Салам Алейкум ва РахматуЛлахи ва Баракатух.
Вопрос: "Я работаю и получаю зарплату, которую трачу на себя и на свой дом, часть отдаю семье ,часть на благотворительность и т.п. У мужа возникают недовольства мною по поводу расходования моих денег. Имеет ли мой муж право возражать по поводу того, каким образом я трачу свои деньги, и должна ли я просить разрешения, когда я хочу их потратить?"
Ответ: "Вся Хвала Аллаху.
Несомненно, взрослому свободному человеку, находящемуся в здравом уме и сознании, дозволено распоряжаться собственным имуществом без ограничений на протяжении жизни покупая, приобретая в аренду, делая подарки, устанавливая вакф или совершая какие-либо другие финансовые операции. На этот счет разногласий у ученых не возникает.
Также не вызывает сомнений тот факт, что муж не имеет права возражать против того, каким образом жена распоряжается своим имуществом, будь то покупки, аренда и т.д., при условии, что жена находится в здравом уме и нет причин, по которым она не должна распоряжаться своими деньгами и она не из числа тех, кого можно обмануть.
См. "Маратиб аль-иджма" 162, "аль-Иджма' филь-фикх аль-ислями" 2/566.
Но ученые разошлись во мнениях по поводу того, в каких случаях жена имеет право отдать все или часть своего имущества на благотворительность или в качестве дара без разрешения мужа. Подробности их суждений изложены ниже:
Первое мнение:
Муж имеет право предотвратить (или запретить) трачу денег женой, если сумма превышает одну треть её имущества, но не имеет права на запрет, если сумма меньше этого. Это мнение маликитов и ханбалитов, а также одно из мнений, высказанных Ахмадом.
См. "аль-Мугни" 4/513, "Найлюль-аутар" 6/22.
Доказательством этому служат доводы и «кияс» (сравнение по аналогии). Вот некоторые из них:
1. Передается, что Хайра, жена Каба ибн Малика, пришла к Пророку (салАллаху алейхи ва Саллям) с некоторыми из своих украшений. Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) сказал: «Не дозволено женщине распоряжаться (располагать) своим имуществом, без разрешения мужа. Спросила ли ты разрешения у Каба?». Она ответила: «Да». Посланник Аллаха (салАллаху алейхи ва Саллям) послал за Кабом ибн Маликом, ее мужем, и спросил его: «Ты разрешил жене пожертвовать ее украшения?». Тот ответил: «Да». И Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) принял их от нее.
Этот хадис передал Ибн Маджа (2380). Иснады от Абд-Аллах ибн Яхья и его отца, которые являются маджхуль (неизвестными передатчиками – т.е. о них недостаточно информации, чтобы полагаться на их надежность).
2. Передается от Умара ибн Шуайба, от его отца и деда, что посланник Аллаха (салАллаху алейхи ва Саллям) сказал в своей хутбе: «Не дозволено женщине дарить подарки без разрешения на то мужа своего».
Хадис приводится в "Сунан Абу Дауд" торговля, глава 84, "Сунан ан-Насаи" закят, глава 58.
Согласно другой версии хадиса:
«Женщине не дозволено распоряжаться своим имуществом, если она замужем».
Хадис передали пять передатчиков за исключением ат-Тирмизи.
Эти хадисы являются доказательством тому, что женщина не имеет права расходовать свое имущество без разрешения мужа, и указывают на то, что разрешение мужа является условием для этого. Женщина имеет право расходовать не более трети своего имущества согласно другим источникам, свидетельствующим о том, что хозяин имеет право завещать одну треть или меньше этого из своего имущества, но на большее должен получить разрешение наследников. Об этом передается в известном хадисе Сада ибн Аби Ваккаса, в котором он спросил Пророка (салАллаху алейхи ва Саллям), может ли он пожертвовать все свое имущество, на что Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) ответил:
«Нет». Он спросил: «А две трети?». Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) ответил:
«Нет». Он спросил: «А половину?» Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) ответил:
«Нет». Он спросил: «А одну треть?» Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) ответил:
«Одну треть можно, но и этого много».
(Текст согласован, т.е. хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
Что касается довода на основании аналогии, то речь о том, что право мужа связано с имуществом жены на основании слов Пророка (салАллаху алейхи ва Саллям):
«На женщине женятся из-за ее имущества, красоты, религиозности». Хадис передали семеро ученых.
Известно из традиции, что муж увеличивает размер махра в зависимости от богатства жены, и может извлекать пользу из ее имущества. А если он окажется не в состоянии тратить на неё, то она не должна жаловаться (т.к. обладает своим имуществом). Это подобно правам наследников по отношению к имуществу больного.
См. "аль-Мугни", 4/514.
Второе мнение:
Муж имеет право запретить жене расходовать свое имущество во всех случаях независимо от масштаба расходуемого (в малых или больших количествах), исключая мелочи. Это мнение аль-Лейса ибн Са'да.
См. "Найль аль-Автаар" 6/22.
Третье мнение:
Женщине не дозволено расходовать ее имущество без разрешения мужа. Этого мнения придерживался Тавус.
См. "Фатх аль-Бари", 5/218.
Ибн Хаджар привел в «аль-Фатх», что Тавус использовал в качестве доказательства хадис от Умара ибн Шуайба:
«Не дозволено женщине дарить что-либо из своего имущества без разрешения мужа».
Хадис передали Абу Дауд и аль-Насаи.
Четвертое мнение:
Женщина имеет полное право на расходование своего имущества во всех случаях, будь то все имущество или ее часть. Это мнение большинства ученых (джумхур), среди которых ханафиты, шафииты, ханбалиты и Ибн Мунзир.
См. "аль-Мугни" 4/513, "аль-Инсаф" 5/342, "Ма'ани аль-асар" 4/354.
Данное мнение является наиболее справедливым и более соответствует Корану, Сунне и здравому смыслу.
Аллах - Свят Он и Велик - сказал в Коране:
«Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье».
(Коран, ан-Ниса 4:4)
Аллах дозволил мужу то, что его жена отдаст ему добровольно. Аллах так же сказал:
«Если же вы разведетесь с ними до того, как коснулись их, но после того, как установили обязательное вознаграждение (приданое), то отдайте им половину установленного вознаграждения, если только они не простят (т.е. откажутся от этого вознаграждения)» (аль-Бакара, 2:237).
Исходя из этого аята, Аллах позволил женщине после развода со своим мужем отказаться от махра на такую долю, на которую пожелает сама женщина, без необходимости просить на это разрешение у кого-либо. Это указывает на то, что женщине разрешено распоряжаться своим имуществом, и что в этом ее права такие же, как у мужчин.
См. "Шарх Ма'ани аль-Асар" 4/352.
Аллах Всевышний также сказал:
«Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» .
(Коран, ан-Ниса 4:6)
Это означает, что женщине-сироте, достигая зрелости и сознательности, дозволено распоряжаться своим имуществом.
Это подобно тому, как после праздничной проповеди Пророк (салАллаху алейхи ва Саллям) обратился к женщинам, и те пожертвовали свои украшения.
Все это указывает на то, что женщины имеют право распоряжаться своим имуществом без чьего-либо разрешения.
См. книгу «Иттихаф аль-Хилян би Хукук аль-Завджайн филь Ислам» Др. Файхан ибн Атик аль-Мутайри, стр. 92-96.
В "Найль аль-Автаар" говорится:
«Большинство ученых сошлись во мнениях, что женщина имеет право распоряжаться своим имуществом без каких-либо ограничений, не спрашивая разрешения у мужа, если она не является глупой. Если же женщина глупая, ей это не дозволено».
Сказано в аль-Фатх:
«У большинства (Джумхур) есть много доказательств из Корана и Сунны».
Большинство ученых выступает против мнения тех, кто в качестве доказательства приводит хадис:
«Женщине не дозволено дарить что-либо без разрешения своего мужа» (Абу Дауд, 3079; Сахих аль-Джами’, 7265.)
По мнению большинства ученых этот хадис содержит в себе адаб и хорошее отношение к мужу, указывает на право мужа в отношении жены и жизненном опыте мужа и его мудрости. Ас-Синди в своем шархе ан-Насаи к этому хадису высказал:
«По мнению большинства ученых этот хадис означает: хорошее сожительство с мужем и важность сделать его довольным».
Передано от аш-Шафии, что это недостоверный хадис, как же тогда мы можем опираться на него, когда Коран и Сунна, а также другие источники и здравый смысл говорят об обратном? Маймуна освободила раба без ведома Пророка (салАллаху алейхи ва Саллям), и он, узнав об этом, не упрекнул ее. Эти доводы указывают на то, что если даже этот хадис является достоверным, смысл его в проявлении доброго отношения и права женщины на выбор относительно испрашивания позволения у мужа по своему усмотрению.
Таким образом, мусульманка не обязана обращаться к мужу за разрешением, но ей желательно сделать это и она будет вознаграждена за это. Передается от Абу Хурайры, что у посланника Аллаха (салАллаху алейхи ва Саллям) спросили о том, какая женщина является лучшей? Он ответил:
«Та, которая радует своего мужа, когда он смотрит на нее, подчиняется, когда он повелевает, не противоречит ему и не расходует свое имущество так, как ему не нравится».
(Хадис передал ан-Насаи, 3179; см. Сахих аль-Джами’, 3292).
И Аллах знает лучше!
Источник:
http://www.islam-qa.com/en/ref/4037