Молитва путешественника. Совмещение

Аватара пользователя
Abu Maryam
Сообщения: 118
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 08:57
Откуда: Ульяновск

Молитва путешественника. Совмещение

Сообщение Abu Maryam »

Ассаламу алейкум!Благодарю авторов сайта и участников за полезное содержание и прекрасное оформление форума.
Скажите пожалуйста, когда путнику можно совмещать молитву, а когда нет? Допустим, я в командировке и мне придется там целыми днями учится,проходить тренинги и т.д. Могу ли читать намазы зухр и аср, магриб и иша совмещенно?Для меня бы это было наиболее удобным.Барака Аллаху фикум!
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: Молитва путешественника совмещение

Сообщение ФАРУК »

У меня тоже вопрос по теме. Если человек выходит в путь во время полуденной молитвы /зухр/ и время послеполуденной молитвы /аср/ вероятно застанет его в дороге, то позволяется ли ему перед выездом объединить эти две молитвы (не сокращая)? Это учитывая то, что в пути сложно найти место для молитвы. Скажем человек поедет на поезде или по автостраде, где есть определенные стоянки, но там обычно бывает грязно. И еще. Если человек едет почти целый день на поезде и ему трудно с ориентироваться на счет киблы, то как ему поступить? Джазакумуллаху хайран!
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Молитва путешественника, совмещение

Сообщение ФАРУК »

Ассаляму алейкум! Братья у меня есть просьба к тем, кто может найти где нибудь фатву для водителей грузовиков, которые постоянно бывают в разъездах. У них возникает много вопросов, посколько бывают очень часто в разных ситуациях. Например, как ему совершать молитву, если он:
1. Работает в родном городе и развозит разные грузы в пределах своего города. У него выдался удобный момент, он заскочил к себе домой и совершил как положено обеденную молитву. Затем отправившись на работу узнает, что ему нужно выехать в другой город и время асра его застанет в пути, где место найти трудно. Если бы он был на легковой, остановиться наверное не так уж и сложно, но на грузовике здесь в Европе остановишься не везде. Как быть ему? Можно ли ему уже в своем городе объединить аср с зухр? Или как поступить правильно?
2. Если он выезжает в другой город, который лежит поблизости, является ли он путником? Дело в том, что скажем, когда он ставит машину на разгрузку, он может там задержаться и может подойти время следующей молитвы. Имею ввиду, что даже находясь в близлежащем городе он может задержаться на неопределенное время. Особенно это актуально в зимний период, когда дни короче. Как ему быть? Объединить их, сократить?

Кто может, найдите пожалуйста фатву или какое нибудь решение, ведь в арабских странах тоже есть водители - дальнобойщики и наверняка там уже этот вопрос задавали ученым. Джазакумуллаху хайра!
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Молитва путешественника совмещение

Сообщение al-Mubid »

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!

Объединение молитв, его виды и степени.

Из книги «Салятуль-мусафир: мафхум уа ануа’, уа адаб, уа дараджат, уа ахкам фи дуиль-Китаби уас-Сунна» шейха Са’ида ибн ‘Али ибн Уахфа аль-Кахтани.


1. Объединение молитв в долине ‘Арафат:
Ал-Ляйс передал от ‘Укайля, а он от ибн Шихаба, сказавшего: «Салим сообщил мне, что аль-Хадджадж ибн Йусуф спросил ‘Абдуллу ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «Как ты поступаешь, находясь на стоянке в день ‘Арафата», тогда Салим ответил ему: «Если ты хочешь Сунны, то объединяй молитвы в день ‘Арафата» и ‘Абдулла ибн ‘Умар сказал: «Он сказал верно. Они объединяли молитвы аз-зухр и аль-‘аср, поступая в соответствии с Сунной». Я (ибн Шихаб) спросил Салима: «А делал ли так посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?», на что он ответил: «А разве вы следуете чему-то другому кроме его Сунны?!» См. «Сахих аль-Бухари»/1662.

Также «Ибн ‘Умар, если случалось, что он пропускал коллективную молитву вместе с имамом (в день ‘Арафата), то совмещал их сам». См. «Сахих аль-Бухари»/Глава «Объединение молитв в долине ‘Арафат».

В хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, о прощальном паломничестве посланника Аллаха, мир ему и благословение, передается: «…Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, достигнув середины долины (‘Арафат), обратился к людям с проповедью, затем был провозглашен азан, а после, призыв к молитве (икама), и он встал и совершил молитву аз-зухр. Затем опять было провозглашено о начале молитвы (икама) и он встал и совершил молитву аль-‘аср. И между ними он не совершил никаких других молитв…» См. «Сахих Муслим»/1218.

А на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитвы аз- зухр и аль-‘аср по два рака’ата, указывает хадис Анаса, да будет доволен им Аллах: «Мы выдвинулись вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, из Медины в Мекку, и он совершал молитвы по два рака’ата до тех пор, пока мы не вернулись в Медину». А в версии Муслима сказано: «Мы выдвинулись из Медины для совершения хаджа…» Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1081, «Сахих Муслим»/693.


2. Объединение молитв в Муздалифе:
В хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, также передается, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из долины ‘Арафата, то «…достиг Муздалифы, где совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша с одним азаном и двумя призывами о начале молитвы (икама). И между этим двумя молитвами он не прославлял (тасбих) Аллаха». См. «Сахих Муслим»/1218.
Под словами «между этим двумя молитвами он не прославлял Аллаха» имеется ввиду, что он не совершал между ними никаких дополнительных молитв (нафиль). См. «Джами’ аль -Усуль» Ибн Асира 5/721.

От Усамы ибн Зайда, да будет доволен им Аллах, передается: «…Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел в Муздалифу, он спешился и совершил омовение должным образом, затем было провозглашено о начале молитвы (икама) и он совершил молитву аль-магриб в три рака’ата, после чего люди опустили своих верблюдов на колени и было провозглашено о начале молитвы аль-‘иша, и он совершил ее. И между ними он не совершал никаких молитв». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1672 и «Сахих Муслим»/1280.

От ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединил молитвы аль-магриб и аль-‘иша, не совершив между ними ни одного земного поклона. И аль-магриб он совершил в три рака’ата, а аль-‘иша – в два». См. «Сахих Муслим»/1288/Книга хаджа/Глава о переходе из ‘Арафата в Муздалифу и желательности объединения молитв там.


3. Объединение молитв в других поездках, во время военных походов. Допустимость подобного объединения как по наступлению времени первой молитвы, так и второй, а также и между ними.

От Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, передается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аз-зухр и аль-‘аср будучи в военном походе, а также аль-магриб и аль-‘иша». См. «Сахих аль-Бухари»/1107.

От Ибн ‘Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, передается, что: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аль-магриб и аль-‘иша, если его поход был чрезвычайно важным ». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/1106 и «Сахих Муслим»/703.
Под словами «если его поход был чрезвычайно важным (اذا جد به السير)» имеется в виду, что он уделял ему особое внимание и торопился. См. «ан-Нихая фи гариб аль-ахадис» 1/244.
Хафиз ибн Хаджар же сказал: «Под словами اذا جد به السير имеется в виду, когда поход становился тяжелым и трудным». См. «Фатх аль-Бари» 2/580.

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передается, что: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы аль-магриб и аль-‘иша будучи в путешествии (сафар)». См. «Сахих аль-Бухари»/1108.

Хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «В этой главе (Главе об объединении молитв во время поездок) аль-Бухари привел три хадиса. Хадис ибн ‘Умара, связанный со сложностью военного похода, хадис Ибн ‘Аббаса, связанный с нахождением пророка в военном походе и хадис Анаса, сказанный в обобщенном виде. И автор, в названии этой главы, использовал это обобщенное высказывание как указание, что нужно действовать по общему тексту, так как любая частная ситуация является лишь его частью. То есть, как будто он считает, что допустимо объединять молитвы во время любых поездок, независимо от того, является ли эта поездка военным походом или нет, становится ли этот поход трудным или нет». См. «Фатх аль-Бари» 2/580.
И этого придерживались многие сподвижники, да будет доволен ими Аллах.
Так Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Если Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, находился в пути до того, как солнце миновало зенит, то он откладывал молитву аз-зухр до наступления времени аль-‘асра, а затем делал привал и совершал обе молитвы вместе. Если же солнце уже миновало зенит, то он вначале совершал полуденный намаз, а затем продолжал путь». См. «Сахих аль-Бухари»/1111, 1112.
В версии аль-Хакима, переданной в сборнике «аль-Арба‘ун», говорится: «…то он совершал полуденный и послеполуденный намазы, а затем продолжал путь».
Хафиз Ибн Хаджар, привел этот хадис в «Булюг аль-Марам»/426. И сказал: «Цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса достоверная». См. также «Фатх аль-Бари» 2/583 и «Зад аль-Ма’ад» Ибн аль-Кайима 1/477-480.
В сборнике «Мустахрадж Муслим» Абу Ну‘ейм передал другую версию, в которой говорится: «Когда он находился в поездке, то после прохождения солнцем зенита он совершал вместе молитвы аз-зухр и аль-‘аср, а затем уже продолжал свой путь».
Ас-Сан’ани в «Субуль ас-салям» 3/144 в отношении этой версии сказал: «О ней нет никаких критических высказываний». Шейх аль-Альбани после того как привел пути передачи данного хадиса, сказал: «…из вышесказанного становится ясно, что в хадисе Анаса, через три пути передачи, достоверно установлено предварительное объединение молитв (такдим)». См. «Ируа аль-Галиль» 3/32-34.

Также я слышал как наш шейх имам ‘Абдуль-Азиз ибн ‘Абдуллах ибн Баз, да помилует его Аллах, говорил: «Все это указывает на то, что при объединении учитывается и поездка, с точки зрения того, когда объединять, до наступления времени следующей молитвы или же по прошествии времени предыдущей. То есть, если человек уже находится в пути до наступления времени молитвы, то он объединяет две молитвы, откладывая первую (джам’у та`хир), если он отправляется в путь, после наступления времени молитвы, то объединяет обе молитвы во время первой (джам’у такдим). Поступать таким образом - предпочтительней! Однако допускается объединять в любое время, поскольку (в путешествии) времена обоих молитв становятся одним единым временем, и поэтому нет никаких проблем в том, чтобы совершить молитвы в начале этого времени или в конце. Итак, в пути или во время болезни время молитв аз-зухр и аль-‘аср становятся одним временем, также как и время молитв аль-магриб и аль-‘иша. Но все же предпочтительней поступать так как мы описали выше».

Также доказательством о дозволенности объединения во время первой молитвы (джам’у такдим) является хадис Му’аза, да будет доволен им Аллах, рассказывавшего: «Мы вышли вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход на Табук, и в этом походе он совершал молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, также вместе он совершал и молитвы аль-магриб и аль-‘иша». См. «Сахих Муслим»/106.
Эту краткую версию, более подробно разъясняет версия, приводимая ат-Тирмизи и Абу Даудом от Му’аза, да будет доволен им Аллах, который сказал: «В походе на Табук посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находясь в пути до того, как солнце миновало зенит, откладывал молитву аз-зухр для объединения ее с молитвой аль-‘аср, и затем совершал их вместе. Если же солнце проходило зенит до того, как он отправлялся в путь, то он заранее приближал молитву аль-‘аср к аз-зухру и совершал их вместе, и затем продолжал свой поход. И также если во время заката он находился в пути, то он откладывал молитву аль-магриб до наступления аль-‘иша, если же закат застигал его до отправления, он заранее приближал молитву аль-‘иша к аль-магрибу и совершал ее с аль-магрибом». См. «Сунан ат-Тирмизи»/533 и «Сунан Аби Дауд»/1120, 1208. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Ируа аль-Галиль» 3/38 - № 578, «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 1/307 и «Сахих Сунан Аби Дауд» 1/330.

Относительно объединения молитв в пути ученые, да помилует их Аллах, разделились на различные мнения:
1 – Полная допустимость объединения молитв, как во время первой молитвы, так и второй (т.е. как во время аз-зухра, так и во время аль-‘асра; и как во время аль-магриба так и во время аль-‘иша). Это мнение большинства ученых, многих сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, многих таби’инов (последователей сподвижников). Из числа факихов это мнение принадлежит ас-Саури, аш-Шафи’и, Ахмаду ибн Ханбалю и Малику.
2 – Мазхаб Абу Ханифы, согласно которому объединение молитв допустимо лишь в день ‘Арафата и лишь на ‘Арафате, а также ночью в Муздалифе.
3 – Допустимость объединения только лишь способом откладывания первой молитвы на время второй (джам’у та`хир). Это мнение также передавалось от Малика и от Ахмада. Этому мнению отдал предпочтение Ибн Хазм.
Верным же является то, на что указывают достоверные и прямые доводы, а это первое мнение. См. «аль-Мугни» 3/127 Ибн Кудамы; «Шарх аль-кабир матбу’ ма’а ль-Мукни’ уаль-Инсаф» 5/85; «Фатауа шейх аль-Ислям ибн Таймия» 24/22; «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара 2/580; «Шарх ан-Науауи ‘аля Сахих Муслим» 5/220; «аль-И’лям бифауаид аль-‘Умдати ль-ахкам» 4/71 Ибн аль-Муляккына.
Однако шейх аль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллаха уточнил, что совершение молитв в свое время, но в сокращенном виде, предпочтительнее, если в объединении нет никакой нужды, поскольку в большинстве случаев, за исключением некоторых, во время путешествия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал все молитвы в свое время. Что же касается объединения молитв на ‘Арафате и в Муздалифе, то это является единогласным мнением и передается таким количеством передатчиков, которое исключает подлог и фальсификацию данного факта (мутауатир), и это Сунна. Однако объединение молитв не подобно их сокращению, ибо сокращение является закрепленной Сунной, тогда как объединение всего лишь послабление (рухса), связанное с наличием необходимости. См. «Фатауа ибн Таймия» 24/19, 23,27.
Также он сказал: «Те из простолюда, кто уравнивает понятия объединения (джам’) и сокращения (каср), являются невеждами относительно Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и слов ученых мусульман». См. «Маджму’ аль-Фатауа» 24/27., а также «Хашияту ар-Роуд аль-мурбби’» Ибн Касима 2/396.
Аль-Мардауи сказал: «В соответствии с правильным мнением ханбалитского мазхаба, оставление объединения молитв является предпочтительным». См. «аль-Инсаф аль-матбу’ ма’а Шарх аль-Кабир» 5/85.
Шейх Мухаммад Салих аль-‘Усаймин сказал: «Правильным является то, что объединение молитв, с наличием причин для этого, является Сунной. Во-первых, потому, что это является послаблением Аллаха, велик Он и славен, а Он любит, когда пользуются Его послаблениями. Во-вторых, потому что это является следованием посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, так как он объединял молитвы при наличии причин, разрешающих это». См. «Шарх аль-Мумти’» 4/548.


Три степени объединения молитв:


Первая степень:
Если мусафир находится в пути во время наступления первой молитвы, то он останавливается для ее совершения только во время наступления следующей, и объединяет их, откладывая первую на время второй (джам’у та`хир). И этот способ объединения достоверно установлен в обоих «Сахихах» в хадисах Анаса и Ибн ‘Умара. И это является способом объединения молитв в Муздалифе.

Вторая степень:
Если мусафир сделал остановку, когда наступило время первой молитвы, а продолжать путь он будет во время наступления второй, то он объединяет молитвы в первое время, заранее совершая вторую (джам’у такдим). И это способ объединения молитв в ‘Арафате. Это тоже является достоверно установленным в хадисах Анаса, да будет доволен им Аллах в версии Хакима и Абу Ну’ейма в «Мустахрадж Муслим», также это достоверно установлено в хадисе Му’аза, да будет доволен им Аллах, в «Сунан ат-Тирмизи» и «Сунан Аби Дауд», как мы уже говорили выше.


Третья степень:
Если мусафир не находится в пути на протяжении продолжительного времени и в таком состоянии застает время обеих молитв, то в большинстве подобных случаев в Сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы видим, что молитвы не объединяются, однако читаются сокращенно, каждая в свое время. Как, например, он, да благословит его Аллах и приветствует, поступал в большинстве своих поездок в Мину.
Однако иногда, не находясь в пути в течение продолжительного времени, он совмещал молитвы, как об этом рассказывается в хадисе Му’аза, да будет доволен им Аллах, о том, что они вышли вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в поход на Табук «…и он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, также вместе он совершал и молитвы аль-магриб и аль-‘иша. В один день он отложил молитвы, затем вышел к нам и совершил молитвы аз-зухр и аль-‘аср вместе, после этого вошел к себе. Потом вышел и совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша вместе». См. «Сунан ан-Насаи», № 587; «Сунан Аби Дауд», № 1206; «Муватта аль-имами Малик» 1/143-144. Достоверность этого хадиса подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих Сунан Аби Дауд» 1/330 и в «Сахих Сунан ан-Насаи» 1/196.
Шейх аль-Ислям Ибн Таймия, да помилует его Аллах сказал: «Из очевидного смысла хадиса мы видим, что, будучи в путешествии, он не был в пути и находился в шатре. Он отложил молитву аз-зухр, потом вышел и совершил ее вместе аль-‘асром, после чего вернулся к себе в шатер. Потом опять вышел и совершил молитвы аль-магриб и аль-‘иша вместе. Входить в шатер и выходить из него он мог, только находясь в стоянке. Человеку же находящемуся в пути не применимы слова «вошел» или «вышел», в отношении его говорят лишь «спешился» или «продолжил путь»… И это является указанием на то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, иногда в поездке объединял молитвы, а иногда - нет (и это было в большинстве его путешествий)… Также это разъясняет, что объединение молитв не является Сунной путешествия подобно сокращению, но допустимо при наличии необходимости, независимо от того возникнет ли она в путешествии или же нет. Ведь бывало, что он объединял молитвы и не находясь в путешествии, чтобы не усложнять своей Умме. Таким образом, если мусафир нуждается в объединении молитв, то он может это сделать, и не важно будет ли он находится в пути во время наступления второй молитвы или же во время первой и ему будет проблематично сделать остановку, или же сделав привал у него возникнет иная нужда, например, он захочет поспать и отдохнуть во время аз-зухра и аль-’иша. Так, например, во время аз-зухра он сделал привал, уставшим, не выспавшимся, голодным, нуждающимся в еде, сне и отдыхе, и он откладывает молитву аз-зухр до наступления времени аль-‘асра. Также он нуждается в совершении молитвы аль-‘иша заранее вместе с аль-магрибом, чтобы поспать после этого с намерением встать в середине ночи и продолжить путешествие. В такой и подобной ситуации он может объединить молитвы. Что же касается того, кто находится в селении или городе в течение дней, и подобен их жителям, то хоть он и сокращает молитвы, будучи мусафиром, не объединяет их!» См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх аль-Ислям Ибн Таймия» 24/64-65.
Ученик же Ибн Таймийи Ибн аль-Кайим не считал что во время стоянки можно объединять молитвы. (См. «Зад аль-Ма’ад» 1/481), что касается нашего шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База, то он считал, что нет ничего страшного в том, что мусафир, не находясь в пути, будет объединять молитвы, однако лучше этого не делать. См. «Маджму’аль-Фатауа ибн Баз» 12/297.

Доводом тому, что мусафир при наличии необходимости, может объединять молитвы не находясь непосредственно в пути является хадис Абу Джухайфы, да будет доволен им Аллах, о том что он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который остановился в местечке аль-Абтах близ Мекки во время своего прощального паломничества. И Абу Джухайфа, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нам в полдень, совершил омовение, а Биляль произнес азан. Затем для него была заколота овца. После чего он совершил молитвы аз-зухр аль-‘аср, каждая из которых состояла из двух ракатов». Хадис согласован. См. «Сахих аль-Бухари»/187; «Сахих Муслим»/503.
Ан-Науауи, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис является указанием на допустимость сокращения молитв и их объединения. Также он содержит в себе указание на то, что тому, кто сделал остановку во время первой молитвы и хочет объединить молитвы, лучше заранее прочитать вторую молитву вместе с первой. Тому же, кто находится в пути лучше отложить первую молитву на время второй». См. «Шарх ан-Науауи ‘аля Сахих Муслим» 4/468.

Шейх Мухаммад Салих аль-Усаймин, да помилует его Аллах, упомянул что между учеными были разногласия относительно объединения молитв мусафиром во время его пути а также во время остановок:
1 - Одни утверждали, что мусафиру дозволено объединять молитвы, только находясь в пути, но не допускается во время остановок. И шейх привел их доводы.
2 – Другие считали, что мусафир имеет право объединять молитвы, независимо от того, находится ли он в пути или сделал остановку. И эта группа ученых привела следующие доводы:
а) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял молитвы в походе на Табук, и при этом он не находился в пути а сделал привал.
б) очевидный смысл хадиса Абу Джухайфы, приводимого в обоих «Сахихах», о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, будучи в аль-Абтахе во время своего прощального паломничества, совершил аз-зухр вместе с аль-‘асром, по два рака’ата.
в) общий смысл хадиса ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Находясь в Медине, объединил молитвы аз-зухр и аль-’аср, а также аль-магриб и аль-‘иша, и при этом он не был в поездке и ему ничто не угрожало». См. «Сахих Муслим»/Книга о молитве мусафира и ее сокращении/Глава об объединении молитв в своей местности.
г) если допустимо объединять молитвы во время дождя, то объединять их во время путешествия можно тем более.
д) мусафиру затруднительно совершать молитвы, каждую в свое время, или из-за усталости, или из-за того, что у него мало воды для омовения, или по какой-либо другой причине.
И после этого шейх, да помилует его Аллах, сказал: «Правильным же является то, что мусафир имеет право объединять молитвы. Что касается объединения во время пути, то это желательно (мустахабб), что касается объединения во время остановки, то это не является желательным, однако допустимо (джаиз), т.е. если объединит, то ничего страшного, если не будет – то это лучше». См. «Шарх аль-Мумти’» 4/550-553.
Аллаху же ведомо лучше!
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Молитва путешественника совмещение

Сообщение al-Mubid »

Уа алейкум салям уа рахматуллахи уа баракатух брат Фарук. Что касается твоего вопроса, то в этой работе он частично затрагивается. Если действительно очень острая нужда в совмещении молитв и будет проблематично остановиться на дороге для этого, то ты можешь совместить их находясь у себя дома, в соответствии со следующим хадисом:
Ибн 'Аббас рассказывал: "Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объединил обеденную (зухр) молитву с послеобеденной ('аср), а вечернюю (магъриб) с ночной ('иша) в Медине. И это было не в пути и не во время дождя". В другой версии сказано: "Не во время страха и не в пути". Когда же Са'ид ибн Джубайр спросил Ибн Аббаса: "Почему он так поступил?", Ибн Аббас ответил: "Он желал не утруждать свою умму!" См. «Сахих Муслим»/Книга о молитве мусафира и ее сокращении/Глава об объединении молитв в своей местности/705.

Необходиом усвоить одно - объединение молитвы является послаблением от Аллаха, и оно не связано конкретно с путешествием. Трудности могут возникнуть и дома, как например сильная болезнь, или порыв трассы водопровода, или проведение хирургом сложнейшей, многочасовой операции и т.п. ситуации, при которых постоянное отлучение недопустимо.
Шейх аль-Ислям Ибн Таймийя сказал: "...объединение молитв не является Сунной путешествия подобно сокращению, но допустимо при наличии необходимости, независимо от того возникнет ли она в путешествии или же нет. Ведь бывало, что он объединял молитвы и не находясь в путешествии, чтобы не усложнять своей Умме". См. «Маджму’ аль-Фатауа шейх аль-Ислям Ибн Таймия» 24/64-65.


Однако ты не должен будешь сокращать их, так как в это время ты не будешь находиться в сафаре.

И подобные действия не должны носить постоянный характер.
Имам ан-Науауи сказал: "Группа из числа ученых считала дозволенным совмещать две молитвы не в пути при необходимости, если это не носило постоянный характер. Об этом говорили Мухаммад ибн Сирин и Ашхаб из числа сторонников Малика. также аль-Хаттаби сказал, что это было мнением аль-Къафаля и аш-Шаши из сторонников аш-Шафи'и и Абу Исхакъа аль-Маруази. Также это мнение было группы из числа мухаддисов и его выбрал Ибн аль-Мунзир. И это мнение усиливается смыслом слов Ибн Аббаса: "Он желал не утруждать свою умму!" И он не связал причину с чем-то конкретным, ни болезнью, ни чем-либо другим". См. "Шарх Сахих Муслим" 5/219.
ФАРУК писал(а): Джазакумуллаху хайран!
Уа ийяка ахи!
AbdHafiz
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13 апр 2009, 07:46

Re: Молитва путешественника совмещение

Сообщение AbdHafiz »

Ас Саляму алейкум РахматуЛлахи ва Баракатуху,
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Я свдетельствую что нет иного объекта для поклонения кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и посланник.
Уважаемые братья, помогите мне в вопросе молитвы путешественника. Дело в том что я по воле Аллаха долгое время нахожусь в другом городе, работаю вахтовым методом (два месяца работаю а потом на две-три недели еду домой). Как я дожнен молится иншаАллах? Сокращять? Вопрос по совмещению не стоит, т.к. я стараюсь молиться вовремя. Проработав в дали от дома долгое время и молясь сокращённо, я узнал что это не правильно. И в данный момент я совершаю все молитвы полностью а так же и сунну, иншаАллах, и хочу быть уверенным в своих действиях. Некоторые говорят что посланник (с.а.с.) всегда в путешествии сокращал свои молитвы и по воле Аллаха он был в саффаре от 15 до 19 дней. И надо всё время в саффаре сокращать молитву, это милость Аллаха и отказываться нельзя. Другие говорят что по прошествии 15-19 дней надо совершать полностью и всё от намерения. И я не нашёл конкретного ответа. Вопрос не про дорогу а по приезду в другой, чужой город, село. Моя семья не со мной и дом мой далеко. Да простит меня Всевышний. Прошу ответьте кто знает.
Да будет доволен вами Аллах.
Да наствавит Аллах нас на путь истинный и не сведёт с него.
Да поможет Всевышний всем мусульманам, Свят он и Велик.
Ас Саляму алейкум РахматуЛлахи ва Баракатуху.
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re: Молитва путешественника, совмещение

Сообщение ФАРУК »

Ассаляму алейкум!
В продолжение темы хотел бы спросить: Если человек совершил полуденную молитву, а через, скажем час или два, у него возникает необходимость отправляться в поездку, а в дороге нет возможности совершить аср-молитву, то можно ли ему объединить аср с уже совершенным зухром? Джазакумуллаху хайра!
Даниял
Сообщения: 207
Зарегистрирован: 19 апр 2009, 11:16

Re: Молитва путешественника совмещение

Сообщение Даниял »

Ас саламу алейкум ва рахматуЛлах!
adammm писал(а):когда речь идёт об объелинении молитв, то имеется ввиду объединение сокращенных молитв или полных? т.е. можно ли одновременно объединять и сокращать молитвы в пути?
Брат,если почитать внимательно статью Джалиля Абу Рамазана,то там все понятно. Сокращать в пути молитвы зухр,аср,иша - обязательно, а объединять - не обязательно(можно и так и так).
От ‘Абдуллы ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах, передается, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объединил молитвы аль-магриб и аль-‘иша, не совершив между ними ни одного земного поклона. И аль-магриб он совершил в три рака’ата, а аль-‘иша – в два». См. «Сахих Муслим»/1288/Книга хаджа/Глава о переходе из ‘Арафата в Муздалифу и желательности объединения молитв там.
Аватара пользователя
abu jafar
Сообщения: 582
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 00:08

Re: Молитва путешественника совмещение

Сообщение abu jafar »

Уалейкум ассалам уа рахматуЛлахи уа баракатух

Шейху ибн Усеймину был задан следующий вопрос:
Если я намерился выйти в путь и совершаю обеденную (зухр) молитву дома, можно ли сразу помолиться и послеобеденную (аср) молитву, если я опасаюсь, что не смогу совершить ее вовремя, так как машина не моя и она не остановится, кроме как после захода солнца, или же мне можно будет помолится сидя в машине во время поездки?

Ответ:
Нет проблем, чтобы объединить молитвы в такой ситуации, так как объединение молитв - это послабление или же дозволение (рухса) от Аллаха. И если человек нуждается в этом, то объединяет. И утверждено в "Ассахихе" со слов ибн Аббаса то, что пророк, салляЛлаху алейихи уа саллям, объединил в Медине молитвы и не было причиной этому ни страх, ни дождь. Его (ибн Аббаса) спросили: "Почему он так сделал?", - на что ибн Аббас ответил, что пророк, салляЛлаху алейхи уа саллям, не хотел затруднять свою умму. То есть если будет затруднение в том, чтобы совершить молитвы в отведенное для них время.
И если машина неподвластна тебе и не остановится, кроме как после захода солнца, то тебе дозволено объединить между обеденной и послеобеденной молитвами находясь у себя дома. Однако ты молишься 4 ракаата обеденного и 4 ракаата послеобеденного намаза, а не по два ракаата, так как ты еще не являешься путником. (Нурун ъаля ддарб 9 "А" 09:12)
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Молитва путешественника совмещение

Сообщение al-Mubid »

AbdHafiz писал(а): Некоторые говорят что посланник (с.а.с.) всегда в путешествии сокращал свои молитвы и по воле Аллаха он был в саффаре от 15 до 19 дней. И надо всё время в саффаре сокращать молитву, это милость Аллаха и отказываться нельзя. Другие говорят что по прошествии 15-19 дней надо совершать полностью и всё от намерения. И я не нашёл конкретного ответа. Вопрос не про дорогу а по приезду в другой, чужой город, село. Моя семья не со мной и дом мой далеко. Да простит меня Всевышний. Прошу ответьте кто знает.
Уа алейкум салям уа рахматуЛлахи уа баракатух брат Абдуль-Хафиз. Извини за запоздалый ответ, только сейчас обнаружил твое сообщение.

Шейх аль-Исламу Ибн Таймийе, да помилует его Аллах, задали вопрос:
«Дозволено ли человеку, сокращать молитвы, если он знает, что задержится в какой-либо местности на два месяца».
Шейх ответил: «Хвала Аллаху. Относительно этого вопроса среди ученых были споры. Некоторые заявляли, что такому человеку необходимо совершать молитвы полностью, не сокращая, а некоторые - что такому человеку является обязательным (уаджиб) сокращать молитвы. Правильным же является то, что допустимо, как и сокращение молитв, так и полное их выполнение. То есть тот, кто совершает их полностью, не заслуживает порицания, как не заслуживает его и тот, кто сокращает. Также между учеными шли споры относительно того, как предпочтительнее с точки зрения Шариата совершать молитвы в таком положении. Поэтому для того, кто сомневается в дозволенности сокращения молитв, из предосторожности будет лучше совершать их полностью. Для того же, кому стала очевидна Сунна, и он знает что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, установил для путешественника молитву в два рака’ата, не ограничив понятие путешествие (сафар) определенным расстоянием и временем, и что также, для допустимости сокращения молитв, он не установил временного срока для задержки в той или иной местности. Как, например сроком в три, четыре, двенадцать или пятнадцать дней. Кто знает все это, то пусть сокращает свои молитвы, как поступали многие саляфы. Так, например Масрукъ, будучи назначенным наместником, занимая эту должность многие годы, сокращал молитвы. Также мусульмане находились в Нахаунде в течение шести месяцев, и все это время они сокращали молитвы. И сокращали они ее, несмотря на свое знание о том, что цель их путешествия не может быть достигнута в течении четырех или более дней. Также и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками, после покорения Мекки, сокращали молитвы в течение около двадцати дней. И также, будучи в Мекке в течение десяти дней, они не соблюдали обязательный пост Рамадана. И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что после покорения Мекки, ему надо будет остаться там больше чем на четыре дня. Итак, раз ограничение путешествия расстоянием или временными сроками не имеет под собой никаких основ в Шариате, и мусафир продолжает оставаться мусафиром, то он может сокращать свои молитвы, находясь в какой-то местности в течении многих месяцев. А Аллаху же ведомо лучше!» См. «Маджмуъ аль-Фатауа» 17/24.
Аватара пользователя
al-Mubid
Сообщения: 321
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 05:34

Re: Молитва путешественника совмещение

Сообщение al-Mubid »

Абду-ль-Хакк писал(а):Ассаламу алейкум!
У меня такой вопрос. Если мусафир совершил в мечети джума намаз, то можно ли объединить его с молитвой аср? (По аналогии с объединением молитвы зухр с молитвой аср)
Барака Ллаху фикум!
Уа алейкум салям уа рахматуллах!


Шейх Ибн Баз, рахимаху Ллах, сказал: "Из того, что нам известно, нет никаких доводов в пользу того, что можно объединять молитву джум'а и 'аср, подобное не передается ни от пророка, салляЛлаху алейхи уа саллям, а также ни от одного из его сподвижников. Поэтому необходимо (уаджиб) воздержаться от этого. Тому же кто совместил эти молитвы, нужно совершить 'аср заново, когда наступит его время". См. "Маджму' Фатауа уа макъалят мутанаууи'а лисамахати-ш-шейхъ аль-'алляма 'Абдуль-'Азиз ибн 'Абдуллах ибн Баз, рахимахуЛлах"/ 12том, 300 стр.

Уа фика баракаЛлах!
Kairat Abu Abdulaziz
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 июл 2010, 16:59

Re: Молитва путешественника. Совмещение

Сообщение Kairat Abu Abdulaziz »

Ассаляму аляйкум уа рахматуллахи уа баракатух. Братья можете привести далили на мнение Шейха аль-Исламу Ибн Таймий.
Абду-ль-Хакк
Сообщения: 34
Зарегистрирован: 23 июл 2009, 20:39

Re: Молитва путешественника. Совмещение

Сообщение Абду-ль-Хакк »

Ассламу алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатух!
Братья, скажите, можно ли путнику отложить совершение, допустим, молитвы зухр на время аср, если он знает, что в аср будет уже дома или обязательно совершить эти молитвы во время аср, но еще будучи в пути? А если можно объединить молитвы уже дома по приезду, то отложенную молитву зухр в два ракаата совершать или в четыре? Разъясните пожалуйста, кто знает с доводами.
Джазакуму Ллаху хайран!
Abu 'Abdulla
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Re: Молитва путешественника. Совмещение

Сообщение Abu 'Abdulla »

Иман писал(а):Как быть, если прочитав фаджр отправляешься в путь и точно знаешь, что возможность прочитать зухр появится только ко времени магриба - делать его сидя в автобусе или дозволяется прочитать зухр сразу после фаджра? Зимой временные отрезки между намазами очень короткие, особенно на севере. Времени в междугородних автобусах на остановках не хватает, чтобы найти место и возможность прочитать намаз где-нибудь на автовокзале.
совмещаютсся молитвы Зухр с Асром, и Магриб с Иша. Молитва Фаджр не совмещается с другими намазами. Если вы Зухр сделаете до наступления его времени, то молитва ваша будет недействительна, так как наступление времени является одним из условий молитвы, как и наличие омовения.
Вам же надо совершить молитву стоя, если есть возможность стоять, может на остановках, или в проходе в конце автобуса (заранее предупредив других пассажиров, чтобы 5 минут потерпели и сидели на местах). Если же стоя никак не получается, то делайте, как можете. Да поможет вам Аллах и наладит ваши дела.
Abu 'Abdulla
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 23:18

Re: Молитва путешественника. Совмещение

Сообщение Abu 'Abdulla »

Умм Хабиба писал(а):ас саляму алейкум уа рахматуллах уа баракатух

братья разъясните следующий вопрос , как женщине будучи мусафира читать в пятницу зухр саля ( полных четыре ракя или сокращая т.е 2 ракя , или совмещая с аъсром или отдельно ) ? бараа Ллаху фикум
уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракатух
если она читает его в мечети за имамом который читает джума, то делает 2 раката
Если читает сама то делает тоже 2, но уже зухр и может совместить с асром. Однако если она будет делать в мечети за имамом, то она сделает 2 раката джума и совмещать не сможет с Асром, так как Джума с Асром не совмещается.
Ответить