабы он не околдовал тебя».
Посланник Аллаха ходил среди людей, а они показывали на него пальцем. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал нас к нему из Йасриба. Мы уверовали и приютили пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мужчины отправлялись к нему, принимали его веру, а он учил их Корану. Затем они возвращались домой, и их семьи обращались в Ислам. Наконец, не осталось такого дома, в котором бы не было нескольких мусульман, всенародно заявивших о своей вере. Как-то мы собрались вместе и сказали: «До каких пор мы будем смотреть, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в страхе скитается по горам Мекки?» Тогда семьдесят наших мужчин отправились к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и прибыли [в Мекку] во время паломничества. Мы договорились о встрече в горном проходе Акаба. Мы отправились туда в одиночку и по двое и, наконец, собрались все вместе. Тогда мы сказали: «О Посланник Аллаха, мы готовы присягнуть тебе!» Он сказал: «Принесите мне присягу в том, что будете слушаться и повиноваться, не взирая на бодрость или лень; будете делать пожертвования в нужде и в достатке; будете учить добру и удерживать от зла; будете говорить ради Аллаха [только истину], не опасаясь порицания людей; будете помогать мне, а когда я приеду к вам, и защищать меня от тех, от кого вы оберегаете себя, своих жен и сыновей. А за это вы получите Рай».
Мы встали, чтобы присягнуть ему, но тут самый младший из нас по имени Ас’ад ибн Зурара взял пророка (мир ему и благословение Аллаха) за руку и сказал: «Не спешите, о жители Йасриба! Мы не стали бы пришпоривать верблюдов, если бы не знали, что это – Посланник Аллаха. Поддержать его сегодня означает отколоться от всех арабов. Лучшие из вас погибнут, вы будете порублены мечами. Если вы проявите стойкость, то Аллах вознаградит вас. Если же вы боитесь, что проявите малодушие, то скажите об этом сейчас. Это будет оправданием для вас перед Аллахом».
Ансары сказали: «Уезжай отсюда, Ас’ад. Клянемся Аллахом, что мы никогда не откажемся от этой присяги и ни за что не уступим ее другим».
Мы встали и присягнули пророку (мир ему и благословение Аллаха), а он принял от нас присягу на этих условиях и обещал нам в награду Рай». Ахмад (3/322, 339), аль-Хаким (2/624) и Ибн Хиббан (см. «Маварид аз-Зам’ан», стр. 408). Аль-Хаким назвал хадис достоверным, и с этим согласился аз-Захаби. Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» (7/222-223) упомянул разные версии этого хадиса и назвал некоторые из них достоверными, а некоторые - хорошими и сильными.
Посланник Аллаха всегда воспитывал в своих сподвижниках любовь к Корану и Сунне, учил их устоям веры, правдивости, искренности и никогда не вовлекал их в политические игры и не искушал их высокими чинами.
Ни одному из них Посланник Аллаха не обещал должность в государстве ни до принятия им ислама, ни после этого. А спустя двадцать лет после начала пророчества, перед битвой при Хейбаре, он сказал им: «Завтра я вручу знамя тому человеку, который любит Аллаха и Его Посланника и которого любят Аллах и Его Посланник. Посредством Его Аллах ниспошлет победу».
Всю ночь сподвижники Посланника Аллаха шумно препирались между собой о том, кто же это будет. А ‘Умар ибн аль-Хаттаб даже признался: «Помимо той ночи, я никогда не желал стать эмиром». аль-Бухари (3009), (3701) и Муслим (2405).
Несмотря на то, что он был одним из самых славных сподвижников и был человеком с сильным характером, Посланник Аллаха не сулил ему высоких чинов, да и он сам не стремился к ним. Но что же изменилось в ту ночь? Что заставило его и других сподвижников желать встать во главе армии? Должность эмира? А может быть, стремление оказаться тем самым человеком, которого любят Аллах и Его Посланник? А если мы предположим, что Посланник Аллаха учил мусульман стремиться к власти и воспитывал их в духе борьбы за власть, то почему ‘Умар никогда не хотел стать эмиром? Ответ прост: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывал своих сподвижников избе-гать власти и запрещал им домогаться ее.
Абу Хурайра рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы будете домогаться власти, а в День воскресения станете сожалеть об этом. Приятно владеть, и горько расставаться».[28] аль-Бухари (7148), Ахмад (2/4048) и ан-Насаи в книге «Адаб аль-Кады» (8/199).
Таким образом, он запретил стремиться к власти и домогаться ее.
‘Абд ар-Рахман ибн Самура рассказывал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «О ‘Абд ар-Рахман, не проси назначить тебя эмиром, ибо если тебя назначат правителем в ответ на твою просьбу, то ты один будешь нести ответственность. Если же тебя назначат без этого, то тебе будет оказана помощь». аль-Бухари (7147), Муслим и ан-Насаи (8/198).
Из всех этих хадисов вытекает важное правило: шариат не позволяет назначать на должность тех, кто сам стремится к этому. Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал, что он вместе с двумя сыновьями своего дяди вошел к пророку (мир ему и благословение Аллаха). Один из них сказал:
— О Посланник Аллаха, поставь нас наместниками на части тех земель, на которых великий и могучий Аллах сделал тебя правителем.
Второй попросил то же самое, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Клянусь Аллахом, мы не назначим на эту должность ни того, кто вызовется сам, ни того, кто будет жаждать ее.
Абу Муса сказал:
— Клянусь Тем, кто отправил тебя с истиной, они не говорили мне о своих планах, и я не по-дозревал о том, что они станут просить должность.
Абу Муса рассказывал: «Я смотрел на мисуак Пророка и видел, как он сжал губы».
Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Мы не назначаем на должность тех, кто жаждет ее. Поедешь ты, Абу Муса.
Он отправил его в Йемен, а вслед за ним отправил и My’аза.
В версии этого хадиса, переданной ан-Насаи, сообщается, что Посланник Аллаха сказал: «Мы не назначаем на должность тех, кто сам просит об этом». аль-Бухари (7149), Муслим и ан-Насаи (8/198).
Ибн Хаджар писал о том, что аль-Мухаллаб сказал: «Из-за стремления к власти люди начинают сражаться друг с другом, проливают кровь, грабят чужое имущество, насилуют женщин. Тем самым они сеют на земле великую смуту. А после того, как человек достигает власти, его убивают, смещают или же он просто умирает. И тогда он начинает сожалеть о том, что ввязался во все это. С него взыскивают за то, что он совершил, а все к чему он стремился, он уже потерял».
Далее Ибн Хаджар сказал: «Это относится ко всем правителям, кроме тех, кто был вынужден занять этот пост. К примеру, после смерти правителя нет никого, кто бы занял его место, кроме вас, и если вы не сделаете этого, то это пойдет во вред мусульманам, потому что состояние дел в стране ухудшится». См. «Фатх аль-Бари» (13/126).
Так или иначе, мусульмане не могут обойтись без правительства и суда, потому что благодаря этим институтам власти обеспечивается безопасность жизням и имуществу людей. Но, избирая правителей и судей, мы обязаны следовать дороге Посланника Аллаха и не назначать на эти должности тех, кто сам просит об этом, или домогается этого, или выдвигает свою кандидатуру на выборах, потому что это является одним из проявлений домогательства на власть. Избираться на эти должности должны богобоязненные люди, обладающие знанием и не имеющие притязаний на власть.
Кроме того, воспитывая молодежь, мы также обязаны следовать дороге пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мы не должны прививать молодым мусульманам любовь к господству и власти, а те, которые поступают таким образом, отступают от дороги Посланника Аллаха и толкают молодежь на опасный путь. Разве могут обрести успех в этом мире и в будущей жизни те, кто отступает от дороги посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?
Всевышний сказал: «[Лицемеры] говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Посланника и повинуемся». Но потом какая-то часть их отворачивается [от Посланника], и они суть неверующие. Когда же их зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, то одна часть из них не признает [его решения]» Сура «Свет», аяты 47-48
____________________________________________________________________________________________________________________
[27] Это были 'Утба ибн Раби'а, Шейба ибн Раби'а и Абу Суфйан.
[28] Ибн Хаджар в книге «Фатх аль-Бари» (13/126) писал: «Властвовать приятно, потому что правитель занимает высокое положение, окружен богатством и отдает распоряжения, получая от этого реальное, а порой просто иллюзорное удовольствие. И тем мучительнее расставание со всем этим и смерть, после которой там, в будущей жизни, правитель вкушает горькие последствия своих поступков».