О полуденной молитве “Суннату-ззауаль"

Ответить
tik
Сообщения: 402
Зарегистрирован: 05 сен 2011, 06:16

О полуденной молитве “Суннату-ззауаль"

Сообщение tik »

Ассаляму 'алейкум уа рахмату-Ллах.
Передают со слов Абу Аййюба о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Четырем рак’атам (молитвы, которые человек совершает) до (обязательной) полуденной молитвы не произнося между ними слова приветствия[1] /таслим/, открываются врата небесные[2]».
Этот хадис передали Абу Дауд 1270, ат-Тирмизи в «аш-Шамаиль» 293, Ибн Маджах 1157, Ибн Хузайма 1148. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 885, «Мишкат аль-масабих» 1168, «Сахих Сунан Абу Дауд» 1153.

_______________
Как разъяснил аль- Гъазали, эти четыре рак’ата называются “суннату-з-заваль” /«молитва, совершаемая после прохождения солнцем зенита»/, а не те, что относятся к сунне перед полуденной молитвой. Об этом сказал аль-Мунави. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 1/635.
[1] То есть после двух рак’атов.
[2] То есть благодаря тому, что он совершит эту молитву, откроются небесные врата и его поклонение поднимется на небеса. См. Б. аль-‘Айни «Шарх Сунан Абу Дауд» 5/162.
Также и другой хадис:
«Обычно, перед полуденной молитвой, после того, когда солнце начинало клониться в сторону заката[1], (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) совершал (молитву в) четыре рак’ата и он говорил: “Поистине, в это время открывают небесные врата, и я хочу предварить это время совершением благого дела”». Этот хадис передал имам Ахмад (3/411) со слов ‘Абдуллы ибн ас-Саиба, который сказал: «…», и он привёл этот хадис.
Также его передал ат-Тирмизи (478) по пути ат-Таялиси и сказал: «Хороший редкий хадис, и от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передаётся о том, что он совершал (молитву в) четыре рак’ата после того, как солнце начинало клониться в сторону заката, не произнося в них слова приветствия кроме, как в их конце.
Иснад этого хадиса является хорошим и он соответствует условиям Муслима.
Хадис, который привёл ат-Тирмизи без иснада, с непрерывным, но слабым иснадом приводит ат-Таялиси в своём «Муснаде» (81/597).
Также его передали Ибн Маджах и другие с дополнением: «… он не разделял их словами приветствия между ними». Эта добавка является отвергаемой, и я (аль-Албани) говорил об этом в «Сахих Аби Дауд» (1161). У этой добавки есть свидетельствующий в его пользу хадис/шахид/, однако его иснад является очень слабым, и по этой причине я привёл его в «ад-Да’ифа» (6727). См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (7/1197-1198).
[1] То есть, с наступлением времени обязательной полуденной молитвы.
Расскажите пожалуйста об этой молитве по подробней, что именно это за Сунна?
И о какой именно недостоверной добавке идёт речь?
Барака-Ллаху фикум.
Аватара пользователя
Sulayman Abu Salih
Сообщения: 465
Зарегистрирован: 10 мар 2009, 23:19

Re: О полуденной молитве “Суннату-ззауаль"

Сообщение Sulayman Abu Salih »

Ас Саляму аляйкум ва рахматуЛлахи ва баракятух.
Присоединяюсь к вопросу
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

О полуденной молитве “Суннату-ззауаль"

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух

Первый хадис от Абу Айюба на самом деле слабый по причине передатчика по имени ‘Убайда ад-Дабби, и его слабым посчитал сам Абу Дауд, который привёл этот хадис, а также Ибн Хузайма, и после них Ибн аль-Джаузи, ан-Науауи, и др. См. «Сахих Ибн Хузайма» (2/220), «ат-Тахкыкъ» (1/450), «аль-Маджму’» (4/14).
Что же касается шейха аль-Альбани, то он усилил этот хадис по причине многочисленных путей и версий, в которых говорится об этих четырёх рак’атах, НО без добавки: «не произнося между ними слова приветствия», ибо эту добавку он считал слабой. См. “Сунан Аби Дауд” (1270).
И то же самое касается слов шейха аль-Альбани в примечании ко второму хадису от ‘Абдуллаха ибн ас-Саиба. Т.е. шейх имеет в виду, что все версии хадисов, в которых упоминается о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не разделял эти четыре рак’ата по два таслимом, являются слабыми и отклонёнными.

Что же касается того, о какой именно молитве идёт речь в этих хадисах, то среди учёных было разногласие на этот счёт, как об этом упоминал имам Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-ма’ад” (1/298).
Некоторые учёные посчитали, что это четыре рак’ата не из числа сунны-ратиба, совершаемые в четыре рак’ата до полуденной молитвы (зухр). И это мнение в основном высказывали некоторые шафииты. См. “Нихая аль-мухтадж” (1/124).
Также к этому мнению склонился шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури. См. “Мир’атуль-мафатих” (4/146).
Большинство же имамов отнесли эти четыре рак’ата именно к сунне-ратиба, совершаемые до полуденной молитвы (зухр).
Например, имам Абу Дауд привёл хадис Абу Айюба сразу после известного хадиса: «Кто неуклонно совершал четыре рак’ата до полуденной и четыре рак’ата после неё, будет запретен для Огня». Абу Дауд (1269). Хадис достоверный.
А главу эту Абу Дауд так и назвал: «О четырёх рак’атов до полуденной молитвы и после неё».
Также и хафиз аль-Мунзири привёл оба обсуждаемых хадиса и другие подобные в главе: «О побуждении совершать добровольные молитвы до полуденной и после неё». См. “ат-Таргъиб” (1/225).
И усиливает это мнение то, что в некоторых версиях этих хадисов конкретизируется, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал эти четыре рак’ата непосредственно перед полуденной молитвой (зухр). ‘Абд ибн Хумайд (226), ат-Табарани в “аль-Кабир” (4/168).
В своей книге, посвящённой добровольным молитвам, шейх Са’ид аль-Къахтани сказал: “Я спросил шейха нашего – ‘Абдуль-‘Азиза ибн ‘Абдуллаха ибн База, да смилуется над ним Аллах, про эти четыре рак’ата: «Является ли это добровольной молитвой (ратиба), связанной с полуденной молитвой (зухр), или же это иная молитва?», и он ответил: «Поистине, это добровольная молитва (ратиба), связанная с полуденной обязательной молитвой»”. См. «Саля ат-татауу’» (стр. 42).

Что касается того, как лучше совершать эти четыре рак’ата: с одним таслимом в конце намаза или разделять по два рак’ата, то это спорный вопрос с давних пор.
Ахмад ибн Хазим сказал: “Я видел, как Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ ибн Аби Исраиль пришли в мечеть до начала обязательной молитвы, и Ахмад совершил десять рак’атов по два рак’ата, а Исхакъ совершил восемь рак’атов по четыре рак’ата, не разделяя их саламом. Я спросил Исхакъа: «Ты совершил четыре рак’ата (разом)?», на что он ответил: «Исходя из хадиса от Абу Айюба». Затем я подошёл к Ахмаду и спросил его: «Ты совершил молитвы по два рак’ата?», на что он ответил: «Исходя из хадиса от Ибн ‘Умара: «Ночная добровольная молитва и дневная совершаются по два рак’ата». Я спросил его: «А что на счёт хадиса от Абу Айюба?» Он ответил: «Его передают Къаз’а и Къарса’, а кто это такие?!»” См. “ат-Тахкыкъ” (1/450).
В любом случае, это спорный вопрос: как лучше совершать дневную Сунну, которая состоит из четырёх рак’атов: по два или разом все четыре?
Что касается хадиса: «Ночная добровольная молитва и дневная совершаются по два рак’ата», то среди имамов с давних пор было разногласие по поводу добавки «и дневная» в этом хадисе, поскольку в основе этот хадис у аль-Бухари и Муслима приводится без упоминания дневных молитв, а звучит так: «Ночная добровольная молитва совершается по два рак’ата».
Так, хафиз Ибн Хаджар про добавку «и дневная», сказал: “Большинство имамов хадисоведения ослабили эту добавку, так как хафизы из числа учеников Ибн ‘Умара не упоминали этой добавки. Поэтому ан-Насаи вынес суждение по поводу этой добавки, что она является ошибкой. А Яхья ибн Ма’ин сказал: «Кто такой передатчик ‘Али аль-Азди, чтобы я принял это от него?! К тому же Яхья ибн Са’ид аль-Къаттан передал от Нафи’а, что Ибн ‘Умар совершал днём добровольные молитвы по четыре рак’ата и не разделял их саламом. И если бы хадис аль-Азди был достоверным, то Ибн ‘Умар не пошёл бы в противоречие своей передаче, учитывая его сильное желание следовать Пророку (мир ему и благословение Аллаха) во всём». И это передавал от него Мухаммад ибн Наср в «ас-Суалят». Однако Ибн Уахб с сильным иснадом передавал от Ибн ‘Умара в виде его слов следующее: «Ночная добровольная молитва и дневная совершаются по два рак’ата», и это привёл Ибн ‘Абдуль-Барр через его путь. Но Ибн Аби Шейба передал через другой иснад от Ибн ‘Умара, что он совершал дневные добровольные молитвы по четыре рак’ата, и это соответствует тому, что от него передал Ибн Ма’ин”. См. “Фатхуль-Бари” (2/479).
Как уже было упомянуто, это спорный вопрос, и не заслуживает никакого порицания и упрёка тот, кто будет совершать добровольные дневные молитвы из четырёх рак’атов как разом все четыре рак’ата, так и разделяя их по два.

Кстати, в отношении добровольных молитв из числа Сунан ар-рауатиб, связанных с полуденной молитвой (зухр) передаётся достоверно следующие варианты:
- 4 рак’ата до полуденной молитвы и 4 после неё.
- 4 рак’ата до полуденной молитвы и 2 после неё.
- 2 рак’ата до полуденной молитвы и 2 после неё.
Какой бы из этих видов Сунны не выбрал мусульманин, он поступает прекрасно.
Но шейх Ибн Баз считал, что самый лучший вариант – это 4 до полуденной молитвы и 4 после неё, ибо за постоянное совершение этих молитв упоминается великое достоинство в виде защиты от Ада! См. “Фатауа Ибн Баз” (11/385).

А Аллаху всё ведомо лучше.
Ответить