Разногласие ученых относительно неверия оставившего молитву
Ученые разногласят в том, какое именно неверие подразумевается тут. Из них есть те, которые говорят что это большое неверие, выводящее из Ислама. И в качестве доказательства этого неверия приводят хадис и слова ‘Абдуллы ибн Шакыйка: «Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не считали неверием ни одно из оставленных дел, кроме молитвы». [1] И другие доказательства.
Также есть те, кто считают, что это малое неверие, которое не выводит из Ислама, совершившего его. Кроме, как только если этот человек посчитает дозволенным оставление молитвы, то в этом случае он совершит большое неверие, по единогласному мнению ученых. И доказательством тех, кто не приписывают такому человеку большое неверие слова Аллаха Всевышнего:
﴿ إِنَّ اللَّهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء وَمَن يُشْرِكْ بِاللَّهِ فَقَدِ افْتَرَى إِثْمًا عَظِيمًا ﴾
[/arabic]
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех». (Сура ан-Ниса, 48)
Большинство (ученых) - саляфов и те, кто были после них, считали, что такого человека нужно призвать к покаянию. И если не покается, то его следует убить [2]. Однако мазхаб абу Ханифы и некоторые ученые на том мнении, что его не убивают. Однако такого человека порицают и сажают в тюрьму, до тех пор, пока он не начнет совершать молитву.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] - Это сообщение достоверно, его приводят многие имамы, так же шейх Альбани в «мишкат аль-масабих», 579, называя его сахих.
В отношении этого сообщения можно добавить следующее:
Многие имамы цитировали это сообщение Шакъикъа но, тем не менее, не говорили, что в нем указание на единогласное мнение о большом неверии оставившего намаз. Например, имам ибн Къудама, один из самых знающих имамов в ханбалитском мазхабе, разбирая вопрос оставления намаза, привел это сообщение, но несмотря на это и на то, что одним из мнений Ахмада было то, что оставивший намаз кафир, ибн Къудама отдал предпочтение мнению, что оставивший намаз не является кафиром! Более того, он сказал, что иджма’ в обратном, что оставивший намаз не становится кафиром. Он сказал:
«Второе мнение состоит в том, что оставившего намаз убивают в качестве наказания, не выводя его из Ислама. И на это указывает иджма’ мусульман!» См. «аль-Мугъни» 2/444.
Имам ибн Батта, говоря о том, что с оставившими намаз не обращаются так, как с вероотступником (муртад), сказал:
«В этом иджма’ мусульман! Поистине, мы не знаем чтобы в какое-либо поколение оставившего намаз не купали и не совершали над ним джаназа молитву или чтобы не хоронили его на кладбище мусульман! Или чтобы запрещали наследовать от него! Или чтобы разводили такого человека с его женой, несмотря на то, что оставляющих намаз было много! И если бы такой человек был бы кафиром, то все эти положения обязательно применялись бы в отношении них!» Эти же слова ибн Батты передал имам ибн Къудама в «аль-Мугъни» 2/446.
Это указывает на то, что саляфы не понимали хадисы про оставление намаза как большой куфр!
Так какой же иджма’ сильнее, в том, что оставивший кафир или нет?!
Так же остается вопрос к сторонникам этого иджма’а: С достоверным иснадом от того же Шакъкикъа ибн Абдуллаха передается следующее:
«Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) порицали продажу свитков Корана и плату за обучение детей, и очень строго относились к этому!» Са’ид ибн Мансур 2/350. Иснад достоверный.
Текст этого сообщение один в один подобен тексту про так называемое единогласное мнение сподвижников. Тогда возникает вопрос, почему же в этом случае никто из ученых никогда не заявлял о том, что в запрещении продажи Корана и взятии платы за его обучение есть единогласное мнение сподвижников?! А более того, большинство саудовских ученые, считающие оставившего намаз кафиром, дозволяют торговать Кораном!
На основании этого мы видим, что имамы-исследователи в вопросах иджма'а саляфов не упоминали об этом, а наоборот говорили обратное. Например, имам ибн аль-Мунзир, специализировавшийся в теме иджма'а в том или ином вопросе, в главе:
«Относительно обвинения в неверии оставившего намаз» сказал:
«Я не нашел в этом вопросе единогласного мнения!» См. «аль-Иджма’» 148.
Также говорил и имам ибн Хазм.
Имам аль-Багъауи сказал:
«Ученые разошлись во мнении относительно человека, преднамеренно оставившего обязательную молитву». См «Шарх ас-Сунна» 2/178.
Имам Мухаммад ибн абдуль-Уаххаб говорил:
«Столпов Ислама пять, первый из них это два свидетельства, а затем остальные четыре. И если человек признает их, но не совершает их из-за небрежности, то мы не считаем его неверным, даже если и сражаемся с ним. Что касается вопроса оставления намаза из-за лени и без отрицания его обязательности, то ученые разошлись во мнении относительно этого. Мы же не обвиняем в неверии кроме как за то, в неверии чего были единогласны все ученые, а это только два свидетельства!» См. «дурару-ссанийя» 1/70.
Так о каком же иджма'е может идти речь?! Тем более сообщается, что когда Ибрахим ибн Са’ид аз-Зухри спросил ибн Шихаба о человеке, оставившем намаз, он ответил:
«Если он оставляет намаз, желая другой религии помимо Ислама, то его следует казнить! Если же нет (т.е. оставаляет намаз не по причине вероотступничества), тогда он нечестивец из нечестивцев, которого следует сильно побить или посадить в тюрьму!» аль-Халляль в «аль-Джами’» 2/546.
А имам ибн Шихаб аз-Зухри - это один из самых знающих таби’инов, родившийся во время правления Му'ауии, о котором Суфьян ас-Саури говорил:
"Он был самым знающим человеком в Медине!" А ‘Умар ибн абдуль-‘Азиз сказал:
"Придерживайтесь этого ибн Шихаба, поистине, вы не встретите никого, кто знал бы Сунну так, как он!" См. "ас-Сияр" 4/320.
[2] -
Убийство – казнь, которая совершается по приказу шариатского правителя, а не по желанию отдельных личностей или групп.