КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

Ответить
Hamza
Сообщения: 341
Зарегистрирован: 03 авг 2008, 19:53

КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

Сообщение Hamza »

Ассалям алейкум
Не знаю, открывали тут такую тему или нет, но нашел у себя в библиотеке электронной фетву шейха Мухаммада ибн Ибрахима и посчитал ее полезной для мусульман.


Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Кому остается ребенок в случае развода?

Ребенок имеет право на всестороннюю заботу и воспитание, и эта обязанность лежит на его родителях. Если они в разводе, то ребенок остается с матерью до тех пор, пока он не перестанет нуждаться в ее опеке. Исключением из этого являются те случаи, когда мать не может воспитывать ребенка – если она не обладает здравым рассудком; если здоровье не позволяет ей дать ребенку нормальное воспитание; если она не достигла зрелого возраста и сама нуждается в опекуне; если она обладает дурным нравом или ведет непристойный образ жизни. В этих случаях ребенок отдается на воспитание отцу или другому близкому лицу.
Передают, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб развелся с женщиной из числа ансаров, которая родила ему сына 'Асыма. Однажды ‘Умар приехал в Кубу, чтобы увести сына. Когда ребенок игрался возле мечети, 'Умар взял его за руку и усадил перед собой на верховое животное. В это время к нему подошла бабушка ребенка и стала оспаривать его решение. Когда они обратились на суд к Абу Бакру, ‘Умар сказал: “Это – мой сын”. То же самое сказала бабушка ребенка. Тогда Абу Бакр сказал: “Оставь его ей”, - и 'Умар не стал возражать ему.1 Об этом сообщил Малик в “аль-Мууатта”.
По словам Ибн аль-Къайима, впоследствии, во времена своего правления, 'Умар выносил решение на основании этого суждения Абу Бакра, и никто из сподвижников не возражал против этого.
Материальное обеспечение ребенка, даже если после развода он находится на воспитании у матери, является обязанностью отца. Мать в этом случае имеет право на дополнительное вознаграждение (алименты) в соответствии с обычаями той страны и эпохи, в которой она живет, потому что плата за воспитание ребенка подобна плате за его кормление грудью. Всевышний Аллах сказал: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему» (Развод 65: 6).
Как мы уже отметили, это продолжается до тех пор, пока ребенок не перестанет нуждаться в материнской опеке, т.е. пока он не научится самостоятельно есть, пить, одеваться, купаться и т.п. Шариат не устанавливает для этого определенный срок. Это может произойти в семь, девять или даже в одиннадцать лет – в зависимости от разных обстоятельств.
Когда же ребенок станет в достаточной степени самостоятельным, родители должны вместе принять решение, с кем ему лучше жить дальше. Но если они не сумеют договориться самостоятельно, то право выбора предоставляется ребенку. Абу Дауд передал со слов Абу Хурайры, что однажды в такой ситуации пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал мальчику: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми за руку того, кого захочешь». Он взял мать за руку, и она ушла вместе с ним.
Передают, что такое решение выносили ‘Умар, ‘Али и Шурейх. Это мнение так-же разделяли ученые шафиитского и ханбалитского мазхабов. Тем не менее, ни в Коране, ни в достоверной Сунне нет категоричного суждения по этому поводу. По-этому окончательное решение о том, с кем будет жить ребенок, ложится на плечи судьи. Он обязан отдать предпочтение той стороне, которая сможет лучше позаботиться о ребенке, принимая во внимание набожность родителей, их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства.2 В некоторых случаях для разрешения этого вопроса разрешается прибегать к жребию. Однако следует помнить, что материальное обеспечение ребенка в любом случае остается обязанностью отца.
А Аллаху об этом ведомо лучше!
Шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх
__________________________________

1. Ибн 'Умар рассказывал, что однажды одна женщина пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О посланник Аллаха! Поистине, мое чрево было для моего дитя жильем, а мое молоко было для него питьем, а теперь его отец развелся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «До тех пор, пока ты не выйдешь замуж за другого, у тебя больше прав на ребенка». Ахмад 2/231, Абу Дауд 3/324. Хадис хороший.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право матери на ребенка теряет силу, если она вышла замуж”. См. «Шарх аль-мумти’» 6/26.
2. Очень важный фактор для воспитания ребенка имеет религиозность и праведность родителей. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Однажды разведенные родители пришли к судье относительно ребенка, с кем лучше ему оставаться. Судья предоставил право выбора самому ребенку, и тот выбрал отца. Тогда мать мальчика обратилась к судье и сказала: “Спроси ребенка о причине такого выбора”. Судья спросил, и ребенок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителям, которые иногда наказывают за невыполненные задания, а папа отпускает на улицу, и я играю с детьми”. Выслушав это, судья вынес решение о полной передаче родительских прав матери ребенка”. См. “Найлюль-аутар” 6/296.
Latifa
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 17 июл 2008, 13:21

Re: КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

Сообщение Latifa »

По данному вопросу есть уроки у Абу Яхьи - "Хадана" (или "Воспитание детей"). Очень хорошо разобрано, как решается эта проблема - кому остается ребенок после развода. По поводу содержания - "Нафака" (или "Материальное обеспечение").
Жан
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 04 сен 2010, 21:55

Re: КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

Сообщение Жан »

Ассалам алейкум рахматулахи уа баракатух. Уважаемые братья моя жена правда уже бывшая. Прочитала выше указанную статью и в тайне от меня увезла сына. И теперь говорит судя по выше указанной статье, что я не имею на него никаких прав и что теперь ребенок навсегда останется с ней, а мне лучше даже не наедятся. Разъясните мне пожалуйста разве отец не имеет никаких прав на ребенка. Разве это так? Разъясните. Жазак Аллаху хайран.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Жан писал(а):Моя жена правда уже бывшая. Прочитала выше указанную статью и в тайне от меня увезла сына. И теперь говорит судя по выше указанной статье, что я не имею на него никаких прав и что теперь ребенок навсегда останется с ней, а мне лучше даже не наедятся. Разъясните мне пожалуйста разве отец не имеет никаких прав на ребенка. Разве это так? Разъясните.
Извини брат, за столь запоздалый ответ, случайно сейчас увидел твой вопрос. Я надеюсь что ситуация у вас уже изменилась в лучшую сторону.
Но то, что сделала твоя жена - это весьма неправильно!
То, что выше в ответе шейха Мухаммада ибн Ибрахима говорится, что в случае развода мать имеет больше прав на ребенка, пока он нуждается в материнской ласке, если с ее религиозностью нет проблем, и пока она не выйдет за кого-то замуж - это не говорит о том, что она имеет право воровать ребенка, как не говорит и о том, что отец ребенка ему стал чужим и теперь не имеет вообще права ни видеть своего ребенка, ни принимать участие в его воспитании и т.п.!
abu'fatima
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 06 мар 2013, 18:30

Re: КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

Сообщение abu'fatima »

Ассаламу алейкум варахматулЛаху ва баракату У меня тоже вопросы по теме если развелись муж и жена ( они одинаковы по положению набожность их условия жизни, здоровье и прочие обстоятельства есть только одно но после развода жена увозит детей в другое государство) у них двое детей и муж говорит бывшей жене оставь одного ребенка у меня и жена не говорит категорична нет и да тоже не говорит если все таки жена согласится оставить одного ребенка может ли в такой ситуации муж оставить одного ребенка у себя ? Или жена обязательно должна забрать всех детей (так как имеет больши прав на них после развода пока не придет время когда их права будут равными) вне зависемости хочет она сама оставить одного ребенка у мужа или нет ? И может ли муж просить что бы бывшая оставила хотя бы одного ребенка ? Или молча отдать их ? баракалЛаху фикум.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Брат, то, что жена после развода имеет больше прав на ребенка не говорит о том, что нельзя оставлять ребенка отцу даже с согласия бывшей жены. Конечно муж может просить оставить одного или всех детей и т.п. И если по обоюдному согласию один ребенок останется с тобой, а другой с ней, нет в этом ничего запретного.
Весь вопрос в этой теме в том, кто имеет больше прав на ребенка после развода. Т.е. речь о том, когда идет прения из-за этого, когда родители препираются с кем должен остаться ребенок и т.п.
Muhammad2
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 30 мар 2014, 23:41

Re: КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

Сообщение Muhammad2 »

ассаламу аллайкум . а если жена после развода вступила в брак , разве она имеет право на ребенка ? После этого она заявила что уже развелась и привела выше указанный хадис . на момент развода младшей дочери было уже 9 лет и у жены не было ни жилья ни какого то дохода .
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

КОМУ ОСТАЕТСЯ РЕБЕНОК В СЛУЧАЕ РАЗВОДА?

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям, брат.
а если жена после развода вступила в брак , разве она имеет право на ребенка ? После этого она заявила что уже развелась и привела выше указанный хадис
Если мать вышла замуж, то она потеряла преимущество на опеку ребёнка, и в таком случае отец имеет больше прав. Но следует отметить, что большинство учёных, включая представителей четырёх мазхабов считают, что преимущество на опеку больше у бабушки по матери ребёнка, чем у отца, как это было решением некоторых праведных халифов. Однако шейхуль-Ислям Ибн Таймия и имам Ибн аль-Къайим выбрали мнение, что всё-таки преимущество после выхода матери замуж у отца больше.
Теперь, если мать вышла замуж, но потом развелась, то возвращается ли к ней преимущество в праве на опеку ребёнка? Этот вопрос является спорным среди факъихов. Ханафиты и маликиты считали, что нет, так как она выходом замуж лишилась своего преимущества по своему выбору, а шафииты и ханбалиты считали, что право преимущества на опеку после её развода возвращается к ней. Так, шафиит Шамсуддин аль-Минхаджи аль-Асъюты говорил: “Если неверная мать примет Ислам, или если разум сумасшедшей восстановится, или если нечестивая вернётся к праведности, тот она имеет больше прав на опеку ребёнка. Если женщина будет разведена после того, как она лишилась преимущественного права на опеку ребёнка из-за замужества, то к ней снова возвращается право на опеку ребёнка”. См. “Джаухар аль-‘укъуд” (2/190).
Но если ребёнок уже подрос и является сообразительным, то он сам вправе выбирать с кем из родителей ему жить. Но учёные разногласили, с какого именно возраста он может выбирать.
на момент развода младшей дочери было уже 9 лет и у жены не было ни жилья ни какого то дохода
Если у матери или у отца ребёнка нет жилья или как говорится "крыши над головой", или родитель не в состоянии обеспечивать ребёнка должным образом, то в таком случае он лишается преимущественного права на опеку.

В общем, вкратце ещё раз:
В случае развода родителей, учёные разногласили в том, кто имеет больше прав на ребёнка, мать или отец? Эти мнения можно свести к тому, что маленький ребёнок, который не из числа различающих, остается с матерью, так как она имеет больше прав на него, пока не выйдет замуж.
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды одна женщина пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О Посланник Аллаха! Поистине, моё чрево было для моего дитя жильём, моё молоко было для него питьём, а мои колени были для него пристанищем, теперь же его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У тебя больше прав на ребёнка, пока ты не выйдешь замуж за другого». Ахмад (2/182), Абу Дауд (2276). Ибн Касир, Ибн аль-Муляккъин, Ахмад Шакир, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Иршад аль-фикъих” (2/250), “аль-Бадр аль-мунир” (8/317), “Тахридж аль-Муснад” (6707), “Тахридж аль-Мишкат” (3312).
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Учёные единогласны в том, что в случае развода родителей, у которых есть ребёнок, мать имеет больше прав на него, пока она не выйдет замуж”. См. «аль-Иджма’» (112).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Право матери в преимуществе на ребёнка теряет силу, если она вышла замуж”. См. «Шарх аль-мумти’» (6/26).
Если же ребёнок уже не нуждается в материнской ласке и достиг возраста различения, то в случае взаимного согласия родителей, они могут прибегнуть к жребию, с кем именно будет жить их ребёнок. Если же они не придут к взаимному согласию, тогда ребёнок сам выбирает, с кем из родителей ему остаться.
Абу Маймуна ас-Сулями рассказывал: “Как-то я сидел вместе с Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах), когда к нему пришла женщина из числа персов со своим сыном, с которой развёлся муж. Она стала разговаривать с ним на персидском языке, говоря: «Мой (бывший) муж желает забрать у меня сына». Абу Хурайра сказал: «Тогда прибегните с ним к жребию», и стал отвечать ей на её языке. Затем пришёл её муж и стал говорить: «Кто может вести со мной тяжбу относительно моего сына?!» На это Абу Хурайра сказал: «О Аллах, воистину, я не сказал бы это, если бы не слышал, когда находился с Посланником Аллаха (да будет доволен им Аллах), как одна женщина пришла к нему и сказала: «О Посланник Аллаха, мой (бывший) муж желает забрать у меня сына, который помогает мне в орошении участка из колодца Абу ‘Инабы и оказывает иную помощь». Пророк (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тогда прибегните к жребию». Но её муж сказал: «Кто может вести со мной тяжбу относительно моего сына?!» Тогда Пророк (да будет доволен им Аллах) обратился к их сыну: «Это – твой отец, а это – твоя мать. Возьми же за руку того, с кем ты желаешь быть». После чего он взял за руку мать, и она ушла вместе с ним”. Абу Дауд (2277), ан-Насаи (3496), ат-Тирмизи (1357), Ибн Маджах (2351). Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” (1969).
Относительно этого хадиса имам аль-Хаттаби сказал: “Это касается ребёнка, который стал смышлёным и не нуждается в материнской ласке (подобно младенцу). Такой мальчик сам выбирает между родителями”. См. “Ма’алим ас-Сунан” (3/283).
Однако самым главным критерием того, с кем именно из родителей после развода должен оставаться ребёнок, для многих имамов было то, кто больше печётся о религиозном воспитании ребёнка и его мирском благополучии.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Малик и аль-Лейс говорили: «Если мать девочки не является порядочной и целомудренной или же не является праведной, то отец забирает дочь себе».
Также имам Ахмад в известном мнении от него говорил, что в расчёт принимается способность отца к опеке и обереганию ребёнка. Если же он является проявляющим халатность к дочери, или не в состоянии опекать, или же является неправедным и относящимся халатно к распущенности своих женщин, а мать - полная противоположность ему, то она имеет больше прав на дочь без сомнения.
То, о чём мы говорили касательно предпочтения выбора ребёнка между родителями, бросания жребия и т.п., это касается случая, когда в этом польза для ребёнка. Но если мать лучше в опеке, чем отец и ревностней, чем он, то предпочтение отдаётся ей, и в такой ситуации нет нужды прибегать к жребию или выбору самого ребёнка. Ведь ребёнок ещё слаб разумом, на которого оказывают влияние игры и развлечения, и, конечно же, он выберет того из родителей, кто содействует ему в этом. Поэтому в таком случае не обращают внимания на его выбор, и он остаётся у того из родителей, кто приносит больше пользы ему и лучше для него.
Я слышал, как наш шейх (Ибн Таймия) рассказывал: «Как-то раз разведённые родители стали вести тяжбу перед судьёй относительно их ребёнка, с кем ему лучше остаться. Когда же ребёнку было предоставлено право выбора, он выбрал отца. Тогда мать ребёнка обратилась к судье: “Спроси ребёнка о причине такого выбора”. Судья спросил его, и ребёнок ответил: “Мама заставляет меня идти к учителю и факъиху, которые иногда наказывают, а папа отпускает меня (на улицу) играть с детьми”. Выслушав его, судья вынес решение о передаче родительских прав матери ребёнка и сказал: «Ты имеешь больше прав на него».
Также шейх наш (Ибн Таймия) говорил: «Если один из родителей оставил обучение ребёнка и обязательства, которые возложил на него Аллах, то он грешник и не имеет попечительства над ребёнком. Более того, любой, кто не выполняет свою обязанность касательно его попечительства, лишается его. И попечительство либо передаётся другому, кто сможет взяться за это, либо к нему должен присоединиться тот, кто окажет ему помощь в этой обязанности»”. См. “Задуль-ма’ад” (5/475).
Имам Ибн Къудама сказал: “Воистину, попечительство над ребёнком устанавливается для блага самого ребёнка, и оно не вменяется таким образом, чтобы привести к погибели ребёнка или же к порче его религии”. См. “аль-Мугъни” (11/403).
Однако, важно знать, что с кем бы ни оставался ребёнок после развода родителей, никто из родителей не имеет права препятствовать другому видеть своего ребёнка! Исключением учёные делали только такие случаи, когда встреча с родителем может нести для ребёнка серьёзный вред, как для его духовной стороны, так и физической.
Имам Ибн Къудама говорил: “Никто из родителей, с которым после их развода остался ребёнок, не имеет права запрещать ему посещать родителя, с которым он не проживает. Если мальчик после семи лет предпочтёт жить с матерью, то он ночует у неё, а днём его забирает отец, чтобы он обучался занятиям или ремеслу. Если же он выбрал отца, то пребывает с ним и днём и ночью, однако отец не имеет права запрещать ему навещать свою мать, ибо тем самым он толкает ребёнка на грех ослушания родителя и грех порывания родственных связей! Если же ребёнок заболел, то мать имеет больше прав лечить его у себя дома, так как он стал подобен младенцу, нуждающемуся в материнской заботе”. См. “аль-Мугъни” (11/415-419).
Ответить