КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 5 положения тех,кто занимается дискредитацией и одобрением.



Наставление критику, чтобы он не дискредитировал того, кто не заслуживает этого




Изображение



Критик прилагает усилия, стремясь к истине в дискредитации тех, кто, по его мнению, достоин порицания. Но иногда его “иджтихад” может привести к тому, что он станет дискредитировать человека, который не заслуживает этого. И если об этом известно от него, тогда ему следует дать наставление и удержать.

Аббад ибн Аббад сообщил: «Шу‘ба хотел умалить степень надежности Халида аль-Хазза, одного из выдающихся имамов знатоков. Тогда я пришел вместе с Хаммадом ибн Зейдом, и мы сказали ему: „Что с тобой? Ты что сошел с ума? Ты ведь более знающий!“. Мы пригрозили ему, а затем он воздержался (от порицания Халида)».Все передатчики цепочки достойны доверия, кроме шейха аль-‘Укейли, положение которого мне не стало очевидным

Вот, к примеру, Шу‘ба защищает того, кого необоснованно подвергли дискредитации. Так, он сказал: «Я не видел, чтобы кто-то так порочил мединских передатчиков, подобно Са‘ду ибн Ибрахиму. Когда я говорил ему об одном из них, он обязательно обвинял его во лжи». См. «Тарих Димашк» (20/223) с достоверным иснадом.

Я говорю:

Имам в области “дискредитации и подтверждении надежности” не может обойтись без тех, кто способен дать ему наставления и помочь исправить свои недостатки. Пусть восхваляет Аллаха, если находит наставляющих братьев.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 5 положения тех,кто занимается дискредитацией и одобрением.



Их выражение о некоторых: «Если бы он не записывал хадисы (писал книги), было бы лучше для него, ведь его действия лучше слов»





Изображение


Некоторые воодушевленные люди проявляют поспешность в делах, где нужна осмотрительность и способность. Например, они поспешно рассказывают о чем-то или издают фетвы, либо дискредитируют или одобряют, и так далее. От таких и подобных им людей сообщаются предостережения учёных:

Яхья ибн аль-Каттан сказал: «Возможно, если праведник не рассказывает хадисы, это лучше для него, поскольку это дело является порученным. А ведь сохранение вверенного на хранение золота и серебра имеет меньшую значимость, чем выполнение порученного в отношении хадисов». Цитируется из книги «Тахрир ‘улюм аль-хадис» (1/414) с достоверным иснадом.

Аль-Хафиз, аз-Захаби написал, в жизнеописании Асада ибн Мусы, которого называют «Львом Сунны»: «Ан-Насаи сказал: „Он достоин доверия, но если бы он не записывал (хадисы), то это было бы лучше для него“». “аль-Мизан” (1/207)

Выдающийся учёный Ибн аль-Каййим написал об аль-Харави: «Он — шейх Ислама и наш любимый человек, однако истина более любима для нас, чем он. Шейхуль-ислам Ибн Таймийя говорил: „Его дела лучше его знаний!“. И он был прав, да смилуется над ним Аллах. Его жизненный путь заключается в таких действиях, как призыв к одобряемому и удержание от порицаемого, борьба против приверженцев нововведений. В этом никто не сомневается. У него также есть известные заслуги в помощи религии Аллаха и Его Посланника ﷺ ». “Мадаридж ас-саликин” (3/394)

Я говорю:

Пороком человека является поспешность в делах. Учёные сказали: „Кто преждевременно спешит в чем-то, тому в качестве наказания не дано достигнуть цели“. Поэтому прежде, чем спешить, нужно заслужить и стать достойным. И недостаточно того, чтобы человек, имея хорошее мнение о себе, начинал заниматься каким-то делом в религии, лишь на этом основании. Напротив, ему следует сопоставить свои качества с качествами учёных, а также обратиться к ним, спрашивая у них: „Могу ли я заниматься тем-то и тем-то?“. Если они указали ему на один из вариантов, он принимает их наставление и следует ему. Если же он находит, что его знания и убеждения, получено от учёных и соответствуют их пути, пусть восхваляет Аллаха.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 5 положения тех,кто занимается дискредитацией и одобрением.


Аллах возвышает степень учёных, которых несправедливо очернили, если они проявляют терпение





Изображение




Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в этот день, когда предстанут свидетели» (40:51). Время от времени между двумя учёными разгорается спор. Иногда один из них переходит границы дозволенного, а другой придерживается правильной позиции. Первый учёный поступает несправедливо к тому, кто прав, однако тот терпит и не мстит за себя, не говоря уже о том, чтобы выступать с нападками против своего брата. Согласно установлению Аллаха, Он возвышает степень людей, которые терпеливо переносят обиды других, подавляют конфликты и устраняют основание спора.

Аль-Хафиз, аз-Захаби написал, в жизнеописании аш-Шафи‘и: «Никто не очернял его, кроме завистника и человека, незнающего о его положении. В итоге их ложные слова становились причиной возвышения его степени и достоинства. Таково установление Аллаха среди Его рабов: „О верующие! Не будьте подобны тем, которые обидели Мусу. Аллах оправдал его и опроверг то, что они говорили. Он был почитаем перед Аллахом. О верующие! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово“» (33:69, 70). “Сияр а‘лям ан-нубаля” (10/48)

Раби‘ ибн Сулейман сообщил: «Я видел Ашхаба ибн Абдуль-Азиза, падающим ниц, произнося в земном поклоне: „О Аллах! Умертви аш-Шафии, чтобы не исчезло знание Малика!“. Затем об этом узнал аш-Шафии, и тогда он стал говорить следующее слова: „Некоторые мужчины пожелали, чтобы постигла меня смерть. Но даже если я умру, то этот путь касается не только меня одного. Скажи тому, кто хочет, чтобы было не так, как всегда: „Готовься к следующей подобной участи“, как будто ему этого достаточно. Они знают непременно, только если бы знание принесло пользу им, что если я умру, то ведь проявляющий несправедливость ко мне не будет жить здесь вечно». “Сияр а‘лям ан-нубаля” (10/72),это сообщение также привели абу Ну‘айм, аль-Байхакы, Ибн ‘Асакир (51/428, 429), эта история достоверна и передается несколькими путями.

Аль-Хафиз, аз-Захаби, комментируя слова Ашхаба, написал: «Мольба Ашхаба против аш-Шафии относится к очерняющей речи современников в отношении друг друга, поэтому на неё не стоит обращать внимания. Напротив, следует желать милости этому и тому, и за обоих просить прощения».“Сияр а‘лям ан-нубаля” (9/503)

Он также написал: «Некоторые люди попытались умалить достоинство аш-Шафии, однако это добавило ему лишь еще больше почета и уважения. А те, кто смотрит справедливым взглядом, заметили, что критика его равных людей (учёных-современников) основана на пристрастии. Ведь чаще всего, если кто-то достиг степени имама и стал опровергать мнения своих оппонентов, к нему непременно начинают питать враждебные чувства. Мы прибегаем к защите Аллаха от пристрастия!». “Сияр а‘лям ан-нубаля” (10/8, 9)

Кроме того, аз-Захаби, рассказывая о том, что произошло между Мухаммадом ибн Исхаком и имамом Маликом, написал: «Оба этих человека порочили друг друга. Однако критика со стороны Малика в какой-то мере повлияла отрицательно на надежность Мухаммада. А вот порицающие слова Мухаммада ничуть не сказались отрицательно на нём. Более того, возвысилась степень Малика, и он стал подобно светящейся звезде». “Сияр а‘лям ан-нубаля” (7/41)

Когда Абу Хатим и Абу Зур‘а оставили хадисы аль-Бухари в то время, как Мухаммад ибн Яхья ан-Нисабури написал им о том, что аль-Бухари выявил у них мнение о том, что произнесенные им слова Корана сотворены: Аль-Хафиз, аз-Захаби написал об этом: «Оставили они его хадисы или нет, все равно аль-Бухари является достойным доверия, верным, а на его хадисы опираются во всем мире». “Сияр а‘лям ан-нубаля” (12/463)

Аль-Хафиз, аз-Захаби упомянул причину этой вражды, приведя слова аз-Зухли: «...„Идите к этому праведному человеку (аль-Бухари) и слушайте хадисы у него“. Тогда люди пошли к нему и стали слушать его сообщения. И так продолжалось, пока не появились свободные места на собрании Мухаммада ибн Яхьи аз-Зухли, тогда он начал завидовать аль-Бухари и очернять его». “Сияр а‘лям ан-нубаля” (12/453)

Я говорю:

Из достоинств имама аль-Бухари и хорошего его отношения к аз-Зухлий то, что он не стал плохо говорить о нём, а проявил терпение, надеясь на награду Аллаха, а также передал от него хадисы в своем сборнике “Сахих”. Аллах возвысил его степень и положение среди людей. Но некоторые наши братья думают, что, если с кем-то поступили несправедливо, а он смолчал и проявил терпение, то тем самым он позволил унизить себя и оскорбить. Ведь превосходство и преимущество над своим братом достигается именно через обиды!!!

Однако всё не так, как думает этот человек. Напротив, если бы он посмотрел на завершающие этапы, то пришел бы в изумление от прекрасного исхода в отношении тех, кому причинили несправедливость под предлогом “дискредитации и одобрения”. Учитывай то, что благополучней для твоего сердца и сохранней для твоей богобоязненности и набожности. И не обольщайся людьми, вносящими смуту и раздор. Ведь они больше вредят, чем приносят пользу, а также больше теряют, чем приобретают, и больше отвергают, чем принимают. Довольствуйся Аллахом как своим Помощником и Защитником.


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 5 положения тех,кто занимается дискредитацией и одобрением.



Последствия критики дискредитирующих, основанной на ложных сообщениях





Изображение



Как очевидно для разумных людей, проверка достоверности переданной информации является важным делом. Когда же учёный говорит, не проверяя достоверность и не выясняя истинность, он открывает врата зла, особенно если его слова умаляют достоинство человека.

К примеру, аль-Марвази написал в жизнеописании Хамида ибн ар-Раби‘а аль-Хазаза, в книге: «Я спросил Абу Абдуллаха о Хамиде аль-Хазазе, и он рассказал: „Я и Халяф напали с критикой на него во времена Абу Усамы. Тогда Абу Усама оказывал почтение и уважение Хамиду“. Я спросил его: „Можно ли записывать от него хадисы?“. Абу Абдуллах ответил: „Я надеюсь“, а затем похвалил Хамида.

После я сообщил: „Я спросил о нём Яхью, а он сурово раскритиковал его, и сказал: ‹Человек выкрал книгу Яхьи ибн Адама у Убейда ибн Яиша, а потом заявил о том, что она принадлежит ему›. Но я спросил: ‹О Абу Закария, ты лично слышал, как Убейд ибн Яиш говорил об этом?›. Он ответил: ‹Нет, однако некоторые наши сторонники сообщили мне›. И у него не было иного довода“.

Абу Абдуллах сильно рассердился, а потом воскликнул: „Пречист Аллах! Разве можно принимать такие слухи о Хамиде?! Разве могут такие слухи подорвать доверие человека?!“. Потом я спросил Абу Абдуллаха: „Следует ли записывать хадисы с его слов?“. Он ответил: „Я надеюсь“
». “Тарих Багдад” (8/165)

Аль-Хафиз, аз-Захаби привел: «Аль-Кахим сообщил: „Абудуллах ибн Исхак аль-Анматый аль-мутакаллим рассказал мне: ‹Ат-Туси постоянно общался с Абу Бакром ибн Хузеймой, пока не воодушевил его против его сторонников. Тогда Абу Бакр ибн Исхак и Абу Бакр ибн Абу ‘Усман опровергали то, что диктовал (из убеждений) Ибн Хузейма. Они оба приходили на собрание Абу Али ас-Сакафи и публично зачитывали об этом. В результате утвердилась неприязнь“.

Я слышал со слов чтеца Абу Са‘ида Абдур-Рахмана ибн Ахмада, как Ибн Хузейма говорил: „Коран — несотворенное Слово Аллаха, Его откровение и ниспосланные аяты. А если кто-то скажет: ‹Кое-что в нём сотворено› или скажет: ‹Коран — создан›, он является джахмитом. И тому, кто прочитает мои книги, станет очевидным, что куллябиты, да проклянет их Аллах, лгут, рассказывая обо мне то, что противоречит моим религиозным принципам и вероубеждениям. Ведь жители востока и запада знают, что никто не написал столько в области единобожия, предопределения и основ наук, сколько моих книг. Я считаю правильным то, что эти люди: ас-Сакафи, ас-Сыбаги и Яхья ибн Мансур, лжецы. Они возвели на меня ложь при моей жизни. Поэтому запрещено каждому требующему знания принимать от них что-нибудь из их слов обо мне. Так же, по моему мнению, Ибн Абу ‘Усман больше всех наговаривает на меня и приписывает мне то, что я не говорил“». “Сияр а‘лям ан-нубаля” (14/379, 380)

Аз-Захаби, комментируя слова Ибн Хузеймы, написал: «Те люди не являются лжецами. Нет, они — надежные имамы. Ведь шейх говорил о них согласно переданным высказываниям о них. Да обезобразит Аллах тех, кто распространяет ложные слухи и распускает сплетни!».


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

Глава 5 положения тех,кто занимается дискредитацией и одобрением.



Десять положений, когда “говорящий” имеет оправдание





Изображение



Из милости Аллаха к Его рабам то, что Он не наказывает их за все, что они говорят, а прощает им в некоторых ситуациях.

Их перечислил Ибн аль-Каййим написав: «Ошибка, забывчивость, невнимательность, нечаянно сказанное слово, которое раб не хотел произнести, а желал сказать обратное, а также, если кто-то принужден сказать какие-то слова или он не знал их значение, — все это свойственно человеческой природе, и человек не может избежать ничего из этого. Ведь если бы от таких слов зависело шариатское постановление, то мусульманская община находилась бы в трудном положении, а её постигли бы максимальные тяготы и затруднения. Поэтому за все это мусульмане не будут нести наказания. Сюда относятся и ошибочные слова, сказанные по причине сильного чувства радости, гнева или из-за опьянения, как уже сообщалось раньше в доводах. К этому также причисляется ошибка, забывчивость, принуждение, незнание смысла, оговорка, неосознанное произнесение чего-то, ненамеренная клятва. В этих десяти ситуациях Аллах не наказывает Своего раба за произнесение (запретных слов), поскольку он не имел намерения и желания, за которое ему полагается наказание». “И‘лям аль-мувакыйин” (3/105, 106).

Я говорю:

Знатоки “дискредитации и одобрения” имеют оправдание в каждом из таких случаев, когда они или некоторые из них произносят ошибочные слова. Их не упрекают за все (неправильные) слова, которые исходят от них, а находят оправдания. Аллах милосердней к Своим рабам, нежели мать к своему ребенку и отец к своему сыну. Мы просим Аллаха простить наши ошибки, избавить нас от бессмысленных речей и уберечь нас от плохих слов и дел!.

Завершилось написание этой книги. Хвала Аллаху, по милости Которого завершаются праведные деяния!


КОНЕЦ КНИГИ


Аватара пользователя
abu Hurayra_09
Сообщения: 630
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение abu Hurayra_09 »

kamil писал(а): 29 апр 2018, 18:25 السلام عليكم و رحمة الله و بركاته

По этой ссылке вы можете скачать эту книгу.

Книга с ссылкой на первой странице с пропусками, т.е. не всё отображается у меня на андроиде.

Если у кого такая же проблема, то можно скачать книгу прямо с сайта "Свет Ислама".

http://svetislama.com/statyi/tasfiya-oc ... j-obshhiny

уа'алейка ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух, джазакаЛлаху хайран брат уа барака Ллаху фик.


kamil
Сообщения: 138
Зарегистрирован: 24 дек 2008, 20:32
Откуда: جبال الأورال

Re: КНИГА: «АЛЬ-ИБАНА...» - Мухаммад ибн Абдуллах аль-Имам

Сообщение kamil »

و إياكم


Ответить
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение