Разъяснение вопроса следования за имамом

Ответить
Аватара пользователя
Abu 'Ubaidullah
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 18 мар 2013, 17:17

Разъяснение вопроса следования за имамом

Сообщение Abu 'Ubaidullah »

Ассаляму аляйкум, уважаемая администрация форума.

Да прибавит вам Аллах знаний и укрепит на истине.
Прежде всего хотелось бы сказать, ни в коей мере не умаляя достоинств отвечающих братьев, что вопрос адресован требующим знание братьям. А поэтому не хотелось бы чтобы некомпетентные в таком тонком и важном вопросе люди обсуждали это публично. Вопрос, этот о словах М.Н. аль-Альбани (да помилует его Аллах) о необходимости следования имаму, к какому бы из четырех суннитских мазхабов он не принадлежал. Вот ее текст, который приводится в предисловии редактора к «Описанию намаза Пророка (да благословит и приветствует его Аллах)...», которая была издана в составе 10-томника, под редакцией С. Абу Умара:
«Ниже приводится распечатка из программы «Ахль аль-хадис ва аль-асар» («Приверженцы хадисов и преданий»), аудиозапись №192, передача «Сильсиля аль-худа ва ан-нур», 11 минута, 35 секунда. Название темы:
Слова шейха аль-Альбани о необходимости следования за имамом, к какому бы из четырех суннитских мазхабов он ни принадлежал
- Вопрос : Тот, кто молится за имамом ханафитского мазхаба, должен ли следовать за ним в намазе? Под выражением «следование за имамом» подразумевается, что молящийся за имамом-ханафитом, как и он, не поднимает руки при произнесении такбиров, не возлагает руки на грудь, не произносит вслух «Амин» (после прочтения «аль-Фатихи») и не шевелит указательным пальцем во время ташаххуда.
- Шейх аль-Альбани: Надо поступать так же, как поступает имам-ханафит.
- А каково шариатское доказательство на это?
- Слова пророка: «Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали ему».
- А разве текст хадиса не указывает всего лишь на такбир, поясной поклон и выпрямление из него?
- Задавая этот вопрос, ты имеешь в виду, что данный хадис – если исходить из твоего понимания – ограничивает следование за имамом только в этих делах? Если ты так думаешь, то глубоко ошибаешься.Если же ты имеешь в виду что-то другое, то, может быть, я пойму это от тебя?
- Нет, я имел в виду именно ограничение следования за имамом только в этих делах.
- Если так, то ты первый, кто не знает об этом.
- Как так, шейх?!
- В хадисе сказано: «Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали ему. Когда он произнесет такбир, то произнесите такбир и вы! Когда он совершит поясной поклон, то совершите поясной поклон и вы! Когда он скажет: «Да услышит Аллах того, кто воздал Ему хвалу!», –то скажите: «Господь наш, и хвала Тебе!» Когда он совершит земной поклон, то совершите земной поклон и вы! Если он молится стоя, то молитесь стоя и вы! А если он молится сидя, то молитесь сидя все вместе и вы!».
В данном хадисе упоминается о шести вещах. Если под своими словами ты имеешь в виду, что следование за имамом ограничивается лишь этими шестью вещами, о которых говорится в хадисе, то, как я тебе уже сказал, ты первый, кто противоречит приведенному хадису. Ты спросил: «Как так, шейх?!» Вот теперь-то мы и подошли к ответу. Скажи мне, если имам забыл произнести первый ташаххуд и поднялся для совершения третьего рак‘ата, ты последуешь за ним или нет?
- Я последую за ним.
- Но ведь об этом ничего не сказано в хадисе!
- Да, ничего.
- Сказав тебе, что ты первый, кто противоречит своим же словам, я лишь хотел, чтобы мы установили одно важное правило и исходили из него. Я, ты и другие приверженцы Сунны, подобные тебе. Мы думаем, что если последуем за имамом-ханафитом и не произнесем «Амин» вслух (после прочтения «аль-Фатихи»), то тем самым вступим в противоречие с Сунной. Но ведь, с другой стороны, если молящийся увидит, что имам молится сидя и также сядет, то тогда молящийся вступит в противоречие с одним из столпов намаза! Поэтому если Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, велел нам следовать за имамом, оставившим один из столпов намаза (т.е. стояние – Прим. перев.) по уважительной причине, то уж тем более он велел нам следовать за имамом в куда менее серьезных вещах, если на то имеется уважительная причина! Я привел известный тебе пример, и ты правильно ответил на мой вопрос. Я тебя спросил о ситуации, когда имам забыл про ташаххуд, произносимый в середине намаза, и поднялся для совершения третьего рак‘ата. Ты сказал, что последуешь за имамом. Правильно, твой ответ соответствует Сунне, поскольку по поводу данной ситуации имеется определенный шариатский текст. И именно наличие этого самого шариатского текста привело тебя к верному ответу. Вместе с тем у тебя возникают определенные вопросы, например, тот, что является темой нашей сегодняшней беседы, на которые хотя и нет прямого шариатского текста, но обязывают тебя к следованию. Давай сейчас представим другую ситуацию, о которой меня спрашивали неоднократно: имам забыл произнести первый ташаххуд, о чем ему подсказали молящиеся, после чего он возвратился к этому ташаххуду, хотя уже поднялся для совершения третьего рак‘ата. Как ты поступишь?
- Если имам пропустил первый ташаххуд, а затем возвратился к нему?
- Да, он пропустил первый ташаххуд и возвратился к нему. Как ты поступишь?
- Мы последуем за имамом и также возвратимся к этому ташаххуду вместе с ним.
- Твой ответ: «Мы последуем за имамом», – является правильным. А какое на этот счет имеется шариатское доказательство?
- Хадис о следовании за имамом.
- Ну, значит, ты вместе с нами вернулся к хадису, относительно которого ты ошибался, полагая, что следование за имамом ограничено лишь тем, о чем в нем упомянуто. Тем самым сейчас ты придерживаешься нашего правила: «Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали ему». Теперь ты понимаешь, что мусульманину, желающему правильно понимать религию, следует стремиться руководствоваться правилами. А какое правило действует в отношении темы, которую мы сейчас обсуждаем? «Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали ему». А в другом хадисе передается очень важное дополнение: «Так не противоречьте же ему!» Так ты все еще полагаешь, что мы не должны противоречить имаму лишь в строго ограниченных вопросах? Нет, наоборот! Мы не противоречим ему ни в чем, что он совершает, но при условии, что он поступает так (т.е. противоречит Сунне – Прим. перев.) лишь по невежеству, а не из упрямства или горделивости. Именно такое понимание вопроса соответствует Сунне, и мы никогда не будем противоречить имамам, руководящим намазом! Таким образом, мы узнали из этого хадиса гораздо больше того, о чем в нем упомянуто. Основываясь на этом, мы можем выступить со следующим утверждением: то, о чем упомянуто в данном хадисе, приведено не в качестве ограничения, а в качестве примера. Тем самым мы подошли к вопросу, который гораздо важнее предыдущего: если имам совершает в полуденном намазе пять рак‘атов, поднявшись на пятый рак‘ат, как ты поступишь?
- Мы ему подскажем об этом.
- Ты ему подскажешь. Если он поймет подсказку, то хорошо. А если он не опомнится, мы последуем за ним?
- Нет, мы не последуем за ним.
- Почему?
- Да потому что он прибавил к намазу (лишний рак‘ат).
- Он прибавил к намазу (лишний рак‘ат) намеренно или по забывчивости?
- Но я ведь подсказал ему!
- Ничего страшного! Я тебя спрашиваю: намеренно или по забывчивости?
- По забывчивости!
- Вот и ответ! То, что ты ему подсказал, означает, что ты познал и вскрыл тайны его сердца,увидев, что он вспомнил (о своей ошибке в намазе)?
- Нет, конечно!
- Тогда какая польза тебе или мне от твоих слов, что ты ему подсказал? Самое главное здесь точно знать, что когда ты ему подсказал, то он понял твою подсказку и вспомнил (о своей ошибке). В таком случае он становится упрямцем, за которым нельзя следовать в намазе. Однако есть ли среди нас хоть один человек, которому дано познать, что внутри сердец?! Разумеется, мы не суфии, чтобы говорить, будто нам известно, что таят сердца. Тогда почему ты стал противоречить имаму в намазе? Да потому что ты не до конца удовлетворился правилом: «Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали ему». Это, во-первых. А, во-вторых, существует и другой момент. Возможно, я здесь затрону вопрос, на который уже ответили некоторые изтех, кто противоречит данному шариатскому тексту. В обоих «Сахихах» приводится хадис от Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, который передал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, совершил полуденный намаз в пять рак‘атов. Тогда его спросили: «Неужели в намазе произошло прибавление?» На что он ответил: «А в чем дело?» Ему сказали: «Ты совершил пять рак‘атов». Тогда он совершил два земных поклона, после чего произнес слова приветствия (завершающие намаз). Затем он повернулся к нам лицом и сказал: «Если бы в намазе произошло что-то, то я непременно сообщил бы об этом вам. Однако я всего лишь человек, подобный вам. Я забываю так же, как и вы. Поэтому если я забываю что-то, то напоминайте мне!» Так вот, здесь перед нами встает следующий вопрос: почему сподвижники Посланника последовали за Посланником в этом прибавлении, которое произошло в пятом рак‘ате полуденного намаза? Насколько мне известно, есть два ответа на этот вопрос. При этом я хочу здесь обратить внимание, что сподвижники больше, чем мы воспринимали то, что они непосредственно слышали от Пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали ему…А если он молится сидя, то молитесь сидя все вместе и вы!». Сподвижники поняли из этого хадиса обязательность следования за имамом, вплоть до того, что даже если имам намеренно совершит нечто, это нарушит действительность намаза! Потому что если человек молится сидя, тогда, как он способен стоять, то его (обязательный) намаз становится недействительным! Из слов Посланника: «А если он молится сидя…» – каждый арабо-язычный мусульманин или коренной араб понимает, что имеется в виду либо совершающий намаз (сидя) по уважительной причине, а не закоренелый ослушник, гордец и упрямец, противоречащий Шариату, либо бессильный человек, о котором сказано в хадисе: «Молись стоя! Если же не можешь, то сидя! Если же и так не можешь, то на (лежа) боку…» Поскольку сподвижники поняли от Посланника, да благословит и приветствует его Аллах, что Всемудрый Законодатель внушил Своему благородному Пророку, чтобы он донес до людей, что молящиеся за имамом обязаны во всем следовать ему – не важно допустил ли имам ошибку, намеренное совершение которой делает намаз недействительным, либо он допустил оплошность по забывчивости – поскольку они правильно поняли это правовое положение и увидели, что Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, молится пять рак‘атов, поэтому они и последовали за ним. Таково первое мнение.
Есть и второе мнение, которое мне представляется менее весомым в силу естественных причин.Оно состоит в том, что «они (т.е. сподвижники) последовали за ним» потому, что они жили в то время, когда еще не завершилось ниспослание Шариата. Возможно, сподвижники подумали, что было ниспослано новое законоположение Шариата относительно четырех рак‘атного намаза, который стал состоять из пяти рак‘атов. Поэтому-то они и последовали за Пророком, да благословит и приветствует его Аллах.
Конечно, на самом деле можно предположить второй вариант, однако первое мнение мне кажется более ясным. Дело в том, что второе мнение основывается лишь на предположении, тогда как первое мнение, на мой взгляд, и на взгляд тех, кто в точности последовал по пути сподвижников, опирается на практическое выполнение всеобъемлющего шариатского текста, касающегося гораздо более серьезного вопроса. У нас ведь есть шариатский текст, а это дело первостепенной важности. Ведь мы увидели, что сподвижники Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, вместо четырех рак‘атов намаза совершили пять! Кроме того, в «Сахихе» передается, что один из вождей племени бану умаййа, по-моему его звали ‘Укба бин аль-Валид – напомните мне его имя (его звали аль-Валид бин ‘Укба) – руководил намазом людей, среди которых были сподвижники и последователи (таби‘ины). Он совершил с ними рассветный намаз из четырех рак‘атов, после чего, произнеся слова приветствия (завершающие намаз), спросил: «Не добавить ли вам еще?» Так вот, никто из людей не совершил повторно намаз. Почему? Да, потому что Посланник, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Имам является блюстителем», т.е. он несет ответственность за ошибки во время намаза, если они совершаются по забывчивости. То есть Аллах не спросит с них за подобные ошибки, и именно в этом заключается смысл слова «блюститель».
Таким образом, мы следуем за имамом во всех крупных и мелких вопросах, в том числе в дополнительных и обязательных (элементах намаза) до тех пор, пока нам не станет ясно, что он вознамерился назло неправильно совершить его. Если таково мнение его мазхаба, то мы просто считаем его ошибающимся, но не вносим дополнительных разногласий, выполняя приказ Пророка, да благословит и приветствует его Аллах, следовать за имамом.
- Шейх, но ведь имамы ханафитского мазхаба вообще не доводят до конца поясные и земные поклоны. Они совершают намаз в спешке, без должного спокойствия. Так молиться ли нам за ними и подражать им (в намазе)?
- Ты уже получил ответ. Брат мой, не хочешь подражать такому имаму в намазе и следовать за ним – не становись позади него и не молись за ним!
- Шейх, но мы ведем вместе с ними джихад (против советской оккупации – Прим. перев.) в Афганистане, и если ты не будешь молиться с ними, то у них возникнут подозрения, и они станут считать тебя неверующим, ваххабитом и т.п. В таком случае мы не сможем вести джихад вместе с ними!
- Если ты полностью извлек пользу из этого урока, то какие наши слова тебе еще неясны?
- Хадис о человеке, плохо совершавшим намаз. Ведь Пророк всякий раз велел ему повторить намаз, говоря: «Вернись и помолись снова, ведь ты не совершил намаз!» Этот же молящийся (т.е. имам-ханафит) не доводит до конца элементы намаза, значит, его намаз недействителен? Как мы можем не считаться со всем этим?
- Мы уже завершили обсуждение данного вопроса.
- Да, шейх! Но там, в Афганистане имамы, руководящие намазом людей, принадлежат к суфийскому ордену мевлеви. Они придерживаются ханафитского мазхаба, и мы ведем джихад вместе с ними!
-Но ведь я тебе и говорю, брат мой, молись вместе с ними! Я же тебе не говорю: «Не молись с ними!»
- За ними?
- Да, за ними! Приведенный тобой довод о человеке, плохо совершавшим намаз, уместен. Однако этот самый имам, за которым ты молишься, он назло поспешно совершает намаз, и, следовательно, назло противоречит хадису? Либо же это допустимо и приемлемо в их мазхабе?
- Нет, таков их мазхаб.
- Этот ответ достаточен. Самое главное, в конечном счете, что ты понял правило. Этоправило приказывает тебе смотреть не на мнение имама, противоречащего тебе, а на мнение имама относительно того, умышленно ли он так поступает, или он лишь довольствуется соответствующим положением (своего мазхаба). Если он довольствуется (своим мазхабом), то ты не несешь ответственность, если он неправильно совершил намаз. Если же он умышленно так поступил, зная о Сунне, однако проявил упрямство и отошел от нее, то тогда мы говорим тебе не совершать намаз за таким имамом!
- Но, шейх, молящиеся позади имамов, сами имамы, да и вся исламская община в целом обязаны следовать за Посланником! Так как же мы можем следовать за имамом в том, что противоречит Сунне?!
-Брат мой, да простит тебя Аллах! Ты хочешь снова вернуться к тому же самому, что мы только что обсуждали. И сейчас ты задаешь тот же вопрос, на который мы уже ответили. Что тебе неясно из тех слов, которые ты только что услышал? Ты говоришь, что всем мусульманам приказано следовать за Пророком, это верно. Но разве ты слышал от нас что-то противоположное?
- Да. Ты приказываешь следовать за имамом, даже если это противоречит Посланнику, да благословит и приветствует его Аллах!
- Аллах Превелик! То, что мы следуем за имамом, является частью следования за Посланником, да благословит и приветствует его Аллах, поскольку он сказал: «Поистине, имам назначается для того, чтобы (во время намаза) другие следовали ему». Да простит тебя Аллах! Мы следуем за имамом, который ошибся, оставив обязательный или дополнительный элемент намаза, либо позабыл что-то, только из выполнения и практического воплощения этих слов Посланника! А забывчивость является ошибкой?
- Да, является ошибкой.
- Поэтому если имам основывает свое мнение на положении своего мазхаба, то на наш взгляд он является ошибающимся, однако пред Всемогущим и Великим Аллахом его намаз является действительным! Разве ты не знаешь, что Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Они совершают намаз для вас. Если они правильно его совершают, то намаз за вас (т.е. вам награда за ваш намаз), а если ошиблись, то намаз за вас, но против них». Исходя из этого значения хадиса, наш намаз является действительным, а ошибка ложится на имама».


Теперь вопрос:

Человек старающийся следовать Сунне совершал намаз за имамом в соответствии с тем, что приводится в самой книге шейха «Описание намаза Пророка (да благословит и приветствует его Аллах)...», т.е. с поднятием рук в каждом такбире, с возложением рук на груди и и т.д., а когда до него дошли выше приведенные ясные и исчерпывающие, на его взгляд, доводы имама, он, предварительно спросив положение этого у признанного и надежного требующего знания брата, вот уже второй десяток лет занимающегося распространением саляфии в просторах СНГ, стал молиться в соответствии с этим.
Достоин ли он упрека за это со стороны других братьев саляфитов и нужно ли ему сделать насыха, чтобы он не следовал этой фетве?
Является ли его следование этим доводам имама ошибкой.
Существует ли такие же ясно изложенные, доскональные и основанные на Коране, Сунне и понимании сподвижников доводы, опровергающие слова шейха аль-Альбани от ученых такого же уровня как он, чтобы, если уже не следовать доводам шейха, то на основании такого же ясного довода?
Можно ли братьям не следующим этой фетве, относиться к тем братьям, кто следует ей с пренебрежением, как к тем, кто оставляет Сунну, тогда как следующие этой фетве братья говорят словами шейха аль-Альбани, что их следование имаму это и есть следование велению Пророка (да благословит и приветствует его Аллах), а не оставление его Сунны?
tha
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 11 авг 2011, 17:11

Re: Разъяснение вопроса следования за имамом

Сообщение tha »

وعليكم السلام ورحمة الله وبركاته!

Я не могу себя отнести к требующим знание братьям, но по милости Аллаха я нашел и перевел фатву шейха Ибн Усеймина именно на эту тему.

1013 سئل فضيلة الشيخ: إذا كان الإمام لا يستطيع الوقوف, فهل يجوز للمأمومين أن يصلوا جلوساً؟
فأجاب فضيلته بقوله: كنعم إذا كان الإمام لا يستطيع القيام وصلى قاعداً من أول الصلاة فإن من خلفه يصلون قعوداً, لقول النبي صلي الله عليه وسلم (إنما جعل الإمام ليؤتم به) حتى قال (وإذا صلى قاعداً فصلوا قعوداً أجمعون)1) .
والنبي صلي الله عليه وسلم صلى ذات يوم يوم بأصحابه قاعداً وهم قيام, فأشار إليهم أن جلسوا, وهذا يدل على أن المأموم مأمور بمتابعة إمامه حتى في هذه الحال.
وإنما أسقطنا عنه القيام وهو ركن من أجل متابعة الإمام, كما يسقط عنه الواجب فيما لو أن قام الإمام عن التشهد الأول ناسياً, فإن المأموم يتابعه ويسقط عنه التشهد الأول في هذه الحال.
وبهذا عرف أن الإمام إذا كان لا يجلس للاستراحة فإنه لا يشرع للمأموم أن يجلس للاستراحة لأن جلسته للاستراحة نوع تخلف عن الإمام.
والمشروع للمأموم أن يتابع إمامه فور انتهائه من الركن الذي انتقل منه, ووصوله إلى الركن الذي انتقل إليه, ولا يتخلف, وبهذا تتم المتابعة فيسقط الركن عن المأموم في القيام إذا صلى الإمام جالساً, ويسقط الواجب إذا ترك الإمام التشهد الأول ناسياً, ويسقط المستحب إذا تركه الإمام وكان لا يرى الجلوس للاستراحة, فإن
المشروع في حق المأموم أن يتابعه لا يجلس, وأن كان يرى استحباب الجلوس.
فإن قلت: وهل مثل ذلك إذا كان الإمام يرى عدم رفع اليدين عند الركوع, وعند الرفع منه, وعند القيام من التشهد الأول, والمأموم يرى استحباب ذلك هل نقول للمأموم: لا ترفع يديك كالإمام؟
فالجواب: لا, ارفع يديك؛ لأن رفع يديك لا يقتضي مخالفة الإمام, فإنك سترفع معه, وتسجد معه وتقوم معه بخلاف الذي يقتضي المخالفة.
ولهذا لو كان الإمام لا يتورك في التشهد الأخير, أو كان يتورك في كل التشهد يعقبه تسليم, والمأموم يرى أنه يتورك في التشهد الأخير إذا كانت الصلاة ثلاثية, أو رباعية, فإنا نقول للمأموم: افعل ما ترى أنه سنة, وإن خالفت إمامك في صفة الجلوس؛ لأن هذا لا يعد اختلافاً على الإمام.
وخلاصة القول: أن الإمام إذا صلى جالساً, فإن المأمومين يصلون جلوساً لأمر النبي صلي الله عليه وسلم بذلك, ولأنه طبق هذا فعلاً حين صلى الصحابة خلفه قياماص فأشار إليهم أن جلسوا, هذا إذا ابتدأ الصلاة قاعداً, أما لو ابتدأ الإمام الصلاة قائما ثم حصلت له علة فجلس فهنا يتم المأمومين صلاتهم قياماً.
وهذا ما ثبت عن النبي عليه الصلاة والسلام حين جاء في مرضه وأبو بكر يصلي بالناس قائماً, فجلس النبي عليه الصلاة
والسلام إلى يسار أبي بكر, وأتم الصلاة بهم, وقد بقوا على قيامهم, ووجه ذلك انهم ابتدؤوا الصلاة قياما مع إمامهم, وحصلت العلة في أثناء فيجلس هو, أما هم فيصلون بقية صلاتهم قياماً على أول الصلاة.

1013
Спросили шейха Ибн Усеймина:
Если имам не может стоять, можно ли молящимся сзади читать намаз сидя?
Ответил шейх такими словами:
Да, если имам не может стоять и молится сидя с самого начала намаза, то те, кто сзади, молятся сидя. Потому что пророк (صلى الله عليه وسلم) сказал: "Имам поставлен для того, чтобы следовать за ним..." - до слов - "... а если он читает намаз сидя, то вы все читайте намаз сидя".
Пророк (صلى الله عليه وسلم) однажды молился с сахабами сидя, а они - стоя. И он им указал: мол, садитесь. Это указывает на то, что молящемуся сзади приказано следовать за имамом даже в этом положении.
Мы сняли с него обязанность стоять - а это рукн (столп намаза) - для того, чтобы он следовал за имамом. Так же, как с него снимается обязательная вещь (ваджиб), если, например, имам встанет, не сидев для первого ташаххуда, по забывчивости. В таком случае молящийся сзади следует за имамом и с него снимается обязанность первого ташаххуда.
И отсюда следует, что если имам не сидит для отдыха (истираха), то молящемуся сзади не предписано сидеть для истирахи. Потому что сидения для отдыха (джильса аль-истираха) - отставание от имама.
Молящемуся сзади предписано следовать за имамом сразу же после завершения им рукна, с которого он переходит, и достижения рукна, к которому он переходит. И не отставать. Таким образом получается следование (мутабаъа). С молящегося сзади снимается рукн в стоянии, если имам молится сидя. И с него снимается ваджиб, если имам не совершил первый ташаххуд по забывчивости. И с него снимается мустахабб (желательное), если имам его пропускает и не считает, что нужно сидеть для отдыха (истираха). Ведь молящемуся сзади предписано следовать за ним и не сидеть, даже если он считает, что сидеть желательно (мустахабб).
А если ты спросишь:точно так же, если имам считает, что не нужно поднимать руки перед рукуъом, при выпрямлении из него и при вставании после первого ташаххуда, а молящийся сзади считает, что это мустахабб (желательно)? Скажем ли мы молящемуся сзади: не поднимай руки, как имам?
Ответ: нет. Поднимай руки, потому из твоего поднимания рук не следует противоречие имаму. Ведь ты выпрямляешься вместе с ним, делаешь суджуд вместе с ним и стоишь вместе с ним, в отличие от тех вещей, из которых следует противоречие имаму.
И поэтому если имам не делает таваррук (сидение на ягодицах, просунув левую ногу под правую) в последнем ташаххуде или делает таваррук в любом ташаххуде перед салямом, а молящийся сзади считает, что таваррук нужно делать только в последнем ташаххуде 3- и 4-ракъатного намаза, то тогда мы скажем молящемуся сзади: делай то, что ты считаешь сунной, даже если сидишь не так, как сидит имам. Потому что это не считается противоречием имаму.

Короче говоря, если имам молится сидя, то и молящиеся сзади читают намаз сидя из-за того, что пророк (صلى الله عليه وسلم) это приказал. И потому что он это выполнил на практике, когда сахабы молились сзади стоя, и он указал им, мол, садитесь. Это если он начал намаз сидя. А если имам начал намаз стоя, а потом по определенной причине сел, тогда молящиеся сзади заканчивают молитву стоя.
И это так подтверждено от пророка (عليه الصلاة والسلام), когда он пришёл во время болезни, а Абу Бакр молился с людьми стоя. Пророк (عليه الصلاة والسلام) сел слева от Абу Бакра и завершил с ними намаз. А они продолжали стоять. Причина этого в том, что они начали намаз стоя с имамом, а во время намаза произошла причина, и он садится. А они молятся остаток намаза стоя, как и начинали намаз. (Маджмухъ фатава ва расаиль, том 15, с. 151-153)
------------
Позволю себе добавить, что это разногласие двух наших любимых шейхов (да помилует их Аллах) не должно приводить к вражде. Каждый сделает тарджих сам. Но ни одна из сторон не должна порицать другую. Именно этому научили нас наши великие ученые.
А Аллах лучше знает.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Abu Sumaya писал(а):Вероятно, что та фетва, которую ты привел, было записано до этой фетве, которую я, с дозволения Аллаха, приведу ниже. Ибо номера аудиозаписи отличаются, в той (№192), а в этой (№ 779). Аллаху ведомо лучше!
Не однозначно, потому что записывавший все эти кассеты Абу Лейля Асари говорил, что нумерацию кассет он делал сам по своему усмотрению, а не по последовательности той или иной встречи.
Abu Sumaya писал(а):Вопрос к шейху Альбани (да смилуется над ним Аллах): «Если, имам следует за одним из мазхабов, то следуют ли ему (в намазе) во всем, даже в вопросе исдаля у маликинского мазхабе, следуют ли за ним также вопросе исдаля (от. пер: я не понял что имел в виде задающий вопрос под арабским словом «аль-исдяль» хотя от этого положение ответа не меняется, так как вопрос брата и ответ шейха был всеобщим)?»
Речь идет о мнении маликитов о том, что руки в намазе следует опускать по швам, а не складывать на груди. Обычно под "садль фи-ссаля" речь идет именно об этом.
Abu 'Ubaidullah писал(а):Достоин ли он упрека за это со стороны других братьев саляфитов и нужно ли ему сделать насыха, чтобы он не следовал этой фетве?
Является ли его следование этим доводам имама ошибкой.
Что касается вопроса следования за имамом во всем, то он разбирался на этом форуме по милости Аллаха еще давно и были приведены разные слова ученых на этот счет, а также причины, когда есть реальная опасность фитны в мечетях и т.п.
Почитай брат внимательно всю эту ветку:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?f=62&t=77

И как бы то ни было, в следовании за имамом в молитве в отношении различных тонкостей, есть известное разногласие среди ученых, и такие вопросы делать предметом спор, ссор и смуты НЕ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО!!!
Этот вопрос приемлемый для разногласия и имеет отношение к виду: разногласие в понимании (ихтиляф аль-афхам).
Ответить