ДОЗВОЛЕН ЛИ РАЗВОД БЕЗ ПРИЧИНЫ?

Ответить
Umm-muslim
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 фев 2010, 08:50

ДОЗВОЛЕН ЛИ РАЗВОД БЕЗ ПРИЧИНЫ?

Сообщение Umm-muslim »

Ассалям Уалейкум уважаемые братья и сестры!

У нас такой вопрос:

Каково положение развода в Исламе изначально?! Что говорят ученые об этом и каковы их доводы? Просто некоторые мужья прочитав кое что и послушав некоторые лекции уважаемых братьев заявляют о том, что муж может развестись с женой в любое время даже без какой-либо причины. Так ли это? И насколько верным является это мнение в Исламе?"

Заранее благодарим за ответ.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

ДОЗВОЛЕН ЛИ РАЗВОД БЕЗ ПРИЧИНЫ?

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам уарахмату-Ллах.
Каково положение развода в Исламе изначально?! Что говорят ученые об этом и каковы их доводы? Просто некоторые мужья прочитав кое что и послушав некоторые лекции уважаемых братьев заявляют о том, что муж может развестись с женой в любое время даже без какой-либо причины. Так ли это? И насколько верным является это мнение в Исламе?"
Этот вопрос часто возникает у многих мусульманок, и в отдельных темах он тут кажется уже несколько раз поднимался ещё давно.
А что касается мнения, на которое опираются эти братья, то оно весьма слабое и ошибочное, противоречащее доводам Корана и Сунны и словам великих имамов.
Ин ша-Аллах с позволения Аллаха я на днях выставлю статью по этому вопросу.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

ДОЗВОЛЕН ЛИ РАЗВОД БЕЗ ПРИЧИНЫ?

Сообщение A'mash »

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Дозволен ли развод без причины?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Дозволен ли развод без причины? Данный вопрос часто возникает у многих мусульманок.
Воистину, супружеская жизнь в Исламе занимает важное место, ведь Всевышний Аллах сказал: «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (30: 21).
Всевышний Аллах также сказал: «Вам дозволено вступать в близость с вашими жёнами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (2: 187).
Хафиз Ибн Касир сказал: “Нет более великой любви и симпатии между двумя душами, чем любовь и симпатия между супругами”. См. “Тафсир Ибн Касир” (2/275).

Но, несмотря на это, развод в своей основе в Исламе является дозволенным, и в этом нет разногласий среди учёных. См. “аль-Мугъни” (7/96), “аль-Ифсах” (2/137).
Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с жёнами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар)» (2: 236).
По милости Аллаха, мы не христиане, которые считают, что разводиться запрещено, и что супруги должны терпеть те или иные выходки друг друга и прочие семейные проблемы до самой смерти. Имам Ибн Къудама говорил: “Обычай указывает на дозволенность развода. Ведь может быть так, что отношение супругов испортятся и пребывать в браке станет только явным вредом!” См. “аль-Мугъни” (8/235).
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “И как брак относится к величайшим милостям Всевышнего и насущным потребностям человека, точно так же и дозволенность развода – это милость Аллаха, избавляющая человека от необходимости жить с тем, кто ему не подходит, проводя свои дни в стеснении и мучительных тяготах. А в Коране сказано: «Если они (супруги) расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Мудрый» (4: 130)”. См. “Тайсир аль-Карим ар-Рахман” (стр. 327).
Однако учёные Ислама высказывали разные мнения по поводу развода, несмотря на его дозволенность. Группа учёных говорила о том, что в разводе нет никакого порицания, даже если он без причины. А другие учёные считали, что развод хоть и дозволен, однако является порицаемым в своей основе. См. «Кашшаф аль-къина’» (5/261), «Хашия Ибн ‘Абидин» (3/227).
Но учёные, порицавшие развод в своей основе говорили об этом, только если развод не имел веской причины. Ведь есть такие случаи, когда развод становится желательным или даже обязательным, как в случае с порочной и нечестивой женой, и т.п.
А что касается развода без причины, то среди учёных были такие, кто считал, что это не просто порицаемо (макрух), но даже запретно (харам), как об этом упоминали къады Абу Я’ля и къады ‘Ийяд. См. “аль-Мугъни” (8/235), “Икмаль аль-Му’лим” (8/349).

Что касается указаний на то, что, несмотря на дозволенность развода, он является порицаемым в своей основе, и даже запретным, если без какой-либо причины, то доводы на это следующие:

Во-первых, как уже было упомянуто, брак в Исламе занимает немаловажное положение, и не может быть так, чтобы развод без причины был дозволенным поступком! К тому же Всевышний Аллах назвал брачный союз «суровым заветов», сказав: «Как вы (о мужчины) можете отбирать это (брачный дар у жён), когда вы имели близость друг с другом и если они взяли с вас суровый завет?» (4: 21).
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха относительно женщин, ведь, поистине, вы взяли их в жёны по завету Аллаха и сделали их половые органы дозволенными согласно Слову Аллаха!» Муслим (1218).
Не позволительно проявлять халатность в таких вопросах, которые Шариат связал такими великими вещами, как «Завет Аллаха» и «Слово Аллаха»!
По этой причине ханафитский имам Ибн ‘Абидин говорил, что основа в разводе – это порицаемость, а что касается поступка тех, кто разводится без причины, то он называл это тупостью. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” (3/228).

Во-вторых, развод без причины содержит в себе вред для женщины, а Шариат запрещает причинять вред в любой форме без повода.
Со слов Абу Са’ида аль-Худри, Ибн ‘Аббаса, ‘Убады ибн Самита, Абу Хурайры, Джабира, ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим». Малик (2/218), Ахмад (5/326), Ибн Маджах (2340), аль-Хаким (2/57). Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Дауд, Ибн ас-Салях, ан-Науауи, аль-‘Аляи, Ибн Раджаб, аль-Альбани. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” (стр. 311), “Файдуль-Къадир” (6/138), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (250).

В-третьих, развод радует Иблиса, а его не может радовать то, что является в основе благим и дозволенным.
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать своё войско. И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. А Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Да, ты – хорош!”» Муслим (2813).
Къады ‘Ийяд сказал: “В этом хадисе указание на величие положения развода и разлучения, а также то, что в этом много вреда и большой грех для того, кто устремился к этому! Ведь в разводе разрыв того, что велел соединять Аллах; разобщение в том, в чем Аллах сделал милость и любовь; разрушение дома, построенного в Исламе; и устремление к препирательствам (ссорам)”. См. “Икмаль аль-Му’лим” (8/349).

В-четвертых, Шариат строжайшим образом запретил женщине требовать у мужа развод без причины, а если бы развод без причины в основе был дозволенным и не порицаемым, то Шариат не пригрозил бы женщине в такой суровой форме за это.
Со слов Саубана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какая бы женщина не попросила развода у своего мужа без веской причины, то для неё запретным станет запах Рая!» Ахмад (5/277), Абу Дауд (2226), ат-Тирмизи (1187), Ибн Маджах (2055). Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн аль-Джаруд, аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” (9/403), “Ируа аль-гъалиль” (2035).
Имам Ибн Къудама сказал: “Этот хадис указывает на запретность требования развода без нужды, поскольку в этом вред, как для неё, так и для мужа, а также это лишает никах его пользы без необходимости”. См. “аль-Мугъни” (8/177).
Имам аш-Шаукани сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что требование женщиной развода у мужа запрещено строжайшим образом. Ведь тот, кто не ощутит запах Рая, значит, не войдет в Него”. См. “Нейль аль-аутар” (12/371).
И так же, как является в основе запрещённым для мусульманки требовать без веской причины обычный развод, именуемый «ат-талякъ», запрещается и прибегать к разводу с выкупом, именуемом как «аль-хуль’», когда жена возвращает мужу брачный дар (махр) с условием развода.
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, строптивые женщины, добивающиеся развода (хуль’), являются лицемерками». ан-Насаи (3461), ат-Табарани в “аль-Кабир” (17/339). Достоверность хадиса подтвердили ас-Сан’ани, Ахмад Шакир, аль-Альбани. См. «ат-Тануир» (3/531), «Тахридж аль-Муснад» (6/546), «Сахих аль-Джами’» (1938).
В пояснении этого хадиса Ибн аль-Асир, ас-Суюты, ас-Синди, ас-Сан’ани сказали: “Речь идёт о женщинах, которые требуют талякъ и хуль’ от своих мужей без причины”. См. “ан-Нихая” (2/65), “Хашия ‘аля ан-Насаи” (3/480), “ат-Тануир” (3/531).
Сказал аль-Мунауи об этом хадисе: “Такие женщины были описаны лицемерием для увеличения устрашения и предостережения от впадения в подобное. Порицается женщине требовать развод хуль’, кроме как по причине, как сильный разлад, её неприязнь к мужу по причине скверного его качества или его религиозного или мирского характера, опасение не соблюсти некоторые его права, и т.п.”. См. “Файдуль-Къадир” (2/387).
Шейх Мухаммад аль-Итьюби сказал: “Из этого хадиса извлекается то, что хуль’ без нужды считается лицемерием”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” (29/33).

В-пятых, Шариат строго запрещает способствовать разводу извне, и совершающий это является грешником!
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не из нас тот, кто настраивает жену против мужа и раба против хозяина!» Абу Дауд (2175), аль-Хаким (2/214). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (5437).
Хадисы, в которых говорится: «не из нас» указывают на тяжесть греха, о котором идет речь.
Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Непозволительно женщине добиваться развода для своей сестры (по вере), чтобы всё досталось только ей одной, ибо в любом случае достанется ей лишь то, что ей было предопределено». аль-Бухари (5152), Муслим (1408).

В-шестых, выражая порицание колдунам, Всевышний Аллах из их деяний упомянул развод, придав этому важность, сказав: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (2: 102).

В-седьмых, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с похвалой отозвался о людях Писания, которые доживали до старости вместе со своими жёнами, не разводясь с ними.
Со слов аль-Микъдада ибн Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: «Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тёти. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, [и никогда не бил её, оставляя следа на теле]. И они умирали в старости, питая друг к другу любовь».
Когда передатчик этого хадиса Абу Саляма рассказал об этом хадисе аль-‘Аля аль-Гъасани, последний сказал: “До меня дошло, что из числа скверных поступков, которые Аллах запретил, но о чём не сообщил в Коране, это когда мужчина женится на женщине, и после того, как они прожили долго и она родила ему, он разводится с ней, не имея какого-либо основания”. ат-Табарани в “аль-Кабир” (20/374), аль-Харис в “аль-Муснад” (495). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2871).
Шейх аль-Альбани об этом хадисе сказал: “Подобное было среди людей Писания тогда, когда у них ещё была нравственность, и когда они были религиозными, даже если и следовали искаженной религии. А что касается наших дней, то они запрещают дозволенное Аллахом, как развод и открыто дозволяют прелюбодеяние и даже гомосексуализм”. См. “ас-Сахиха” (6/874).

В-восьмых, Шариат строго запрещает разбрасываться необдуманно словами развода, давая развод, а затем возвращая свою жену, относя подобное к игре с установлениями Аллаха.
Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что происходит с людьми, которые играются с установлениями Аллаха, говоря (своим женам): “Я развелся с тобой, я вернул тебя, развелся с тобой, вернул тебя”?!» Ибн Маджах (2017), аль-Байхакъи (7/322), Ибн Батта в “Ибталь аль-хияль” (55). Шейхуль-Ислям Ибн Таймия, имам Ибн аль-Къайим, хафиз аль-Бусыри назвали иснад хадиса хорошим, а шейх Ахмад Шакир достоверным. См. “Баян ад-далиль ‘аля ибталь ат-тахлиль” (482), “Игъасату-лляхфан” (1/503), “Мисбах аз-зуджаджа” (2/123), “Низам ат-талякъ” (стр. 35).
Сказал имам ас-Синди: “Слова: «играются с установлениями Аллаха» означают: «Не придают этому значения». Если развод ненавистен для Аллаха, и узаконен для нужды людей в нем, то границы и установления его выражаются в том, чтобы человек не прибегал к нему, кроме как при нужде. А частое использование таких слов указывает на то, что человек не придает должного значения этим границам. А слова: «говоря (своим женам)» указывают на то, что такой человек часто дает развод без нужды в нем, более того, делает это, несмотря на нужду в жене, поэтому он также часто и возвращает её”. См. “Хашия ас-Синди” (2/500).

Упомянутые аргументы из Корана и Сунны косвенно и даже прямо указывают на то, что в своей основе развод без причины является как минимум порицаемым деянием, а в некоторых случаях может быть и грехом!
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Если бы не нужда в разводе, то доказательства указывали бы на его запретность, как на это указывают хадисы и основы религии! Однако Всевышний Аллах дозволил развод по причине милости для Своих рабов, так как они иногда нуждаются в разводе”. См. “Маджму’уль-фатауа” (32/89).
Также имам Ибн Таймия сказал: “Основа в разводе – порицание. Поистине, развод стал дозволенным по причине нужды в нём. Со слов Джабира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, Иблис установил свой трон над водой, а затем стал посылать своё войско. И самый приближенный из его войска к нему – сеющий наибольшую смуту. Приходит кто-то из них и говорит: “Я сделал то-то и то”. А Иблис отвечает: “Ты ничего не сделал!” Затем приходит другой и говорит: “Я не оставил человека до тех пор, пока не разлучил его с его женой”. Тогда Иблис приближает его к себе и говорит: “Да, ты – хорош!”» Муслим (2813).
А Всевышний Аллах сказал, порицая колдовство: «Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой» (2: 102)”. См. “Маджму’уль-фатауа” (33/81).
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что он сказал: «Самый ненавистный халяль для Аллаха – это развод». Данный хадис не достоверный, однако, его смысл является правильным. Всевышний Аллах не любит развод, но Он не запретил его из-за облегчения для Своих рабов. И если есть повод или шариатская причина для развода, то он становится дозволенным. Например, жизнь с некой женщиной влечёт запретное по Шариату, и нет возможности избавиться от этого, кроме как разводом, то следует развестись. Или, например, женщина имеет большой недостаток в религии или в её целомудрии, и нет возможности на неё повлиять, то тогда мы говорим: «Лучше развестись». Что же касается развода без шариатской или традиционной причины, то лучше не разводиться. Более того, развод в таком случае будет порицаемым”. См. “аль-Баб аль-мафтух” (№ 55).
Также шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Все мы знаем, что развод разбивает сердце женщины, а если у них есть дети, то это приводит и к расколу семьи”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” (3/260).

Что же касается тех, кто аргументируется многочисленностью разводов внуком Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сыном халифа ‘Али – аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен ими Аллах), то, во-первых, сообщения на эту тему нуждаются в исследовании их достоверности. Ведь согласно некоторым исследованиям нет среди них ни одного достоверного сообщения со стороны иснада, несмотря на то, что некоторые имамы в его биографии упоминали о том, что он часто женился и часто разводился. К тому же среди этих сообщений есть такие, в которых упоминаются абсурдные цифры, что он был женат 70 раз, 150, и даже 300 раз!
А во-вторых, даже если бы это было достоверно от аль-Хасана, его поступок не является для нас примером для подражания, тем более в противоречие упомянутым аргументам. К тому же среди сообщений на эту тему упоминается порицание его отца – ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах) этому поступку, который обратился к людям и сказал: “О жители Ирака или жители Куфы! Не выдавайте замуж своих дочерей за аль-Хасана, ибо, поистине, он – человек, часто дающий развод”. Ибн Аби Шейба (10/481).

‘Амр ибн Динар сказал: “Когда Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) развёлся со своей женой, она сказала ему: «Ты видел от меня что-либо, что тебе не нравилось?»
Он ответил: «Нет».
Тогда она спросила: «Так почему же ты развёлся с целомудренной мусульманкой?»
После этого он вернул её”. Са’ид ибн Мансур в “ас-Сунна” (1099). Сообщение достоверное. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” (3/1027).

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Ответить