О словах шейха аль-‘Усайми по поводу благодеяний в Ночь Предопределения

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О словах шейха аль-‘Усайми по поводу благодеяний в Ночь Предопределения

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

Примечание к словам шейха Салиха аль-‘Усайми
по поводу конкретизации благодеяний в Ночь предопределения,
а также о правомочности совершения садакъа в эту Ночь

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Последние несколько лет активно распространяется видеозапись, в которой шейх Салих аль-‘Усайми поясняя ошибочность понимания аята: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), говорит, что под достоинствами и превосходством благодеяний в Ночь предопределения речь идёт именно о ночной молитве, о чтении Корана в ней и произнесении мольб во время неё. В данной конкретизации он опирался на известный пророческий хадис, в котором сказано: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари (38), Муслим (760).
После чего шейх Салих аль-‘Усайми говорит, что является ошибкой полагать, что в эту Ночь любые благодеяния имеют преимущество, по причине чего люди увеличивают в эту Ночь различные благие поступки, как различные виды садакъа, кормление едой, лечение больных, поддержание родственных связей, и т.п.
При всём уважении к шейху Салиху аль-‘Усайми, к этим его словам есть несколько замечаний:
Мало того, что в таком категоричном утверждении и ограничении никто из ранних имамов не опережал шейха аль-‘Усайми, более того, этими словами он пошёл в противоречие саляфам, имамам и учёным, которые были раньше него, знающей него и авторитетней него, которые говорили обобщённо о достоинстве всех благодеяний в Ночь предопределения, не делая такого ограничения!

Правильно ли конкретизировать аят о достоинстве Ночи предопределения хадисом о прощении грехов тому, кто проведёт эту Ночь в молитвах?
Что касается хадиса: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи», то он не является конкретизацией обобщённого аята: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3). Однако в этом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лишь указал на одно из наилучших благодеяний, которое следует совершать в эту Ночь, а это – добровольная ночная молитва. И это никак не исключает иных благодеяний! К тому же в этом хадисе говорится о том, что совершение ночных молитв в Ночь предопределения является причиной прощения грехов, тогда как в аяте Всевышний Аллах говорит, что эта Ночь лучше, чем тысяча месяцев, а это указывает на различие достоинств и наград. Следовательно, не является правильным конкретизировать этот аят данным хадисом.
Этот хадис подобен другому хадису, в котором со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) побуждал людей совершать дополнительные ночные молитвы во время Рамадана, но не обязывал этим в категоричной форме, а говорил: «Тому, кто выстаивал ночи месяца Рамадан в молитвах с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари (37), Муслим (759).
Точно так же, как этот хадис не ограничивает достоинства месяца Рамадан лишь молитвой тарауих, также и обсуждаемый хадис не ограничивает благо Ночи предопределения лишь ночными молитвами.
Тем более со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что когда она спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?” Он сказал ей: «Говори: “О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!”» ат-Тирмизи (3513), Ибн Маджах 3850. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир, Ибн аль-Муляккъин, аль-Альбани. См. «аль-Азкар» (274), «И’лям аль-мууаккъи’ин» (4/249), «аль-И’лям би-фауаид ‘Умда аль-ахкам» (5/409), «Сахих аль-Джами’» (4423).
В данном хадисе содержится опровержение тому заявлению, что благо Ночи предопределения конкретизируется хадисом о проведении в молитве Ночи предопределения. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал ‘Аише об этом, более того, не велел произносить эту мольбу именно во время ночных молитв в эту Ночь.
Более того, сама ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) впоследствии говорила: “Если бы я узнала, какая ночь является Ночью предопределения, то самой многочисленной моей мольбой была бы мольба, в которой я просила бы Аллаха о прощении и благополучии”. ан-Насаи в “аль-Кубра” (9/324), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3702). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (7/1011).
По этой причине учёные, опираясь на этот хадис, а также и на аят: «В эту Ночь решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (44: 5), включали Ночь предопределения в число периодов времени, когда мольбы не остаются без ответа. И при этом они не конкретизировали мольбу в Ночь предопределения лишь данной мольбой в хадисе от ‘Аиши.
Также в качестве примера можно привести хадис, в котором со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Наилучшими днями этого мира являются десять первых дней месяца Зуль-Хидджа!» аль-Баззар (1128), Абу Я’ля (2090), Ибн Хиббан (1006). Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. «Маджма’у-ззауаид» (4/17), «Сахих ат-Таргъиб» (1150).
От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет любимей для Аллаха благодеяний, чем благодеяния, совершённые в первые десять дней месяца Зуль-Хидджа». аль-Бухари (2/162), ат-Тирмизи (757), Абу Дауд (2438).
Эти хадисы являются обобщёнными и указывают на то, что первые десять дней месяца Зуль-Хидджа являются наилучшими днями мира этого и что благодеяния в эти десять дней для Аллаха любимей, чем благодеяния в иное время. Нет никаких сомнений в том, что эти хадисы являются обобщёнными и указывают на любые благодеяния без конкретизации их видов. Однако в хадисе со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет для Аллаха дней более великих и деяний более любимых, чем деяния, совершённые в десять дней месяца Зуль-Хидджа. Так увеличьте же в эти дни произнесение слов: “Субхана-Ллах”, “Альхамду ли-Ллях”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Аллаху акбар”». Ахмад (2/75), ‘Абд ибн Хумайд (807), ат-Табарани в “аль-Кабир” (3/110). Достоверность хадиса подтвердили аль-Мунзири, ад-Думьяты, аль-‘Иракъи, аль-Бусыри, Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, Ибн Баз и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Матджар ар-рабих” (153), “ат-Такъйид уаль-идах” (475), “аль-Итхаф” (3/170), “аль-Амали” (14), “Хадис аль-масаъ” (248), “Тахридж аль-Муснад” (5446).
Но неужели кто-то может предположить, что данный хадис конкретизировал все благодеяния десяти дней месяца Зуль-Хидджа именно этими видами поминания Аллаха? Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха), упомянув о том, что эти десять дней являются самыми любимыми для Аллаха и что благодеяния в эти десять дней самые лучшие, после этого сказал, чтобы мусульмане увеличивали в эти дни произнесение слов: “Субхана-Ллах”, “Альхамду ли-Ллях”, “Ля иляха илля-Ллах” и “Аллаху акбар”.
Однако этот хадис ни в коем случае не является конкретизацией благодеяний десяти дней Зуль-Хидджа именно данными словами поминания Аллаха, а указывает лишь на одно из лучших видов поклонения в эти десять дней, выражающееся в частом произнесении этих азкаров. И точно также хадис: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи», не является конкретизацией всех великих достоинств и благ Ночи предопределения!

Обобщённые тексты о достоинствах деяний в почётных местах и периодах, выделенные Шариатом, нельзя конкретизировать, кроме как при наличии исключающих доводов
Общеизвестно, что благодеяния имеют преимущество в зависимости от их места и времени, как и общеизвестно, что благие деяния в месяц Рамадан в целом, а также в Ночь предопределения в частности, имеют превосходство, а, следовательно, никто не имеет права ограничивать что-то из этого, кроме как опираясь на исключающий довод.
Къатада говорил: “Воистину, у Аллаха есть то, что Он сделал избранным. Так, Он избрал из ангелов посланников, избрал из людей посланников, избрал из слов слова Его поминания и восхваления, из земель избрал мечети, из месяцев избрал Рамадан и запретные месяцы, из дней избрал пятницу, а из ночей избрал Ночь предопределения. Так возвеличивайте же то, что возвеличил Аллах!” ат-Табари в “ат-Тафсир” (14/238). Иснад достоверный. См. “Тахридж Тафсир Ибн Аби Хатим” (8/407).
Сообщается, что Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Пост в месяц Рамадан лучше, чем пост в течение тысячи дней (в иное время); прославление Аллаха (тасбих) в Рамадан лучше, чем тысяча прославлений (в иное время); и один рака’ат молитвы в Рамадан лучше, чем тысяча рака’атов (в иное время)”. Абу-ль-Къасим аль-Асбахани в “ат-Таргъиб уа-ттархиб” (1781).
Хафиз ат-Тыби сказал: “Благие деяния, как уаджибы, сунны и адабы, несмотря на свои различия в достоинствах, иногда имеют преимущество друг над другом. Ведь сколько таких деяний, над которыми остальные деяния имеют превосходство, однако по причине определённого времени или места эти же дела становятся превосходящими”. См. “Файд аль-Къадир” (5/584).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Знай, что увеличение награды за благие дела зависит от различных причин.
Из числа этих причин: Почитаемое место, в котором совершается это благодеяние, как, например, Заповедные территории. Именно поэтому награда за молитву увеличивается в Заповедных мечетях Мекки и Медины.
Также из числа этих причин: Почитаемое время, как месяц Рамадан и десять дней Зуль-Хидджа.
Также среди причин, увеличивающих награду: Почётное положение перед Аллахом того, кто совершает благодеяние, из-за его приближения к Аллаху и высокой степени его богобоязненности”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (стр. 356).
И обратите особое внимание на следующие слова хафиза Абу Шамы, сказавшего: “Из числа периодов времени есть такие, во время которых Шариат дал превосходства всем видам благодеяний. И из этих периодов десять первых дней месяца Зуль-Хидджа и Ночь предопределения, которая лучше, чем тысяча месяцев. Т.е. благодеяния в эту Ночь лучше, чем благодеяния, совершаемые в течение тысячи месяцев, среди которых нет этой Ночи. И в эти периоды любое совершённое благодеяние будет иметь превосходство над точно таким же благодеянием, совершённым в иное время. Одним словом, человек не имеет права делать какие-то исключения, напротив, это является прерогативой только Законодателя”. См. “аль-Ба’ис ‘аля инкар аль-бида’ уаль-хауадис” (стр. 51).
Только одних этих слов достаточно, чтобы опровергнуть утверждение шейха Салиха аль-‘Усайми.
Кстати, эти же слова Абу Шамы цитировал также и шейх аль-Альбани, соглашаясь с ним. См. “ас-Самар аль-мустатаб” (1/567).

О том, как саляфы и имамы после них, толкуя аяты о величии Ночи предопределения, понимали их обобщённо и не конкретизировали блага этой Ночи каким-то определённым видом поклонения
Толкуя аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), саляфы и имамы после них понимали его в общем смысле, не ограничивая превосходство этой Ночи каким-то определённым видом поклонения.
При этом смысл аята: «лучше тысячи месяцев» как раз именно в том, что благодеяния, совершённые в эту Ночь лучше, чем эти же благодеяния совершённые в иное время!
‘Амр ибн Каъйс о словах Аллаха: «лучше тысячи месяцев», сказал: “Деяние в эту Ночь лучше, чем деяния на протяжении тысячи месяцев”. См. “Тафсир ат-Табари” (24/545).
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Самое правильное, что было высказано в отношении данного аята – это то, что соответствует его очевидному смыслу, а это слова тех, кто сказал: «Благодеяние в Ночь предопределения лучше, чем благодеяния на протяжении тысячи месяцев, среди которых нет Ночи предопределения». Что же касается прочих толкований, то это всё ложные утверждения, на которые не указывают ни шариатские тексты, ни разум”. См. “Тафсир ат-Табари” (24/547).
Макки Ибн Аби Талиб говорил: “Благодеяния в Ночь предопределения лучше, чем благодеяния в течение тысячи месяцев, среди которых нет Ночи предопределения. Об этом говорил Муджахид и другие, а также это мнение Къатады и его выбрал ат-Табари”. См. “аль-Хидая иля булюгъ ан-нихая” (12/8372).
Имам Ибн Наср аль-Маруази привёл различные сообщения от саляфов по данной теме в главе, которую назвал так: “Побуждение к Ночи предопределения и указание на то, что благодеяние, совершённое в эту Ночь лучше, чем благодеяние, совершённое на протяжении остального года”. См. “Кыям Рамадан” (стр. 116).
Хафиз аль-Байхакъи сказал: “Благодеяние того, кто совершал деяния в Ночь Предопределения, увеличивается”. См. “Шу’аб аль-иман” (5/269).
Имам аль-Багъауи сказал: “Толкователи Корана относительно аята: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев», говорили: «Смысл этого аята в том, что благие деяния в Ночь предопределения лучше, чем благодеяния тысячи месяцев, среди которых нет этой ночи»”. См. “Тафсир аль-Багъауи” (8/491).
Кстати, в упомянутых словах имамов выражение «благодеяние» упоминается в неопределённой форме, что в арабском языке указывает на общее значение без конкретизации каких-то определённых видов благодеяний.
Более того, ‘Абд ибн Хумайд в своём тафсире передавал со слов сподвижника Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что в толковании к аяту: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), он говорил: “Благодеяния, совершённые в Ночь предопределения, а также садакъа, молитва и закят лучше, чем совершение этого в течение тысячи месяцев”. См. “Тафсир ад-Дурр аль-мансур” (8/568), “Тафсир Фатх аль-Къадир” (5/577).
Обратите внимания на то, как Анас вначале упомянул благодеяния в общем смысле, после чего стал перечислять различные виды благодеяний, при этом, не ограничив их лишь молитвой, но также упомянув садакъа и закят.
Шейх ‘Абдуль-Хамид ибн Бадис в комментарии к этому сообщению Анаса сказал: “Этот асар, а также и другие подобные по смыслу многочисленные сообщения, разъяснили то, что благо Ночи предопределения касается именно превосходства покорности и благодеяний, совершённых в эту Ночь над прочими ночами и днями”. См. “Асар Ибн Бадис” (2/328).
Сообщается, что Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Кто присутствовал на обязательной ночной молитве (аль-‘иша) в Ночь предопределения, тот получил удел (награду) от этой Ночи”. Малик в “аль-Мууатта” (1146).
Сказал аль-Баджи, комментируя эти слова: “Он имеет в виду, а Аллаху это ведомо лучше, хадис, который упоминался в главе о молитве, что совершивший в коллективе ночную обязательную молитву подобен тому, кто провёл в молитве половину ночи. А что касается того, кто совершил в коллективе ночную обязательную молитву в Ночь предопределения, то это подобно выстаиванию всей ночи. И это по милости Всевышнего Аллаха является причиной получения большого удела из награды от этой Ночи. А ночная обязательная молитва была выделена помимо утренней молитвы, несмотря на достоинства утренней молитвы, по той причине, что ночная молитва имеет отношение к ночи, тогда как утренняя молитва уже не относится к ночи”. См. “Шарх аль-Мууатта” (2/89).
Когда шейха Ибн База спросили: «Имеет ли преимущество ‘Умра, совершаемая в 27 ночь Рамадана над прочими днями Рамадана?» он ответил: “Преимущество ‘Умры в это время в том, что она может совпасть с Ночью предопределения, поскольку есть большая вероятность, что 27 ночь приходится на Ночь предопределения. И люди проявляют усердие в этом, желая, чтобы их ‘Умра совпала с Ночью предопределения, чтобы их ‘Умра была лучше, чем тысяча ‘Умры.
Однако не подобает устраивать пробки и создавать трудности для людей, к тому же неизвестно точно когда именно Ночь предопределения, быть может, она будет в 27 ночь, а может быть и в иную. И потом, даже если Ночь предопределения однозначно приходится на 27 ночь, создавать пробки, столпотворение, наносить вред людям, всё это не подобает делать, и это не дозволено!” См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (17/172).

О том, что конкретизация блага Ночи предопределения лишь ночной молитвой лишает великих благ тех, кто не в состоянии совершать молитву в эту Ночь
Если конкретизировать и ограничивать благодеяния Ночи предопределения лишь ночной молитвой, чтением Корана в ней и произнесением мольб во время неё, как это сделал Салих аль-‘Усайми, то подобное ограничение может стать причиной лишения великих благ этой Ночи многих людей, которые не в состоянии совершать ночные молитвы в Ночь предопределения по различным уважительным причинам, как скажем, больные, путники, или женщины, у которых месячные или послеродовое кровотечение, однако, которые желают принять участие во благе этой Ночи посредством иных благодеяний.
Когда ад-Даххака спросили: «Что ты скажешь о женщине, у которой послеродовое кровотечение или месячные, про проспавшего или путника, есть ли у них удел от Ночи предопределения?», он ответил: “Да. Каждый, от кого Аллах принял благодеяние, Он дарует ему его удел от Ночи предопределения и не сделает так, что он потерпит неудачу”. См. “Шарх аль-‘Умда” (2/704).

Чтение Корана, обращение к Аллаху с мольбами и азкары в Ночь предопределения не обязательно должны совершаться непосредственно во время ночных молитв
Что касается ограничения чтения Корана и обращения к Аллаху с мольбами совершением этого именно во время ночных добровольных молитв в эту Ночь, то это является противоречием тому, что передаётся от саляфов, так как саляфы изначально разногласили, какой именно вид поклонения лучше всего совершать в Ночь предопределения. И среди них были такие, кто считал, что обращаться с мольбами к Аллаху в эту Ночь лучше даже, чем совершение молитв, потому что когда ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?” Он сказал ей: «Говори: “О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!”» ат-Тирмизи (3513), Ибн Маджах 3850. Достоверность хадиса подтвердили ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир, Ибн аль-Муляккъин, аль-Альбани. См. «аль-Азкар» (274), «И’лям аль-мууаккъи’ин» (4/249), «аль-И’лям би-фауаид ‘Умда аль-ахкам» (5/409), «Сахих аль-Джами’» (4423).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Суфьян ас-Саури говорил: «Обращение с мольбами в Ночь предопределения любимей для меня, чем совершение молитв». Смысл слов Суфьяна в том, что множество ду’а лучше, чем молитва, в которой мольба часто не произносится. Но если человек будет читать Коран и обращаться с ду’а, то это будет лучше. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), совершая ночные молитвы в Рамадан, читал Коран размеренно, и, читая аят о милости, просил о ней, а читая аят про мучение, прибегал за защитой от него. И таким образом он объединял между молитвой, чтением Корана, мольбой и размышлением. Это является наилучшим и совершенным деянием в последние десять ночей Рамадана и других ночах”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (стр. 204).
То же самое касается и чтения Корана в Ночь предопределения, поскольку его чтение не связанно именно с ночной молитвой в эту Ночь, несмотря на то, что некоторые учёные считали, его чтение именно в молитве тарауих в Рамадан и в Ночь предопределения лучше.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Ангел Джибриль (мир ему) встречался с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь Рамадана, читая с ним Коран”. аль-Бухари (6, 3220), Муслим (2308).
Хафиз Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи говорил: “Поистине, является желательным прочитать Коран один раз полностью в месяц Рамадан, ибо Рамадан – это месяц Корана, в который он был ниспослан, и в этот месяц Пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал его вместе с ангелом Джибрилем. Он повторял Коран вместе с ним один раз в году, а в год своей смерти он повторил его с ним дважды. Джибриль навещал его каждую ночь Рамадана, изучая с ним Коран. И является желательным, чтобы люди слушали Коран в этот месяц, и особенно это является желательным во время совершения молитвы (тарауих)”. См. “ат-Танбих ‘аля мушкилят аль-Хидая” (2/684).

Можно ли выделять десять последних ночей Рамадана и Ночь предопределения садакъой?
Что касается выделения десяти последних ночей Рамадана, а в частности Ночи предопределения садакъой, то нет, и не может быть в этом ничего порицаемого, не говоря уже о том, чтобы называть это деяние нововведением!
Важно знать, что не всё, что назвал нововведением даже какой-то ранний имам, является таковым на самом деле, не говоря уже о том, когда кто-то из современных учёных назвал что-то нововведением. Ведь зачастую это может быть спорным вопросом среди имамов, более того, истина может быть в противоположном мнении. К примеру, в некоторых ранних трудах, посвящённых вопросам нововведения, сказано, что такое деяние, как совместное собрание для мольбы по случаю завершения прочтения всего Корана, является нововведением. Но при этом, от саляфов во главе со сподвижниками передаётся правомочность этого поступка. Так, Сабит аль-Бунани рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) завершал чтение всего Корана, он собирал своих детей и членов семьи и обращался к Аллаху с мольбой”. Са’ид ибн Мансур (1/140), Ибн ад-Дураис в “Фадаиль аль-Къуран” (78). Хафиз ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность иснада.
Тоже самое передаётся и от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах): “Когда ‘Абдуллах (Ибн Мас’уд) прочитывал весь Коран, он собирал членов своей семьи и начинал взывать к Аллаху с мольбой, а они говорили «Амин»”. Ибн ад-Дурис в “Фадаиль аль-Къуран” (76), Абу ‘Убайд в “Фадаиль аль-Къуран” (108).
Также аль-Хакам ибн ‘Утайба рассказывал: “Однажды Муджахид и ‘Абда ибн Аби Любаба послали за мной, и когда я пришёл, они сказали: “Мы послали за тобой по той причине, что хотели завершить чтение Корана, а было сказано, что поистине, мольба после завершения Корана не отвергается”. Абу ‘Убайд в “Фадаиль аль-Къуран” (103), Ибн ад-Дурис в “Фадаиль аль-Къуран” (1/75), аль-Фарьяби в “Фадаиль аль-Къуран” (88). Хафиз ан-Науауи и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность. См. “аль-Азкар” (119), “Натаидж аль-афкар” (3/177).

Также в качестве примера можно упомянуть то, как некоторые современные шейхи среди которых и шейх Ибн ‘Усаймин, считали, что нельзя выделять пятничный день садакъой, несмотря на то что сподвижники, саляфы и имамы после них выделяли этот день садакъой.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то собрались Абу Хурайра и Ка’б (аль-Ахбар), и Абу Хурайра сказал: «Поистине, в пятницу есть такой период времени, в который если мусульманин попросит Всевышнего Аллаха о каком-то благе, Он дарует ему это».
Ка’б сказал: «Не сообщить ли тебе о пятничном дне? Когда наступает пятница, трепет испытывают небеса и земля, суша и моря, деревья, растения и вода, а также все творения, за исключением сынов Адама и джинов. Ангелы в этот день собираются у дверей мечетей, записывая каждого, кто приходит в числе первых и последующих. Когда же выходит имам, то ангелы сворачивают свитки, а тот, кто пришёл после этого, то он выполнил, что ему было предписано. И является обязанностью каждого совершеннолетнего человека искупаться в этот день подобно тому, как он купается после полового осквернения. Не восходило и не закатывалось солнце в день, который был бы величественней, чем пятница. И садакъа в пятничный день более велико, чем в иные дни».
После этого Ибн ‘Аббас сказал: “Таковы хадисы Абу Хурайры и Ка’ба. А я добавлю, что если у членов семьи человека имеются благовония, то пусть он умаститься ими в этот день”. ‘Абдур-Раззакъ (5558). Шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и шейх Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад достоверным. См. “Тахкыкъ Задиль-ма’ад” (1/395).
Если же кто-то скажет, что слова: «Садакъа в пятничный день более велико, чем в иные дни», произнёс не сподвижник, а Ка’б аль-Ахбар, который до принятия Ислама был иудейским учёным, и вполне вероятно, что он передаёт эти слова из книг людей Писания, то дело в том, что ни Абу Хурайра, ни Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах), не возразили этим словам. Более того, как мы видим из этого асара, эти слова передавал затем Ибн ‘Аббас.
Также на выделение пятничного дня садакъой указывает и асар от праведного халифа и великого сподвижника – ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах), который говорил: “После того, как я принял Ислам, каждую пятницу я давал свободу рабу. А если у меня не было раба в этот день, то я давал свободу рабу за это в следующую пятницу”. аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” (2/488), Ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” (4/1156), ат-Табарани в “аль-Кабир” (124). Хафиз Ибн Раджаб подтвердил достоверность этого сообщения. См. «Нузха аль-асма’» (стр. 7). См. также “Маджму’а ар-расаиль аль-хадисийя” (стр. 659).
Нет никаких сомнений в том, что освобождение раба – это садакъа, а более того, по мнению многих саляфов этот вид садакъа считается одним из наилучших!
И тот факт, что ‘Усман выделял для этого поступка именно пятницу, указывает на то, что садакъа в этот день имеет особый статус.
Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Мы радовались пятничному дню. Среди нас была одна старушка, готовившая для нас свеклу, которую мы сажали возле наших ручьёв. Она готовила в своём котле свеклу вместе с семенами ячменя, в котором не было мясного жира. Когда мы завершали пятничную молитву, мы посещали её, а она угощала нас этой едой. По этой причине мы радовались пятнице. И мы не завтракали и не приступали к полуденному сну, кроме как после пятничной молитвы. И мы желали наступления пятницы из-за этой её еды”. аль-Бухари (938 2349, 5403).
Упоминая пользы, извлекаемые из данного хадиса, хафиз Ибн Раджаб сказал: “В нём содержится указание на желательность принятия гостей в пятницу, особенно нуждающихся мусульман. И кормление бедняков в этот день является благим и желательным деянием”. См. “Фатхуль-Бари” (8/338).
Перечисляя особенности пятничного дня, имам Ибн аль-Къайим сказал: “У садакъа в пятницу есть превосходство над прочими днями. И садакъа в этот день по сравнению с другими днями подобно садакъе в месяц Рамадан в сравнении с прочими месяцами. И я видел, как шейхуль-Ислям Ибн Таймия, да помилует Аллах его душу, когда отправлялся на пятничную молитву, брал с собой из дома хлеб или что-то иное, и по пути делал садакъа этим тайно”. См. “Задуль-ма’ад” (1/394).
После этого Ибн аль-Къайим привёл в качестве довода упомянутый асар от Ибн ‘Аббаса, в котором сказано: «Садакъа в пятничный день более велико, чем в иные дни».
Сказал аль-Хатыб аш-Ширбини: “Является желательным много делать садакъа и совершать благие дела днём и ночью в пятницу, а также чаще призывать благословение на Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) днём и ночью этого дня”. См. «аль-Икъна’» (1/185).

Также в качестве примера можно упомянуть то, как даже некоторые саляфы порицали и считали нововведением то, что в последние десять ночей Рамадана люди совершают тарауих в начале ночи в мечети с джама’атом, а после этого опять собираются и совершают тахадджуд в конце ночи. Этот вопрос известен среди учёных под названием «ат-та’кыб».
Но, тем не менее, большинство саляфов и имамов не видели никакой проблемы в этом, напротив, они считали это даже желательным. Ведь при наступлении последних десяти ночей месяца Рамадан Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проявлял ещё большее усердие в поклонении, выстаивая в молитвах всю ночь, как об этом говорила ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах): “С наступлением последних десяти ночей Рамадана Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда бодрствовал ночью сам, будил своих домочадцев, проявлял особое усердие и накрепко затягивал свой изар”. аль-Бухари (2024), Муслим (1174).
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Что касается проведения всей ночи в молитве, как в последние десять ночей Рамадана, или же части ночи, то это то, на что указывает Сунна, и так поступали сподвижники. И достоверно установлено от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что когда наступали последние десять ночей Рамадана, он затягивал свой изар, будил членов семьи и выстаивал в молитве всю ночь”. См. “Маджму’уль-фатауа” (22/304).
По этой причине передаётся множество сообщений от саляфов, как они увеличивали число рак’атов в последние десять ночей Рамадана.
К тому же ночная добровольная молитва (кыям аль-лейль) не имеет каких-то ограничений в количестве рак’атов, которые нельзя было бы ни уменьшать, ни увеличивать, будь это в Рамадан или иное время, относительно чего передавали единогласное мнение многие имамы.
Более того, на то, что в этом нет никаких проблем, указывают достоверные сообщения от сподвижников:
Къайс ибн Талькъ рассказывал: “Однажды нас навестил Талькъ ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) в один из дней Рамадана. Он задержался у нас до вечера и разговелся с нами. После этого вместе с нами он выстаивал эту ночь в молитве, сделав и Уитр. Зачем он направился в мечеть Риман и совершил молитву вместе с людьми. Когда же дошло до Уитра, то он выдвинул человека (на место имама) и сказал: «Соверши Уитр с людьми, ибо поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет двух Уитров за одну ночь». Ахмад (4/23), Абу Дауд (1439), ан-Насаи (1679). Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Хаджар, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Бадр аль-мунир” (4/317), “Фатхуль-Бари” (2/481), “Сахих Сунан ан-Насаи” (1678), “Тахридж аль-Муснад” (16339).
В этом хадисе содержится наглядный пример тому, как славный сподвижник в ночь Рамадана совершил джама’атом ночные молитвы с одними людьми, а затем совершал ещё добровольные ночные молитвы с другим джама’атом, к тому же в мечети.
Также касательно людей, совершающих та’кыб, Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: “Нет в этом проблем. Этим самым они лишь возвращаются к благу, которое желают и избегают зла, которого опасаются”. Ибн Аби Шейба (5/166).
Абу Талиб передал, что когда имама Ахмада спросили про ат-Та’кыб, он ответил: “Нет в этом проблем. И от Анаса передаётся дозволенность этого”. См. “Джами’ ли-‘улюм аль-имам Ахмад” (6/442).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Большинство факъихов на том мнении, что это (та’кыб) вообще не порицаемо”. См. “Фатхуль-Бари” (9/175).
И это лишь небольшие примеры тому, что не всё названное нововведением, пусть даже некоторыми саляфами, является таковым на самом деле.

Что же касается того, что и от шейха Ибн ‘Усаймина передаётся нечто подобное тому, что говорил шейх Салих аль-‘Усайми, но в частности именно по поводу выделения Ночи предопределения садакъой, ибо когда Ибн ‘Усаймина спросили о том, чтобы выделять эту Ночь многочисленной милостыней, он ответил: “Это – из числа нововведений. Не выделяется эта Ночь, кроме как ночными молитвами”. Сл. «Шарх Задиль-мустакъни’». (№ 9).
Также шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Что касается того, что делают некоторые люди, как частое совершение садакъа в 27 ночь Рамадана или совершение ‘Умры в эту ночь, заявляя, что это Ночь предопределения, то это является ошибкой”. Сл. “аль-Ликъа аш-шахри” (№ 71).
Во-первых, при великом положении шейха Ибн ‘Усаймина и той огромной пользы, которую он принёс для Ислама и мусульман, эти слова противоречат тому, что говорили саляфы и имамы до него, ибо они не ограничивали благо Ночи предопределения чем-то конкретным, как это уже было упомянуто. Более того, они упоминали прямо в толковании аятов о достоинствах Ночи предопределения и садакъа наряду с ночными молитвами.
Во-вторых, от самого шейха Ибн ‘Усаймина передаётся и иное мнение, соответствующее мнению саляфов и ранних имамов, что благо Ночи предопределения охватывает все благие деяния, а не только ночные молитвы! Когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили о том, что означает аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), он ответил: “Всевышний Аллах по Своей милости и щедрости сделал так, что в своём достоинстве и многочисленной награде эта Ночь превосходит тысячу месяцев. Одним словом, если человек будет совершать какое-то благое дело на протяжении тысячи месяцев, среди которых не будет Ночи предопределения, то эта Ночь будет лучше всех этих тысячи месяцев по причине того, какую она содержит в себе награду, являющуюся великой, почётной, лучшей и благодатной”. Сл. “Фатауа Нуран ‘аля ад-дарб” (№ 154).
Как мы видим, в данном ответе шейх Ибн ‘Усаймин не конкретизировал благодеяния Ночи предопределения чем-то конкретным, а упомянул благодеяние в обобщённом виде.

Является общеизвестным, что Шариат Аллаха выделил месяц Рамадан различными великими видами поклонения, как пост, молитва тарауих, чтение Корана, затворничество (и’тикаф), ‘Умра приравниваемая в Рамадан по награде к Хаджу, и т.д. и, конечно же, Аллах выделил этот месяц расходованием и проявлением щедрости.
Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Путём Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в месяце Рамадан было то, что он увеличивал различные виды поклонения в этот месяц и выделял Рамадан поклонением так, как он не выделял иные месяцы”. См. “Задуль-ма’ад” (2/30).
Помимо обобщённых слов саляфов и имамов, пророческая Сунна выделяет месяц Рамадан частым совершением садакъа:
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был наищедрейшим человеком, а щедрее всего он был в Рамадан”. аль-Бухари (6, 3220), Муслим (2308).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда наступил Рамадан, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, явился к вам Рамадан, благословенный месяц! Вменил Всевышний и Великий Аллах пост в этот месяц! В нём открываются врата небес и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи. И у Аллаха есть в этом месяце одна ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев. И тот, кто лишился блага этой ночи, тот, воистину лишённый!» Ахмад (2/230), ан-Насаи (2106), ‘Абд ибн Хумайд (1429). Достоверность этого хадиса подтвердили аль-Джаузакъани, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут и Мухаммад аль-Итьюби. См. “аль-Абатыль уа-ссыхах” (473), “Сахих ат-Таргъиб” (999), “Тахридж аль-Муснад” (7/6), “Захыра аль-‘укъба” (20/265).
В другой версии этого же хадиса со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) с надёжными и признанными передатчиками сказано: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) радовал своих сподвижников и говорил: «Воистину, явился к вам месяц Рамадан, и Аллах вменил вам в обязанность соблюдения поста в этот месяц. В нём открываются врата Рая и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи. И есть в этом месяце одна ночь, которая лучше, чем тысяча месяцев. И тот, кто лишился блага этой ночи, тот, воистину лишённый! Расходование в этот месяц увеличивается (по награде). И тот, кто постился в этот месяц и выстаивал ночные молитвы с верой и надеждой на награду от Аллаха, тот выйдет из своих грехов, словно безгрешный как в день, когда родила его мать». Ибн аль-Мукъри в “аль-Арба’ин” (56), аш-Шаджари в “аль-Амали” (1390).
Абу Бакр ибн Аби Марьям передал, что его шейхи говорили: “Когда наступит месяц Рамадан, устремитесь к расходованию имущества в нём, ибо, поистине, расходование в этот месяц увеличивается по награде”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” (стр. 357).
И раз садакъа имеет преимущество в месяц Рамадан, в чём нет малейшего сомнения, а в месяце Рамадан последние десять ночей имеют ещё большее превосходство, а из этих десяти ночей наибольшее превосходство имеет именно Ночь предопределения, то, что мешает полагать и даже утверждать, что и садакъа в Ночь предопределения имеет преимущество?
К примеру, во многих пророческих хадисах десять дней Зуль-Хидджа выделяются различными видами поклонения. Однако нет каких-то прямых хадисов или сообщений от сподвижников, указывающих на то, чтобы они выделяли эти десять дней садакъой. Так следует ли говорить и об этих днях, что не является правомочным выделять садакъой именно эти десять дней? Или же достаточно того, что в хадисах в общей форме говорится о достоинствах благодеяний, совершённых в эти дни? Конечно же, этих обобщённых хадисов достаточно, учитывая тот факт, что садакъа в Исламе не просто благодеяние, а одно из наилучших и великих благодеяний. И если таково положение садакъи в десять дней Зуль-Хидджа, то, что мешает сказать то же самое и о Ночи предопределения?
К тому же многие имамы и учёные до шейха аль-‘Усайми и некоторых современников, понимали величие и превосходство Ночи предопределения в буквальном и абсолютном значении, побуждая делать садакъа в последние десять ночей и Ночь предопределения, не ограничивая достоинства этой Ночи каким-то конкретным видом поклонения.
И уже упоминался асар, который приводил ‘Абд ибн Хумайд в своём тафсире со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что в толковании к аяту: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), он говорил: “Благодеяния, совершённые в Ночь предопределения, а также садакъа, молитва и закят лучше, чем совершение этого в течение тысячи месяцев”. См. “Тафсир ад-Дурр аль-мансур” (8/568), “Тафсир Фатх аль-Къадир” (5/577).
К сожалению, достоверность иснада этого асара сложно проверить, ибо тафсир ‘Абда ибн Хумайда был утерян, не считая его незначительной части. Но это никоим образом не даёт повода отвергать данное сообщение, которое передаётся в тафсирах и на которое опирались учёные. Тем более имам ‘Абд ибн Хумайд – учитель имамов Муслима и ат-Тирмизи, был из числа признанных мухаддисов и муфассиров, а его тафсир выделял шейхуль-Ислям Ибн Таймия.
Имам аль-Мауарди сказал: “Желательно для людей проявлять больше щедрости и блага в месяц Рамадан, подражая в этом Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и праведным саляфам после него, ибо это – почётный месяц, ибо люди в этот месяц по причине поста не в состоянии полноценно заниматься заработком. И является желательным, чтобы в этот месяц человек проявлял больше щедрости к членам своей семьи, проявлял заботу о родственниках и соседях, особенно в последние десять ночей. См. “аль-Хауи аль-кабир” (3/479).
Хафиз Закария аль-Ансари говорил: “Последние десять ночей Рамадана больше заслуживают, чем прочие месяцы, чтобы в этот период делать чаще садакъа, делать затворничество, читать Коран, выстаивать ночную молитву, желая застигнуть Ночь предопределения, которая лучше тысячи месяцев. Т.е. благодеяние в эту Ночь лучше, чем благодеяние на протяжении тысячи месяцев, среди которых нет Ночи предопределения”. См. “аль-Гъурар аль-бахийя” (2/223).
Когда шейха Ибн База спросили о городе, в котором у мусульман есть обычай в 27 ночь Рамадана готовить различную еду и кормить людей, он ответил: “Ночь предопределения не ограничивается лишь 27 ночью, однако когда люди узнали о том, что эта ночь больше имеет вероятности совпасть с Ночью предопределения, они стали выделять её садакъой, ибо она увеличивается в эту Ночь, так как Всевышний Аллах сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3).
Смысл этого в том, что садакъа в эту Ночь, а также благие деяния в целом, они увеличиваются многократно по награде. Благодеяния в эту ночь лучше, чем благодеяния, совершаемые в течение тысячи месяцев. Воистину, это великая вещь! Является необходимым для людей, чтобы они расходовали в эту Ночь, чтобы проявляли благочестие, совершали ночные молитвы и прочие виды поклонения. Если человек приготовил еду в 27 ночь или же совершил пожертвование в эту ночь, или увеличил количество совершаемых молитв, желая, чтобы это совпало с Ночью предопределения, то в этом всём нет никаких проблем. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (16/488).
Как мы ясно видим, шейх Ибн Баз не назвал выделение Ночи предопределения садакъой, а наоборот, указал на то, что это благо и награда за это в Ночь предопределения увеличивается!
Также шейх Ибн Баз сказал: “Кто совершал ночные молитвы в Ночь предопределения, а также совершал и прочие виды поклонения, как чтение Корана, обращение к Аллаху с мольбами, садакъа и тому подобное. Совершал это с верой, будучи убеждённым, что Аллах узаконил это, желая награду от Него, не проявляя показухи и не преследуя иные мирские цели, тому Аллах простит его прошлые грехи”. См. “Фатауа Ибн Баз” (15/431).
Также шейх Ибн Баз сказал: “В Ночь предопределения является Сунной обращаться к Аллаху с благими мольбами, проявлять усердие в эту Ночь различными видами блага из числа пожертвований, выстаивать в молитвах ночь, больше поминать Аллаха, читать Коран и взывать всеобъемлющими мольбами. Является необходимым стремиться совершать в дневное и ночное время различные виды благ и проявлять усердие в этом, совершая молитвы, читая Коран, поминая Аллаха, взывая к Нему с мольбами, совершая садакъа и прочие благие поступки. Ведь в эту Ночь садакъа, поминание Аллаха и молитвы имеют превосходство”. См. “аль-Ифхам фи шарх ‘Умда аль-ахкам” (стр. 435).
Также я обращался к некоторым шейхом по просьбе мусульман со следующим вопросом: «Если человек в последние десять ночей Рамадана подаёт в качестве садакъа какую-то определённую сумму денег, желая, чтобы это выпало на ночь Предопределения, является ли это нововведением? Дело в том, что некоторые шейхи посчитали это нововведением и конкретизировали благо Ночи предопределения именно ночными молитвами, мольбами и чтением Корана».
Шейх ‘Усман ас-Салими ответил на это, сказав, что подобные вопросы не должны быть предметом разногласий, и что совершение садакъа как в эти десять последних ночей Рамадана дозволяется, так и в иное время, и что на это не говорится «нововведение». Также он сказал, что основа в эту Ночь – выделять её молитвами, чтением Корана и поминанием Аллаха, но если кто-то желает сделать садакъа или поддерживать родственные связи и прочие благодеяния, то это не порицается, а напротив, мы желаем для него блага тем самым. Но что касается выделения 27 Ночи именно совершением ‘Умры, то шейх сказал, что это не правильно, ибо подобное создаёт трудности и давки для людей. А что касается садакъи в эту ночь, то нет в этом никаких проблем.
Но следует отметить, как это уже было приведено ранее, что шейх Ибн Баз не видел проблем в совершении ‘Умры в 27 ночь Рамадана в надежде, что она совпадёт с Ночью предопределения, так как в Ночь предопределения она имеет преимущество. Однако он также сделал оговорку о том, чтобы это не создавало давки и трудности для людей. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” (17/172).
Также на вопрос, заданный шейху ‘Усману ас-Салими мне ответил и шейх Хусайн аль-‘Ауаиша, что выделять последние десять ночей Рамадана садакъой в надежде, что это выпадет на Ночь предопределения, не является нововведением, ибо в эту Ночь все благие деяния имеют преимущество без конкретизации лишь определённых благодеяний. Но шейх добавил, что будет не мудро вместо того, чтоб проводить Ночь предопределение в ночных молитвах, чтении Корана и мольбах, проводить её за застольем, угощением, посещением родственников для поддержания родственных связей и т.п.
Также, когда шейха Са’да аш-Шасри в передаче «аль-Джауаб аль-кафи» спросили о том, кто выделяет десять последних ночей Рамадана садакъой, желая, чтобы это совпало с Ночью предопределению, - шейх ответил, что благо Ночи предопределения не ограничивается лишь ночными молитвами, а включает в себя все благие деяния.

Заключение
Исходя из того, что было упомянуто и приведено, нам стало ясно, что благие деяния в Ночь предопределения имеют превосходство над такими же деяниями, совершёнными в иное время.
Как и стало ясно, что коранический аят: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (97: 3), является обобщённым, включающим в себя все виды благодеяний.
Что же касается того, кто конкретизирует этот аят каким-то определённым видом поклонения, тот обязан исключающим доводом. Или же хотя бы привести слова кого-либо из числа имамов, кто опередил его в таком понимании и ограничивал данный аят, исключая какие-либо виды поклонения.
Также нам стало ясно, что нет ничего порицаемого и нововведенческого в том, чтобы выделять садакъой месяц Рамадан, а в частности все десять последних ночей Рамадана, и тем более Ночь предопределения. И если мусульманин решил делать садакъа в последние десять ночей Рамадана, желая попасть и на Ночь предопределения, но при этом не утверждает и не устанавливает для этого какой-то конкретный вид и размер садакъи, призывая к этому конкретному виду и размеру других, то в этом нет ничего порицаемого.
В упомянутом содержится указание на то, что обладатели знания не защищены от ошибок, и что они могут сказать то, что не говорил никто из учёных до них и допустить ошибку в своём понимании.
Также нам стало ясно, что не всё, что именуется нововведением, пусть даже кем-то из признанных учёных, является таковым на самом деле.
Также в упомянутом содержится указание на то, что такълид в своей основе не является благом.
В завершении хотелось бы сделать наставление тем, кто торопится делать ролики из каждых слов какого-то шейха, чтобы они не торопились, дабы по своему неведению не стали причиной распространения среди мусульман слабого и ошибочного мнения, которое в итоге может стать причиной удержания мусульман от различных видов благодеяний в эту великую Ночь!

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!

Аватара пользователя
bint Iskander
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 15 июн 2012, 18:37
Откуда: Шам

Re: О словах шейха аль-‘Усайми по поводу благодеяний в Ночь Предопределения

Сообщение bint Iskander »

БаракаЛлаху фика брат наш! Ждали это разъяснение.
Ответить