С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Не обольщайся ни усердным поклонением, ни знанием, ни аскетизмом, ни благим нравом, ни слезами человека, пока не узнаешь о правильности его вероубеждения!
Не обольщайся ни усердным поклонением, ни знанием, ни аскетизмом, ни благим нравом, ни слезами человека, пока не узнаешь о правильности его вероубеждения!
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Нет никакого сомнения в том, что усердное поклонение, приобретение религиозного знания, аскетизм, проявление благого нрава и слёзы при упоминании Слов Аллаха или Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха), являются весьма похвальными и величайшими видами приближения к Аллаху, имеющими великие достоинства и награду. Каждый мусульманин должен стремиться быть усердным в поклонении Всевышнему, приобретать знания, быть аскетичным, проявлять благой нрав, который будет самой тяжёлой вещью на весах в День Суда, и стремиться плакать ради Аллаха, поскольку в хадисах указывается на достоинство того, чьи глаза наполнялись слезами из страха перед Всевышним.
- Что касается усердного поклонения, то Всевышний Аллах сказал: «А тех, которые проявляли усердие ради Нас, Мы непременно поведём Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро!» (29: 69).
Аль-Хасан аль-Басри сказал: “В этом аяте речь идёт о поклоняющихся”. См. “аль-Мухаррар аль-уаджиз” (4/326).
Со слов ‘Аиши и аль-Мугъиры ибн Шу’бы (да будет доволен ими Аллах) сообщается: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился по ночам так долго, что от длительного стояния его ступни покрывались трещинами. А когда его спрашивали: “О Посланник Аллаха, зачем ты себя так утруждаешь, ведь Аллах уже простил тебе и прошлые, и будущие грехи?!”, – он отвечал: «А разве я не должен быть благодарным рабом?»” аль-Бухари (4836, 4837), Муслим (2814, 2820).
- Что касается приобретения знания, то Касир ибн Къайc рассказывал: “Однажды один человек прибыл из Медины к Абу ад-Дарде (да будет доволен им Аллах), который находился в Дамаске. Абу ад-Дарда спросил его: “Что тебя привело ко мне, о брат мой?” Тот человек сказал: “Хадис, о котором мне сообщили, что ты передаёшь его от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Абу ад-Дарда спросил: “Ты не прибыл сюда по какой-то иной нужде?!” Тот ответит: “Нет”. Абу ад-Дарда спросил: “И ты не прибыл сюда для торговли?!” Тот ответил: “Нет”. Абу ад-Дарда вновь спросил: “Ты прибыл только ради этого хадиса?!” После этого Абу ад-Дарда сказал: “Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто вышел в путь, желая приобрести знание, тому Аллах облегчит путь в Рай. Поистине, ангелы непременно будут простирать свои крылья перед искателем знания, выражая своё удовлетворение тем, что он делает. Поистине, за учёного обращаются с мольбой о прощении все обитатели небес и земли, и даже киты в море. А превосходство учёного над поклоняющимся подобно превосходству луны в ночь полнолуния над прочими небесными светилами. И поистине, учёные – это наследники пророков, а пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, однако они оставляют в наследство знание, и кто приобрёл его, тот приобрёл великий удел»”. ат-Тирмизи (2682), Абу Дауд (3641), Ибн Маджах (223). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, Ибн аль-Къайим, аз-Зайля’и, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «Мифтаху дари-сса’ада» (1/254), «Тахридж аль-Кашшаф» (3/7), «Сахих аль-Джами’» (6297), «Тахкыкъ Джами’ аль-усуль» (8/6).
- Что касается благонравия, то со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет ничего тяжелее из того, что будет взвешиваться на Весах (в Судный день), чем благой нрав. И поистине, обладатель благого нрава может достичь посредством этого степени постящегося и молящегося!» ат-Тирмизи (2003). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» (5726).
- Что касается аскетизма, то со слов Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл некий человек и попросил его: “О Посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за совершение которого меня полюбит Аллах и будут любить люди”. В ответ ему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пренебреги этим миром, и тебя полюбит Аллах; и пренебреги тем, что принадлежит людям, и тебя полюбят люди»”. Ибн Маджах (4102), аль-Хаким (4/348), ат-Табарани в “аль-Кабир” (5972). Достоверность ха-диса подтвердили ан-Науауи, аль-‘Иракъи, Ибн ад-Дайба’, Ибн Хаджар, аль-Хайсами, аз-Зуркъани, аль-Альбани. См. “Тамьйиз ат-тайб миналь-хабис” (20), “аль-Макъасыд аль-хасана” (стр. 32), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (944).
- А что касается плача ради Аллаха, то в известном хадисе со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Семерых Аллах укроет в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме Его тени…», – и среди них Пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул того, «чьи глаза наполняются слезами, когда он в одиночестве поминает Всевышнего Аллаха». аль-Бухари (660), Муслим (1031).
Со слов Му’ауии ибн Хайды и Абу Рейханы (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глаза троих в Судный день не увидят Огня! Глаза того, кто плакал из страха перед Аллахом; глаза стоящего на страже на пути Аллаха, и глаза, которые потуплялись при виде запрещённого Аллахом». Абу Я’ля (7/307), аль-Хаким (2/73), аль-Халь’и в “аль-Фауаид” (1/106). Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2673), “Сахих ат-Таргъиб” (1231, 1900, 3326).
Однако весьма важно понимать, что, к сожалению, всё упомянутое наблюдается как у приверженцев истины из числа сторонников Сунны, так и у приверженцев нововведений из числа заблудших сектантов. К тому же возможность проявления показухи в этих вещах весьма велика. По этой причине учёные ахлю-Ссунна всегда предостерегали от того, чтобы простолюдины из числа мусульман обольщались усердно поклоняющимися, проявляющими благонравие, аскетизм, обладателями знания и плачущими проповедниками. Ведь проявление подобных качеств заблудшими нововведенцами – это из числа уловок шайтана для обольщения ими несведущих людей, как и одна из самых сильных причин, мешающих увидеть заблуждения того или иного проповедника. По этой причине имам аль-Ауза’и говорил: “Дошло до меня, что того, кто вносит нововведение, шайтан обращает к усердному поклонению, облачая его в одежды смиренности и плача, чтобы посредством него обольщать людей”. ат-Тартуши в “аль-Бида’ уаль-хауадис” (стр. 149).
Имам Абу Шама сказал: “Чаще всего люди впадают в нововведения именно по этой причине: они начинают считать какого-то человека обладающим знанием и богобоязненностью, тогда как тот не является таковым. И люди начинают взирать на его слова и дела и следовать за ним, тем самым приводя в негодность свои дела”. См. “аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уаль-хауадис” (стр. 175).
И как же много в наши дни тех, кто, обольстившись праведными делами, знанием, аскетизмом, благонравием или усердным поклонением какого-либо человека, думает, что тот поступает правильно, несмотря на то, что имеет порочную ‘акыду или сеет нечестие на земле! Ведь в действительности, все эти благодеяния не являются показателем правильного вероубеждения.
В связи с важностью и опасностью данного положения, хотелось бы в качестве напоминания процитировать пророческие хадисы, высказывания сподвижников, саляфов и признанных имамов, указывающие на то, что нельзя обольщаться благонравием, знанием, аскетизмом, усердным поклонением и слезами человека до тех пор, пока не узнаешь о правильности его вероубеждения!
Остерегайся восхищения и слепого подражания за живым, ибо он не защищён от искушения
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы не должны никем восхищаться, пока не увидите то, на чём он умрёт! Поистине, человек может на протяжении всей своей жизни совершать благие дела, и если бы он умер в таком положении, то вошёл бы в Рай, однако он меняется и начинает совершать скверные дела. И поистине, раб Аллаха может на протяжении всей своей жизни совершать скверные дела, и если бы он умер в таком положении, то вошёл бы в Ад, однако он меняется и начинает совершать благие дела. И если Аллах желает блага для Своего раба, то начинает использовать его прежде, чем он умрёт». Его спросили: “О Посланник Аллаха, как же Аллах его использует?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Направляет его к совершению благих дел, а затем забирает его на этом пути». Ахмад (3/120), Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” (393). Хадис достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1334), “Тахридж аль-Муснад” (12235).
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не подражай слепо в своей религии людям! Ведь поистине, если он уверует, и ты уверуешь, если он впадет в неверие, и ты впадешь в неверие. Если же кто-то не может обойтись без подражания кому-то, то пусть делает такълид за умершим, оставив живого, ибо поистине, живой не защищён от искушения”. аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (10/116), ат-Табарани в “аль-Кабир” (9/152), Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (1/136), аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (130). Все передатчики этого сообщения являются передатчиками «ас-Сахих», и иснад его достоверный. См. “Маджма’у-ззауаид” (1/180), “аль-Кауакиб ан-найрат” (стр. 7-8).
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто желает подражать, пусть подражает тем, кто умер, а это – сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Они были лучшими членами этой общины, имели самые благочестивые сердца, были самыми знающими и были самыми далекими людьми от притворства. Это был народ, который Аллах избрал для того, чтобы они были сподвижниками Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (1/305). Иснад достоверный. См. “аль-Кауакиб ан-найрат” (стр. 13).
Это – обобщённые тексты, предостерегающие от того, чтобы человек обольщался и слепо подражал в своей религии другим.
Обольщение усердным поклонением
Что касается опасности обольщения усердным поклонением человека, то на это указывает тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто предостерегал от секты хариджитов, упоминая о том, как сильно и усердно они будут поклоняться, но, тем не менее, предостерегая мусульман от обольщения ими. Так, со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, среди вас появится народ, который будет настолько усердным в поклонении, что восхитят людей и даже самих себя. Однако они вылетят из религии так же, как стрела вылетает из насквозь пробитой цели». Абу Я’ля (4066). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1895).
И если бы людей следовало оценивать согласно их усердному поклонению, тогда пришлось бы возвысить степень хариджитов над степенью самих сподвижников, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил своим сподвижникам: «Поистине ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными». Муслим (1064).
В известной истории спора между Ибн ‘Аббасом (да будет доволен им Аллах) и хариджитами сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал, описывая их: “Я пришёл к людям, усерднее которых в поклонении я не видел. Их лбы были покрыты болячками от многочисленных земных поклонов, их руки были словно распухшая лапа верблюда, их одежда от частой стирки была изношена, а их лица были истощены от бессонницы”. ‘Абдур-Раззакъ (18678), ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” (8522), аль-Хаким (2/495), аль-Байхакъи (8/309). Ибн Таймия, аз-Захаби, Ибн Хаджар, Мукъбиль ибн Хади подтвердили достоверность этого асара. См. “Минхадж ас-Сунна” (8/530), “ад-Дирая” (2/138), “Сахих Даляиль ан-нубууа” (612).
Поэтому имам аль-Аджурри сказал: “Непозволительно обольщаться усердным поклонением хариджита тому, кто видит, как он вышел против правителя мусульман, будь этот правитель праведным или же нечестивым; выступил и собрал группу, обнажив свой меч; дозволив сражение с мусульманами. Непозволительно ему обольщаться ни его чтением Корана, ни его длительными молитвами, ни многочисленными постами, ни его красивыми словами о знании, если его мазхаб - это мазхаб хариджитов”. См. “аш-Шари’а” (1/145).
К сожалению, проявление усердия в поклонении являлось чертой не только хариджитов, но и всех заблудших сектантов, хоть хариджитам это было присуще в наибольшей степени. Так, Сулейм ибн ‘Амир передал от человека из числа сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который говорил: “Сильнее всех из людей проявляет усердие в поклонении подверженный искушению”. Абу Дауд в «аз-Зухд» (416), Ибн Уаддах в «аль-Бида’» (150). Иснад хороший. См. “Тахкыкъ аль-И’тисам” (1/216).
Упомянув этот асар, имам Ибн Уаддах сказал: “Т.е. сторонник нововведений”. См. «аль-Бида’» (стр. 110).
Имам аль-Ауза’и сказал: “Дошло до меня, что того, кто вносит нововведение, шайтан обращает к усердному поклонению, облачая его в одежды смиренности и плача, чтобы посредством него обольщать людей”. ат-Тартуши в “аль-Бида’ уаль-хауадис” (стр. 149).
Имам аш-Шатыби сказал: “Всякий приверженец нововведений увеличивает усердие в поклонении. Разве ты не видел монахов, которые отказываются от любого вида наслаждений и усердствуют в поклонении?! Но вместе с тем, эти монахи навечно пребудут в Огне!” См. “аль-И’тисам” (1/165).
Однако активность и многочисленные поклонения не принесут пользы хариджитам и прочим приверженцам нововведений, как об этом говорили праведные саляфы. Так, например, аль-Хасан аль-Басри сказал: “У приверженца нововведений не принимается ни пост, ни намаз, ни хадж, ни ‘умра, ни садакъа, ни джихад”. Ибн Батта в “аль-Ибана” (1/125).
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Могилы грешников из числа приверженцев Сунны – это райские сады, а могилы усердно-поклоняющихся приверженцев нововведений – это адские ямы. Приверженность к Сунне искупляет тяжкие грехи, тогда как противоречие Сунне делает деяния тщетными. И даже если у сторонников Сунны будут упущения в делах, их вероубеждение возвысит их, тогда как если приверженцы нововведений будут увеличивать свои деяния, порочное вероубеждение подавит их”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” (3/329).
Обольщение знаниями
Что же касается наличия знания у человека в каких-то религиозных науках, то оно может обольстить несведущих людей куда сильнее, нежели усердное поклонение, аскетизм и благонравие. Именно на это указывает то, что передаётся со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Больше всего я опасаюсь для своей общины каждого лицемера, являющегося знающим на языке!» Ахмад (1/22), аль-Баззар (305). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (239).
Яхья ибн Я’мар рассказывал: “Первым, кто в Басре начал отрицать предопределение, был Ма’бад аль-Джухани. Как-то я и Хумайд ибн ‘Абдур-Рахман аль-Химьяри отправились совершить то ли хадж, то ли ‘умру, и сказали: “О если бы нам встретился кто-либо из сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы мы спросили его о том, что говорят эти люди о предопределении!” И по воле Аллаха мы встретили ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который как раз входил в мечеть. Мы подошли к нему, оказавшись с двух сторон от него. Я предположил, что мой спутник предоставит говорить мне, и сказал: “О Абу ‘Абдур-Рахман, там, где мы живём, появились люди, которые читают Коран и усердно приобретают знания, но при этом они заявляют, что предопределения нет и что всё свершается без предопределения”. На это Ибн ‘Умар сказал: «Когда вы встретите их, передайте им, что я непричастен к ним, а они непричастны ко мне. Клянусь Тем, Кем клянётся ‘Абдуллах ибн ‘Умар, что даже если у кого-то из них будет золото размером с гору Ухуд и он потратит всё в качестве пожертвования, Аллах не примет это от него до тех пор, пока он не уверует в предопределение!»” Муслим (8).
Обратите внимание на то, как были описаны люди, которые первыми стали отрицать предопределение: «читают Коран и усердно приобретают знания»!
И как же много тех, кто разбирается в каких-то религиозных вопросах, является специалистом в каких-то науках, разбирается в правилах и основах фикъха, но при этом является заблудшим сектантом.
И как же много приверженцев нововведений причисляло себя к мазхабам четырёх имамов, последовав за ними лишь в вопросах фикъха, в частности аш’ариты и матуридиты, и даже куда более крайние секты, как джахмиты, му’тализиты, рафидиты и прочие.
Имам Абу-ль-Хасан аль-Караджи аш-Шафи’и, живший более 950 лет назад, говорил: “Клянусь Аллахом, причисление себя к мазхабу какого-либо имама, при этом противореча ему в вопросах вероучения, отвергаемо Шариатом и естеством!
Кто заявит: «Я – шафиит в религиозных вопросах, но аш’арит в вопросах вероубеждения», мы скажем ему: «Это противоречивое заявление, и более того, относится к области заблуждений», так как аш-Шафи’и не был в вопросах вероубеждения аш’аритом!
А кто скажет: «Я – ханбалит во второстепенных положениях религии, но му’тазилит в вопросах вероубеждения», – мы скажем ему: «Воистину, в таком случае ты впал в заблуждение и сошёл с того пути, о котором заявляешь, ибо Ахмад не был му’тазилитом ни в религии, ни в иджтихаде!»
Также и группа из числа маликитов поддалась искушению мазхабом аш’аритов.
Клянусь Аллахом, всё это не что иное, как противоречивость, невежество и ошибка, оборачивающаяся бедствием, наказанием и скверной обителью для ложно причисляющих себя к этим великим имамам!” См. “аль-Къутуф аль-маджму’а мин китаб аль-Фусуль филь-усуль” (стр. 17-18).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Многие из числа представителей четырёх мазхабов и других попали под влияние некоторых (ошибочных) позиций по основам фикъха, смешивая одно с другим. Так, например, ханбалит, шафиит и маликит примешивают к мазхабу Малика, аш-Шафи’и и Ахмада что-то из основ аш’аритов, салимитов и других, причисляя это к мазхабу Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. Точно так же и ханафит смешивает с мазхабом Абу Ханифы что-то из основ му’тазилитов и куллябитов, причисляя это к мазхабу Абу Ханифы”. См. “Минхадж ас-Сунна” (5/126).
Имам Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи сказал: “Воистину, приписывали себя к Абу Ханифе различные группы му’тазилитов и прочих, которые пошли в противоречие ему во многих вопросах вероубеждения. Как и к Малику, аш-Шафи’и и Ахмаду, да будет доволен ими Аллах, приписывали себя те, кто противоречил им в некоторых вопросах вероучения”. См. “Шарх ‘акыда ат-Тахауия” (стр. 323).
Шейх Абу-ль-Хасанат аль-Люкнауи аль-Ханафи сказал: “Сколько же есть ханафитов, которые являются ханафитами в ответвлениях (фикъхе), но му’тазилитами в ‘акыде, как например, аз-Замахшари, автор книги «аль-Кашшаф» и другие. И сколько есть ханафитов, которые ханафиты в ответвлении, но являются мурджиитами или зейдитами в основах? Одним словом, «ханафиты» – имеют ответвления в зависимости от их разногласий в ‘акыде. Из них есть шииты, из них есть му’тазилиты, и из них есть мурджииты”. См. “ар-Раф’ уа-ттакмиль” (стр. 385).
Как нам стало ясно, если какой-то человек именует себя ханафитом, маликитом, шафиитом или ханбалитом, подразумевая положения фикъха, то это само по себе не указывает на правильность его вероубеждения! Более того, если смотреть лишь на чьи-либо познания правил и основ фикъха, то лишь по этим вопросам сложно будет отличить приверженца Сунны от заблудшего сектанта, особенно простолюдину, поскольку в большинстве случаев положения правил фикъха схожи, как у сторонников Сунны, так и у заблудших течений.
Ученик аль-А’маша и учитель Яхьи ибн Са’ида аль-Къаттана – Муфаддаль ибн Мухальхаль говорил: “Если бы приверженец нововведений рассказывал тебе о своём нововведении сразу же, как ты начал посещать его, ты убежал бы от него и стал бы предостерегать от него. Однако он начинает рассказывать тебе сначала хадисы, связанные с Сунной, и только потом он подкидывает тебе своё нововведение. И может быть так, что это нововведение проникнет в твоё сердце, и когда же оно после этого покинет его?!” Ибн Батта в “аль-Ибана” (2/444).
Хафиз Ибн Касир рассказывал, описывая события, произошедшие в 461 г.х.: “В этот год ханбалиты проявляли вражду к шейху Абу аль-Уафа Ибн ‘Акылю, хотя он сам был главой ханбалитов. Причиной этому стало то, что он посещал Абу ‘Али ибн аль-Уалида, который был мутакаллимом и му’тазилитом. По этой причине его стали обвинять в му’тазилизме. Дело в том, что он посещал его с целью изучить его мазхаб, однако страсть взяла верх и чуть не погубила его, и он перенял часть этого учения. По этой причине между ним и ханбалитами была длительная смута, в которой пострадала группа из их числа. Эта смута не утихала между ними вплоть до 65 года, после чего они примирились между собой”. См. “аль-Бидая уа-ннихая” (12/120).
В этих примерах содержится ясное указание на опровержение распространённого самообмана многих людей, говорящих: «Я возьму от такого-то лишь истину, а его заблуждения оставлю».
Не обольщайся собой, о наивный мусульманин, и не рискуй! Ведь даже если допустить, что ты обладаешь знаниями, чтобы отличать истину ото лжи, воистину, ты не подобен признанным и великим имамам, опасавшихся нововведений, как и не подобен имаму Ибн ‘Акылю, перенявшему часть вероучения му’тазилитов!
И как же тут вновь уместно процитировать слова Абу Шамы, сказавшего: “Чаще всего люди впадают в нововведения именно по этой причине: они начинают считать какого-то человека обладающим знанием и богобоязненностью, тогда как тот не является таковым. И люди начинают взирать на его слова и дела и следовать за ним, тем самым приводя в негодность свои дела”. См. “аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уаль-хауадис” (стр. 175).
Обольщение благим нравом и набожностью
То же самое можно сказать и о благонравии, скромности и мягкости. Воистину, подобные качества могут обольстить людей сильнее, чем усердное поклонение и аскетизм.
Вот наглядный пример того, как проявление достойного нрава шиитом обольстило человека, причём не рядового, а связанного со знанием, и оставило на нём свой след:
Яхъя ибн Ма’ин рассказывал: “Однажды я услышал некоторые слова от ‘Абдур-Раззакъа, и посчитал их аргументом в пользу того, что было сказано о его причислении к мазхабу шиитов. Я спросил его: “Воистину, все твои учителя, от которых ты передавал хадисы, были достойными доверия и из числа ахлю-Ссунна: Ма’мар, Малик, Ибн Джурайдж, ас-Саури, аль-Ауза’и, так от кого ты перенял этот мазхаб?!”, - на что он ответил: “Однажды к нам приехал Джа’фар ибн Сулейман ад-Даб’и, и я увидел его достойным и приверженцем благого пути, и перенял это от него”. Ибн ‘Асакир в “Тариху Димашкъ” (20/47).
Поэтому когда имам Ахмад ибн Ханбаль предостерегал от аль-Хариса аль-Мухасиби и запрещал даже сидеть с ним, а один человек возразил тем, что он смиренный, благонравный и рассказывает пророческие хадисы, Ахмад сильно гневался и сказал: “Пусть не введёт тебя в заблуждение его смирение, его мягкость, его опущенная голова! Поистине, он – плохой человек. Его не знает никто, кроме того, кто имел опыт общения с ним. Не разговаривай с ним, и нет ему почёта. Неужели ты будешь сидеть с каждым приверженцем нововведений, который рассказывает пророческие хадисы?! Не делай этого!” Ибн Аби Я’ля в “Табакъат аль-ханабиля” (1/234).
Обольщение аскетизмом
Что касается проявления аскетизма, то это меньшее, чем следует обольщаться, несмотря на то, что находятся люди, обольщающиеся аскетизмом заблудших сектантов, подобных суфиям-дервишам и иным.
Сообщается, что имам Ахмад говорил: “Могилы приверженцев Сунны – это сады, а могилы приверженцев нововведений – это ямы. Грешники из числа приверженцев Сунны – это приближённые Аллаха, тогда как аскеты из числа приверженцев нововведений – это враги Аллаха!” Ибн Аби Я’ля в “Табакъат аль-ханабиля” (1/184).
Подобные высказывания часто встречаются в словах саляфов, и они не указывают на незначительность положения грехов в Исламе, и в частности тяжких (кабаир), однако они указывают на то, насколько нововведение является опасным и что при его наличии не принесут пользы ни аскетизм, ни усердное поклонение, ни благонравие, ни что-либо иное.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Остерегайся обольститься аскетизмом неверных и приверженцев нововведений! Воистину, нечестивый верующий (из числа суннитов), жаждущий как мира вечного, так и мира бренного, лучше, чем аскеты из числа приверженцев нововведений и неверных, либо по причине неправильности вероучения последних, либо по причине неправильности их устремлений, либо по обеим причинам”. См. “Маджму’уль-фатауа” (20/152).
Обольщение слезами
Ну а что касается слёз какого-то проповедника или имама мечети и т.п., то они способны обольстить несведущих мусульман куда сильнее, чем усердное поклонение, аскетизм и благонравие вместе взятые, поскольку для простолюдинов они сильнее всего указывают на высокую степень веры человека, его искренность и богобоязненность.
Но не спеши, дорогой мусульманин! Поистине, слёзы льют не только обладатели сильной веры и праведные люди, но и заблудшие сектанты. Возьмите в пример заблудших шиитов-рафидитов, как они рыдают и даже впадают в истерику в день смерти внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Вспомни о словах имама аль-Ауза’и, которые уже не раз были процитированы: “Дошло до меня, что того, кто вносит нововведение, шайтан обращает к усердному поклонению, облачая его в одежды смиренности и плача, чтобы посредством него обольщать людей”. ат-Тартуши в “аль-Бида’ уаль-хауадис” (стр. 149).
‘Иса ибн Зазан говорил: “Наступят для людей такие времена, когда шайтан будет жить в глазах людей, и будет заставлять плакать того, кого пожелает”. Ахмад в “аз-Зухд” (273).
Суфьян ас-Саури сказал: “Плач бывает десяти видов. Девять из них не ради Аллаха и лишь один из них – ради Него. И если человек плачет ради Аллаха хотя бы раз в году, то и это много”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (7/11).
Перечисляя виды плача, имам Ибн аль-Къайим сказал: “Среди них есть плач по причине лицемерия, когда глаза наполняются слезами, а сердце остаётся чёрствым”. См. “Задуль-ма’ад” (1/185).
Поэтому важно знать, что не каждый плач является проявлением богобоязненности и религиозности. Именно поэтому саляфы во главе со сподвижниками порицали плач на людях и сами скрывали свои слёзы.
Мухаммад ибн Зияд рассказывал: “Я видел, как Абу Умама (да будет доволен им Аллах) пришёл к одному человеку в мечеть, а он в это время находился в земном поклоне, плача и взывая к своему Господу. Тогда Абу Умама сказал ему: «Эй ты! Лучше бы ты делал это у себя дома!»” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” (145). Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ аз-Зухд уа-рракаикъ” (1/206).
Хаммад ибн Зейд рассказывал: “Бывало так, что Айюб (ас-Сахтияни) рассказывал какой-то хадис, и он брал его за душу, тогда он отворачивался и высмаркивался, говоря: «Как же утомителен насморк»”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (3/706).
Т.е. он делал вид, что причина его слёз – насморк, а не плач ради Аллаха.
‘Абдуль-Карим ибн Рашид рассказывал: “Как-то я находился в собрании аль-Хасана (аль-Басри), сидя позади, и в это время один человек стал громко плакать. Тогда аль-Хасан сказал: «Поистине, это шайтан заставляет его сейчас плакать!»” Ахмад в “аз-Зухд” (2/240).
Однако хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что мы не должны обольщаться плачем кого-то, это не даёт нам право подозревать в показухе каждого, кто не смог сдержать свои слёзы на людях. Макхуль рассказывал: “Как-то я увидел молящегося человека, который плакал каждый раз, как он совершал поясные и земные поклоны. Я обвинил его в том, что своим плачем он проявляет показуху, и сам за это лишился плача ровно на год”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (5/184).
Всё процитированное указывает на опасность того, чтобы мы обольщались усердным поклонением, знанием, благонравием, аскетизмом и слезами кого-то из людей, не зная о правильности его вероубеждения и манхаджа. Как и указывает на необходимость оценивать людей в первую очередь по их вероубеждению, поскольку все остальные достоинства следуют после. И как уже было сказано, если бы людей следовало оценивать лишь согласно их усердному поклонению, тогда пришлось бы возвысить степень хариджитов над степенью сподвижников. Однако дело обстоит иначе. Оценивать людей в первую очередь необходимо по их вероубеждению, поскольку именно правильное вероубеждение является ключевым критерием праведности, тогда как все остальные достоинства следуют после. Поистине, за правильным вероубеждением следуют праведные дела. И именно эта черта отличает истинных мусульман из числа ахлю-Ссунна от различных течений и заблудших джама’атов.
Следует отметить, что наибольшую жалость вызывают те, кто обольщается различными заблудшими проповедниками, которые даже неизвестны ни одним из упомянутых вещей: ни усердным поклонением, ни знанием, ни аскетизмом, ни благонравием, ни религиозным плачем.
Лишь к Аллаху мы взываем за помощью и спасением от обольщения заблуждением и заблудшими!
И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам и всем,
кто искренне последовал по их пути!
Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду,
членам его семьи, его сподвижникам и всем,
кто искренне последовал по их пути!