Место молитвы в Исламе - шейх Раби' ибн Хади

Ответить
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Место молитвы в Исламе - шейх Раби' ибн Хади

Сообщение Абу Саад »

بسم الله الرحمن الرحيم
[/arabic]

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!


Место молитвы в Исламе
и те прекрасные плоды, которая она оставляет



Достопочтенный ученый, мухаддис, шейх
Раби’ ибну Хади ‘Умайр аль-Мадхали


Перевела: Умму Фатыма Руссия
Примечания к переводу, дополнения и редакция: Марат абу Зейнаб
Поистине вся хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, к Нему взываем, Его просим о прощении, к Нему мы прибегаем от зла наших душ и от дурных наших дел. Того, кого наставит Аллах, не впадет в заблуждение, а того, кого Аллах введет в заблуждение, нет тому прямого пути.
И я свидетельствую что нет истинного божества кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и Его посланник.
А затем:
Всевышний Аллах сотворил нас исходя из Своей великой мудрости, и вменил нам в обязанность поклонение Ему Одному, сказав:

﴿ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ﴾
[/arabic]
«Я не сотворил джиннов и людей кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне». (сура аз-Зарийат, 56)
И узаконил это поклонение Всевышний нам только так, как выполнял его посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, чтобы мы достигли довольства Его, и выполнили приказ в точности так, как Он от нас этого желает.
Молитва (намаз) не является исключением, более того, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Молитесь так, как вы видели меня совершающим молитву». Хадис приводит имам Бухари, 605.
Молитва – это великое предписание Аллаха, великий вид поклонения, второй столп из столпов Ислама.
Молитва – это то, что соединяет раба с Господом на протяжении его дня, его ночи, всей его жизни.
Молитва – это достоинство мусульманина, его проявление любви и покорности Творцу, Господу Миров. И тот, кто выстаивает ее с искренностью, так как делал это посланник Аллаха, тот подтверждает свою веру и признает цель своего сотворения.

В этой работе будет приведена статья великого ученого современности, хадисоведа (мухаддиса), директора «отдела Сунны» при Исламском Университете г. Медины в прошлом, шейха Раби’ ибну Хади аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, о положении молитвы (намаза) в Исламе и о тех прекрасных плодах, которые пожинает совершающий ее.
Основной перевод этой статьи шейха выполнила сестра умму Фатыма, я же, по воле Аллаха, откорректировал его, дополнил, сделал, на мой взгляд, важные примечания к нему.
И я прошу Аллаха сделать мой труд искренним ради Лика Его, полезным для меня, моих братьев и сестер, ведь поистине Он над всякой вещью мощен.
И да благословит Аллах нашего посланника, Мухаммада, его семью, его сподвижников, и всех кто последовал за ними вплоть до Судного Дня!


Марат абу Зейнаб
28 месяца Ша’бан, 1433 г.х.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Положение молитвы в Исламе и ее достоинства

Сообщение Абу Саад »

Положение молитвы в Исламе и ее достоинства

Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам и тем, кто последовал за ним.
А затем:
Поистине, положение молитвы велико в Исламе, а ее место является высоким перед Аллахом, Его посланником (мир ему и благословение Аллаха), и верующим. Она является вторым столпом из столпов Ислама, после двух свидетельств. От ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ислам построен на пяти (вещах): свидетельство о том, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и то, что Мухаммад – посланник Аллаха, выполнение молитвы, выдача закята, пост в месяц Рамадан и хадж (паломничестве) к Дому, для того, кто на это способен».
Приводят хадис имамы Бухари и Муслим в своих сборниках «сахих».
Всевышний Аллах побуждает верующих к выстаиванию молитвы во многих аятах. Сказал Всевышний:

﴿ مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَاتَّقُوهُ وَأَقِيمُوا الصَّلاةَ وَلا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ (31) مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ ﴾
[/arabic]
«Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте молитву (намаз) и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет». (Сура ар-Рум, аяты 31-32)
Сказал Всевышний:

﴿ وَمَا أُمِرُوا إِلاَّ لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاء وَيُقِيمُوا الصَّلاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ ﴾
[/arabic]
«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, очищая свою религию (от многобожия), как ханифы, совершать молитву (намаз) и выплачивать закят. Это - правая (истинная) вера». (Сура аль-Беййина, аят 5)
И сказал Всевышний:

﴿ قُل لِّعِبَادِيَ الَّذِينَ آمَنُواْ يُقِيمُواْ الصَّلاةَ وَيُنفِقُواْ مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلانِيَةً مِّن قَبْلِ أَن يَأْتِيَ يَوْمٌ لاَّ بَيْعٌ فِيهِ وَلاَ خِلالٌ ﴾
[/arabic]
«Скажи тем из Моих рабов, которые уверовали, чтобы они совершали молитву (намаз) и расходовали явно и тайно из того, чем Мы их наделили, пока не наступит день, когда не будет ни торга, ни дружбы». (Сура Ибрахим, аят 31)
Так же из ду’а (мольбы) друга Милостивого, Ибрахима, мир ему, были следующие слова:

﴿ رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلاةِ وَمِن ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاء ﴾
[/arabic]
«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу». (Сура Ибрахим, аят 40)
Аллах сделал молитву обязательной для каждого разумного мусульманина, достигшего совершеннолетия. И узаконил обучение детей молитве с малых лет, (согласно хадису): «Обучайте своих детей молитве с 7 лет. И заставляйте (бейте) их для совершения ее, когда они достигнут 10». Хадис достоверный. Приводит его имам Ахмад в «муснад», 6854, 6927, абу Дауд, 495, ад-Даракутни, ибну Аби Шейба и другие. Шейх Альбани назвал его достоверным в «сахих сунан аби Дауд».
Также приказано нам выполнение молитвы коллективно (с джама’атом) в домах Аллаха, т.е. в мечетях. И восхвалены в упоминания те молящиеся, которые выполняют ее (салят-молитву-намаз) в них (мечетях), а также упомянуты их похвальные качества и многие великие награды, которые будут дарованы им (за это). Сказал Всевышний:

﴿ فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَن تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالآصَالِ (36) رِجَالٌ لّا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلا بَيْعٌ عَن ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلاةِ وَإِيتَاء الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالأَبْصَارُ (37) لِيَجْزِيَهُمُ اللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُوا وَيَزِيدَهُم مِّن فَضْلِهِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَن يَشَاء بِغَيْرِ حِسَابٍ ﴾
[/arabic]
«В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им за наилучшее из того, что они совершили (или лучшим, чем то, что они совершили; или наилучшим образом за то, что они совершили), и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета». (Сура ан-Нур, аяты 36-38)
Сказал Всевышний:

﴿ إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلاَّ اللَّهَ فَعَسَى أُوْلَئِكَ أَن يَكُونُواْ مِنَ الْمُهْتَدِينَ ﴾
[/arabic]
«Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути». (Сура ат-Тауба, 18)
Сказал Всевышний:

﴿ قُلْ أَمَرَ رَبِّي بِالْقِسْطِ وَأَقِيمُواْ وُجُوهَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ كَمَا بَدَأَكُمْ تَعُودُونَ ﴾
[/arabic]
«Скажи: "Мой Господь велел поступать справедливо". Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены». (Сура аль-А’раф, 29)
И Он приказал Своим рабам быть справедливыми и правдивыми, а также приказал обращение в сторону Киблы [1], в какой бы мечети они ни были, и сказал Всевышний:

﴿ يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ ﴾
[/arabic]
«О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети. Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных». (Сура аль-А’раф, 31)
Под украшениями подразумевается – скрытие ‘аурата [2] (интимных мест, красот) в молитве и не имеет значения для какой молитвы - коллективной в мечети или нет. Ведь скрывание ‘аурата является обязательным в любом состоянии, ведь «Аллах больше всех достоин, чтобы Его стеснялись».
Хадис хасан (хороший). Приводит его имам Ахмад в «муснад», 20567, 20568, имам Бухари под главой 20, абу Дауд, 4017, ат-Тирмизи, 2769, аль-Бейхакый и др.
И эти аяты, которые были приведены, указывают на значимость мечетей, которые Аллах приказал строить для выполнения в них коллективных молитв. Мечети являются одними из величайших ценностей в Исламе (и величайшим проявлением Ислама). Коллективная молитва, совершенная в ней, а также призыв на нее являются одними из великих обрядов Ислама. А оставление выполнения коллективной молитвы является признаком лицемерия, да упасет нас Аллах от этого!
Сказал Всевышний о молитве: [/size]

﴿ وَاسْتَعِينُواْ بِالصَّبْرِ وَالصَّلاةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلاَّ عَلَى الْخَاشِعِينَ (45) الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُم مُّلاقُوا رَبِّهِمْ وَأَنَّهُمْ إِلَيْهِ رَاجِعُونَ ﴾
[/arabic]
«Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему». (Сура аль-Бакъара, 45-46)
Сообщается, что абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Для лицемеров нет молитв более тяжких, чем утренняя (фаджр) и ночная (‘иша), однако, если бы знали они, (какая награда ждет людей) за две эти молитвы, то обязательно являлись бы на них (в мечеть), даже (если бы пришлось им добираться туда) ползком! И хотел бы я приказать человеку, чтобы он помолился с людьми (вместо меня), а самому пойти с теми мужами, у которых были бы дрова к тем, кто не присутствовали на молитве для того, чтобы сжечь их дома”. Хадис приводится у аль-Бухари в главе «Достоинство коллективной ночной молитвы», № 657 и Муслима в главе «Мечети», № 651.
Сообщается что ‘Абдулла ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы не видели, чтобы кто-нибудь пропускал молитву, кроме лицемеров, известных своих лицемерием, или больных. И даже если человек был больным, то шел, опираясь между двумя мужчинами, пока не доходил до места совершения молитвы. Поистине, посланник Аллаха обучил нас правильному пути, и из этого правильного пути – совершение молитвы в мечети, в которой был азан, призывающий к ней». Привел хадис имам Муслим в главе «Мечети», хадис № 654.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил достоинство коллективной молитвы. Передают со слов абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит молитву, совершаемую любым из вас в одиночестве, на двадцать пять степеней, и ангелы ночи встречаются с ангелами дня во время утренней молитвы». Затем абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «И читайте, если пожелаете этот аят: “И чтение Корана утром (в фаджр), и поистине, (чтение) Корана утром будет при свидетелях”». Хадис привел имам Муслим в главе «Мечети» № 649, и имам Бухари № 648.
Передают со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Общая молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз». Передал этот хадис имам Бухари № 645, имам Муслим № 650.
Передается от Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва, прочитанная человеком в джама’ате, превозноситься над той молитвой, которую он прочитал дома или на рынке в двадцать пять раз. И если он взял ууду (омовение) и вышел из дома, направляясь в мечеть, и не выходил кроме как ради молитвы, то с каждым его шагом поднимается его степень и прощается грех. И если он молится, то не перестают ангелы просить за него, до тех пор, пока он находится в мечети: «О Аллах, восхвали его, о Аллах, смилуйся над ним», и так до тех пор, пока он будет ждать следующую молитву». Приводит хадис имам Бухари, № 647, имам Муслим № 649.
Также молитва является тем, по причине чего прощаются грехи. [3]
Передают со слов абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Скажите, если бы у дверей (дома) любого из вас протекала бы река и он купался в ней по пять раз ежедневно, остался ли бы он грязным после этого?» Они ответили: «От грязи не осталось бы и следа». Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это подобно пяти молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения». [4]
Приводят хадис имам Бухари № 528 и имам Муслим № 667.
Джабир ибн ‘Абдиллях, да будет доволен им Аллах, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять молитв подобны реке (щедро текущей) у ваших дверей, в которой вы умываетесь пять раз в день». Приводят хадис имам Муслим 668, имам Ахмад (462/2) из хадиса Джабира и Абу Хурайры.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Ка’абы, Запретная (Заповедная) Мечеть в Мекке, которую воздвиг Ибраахим, мир ему.
[2] - У мужчин ‘аурат от пупка до колен включительно, а у женщин ‘ауратом является все тело, за исключением лица и кисти рук.
[3] - Это также относится все и к плодам, которые пожинает совершающий молитву.
[4] - Речь здесь идет о малых грехах, т.к. большие грехи требуют покаяния (ат-тауба).
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Неверие того, кто оставил молитву

Сообщение Абу Саад »

Неверие того, кто оставил молитву

Джабир ибн ‘Абдиллях аль-Ансари, да будет доволен им Аллах сказал, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, между человеком и ширком (многобожием) или куфром (неверием) – оставление молитвы». Приводит хадис имам Муслим, № 82, а так же Абу Дауд в книге «Сунан» № 4678 со словами: «Между рабом и между неверием - оставление молитвы». Хадис достоверный, как на это указал шейх Альбани в «сахих сунан».
Приводит также его имам ат-Тирмизи в главе «Имана», № 2618, со словами: «Между неверием и верой - оставлении молитвы». Хадис достоверный, как на это указал шейх Альбани в «сахих сунан». И хадис № 2619 со словами: «Между рабом и между многобожием или неверием оставление молитвы». Хадис достоверный, как на это указал шейх Альбани в «сахих сунан»
И ибн Маджах, №1078, со словами: «Между рабом и между неверием оставление молитвы». Хадис достоверный, как на это указал шейх Альбани в «сахих сунан».
От ‘Абдуллы ибн Бурайды, который передал от своего отца, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Договор, который между нами и между ними - молитва. И кто ее оставил – совершил неверие». Передал этот хаис ат-Тирмизи № 2621. Сказал ‘Укба: «Хороший достоверный хадис». В иснаде (цепочке передатчиков) это хадиса есть Хусайн ибн Уакыд, которого назвал заслуживающим доверия ибн Ма’ин, (но) имам Ахмад говорил про него [1], а аль-Хафиз ибну Хаджар сказал: «Достойный доверия, иногда ошибается. Его хадисы хасан (хорошие)».
И так же привел хадис с этой цепочкой ибн Маджах в разделе «Молитва» № 1079. И привел имам Ахмад в «Муснад» № 346, и ан-Насаи в разделе «Молитва» № 463.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - То есть говорил о его надежности, выражая сомнения.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Разногласие ученых относительно неверия оставившего молитву

Сообщение Абу Саад »

Разногласие ученых относительно неверия оставившего молитву

Ученые разногласят в том, какое именно неверие подразумевается тут. Из них есть те, которые говорят что это большое неверие, выводящее из Ислама. И в качестве доказательства этого неверия приводят хадис и слова ‘Абдуллы ибн Шакыйка: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не считали неверием ни одно из оставленных дел, кроме молитвы». [1] И другие доказательства.
Также есть те, кто считают, что это малое неверие, которое не выводит из Ислама, совершившего его. Кроме, как только если этот человек посчитает дозволенным оставление молитвы, то в этом случае он совершит большое неверие, по единогласному мнению ученых. И доказательством тех, кто не приписывают такому человеку большое неверие слова Аллаха Всевышнего:

﴿ إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا ﴾
[/arabic]
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (Сура ан-Ниса, 48)
Большинство (ученых) - саляфов и те, кто были после них, считали, что такого человека нужно призвать к покаянию. И если не покается, то его следует убить [2]. Однако мазхаб абу Ханифы и некоторые ученые на том мнении, что его не убивают. Однако такого человека порицают и сажают в тюрьму, до тех пор, пока он не начнет совершать молитву.


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Это сообщение достоверно, его приводят многие имамы, так же шейх Альбани в «мишкат аль-масабих», 579, называя его сахих.
В отношении этого сообщения можно добавить следующее:
Многие имамы цитировали это сообщение Шакъикъа но, тем не менее, не говорили, что в нем указание на единогласное мнение о большом неверии оставившего намаз. Например, имам ибн Къудама, один из самых знающих имамов в ханбалитском мазхабе, разбирая вопрос оставления намаза, привел это сообщение, но несмотря на это и на то, что одним из мнений Ахмада было то, что оставивший намаз кафир, ибн Къудама отдал предпочтение мнению, что оставивший намаз не является кафиром! Более того, он сказал, что иджма’ в обратном, что оставивший намаз не становится кафиром. Он сказал: «Второе мнение состоит в том, что оставившего намаз убивают в качестве наказания, не выводя его из Ислама. И на это указывает иджма’ мусульман!» См. «аль-Мугъни» 2/444.
Имам ибн Батта, говоря о том, что с оставившими намаз не обращаются так, как с вероотступником (муртад), сказал: «В этом иджма’ мусульман! Поистине, мы не знаем чтобы в какое-либо поколение оставившего намаз не купали и не совершали над ним джаназа молитву или чтобы не хоронили его на кладбище мусульман! Или чтобы запрещали наследовать от него! Или чтобы разводили такого человека с его женой, несмотря на то, что оставляющих намаз было много! И если бы такой человек был бы кафиром, то все эти положения обязательно применялись бы в отношении них!» Эти же слова ибн Батты передал имам ибн Къудама в «аль-Мугъни» 2/446.
Это указывает на то, что саляфы не понимали хадисы про оставление намаза как большой куфр!
Так какой же иджма’ сильнее, в том, что оставивший кафир или нет?!
Так же остается вопрос к сторонникам этого иджма’а: С достоверным иснадом от того же Шакъкикъа ибн Абдуллаха передается следующее: «Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) порицали продажу свитков Корана и плату за обучение детей, и очень строго относились к этому!» Са’ид ибн Мансур 2/350. Иснад достоверный.
Текст этого сообщение один в один подобен тексту про так называемое единогласное мнение сподвижников. Тогда возникает вопрос, почему же в этом случае никто из ученых никогда не заявлял о том, что в запрещении продажи Корана и взятии платы за его обучение есть единогласное мнение сподвижников?! А более того, большинство саудовских ученые, считающие оставившего намаз кафиром, дозволяют торговать Кораном!
На основании этого мы видим, что имамы-исследователи в вопросах иджма'а саляфов не упоминали об этом, а наоборот говорили обратное. Например, имам ибн аль-Мунзир, специализировавшийся в теме иджма'а в том или ином вопросе, в главе: «Относительно обвинения в неверии оставившего намаз» сказал: «Я не нашел в этом вопросе единогласного мнения!» См. «аль-Иджма’» 148.
Также говорил и имам ибн Хазм.
Имам аль-Багъауи сказал: «Ученые разошлись во мнении относительно человека, преднамеренно оставившего обязательную молитву». См «Шарх ас-Сунна» 2/178.
Имам Мухаммад ибн абдуль-Уаххаб говорил: «Столпов Ислама пять, первый из них это два свидетельства, а затем остальные четыре. И если человек признает их, но не совершает их из-за небрежности, то мы не считаем его неверным, даже если и сражаемся с ним. Что касается вопроса оставления намаза из-за лени и без отрицания его обязательности, то ученые разошлись во мнении относительно этого. Мы же не обвиняем в неверии кроме как за то, в неверии чего были единогласны все ученые, а это только два свидетельства!» См. «дурару-ссанийя» 1/70.
Так о каком же иджма'е может идти речь?! Тем более сообщается, что когда Ибрахим ибн Са’ид аз-Зухри спросил ибн Шихаба о человеке, оставившем намаз, он ответил: «Если он оставляет намаз, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить! Если же нет (т.е. оставаляет намаз не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец из нечестивцев, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!» аль-Халляль в «аль-Джами’» 2/546.
А имам ибн Шихаб аз-Зухри - это один из самых знающих таби’инов, родившийся во время правления Му'ауии, о котором Суфьян ас-Саури говорил: "Он был самым знающим человеком в Медине!" А ‘Умар ибн абдуль-‘Азиз сказал: "Придерживайтесь этого ибн Шихаба, поистине, вы не встретите никого, кто знал бы Сунну так, как он!" См. "ас-Сияр" 4/320.
[2] - Убийство – казнь, которая совершается по приказу шариатского правителя, а не по желанию отдельных личностей или групп.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Обязательность выравнивания рядов во время молитвы и закрыва

Сообщение Абу Саад »

Обязательность выравнивания рядов во время молитвы и закрывания промежутков в них.

Сказал имам Ахмад в своем «муснаде» (97/2) хадис номер 5724: «Передал Харун ибн Ма’руф от ‘Абдулла ибн Уахб от Му’ауийа ибн Салих от абу Захирии от Касира ибн Муратта от ‘Абдулла ибн ’Умара то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Выстраивайтесь в ряды, поистине вы выстраиваетесь в ряды подобно ангелам. И выравнивайтесь по плечам (плечами), и закрывайте промежутки, и будьте мягкими с руками ваших братьев [1], и не оставляйте промежутков для шайтана. А тот, кто соединит ряд, соединит его Аллах. А кто разорвет ряд, того разорвет Аллах"». [2]
И он, да помилует его Аллах, сказал в своем «муснаде» (262/5): «Передал Хашим от Фарадж, передавшего от Лукмана от аби Умама, который сказал: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: "Поистине, Аллах и Его ангелы восхваляют первый ряд». Они сказали: «О посланник Аллаха, и второй ряд?» Он сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы восхваляют первый ряд». Они сказали: «О посланник Аллаха, и второй?». Тогда он сказал: «И второй». И сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Выравнивайте свои ряды, прижимайте свои плечи друг к другу, будьте мягкими с руками ваших братьев, и не оставляйте промежутков. Поистине, шайтан заходит в эти щели подобно ягненку». [3] Хороший хадис из-за многих путей передач. [4]
Передал имам абу Дауд в «сунан», (1/178), хадис 666: «Передал ‘Иса ибну Ибрахим аль-Гъаафикый, передал ибну Уахб, передал ему Кутейба ибну Са’ийд, передал аль-Лейс, так же хадис ибну Уахба передается полностью от Му’ауии ибну Салих, от абу аз-Захирийа от Касира ибну Мурра, от абдуЛлах ибну ‘Умара, также сказал Кутейба, от абу аз-Захирийа, от абу Шаджара, но не упомянул ибну Умара тут, затем передал, что посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, сказал: "Выстраивайтесь в ряды, поистине, вы выстраиваетесь в ряды подобно ангелам. И выравнивайтесь по плечам (плечами), закрывайте промежутки, будьте мягкими с руками ваших братьев (тут ‘Иса не упомянул руки братьев) [5], и не оставляйте промежутков для шайтана. А тот, кто соединит ряд, соединит его Аллах. А кто разорвет ряд, того разорвет Аллах"».
Сказал абу Дауд: «Смысл слов: "и будьте мягкими с руками ваших братьев" - если придет человек к ряду и захочет войти в него, то нужно быть мягким, раздвинуть руки и пустить его, чтобы он встал в ряд». Хадис достоверный по причине других хадисов.
Передал Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выравнивайте ваши ряды. Поистине, выравнивание ряда из полноты молитвы». Привел этот хадис имам Ахмад (177/3), Бухари (732), Муслим (433) и другие.
Он же, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поворачивался к нам лицом, прежде чем сказать такбир [6] и говорил: "Прижимайтесь и выравнивайте (ряды)"». Хадис согласован. [7]
От Ну’мана ибн Башира, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выравнивал наши ряды, как будто он выравнивал стрелы, до тех пор, пока не видел, что мы поняли его. И в один из дней он вышел и встал, и до того как сделал такбир увидел мужчину, грудь которого выпирала из ряда. И он сказал: "О рабы Аллаха, выравнивайте ваши ряды, иначе Аллах посеет разделение между вами"». Передали все [8], кроме Бухари. И в его передаче есть только часть этого хадиса: «Выравнивайте ваши ряды, иначе Аллах разделит ваши лица».
У имама Ахмада и Абу Дауда в передаче сказано: «И я видел, как мужчина прижимал свою щиколотку к щиколотке его соседа, колено к колену соседа и плечо к плечу соседа».
Передается в «аль-мунтака лиль-масджид ибну Таймийи», (1479). Привел Ахмад (276/4), Муслим (436), Тирмизи (2027), абу Дауд (663) и ан-Насаи (810).
От Джабира ибн Самура, да будет доволен им Аллах, который сказал: «К нам вышел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: "Неужели вы не хотите стоять в своих рядах, подобно ангелам, стоящим в рядах перед их Господом!?" Мы сказали: "А как ангелы стоят в рядах перед их Господом?" Он сказал: "Они заполняют первый ряд и плотно прижимаются в своем ряду"». Передал имам Ахмад в своем «Муснаде» (106/5), Муслим (430), абу Дауд (661) и ан-Насаи (816).
Сказал абу Мас’уд [9], да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выравнивал наши плечи в рядах перед молитвой и говорил: "Выстраивайтесь (ровно) и не разъединяйтесь, ибо разъединяться ваши сердца. И пусть выстраиваются за мной (позади в ряды) обладающие разумом и достигшие совершеннолетия, потом те, кто следует за ними, потом те, кто последуют за ними"». Сказал абу Мас’уд: «А вы на сегодняшний день находитесь в наибольшем разъединении [10]». [11]
От ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Пусть выстраиваются за мной (позади в ряды) обладающие разумом и достигшие совершеннолетия, потом те, кто следует за ними (повторил трижды). И я предостерегаю вас от искушений [12] рынка». Оба хадиса передал Муслим № 234 и хадис ибну Мас’уда ат-Тирмизи № 22835. Хадис приводят также абу Дауд в «сунан», 675.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - То есть не толкайтесь, если вам мешают руки стоящих рядом, но будьте гибкими. Также из смыслов этого: Смысл слов «будьте мягкими с руками ваших братьев» - то есть, если кто-то захочет зайти в ряд, то необходимо сделать мягкими свои плечи (подвинутся) до такой степени, чтоб тот вошел в ряд.
[2] - «Соединит» - то есть получит награду (соединит с милостью Своей, одарив наградой). «Разорвет» - то есть отделит от награды, или получит за это грех, или накажет его Аллах за это. (из толкования шейха Абд уль-Мухсина аль-‘Аббада, хафизаху Ллах).
[3] - Расстояние, в которое может пройти ягненок, то есть очень малое расстояние.
[4] - То есть хадис сам по себе слабый, но из-за множества путей передач усилился и стал хорошим.
[5] - То есть передатчик не упомянул часть хадиса: «и будьте мягкими с руками ваших братьев».
[6] - Перед началом молитвы.
[7] - То есть привели его имам Бухари и имам Муслим.
[8] - То есть имам Ахмад, имам Муслим, абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи, ибну Маджах и др.
[9] - Абу Мас’уд ‘Укба ибн ‘Амр аль-Ансари, да помилует его Аллах, сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха).
[10] - То есть в разногласии по причине оставления приказа пророка (мир ему и благословение Аллаха).
[11] - Этот хадис приводят имам Ахмад в «муснад», 17143, ан-Насаи в «сунан», 807, имам Муслим в главе «единение рядов, выстраивание их и достоинство первого ряда».
[12] - Имам ан-Науауи в толкование этого слова (هيش ) сказал в «шарх сахих Муслим»: «То есть нахождения вместе мужчин и женщин (смешивание), раздоров, споров, криков, шума, искушений которые в них (рынках)». Поэтому посланник Аллаха, мир ему и благие приветствия, сказал в хадисе у имама Муслима: «Самые любимые места Аллаха в городах – это мечети, а самые ненавистные места в них – рынки».
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Сутра в молитве

Сообщение Абу Саад »

Сутра в молитве

Из важных дел в молитве – это то, чтобы молящийся поставил сутру между собой и теми, кто будет проходить перед ним из людей или кого-то помимо них. И пришли хадисы от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в которых приказывает посланник Аллаха установление сутры [1], эти хадисы:
1 – от абу Са’ийда аль-Худрий, да будет доволен им Аллах, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-то из вас совершает молитву, то пусть совершает ее на сутру (преграду) и пусть приблизится к ней».
Приводят хадис абу Дауд и ибну Маджах. [2]
2 – от ибну ‘Умара, да будет доволен им Аллах, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в день праздника и попросил копьё, затем поставил его перед собой и помолился на неё (на эту сутру взяв ее преградой) и люди молились позади него. Так же он поступал в пути (в сафаре). Хадис согласован.
3 – от Сахль ибну Са’д, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Было между посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и между стеной в молитве расстояние размером в барашку». Хадис согласован.
4 – от Биляля, да будет доволен им Аллах, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в Ка’бу и помолился там и было между ним и стеной расстояние в три локтя. Передают хадис имам Ахмад и ан-Насаи. [3]
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Сутра – это преграда, которая ставится перед молящимся, следуя приказу посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и является обязательной. Ее можно как установить, то есть поставить перед собой, или же использовать то, что уже установлено или находится перед молящимся, как столб в мечети, стена, спина брата сидящего и ожидающего время молитвы.
[2] - В «сунан» у имама абу Дауда хадис под номером 698 (он и приведен выше), а у ибну Маджах 954. Шейх Альбани назвал его достоверным в обоих «сунан», аль-Хаким в «мустадрак», сказал: «Хадис достоверный согласно условиям двух шейхов (Бухарий и Муслима)», имам аз-Захаби сказал: «Согласно их (этих 2-х имамов) условиям».
[3] - У имама ан-Насаи в «сунан» хадис под номером 749, 749, шейх Альбани подтвердил его достоверность. Также хадис подобный имеется в «сахих» у имама Бухарий.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Место молитвы в Исламе

Сообщение Абу Саад »

Дозволенность остановить проходящего перед молящимся и какой грех лежит на том, кто проходит перед совершающим молитву

От абу Са’ийда аль-Худрий, да будет доволен им Аллах, который сказал, что он слышал как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если молится один из вас на вещь, которую он взял себе сутрой (преградой) от людей и кто-то желает пройти пройти перед ним, то пусть остановит его, а если он будет противится, то пусть сражается с ним, ведь, поистине, это - шайтан». Привели этот хадис джама’а [1], кроме ат-Тирмизи.
От абу Джухайма ‘абдуЛлах ибну аль-Хариса аль-Ансари, который сказал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы знал проходящий перед молящимся что будет ему за это (из греха) [2], то стояние в сорок [3] было бы лучше для него, чем прохождение перед ним (совершающим молитву)». [4]
Эти хадисы указывают мусульманину на важность сутры в молитве и ее места в ней, и многие люди делают упущения в этом, в вопросе сутры, хотя ее важность и значимость велики. [5]
Я прошу Аллаха, чтобы мусульмане познали важность ее (молитвы), и чтобы они следовали тому, что приказано в отношении нее посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и чтобы они были из выстаивающих ее наилучшим образом и во всей ее полноте.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - То есть группа ученых-мухаддисов, составляющих сборники, как имам Бухари, Муслим, Ахмад, аль-Хаким, абу Дауд и другие.
[2] - Здесь нужно отметить, что «проходить перед молящимся», имеется в виду проходить между ним и его сутрой или местом соприкосновения его лба и земли (место сажда). Все что после этого не является запретным прохождение там.
[3] - Сказал абу ан-Надр: «Я не знаю сказал ли он сорок дней, месяцев или лет», (как передает имам Бухари приводя этот хадис в главе: «Грех проходящего перед молящимся», 488), что указывает на значимость этого.
[4] - Также помимо имама Бухари, этот хадис приводят имам Ахмад, 18003, имам Малик в «аль-Муатта», 526, имам Муслим, 1160 (в главе «Запрет на прохождение перед молящимся»), ан-Насаи в «сунан», 756, ибну Хузейма в «сахих», 813, и другие.
[5] - Это истина, которую говорит шейх Раби’, хафизаху Ллах. И это то, что мы наблюдаем в арабских странах не говоря уже о странах Европы, СНГ и т.д. Хотя среди ученых и существует разногласие в обязательности сутры, но более правильное мнение согласно приведенным хадисам то, что сутра – условием для молитвы, обязательным делом в ней, приказом посланника Аллаха, мир ему. Шейх Раслян, хафизаху Ллах, на вопрос мой о разногласии в обязательности сутры и мнение шейха ‘Усеймина, рахимаху Ллах, о желательности нее, ответил: «Более правильное мнение – ууджуб (обязательность), более того это шарт (условие) для молитвы, но не условие самой молитвы», то есть оставление сутры не влияет на приемлемость молитвы, однако является грехом для оставляющего его.
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

.

Сообщение Абу Саад »

Заключение

И в заключении скажу:
Поистине, из следов молитвы, которая выполняется в соответствии с шариатом и которая сочетает в себе искренность и соответствие условиям молитвы, ее столпам, смиренности в ней - есть успех, а это великая радость в достижение того, что у Аллаха.
Сказал Всевышний: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят». (Сура аль-Му’минун, 1-4).
Также из следов молитвы то, что она запрещает разврат и порицаемое и то, что ты поминаешь Аллаха с наивысшей степенью полноты. Сказал Всевышний: «Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы творите». (Сура аль-‘Анкабут, 45)

Это обращение я написал для того, чтобы напомнить моим братьям мусульманам о важности этого великого дела - молитвы и ее месте в Исламе. А так же для того, чтобы побудить их выполнять ее в домах Аллаха, и побудить к тому, на что, к большому сожалению, многие из имамов и молящихся не обращают внимание, а именно на выравнивание рядов, прижимание плеч, щиколоток молящихся друг к другу. А также, чтобы не оставляли свободных мест, ибо через них заходит шайтан в (ряды). Ведь это те вещи, которыми обязывал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, своих сподвижников и они выполняли и следовали согласно его приказам и наставлениям. И я вижу как молящиеся проявляют небрежность в этих делах, и они не представляют что ждет их за эту небрежность, а ведь от этого именно предостерегал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Выравнивайте свои ряды, а не то Аллах посеет между вами раздор».
И это тот результат ощущаемый мусульманами сегодня, который посеял шайтан в виде разделений, ненависти друг к другу, разрыв связей (братских и родственных).
И одной из важных причин этих проблем является их противоречие пути пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и пути его подвижников в отношение совершения молитвы, то есть противоречие в выполнении ее таким образом, как разъяснил им посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А ведь от этого он, да благословит его Аллах и приветствует, и предостерегал.
И я прошу Аллаха, чтобы Он помог мусульманам крепко держаться Книги их Господа и Сунны Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и следовать по пути праведных предшественников в убеждениях, в поклонении и во всех остальных жизненных делах. И чтобы Он сделал нас из числа преуспевших, молитва которых ограждает от порочности и порицаемых вещей. Ведь поистине, мой Господь - Слышащий мольбы!


И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его род и его сподвижников и ниспошлет им мир!

Написал Раби’ бну Хади ибну ‘Умайр аль-Мадхали
24 месяца Зуль-Ка’да 1428 г. по хиджре


Скачать в pdf: Место_молитвы_в_Исламе.pdf
Вложения
Место молитвы в Исламе.pdf
(780.4 КБ) 523 скачивания
Аватара пользователя
ahi mu7lim
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 22:49

Re: Место молитвы в Исламе - шейх Раби' ибн Хади

Сообщение ahi mu7lim »

ассаламу 1алайкум варахьматуЛлаhи вабаракатуh. Братья разъясните пожалуйста насчёт выстраивания в ряды. Бывает что иногда братья прямо втискиваются в ряды из-за чего бывает очень тесно, что иногда даже приходится чуть вперед наклонятся или плечи как то иначе расправлять так сказать ну и т.п. Скажите братья это правильно и что делать в таких случаях?
abu_Salman
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 30 дек 2009, 19:56

Re: Место молитвы в Исламе - шейх Раби' ибн Хади

Сообщение abu_Salman »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи!
Мне нужен оригинал на арабском, если у кого есть дайте ссылку пожалуйста,
баракаЛлаху фикум!
Аватара пользователя
антивирус северный
Сообщения: 493
Зарегистрирован: 02 дек 2010, 02:37

Re: Место молитвы в Исламе - шейх Раби' ибн Хади

Сообщение антивирус северный »

السلام عليكم
مكانة الصلاة في الإسلام وآثارها الطيبة

بسم الله الرحمن الرحيم

الحمد لله و الصلاة والسلام على رسول الله وعلى آله وصحبه ومن اتبع هداه.
أما بعد-

فإن للصلاة شأناً عظيماً في الإسلام ومكانة رفيعة عند الله ورسله والمؤمنين، إذ هي الركن الثاني من أركان الإسلام بعد الشهادتين.
عن ابن عمر- رضي الله عنه- أن رسول الله -صلى الله عليه وسلم- قال:” بُني الإسلام على خمس: شهادة أن لا إله إلا الله وأن محمداً رسول الله وإقام الصلاة وإيتاء الزكاة وصوم رمضان وحج البيت لمن استطاع إليه سبيلا”.
وقد حث الله المؤمنين على إقامتها في آيات كثيرة، منها، قوله تعالى:
(مُنِيبِينَ إِلَيْهِ وَاتَّقُوهُ وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ مِنَ الَّذِينَ فَرَّقُوا دِينَهُمْ وَكَانُوا شِيَعًا كُلُّ حِزْبٍ بِمَا لَدَيْهِمْ فَرِحُونَ)[الروم:31-32]

وقال تعالى:((وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ حُنَفَاءَ وَيُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُؤْتُوا الزَّكَاةَ وَذَلِكَ دِينُ الْقَيِّمَةِ))[البينة:5]

وقال تعالى: (قُلْ لِعِبَادِيَ الَّذِينَ آمَنُوا يُقِيمُوا الصَّلَاةَ وَيُنْفِقُوا مِمَّا رَزَقْنَاهُمْ سِرًّا وَعَلَانِيَةً مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ يَوْمٌ لَا بَيْعٌ فِيهِ وَلَا خِلَالٌ))[إبراهيم:31]
ومن دعاء خليل الرحمن إبراهيم عليه وعلى نبينا الصلاة والسلام:(رَبِّ اجْعَلْنِي مُقِيمَ الصَّلَاةِ وَمِنْ ذُرِّيَّتِي رَبَّنَا وَتَقَبَّلْ دُعَاءِ) [إبراهيم:40].
فرضها الله على كل مسلم بالغ عاقل.
وشرع تربية الصغار عليها” علموا أولادكم الصلاة لسبع واضربوهم عليها لعشر”

وأمر بصلاتها في جماعة في بيوت الله ألا وهي المساجد ، وأشاد بذكر المصلين فيها وذكر صفاتهم الحميدة وما أعده لهم من الجزاء العظيم،

قال تعالى: (فِي بُيُوتٍ أَذِنَ اللَّهُ أَنْ تُرْفَعَ وَيُذْكَرَ فِيهَا اسْمُهُ يُسَبِّحُ لَهُ فِيهَا بِالْغُدُوِّ وَالْآصَالِ رِجَالٌ لَا تُلْهِيهِمْ تِجَارَةٌ وَلَا بَيْعٌ عَنْ ذِكْرِ اللَّهِ وَإِقَامِ الصَّلَاةِ وَإِيتَاءِ الزَّكَاةِ يَخَافُونَ يَوْمًا تَتَقَلَّبُ فِيهِ الْقُلُوبُ وَالْأَبْصَارُ لِيَجْزِيَهُمُ اللَّهُ أَحْسَنَ مَا عَمِلُوا وَيَزِيدَهُمْ مِنْ فَضْلِهِ وَاللَّهُ يَرْزُقُ مَنْ يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ)[ النور:36-38].

وقال تعالى: ( إِنَّمَا يَعْمُرُ مَسَاجِدَ اللَّهِ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَأَقَامَ الصَّلَاةَ وَآتَى الزَّكَاةَ وَلَمْ يَخْشَ إِلَّا اللَّهَ فَعَسَى أُولَئِكَ أَنْ يَكُونُوا مِنَ الْمُهْتَدِينَ) [التوبة:18].

وقال تعالى: (قُلْ أَمَرَ رَبِّي بِالْقِسْطِ وَأَقِيمُوا وُجُوهَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَادْعُوهُ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ كَمَا بَدَأَكُمْ تَعُودُونَ) [الأعراف:29].
فأمر عباده بالقسط وهو العدل والاستقامة واستقبال القبلة في أي مسجد كان.

وقال تعالى: (يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ).[الأعراف:31]
والمراد بالزينة ما يستر العورة في الصلاة جماعة في المساجد كانت أو غير جماعة، بل ستر العورة واجب في كل حال” والله أحق أن يستحيا منه”.
والشاهد من هذه الآيات كلها بيان أهمية المساجد التي أمر الله برفعها للصلاة فيها جماعة، فالمساجد من أعظم شعائر الإسلام، والصلاة فيها جماعة والنداء لها من أعظم شعائر الإسلام، والتخلف عن إقامتها في الجماعة من علامات النفاق والعياذ بالله.

قال تعالى عن الصلاة:(وَاسْتَعِينُوا بِالصَّبْرِ وَالصَّلَاةِ وَإِنَّهَا لَكَبِيرَةٌ إِلَّا عَلَى الْخَاشِعِينَ الَّذِينَ يَظُنُّونَ أَنَّهُمْ مُلَاقُو رَبِّهِمْ وَأَنَّهُمْ إِلَيْهِ رَاجِعُونَ) [البقرة:45-46].

عن أبي هريرة – رضي الله عنه- قال:قال رسول الله- صلى الله عليه وسلم-: ” إن أثقل الصلاة على المنافقين صلاة العشاء وصلاة الفجر لو يعلمون ما فيهما لأتوهما ولو حبواً ولقد هممت أن آمر بالصلاة فتقام ثم آمر رجلاً فيصلي بالناس، ثم أنطلق معي برجال معهم حزم الحطب إلى قوم لا يشهدون الصلاة، فأحرق عليهم بيوتهم بالنار” متفق عليه، أخرجه البخاري في فضل صلاة العشاء في جماعة، حديث (657)، ومسلم في المساجد، حديث (651).
وعن عبد الله بن مسعود – رضي الله عنه- قال: ” لقد رأيتنا وما يتخلف عن الصلاة إلا منافق قد علم نفاقه أو مريض، إن كان المريض ليمشي بين رجلين حتى يأتي الصلاة، وقال: إن رسول الله علمنا سنن الهدى، وإن من سنن الهدى الصلاة في المسجد الذي يؤذن فيه” أخرجه مسلم في المساجد، حديث(654).
وبيَّن رسول الله – صلى الله عليه وسلم- فضل الصلاة في جماعة، فعن أبي هريرة – رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلم- قال: “تفضل صلاة الجميع على صلاة الرجل وحده خمساً وعشرين درجة، قال ويجتمع ملائكة الليل وملائكة النهار في صلاة الفجر” قال أبو هريرة – رضي الله عنه – : اقرأوا إن شئتم: ( وقرآن الفجر إن قرآن الفجر كان مشهوداً)،أخرجه مسلم في المساجد حديث(649)، وأخرجه البخاري نحوه، حديث(648).
وعن ابن عمر- رضي الله عنهما- أن رسول الله – صلى الله عليه وسلم- قال:” صلاة الجماعة أفضل من صلاة الفذ بسبع وعشرين درجة” متفق عليه، أخرجه البخاري في فضل صلاة الجماعة، حديث(645)، ومسلم في المساجد، حديث(650).
وعن أبي هريرة – رضي الله عنه- قال: قال رسول الله- صلى الله عليه وسلم-:
” صَلاةُ الرَّجُلِ في الْجَمَاعَةِ تُضَعَّفُ على صَلاتِهِ في بَيْتِهِ وفي سُوقِهِ خمسة وَعِشْرِينَ ضِعْفًا وَذَلِكَ أَنَّهُ إذا تَوَضَّأَ فَأَحْسَنَ الْوُضُوءَ ثُمَّ خَرَجَ إلى الْمَسْجِدِ لا يُخْرِجُهُ إلا الصَّلاةُ لم يَخْطُ خَطْوَةً إلا رُفِعَتْ له بها دَرَجَةٌ وَحُطَّ عنه بها خَطِيئَةٌ فإذا صلى لم تَزَلْ الْمَلَائِكَةُ تُصَلِّي عليه ما دَامَ في مُصَلاهُ اللهم صَلِّ عليه اللهم ارْحَمْهُ ولا يَزَالُ أحدكم في صَلاةٍ ما انْتَظَرَ الصَّلاةَ”. متفق عليه، أخرجه البخاري في فضل صلاة الجماعة، حديث(647)، ومسلم في المساجد، حديث(649).

والصلاة تكفر بها الخطايا:
فعن أبي هريرة – رضي الله عنه- أنه سمع رسول الله – صلى الله عليه وسلم- يقول: ” أرأيتم لو أن نهراً بباب أحدكم يغتسل منه كل يوم خمس مرات، هل يبقى من درنه شيء؟ قالوا: لا يبقى من درنه شيء، قال : ” فذلك مثل الصلوات الخمس يمحو الله بهن الخطايا” أخرجه البخاري، حديث(528) ومسلم، حديث(667).
وعن جابر بن عبد الله – رضي الله عنهما- قال: قال رسول الله -صلى الله عليه وسلم-: ” مثل الصلوات الخمس كمثل نهر جار غمر على باب أحدكم يغتسل منه كل يوم خمس مرات” أخرجه مسلم، حديث(668)، وأحمد(2/426) من حديث جابر وأبي هريرة – رضي الله عنهما- .

إطلاق اسم الكفر على من ترك الصلاة :
عن جابر بن عبد الله الأنصاري- رضي الله عنه-قال: سمعت النبي -صلى الله عليه وسلم- يقول:” إن بين الرجل وبين الشرك والكفر ترك الصلاة” أخرجه مسلم في الإيمان،حديث (82)، وأبو داود في كتاب السنة، حديث (4678) بلفظ: ” بين العبد وبين الكفر ترك الصلاة”.
وأخرجه الترمذي في أبواب الإيمان، حديث (2618) بلفظ: ” بين الكفر والإيمان ترك الصلاة”، وحديث (2619) بلفظ: ” بين العبد وبين الشرك أو الكفر ترك الصلاة”.
وأخرجه ابن ماجة بلفظ: ” بين العبد وبين الكفر ترك الصلاة”، حديث (1078).
وعن عبد الله بن بريدة عن أبيه قال: قال رسول الله – صلى الله عليه وسلم-: ” العهد الذي بيننا وبينهم الصلاة فمن تركها فقد كفر” أخرجه الترمذي في أبواب الإيمان، حديث (2621)، وقال عقبه: هذا حديث حسن صحيح غريب.
وفي إسناده حسين بن واقد وثقه ابن معين وتكلم فيه الإمام أحمد، وقال الحافظ: ثقة له أوهام فحديثه حسن.
وأخرج هذا الحديث من هذا الوجه ابن ماجة في الصلاة، حديث (1079)، وأخرجه الإمام أحمد في مسنده (5/346) والنسائي في الصلاة، حديث (463).
واختلف العلماء في المراد بكفره، فمنهم من يرى أنه الكفر الأكبر المخرج من الملة، وحجة من كفره هذا الحديث وقول عبد الله بن شقيق: كان أصحاب رسول الله لا يرون شيئا من العمل تركه كفر إلا الصلاة وأدلة أخرى.
ومنهم من يرى أنه الكفر الأصغر الذي لا يخرج صاحبه من الملة إلا إذا استحل تركها فإنه يكفر الكفر الأكبر بالإجماع، وحجة من لا يكفره قول الله تعالى: (إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ وَمَنْ يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا) [النساء:48]وعمومات أخرى.
والجماهير من السلف والخلف أنه يستتاب فإن تاب وإلا قتل.(1)
وذهب أبو حنيفة وبعض العلماء إلى أنه لا يقتل بل يعزر ويحبس حتى يصلي.

وجوب تسوية الصفوف في الصلاة وسد الخلل فيها :

قال الإمام أحمد في مسنده (2/97) حديث رقم( 5724): ” ثنا هَارُونُ بن مَعْرُوفٍ ثنا عبد اللَّهِ بن وَهْبٍ عن مُعَاوِيَةَ بن صَالِحٍ عن أبي الزَّاهِرِيَّةِ عن كَثِيرِ بن مُرَّةَ عن عبد اللَّهِ بن عُمَرَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قال: ” أَقِيمُوا الصُّفُوفَ فَإِنَّمَا تَصُفُّونَ بِصُفُوفِ الْمَلاَئِكَةِ وَحَاذُوا بين الْمَنَاكِبِ وَسُدُّوا الْخَلَلَ وَلِينُوا في أيدي إِخْوَانِكُمْ وَلاَ تَذَرُوا فُرُجَاتٍ لِلشَّيْطَانِ وَمَنْ وَصَلَ صَفًّا وَصَلَهُ الله تَبَارَكَ وَتَعَالَى وَمَنْ قَطَعَ صَفًّا قَطَعَهُ الله”.
وقال – رحمه الله- في مسنده ( 5/262): ” ثنا هَاشِمٌ ثنا فَرَجٌ ثنا لُقْمَانُ عن أبي أُمَامَةَ قال: قال رسول اللَّهِ صلى الله عليه وسلم : ” إن اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ على الصَّفِّ الأَوَّلِ قالوا يا رَسُولَ اللَّهِ وَعَلَى الثاني قال إن اللَّهَ وَمَلاَئِكَتَهُ يُصَلُّونَ على الصَّفِّ الأَوَّلِ قالوا يا رَسُولَ اللَّهِ وَعَلَى الثاني قال وَعَلَى الثاني قال رسول اللَّهِ صلى الله عليه وسلم سَوُّوا صُفُوفَكُمْ وَحَاذُوا بين مَنَاكِبِكُمْ وَلِينُوا في أيدي إِخْوَانِكُمْ وَسُدُّوا الْخَلَلَ فان الشَّيْطَانَ يَدْخُلُ بَيْنَكُمْ بِمَنْزِلَةِ الْحَذَفِ يَعْنِى أَوْلاَدَ الضَّأْنِ الصِّغَارَ”، حسن بشواهده.
وقال الإمام أبو داود في سننه (1/178) حديث(666): “حدثنا عِيسَى بن إبراهيم الْغَافِقِيُّ ثنا ابن وَهْبٍ ح وحدثنا قُتَيْبَةُ بن سَعِيدٍ ثنا اللَّيْثُ وَحَدِيثُ ابن وَهْبٍ أَتَمُّ عن مُعَاوِيَةَ بن صَالِحٍ عن أبي الزَّاهِرِيَّةِ عن كَثِيرِ بن مُرَّةَ عن عبد اللَّهِ بن عُمَرَ قال قُتَيْبَةُ عن أبي الزَّاهِرِيَّةِ عن أبي شَجَرَةَ لم يذكر ابن عُمَرَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قال أَقِيمُوا الصُّفُوفَ وَحَاذُوا بين الْمَنَاكِبِ وَسُدُّوا الْخَلَلَ وَلِينُوا بِأَيْدِي إِخْوَانِكُمْ لم يَقُلْ عِيسَى بِأَيْدِي إِخْوَانِكُمْ ولا تَذَرُوا فُرُجَاتٍ لِلشَّيْطَانِ وَمَنْ وَصَلَ صَفًّا وَصَلَهُ الله وَمَنْ قَطَعَ صَفًّا قَطَعَهُ الله، قال أبو دَاوُد أبو شَجَرَةَ كَثِيرُ بن مُرَّةَ قال أبو دَاوُد وَمَعْنَى وَلِينُوا بِأَيْدِي إِخْوَانِكُمْ إذا جاء رَجُلٌ إلى الصَّفِّ فَذَهَبَ يَدْخُلُ فيه فَيَنْبَغِي أَنْ يُلِينَ له كُلُّ رَجُلٍ مَنْكِبَيْهِ حتى يَدْخُلَ في الصَّفِّ “، صحيح بشواهده .
وعن أنس بن مالك – رضي الله عنه- أن النبي – صلى الله عليه وسلم- قال: سوّوا صفوفكم فإن تسوية الصف من تمام الصلاة” أخرجه أحمد (3/177)، والبخاري(732) ومسلم (433) وغيرهم.
وعنه – رضي الله عنه- قال: كان رسول الله – صلى الله عليه وآله وسلم- يقبل علينا بوجهه قبل أن يكبر فيقول: ” تراصوا واعتدلوا” متفق عليه.
وعن النعمان بن بشير، قال: كان رسول الله- صلى الله عليه وآله وسلم- يسوي صفوفنا كأنما يسوي بها القداح حتى رأى أنا قد عقلنا عنه، ثم خرج يوماً فقام حتى كاد أن يكبر، فرأى رجلا باديا صدره من الصف، فقال عباد الله لتسوّنَّ صفوفكم أو ليخالفن الله بين وجوهكم”، رواه الجماعة إلا البخاري، فإن له منه” لتسوّنَّ صفوفكم أو ليخالفن الله بين وجوهكم” ولأحمد وأبي داود في رواية قال: فرأيت الرجل يلزق كعبه بكعب صاحبه وركبته بركبته ومنكبه بمنكبه” المنتقى للمجد ابن تيمية، حديث(1479) والحديث أخرجه أحمد(4/276) ومسلم حديث(436) والترمذي(2027) وأبو داود(663) والنسائي(810).
وعن جابر بن سمرة- رضي الله عنه- قال:
” خرج علينا رسول الله- صلى الله عليه وآله وسلم-، فقال: ” ألا تصفون كما تصف الملائكة عند ربها؟ فقلنا: يا رسول الله كيف تصف الملائكة عند ربها؟ قال: يتمون الصف الأول ويتراصون في الصف” رواه أحمد في مسنده (5/106) ومسلم(430) وأبو داود (661) والنسائي(816).
وعن أبي مسعود – رضي الله عنه-، قال: كان رسول الله – صلى الله عليه وسلم- يمسح مناكبنا في الصلاة ويقول: استووا ولا تختلفوا فتختلف قلوبكم، ليلني منكم أولو الأحلام والنهى ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم، قال أبو مسعود: فأنتم اليوم أشد اختلافا”.
وعن ابن مسعود – رضي الله عنه- قال: قال رسول الله – صلى الله عليه وسلم- :” ليلني منكم أولو الأحلام والنهى ثم الذين يلونهم( ثلاثا) وإياكم وهيشات الأسواق” رواهما مسلم، حديث(432)، وحديث ابن مسعود في الترمذي(228).

ومن الأمور المهمة في الصلاة أن يتخذ المصلي سترة تحول بينه وبين المار من إنسان وغيره وقد جاءت أحاديث عن رسول الله –صلى الله عليه وسلم- يأمر فيها رسول الله –صلى الله عليه وسلم –باتخاذ السترة للمصلي منها:
1-عن أبي سعيدالخدري رضي الله عنه قال :قال رسول الله صلى الله عليه وسلم( إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ فَلْيُصَلِّ إِلَى سُتْرَةٍ وَلْيَدْنُ مِنْهَا).رواه أبو داود وابن ماجه.
2-وعن ابن عمر رضي الله عنهماقال: ( كان رسول الله صلى الله عليه وسلم إِذَا خَرَجَ يَوْمَ العِيدِ يأَمُرُ بِالحَرْبَةِ، فَتُوضَعُ بَيْنَ يَدَيْهِ، فَيُصَلِّي إِلَيْهَا وَالنَّاسُ وَرَاءَهُ، وَكَانَ يَفْعَلُ ذَلِكَ فِي السَّفَرِ ).متفق عليه
مقدار المسافة بين المصلي والسترة:
3- وعن سهل بن سعد رضي الله عنه قال: ((كان بين مصلى رسول الله صلى الله عليه وسلم وبين الجدار مَمَرّ شاة)).متفق عليه
4- وعن بلال رضي الله عنه (( أن النبي صلى الله عليه وسلم دخل الكعبة فصلى وبينه وبين الجدار نحو ثلاث أذرع )) رواه أحمد والنسائي

مشروعية دفع المار وما على المار من الإثم
*وعن أبي سعيد رضي الله عنه قال: ( إِذَا صَلَّى أَحَدُكُمْ إِلَى شَيْءٍ يَسْتُرُهُ مِنَ النَّاسِ، فَأَرَادَ أَحَدٌ أَنْ يَجْتَازَ بَيْنَ يَدَيْهِ، فَلْيَدْفَعْ فَإِنْ أَبَى فَلْيُقَاتِلْهُ، فَإِنَّمَا هُوَ شَيْطَانٌ )
رواه الجماعة إلا الترمذي
*وعن أبي جهيم عبدالله بن الحارث الأنصاري قال:قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:
( لَوْ يَعْلَمُ المَارُّ بَيْنَ يَدَيِ المُصَلِّي مَاذَا عَلَيْهِ، لَكَانَ أَنْ يَقِفَ أَرْبَعِينَ خَيْرًا لَهُ مِنْ أَنْ يَمُرَّ بَيْنَ يَدَيْهِ).

فهذه الأحاديث تدل المسلم على أهمية السترة في الصلاة ومكانتها فيها،ولقد تساهل كثير من الناس في أمر السترة على أهميتها ومكانتها.
أسأل الله أن يوفق المسلمين لإدراك مكانتها وأن يوفقهم لامتثال أوامر رسول الله صلى الله عليه وسلم والقيام بها على أحس الوجوه وأكملها.

وختاماً أقول:
*إن من آثار الصلاة التي تقام على الوجه المشروع والتي يتوفر فيها الإخلاص وتستكمل فيها شروطها وأركانها وخشوعها الفلاح وهو الفوز بالمطلوب الأعظم عند الله قال تعالى: (قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ)[المؤمنون :1-4]
*ومن آثار هذه الصلاة أنها تنهى عن الفحشاء والمنكر وأن يذكرك الله في الملأ الأعلى، قال تعالى: (إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ وَلَذِكْرُ اللَّهِ أَكْبَرُ وَاللَّهُ يَعْلَمُ مَا تَصْنَعُونَ) [العنكبوت:45]
وقصدي من هذا المقال تذكير إخواني المسلمين بأهمية هذه الصلاة العظيمة ومكانتها في الإسلام، وحثهم على إقامتها في بيوت الله، وحثهم على ما أرى أن كثيراً من المسلمين المصلين أئمة(2)ومأمومين لا يهتمون به ألا وهو تسوية الصفوف، وإلصاق المناكب بالمناكب، والكعاب بالكعاب، وسد الفرج التي يتخللها الشيطان، الأمور التي كان يلتزمها أصحاب محمد – صلى الله عليه وسلم- تنفيذاً لأوامره وتوجيهاته، فلقد رأيت كثيراً من المصلين يتساهلون في هذه الأمور، ولا يدركون ما يترتب على التساهل فيها، وهو ما حذر منه رسول الله – صلى الله عليه وسلم- بقوله: ” لتسوّنَّ صفوفكم أو ليخالفن الله بين وجوهكم “، وهذه النتيجة المرة ملموسة في حياة المسلمين بما يبثه بينهم الشيطان من التقاطع والتدابر والتباغض والتفرق.
ومن أهم الأسباب لهذه المعضلات مخالفتهم لهديه –صلى الله عليه وسلم- وهدي أصحابه في إقامة الصلاة على الوجه الذي بينه رسول الله – صلى الله عليه وسلم- وحذَّر من مخالفته.أسأل الله أن يوفق المسلمين للتمسك بكتاب ربهم وسنة نبيهم والسير في منهج السلف الصالح في عقائدهم وعباداتهم وسائر شئوون حياتهم، وأن يجعلنا من المفلحين الذين تنهاهم صلاتهم عن الفحشاء والمنكر، إن ربي لسميع الدعاء.

وصلى الله على نبينا محمد وعلى آله وصحبه وسلم.

كتبه
ربيع بن هادي عمير المدخلي
Ответить