НИКАХ С НАМЕРЕНИЕМ РАЗВЕСТИСЬ

Ответить
Abuhanif
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 25 авг 2008, 12:26
Откуда: Tarbagatay

НИКАХ С НАМЕРЕНИЕМ РАЗВЕСТИСЬ

Сообщение Abuhanif »

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Хотел бы обсудить токой вопрос. Шейх Ибн Баз в своем сборнике фафт разрешил заключать брак, и намерение не включил в обязательное условия брака.

النكاح بنية الطلاق
س 4: سمعت لك فتوى على أحد الأشرطة بجواز الزواج في بلاد
الغربة، وهو ينوي تركها بعد فترة معينة، لحين انتهاء الدورة أو الابتعاث. فما هو الفرق بين هذا الزواج وزواج المتعة، وماذا لو أنجبت زوجته طفلة، هل يتركها في بلاد الغربة مع أمها المطلقة أرجو الإيضاح؟ ج 4: نعم لقد صدر فتوى من اللجنة الدائمة وأنا رئيسها بجواز النكاح بنية الطلاق إذا كان ذلك بين العبد وبين ربه، إذا تزوج في بلاد غربة ونيته أنه متى انتهى من دراسته أو من كونه موظفا وما أشبه ذلك أن يطلق فلا بأس بهذا عند جمهور العلماء، وهذه النية تكون بينه وبين الله سبحانه، وليست شرطا. والفرق بينه وبين المتعة: أن نكاح المتعة يكون فيه شرط مدة معلومة كشهر أو شهرين أو سنة أو سنتين ونحو ذلك، فإذا انقضت المدة المذكورة انفسخ النكاح، هذا هو نكاح المتعة الباطل، أما كونه تزوجها على سنة الله ورسوله ولكن في قلبه أنه متى انتهى من البلد سوف يطلقها، فهذا لا يضره وهذه النية قد تتغير وليست معلومة وليست شرطا بل هي بينه وبين الله فلا يضره ذلك، وهذا من أسباب عفته عن الزنى والفواحش، وهذا قول جمهور أهل العلم، حكاه عنهم صاحب المغني موفق الدين ابن قدامة رحمه الله.

Хотелось бы разобратья в этом вопросе, т.к. у некоторых из нас есть дочери, и не хотелось бы чтоб кто-то женился на них с неправильным намерением.

джазака ллаху хайран
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

НИКАХ С НАМЕРЕНИЕМ РАЗВЕСТИСЬ

Сообщение abu jafar »

уалейкум ассалам уа рахматуллахи уа баракатуху.
Эти высказывания ученых, я думаю, внесут ясность в этот вопрос, ну или хотя бы дадут более широкое представление.

Шейхуль-Ислям Ибн Теймия был спрошен о путешественнике, который остается в той или иной стране месяц или два месяца, а затем покидает ее. И он боится впасть в грех прелюбодеяния. Может ли он жениться на то время, пока находится в этой стране, а если соберется в путь, то даст ей развод и то, что ей причитается по праву? И действителен ли такой брак?
На это он ответил: «Пусть женится. Однако пусть заключает обычный никах и не делает условием его заключения определенный срок, так что если он пожелает, то может остаться с ней, а если пожелает, то разведет. Если же он намеревается развестись с ней по окончании своего пребывания в этой местности, то это (наличие такого намерения) порицаемо и действительность такого никаха неоднозначно. Если он имел намерение, что если он полюбит ее, то удержит, а если нет, то нет, тогда это дозволено. Если же он поставил себе условие, ограничив никах определенным временем, то это «Временный брак» (никах мут‘а), в отношении которого ученые четырех мазхабов и другие единогласны, что это запрещено (харам).
И если все же он намеревался заключить временный брак, однако никак не выявил этого жене, то ситуация опять таки неоднозначна. Абу Ханифа и аш-Шафи'и дозволяли это, а Малик, Ахмад и другие порицали.
Однако никах мухаллиль (т.е. женитьба на женщине, с которой муж развелся трижды, с намерением дать ей развод, чтобы ее муж вновь мог жениться на ней) хуже, чем временный никах (никах мут‘а). Поистине, никах мухаллиль недозволен никаким образом, так как у такого никаха целью не является заключение брака, а целью является вернуть или дозволить женщине вернуться к своему прежнему мужу. А это (такое намерение) не имеет никакого отношения к шариату в отличие от того, кто женится только для получения наслаждения, однако определение срока лишает данный союз основной цели брака, как долгое и совместное проживание в любви и согласии. И он содержит свою жену во временном жилье, которое снимает. И поэтому намерение во время заключения временного брака менее греховно, чем во время никаха мухаллиль (дозволяющего) и его положение одно из двух: либо запрет, либо нежелательность».
«Маджму‘уль-Фатауа» 32/107-108.

Хафиз ан-Науауи передал, что Къадый ‘Ийяд сказал: «Единогласны ученые, что если кто-то заключает обычный брак, имея намерение, что не останется с ней, кроме как на определенное время, то его никах действителен и дозволен. И это не является никахом мут‘а (временный брак), так как никах мут‘а – это никах, заключенный с определенным условием (срок)». Однако имам Малик сказал: «Это неблагородно». А имам аль-Ауза‘и посчитал это (никах с намерением развестись) неприемлемым и сказал: «Это временный брак (никах мут‘а) и нет в нем блага». См. «Шарх Муслим» 9/182.

Имам Ибн Къудама сказал: «Если он женился на ней, не оговаривая условие (временности брака), однако имел намерение развестись с ней через месяц или тогда, когда закончит свои дела в этой стране, то его никах действителен по мнению всех ученых, кроме имама аль-Ауза‘и, сказавшего, что это никах-мут‘а. Истиной же является то, что нет проблем в таком браке, и не навредит этому (действительности никаха) его такое намерение. И не обязан человек женится, имея намерение, что непременно будет с ней жить. Однако рассчитывает либо жить с ней, если она подойдет для него, а если нет, то дать ей развод». См. «аль-Мугъни» 7/573.
Что касается слов Ибн Къудамы «Нет в этом никаких проблем, и намерение его не навредит», то действительность такого никаха - это одно, а порицаемость такого никаха и совершение тем самым греха - это другое. Ведь даже если признать, что этот никах действителен с правовой стороны, такой никах всё же не дозволен из-за присутствующего в нем обмана самой девушки, её опекуна и порчи взаимоотношений между людьми. И это то, о чем сейчас с дозволения Аллаха будет упомянуто в словах шейха Ибн ‘Усеймина и шейха Рашида Рида.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин сказал: «Если муж намеревался заключить никах мут‘а (временный брак), но не обусловил это, то есть намеревался в своем сердце, что он женится на этой женщине на срок в один месяц, пока он будет находится в этой стране, то можем ли мы сказать, что положение (хукм) этого такое же, как и положение никах мут‘а или нет? В этом вопросе существует разногласие. Из ученых есть те, кто говорит, что это подобно никаху мут‘а, так как он вознамерился на это, а пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине дела оцениваются по намерениям и поистине для человека лишь то, что он намеревался». А этот человек заключил временный брак. И если бы он намерился заключить никах мухаллиль, даже если бы и не обуславливал этого, то решение по нему стало бы решением, как если бы он обусловил это. И точно такое же положение того, кто намерился заключить временный брак, даже если не обусловил этого. То есть его положение (хукм) это положение того, кто заключил никах мут‘а. И это мнение, как ты видишь, является сильным мнением.
Другие же сказали, что это не является никахом мут‘а, так как к нему не подходит определение никаха мут‘а, которое гласит, что это никах заключаемый на определенный срок. И его время ограничено, те есть, если истечет срок, то никах аннулируется и ни у мужа, ни у жены нет в этом выбора. Плюс к этому в таком никахе (мут‘а) нет возможности вернуть жену, так как не было самого развода, однако это истечение срока брачного договора. Это и есть никах мут‘а. Однако тот, который имеет намерение временного брака, разве он обязан развести жену после истечения того срока, на которое он имел намерение жениться? Ответ – нет! Так как может человек женился и не собирается иметь жену, когда покинет эту страну, однако после свадьбы он полюбил ее и не развелся. В таком случае его никах не может аннулироваться ни его отъездом ни истечением срока, так как не ставил он такого условия и потому не обязан соблюдать его. Поэтому данный никах действителен и не является никахом мут‘а.
От шейхуль-Исляма в этом вопросе передается два мнения, о его дозволенности и о запретности. И более близко это то, что он не считал такой брак никахом мут‘а, однако запрещал по другой причине, а это – обман и предательство по отношению к жене и ее опекуну. Так как если бы жена и ее опекун знали о его истинных намерениях, то не были бы довольны этим и не заключили бы с ним никах. А если бы он обусловил это (т.е. срок), то это стало бы никахом мут‘а.
Исходя из вышеперечисленного такой никах запрещен не из-за того – действителен или недействителен, а из-за того, что это из области предательства и обмана. А если кто-то спросит, обязывает ли его то, что они заключили с ним брачный договор, к тому чтобы жена оставалась у него всегда? Возможно ли, чтобы он, женившись сегодня, уже завтра развел ее?
То, да, это возможно. Решение об этом в его руках, если захочет – даст развод, а если захочет – оставит. Однако здесь есть существенная разница между тем, когда человек женится, желая этого, после чего перестает испытывать к ней желание. И между тем, кто изначально намерился заключить брак на определенный срок. И он не хочет ничего, кроме как, насладившись эти определенные дни, дать ей развод. И между этими двумя есть разница.
Кто-то может сказать, что наше заявление о том, что это является предательством и обманом по отношению к ней и ее опекуну, не является весомым, так как муж и без того имеет право развести ее когда пожелает. Может сказать, что они заключают никах на свой страх и риск и не знают, когда он предоставит ей развод. Никто не спорит, все верно, однако и они (невеста и ее опекун) и он (жених) убеждены – когда заключается обычный никах – что этот никах навсегда. И если произойдет или выявится что-то непредвиденное, то это (развод) может случиться, однако это не является основой при заключении браков. И поэтому люди с неохотой и опаской заключают никах с человеком известным множеством разводов.
И если человек женится, имея такое намерение, то исходя из слов тех ученых, кто говорит, что это никах мут‘а , то его никах недействителен. Если же исходить из другого мнения, то его никах действителен, однако он вместе с тем впал в грех из-за своей лжи.
И это подобно тому если человек продал что-то в соответствии с условиями шариата, однако прибег к обману, то его торговля действительна, а обман запрещен»
. Сл. «Шарх Задуль-мустакъни‘» (Китаб ан-никах) кассета № 9.

Шейх Мухаммад Рашид Рида сказал: «Мы видим как ученые ранних и поздних поколений категоричны в запрете никаха мут‘а. Отсюда следует, что и никах с намерением развестись тоже запрещен, даже если факихи говорят, что сам акт никаха действителен, если муж не обусловил временность никаха при заключении самого никаха. Однако то, что он скрыл свои истинные намерения, является с его стороны ложью. И этот никах более достоин быть недействительным, чем тот, где временность никаха обусловлена и с этим заранее соглашаются жених, невеста и ее опекун.
И это (никах мут‘а) не что иное, как издевательство над семейными узами, которые являются одними из самых величайших взаимоотношений связывающих человечество. И это также является не чем иным, как голым ублажением своих страстей между, как бы дегустирующих друг друга, мужчин и женщин и всем тем злом, которое все это влечет за собой. Тот же никах, в котором его временность не была публично обусловлена, однако имела место лишь в сердце, несет в себе ложь и притворство. И он несет в себе другие виды нечестия, как вражда и ненависть, как отсутствие доверия даже по отношению к правдивым, которые хотят заключить настоящий никах, в котором целомудренность и искренность проявляется каждым из супругов по отношению друг к другу. А также взаимопомощь в построении праведной семьи представляющей собой одну из очагов исламского общества»
. Приведена из «Фикх-Ссунна» Сейд Сабикъа.

Исходя из всего сказанного правильным является то, что такой вид никаха заключать нельзя! Ведь если парень заранее имеет намерение непременно развестись, то он поступает предательски как по отношению к невесте, так и к ее опекуну, не говоря о своих истинных планах. А если он скажет о своих планах и опекун согласиться выдать с таким условием свою дочь, то тогда это без сомнения – временный никах (мут‘а), который строго запрещен.
Также в этом огромный вред для женщины, разложение общества и использования в корыстных целях целомудренных мусульманок.
И это все в случае, когда такой никах действителен с правовой стороны! Однако даже в его действительности есть разногласия, о чем уже упоминалось. О недействительности такого никаха говорил не только аль-Ауза’и.
Аль-Харкъий сказал: «Если кто-то женился, чтобы впоследствии развестись в определенное время, то его никах не состоялся». Приведя эти слова, комментатор аз-Заркаши в своем шархе «Мухтасар аль-Харъки» сказал: «Потому что это похоже на никах мут‘а, а то, что похоже на что-то, имеет положение (хукм) того, на что оно похоже!»
ummaslan
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 янв 2010, 22:02

Сообщение ummaslan »

ассаламу алейкум уа рахматуЛлах. а если женщина дает согласие на никах(выходит замуж и вступает в супружеские отношения),имея в душе намерение по-любому вынудить ей дать развод,т.к.хочет снова выйти замуж за первого мужа,давшего ей третий талак?
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Сообщение abu jafar »

ummaslan писал(а):ассаламу алейкум уа рахматуЛлах. а если женщина дает согласие на никах(выходит замуж и вступает в супружеские отношения),имея в душе намерение по-любому вынудить ей дать развод,т.к.хочет снова выйти замуж за первого мужа,давшего ей третий талак?
уа алейкум ассалам уа рахматуЛлах
Вот так ответил шейх Ибн Усеймин в лекции Хитрость во взаимоотношениях:
«Смотрите, что получается, женщина выходит замуж за другого только для того, чтобы вернуться к первому мужу, вступает в половые отношения, получает развод и хочет выйти замуж за первого мужа посредством нового никяха. Мы скажем им: «Это харам, так делать нельзя!» Это не дозволено им, потому что это - игра с религией Аллаха.
Аллах, Свят Он и Велик, говорит:
«Пока она не выйдет замуж за другого мужа (супруга)» (2: 230). Обратите внимание на слово «муж» (супруг). Аллах не сказал «Пока не выйдет замуж за другого мужчину», однако сказал: «Пока не выйдет замуж за другого мужа (супруга)». А супружество подразумевает под собой желание совместной жизни»
Rashad.Mamedov
Сообщения: 153
Зарегистрирован: 11 дек 2012, 09:47

Re: НИКАХ С НАМЕРЕНИЕМ РАЗВЕСТИСЬ

Сообщение Rashad.Mamedov »

вот ещё для пользы
Шейх Салих Сухейми хафизахуЛЛАХ- про никях с намерением развестись
Abubbakr09
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 17 июл 2013, 18:28

Re: НИКАХ С НАМЕРЕНИЕМ РАЗВЕСТИСЬ

Сообщение Abubbakr09 »

ас саляму алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух!
Непонятно:
Хафиз ан-Науауи передал, что Къадый ‘Ийяд сказал: «Единогласны ученые, что если кто-то заключает обычный брак, имея намерение, что не останется с ней, кроме как на определенное время, то его никах действителен и дозволен. И это не является никахом мут‘а (временный брак), так как никах мут‘а – это никах, заключенный с определенным условием (срок)». Однако имам Малик сказал: «Это неблагородно». А имам аль-Ауза‘и посчитал это (никах с намерением развестись) неприемлемым и сказал: «Это временный брак (никах мут‘а) и нет в нем блага». См. «Шарх Муслим» 9/182.
Сначала имам говорит, что единогласны, а потом говорит о тех, кто не на этом мнении. Это как понимать?
Барака-Ллаху фикум!
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: НИКАХ С НАМЕРЕНИЕМ РАЗВЕСТИСЬ

Сообщение abu jafar »

Abubbakr09 писал(а):ас саляму алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракятух!
Непонятно:
Сначала имам говорит, что единогласны, а потом говорит о тех, кто не на этом мнении. Это как понимать?
Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
хафиз ан-Науауи приводит слова Къадыя Ияда про единогласное мнение..., затем приводит другие мнения ученых, про которые возможно Кадый Ийад не знал, говоря: "однако Малик сказал:..., а имам аль-Аузаи сказал:...
Ответить