Следование Сунне – знание Шариата и религии
Религия заключается в том, чтобы мы не поклонялись никому, кроме Аллаха, и чтобы мы поклонялись Ему только так, как предписал Он Сам, то есть в строгом соответствии с Шариатом. А для того, чтобы знать Шариат, мы должны знать Коран и Сунну. Поэтому в вопросах поклонения нет места личным мнениям. И неудивительно, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказал о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует): «
Его нравом был Коран». Его Сунна – это вся религия. Сунна разъясняет Коран. Всевышний Аллах сказал:
«И Мы ниспослали тебе Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они задумались»
Сура "ан-Нахль", 16:44
Всевышний также сказал:
«Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснял им то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководства к прямому пути и милости для верующих людей»
Сура "ан-Нахль", 16:64
Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершил омовение и сказал: «
Это мое омовение и омовение пророков, живших до меня, и кто добавит к нему что-нибудь или убавит от него что-нибудь, тот поступит скверно и несправедливо».
А в другой раз Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) совершил молитву и сказал: «
Молитесь так же, как вы видите, что молюсь я».
Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «
Поистине, я был послан для того, чтобы дополнить и усовершенствовать нравственные достоинства».
А в другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «
Распространяйте приветствия между вами, кормите людей, молитесь по ночам, когда спят люди, и вы войдёте в Рай вашего Господа с миром».
Ибн Таймиййа, да помилует его Аллах, сказал: «
Поэтому факыхи сказали: в том, что касается поклонения, мы должны строго придерживаться текстов Корана и Сунны. Аль-Бухари и Муслим приводят сообщение о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, поцеловал Черный камень и сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я знаю, что ты – всего лишь камень, который не может принести ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) целовал тебя, я не стал, бы целовать тебя!“.
Всевышний Аллах повелел нам следовать за Посланником (да благословит его Аллах и приветствует), повиноваться ему, поддерживать его и любить. И Аллаха и Его Посланника мы должны любить больше всего на свете. Всевышний гарантировал тем, кто подчиняется ему и любит его, Свою любовь и почёт. Всевышний Аллах сказал:
"Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи,
ведь Аллах - Прощающий, Милосердный»"
Сура "аль-Имран", 3:31
Всевышний также сказал:
“Повинуясь ему, вы встанете на прямой путь”
Сура "ан-Нур", 24:54
Всевышний также сказал:
«Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки.
Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние»
Сура "ан-Ниса", 4:13
В Коране много подобного, и никто не должен отходить от разъясненного в Сунне и Шариате, и от указаний Корана и Сунны и того, чего придерживались наши праведные предшественники. Человек должен следовать тому, что он знает, и воздерживаться от того, чего не знает. Он не должен следовать тому, о чём у него нет знания, и наговаривать на Аллаха то, о чём у него нет знания. Поистине, Всевышний Аллах запретил это».
«Ка’ида джалиля фи ат-тауассуль уа аль-уасиля».
Это один из плодов следования Сунне: следуя ей, мы приобретаем религиозное знание.
Свидетельство о том, что нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, предполагает, что мы не должны поклоняться никому, кроме Аллаха, и что мы должны поклоняться Аллаху только так, как Сам Он научил нас. Это две главные опоры исламской религии. А поклонение Аллаху только так, как Он научил нас, предполагает следование Сунне Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).
На это указывает вторая часть свидетельства: « …
и свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха». Верующий может узнать, как правильно поклоняться Аллаху, только следуя за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А следование за Посланником (да благословит его Аллах и приветствует) означает следование его Сунне. Поэтому Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:
«
Кто сделает нечто, не соответствующее этому нашему делу, это будет отвергнуто».
То есть, если вы желаете приблизиться к Аллаху посредством какого-либо действия, посмотрите, приближался ли Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) к Аллаху посредством этого действия или нет. Если да, то ваше действие будет принято, если будут соблюдены необходимые условия для того, чтобы дело принималось Всевышним. А в противном случае оно будет отвергнуто. Не зря учёные говорят, что поклонение человека, который пытается приблизиться к Всевышнему Аллаху посредством нововведений, не будет принято. Почему? Потому что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «
Кто сделает нечто, не соответствующее этому нашему делу, это будет отвергнуто».
Эти слова означают, что следующий Сунне следует религии. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас, как правильно совершат омовение и молитву. Он научил нас морально-этическим нормам ислама.
Он обучал нас, говоря: «
Распространяйте приветствия между вами, кормите людей, молитесь по ночам, когда спят люди, и вы войдете в Рай вашего Господа с миром».
И он обучал нас, говоря: «
Поистине, я был послан для того, чтобы дополнить и усовершенствовать нравственные достоинства».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучал нас правильно поститься и выплачивать закят – он обучал нас нашей религии.
Соответственно, следование Сунне Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) есть следование религии.
Ибн ‘Абду-ль-Барр сказал: «
Этот хадис достоверен. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес эти слова в Медине. К достоинствам, упомянутым в хадисе, относится всякое благо, религия, благородные качества, благодеяние и справедливость. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был послан для того, чтобы довести эти достоинства до совершенства».
Учёные сказали, что самым объемлющим аятом о достоинствах и благих деяниях являются Слова Всевышнего:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, - быть может, вы помяните назидание»
Сура "ан-Нахль", 16:90
‘Аиша сказала: “
Нравственные достоинства – правдивость и доверие к людям, подаяние просящему и воздаяние добром за добро, сохранение доверенного, поддерживание родственных связей, помощь другу, и гостеприимство, а стыдливость – главное из них”.
Ибн Уахб и другие.
‘Аиша также сказала: “
Нравственные достоинства могут быть у человека, но у его сына их может и не быть, и они могут быть у сына, но их может и не быть у его отца. Случается, что эти достоинства есть у раба, но их нет у его господина. Аллах дарует их, кому пожелает”.
Ат-Тамхид, т. 24,стр. 334.
Сунна Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) есть религия, как мы уже говорили. И она разъясняет Коран, а нравом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был Коран, как сказала мать верующих
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах.