РАЗВОД С ВЫКУПОМ - Расторжение брака (хуль')

Ответить
Аватара пользователя
Hakyolu
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 06 сен 2008, 00:25

РАЗВОД С ВЫКУПОМ - Расторжение брака (хуль')

Сообщение Hakyolu »

as salam aleikum

№ 26247
Хуль' (развод за денежную компенсацию), его определение и применение

Вопрос: Что такое аль-хул' и как правильно его применить? Если муж не желает разводиться со своей женой, то может ли произойти развод? И что вы можете сказать об американском обществе, когда женщине не нравится ее муж (иногда по причине того, что он является религиозным человеком), и она думает, что имеет право сама развестись с ним?

Ответ:
Хвала Аллаху!
Аль-Хуль' - это расставание с женой за денежную компенсацию. Муж забирает эту компенсацию и разводится с женой, несмотря на то, вернет она всю сумму махра (калыма), который он дал ей, или даст ему больше или меньше этой суммы. Аргументом на это являются слова Всевышнего Аллаха: «Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229).
А доводом из Сунны является хадис, в котором сообщается, что жена Сабита бин Кайса пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: "О посланник Аллаха, я не упрекаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако, будучи мусульманкой, я не хочу совершать неверия в Исламе (по причине непокорности к мужу)!" Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил её: «Вернешь ли ты ему его сад?» Она сказала: "Да". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Сабиту: «Прими от нее свой сад и дай ей развод!» аль-Бухари 5273.
Опираясь на это, ученые пришли к такому мнению, что если женщина не может продолжать совместную жизнь с мужем, то шариатский судья должен потребовать от мужа развестись с женой за выкуп, и даже приказать ему сделать это.
А что касается вида хуль'а, то это происходит в следующей форме: Муж берет махр или сумму, о которой они договорились между собой, и говорит ей: "Я расстался с тобой" или похожие на это слова.
Развод – это право мужчины, и развод не вступает в силу, пока муж не объявит его, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Право на развод имеет тот, кто берет за ногу», т.е. муж. Этот хадис передал Ибн Маджа (2081), и аль-Албани признал его хорошим в книге «Ирва аль-Галил» (2041).
Поэтому ученые сказали, что тот, кто был несправедливо принужден к разводу с женой, то в этом случае развод не вступает в силу. См.: Аль-Мугни (10/352).
Что же касается того, что упоминалось в вопросе, что женщина у вас может сама развестись с мужем на основании не исламских законов, то если женщина имеет основание потребовать развод, например, если она ненавидит своего мужа и не может вести совместную жизнь, или если она недовольна его недостатками в религии и тем, что он совершает большие грехи, или если у нее есть другие похожие причины, то в этом случае она может потребовать у мужа развод. Однако в этом случае она должна вернуть ему махр, который он дал ей.
Но если она требует от мужа развод без веской причины, то это не дозволено, и решение их суда о разводе считается незаконным по шариату, а женщина продолжает оставаться его женой. Однако в этом случае возникает проблема: Канон считает эту женщину разведенной, и она может выйти замуж по завершении ее ‘идды, хотя на самом деле она продолжает быть женой мужа. Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин по подобному вопросу сказал: "Мы стоим перед проблемой. То, что женщина продолжает по шариату быть его женой, мешает ей выйти замуж за другого человека, хотя, согласно решению канонического суда, она считается разведенной, и по завершении ее ‘идды она имеет право выйти замуж. Я вижу выход из проблемы в том, что в это дело должны вмешаться праведные люди, чтобы примирить супругов. В противном случае жена должна выплатить денежный выкуп мужу, чтобы это стал шариатский хуль'!"
См. "Лика аль-баб аль-мафтух" № 54, (3/174).
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Ибн СайфульМалик писал(а):Assalamu aleykum. djazakiLlyahu hayran kasiran! ne sovsem ponyal, mahr obyazatelno zabirat ili muj mojet ostavit ego u razvedennoy jeny po jelaniyu? kakov ego hukm?
Уа алейка салам.
Нет, не обязательно, муж может развестись и не разбирая ничего, просто взять и дать развод. В таком случае это просто развод, а не хуль'. Т.е. жена говорит: "Дай мне развод, а я тебе верну твой махр", а он ей говорит: "Да я тебе и так дам развод, а махр оставь себе!"
Уа-Ллаху а'лям.
abu hafiz
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 05:41

Re:

Сообщение abu hafiz »

Ассаляму алейкум, а разве хуль' является разводом (таляк)? В разъяснении Абу Яхъей "Книги Никаха" в "Булуг аль марам" приводятся шариатские доводы что хуля не является разводом. (27,28 лекции) И что у него положение рассторжения брака.
И еще: обязательно ли чтобы рассторжение происходило в присутствии шариатского судьи, а если его нет в наших услових, кто его заменит.
Abu 'Abdulla
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Re:

Сообщение Abu 'Abdulla »

Умм Умар писал(а):Ас-саляму алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух.
Если жена просит мужа о разводе, обязательно ли в этом случае (хуль'), чтобы жена выжидала срок идды в доме мужа? И если обе стороны согласны, чтобы жена ушла из дома мужа, можно ли ей выжидать идду в доме своих родителей?
Барака-Ллаху фикум.
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Да, конечно же может. После такого расторжения брака муж уже не имеет на нее никаких прав, в отличие от того когда он дает ей обычный развод.
Хуль не входит в число обычных разводов, и если муж дал своей жене до этого уже 2 полноценных развода, после чего возвращал ее, а затем они расторгли брак через Хуль', то впоследствии он может еще на ней жениться с выполнением условий обычного никаха, и у него при этом есть право только на один единственный, последний 3-й развод.
Также разница в том, что при обычном разводе муж может вернуть ее в течении срока ее идды (три периода месячных) и ее согласие при этом не требуется. Тогда как чтобы вернуть ту которой дали хуль', необходимо ее согласие и новый никах со всеми его условиями.
Также различие хуль' и таляк в том, что таляк дается в период ее чистоты не имея при этом близости с ней в этот период чистоты, тогда как хуль' можно сделать и во время месячных и после совокупления в период ее чистоты.
Так же при обычном разводе она остается его женой пока не закончится ее срок идды, который она выжидает у него дома, обязана слушаться его, может не прикрываться перед ним, оставаться наедине и так далее, все то, что она могла делать будучи его женой, кроме самого полового акта. Однако это только в том случае, когда это такой развод, при котором муж еще может вернуть её, то есть это либо первый, либо второй развод.
Если же развод третий, то муж не обязан уже ее содержать, а срок идды она выжидает у себя дома. Суть этого выжидания в том чтобы убедиться что она не беременна.
Хуль' похож на третий развод. То есть муж не может ее вернуть во время срока ее идды. Так же он не обязан ее содержать, не может уединяться с ней.
Также разница между третим разводом (байнуна кубра) и хуль' (байнуна сугъра) в сроке идды. При третьем разводе это три периода месячных так как это общее пложение при разводе, а при хуль' достаточно одного периода, во-первых потому что это не развод, а во-вторых есть хадис подтверждающий это. Смысл этого выжидания не в том, что муж ее может вернуть в течении этого срока, а в том, чтобы выяснилось беременна она или нет, и если она очистится от месячных, то может выходить замуж.
Если же женщина беременна, то ее идда (и при обычном разводе, и при хуль', и при смерти мужа) заканчивается с рождением ребенка, независимо от того родила она через несколько дней или же несколько лет и муж обязан обеспечивать ее пропитанием, пока она не родит, а когда родит, должен обеспечивать ребенка всем необходимым.
Это основные отличия, которые мне известны. Кто знает еще, пусть добавит.
А Аллах знает лучше.
umm_hadija писал(а):АССАЛЯМУ АЛЕЙКУМ УА РАХМАТУЛЛАХИ УА БАРАКЯТУХ
такая ситуация:
Одна сестра вышла замуж. Перед никяхом муж сказал, что не разрешит ей слушать лекции с Туислам после никяха. Она отказала. Потом он сказал что послушал одну лекцию брата Рината и ему понравилось. И сказал что разрешит ей слушать эти лекции. Она согласилась на никях. После никяха обнаружилось, что он соврал. Он выкинул все диски и книги. Не разрешает ей требовать знания! Говорит что саляфия - это заблудшая группа! А'узубиЛЛях ! И не принимает от нее никаких доводов. Она старается призывать и наставлять. Но он не хочет даже слушать ее, унижает ее и говорит «кто ты такая, чтобы меня учить?!». Также у него много упущении в религии, например он слушает музыку, смотрит телевизор, знания не требует. Пятикратную молитву совершает не по сунне, доводы от жены не принимает.
Она не хочет с ним жить и это плохо влияет на ее религию. Она спрашивала у имама мечети он сказал просить таляк, если он даст, то уйти. Она спросила намеком, он ответил «только через мой труп!»
вопрос: что теперь делать? Можно ли ей просто уйти от него с возвратом махра?
Очень ждем ответа. прошу не оставляйте без внимания...
джазакаЛЛАХУ хайран уа баракаЛЛАХУ фикум
Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух
Если девушка ставит условия перед тем как выйти замуж и эти условия не противоречат шариату, то выполнение этих условий для мужа обязательны. Если же он их не выполнит, то она имеет право на расторжение брака. Это общее положение, но что касается вашей конкретной ситуации, то я не могу это решать.
Большинство проблем у людей возникает из-за того что они изначально не следуют религии. Люди не могут понять, осознать, что религия для того чтобы защитить их же права, и если что-то запрещено или что-то приказано, то это для нашей же пользы и для соблюдения наших же прав, для убережения нас от вреда и унижения. То на что надо смотреть при выходе замуж - это религиозность и нрав, а не обещания.
Так же хотелось бы обратить внимание на то что жена может просить о разводе не как правило, а виде исключения, ведь выходя замуж она готова жить с тем, за кого выходит замуж. И если произойдет что-то непредвиденное, как то что муж ее обманул, претворяясь праведным, а сам нечестивец, или же испортился потом, или обнаружились в нём какие то физические недостатки или же появились они потом, к чему она испытывает неприязнь и отвращение и так далее.
Потом, делайте различие между такими понятиями, как "разлюбила" и между "противен", "ненавистен". После того как разлюбила, может остаться симпатия, уважение, привязанность или еще что-то хотя бы в виде безразличия, которое может впоследствии перейти в какое-нибудь положительное чувство. Далее, само понятие любви у многих людей разное, зачастую оно формируется обществом, в котором живет сам человек, так же как и другие моральные и нравственные ценности. Для одних любить, значит быть готовым пожертвовать собственным счастьем и собой в целом, чтобы сделать счастливым того, кого любишь даже если он об этом никогда и не узнает. Тогда как для других достаточно желания быть рядом, чтобы сказать что есть любовь.
Далее, разделяйте пожалуйста между тем, что неприятен муж постоянно, 24 часа в сутки и между тем, что иногда неприятен.
Также неприязнь может может быть следствием какого-то временного явления, как беременность, болезнь, месячные, сглаз, колдовство и тому подобное.
Есть люди, для которых неприятны все окружающие. Для таких и соседи негодяи, и подруги все лицемерные и родственники только о себе думают, вплоть до того, что даже родители их раздражают и неприятны им. Конечно же для такой женщины муж не будет исключением, только в этом случае проблема уже не частная, касающаяся только мужа, а проблема в общем, в отношении к людям и лечить надо уже себя, а иначе просить расторжения брака не заставит себя долго ждать и со вторым, и с третьим мужем.
В общем дорогие браться и сестры, надо заниматься воспитанием на основе религии, воспитанием своим собственным и воспитанием окружающих. А Аллаху это ведомо лучше.
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Re: РАЗВОД С ВЫКУПОМ

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа'алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатух.
h1adidja писал(а):
Abu 'Abdulla писал(а):Также разница между третим разводом (байнуна кубра) и хуль' (байнуна сугъра) в сроке идды. При третьем разводе это три периода месячных так как это общее пложение при разводе, а при хуль' достаточно одного периода, во-первых потому что это не развод, а во-вторых есть хадис подтверждающий это.
Хадис не приведен, можете выслать его? джазакумуЛлаху хайран
Хадис:
От ар-Рубай'и бинт Му'ауиз ибн 'Афра, то
"что она была разведена хул'ом во время пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и приказал ей пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или было ей им приказано выждать один хай (один цикл)".
(этот хадис приводит имам ат-Тирмизи, см. "сахих сунан ат-Тирмизи", 945)
Так же хадисы:
2 - От ибну 'Аббаса, да будет доволен им Аллах, кот. сказал:
"Что жена Сабита ибну Кайса получила хуль', и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сделал ее 'идду одним хайдом".
(хадис приводит имам абу Дауд, в "сахих сунан аби Дауд", 1950)
3 - ОтСабита ибну Кайса ибну Шаммаса, кот. рассказывал, что ударил жену и сломал ей руку, звали ее - Джамиля бинт абдиЛлях ибну Убей, и брат ее пошел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и пожаловался на это, и посланник Аллаха послал к Сабиту и передал ему:
"Возьми то что у нее для тебя, и освободи ей путь (сделай ее свободной)", на что он (Сабит) ответил: "да", и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ей выждать один хайд и уйти к родителям (к семье)".
(хадис приводят ан-Насаи, в "сахих сунан ан-Насаи", 3272, абу Дауад, в "сахих сунан аби Дауд", 1949)
Хэлъэдэж Пабжев
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 11 авг 2013, 01:11

Re: РАЗВОД С ВЫКУПОМ (хуль')

Сообщение Хэлъэдэж Пабжев »

Ассаламу алейкум.

Для меня очень интересной и новой оказалась тема про хъуль’. Слышал, что есть такой вид расторжения брака, знал что это такое (определение), но что у него есть столько разных тонкостей и отличий от развода не знал. ДжазакумуЛлаху хъейран за новые знания. Да уж здесь не поспоришь: «Знание это сила!»
В такие моменты понимаешь, что значит невежество и сколько проблем оно с собой несет. Сколько в нашей стране таких случаев, когда дают третий развод, а потом бегают, жалеют и локти кусают, не зная как все исправить. А ведь если бы знали, что такое хъуль’, и правильно им пользовались, то скольких проблем можно было бы избежать.
Хочешь разойтись, нет проблем сделай это, но не закрывай дверь насовсем, быть может пройдет совсем немного времени и супруги (которые совсем недавно считали, что не могут жить вместе) поймут, что оказывается вместе то было гораздо лучше, да и не только для них самих, но и для их детей. Только в отличие от последнего развода, будет шанс что-то исправить.

До сих пор у нас в стране не научились правильно разводиться, но уже есть какие-то успехи. Люди хоть узнали теперь, что нельзя давать три развода за один маджлис, что нельзя давать развод во время месячных, что давать развод можно только когда женщина очиститься от месячных и муж не вступал с ней в интимную связь после этого. Узнают потихоньку и насколько важно наличие свидетелей. Теперь надо начинать учить людей, что такое хъуль’ и как им пользоваться.

Прочитал на форуме все, что касалось этой темы, но осталось несколько вопросов:
1. Было сказано, что хъуль’ может быть инициирован как женой, так и мужем. С женой все понятно (прямой хадис), а насчет мужа, можно более подробно разобрать этот вопрос. Такое тоже имело место в сунне или это аналогия.
2. Какой хукм того, принимать хъуль’ или нет. То есть тебе жена предлагает хъуль’, что для тебя является ближе к богобоязненности принять его или отвергнуть. Или может это обязательно, ведь в хадисе пророк, мир ему и благословение Аллаха, даже не спросил Сабита. Да я понимаю, что это был пророк, мир ему и благословение Аллаха, и он знал, что для него лучше, но все же как правильно понять этот вопрос. Я поясню почему задаю такой вопрос. Просто многие мусульмане не соглашаются на хъуль’ и не дают развод из принципа, чтобы жена помучилась и оставалась в таком подвешенном состоянии, чтоб в отместку навредить ей, а ведь это не правильно. Да и вообще я не понимаю в чем здесь прикол, держать с собой рядом женщину, которая открыто тебе дает понять, что ты ей неприятен или даже ненавистен и что ты удерживаешь ее насильно, неужели это закончится чем-нибудь благим? Может наоборот это приведет к очень негативным последствиям для обоих. Да и где здесь элементарное благородство и самоуважение. Аллах, упоминая о талякъе, повелел расставаться по благому, может это относится и к хъуль’у?
3. Подробней раскройте вопрос о том, что хъуль’ не имеет ограничений по количеству. (Побольше высказываний имамов пожалуйста, при всем моем уважению к имаму ащ-Щафии)
4. После талякъа, инициированного женой и произведенного къадыем, супруги могут потом еще сойтись или нет? (допустим это был первый талякъ) Просто бытует мнение, что в таком случае возврата нет, правда ли это в отличие от хъул’а?

П.с.

Дорогой брат саляфит_07, не выставляй пожалуйста никаких ссылок) Прежде чем я написал этот пост, я посмотрел все что смог найти на форуме, связанное с этой темой. И раз я написал этот пост, все же что-то мне осталось непонятным, хочется добавки. Без обид))
Амащ, Адыга, Абу Абдулла и другие талибы, очень хотелось бы увидеть и ваши ответы.

Искренне ваш Хэлъэдэж Пабжев.
Марьям1987
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 18 авг 2017, 19:11

Был хуль' или нет?

Сообщение Марьям1987 »

Ассаляму алейкум ва РахматуЛлаhи ва баракятух.
Хотела бы узнать у вас, ин ша Аллаh вы мне поможете.
Пр причине несправедливости я просила у своего мужа хуль'. Сказала, что верну махр тот, который он мне дал. Он согласился. Так я уехала от мужа, оставив ему махр. Спустя некоторое время муж сказал, что наш развод не действителен, т.к он на тот момент не знал, что такое хуль' и дал таляк. Хотя я говорила, что требую хуль и возвращаю махр. Он утверждает, что не знал о таком разводе и что махр я оставила сама.
Как нам быть в такой ситуации, он хочет, чтобы я вернулась и продолжила с ним жить. Но я боюсь, что это будет зина. Да и нет у меня желания к нему возвращаться. Помогите пожалуйста, приведите довод, основанный на сунне.
Ответить