Диспуты и опровержения

Ответить
Hanif abu Aisha
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 23:44

Диспуты и опровержения

Сообщение Hanif abu Aisha »

بسم الله الرحمن الرحيم
По причине распространения на просторах интернета разных "диспутов" и "опровержений" у многих мусульман складывается впечатление, что истинное знание заключается в умении вести споры и диспуты, а также в знании таких "сложных" вопросов как "оправдание по невежеству", "личностный такфир" и т.п. Тем самым, изменилось в их представлении мерило истинного знания. В их понимании знающий - это умеющий спорить, опровергать и т.д.

Хотелось бы здесь, привести слова Ибн аль-Джаузи (да помилует его Аллах), которые показались мне актуальными и полезными, итак он говорит: "Знай, что дискуссия, которая построена на желании показать себя перед другими и одолеть противникаявляется источником порицаемых нравов. Ведущий подобные споры не в безопасности от высокомерия, так как он начинает презирать обладающих меньшими знаниями, и он не в безопасности от самообольщения, так как видит себя выше своих сверстников. Он также не избавлен от показухи, так как в наше время цель дискуссии заключается в том, чтобы люди узнали о твоей победе и начали хвалить и благодарить. Поэтому, такой человек тратит всю жизнь на приобретение тех знаний, которые помогут ему вести споры как украшение речи и заучивание редких и трудных вопросов , и это отвлекает его от того, что принесло бы ему пользу в Последней Жизни”. (МУХТАСАР МИНХАДЖ КАСИДИН 37)


tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

Re: Диспуты и опровержения

Сообщение tik »

От Абу Умамы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди всегда сбивались с истинного пути, после того как становились на него, только из-за споров». Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджах, аль-Хаким. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 137.


فقير إلى الله
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 11:07

Re: Диспуты и опровержения

Сообщение فقير إلى الله »

Саляму алейкум ва рахматуллах.
Братья, прежде чем порицать что-то, сначало нужно изучить вопрос полностью!
Что касается дискуссий, то они не запрещены, а порой и обязательны, но иногда и запретны. Все зависит от намерения и состояния дискутирующего. Если человек имеет правильные намерения и знания, то такие дискуссии дозволены и порой даже обязательны, дабы показать людям, что не всё так однозначно как показывает это опонент. А если человек ведёт спор (т.е. желает своей однозначной победы, возвышения или похвалы), или ведёт дискуссию без знания, то это порицаемо и запрещено.
А что касается опровержений, то тоже самое должны быть правильное намерение (ради Аллаха, чтобы исчезнула ложь и истина возвысилась) и конечно же знания. И такие опровержения даже обязательны.
Поэтому впредь, братья, если порицаете что-то, то либо конкретизируйте, что именно хотите порицать, либо сначало изучите вопрос, а затем порицайте.
Правильные дискуссии и опровержения являются частью этой религии, что подтверждено Къураном, сунной и действиями сподвижников.


Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3123
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Диспуты и опровержения

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
فقير إلى الله писал(а): 06 июн 2021, 21:58 Поэтому впредь, братья, если порицаете что-то, то либо конкретизируйте, что именно хотите порицать, либо сначало изучите вопрос, а затем порицайте.
Так ведь брат, поднявший эту тему, привёл слова с конкретизацией)
Hanif abu Aisha писал(а): 01 июн 2021, 14:21 "дискуссия, которая построена на желании показать себя перед другими и одолеть противника является источником порицаемых нравов".
И в начале он сказал:
Hanif abu Aisha писал(а): 01 июн 2021, 14:21 По причине распространения на просторах интернета разных "диспутов" и "опровержений" у многих мусульман складывается впечатление, что истинное знание заключается в умении вести споры и диспуты, а также в знании таких "сложных" вопросов как "оправдание по невежеству", "личностный такфир" и т.п. Тем самым, изменилось в их представлении мерило истинного знания. В их понимании знающий - это умеющий спорить, опровергать и т.д.
К сожалению, так оно и есть. Умение вести спор и "грузить" оппонента - это не критерий ни знания, ни следования истине.
Более того, большинство людей даже неспособны отличить научное опровержение от обычной глупости. Они действительно обращают внимание лишь на то, кто в взаимных опровержениях кому что написал именно последним. А ведь может быть и так, что человек оставил спор не потому что ему нечем ответить, а потому что считает, что дальнейшее опровержение не несёт смысла, ибо его оппонент заядлый спорщик, упорствующий в принятии истины. По этой причине многие заблудшие проповедники на объемные и детальные опровержения их ереси отвечают вскользь каким-то отрывком или записью в пару минут, и для "зрителей" этого уже достаточно, мол: "такой-то ведь ответил на претензии к нему...".
Как далеко нам до великого имама аш-Шафи’и, сказавшего: “С кем бы я ни препирался из числа тех, кто отвергал предоставленный ему довод, то он обязательно терял почёт в моих глазах, а что касается принимавшего довод, то я начинал его почитать. И с кем бы я ни препирался, мне было без разницы, с кем будет довод, так как я следовал за доводом, даже если он был с моим оппонентом”. Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (14/15), Ибн аль-Джаузи в “Тальбису иблис” (стр. 703).
Однако подобное касается приверженцев Сунны, ибо в отношении приверженцев нововведений имам аш-Шафи’и говорил: “Я никогда не спорил ни с кем, желая, чтобы он ошибся, если не считать приверженца нововведений. Поистине, я желаю, чтобы его положение стало ясным для людей”. Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (51/384).

Что же касается похвальных и дозволенных видов спора, которые бывали между саляфами, то в качестве примера и для пользы предлагаю братьям и сёстрам прочитать прошлогоднюю статью "Некоторые научные диспуты имама аш-Шафи’и по вопросам фикъха, и пользы, извлекаемые из них":
viewtopic.php?f=121&t=21921


فقير إلى الله
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 11:07

Re: Диспуты и опровержения

Сообщение فقير إلى الله »

Брат, джазакаллаху хайран, да я видел слова ибн Аль- Джаузи и его конкретизацию в вопросе диспутов (но речь там не идёт о опровержениях). Я не упираяюсь, просто брат порицал в своих словах в общем диспуты и опровержения без конкретизации в своих словах, хотя я думаю что намерение было у него правильное, да воздаст Аллах ему благом. Просто надо стараться быть более точными в словах, чтобы не было не ясности или фитны. Я вообще написал потому, что есть не мало братьев, не правильно понимающих этот вопрос, которые вообще отрицают диспуты с заблудшими, и более того считают это заблуждением в любом случае. Тоже самое это касается и опровержений. Поэтому и написал, чтобы уточнить этот вопрос, чтобы не было не правильного понимания у людей в этом вопросе.
Баракаллаху фикум.


Hanif abu Aisha
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 07 июн 2013, 23:44

Re: Диспуты и опровержения

Сообщение Hanif abu Aisha »

На самом деле я не порицал диспуты в абсолютном смысле, как заметил брат А'Маш, а лишь привёл слова Ибн аль-Джаузи в адрес тех, кто переходит границы в этом или имеет неправильное намерение. Быть может братفقير не так понял из-за названия ветки, это моя вина, но это стало причиной добавления польз от брата А'Маша джазахуЛлаху хейран.
Если споры и диспуты ведут обладающие основательными, а не поверхностным знаниями, целью этого спора служит желание прийти к Истине, а не одолеть оппонента и спор ведётся скрыто от глаз простых мусульман, которые могут неправильно понять доводы и опровержения, то диспуты похвальны, а иногда необходимы. БаракаЛлаху фикум


فقير إلى الله
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 01 фев 2012, 11:07

Re: Диспуты и опровержения

Сообщение فقير إلى الله »

Альхамдулиллях вопрос разъяснился. Пусть Аллах всем нам прибавит полезных знаний. Ва фикум баракаллах.


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение