Может ли жена тратить свое имущество без разрешения мужа?

Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллахи уабаракатух
Ибн СайфульМалик писал(а):Брат А'маш, верно ли я понимаю, что это относится к категории макрух? Т.е если не спросит мужа, то греха не будет, но не будет и баракята в этом, а если спросит, то в этом будет баракят и получит жена за это вознаграждение от Аллаха. Верное ли понимание?
Вроде так, есть кто сказал что даже харам, но ин ша-Аллах что макрух правильнее в объединении с другими текстами.
И естественно так поступать лучше для женщины.
Уа-Ллаху а'лям.
Умму Рукаййа
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 11 авг 2009, 14:37

Re: Может ли жена тратить свое имущество без разрешения мужа

Сообщение Умму Рукаййа »

Ассаламу галяйкум! А я солько раз убеждалась в том что действительно женщина часто бывает тратит те средства что есть у нее в наличии,будь то деньги мужа или свои деньги не мудро и не было баракята в этом.Что вместо того чтобы потратить на тех кто более нуждался в этом,я сама как пример тратила на других людей.Не дай Аллах делать больше опрометчивых поступков! Так что прав и истину сказал наш пророк(да благославит его Аллах и приветствует) в его хадисах и слова ученых относительно траты женой своего имущества.А нам следует это принять,понимаем мы смысл вэтом или нет.Так как в том что приказано Аллахом есть благо для человека, а в том что запретил Аллах есть зло,доходим мы своим разумом или нет в этом.Как сказал Абдуллах ибн Масгуд(да будет доволен им Аллах):"О,люди,когда вы слышите "О вы, которые уверовали"(В Коране),тогда прислушайтесь, потому что после этих слов будут такие слова в которых либо будет приказано тебе,что будет для тебя благом, либо будет запрещено тебе то,что для тебя будет злом."
Amat Allah
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 18 сен 2009, 14:43

Re: Может ли жена тратить свое имущество без разрешения мужа

Сообщение Amat Allah »

Ассаляму Алейкум!
Джазакуму Ллаху кхэйр за тему, узнала для себя много нового, о чём даже не догадывалась... У меня тоже была информация такого характера, что женщина может обладать собственными средствами, которые она может тратить как пожелает, при этом её муж не имеет права на её средства только как одолжить их у неё... Теперь альхамдули Ллях многое встало на свои места...
я хотела бы задать такой вопрос, имеет ли право муж требовать от жены, чтобы та сообщала ему о том, что она располагает некими денежными средствами, которые были даны ей не им??? Другими словами, если женщине даёт деньги, например, её мама или папа, просто так, на карманные расходы или на конкретные цели, например на покупку платья, или какого другого подарка для себя от их имени, то обязана ли она говорить об этом своему мужу??? Может ли он ругать её в том случае, если она не рассказала ему об этом, а он, соответственно, узнал???
джазакуму Ллаху кхэйр.
suleymana
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 30 дек 2010, 20:56

Re: Может ли жена тратить свое имущество без разрешения мужа

Сообщение suleymana »

обязана ли она говорить об этом своему мужу??? Может ли он ругать её в том случае, если она не рассказала ему об этом, а он, соответственно, узнал???
сестра Саламу алейкум, а зачем вообще скрывать от мужа что либо..., вы же одна семья, Аллахумма барик фик
Аватара пользователя
Hakyolu
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 06 сен 2008, 00:25

Re:

Сообщение Hakyolu »

ас салям алейкум
тут фатва на английском http://www.islam-qa.com/en/ref/4037
тут на арабском http://www.islam-qa.com/ar/ref/4037

Я все почитала и поняла,буду признательна если кто то профессионально сможет перевести чтобы сестры и братья также ознакомились.
Дело в том что эта тема большую неясность внесла в некоторые семьи. На сaмом деле тут ничего непонятного нет и делать из этого фитну в семье я бы не советовалa братьям. Брат Амаш тоже объяснил предельно ясно, машаллах. Думаю Фатва тоже дополнит и внесет ясность в тему.
Бракаллахум фиикум
Аватара пользователя
Sestra Sestra
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 23 мар 2012, 16:18
Откуда: Baku,Azerbaijan

Re: Может ли жена тратить свое имущество без разрешения мужа

Сообщение Sestra Sestra »

Салам Алейкум ва РахматуЛлахи ва Баракатух.

Имеет ли право муж распоряжаться имуществом жены?

У меня есть подруга, муж которой женился на второй. У второй жены есть сын от предыдущего брака, а у моей подруги есть два сына от этого брака. Ежемесячно от государства она получает денежную сумму для покрытия основных затрат. Вторая жена также. Проблема в том, что сейчас муж требует у первой жены, чтобы она перевела эту сумму на его имя, чтобы ежемесячно получал её он. Он основывает это тем, что Ислам не позволяет женщине получать имущество у государства напрямую. Тогда как у второй жены он этого не требует. Когда первая жена спросила его, почему он не требует то же и у второй жены, он ответил: «Она получала эту сумму и до замужества, поэтому он не имеет права просить это у неё». Каково мнение Шариата по этому поводу?

Вся хвала Аллаху.

То, чем владеет жена, является её собственным имуществом, а не мужа. Это является основой. Не важно: имущество это от торговли, наследства, свадебного дара (махр) или от государства. Во всём этом у мужа нет доли. Это имущество не дозволено для него, если только жена добровольно отдаст его ему. Если бы муж владел имуществом жены, то наследство жены после её смерти полностью бы отходило мужу, и никто другой не имел бы доли. А подобного нет в пречистом Шариате Всевышнего Аллаха.

Основываясь на этом, имущество, которое получает жена от государства в виде пособия, является её личным имуществом. Мужу не дозволено владеть им. Что же касается его слов, что якобы в Исламе женщине не разрешается получать пособие от государства напрямую, то им нет основы в Шариате. Женщина и мужчина в этом равны.

Муж не имеет права брать что-либо из имущества жены без её на то дозволения и довольства.

Сказал Всевышний Аллах:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لا تَأْكُلُوا أَمْوَالَكُمْ بَيْنَكُمْ بِالْبَاطِلِ إِلا أَنْ تَكُونَ تِجَارَةً عَنْ تَرَاضٍ مِنْكُمْ

«О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «ан-Ниса», аят 29)

وَآتُوا النِّسَاءَ صَدُقَاتِهِنَّ نِحْلَةً فَإِنْ طِبْنَ لَكُمْ عَنْ شَيْءٍ مِنْهُ نَفْساً فَكُلُوهُ هَنِيئاً مَرِيئاً

«Даруйте женщинам их предбрачный дар от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» (сура «ан-Ниса», аят 4).

В ответе на вопрос под № 3054 уже приводились доказательства из Корана, Сунны и Иджма‘ (единодушное мнение всех учёных – прим. пер.), что муж обязан обеспечивать свою жену. Обеспечивать соразмерно своему достатку. Жена не должна обеспечивать себя сама, даже будучи богатой, если только она сама не пожелает этого.

Смотрите вопрос о жаловании жены в ответе на вопрос № 126316.

А Аллах знает лучше.
Сайт «Ислам: вопрос и ответ»
Аватара пользователя
Sestra Sestra
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 23 мар 2012, 16:18
Откуда: Baku,Azerbaijan

Re:

Сообщение Sestra Sestra »

Салам Алейкум ва РахматуЛлахи ва Баракатух.

Вопрос: "Я работаю и получаю зарплату, которую трачу на себя и на свой дом, часть отдаю семье ,часть на благотворительность и т.п. У мужа возникают недовольства мною по поводу расходования моих денег. Имеет ли мой муж право возражать по поводу того, каким образом я трачу свои деньги, и должна ли я просить разрешения, когда я хочу их потратить?"

Ответ: "Вся Хвала Аллаху.
Несомненно, взрослому свободному человеку, находящемуся в здравом уме и сознании, дозволено распоряжаться собственным имуществом без ограничений на протяжении жизни покупая, приобретая в аренду, делая подарки, устанавливая вакф или совершая какие-либо другие финансовые операции. На этот счет разногласий у ученых не возникает.
Также не вызывает сомнений тот факт, что муж не имеет права возражать против того, каким образом жена распоряжается своим имуществом, будь то покупки, аренда и т.д., при условии, что жена находится в здравом уме и нет причин, по которым она не должна распоряжаться своими деньгами и она не из числа тех, кого можно обмануть. См. "Маратиб аль-иджма" 162, "аль-Иджма' филь-фикх аль-ислями" 2/566.
Но ученые разошлись во мнениях по поводу того, в каких случаях жена имеет право отдать все или часть своего имущества на благотворительность или в качестве дара без разрешения мужа. Подробности их суждений изложены ниже:

Первое мнение:
Муж имеет право предотвратить (или запретить) трачу денег женой, если сумма превышает одну треть её имущества, но не имеет права на запрет, если сумма меньше этого. Это мнение маликитов и ханбалитов, а также одно из мнений, высказанных Ахмадом. См. "аль-Мугни" 4/513, "Найлюль-аутар" 6/22.
Доказательством этому служат доводы и «кияс» (сравнение по аналогии). Вот некоторые из них:
1. Передается, что Хайра, жена Каба ибн Малика, пришла к Пророку (салАллаху алейхи ва Саллям) с некоторыми из своих украшений. Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) сказал: «Не дозволено женщине распоряжаться (располагать) своим имуществом, без разрешения мужа. Спросила ли ты разрешения у Каба?». Она ответила: «Да». Посланник Аллаха (салАллаху алейхи ва Саллям) послал за Кабом ибн Маликом, ее мужем, и спросил его: «Ты разрешил жене пожертвовать ее украшения?». Тот ответил: «Да». И Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) принял их от нее.
Этот хадис передал Ибн Маджа (2380). Иснады от Абд-Аллах ибн Яхья и его отца, которые являются маджхуль (неизвестными передатчиками – т.е. о них недостаточно информации, чтобы полагаться на их надежность).
2. Передается от Умара ибн Шуайба, от его отца и деда, что посланник Аллаха (салАллаху алейхи ва Саллям) сказал в своей хутбе: «Не дозволено женщине дарить подарки без разрешения на то мужа своего». Хадис приводится в "Сунан Абу Дауд" торговля, глава 84, "Сунан ан-Насаи" закят, глава 58.
Согласно другой версии хадиса: «Женщине не дозволено распоряжаться своим имуществом, если она замужем». Хадис передали пять передатчиков за исключением ат-Тирмизи.
Эти хадисы являются доказательством тому, что женщина не имеет права расходовать свое имущество без разрешения мужа, и указывают на то, что разрешение мужа является условием для этого. Женщина имеет право расходовать не более трети своего имущества согласно другим источникам, свидетельствующим о том, что хозяин имеет право завещать одну треть или меньше этого из своего имущества, но на большее должен получить разрешение наследников. Об этом передается в известном хадисе Сада ибн Аби Ваккаса, в котором он спросил Пророка (салАллаху алейхи ва Саллям), может ли он пожертвовать все свое имущество, на что Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) ответил: «Нет». Он спросил: «А две трети?». Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) ответил: «Нет». Он спросил: «А половину?» Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) ответил: «Нет». Он спросил: «А одну треть?» Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) ответил: «Одну треть можно, но и этого много». (Текст согласован, т.е. хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
Что касается довода на основании аналогии, то речь о том, что право мужа связано с имуществом жены на основании слов Пророка (салАллаху алейхи ва Саллям): «На женщине женятся из-за ее имущества, красоты, религиозности». Хадис передали семеро ученых.
Известно из традиции, что муж увеличивает размер махра в зависимости от богатства жены, и может извлекать пользу из ее имущества. А если он окажется не в состоянии тратить на неё, то она не должна жаловаться (т.к. обладает своим имуществом). Это подобно правам наследников по отношению к имуществу больного. См. "аль-Мугни", 4/514.

Второе мнение:
Муж имеет право запретить жене расходовать свое имущество во всех случаях независимо от масштаба расходуемого (в малых или больших количествах), исключая мелочи. Это мнение аль-Лейса ибн Са'да. См. "Найль аль-Автаар" 6/22.

Третье мнение:
Женщине не дозволено расходовать ее имущество без разрешения мужа. Этого мнения придерживался Тавус. См. "Фатх аль-Бари", 5/218.
Ибн Хаджар привел в «аль-Фатх», что Тавус использовал в качестве доказательства хадис от Умара ибн Шуайба: «Не дозволено женщине дарить что-либо из своего имущества без разрешения мужа». Хадис передали Абу Дауд и аль-Насаи.

Четвертое мнение:
Женщина имеет полное право на расходование своего имущества во всех случаях, будь то все имущество или ее часть. Это мнение большинства ученых (джумхур), среди которых ханафиты, шафииты, ханбалиты и Ибн Мунзир. См. "аль-Мугни" 4/513, "аль-Инсаф" 5/342, "Ма'ани аль-асар" 4/354.
Данное мнение является наиболее справедливым и более соответствует Корану, Сунне и здравому смыслу.
Аллах - Свят Он и Велик - сказал в Коране: «Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье». (Коран, ан-Ниса 4:4)
Аллах дозволил мужу то, что его жена отдаст ему добровольно. Аллах так же сказал: «Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят (т.е. откажутся от этого вознаграждения)» (аль-Бакара, 2:237).
Исходя из этого аята, Аллах позволил женщине после развода со своим мужем отказаться от махра на такую долю, на которую пожелает сама женщина, без необходимости просить на это разрешение у кого-либо. Это указывает на то, что женщине разрешено распоряжаться своим имуществом, и что в этом ее права такие же, как у мужчин. См. "Шарх Ма'ани аль-Асар" 4/352.
Аллах Всевышний также сказал: «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» . (Коран, ан-Ниса 4:6)
Это означает, что женщине-сироте, достигая зрелости и сознательности, дозволено распоряжаться своим имуществом.
Это подобно тому, как после праздничной проповеди Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) обратился к женщинам, и те пожертвовали свои украшения.
Все это указывает на то, что женщины имеют право распоряжаться своим имуществом без чьего-либо разрешения. См. книгу «Иттихаф аль-Хилян би Хукук аль-Завджайн филь Ислам» Др. Файхан ибн Атик аль-Мутайри, стр. 92-96.
В "Найль аль-Автаар" говорится: «Большинство ученых сошлись во мнениях, что женщина имеет право распоряжаться своим имуществом без каких-либо ограничений, не спрашивая разрешения у мужа, если она не является глупой. Если же женщина глупая, ей это не дозволено».
Сказано в аль-Фатх: «У большинства (Джумхур) есть много доказательств из Корана и Сунны».
Большинство ученых выступает против мнения тех, кто в качестве доказательства приводит хадис: «Женщине не дозволено дарить что-либо без разрешения своего мужа» (Абу Дауд, 3079; Сахих аль-Джами’, 7265.)
По мнению большинства ученых этот хадис содержит в себе адаб и хорошее отношение к мужу, указывает на право мужа в отношении жены и жизненном опыте мужа и его мудрости. Ас-Синди в своем шархе ан-Насаи к этому хадису высказал: «По мнению большинства ученых этот хадис означает: хорошее сожительство с мужем и важность сделать его довольным».
Передано от аш-Шафии, что это недостоверный хадис, как же тогда мы можем опираться на него, когда Коран и Сунна, а также другие источники и здравый смысл говорят об обратном? Маймуна освободила раба без ведома Пророка (салАллаху алейхи ва Саллям), и он, узнав об этом, не упрекнул ее. Эти доводы указывают на то, что если даже этот хадис является достоверным, смысл его в проявлении доброго отношения и права женщины на выбор относительно испрашивания позволения у мужа по своему усмотрению.
Таким образом, мусульманка не обязана обращаться к мужу за разрешением, но ей желательно сделать это и она будет вознаграждена за это. Передается от Абу Хурайры, что у посланника Аллаха (салАллаху алейхи ва Саллям) спросили о том, какая женщина является лучшей? Он ответил: «Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, подчиняется, когда он повелевает, не противоречит ему и не расходует свое имущество так, как ему не нравится». (Хадис передал ан-Насаи, 3179; см. Сахих аль-Джами’, 3292).

И Аллах знает лучше!

Источник:
http://www.islam-qa.com/en/ref/4037
Аватара пользователя
al-athari al-buryati
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 03 июн 2010, 15:27

Re: Может ли жена тратить свое имущество без разрешения мужа

Сообщение al-athari al-buryati »

Ас-саляму алейкум!
Забыли отметить еще один аспект, когда женщине дозволяется брать из средств мужа, "Радость сердец благочестивых" шейха-алляма Абдур-Рахмана ас-Саади (рахимахуЛлах) :
عَنْ عَائِشَةَ رضي الله عنها قَالَتْ : دَخَلَتْ هِنْدٌ بِنْتُ عُتْبَةَ امْرَأَةُ أَبِي سُفْيَانَ عَلَىَ رَسُولِ اللّهِ صلى الله عليه وسلم فَقَـالَتْ : يَا رَسُولَ اللّهِ إنّ أَبَا سُفْيَانَ رَجُلٌ شَحِيحٌ ، لاَ يُعْطِينِي مِنَ النّفَقَةِ مَا يَكْفِينِي وَيَكْفِي بَنِيّ إلاّ مَا أَخَذْتُ مِنْ مَالِهِ بِغَيْرِ عِلْمِهِ ، فَهَلْ عَلَيّ فِي ذَلِكَ مِنْ جُنَاحٍ ؟ فَقَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم : خُذِي مِنْ مَالِهِ بِالْمَعْرُوفِ مَا يَكْفِيكِ وَيَكْفِي بَنِيكِ .

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Однажды к посланнику Аллаха) пришла жена Абу Суфйана Хинд бинт ‘Утба и сказала (ему): “О посланник Аллаха, поистине, Абу Суфйан – человек скупой, и того, что он даёт мне, недостаточно для меня и моих детей, если я сама не беру что-то из его средств без его ведома, так не является ли это грехом для меня?” (На это посланник Аллаха) сказал: «Бери из средств его столько, сколько будет хватать тебе и твоим детям сообразно обычаю». Аль-Бухари и Муслим.

Прошу требующих знания братьев пояснить смысл хадиса для правильного понимания, так как в русскоязычном переводе этой книги в заглавие этого хадиса вынесен только один вывод: "Отец обязан нести расходы на детей" (хадис восемьдесят первый). И второе - чтобы не думали (я имею ввиду, лучше разъяснить и этот аспект) плохое на Абу Суфьяна (да будет доволен им Аллах), ведь он сподвижник... баракаЛлаху фикум.
Ответить