5-е правило: «Когда происходит фитна, то поднимают знамена различные группы. Мусульманин должен уметь оценивать эти группы и знамена на основе шари'атских критериев, которые устанавливают ахлю-сунна уаль-джама'а»
Мусульманин должен уметь оценивать на основе правильных шари’атских весов, критериев (мизан) знамена, которые поднимаются при фитне, вне зависимости от того, какими они будут - знаменами государств или знаменами (каких-либо призывающих) групп. (Есть) весы, установленные ахлюс-сунна уаль-джама'а, которыми если человек будет оценивать эти группы и эти знамена, то тогда проявит объективность и справедливость, и не допустит в своей оценке несправедливости, т.е. он будет судить весами справедливости.
Всевышний Аллах Велик Он и Возвышен говорит:
وَنَضَعُ الْمَوَازِينَ الْقِسْطَ لِيَوْمِ الْقِيَامَةِ فَلا تُظْلَمُ نَفْسٌ شَيْئا
[/arabic]
«В День воскресения Мы установим справедливые Весы, и ни с кем не поступят несправедливо.» (Сура Аль-Анбия, аят 47)
Ахлю-сунна валь-джама’а ставят на эти весы справедливости все вопросы, идеи, положения, идеологии и мысли. И (точно также) различные знамена, которые поднимаются при фитне - эти весы и критерии помогают нам оценить их. Имамы, ученые ахлю-сунна валь-джама’а разделили эти критерии на 2 большие группы:
Первая группа: критерии, необходимые, чтобы отличить Ислямское знамя от не Ислямского. Это критерии, с помощью которых можно отличить насколько правдивы и правильны заявления какой-либо группы на то, что она мусульманская. (1) Есть очень много знамен, которые поднимаются и многие из них заявляют о своей принадлежности тем или иным образом к Исляму, поэтому мы должны взвесить и оценить это знамя, и если это знамя мусульманское, то тогда, соответственно, за этим следуют определенные шари’атские постановления. Здесь уже выходит вперед принцип аль-валя (дружественного отношения к мусульманам по праву мусульман), поэтому это надо учесть, потому что это приказано Всевышним Аллахом и Его пророком (мир ему и благословение Аллаха).
Вторая группа: критерии весов, служащие для того, чтобы определить полноценность или неполноценность (соблюдения) Исляма (в этих мусульманских группах). Это критерии, по которым можно понять какие из (этих мусульманских групп) должным образом придерживаются истины, а какие нет, кто находится действительно на прямом пути в Исляме или кто отклонился.
Первая группа критериев служит для того, чтобы определить и оценить является ли это знамя (эта группа) мусульманской, верующей? Или она немусульманская?
Вторая же группа критериев нужна для того, чтобы определить стоит ли это знамя (эта группа) стойко на прямом пути в Исляме так, как любит это Аллах и так, как это Ему угодно? Или у них есть недостаток и упущения в этом?
А когда нам станут ясны ответы (полученные на основании этих двух групп критериев), то дальше будут уже строиться шари’атские хукмы.
Итак, поговорим сначала о первой группе критериев, которые нам позволяют взвесить и оценить мусульманское это знамя (группа) или немусульманское. И здесь среди этих критериев надо упомянуть три:
Первый критерий: Посмотреть присутствует и соблюдается или нет у тех, кто под этим знаменем поклонение только Одному Аллаху, у Которого нет сотоварищей? Потому что это основа основ религий посланников и пророков и ради этого они были отправлены - чтобы (люди и джинны) поклонялись Одному Аллаху и не придавали Ему сотоварищей. Единобожие (ат-таухид) – это основа всех основ и начало всех начал, (таухид – это) начало всего и конец всего (и середина всего). Кто поднимает знамя таухида в настоящем понимании этого слова, признает и распространяет поклонение только Одному Аллаху и никому больше наряду с Ним, не признает и отрицает поклонение кому-то еще, кроме Всевышнего Аллаха, то это первое, что указывает, что он – мусульманин и, что эта группа и это знамя - мусульманское. Для полной принадлежности к Исляму необходимо наличие еще двух критериев, о которых мы дальше и поговорим би-изниЛляхи Та’аля.
Итак первый критерий заключается в том, что мы смотрим соблюдается ли в этой группе, которая говорит, что она Ислямская, принцип таухида или нет? Наблюдается ли там поклонение кому-то помимо Аллаха Велик Он Возвышен или (люди, находящиеся) под этим знаменем не поклоняются никому кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища? Направляются ли сердца (людей под этим знаменем) только к Одному Аллаху Велик Он и Возвышен, и ни к кому больше? (Это очень важно!)
Пречистый Всевышний Аллах говорит:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَسُولاً أَنِ اعْبُدُوا اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الطَّاغُوتَ
[/arabic]
«Поистине, Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагъута!». (Сура Ан-Нахль, аят 36)
И также говорит Аллах Велик Он и Возвышен:
الَّذِينَ إِنْ مَكَّنَّاهُمْ فِي الْأَرْضِ أَقَامُوا الصَّلاةَ وَآتَوُا الزَّكَاةَ وَأَمَرُوا بِالْمَعْرُوفِ وَنَهَوْا عَنِ الْمُنْكَرِ وَلِلَّهِ عَاقِبَةُ الْأُمُورِ
[/arabic]
«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное. А исход всех дел – у Аллаха.» (Сура Аль-Хаджж, аят 41)
Сказали некоторые муфассиры (толкователи Корана): ««
Велеть совершать одобряемое»
- значит (будут) приказывать таухид, а слова «
и запрещать предосудительное»
означают - удерживать от ширка, потому что самое главное из одобряемого - это таухид, а самое ужасное из порицаемоего - это ширк.» Это был первый критерий.
Второй критерий: мы должны посмотреть, как воплощается (в этой группе; у людей под этим знаменем) смысл свидетельства (шахада) «Мухаммад – посланник Аллаха». (2) Из того, что требует это свидетельство – принимать решения в соответствии с шари’атом, с которым пришел аль-Мустофа, да благословит его Аллах и да приветствует.
Пречистый Всевышний Аллах говорит:
فَلا وَرَبِّكَ لا يُؤْمِنُونَ حَتَّى يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لا يَجِدُوا فِي أَنْفُسِهِمْ حَرَجاً مِمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُوا تَسْلِيماً
[/arabic]
«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью.» (Сура Ан-Ниса, аят 65)
Говорит Аллах Велик Он Возвышен:
أَفَحُكْمَ الْجَاهِلِيَّةِ يَبْغُونَ وَمَنْ أَحْسَنُ مِنَ اللَّهِ حُكْماً لِقَوْمٍ يُوقِنُونَ
[/arabic]
«Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?» (Сура Аль-Маида, аят 50)
(Также говорит Аллах Велик Он Возвышен:)
وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنْزَلَ اللَّهُ فَأُولَئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ
[/arabic]
«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими.» (Сура Аль-Маида, аят 44)
Если ты увидишь, что люди этого поднятого знамени руководствуются в своих решениях и спорных вопросах между собой шари’атом Аллаха, то здесь, знай, что это знамя мусульманское, т.к. люди, находящиеся под этим знаменем принимают решения на основе шари’ата Аллаха Велик Он и Возвышен и выполняется у них судейство на основе того, что ниспослал Аллах и не дозволяется кому бы то ни было принимать решения не на основе того, что ниспослал Аллах или быть довольным каким-либо законом помимо закона Аллаха Велик Он и Возвышен и Его Посланника.
Третий критерий: нужно посмотреть есть ли у людей, которые стоят под этим знаменем дозволение (3) того, что запрещено (4) (Всевышним Аллахом)? Также (нужно посмотреть) есть ли у них проявление гнева, ненависть и порицание когда происходит совершение запретного?
Относительно запретного могут возникнуть два варианта:
1. Либо человек считает и думает, что это дозволено и делает истихляль (считает и называет это халялем), то в таком случае - это куфр, и да убережет нас Всевышний Аллах;
2. Либо человек не считает, что это дозволено (мубах, халяль), он совершает этот харам и те, которые под этим знаменем стоят признают, что это порицаемое (мункар), и что это запретное (харам), то (это не является большим куфром, однако, если совершает – грехом по степени его тяжести и) тогда ты знаешь, что это знамя - мусульманское.
Итак, вот эти три критерия, на которые указывают наши имамы (ахлю-сунна валь джама’а) да помилует их всех Всевышний Аллах. И эти критерии относятся к первой группе критериев. (5)
А что касается второй группы критериев, то по ним ты узнаешь насколько совершенен Ислям и насколько полно исполняется Ислям у той или иной группы.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, брал Ислям полностью, так как он пришел от Аллаха Велик Он и Возвышен и он для нас пример, за которым мы должны следовать. Праведные халифы, да будет доволен ими Аллах, после него тоже брали Ислям полностью. Это было, но постепенно полнота соблюдения Исляма исчезала и уменьшалась и до сегодняшнего дня согласно хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
“Какое бы время ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещё хуже (и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего.” (6)
На основе этого критерия ты смотришь - как и насколько воплощаются шари’атские законы в этих Ислямских группах? Как призывается к одобряемому и удерживается от порицаемого? Каково отношение этой группы в призыве и соблюдении обязательных предписаний? (7) Смотришь - запрещаются ли мункараты, мухарраматы (людьми этой группы) - есть ли здесь совершенный, полный Ислям? Если есть – то тогда это указывает на совершенство этой группы, а если есть какие-то недочеты, то это указывает на несовершенство этой группы в этом плане.
Эти критерии очень важны и они должны быть у тебя в сердце и разуме. Мы должны их помнить все время и никогда не забывать, чтобы не заблудиться когда происходит фитна, чтобы не стали для тебя события неясными и чтобы не перепуталось все у тебя в разуме (где правда, а где ложь). (8)
Если это стало понятно, и выделились для тебя мусульманские группы от других, то является обязательным для тебя по шари’ату тавалли (проявлять дружбу, любовь) по отношению к мусульманскому знамени в истине и следовании по прямому пути. (9) Дружественность к мусульманской группе (необходима), потому что Аллах Велик Он и Возвышен - Тот, кто приказал нам мувалятуль-муъминин (дружественное расположение к верующим за то, что есть в них из веры) (10). Также Аллах Велик Он и Возвышен побуждает нас держаться всем вместе за вервь Его и не разделяться.
Что входит в дружественное расположение к этим мусульманским группам?
Во-первых, для того, чтобы твоя дружественность к мусульманской группе была настоящей – не должно быть никакого отклонения, колебания или сомнения, что это Ислямская группа. Т.е. группы – это либо Ислям, либо куфр. Если (без сомнений) утвердилось, что это Ислямская группа, то из этого вытекают шари’атские хукмы и установления (по поводу того) как себя вести. Если у них есть ослушания и грехи – это не дает тебе права лишать этих людей твоего валя полностью. Не дозволено мусульманину делать грехи и ослушания (кого-либо из мусульман) причиной для не соблюдения того, что приказали Аллах Велик Он и Возвышен и Его посланник, мир ему и благословение Аллаха, из дружественности и поддержки к верующим и тем, которые сражаются на пути Аллаха.
Во-вторых, (является необходимым) проявлять доброжелательность и делать искреннее наставление от чистого сердца той мусульманской группе (11), а Аллах Велик Он и Возвышен знает, что у тебя в сердце. Ахлю-сунна валь-джама’а отличаются от ахлюль-бид’а, которые любят раскол тем, что делают наставление тем, кого Аллах Велик Он и Возвышен поставил над тобой правителем. Приверженцы пути (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) и общины (праведных предшественников) делают много ду’а за тех, кто стоит над ними (из правителей мусульман), даже если видят вещи, которые им не нравятся. (12) Поистине, они делают много-много ду’а (за тех, кого Аллах поставил над мусульманами из них самих), относятся к ним искренне и дают им насыха (13) (искренне от сердца) и Аллах, Велик Он и Возвышен, знает, что у них в сердцах. При этом они не хотят какой-то награды или благодарности, кроме как от Аллаха, Велик Он и Возвышен, и ни от кого другого. Если это есть в сердце у человека – то это очень важный критерий, указывающий на принадлежность к ахлю-сунна валь-джама’а.
Достаточно почитать книги по убеждениям ахлю-сунна валь-джама’а и мы увидим там специальные главы, которые посвящены правам имамов над подданными и правам подданных над правителями. (Почему это так важно?) Потому что через это сохраняется единство мусульман, сплоченность вокруг сунны, вокруг джама’а.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, настоятельно побуждал быть искренними по отношению к правителям мусульман и к простым мусульманам и говорил:
«Религия – это искренность». (14) Искренность обязательно должна присутствовать у мусульманина. Но каким образом должно быть это? Как ты должен быть искренним к правителю? Как ты должен давать ему насыха? Это должно быть так, как это пришло в Сунне, а не так, как мы сами думаем.
В достоверном хадисе сообщается, что ‘Ияд бну Гъанам сказал Хишаму бну Хакиму да будет доволен ими обоими Аллах: «
Разве ты не слышал слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто хочет сделать искренне наставление обладателю власти, правителю, то пусть не делает это открыто (при людях), но пусть возьмет его за руку, уединится с ним и если он примет – то это то, что требуется, а если же нет - то он выполнит то, что на него возложено»» Хадис передал Ибну Аби ‘Асым в «ас-Суннаh» и другие. Аль-Альбани назвал достоверным. (15)
Послушайте, какова сунна Аль-Мустофа, да благословит его Аллах и приветствует. И вы, нет сомнения, стремитесь к Сунне так же, как и ахлю-сунна валь-джама’а стремятся к ней. (16)
Вот из этих трех вышеперечисленных критериев вытекает отличие мусульманского знамени от немусульманского. Соответственно, отсюда вытекает соблюдение шари’атских установлений и прав по отношению к этому мусульманскому знамени.
Это очень важно на самом деле и (особенно) важность этого проявляется во время изменения положения (людей) и бушевания смут.
Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Кто хочет сделать искренне наставление обладателю власти, правителю, то пусть не делает это открыто (при людях), но пусть возьмет его за руку, уединится с ним и если он примет – то это то, что требуется, а если же нет - то он выполнит то, что на него возложено»
Если люди будут соблюдать эти принципы, тогда будет покой и стабильность. Если ты будешь делать так, то, таким образом, ты будешь следовать тому, что сказал аль-Мустофа, да благословит его Аллах и приветствует и тогда мы би-изни-Лляхи спасемся. Если же не возьмемся за это, то мы потихонечку свернем и отойдем от пути ахлю-сунна валь-джама’а. Чем больше мы будем противоречить убеждениям и правилам ахлю-сунна валь-джама’а, тем соответственно больше будем отходить от этого пути.
(Теперь такой вопрос): бывает так, что те критерии (17), которые мы сейчас перечислили в определенных ситуациях бывают неясны (18) для мусульманина или требующего знания: как ему их применять? В таком случае нужно обратиться к ‘уляма (ученым), потому что они – те, кто могут правильно применить эти весы и правильно ими работать. Они – те, которые могут дать правильную оценку и правильный шари’атский хукм.
И, исходя из этого, вопросы – мусульмане это или нет, постановление о вере или неверии – мы возвращаем и обращаем к ученым ахлю-с-сунна валь-джама’а и ни к кому больше. Может быть, есть у людей какой-то ‘ильм (образование и т.д.), но они знают часть, а другую часть не знают. А раз так – то тогда, может быть, они подойдут обобщенно к какому-то вопросу, где нельзя обобщать. (19)
Поэтому здесь суждение принадлежит тому, кто может взвешивать правильно весами ахлю-сунна валь-джама’а – ученым, ахлюль-‘ильм. Их словами мы должны руководствоваться, должны брать то, что они говорят, то к чему они идут, то, что они решают. Вокруг ‘уляма надо сплачиваться. Является обязательным брать то, как они оценивают – где муъмин, а где кафир и применение вышеуказанных весов ими.
И также из того, что вытекает из этих критериев, как об этом упомянули (ученые) ахлю-сунна валь-джама’а – что джихад осуществляется вместе с каждым имамом или (мусульманским) правителем (20), будь он благочестивый или грешный. Всякий имам или правитель, благочестивый он или грешный – вместе с ним осуществляется джихад и никто не имеет права (живя под знаменем этого правителя) уйти из-под знамени джихада, обосновывая это тем, что у этого правителя есть шари’атские нарушения (грехи). Нельзя ни в какое время и ни в каком месте.
И это правило и эту норму нужно всегда помнить, потому что неизвестно что будет дальше, с чем придется столкнуться нам (просим у Аллаха мира и благополучия). Но если мы будем знать это, то будет у тебя то, посредством чего наладятся твои дела и будет у тебя то, посредством чего можно будет оценить твое положение, твои мысли, понятия. (21)
Также из этих прав – ду’а за того, кого поставил Аллах Велик Он и Возвышен над тобой в качестве правителя.
Сказал аль-Барбахари, да помилует его Всевышний Аллах – помощник сунны, имам из имамов ахлю-сунна валь-джама’а в книге «ас-Сунна», и она напечатана и имеется в наличии:
«Если ты видишь какого-то человека, который делает ду’а за правителя, то знай, что этот человек - сахибус-сунна (приверженец сунны), а если ты видишь, как кто-то делает ду’а против правителя, то знай что это – приверженец нововведений». (22)
Аль-Фудейль ибну ‘Ийад (да помилует его Аллах) много делал ду’а за правителя в свое время, а мы знаем какие были события вовремя халифов бану ‘Аббас. Очень много молился за них (аль-Фудейль). Когда ему сказали: «Ты за них делаешь больше ду’а, чем за самого себя», он ответил:
«Да, потому что если я буду праведным и я буду в порядке, то моя праведность для меня самого и для тех, которые вокруг меня, а праведность правителя касается всех мусульман, влияет на всех мусульман» (23)
И поэтому тот, кто действительно переживает о мусульманах и хочет для них блага, пусть будет из тех, о ком Аллах знает, что в его сердце всегда есть искреннее ду’а за то, чтобы Аллах Велик Он и Возвышен, исправил (и сделал праведными) тех, кого поставил руководить над мусульманами. Мольба о том, чтобы Аллах помог ему жить и действовать согласно Корану и сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Чего большего и лучшего еще мы можем желать - чтобы мусульмане жили на основе прямого пути и действовали согласно Корану и Сунне. Сердца - в руках Аллаха Велик Он и Возвышен и Он – Тот, Кто их переворачивает.
============================================================
(1) - Это необходимо, чтобы не попасться на удочку и правильно оценить ситуацию.
(2) - Это свидетельство означает, что ты веришь в то, что принес Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, выполняешь то, что он приказал и оставляешь то, что запретил, поклоняешься Аллаху только так, как он повелел и живешь в соответствии с этим шари’атом.
(3) - Дозволение (истихляль) – имеется в виду считать дозволенным запретное не просто своими действиями, а убеждением в сердце. Человек знает, что это запрещено в религии Ислям, но в убеждениях своих все равно считает это разрешенным и это большое неверие, выводящее из религии.
(4) - Здесь речь не идет о таких вещах, относительно которых существует разногласие среди ученых, и кто-то из них считает это нежелательным (макрух), а кто-то – запретным (харам). Имеется в виду такое запретное (мухаррам), относительно которого единодушны все мусульмане.
(5) - При помощи этой первой группы критериев ты распознаешь - где мусульманская группа, а где нет.
(6) - Аль-Бухари 7068.
(7) - Например, к вопросу совершения обязательных намазов. Намаз – это вопрос коренной, важнейший. Как эта группа относится к этому столпу Исляма? Приказывают ли в этой группе совершать молитву?
(8) - Когда возникает фитна, появляется много знамен, и ты не знаешь куда встать. Как оценить? К кому проявлять валя (дружественность), а к кому нет? Кто нуждается в насыхате, а кто нуждается в ду’а? Какая группа нуждается в предостережении от нее?
(9) - Аль-Валя (дружественность, расположенность) к мусульманским группам тем больше, чем ближе к истине та или иная группа и чем прямее она стоит на истинном пути. Чем она дальше от истины и прямого пути, тем, соответственно, меньше твоя дружественность, любовь и расположенность к этой группе. Но пока группа мусульманская - обязательно должно присутствовать валя.
(10) - А то, что есть в них из бид'а (нововведений) – мы это ненавидим.
(11) - Или если человек живет под правлением мусульманского правителя.
(12) - Имеется в виду порицаемое в религии.
(13) - Так, как научил Аллах Велик Он и Возвышен.
(14) - Муслим, 55.
(15) - Ахмад 3/403, шейх аль-Альбани назвал достоверным в «Зиляль аль-джанна» 2/273.
(16) - Несомненно, тот, кто является настоящим мусульманином, должен стремиться к сунне.
(17) - Критерии, которые мы перечислили – это правильные критерии, установленные имамами ахлю-сунна. Это общие весы и как бы схемы, которые мы всегда должны держать у себя в памяти, в сердце и согласно ним оценивать ситуации, группы и т.д..
(18) - Иногда бывает сложно применить к конкретным ситуациям эти критерии обычному мусульманину или даже требующему знания. Например, не ясно насколько таухид соблюдается и если есть какие-то нарушения – означает ли это, что это знамя уже немусульманское и т.д. Критерии правильные, просто человек не знает, как ими оценить данную ситуацию.
(19) - Или обобщат там, где нельзя обобщать. Эти образованные или обучающиеся люди могут не увидеть то, что увидят ‘уляма или могут спутать вопросы, которые не спутают ‘уляма.
(20) - Также за ним совершаются намазы, с ним совершается хаджж и т.д.
(21) - Т.е. это правило поможет нам, с дозволения Аллаха, правильно сориентироваться в ситуациях.
(22) - См. «Шарху-ссунна» стр. 51.
(23) - См. «аль‐Хилия» 8/91 и «Табакъат аль‐Ханабиля» 2/36.