О ревности Аллаха и ревности творений

Ответить
abu abduRrazak
Сообщения: 823
Зарегистрирован: 01 янв 2015, 14:09
Откуда: https://t.me/hadisi_sunna/2101

О ревности Аллаха и ревности творений

Сообщение abu abduRrazak »



Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит и приветствует Аллах нашего Пророка Мухаммада, его семью и всех его сподвижников.

О ревности Аллаха и ревности творений.

Передают со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах): Однажды пророк ﷺ упомянул о Хадидже (да будет доволен ею Аллах) и стал чрезмерно расхваливать её. Тут меня охватила ревность, которая охватывает других женщин , и я сказала: Аллах уже заменил тебе давно умершую старую курайшитку с красными дёснами. Вдруг лицо посланника Аллаха ﷺ изменилось, и я не видела, чтобы оно так менялось, кроме тех случаев, когда ему ниспосылались откровения или когда он видел облака, пока не становилось ясно, милость это или наказание.
Ахмад № 24684.

:arrow: Аиша (да будет доволен ею Аллах), приревновала пророка ﷺ, но он не стал упрекать её, потому что ревность присуща каждой женщине от природы. Имам ал-Бухари (да смилуется над ним Аллах) назвал одну из глав своего сборника Ревность и гнев женщин. В комментарии к ней хафиз ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Автор не указал религиозное предписание относительно такого поведения, потому что оно отличается в зависимости от обстоятельств и самих людей. В принципе ревность не является грехом для женщины, но если она ревнует слишком сильно, то заслуживает порицания. Мерилом в данном случае является хадис, рассказанный Джабиром ибн ‘Атиком ал-Ансари (да будет доволен им Аллах) со слов пророка ﷺ Поистине, одни проявления ревности Аллах любит, а другие ненавистны Ему. Среди тех, которые Он любит, ревность тогда, когда есть подозрения, а среди тех, которые ненавистны Ему, ревность в тот момент, когда нет никаких подозрений.Такое истолкование всецело относится к мужчинам, потому что у женщины не может быть двух законных мужей. Что же касается женщины, то она имеет право ревновать, если муж совершает что-либо запрещённое, например, прелюбодействует, ущемляет её права, поступает с ней несправедливо из-за другой жены или отдаёт той предпочтение. Если эти факты доказаны или обстоятельства косвенно указывают на них, то ревность позволительна. Если же есть только пустые предположения, не подкреплённые доказательствами, то это ревность без оснований для сомнений. Но женщина ревнует своего мужа даже тогда, когда он справедлив, беспристрастен и выполняет свой долг перед каждой из жён. Это качество заложено в человеческую природу, и ни одна женщина не лишена его, и поэтому оно прощается ей, пока она не говорит или не совершает что-либо запрещённое.

Хадис Джабира (да будет доволен им Аллах), упомянутый в приведённой выше цитате, также передал Ибн Маджах со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах). шейх ал-Албани в «Сахих ал-джами» № 5905 назвал его достоверным.

В комментарии к Сунану Ибн Маджих говорится: «Ревность это изменения в человеке по причине чувства стыда. Иногда это чувство возникает по причине, связанной с религией, и в таких случаях оно заслуживает похвалы. Иногда же оно связано с тем, что невежественные и нечестивые люди считают для себя позором, хотя в действительности это не так. Например, в Индии среди невежественных людей распространён обычай не жениться на вдовах, а среди афганцев обычай выдавать вдов замуж только за родственников покойного мужа. В разных странах существуют разные обычаи, и то, что в одной стране считается постыдным, в другой не считается таковым. В подобных вопросах ревность порицается, и да смилуется Аллах над рабом, который следует сунне своего пророка ﷺ и избегает наущений заблудших.

Таким образом, ревность, как мужчин, так и женщин может быть похвальной и порицаемой. В своде Канз ал-‘уммал № 8736 сообщается, что ‘Абд ар-Рахман ибн ‘Умар ал-Асбахани в «Имане» передал слова ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах): Есть два вида ревности одна красивая и прекрасная, и благодаря ей мужчина наводит порядок в своей семье, а другая ревность приводит в ад.Похожее высказывание ал-Хараити передал со слов ‘Абдаллаха ибн Шаддада (да будет доволен им Аллах) в «И‘тилал ал-кулуб» № 718.

Следует знать, что ревность относится к прекрасным качествам Всевышнего Аллаха. Имам ибн ал-Каййим (да смилуется над ним Аллах) в «Рауда ал-мухиббин» пишет:«Ревность одно из качеств Великого Аллаха, и смысл его изложен в аяте: Скажи: Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые (сура 7 аль-Араф, аят 33). Ревность Всевышнего из-за рабов и к ним проявляется в Его защите людей от того, что может навредить им в последней жизни. Имам Тирмизи (в действительности это хадис приводит не имам Тирмизи, а имам Ахмад в «Муснаде» К . Э.) и др. передают, что пророк ﷺ сказал: Поистине, Аллах оберегает Своего верующего раба от этого мира. Он оберегает его, как вы оберегаете ваших больных от еды и питья, опасаясь за них. А в обоих Сахихах сообщается, что после солнечного затмения посланник Аллаха ﷺ прочёл проповедь и сказал:
О община Мухаммада! Клянусь Аллахом, никто не ревнует сильнее Аллаха, когда Его раб или Его раба совершают прелюбодеяние.

Имам Ахмад, имам Бухари, имам Муслим и имам Тирмизи передали со слов ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал: Никому чувство ревности не присуще в такой мере, как Аллаху, и поэтому Он запретил как явные, так и тайные непристойные дела. И никто не любит восхваления сильнее, чем Аллах, и поэтому Он Сам воздал Себе хвалу. И никто не любит оправдание так сильно, как Аллах, и поэтому Он ниспослал писание и отправил посланников. Шейх Ал-Албани в «Сахих алджами‘» №7165 назвал хадис достоверным. Комментируя его, имам Ибн ал-Каййим (да смилуется над ним Аллах) в «ал-Джаваб ал-кафи» пишет: В этом хадисе ревность, в основе которой лежит ненависть и неприязнь ко всему непристойному, упомянута наряду с любовью к оправданию, что предполагает совершенство справедливости, милосердия и добродетели. Пречистый Аллах ревнив, но Он любит, когда рабы просят у Него прощения, и прощает тех, кто поступает так. Он не наказывает Своих рабов за совершение того, что вызывает Его ревность и гнев, пока не оправдает Свои действия, и поэтому Он отправил к ним посланников и ниспослал им писания в оправдание и в качестве предостережения. Поистине, это предел величия, добродетели и совершенства. Многие из творений, когда ими овладевает сильная ревность, торопятся выместить свой гнев без всякого повода и не принимая никаких извинений, и если даже у людей, вызвавших их гнев, будут оправдания, сильная ревность не позволяет им принять их. С другой стороны, многие из тех, кто принимает извинения, поступают так потому, что не отличаются сильной ревностью. Они готовы принять любые оправдания и иногда принимают за них то, что в действительности не является оправданием. Немало таких людей оправдывают проступки предопределением. Но ни те, ни другие не заслуживают никакой похвалы.



Источник: Ал-Хинди, ‘Ала ад-Дин ‘Али ал-Муттаки. Канз ал-‘уммал фи сунан ал-аквал ва-л-аф‘ал. Бейрут: Дар ал-кутуб ал‘илмиййа, 1419 г.х. Т. 3. С. 313.

Ибн Хаджар. Фатх ал-Бари шарх сахих ал-Бухари Под ред. шейха‘Абд ал-‘Азиза ‘Абдаллаха ибн База и шейха Мухибб ад-Дина ал-Хатиба. Эр-Рияд: Дар ас-салам, 1421 г.х.Т. 9. С. 404-405.

Ибн ал-Каййим, Мухаммад ибн Абу Бакр. Рауда алмухиббин ва нузха ал-муштакин. Бейрут: Дар ал-кутуб ал‘илмиййа, 1412г.х. С. 295.

Ибн ал-Каййим, Мухаммад ибн Абу Бакр. Ад-Да’ ва-ддава. Даммам, Дар ибн ал-Джаузи, 1427 г. х. С. 107-108.

ас-Суйути, ‘Абд ар-Рахман ибн Абу Бакр. Дахлави. Шарх Ибн Маджах. С. 143.





из книги Сладость веры стр.: 323-327.





سُبْحـانَكَ اللّهُـمَّ وَبِحَمدِك، أَشْهَـدُ أَنْ لا إِلهَ إِلاّ أَنْتَ أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتوبُ إِلَـيْك





«Свят Ты, о Аллах и хвала Тебе. Свидетельствую, что нет некого достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и приношу Тебе свое покаяние».
Ответить