Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху – Господу миров! Мир и благословения Его верному посланнику, его семье и всем его сподвижникам!А затем:
Хадис:
В сборниках достоверных хадисов имамов Бухари и Муслима, приводится хадис `Айши (да будет доволен ею Аллах!) о том, что группа людей из числа иудеев пожаловала к посланнику Аллаха (да благославит его Аллах и приветствует!) и сказали: «Ассаму `алейкум!» (т.е. «Смерть вам!»). Услышав это `Айша ответила им: «Это вам смерть и проклятие!». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал ей: «О `Айша! Поистине, Аллах любит мягкость во всех делах». `Айша спросила: «Разве ты не слышал что они сказали?». Посланник (да благославит его Аллах и приветствует!) ответил: «Я ведь сказал уже: “И вам!”» (Это версия Мулима).
Пользы извлекаемые из этого хадиса:
1) Иудеи враждовали с пророками, как об этом сказал Всевышний в Своей Книге: «Некоторых из них (пророков) они обвинили во лжи, а некоторых убили».
2) Иудеи искажали слова приветствия, как об этом сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе, переданном от Ибн `Умара в «Сахихе»: «Поистине, когда иудеи приветствуют вас, один из них говорит: “Смерть вам!”. Отвечайте им: “И вам!”».
3) Дозволенность возвращения подобным же злом в ответ. Ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил иудеям: «И вам!», тем самым возвратив их зло обратно.
4) Ответ пророка (да благословит его Аллах и приветствует) иудеям был жестким, однако это такая жесткость, которая соответствует принципам Шариата. Нет в ней преувеличения, как и нет в ней упущений.
Отрубить руки вору от кистей, к примеру, является жесткостью. Но эта жесткость соответствует положениям шариата.
Отрубить же руки вору от плеч, тоже является жесткостью, однако она такая жесткость, которая выходит за рамки установленные Аллахом.
А что касается того, что вообще оставить этот вид наказания и заменить его заточением в темницу, то это уже упущение!
5) Смысл слова «ар-рифк`», которое используется в хадисе, не всегда означает мягкость. Но иногда жесткость, соответствующая положениям Шариата, в своем месте является рифк`ом. Точно также и мягкость, соответствующая положениям религии, в своем месте является рифком.
6) Золотая середина, умеренность, мягкость и мудрость, в чем заключается смысл манхадж саляф (пути праведных предшественников) – это не опережать больших общины сего, т.е. обладателей власти из ученых и правителей в принятии решений в отношении тех, кто противится.
Поэтому пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал это `Айше (да будет доволен ею Аллах!.
К этому также относится и слова великого ученого-сподвижника Абу Мусы аль-Аш`ари, Ибн Мас`уду, когда тот, спросил его о причине того, почему он не порицал делающих тасбихи (восхваления Аллаху) при помощи камешек в мечети посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Абу Муса сказал «Я хотел, сперва узнать твое мнение!» ("Сунан ад-Дарими").
Точно также к этому относится и действия сторонников `Али, из числа сподвижников и таби`инов, которые не обвинили ибн аль-Куа, главу харуритов (т.е. хариджитов) в том, что он приверженец нововведений, до тех пор, пока это не сделал `Али.
Даже, Ибн `Аббас не пошел к нему и его сообщникам, находившимся в местечке Харура, для того, чтобы сделать наставление до тех пор, пока не попросил разрешения у `Али.
И то решение, которое принял пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в соответствии откровения, ниспосланного от Всевышнего, а также согласие и отсутствие сопротивления со стороны сподвижников, относится к данной теме.
Вот таким должно быть поведение мусульманина с большими людьми этой Уммы из ученых и правителей. Нельзя их опережать и выходить из повиновения им!
7) Следовать за учеными, не опережать их, определять понятие жесткости в соответствии с Шариатом, при этом не преувеличивая и не допуская упущений, все это – красота, которым украшает себя человек. А оставление всего, что было перечислено, уродует совершающего подобное!
А Аллах знает лучше!
Братья и сестры, эта статья была написана с целью напоминания для нас и для вас! Пусть Аллах, облагодетельствует нас мягкостью, и украсит нас этим, и дарует нам прекрасные нравы! Воистину, Он над всякой вещью мощен!