ас-Саляму 'аляйкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух!
ДОСТОИНСТВА ПРИЗЫВА
Призыв к Аллаху Всевышнему — это самое высокое и благородное занятие, потому что он является функцией посланников, благословение и мир им. Они же являются бесспорно благороднейшими и достойнейшими созданиями, наиболее приближеными к Аллаху Всевышнему.
Призыв к Аллаху Всевышнему — функция наместников посланников, их наследников в лице действующих улемов, которые ведут людей к Истинному и прививают им любовь к добру, выводя их из кромешного мрака к заре света, науки, веры, ибо сказано Всевышним:
"Чьи слова прекраснее, чем у того, кто призывает к Аллаху, творит благое и говорит: “Поистине, — я из предавшихся!”. (“Разъяснены”, аят 33).
Призыв — наилучшее проявление послушания, кратчайший путь, ведущий к Аллаху, поскольку его результат — это выведение людей к истине.
Абдаль Азиз бин Баз. Призыв к Аллаху и моральные качества призывающих., с.19-22.
Муслим в “Сахихе” приводит следующие слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «
Кто указал на добро, получит такую же награду, что и сотворивший его».
По словам Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Кто призвал к правильному пути, будет вознагражден как все те, кто последовал за ним, что не уменьшит награды их ни на йоту».
Этот хадис приводит Муслим.
В Благородном Коране содержится описание того, как наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, реализовывал призыв, побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого.
Сказал Всевышний:
"...которые следуют за посланником, пророком неграмотным, записи о котором они находят у себя в Торе и Евангелии и который побуждает их к одобряемому и удерживает от порицаемого...". (“Преграды”, аят 157).
Аллах Всевышний похвалил тех, кто занимается побуждением к одобряемому и удержанием от порицаемого:
"Кающиеся, поклоняющиеся, прославляющие, постящиеся, совершающие поясные и земные поклоны, приказывающие совершать одобряемое, удерживающие от отвергаемого, соблюдающие установления Аллаха,обрадуй же верующих!". (“Покаяние”, аят 112).
Улемы отмечают: “
Суть этого аята заключается в том, что он указывает на наличие соответствующей возможности, способности у каждого, кому Аллах дал власть на земле, хотя бы и на площади в одну пядь. Следовательно, всякий, кому Аллах дал власть на земле и облагодетельствовал его, в состоянии побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Так, он обязан делать это рукой, словом или сердцем. Если он не сделает этого, топодвергнется порицанию и возьмет на себя грех, ибо сказано Всевышним:
"А верующие мужчины и верующие женщины — они близки друг к другу: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого, выстаивают молитву и выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах: ведь Аллах — Могучий, Мудрый!". (“Покаяние”, аят 71).
Аллах Всевышний осудил лицемеров и охарактеризовал их диаметрально противоположно тому, как охарактеризовал верующих:
"Лицемеры и лицемерки не отличаются друг от друга: они побуждают к порицаемому и удерживают от одобряемого". (“Покаяние”, аят 67).
Таким образом, Аллах Всевышний сделал побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого критерием различия между лицемерами и верующими.
Он указал также и на то, что наиболее специфической чертой верующего является то, что он побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого. А основа этого — призыв к Аллаху Всевышнему.
В одном из хадисов говорится, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: “
Если я умру, то что для вас лучше: быть на земле или в земле?”. Они ответили: “
Аллах и Его посланник знают лучше”. Тогда он сказал: “
Если вашими правителями будут лучшие из вас, и богатые будут щедрыми, а ваши дела будут решаться через совет меж вами, то тогда вам лучше быть на земле. Но если вашими правителями будут худшие из вас, а богатые — скупыми, а ваши дела будут решать женщины, то лучше для вас быть в земле”.
Хадис приводит ат -Тирмизи.
Аллах Всевышний сказал:
"Люди Писания неодинаковы: среди них есть община стойкая — они читают аяты Аллаха ночью, совершая земные поклоны. Они веруют в Аллаха и Последний День, побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого. Они спешат совершить благое; они — из числа праведников". (“Семейство Имрана”, аяты 113 — 114).
Таким образом, Аллах указывает на их праведность не только потому, что они верят в Аллаха и Последний день, но и добавляет к этому побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого.
Аллах Всевышний сказал:
"Нет блага во многих их тайных беседах, кроме тех случаев, когда кто-то побуждает к милостыне, или одобряемому или примирению между людьми". (“Женщины”, аят 114).
Аллах Всевышний отдает предпочтение этой общине (умме) перед другими по той причине, что члены ее побуждали к одобряемому и удерживали от порицаемого.
Так, Аллах, Всемогущий Он и Великий, сказал:
"Вы были лучшей из общин, которая была явлена людям: вы побуждали к одобряемому и удерживали от порицаемого и веровали в Аллаха...". (“Семейство Имрана”, аят 110).
По поводу этого аята посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Вы стали семидесятой общиной (уммой). Вы лучшая из них и на самом хорошем, по сравнению с другими, счету у Аллаха».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: “
Для людей мы самые лучшие: мы подводим их к исламу, таща их на цепях”, — т.е. призываем к нему, не щадя усилий работаем с ними ради этого, общаемся с ними, чтобы они узнали его достоинства — и тогда они приняли его.
Рассказывают со ссылкой на Абу Са‘ляба аль — Хашани, да будет доволен им Аллах, что он попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснить высказывание Всевышнего:
"О вы, которые уверовали! Беспокойтесь только о ваших душах. Вам не будет никакого вреда от того, кто свернул с пути истины, если вы сами идете прямым путем". (“Трапеза”, аят 105).
И он ответил мне: “
О Абу Са’ляба, побуждай к одобряемому и удерживай от порицаемого. Если столкнешься с тем, что кто-то поддаётся скупости, следует за своими страстями, и отдают предпочтение миру этому, и восторгаются собственным мнением, то позаботься о себе и оставь этих людей. Вас ждут смута и искушения, подобные частям темной ночи. Кто останется верным вашему нынешнему положению, тот получит награду, равную награде пятидесяти человек из вас”. Ему сказали: “
Может быть, о посланник Аллаха, из их числа?”. И он ответил: «
Нет, из вас, потому что у вас есть помощники, помогающие делать добро, а у них их нет и не будет».
Этот хадис приводят Абу Дауд, ат -Тирмизи и Ибн Маджа.
В другом хадисе говорится следующее: «
Он создал каждого отдельного человека из рода человеческого состоящим из трехсот шестидесяти суставов. А кто произносит: “Аллах Велик”, “Слава Аллаху”, “Нет бога, кроме Аллаха”, “Хвала Ему”, просит у Аллаха прощения, убирает ради людей с дороги камень, шипы, кости или побуждает к одобряемому, или удерживает от порицаемого триста шестьдесят раз, тот постепенно отдаляет себя от Огня».
Этот хадис приводит Муслим.
СПАСЕНИЕ — В ИСПОЛНЕНИИ ДОЛГА,
СВЯЗАННОГО С ПРИЗЫВОМ, ПОБУЖДЕНИЕМ К ОДОБРЯЕМОМУ
И УДЕРЖАНИЕМ ОТ ПОРИЦАЕМОГО
Аллах поставил спасение в зависимость от выполнения этого важного принципа, ибо сказано Всемогущим и Великим:
"Когда же они забыли про то, о чём им напоминали, Мы спасли тех, которые удерживали других от плохого и подвергли тех, кто притеснял, болезненному наказанию за то, что они были нечестивыми". (“Преграды”, аят 165).
Таким образом Он показал, что спаслись те, кто удерживал от плохого.
Со слов ан-Ну‘мана бин Башира, да будет доволен ими обоими Аллах, рассказывают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Пекущихся о нерушимости границ Аллаха [
Имеется в виду все запретное]
и преступающих эти границы можно уподобить людям, тянувшим жребий по стрелам [
Распространенный метод решения спорных вопросов в доисламской Аравии, когда все заинтересованные лица писали свои имена на стрелах и смешивали их, а потом вытягивали стрелы по одной из связки],
чтобы занять те или иные места на корабле [
Который они купили или наняли вскладчину],
в результате чего одна часть из них разместилась на палубе, а другая — в трюме. Когда оказавшиеся в трюме хотели зачерпнуть воды, им приходилось проходить через находившихся на палубе [
Доставляя им беспокойство],
и в конце концов они сказали: “А не проделать ли нам дыру в днище, чтобы набирать воду через нее, не доставляя беспокойства тем, кто находится наверху”.
И если они [
Имеются в виду расположившиеся на палубе]
предоставят их [
Речь идет о находящихся в трюме]
самим себе и тому, что они хотят сделать, то погибнут и те и другие, если же они помешают им, то спасутся сами и спасут всех остальных».
Этот хадис приводит аль-Бухари.
По словам Хузайфы, да будет доволен им Аллах, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Клянусь Тем, в руках которого моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию. И тогда вы будете взывать к Нему, но ответа не последует».
Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
Передают со слов Абдаллаха бин Масуда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Поистине, религия сынов Исраиля начала приходить в упадок с того, что один человек, встречавший другого, говорил ему: “О такой-то, побойся Аллаха и прекрати делать то, что ты делаешь, ибо, поистине, тебе это не дозволено!”, — а потом он снова встречал его на следующий день и видел, что тот продолжает вести себя точно также, однако это не мешало ему есть, пить и поддерживать отношения с таким человеком. И поскольку они стали поступать так, Аллах посеял между ними раздоры».
Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал слова Всевышнего:
"Прокляты были не веровавшие сыны Исраиля, через Дауда и Ису, сына Марйам, за то, что были они непокорны и преступны. Не бросали они того отвергаемого, что совершали, и скверно было совершавшееся ими. Ты видишь, что многие из них сближаются с теми, которые не веровали. Поистине, скверно было то, что сделали для них их души, если разгневался на них Аллах, и вечно они будут подвергаться мукам! А если бы верили они в Аллаха, и в пророка, и в то, что было ему ниспослано, то не сближались бы с ними, однако многие из них нечестивые!". (“Трапеза”, аяты 78 — 81).
А затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “
Но нет, клянусь Аллахом, вы обязательно должны побуждать к одобряемому и запрещать отвергаемое, и удерживать притеснителя, и склонять его к истине и не давать ему удаляться от нее, а иначе Аллах непременно приведет сердца ваши к раздорам, после чего проклянет вас, как проклял их”.
Этот хадис передали Абу Дауд и ат -Тирмизи.
Говорят, что Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен им Аллах, сказал: “
О люди! Вам должен быть знаком этот аят:
"О те, которые уверовали. Позаботьтесь о самих себе. Не повредит вам тот, который заблудился, если вы идете правильной дорогой!". ( “Трапеза”, аят 105).
Я слышал, как посланник Аллаха, благословение и мир ему, сказал: «
Если люди увидят, как кто-то совершает несправедливость и не схватят его за руки, Аллах не замедлит подвергнуть их наказанию»”.
Этот хадис передали Абу Дауд, ан-Насаи и ат-Тирмизи.
По словам Аиши, да будет доволен ею Аллах, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Побуждайте к одобряемому и удерживайте от порицаемого, чтобы не настало такое время, когда вы будете взывать, но не получите ответа».
Этот хадис передали Ахмад, аль-Байхаки, Ибн Маджа.
Со ссылкой на Анаса, да будет доволен им Аллах, рассказывают, что посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “
Когда уже не будут побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого?”. И он ответил: «
Когда найдется место лести среди лучших из вас, разврату — среди худших, власть перейдет к ничтожным людям, а фикх — к порочным из вас”.
Этот хадис передал Ибн Маджа.
Абу Умама аль — Бахили, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «
Что вы будете делать, если ваши женщины перейдут границы дозволенного, молодежь станет распутной, а сами вы оставите джихад?».
Люди сказали: “
Разве такое может быть, о посланник Аллаха?”.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «
Да. Клянусь Тем, в руках Которого моя душа, будет еще хуже».
Они спросили: “
А что может быть хуже этого, о посланник Аллаха?”.
И он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «
Что вы будете делать, если не будете побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого?».
Они спросили: “
Разве такое может быть, о посланник Аллаха?”.
Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «
Да. Клянусь Тем, в руках Которого моя душа, будет еще хуже».
“
А что может быть хуже этого?” — спросили они.
И он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «
Что вы будете делать, если увидите, что одобряемое порицается, а порицаемое одобряется?».
“
Может ли быть такое, о посланник Аллаха?” — спросили они.
И он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «
Да. Клянусь Тем, в руках Которого моя душа, будет еще хуже. Что вы будете делать, если будете побуждать к порицаемому и удерживать от одобряемого?».
“
Разве такое может быть, о посланник Аллаха?” — спросили они.
«
Да. Клянусь Тем, в руках Которого моя душа, будет еще хуже!» — ответил он, да благословит его Аллах и приветствует.
В одном из хадисов сообщается, что Аллах Всевышний сказал:
«
Клянусь собой, я пошлю им такое искушение, что растеряется и кроткий».
Этот хадис передали Ибн Абу ад-Дунья и Абу Йала и др.
И община действительно оказалась в такой ситуации, от которой предостерегал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: некоторые женщины перешли все дозволенные границы и появляются на людях с непокрытой головой, полуобнаженными, привлекая к себе внимание своей походкой.
Некоторые же молодые люди до такой степени погрязли в распутстве, что это привело многих из них к отходу от ислама.
Люди отказались от джихада, так что враг стал алчно поглядывать в сторону мусульман и напал на них в их собственных домах.
Невостребованным оказалось побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, а разложение распространилось по земле.
Одобряемое люди стали считать порицаемым, предав его забвению, и большинство их не побуждает к нему.
Порицаемое же они рассматривают в качестве одобряемого в силу его распространенности и частого соприкосновения с ним от того, что оно уже не осуждается.
И как часто люди побуждают к порицаемому, привыкнув и усвоив его, и удерживают от одобряемого, оставив его без внимания, и продолжая игнорировать, так что объявили его порицаемым!
Подобных примеров в обществе сегодня много. Мы видим их собственными глазами и слышим собственными ушами, а большинство праведных людей занимает позицию стороннего наблюдателя и говорит только: “
Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха!”.
Поток разложения несет с собой добродетельного и распутного, праведного и грешника. Хорошо бы, если призывающие к Аллаху перед лицом такой безотрадной действительности пересмотрели бы свои оценки, вновь набрались бы решимости, сделали бы искренними намерения свои и приложили усилия изменить течение человеческой жизни сегодня, направляя ее от плохого к хорошему, от хорошего к прекрасному.
Со ссылкой на Абдаллаха бин Масуда, да будет доволен им Аллах, рассказывают, что жители одной деревни совершали недозволенное. Среди них было четверо, которые осуждали, то что делали остальные. Однажды один из них сказал: “
Вы делаете то — то и то — то”, — и стал запрещать им это, говоря о мерзости совершаемого. Те стали возражать ему, не раскаиваясь за свои дела. Тогда он обругал их, а они — его. Он схватился с ними, но они взяли верх над ним.
Тогда он отошел в сторону и сказал: “
О Аллах! Я запрещал им это, но они не послушались, я обругал их, а они — меня, и если бы я схватился с ними , то они взяли бы верх”. Затем он удалился.
Тогда поднялся другой. Он стал запрещать им это, но они не послушались, тогда он обругал их, а они — его. Отойдя в сторону, он сказал: “
О Аллах! Я запрещал им это, но они не послушались, я обругал их, а они — меня. Если бы я схватился с ними, то они взяли бы верх”. Затем он удалился.
После этого поднялся третий. Он стал запрещать им это, но они не послушались его. Тогда, отойдя в сторону, он сказал: “
О Аллах! Я запрещал им это, но они не послушались, если бы я обругал их, то они обругали бы меня, а если бы я схватился с ними, то они взяли бы верх надо мной”. Затем он ушел.
Тогда поднялся четвертый и сказал: “
О Аллах! Если бы я запрещал им это, то они бы ослушались меня. Если бы я обругал их, то они обругали бы меня. Если бы я схватился с ними, то они взяли бы верх надо мной”. Затем он удалился.
Закончив рассказ, Ибн Масуд сказал: “
Четвертый — хуже всех и таких как он среди вас мало”.
Мухаммад аль — Газали. "С Аллахом", с.22 и далее.
В другом хадисе сообщается, что Аллах Всеблагой и Всевышний: «
Внушил одному из ангелов, чтобы он обрушил такой-то город на его жителей. Тогда Тот сказал: “О, Господь! Среди них находится такой — то Твой раб, который и на миг не ослушивался тебя”. И сказал Он: “Обрушь город на него и на остальных. Он и час никогда не сокрушался (при виде осуждаемого)”».
Этот хадис приводят ат - Табарани и аль - Байхаки. Для более полного ознакомления см. Ахмад Иззаддин аль - Баянуни. Побуждение к одобряемому и запрещение порицаемого., с.7-60.
Источник: Отрывок из книги Доктора Насир бин Хамад аль-Аммара "Призыв".
джазакуму-Ллаху хейран!
уа-Ллаху а'лям.