Можно ли совершать дома праздничную молитву (аль-‘Ид)?

Ответить
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Можно ли совершать дома праздничную молитву (аль-‘Ид)?

Сообщение A'mash »

بسم الله الرحمن الرحيم

Что делать, если человек упустил праздничную молитву (аль-‘Ид),
и совершает ли её дома тот, кто не совершил её с общиной мусульман?

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.
А затем:
Если человек упустил молитву двух праздников аль-‘Ид с имамом и общиной мусульман, или он заболел и не смог отправиться на молитву, или же в его городе эта молитва вовсе не совершается из-за отсутствия общины мусульман, или же по каким-либо глобальным причинам как война, эпидемия и т.п., её не совершают совместно, то может ли он сам или со своей семьёй совершить молитву аль-‘Ид дома?

Позиции имамов по данному вопросу
Учёные разногласили относительно упомянутого вопроса. Некоторые обладатели знания считали, что упущенная молитва двух праздников аль-‘Ид не возмещается, как и не совершается она дома обособленно от общины мусульман. И этого мнения придерживались такие имамы, как аль-Музани, ас-Сархаси, Ибн Таймия, и его выбрал шейх Ибн ‘Усаймин. См. «аль-Мабсут» 2/39, «Маджму’уль-фатауа» 5/356, «Шарх аль-мумти’» 5/155-156.
Сторонники этого мнения опирались на то, что возмещение молитвы аль-‘Ид не является желательным по той простой причине, что нет на это никакого указания от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И неизвестно, чтобы он совершал эту молитву, кроме как с общиной мусульман, как и неизвестно, чтобы он повелевал совершать её тем, кто не вышел для её совершения с общиной и остался дома по различным обстоятельствам. Они считали, что эта молитва подобна пятничной молитве, которая узаконена только с общиной мусульман и имамом.
Однако следует отметить, что имам Ибн Таймия разделил между теми, кто упустил молитву аль-‘Ид и теми, кто по независящим от них причинам не смог принять участие в общей праздничной молитве. Он сказал: “Что касается тех, кто в день аль-‘Ида болел или был заточён, а он имел обыкновение всегда совершать молитву аль-‘Ид, то такие люди неспособны отправиться на праздничную молитву. Они по положению подобны тем слабым, среди которых ‘Али оставил человека совершать с ними аль-‘Ид. Они совершают эту молитву коллективно или по отдельности, совершая её в четыре рака’ата, как совершается упущенная пятничная молитва, не произнося при этом такбиры, не читая её вслух, без азана и икъама”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/181.

Что же касается большинства имамов, то они считали, что тому, кто упустил или не смог совершить молитву аль-‘Ид вместе с общиной мусульман и имамом, дозволяется совершить её как дома в одиночку и с членами своей семьи, так и в ином месте, как, скажем, на местах, отведённых для праздничных молитв. Более того, большинство учёных считали это желательным, хоть и не обязательным. См. «аз-Захыра» 2/423, «аль-Мугъни» 3/284, «аль-Маджму’» 5/29, «аль-Инсаф» 2/433.
Они говорили, что в данном положении праздничная молитва отличается от пятничной молитвы, поскольку саляфы из числа сподвижников и таби’инов в случае упущения праздничной молитвы с имамом, сами делали её с членами семьи, тогда как упущенную пятничную молитву они не возмещали и не совершали её в своих домах маленькими группами. См. “Мусаннаф Ибн Аби Шейба” 4/123, “Фатхуль-Бари” 8/67.

Аргументы на правомочность совершения молитвы аль-‘Ид в случае её упущения
Для начала следует отметить, что если община мусульман вместе с имамом того или иного города пропустила время молитвы аль-‘Ид, то нет проблем в том, чтобы они перенесли её совершение на следующий день. И доводом этому является следующий хадис:
Абу ‘Умайр ибн Анас ибн Малик сказал: “Мои дяди из числа ансаров, являвшиеся сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказали мне: «Когда мы соблюдали пост в Рамадан, мы не увидели луну месяца Шаууаль (указывающую на завершение поста), и мы стали соблюдать пост на следующий день. Затем, в конце дня приехала группа всадников, и они сообщили Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), что ещё вчера видели новолуние. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел прервать пост и выйти на праздничную молитву на следующий день»”. Абу Дауд 1157, ан-Насаи 1557, Ибн Маджах 1653. Достоверность хадиса подтвердили имамы Исхакъ ибн Рахауейх, Ибн аль-Мунзир, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, аль-Хаттаби, Ибн ас-Сакан, Ибн Хазм, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, Ибн Касир, Ибн Хаджар, аль-Альбани. См. “аль-Аусат” 4/295, “ас-Сунан” 2/170, “Ма’алим ас-Сунан” 1/218, “Ма’рифа ас-Сунан” 5/111, “аль-Хуляса” 2/838, “Иршад аль-факъих” 1/203, “Булюгъ аль-марам” 511, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1050.
Имам Абу Дауд назвал главу, в которой привёл этот хадис, следующим образом: “Глава о том, что если имам не вышел на праздничную молитву в день аль-‘Ида, он выходит для её совершения на следующий день”. См. “ас-Сунан” 2/126.
Имам аш-Шаукани сказал: “Этот хадис является аргументом тех, кто сказал, что праздничная молитва совершается на следующий день, если о наступлении аль-‘Ида стало известно после выхода времени этой молитвы. И к этому мнению склонились аль-Ауза’и, ас-Саури, Исхакъ (Ибн Рахауейх), Абу Ханифа, Абу Юсуф, Мухаммад (аш-Шейбани), и это мнение аш-Шафи’и”. См. “Нейль аль-аутар” 2/430.

Что же касается аргументов на правомочность совершения молитвы аль-‘Ид отдельными людьми в случае упущения этой молитвы или иных причинах, самостоятельно или с членами семьи, дома или в ином месте, то большинство учёных в качестве довода опирались на конкретные сообщения по данному вопросу от сподвижников, которые лучше всех знали о законоположениях религии и сильнее всех держались пророческой Сунны.
Следует отметить, что по данному вопросу передаются три асара от трёх сподвижников: от Анаса ибн Малика, ‘Абдуллаха ибн Мас’уда и ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах):

1. Асар от Анаса ибн Малика:
‘Убайдуллах ибн Аби Бакр – внук Анас ибн Малика, рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) находился в своём доме в местности аз-Зауия, и не совершал молитву аль-‘Ид в Басре, он собирал членов своей семьи, детей и рабов, а затем повелевал своему вольноотпущеннику ‘Абдуллаху ибн Аби ‘Утбе провести с ними молитву в два рака’ата”. ‘Абду-р-Разакъ 5855, Ибн Аби Шейба 5928, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 3/305.
Аз-Зауия - местность на расстоянии двух фарсахов (три мили) от Басры, где у Анаса была земля и поместье, в котором он часто находился. См. “Фатхуль-Бари” 2/475.
Имам аль-Бухари в своём сборнике «ас-Сахих» привёл этот асар от Анаса в утвердительной форме, считая его достоверным, сказав: “Повелел Анас ибн Малик своему вольноотпущеннику Ибн Аби ‘Утбе в местности аз-Зауия (совершить молитву аль-‘Ид), собрав членов своей семьи и сыновей, совершая эту молитву так же, как совершают её жители города, произнося при этом такбиры”. И аль-Бухари назвал главу, в которой привёл этот асар следующим образом: “Глава о том, что упустивший молитву аль-‘Ид совершает два рака’ата”, после чего сказал: “И также совершают её женщины и пребывающие в домах и деревнях, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Это – день нашего праздника, о мусульмане!» См. “Сахих аль-Бухари” 1/241.
О словах имама аль-Бухари: “И также совершают её женщины и пребывающие в домах и деревнях”, хафиз Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Т.е. женщины, которые не посетили место проведения праздничной молитвы вместе с имамом, также совершают молитву аль-‘Ид сами. Также её совершают и те, кто пребывал в своих домах, кто не посетил место проведения молитвы аль-‘Ид. Как и совершают её те, кто проживает в деревнях”. См. «‘Умдатуль-къари» 6/445.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом заглавии аль-Бухари содержатся две пользы: правомочность совершения праздничной молитвы, если человек упустил её совершение с общиной мусульман, независимо от того, упустил он её по своей воле или нет; а также то, что её возмещают именно в два рака’ата, как она и совершается в своей основе”. См. “Фатхуль-Бари” 2/474.
Однако следует отметить, что шейх аль-Альбани посчитал этот асар от Анаса, передаваемый именно аль-Байхакъи, слабым из-за передатчика по имени Ну’айм ибн Хаммад, который является слабым. Также шейх ослабил и другую версию от Анаса, передаваемую Ибн Аби Шейбой, поскольку в ней не упоминается имя того, кто передал эту историю, а сказано: «Некоторые члены семьи Анаса сообщили». См. “Ируа аль-гъалиль” 648.
Также о слабости этого асара из-за передатчика Ну’айма говорил и хафиз Ибн ат-Туркумани. См. “аль-Джаухар ан-накъий” 3/305.
Поэтому хафиз аль-Магълятай в своей книге «ат-Тальуих иля шарх аль-Джами’ ас-Сахих», упомянув обе эти версии от Анаса, которые процитировал аль-Альбани, удивился тому, что имам аль-Бухари привёл этот асар от Анаса в своём заглавии в утвердительной форме, несмотря на наличие в его иснаде неизвестного передатчика.
Среди знатоков хадисоведения общеизвестно, что среди хадисов и асаров, которые имам аль-Бухари упоминает в своем сборнике «ас-Сахих» в заглавии в форме «та’ликъ» (без упоминания их иснадов) могут быть как достоверные сообщения, так и слабые. И как указал на это хафиз Ибн Хаджар, если имам аль-Бухари упоминает то или иное сообщение не в утвердительной форме, к примеру говоря: «Сообщается, передаётся» и т.п., то это указывает на слабость данного сообщения, а если аль-Бухари упоминает сообщение в утвердительной форме, говоря: «Такой-то сказал, такой-то сделал», тогда он считает это сообщение достоверным. См. “ан-Нукат” 1/325, “Хадью-ссарий” 1/22.
И в данном случае имам аль-Бухари привёл асар от Анаса в утвердительной форме не случайно. Дело в том, что у этого сообщения есть различные пути и версии, в которых нет ни Ну’айма ибн Хаммада, ни неизвестного передатчика. Так, например, со слов ‘Убайдуллаха ибн Аби Бакра ибн Анаса ибн Малика сообщается: “Когда Анас пребывал в своём доме в Таффе и не принимал участья в молитве аль-‘Ид в городе, он собирал своих слуг и членов семьи и повелевал своему вольноотпущеннику ‘Абдуллаху ибн Аби ‘Утбе совершить с ними молитву аль-‘Ид подобно той, что совершили жители города”. ат-Тахауи в “Шарх ма’ани аль-асар” 4/348.
Все передатчики этой версии являются надёжными, за исключением Салиха ибн ‘Абду-р-Рахмана, с чьих слов передал это сообщение имам ат-Тахауи, ибо в нём есть разногласия, несмотря на то, что имам Абу Хатим считал его правдивым.
Однако этот же асар привёл ‘Абдуллах ибн Ахмад в «аль-Масаиль» со слов своего отца – имама Ахмада, передавшего его от Хушайма ибн Башира, который передал от внука Анаса – ‘Убайдуллаха ибн Аби Бакра, сказавшего: “Когда Анас ибн Малик не принимал участия в праздничной молитве с людьми в Басре, находясь в своём доме в Таффе, он собирал членов семьи, сыновей, слуг и повелевал своему вольноотпущеннику ‘Абдуллаху ибн Аби ‘Утбе совершить с ними молитву аль-‘Ид”. См. “Фатхуль-Бари” 9/83.
И точно также имам ‘Абду-р-Раззакъ привёл этот асар в своём сборнике напрямую со слов Хушайма, передавшего его от внука Анаса – ‘Убайдуллаха ибн Аби Бакра. См. “аль-Мусаннаф” 5855.
Иснад этого асара достоверный без малейшего сомнения. А то, что Хушайма ибн Башира некоторые имамы обвиняли в тадлисе, то даже если принять это обвинение в расчёт, то именно в данном случае это никак не вредит, ибо Хушайм в версии у ат-Тахауи ясно заявил, что слышал сам это сообщение от ‘Убайдуллаха ибн Аби Бакра.
И если бы шейху аль-Альбани были известны все эти пути данного асара, то он обязательно упомянул бы и о них, как он упомянул про путь Ибн Аби Шейбы. И в связи с этим некоторые ученики шейха аль-Альбани не склонились к его мнению по поводу слабости данного асара. С этой оценкой шейха аль-Альбани не согласился и шейх ‘Абдуллах ад-Дууейш в свой книге, посвящённой усилению сообщений, которые ослабил шейх аль-Альбани. См. “Танбих аль-къари” 75.
Также помимо имама аль-Бухари на достоверность этого асара указывали хафиз Бадруддин аль-‘Айни, шейх Закария аль-Бакистани в своей книге «Достоверные асары от сподвижников в вопросах фикъха», исследователь книги «Ахкам аль-‘Идейн», и др. См. “Нухаб аль-афкар” 16/454, “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” 1/513, “Сауаты’ аль-къамарейн фи тахридж ахадис Ахкам аль-‘идейн” 209.

2. Асар от Ибн Мас’уда:
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто упустил молитву двух праздников, пусть сам совершит её в четыре рака’ата”. ‘Абду-р-Раззакъ 5713, Ибн Аби Шейба 5924, 5925.
По поводу достоверности этого асара были разногласия среди имамов.
Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса надёжными. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/205.
А Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, аль-Къасталяни и ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури назвали иснад этого сообщения достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 9/77, “Фатхуль-Бари” 2/475, “Иршад ас-сарий” 2/226, “Мир’атуль-мафатих” 5/65.
Однако несмотря на то, что все передатчики этого асара являются надёжными и иснад его достоверный, шейх аль-Альбани назвал его слабым в «Ируа аль-гъалиль» (3/121), поскольку иснад этого асара прерванный, ибо аш-Ша’би, передающий эти слова от Ибн Мас’уда, не застал его, как об этом говорили Абу Хатим, ад-Даракъутни, аль-Хаким и др. См. “аль-Марасиль” 160, “ат-Тахзиб” 5/68.
Но этот асар также передаётся через путь, в котором уже упоминается между Ибн Мас’удом и аш-Ша’би посредник, а это Масрукъ, который слышал его хадисы, и в нём говорится, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто в день Разговения упустил молитву вместе с имамом, пусть совершит её в четыре рака’ата”. Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 4/292.
В другой версии также сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: “Кто упустил молитву двух праздников и пятничную молитву, пусть совершит четыре рака’ата”. аль-Мухамили в “Саля аль-‘Идейн” 130.
Под совершением пятничной молитвы в четыре рака’ата упустившим её, он имеет в виду совершение именно обеденной молитвы (зухр).
Однако упомянув эту версию асара Ибн Мас’уда, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Сообщение от Ибн Мас’уда не является достоверным”. См. “аль-Аусат” 4/293, “аль-Ишраф” 2/178.
Но хафиз Ибн Раджаб сказал: “Со слов Ибн Мас’уда передаётся различными путями, что он сделал одинаковыми положение того, кто упустил пятничную молитву и того, кто упустил праздничную молитву, сказав про каждого из них: «Совершает четыре рака’ата». И на это опирался имам Ахмад. И нет смысла в ослаблении этой передачи Ибн аль-Мунзиром, ибо, поистине, это передаётся от Ибн Мас’уда через достоверные иснады”. См. “Фатхуль-Бари” 9/77.

3. Асар от ‘Али ибн Аби Талиба:
Ханаш ибн аль-Му’тамир рассказывал: “Как-то ‘Али ибн Аби Талибу (да будет доволен им Аллах) сказали: «Поистине, слабые люди неспособны отправиться к месту совершения праздничной молитвы». Тогда он повелел одному человеку совершить её в четыре рака’ата: два рака’ата в качестве самой праздничной молитвы, а два рака’ата из-за не выхода на место проведения праздничной молитвы”. Ибн Аби Шейба 5939, аль-Байхакъи 3/310.
Однако именно эта версия асара является слабой, как сказал хафиз аль-Бусыри, поскольку в её иснаде два слабых передатчика: Ханаш ибн аль-Му’тамир и Лейс ибн Аби Сулейм. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 3/291, “аль-Итхаф” 1/98.
Но от ‘Али передаётся такое же сообщение через совершенно иной путь:
Аль-Хузайль сказал: “Как-то ‘Али ибн Аби Талибу (да будет доволен им Аллах) сказали: «О если бы ты повелел провести праздничную молитву в день аль-‘Ида со слабыми людьми». На что ‘Али ответил: «Если бы я повелел это, то велел бы совершить её в четыре рака’ата»”. ан-Насаи в “Джуз фихи аль-маджлисан” 33.
Однако в иснаде этого асара присутствует передатчик по имени ‘Абду-р-Рахман ибн Саруан касательно которого были разногласия среди имамов. Имамы Ахмад, Абу Хатим и аль-‘Укъайли считали его слабым, а имамы Ибн Ма’ин, аль-‘Иджли и ад-Даракъутни считали его надёжным. В связи с этим некоторые исследователи назвали этот асар хорошим, а некоторые – слабым.
Но следует отметить, что этот асар передаётся и через другой путь, в котором нет ‘Абду-р-Рахмана ибн Саруана, что приводят имамы аш-Шафи’и в «аль-Умм» (8/409) и Ибн Аби Шейба (5941). И исследователь сборника «аль-Мусаннаф» Ибн Аби Шейбы назвал этот асар хорошим (хасан). См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 4/251.
Также и хафиз ан-Науауи назвал достоверной одну из версий этого асара ‘Али. См. «аль-Маджму’» 5/8.
Следует отметить, что некоторые саляфы, как Абу Исхакъ ас-Саби’и и Ибн Аби Лейля, говорили, что на самом деле ‘Али повелел провести со слабыми людьми молитву аль-‘Ид не в четыре рака’ата, а в два. Так, назвав достоверным сообщение от Ибн Аби Лейли, что ‘Али повелел провести со слабыми людьми молитву аль-‘Ид именно в два рака’ата, шейх Закария аль-Бакистани сказал: “Что касается того, что ‘Али повелел провести молитву аль-‘Ид в четыре рака’ата, то в этом есть сомнение”. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” 1/513.
В действительности же сомнение есть именно в том, что сказал шейх аль-Бакистани, потому что хоть иснады версий Абу Исхакъа ас-Саби’и и Ибн Аби Лейли являются достоверными, они без разногласий прерванные, потому что оба они родились после смерти ‘Али и не могли слышать его слова, тогда как предыдущие асары по данной теме от него более достоверные. Поэтому Къады Абу Я’ля, упомянув сообщение от Абу Исхакъа, что ‘Али велел совершить со слабыми людьми аль-‘Ид в два рака’ата, сказал: “Оно в форме мурсаль (прерванное), а версия, которую мы передавали (про четыре рака’ата) – с непрерывным иснадом. А опираться на сообщение с непрерывной цепочкой передатчиков предпочтительнее, чем опираться на сообщение с прерванным иснадом”. См. “ат-Та’ликъ аль-кабир” 4/97.

Кстати, следует отметить, что имам Ахмад совмещал и опирался на все три асара данной главы: от Анаса ибн Малика, ‘Абдуллаха ибн Мас’уда и ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен ими Аллах):
Ахмад ибн аль-Къасим передал, что имам Ахмад сказал: “Если упустивший праздничную молитву совершает её с группой людей, тогда он делает два рака’ата подобно молитве имама, как это сделал Анас. А если упустивший праздничную молитву совершает её в одиночку, тогда он делает четыре рака’ата, как это сказал Ибн Ма’суд”. См. “аль-Джами’ ли-‘улюм аль-имам Ахмад” 6/529.
Исма’иль ибн Са’ид передал, что имам Ахмад сказал: “То, что упущенную молитву аль-‘Ид следует совершать в четыре рака’ата усиливает также и хадис от ‘Али, который повелел человеку провести праздничную молитву со слабыми людьми в четыре рака’ата без проповеди”. См. “аль-Мугъни” 2/79.

Итак, эти сообщения от сподвижников ясно указывают на то, что нет никаких проблем в том, чтобы упустивший праздничную молитву или не имевший возможности совершить её с общиной мусульман, сам или со своей семьёй совершил эту молитву, как у себя дома, так и в ином месте. В частности, слова Ибн Мас’уда прямо указывают на правомочность совершения праздничной молитвы тем, кто упустил её, независимо от того, пропустил её один человек или же группа.
Поступок Анаса указывает на то, что пропустивший или не принявший участие в общей праздничной молитве, может сам совершить её вместе со своей семьей у себя дома.
А сообщение от ‘Али ясно указывает на то, что слабые, пожилые и больные люди, которые не смогли отправиться на место совершения праздничной молитвы, где она и совершается в своей основе, могут совершить её сами в мечети, избрав себе для её проведения имама.
А Аллаху обо всём ведомо лучше.

Слова саляфов из числа таби’инов и имамов после них о том, что праздничная молитва может возмещаться
- Мухаммад ибн Сирин сказал: “Они (саляфы) считали желательным, если человек пропускал молитву двух праздников, выйти на пустырь и совершить эту молитву так, как её совершает имам”. аль-Байхакъи 3/305.
- Аль-Хасан аль-Басри сказал: “Кто упустил молитву аль-‘Ид, то совершает её сам таким же образом, как её совершает имам”. Ибн Аби Шейба 2/183.
- Къатада сказал: “Пусть тот, кто упустил молитву в день Разговения, совершит её таким же образом, как совершает её имам”. ‘Абду-р-Раззакъ 3/300.
- Ибрахим ан-Наха’и сказал: “Если ты застал людей, возвращающимися с праздничной молитвы, то зайди в ближайшую мечеть и соверши сам молитву аль-‘Ид, как совершал её имам. Также и тот, кто не вышел на праздничную молитву совершает её подобно тому, как совершает её имам”. Ибн Аби Шейба 1/184.
- ‘Икрима сказал: “Жители деревушки собираются вместе в день аль-‘Ида и совершают два рака’ата, как это совершает имам”. аль-Бухари” 1/241, аль-Байхакъи 3/305.
- Ма’мар сказал: “Если человек опоздал на праздничную проповедь и молитву в день Разговения или Жертвоприношения, то он сам совершает два рака’ата”. ‘Абду-р-Раззакъ 3/301.
- Относительно того, кто не вышел на праздничную молитву, Хаммад сказал: “Совершает молитву сам так же, как её совершает имам, и произносит при этом такбиры”. Ибн Аби Шейба 2/184.
- Относительно того, кто пропустил праздничную молитву, ‘Ата сказал: “Совершает сам два рака'ата, и произносит при этом такбиры”. Ибн Аби Шейба 2/184.
Также об этом передаётся от аш-Ша’би, ад-Даххака, Абу ‘Ийяда, Ибн Ханафии, Шу’бы, Абу Исхакъа, и др. саляфов. И неизвестно, чтобы кто-то из них порицал совершение молитвы аль-‘Ид тем, кто упустил её или не смог сделать её с общиной мусульман. Однако их разногласие сводилось лишь к тому, как именно лучше совершать эту молитву и с каким количеством рака’атов.
И это же самое по данному вопросу передаётся от имамов Малика, аш-Шафи’и и Ахмада:
Имам Малик относительно человека, который, придя на праздничную молитву, обнаружил, что люди завершили её и расходятся, сказал: “Он не обязан её совершать ни на месте, отведённом для совершения праздничных молитв, ни у себя дома. Но если он совершит её на месте проведения молитвы или у себя дома, то я не вижу в этом проблем. Пусть произносит семь такбиров в первом рака’ате до чтения суры и во втором рака’ате пять такбиров до чтения”. См. “аль-Мууатта” 1/620.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Человек совершает молитву двух праздников в одиночку в своём доме, как и совершает её путник, раб и женщина”. См. “Мухтасар аль-Музани” 125.
Имам Ахмад о том, кто упустил праздничную молитву, сказал: “Он собирает членов своей семьи вместе с детьми, как это сделал Анас, и произносит по семь такбиров в каждом из двух рака’атов”. См. “аль-Джами’ ли-‘улюм аль-имам Ахмад” 6/529.
‘Абдуллах – сын имама Ахмада говорил: “Я видел, как мой отец (имам Ахмад) совершал молитву аль-‘Ид в одиночку в четыре рака’ата дома, скрываясь (во время смуты)”. См. “Масаиль ‘Абдуллах” 616.

Во сколько рака’атов совершается упущенная праздничная молитва: в два или в четыре?
Из того, что было упомянуто, нам стало ясно, что если человек не смог совершить молитву аль-‘Ид с общиной мусульман, либо потому что он болел, или просто пропустил её, или в его местности община мусульман не совершает эту молитву из-за войны, эпидемии и т.п., что он может сам совершить эту молитву. Более того, по мнению большинства учёных это не просто дозволяется, но и является желательным.
Исходя из упомянутых асаров от сподвижников и таби’инов, нам стало ясно, что они высказывали различные мнения относительно количества рака’атов молитвы аль-‘Ид, сколько именно должен совершить рака’атов тот, кто упустил эту молитву или не смог совершить её с общиной мусульман: два или же четыре рака’ата?
- Группа учёных, среди которых Суфьян ас-Саури и Ахмад, сказала, что тому, кто не совершил молитву аль-‘Ид вместе с имамом, следует совершить её в четыре рака’ата. См. “аль-Мугъни” 3/260, “Фатхуль-Бари” 2/475.
В этом они опирались на асары от ‘Али и Ибн Мас’уда:
Хузайль сказал: “В день праздника аль-‘Ид ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) повелел человеку провести со слабыми людьми (отдельную) праздничную молитву в четыре рака’ата”. аш-Шафи’и в “аль-Умм” 8/409, Ибн Аби Шейба 5941, ан-Насаи в “Джуз фихи аль-маджлисан” 33. Хафиз ан-Науауи и шейх Са’д аш-Шасри подтвердили достоверность асара. См. «аль-Маджму’» 5/8, «Тахридж аль-Мусаннаф» 4/251.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто упустил молитву двух праздников, пусть сам совершит её в четыре рака’ата”. ‘Абду-р-Раззакъ 5713, Ибн Аби Шейба 5924, 5925, аль-Мухамили в “Саля аль-‘Идейн” 130. Хафизы Ибн Раджаб, Ибн Хаджар, аль-Къасталяни и ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури назвали иснад этого сообщения достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 9/77, “Фатхуль-Бари” 2/475, “Иршад ас-сарий” 2/226, “Мир’атуль-мафатих” 5/65.
Ад-Даххак сказал: “У кого была веская причина для несовершения молитвы в день праздника Разговения или пятницы или Жертвоприношения, то его молитва составляет четыре рака’ата”. Ибн Аби Шейба 5930.
Сторонники этого мнения проводили аналогию между праздничной и пятничной молитвой, которую в случае упущения уже совершают в четыре рака’ата обеденной молитвы (зухр). А также они считали, что два рака’ата совершаются за то, что они не вышли к месту совершения праздничной молитвы с общиной мусульман, как об этом упоминается в некоторых версиях асара от ‘Али. См. “ат-Та’ликъ аль-кабир” 4/97.
Однако хафиз Ибн аль-Мунайир сказал: “Похоже, что сторонники этого мнения провели аналогию между тем, кто упустил праздничную молитву и тем, кто упустил пятничную молитву. Однако разница между этими молитвами очевидная, ибо тот, кто упустил пятничную молитву обязан совершить обеденную (зухр) в отличие от упустившего молитву аль-‘Ид”. См. “Фатхуль-Бари” 2/475.
Также и Ибн Рушд, упомянув мнение тех, кто сказал, что пропущенную праздничную молитву следует совершать в четыре рака’ата подобно пропущенной пятничной молитве, сказал: “Это сравнение является слабым! Ведь пятничная молитва заменяет собой обязательность обеденной молитвы (зухр), тогда как праздничная молитва ничего не заменяет. Так каким образом является правильным проводить аналогию между этими молитвами в вопросе возмещения?!” См. “Бидая аль-муджтахид” 1/511.

- Другая группа учёных попыталась совместить высказанные мнения по данному вопросу и посчитала, что если упустивший молитву аль-‘Ид или тот, кто не смог совершить её с общиной мусульман, совершает её в одиночку, тогда он делает четыре рака’ата, а если он совершает её с другими людьми, тогда они все делают её в два рака’ата подобно тому, как проводит её имам. И это также одно из мнений имама Ахмада. Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Передаётся от Ахмада, что он объединил между поступком Анаса (совершившим аль-‘Ид с семьёй в два рака’ата) и между словами Ибн Мас’уда (что упустивший молитву аль-‘Ид делает её в четыре рака’ата), сказав, что если упустивший молитву ‘Ид совершает её коллективно, то они совершают её в два рака’ата подобно имаму, как это сделал Анас. А если упустивший аль-‘Ид молится один, тогда он совершает четыре рака’ата, как сказал Ибн Мас’уд”. См. “Фатхуль-Бари” 9/78-79.

- Другая группа учёных, в числе которых Исхакъ ибн Рахауейх, считала, что если упустивший праздничную молитву аль-‘Ид совершает её в месте, отведённом для праздничной молитвы, тогда он делает два рака’ата, а если он совершает её дома или в мечети, то делает четыре рака’ата. См. “Масаиль аль-Каусадж” 395.

- Другая группа учёных, в числе которых аль-Ауза’и и группа ханафитов, считала, что молящийся вправе сам выбирать сколько рака’атов совершать: четыре или два, потому что праздничная молитва аль-‘Ид по их мнению – это добровольная молитва, подобная молитве Духа, количество рака’атов которой не является строго установленным. См. “аш-Шарх аль-кабир” 5/366.

- И наконец, большинство учёных, среди которых ‘Амр ибн Динар, Малик, аш-Шафи’и, Абу Саур, аль-Бухари, Ибн аль-Мунзир, а также это одно из мнений Ахмада, считали, что праздничная молитва аль-‘Ид совершается именно в два рака’ата, независимо от того, упустил её человек или нет, совершает ли он её с общиной и имамом или же один дома. См. “аль-Аусат” 4/335, “Фатхуль-Бари” 9/75.
В качестве довода они опирались на то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда совершал молитву двух праздников (аль-‘Ид) именно в два рака’ата, и именно такое количество для этой молитвы было установлено им, как на это указывают следующие хадисы:
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил в день праздника Разговения молитву в два рака’ата”. аль-Бухари 964, Муслим 884.
Абу Са’ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил с людьми на праздничную молитву и совершал её с ними в два рака’ата”. Ахмад 3/36, Ибн Маджах 1288. Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих Сунан Ибн Маджах” 1072, “Тахридж аль-Муснад” 11333.
‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Пятничная молитва состоит из двух рака’атов, молитва Жертвоприношения состоит из двух рака’атов, молитва Разговения состоит из двух рака’атов и молитва путника состоит из двух рака’атов. И это полноценное, а не сокращённое количество рака’атов этих молитв, о чём сказано языком вашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/37, ан-Насаи 1420, Ибн Маджах 1063, 1064. Имамы Ибн Хузайма, Ибн Хазм, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ибн аль-Муляккъин, Бадруддин аль-‘Айни, Ахмад Шакир, аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «Сахих Ибн Хузайма» 1346, «аль-Ахкам ас-сугъра» 270, «аль-Маджму’» 5/15, «Маджму’уль-фатауа» 8/24, «аль-Бадр аль-мунир» 4/649, «Нухаб аль-фикр» 6/368, «‘Умдату-ттафсир» 1/564, «Ируа аль-гъалиль» 638.
Имам Ибн Хузайма привёл это сообщение в своём сборнике в главе, которую назвал следующим образом: “Глава о количестве рака’атов молитвы двух праздников”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 5/291.
Поэтому и Анас совершал её с членами своей семьи именно в два рака’ата, а не в четыре:
‘Убайдуллах ибн Аби Бакр ибн Анас рассказывал: “Когда Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) упустил праздничную молитву, он повелел своему вольноотпущеннику Ибн Аби ‘Утбе приготовить место для молитвы, затем собрал членов своей семьи, и совершил вместе с ними праздничную молитву подобно той, которую совершают жители городов с такбирами”. аль-Бухари 1/241, ‘Абду-р-Раззакъ 5855, Ибн Аби Шейба 5982, аль-Байхакъи 3/305. Достоверность этого сообщения подтвердили имам аль-Бухари, хафиз Бадруддин аль-‘Айни и шейх Закария аль-Бакистани. См. “Сахих аль-Бухари” 1/241, “Нухаб аль-афкар” 16/454, “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” 1/513.
Перечислив различные мнения по данному вопросу, имам Ибн аль-Мунзир заключил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) установил праздничную молитву в два рака’ата. И каждый, кто совершает молитву аль-‘Ид должен совершать её именно так, как узаконил это Пророк (мир ему и благословение Аллаха)! И не дозволено увеличивать количество рака’атов тому, кто пропустил молитву аль-‘Ид без довода на это”. См. “аль-Аусат” 4/335.
Также и имам Ибн Батталь сказал, перечислив различные мнения по данному вопросу: “Самым правильным из мнений является то, что праздничную молитву следует совершать именно так, как узаконил её Посланник Аллаха (в два рака’ата). И это то, на что указал аль-Бухари”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 2/573.
И это мнение также выбрал шейх аль-Альбани. Когда его спросили: «Каким образом следует совершать праздничную молитву тому, кто её упустил?», он ответил: “Правильным является то, что её возмещают в таком же виде, в каком она была упущена. Это шариатское правило извлекается из некоторых отдельных положений пророческой Сунны, что молитва возмещается в таком виде, каком она была упущена. Праздничая молитва состоит из двух рака’атов, и тот, кто её упустил по шариатской причине, совершает её в два рака’ата, как это делает имам. А что касается совершения этой молитвы в четыре дополнительных рака’ата, то мы не нашли в Сунне того, что подтверждало бы это”. Сл. “Сильсилятуль-худа уа-ннур” № 376.
Что же касается асаров от ‘Али и Ибн Мас’уда (да будет доволен ими Аллах), в которых они говорили о совершении молитвы аль-‘Ид упустившим её или имевшим причину для непосещения общей молитвы на молебном месте в четыре рака’ата, то это мнение было бы необходимым принять в том случае, если бы сподвижники были единогласны по данному вопросу. Однако как уже упоминалось, Анас совершал её не в четыре, а именно в два рака’ата. А общеизвестно, что в случае разногласий между учёными и даже сподвижниками, необходимо вернуться к доводам Корана и Сунны, а в Сунне нет указаний на то, что упустивший праздничную молитву или не совершивший её по уважительной причине с общиной, должен был бы совершать её в четыре рака’ата.
Исходя из всего сказанного, следует, что молитву двух праздников лучше совершать в два рака’ата, как это установил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и как он сам её совершал. И данное положение касается всех, как совершающих эту молитву с общиной мусульман и имамом, так и совершающих её дома по причине возмещения и т.п.
Но в любом случае, в этом вопросе есть приемлемое разногласие среди саляфов и даже сподвижников, и кто бы ни последовал какому-то из упомянутых мнений, не заслуживает за это упрёка и порицания.

Время праздничной молитвы
Что касается начала времени праздничной молитвы, то оно начинается с того момента, когда солнце восходит над горизонтом на высоту копья. А копьё у арабов достигало двенадцати пядей. См. “Лисан аль-‘араб” 3/373.
В современном же понимании это примерно спустя пятнадцать минут после восхода солнца, как пояснял данное положение шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Шарх аль-мумти’» 5/118.
То есть, время начала праздничной молитвы наступает с того времени, как после восхода солнца пройдёт период, порицаемый для дополнительных молитв. И праздничную молитву нельзя совершать раньше этого времени. Имам аш-Шафи’и говорил: “Если праздничная молитва была совершена до наступления её времени, то ее следует возобновить”. См. “аль-Умм” 1/386.
И в этом вопросе учёные единогласны. Имам Ибн Батталь сказал: “Единогласны факъихи в том, что праздничную молитву не совершают до восхода солнца, как и не совершают её и во время восхода. А если солнце взойдёт и станет сиять, а время для добровольных молитв станет дозволенным, то это и является временем наступления праздничной молитвы”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 2/560.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Праздничную молитву нельзя совершать раньше восхода солнца по единодушному мнению”. См. “Фатхуль-Бари” 6/103.
Что же касается завершения времени праздничной молитвы, то её время длится до полудня, когда солнце достигает зенита, незадолго до начала наступления обеденной молитвы. И среди учёных нет разногласий в том, что полдень – это конец времени праздничной молитвы.
Имам Ибн Хазм сказал: “Учёные единогласны в том, что с момента, когда солнце засияло и вплоть до полудня – это время праздничной молитвы”. См. «Маратиб аль-иджма’» 32.
Сказал аль-Хатыб аш-Ширбини: “Что касается того, что конец времени праздничной молитвы – это полдень, то учёные единодушны в этом”. См. “Мугъни аль-мухтадж” 1/310.
И если упустивший праздничную молитву или же совершающий её в своём доме по причине эпидемий или войн, совершает эту молитву в промежутке между восходом солнца на высоту копья и до полудня, то его праздничная молитва засчитывается.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Те учёные, которые сказали, что праздничая молитва упущенная за имамом может возмещаться, они не разногласили в том, что она возмещается, пока не вышло её время. Если же время молитвы аль-‘Ид вышло, то следует ли её возмещать? Малик говорил: «Не возмещается». От аш-Шафи’и по этому вопросу два мнения. А у нас (ханбалитов) распространённым является мнение, что её возмещают”. См. “Фатхуль-Бари” 9/80.
Однако следует знать, что наилучшее время для праздничной молитвы – это её начальное время. Язид ибн Хумайр рассказывал: “Однажды ‘Абдуллах ибн Буср (да будет доволен им Аллах) – сподвижник Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), вышел вместе с людьми на праздничную молитву в день праздника Разговения или Жертвоприношения, и он выразил порицание тому, что имам задержался, сказав: «Поистине, в это время мы уже завершали (молитву). И это было во время начала молитвы Тасбих (Духа)»”. Абу Дауд 1135, Ибн Маджах 1317. Хафизы ан-Науауи, Ибн Касир, Ибн Хаджар, аш-Шаукани, аль-Альбани, Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Хуляса” 2/826, “Иршад аль-факъих” 1/203, “ат-Тагъликъ” 2/376, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1135, “ас-Сахих аль-муснад” 550.
Также следует отметить, что большинство учёных считало, что молитву Разговения следует немного оттянуть, а молитву Жертвоприношения начать пораньше. См. “Нихая аль-мухтадж” 2/396, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/171.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Мудрость оттягивания молитвы Разговения в том, чтобы мусульмане спокойно успели выплатить беднякам закят аль-Фитр. А смысл спешки в совершении молитвы Жертвоприношения в том, чтобы люди приступили пораньше к закалыванию животных и могли поскорее отведать мясо своего жертвоприношения”. См. “Фатхуль-Бари” 8/461.

Произносится ли проповедь (хутба) в упущенной праздничной молитве?
Что касается произнесения проповеди после праздничной молитвы (аль-‘Ид) теми, кто упустил её или совершает дома из-за прочих положений, то учёные говорили о том, что этого не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, в асарах от саляфов приходит указание на то, что проповедь не произносится теми, кто упустил праздничную молитву, как это передаётся от Ибн Аби Лейли и других саляфов.
Во-вторых, праздничная проповедь – это общий религиозный обряд, который узаконено совершать с общиной мусульман подобно пятничной проповеди. И нет нужды произносить её тем, кто по какой-либо веской причине совершает праздничную молитву дома со своей семьёй. Къады ас-Субки, упомянув о запрете находящимся в тюрьмах совершать пятничную молитву, несмотря на то, что их количество достигает сорока человек, сказал: “Что же касается праздничной молитвы (аль-‘Ид), то желательно им её совершать. А что касается произнесения проповеди для неё, то в желательности этого есть сомнение, исходя из того, что я говорил об открытом проявлении религиозных обрядов”. См. “Фатауа ас-Субки” 1/171.
В-третьих, произнесение проповеди теми, кто семьями или малыми группами совершает по уважительной причине праздничную молитву, учёные порицали и по той причине, что это может повлечь смуту и раскол в рядах мусульман. Хафиз Ибн Раджаб, упомянув мнения о том, что пропущенная молитва аль-‘Ид возмещается, сказал: “Однако нет у такой молитвы проповеди подобно той, что произносит имам, ибо в этом посягательство на его право, а также раскол единства мусульман”. См. “Фатхуль-Бари” 9/79.
Учёные Постоянного комитета говорили: “Кто упустил праздничную молитву и желает её возместить, тот совершает её так, как она совершается изначально, но без хутбы после неё. И это говорили имам Малик, аш-Шафи’и, Ахмад, ан-Наха’и, и другие учёные.
И основа в этом вопросе хадис:
«Когда будете идти на молитву, то делайте это спокойно и с достоинством. И то, что вы застали – молитесь, а что упустили – возместите».
А также то, что передаётся от Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда он упустил праздничную молитву с имамом, он собрал членов своей семьи и слуг, после чего ‘Абдуллах ибн Аби ‘Утба совершил с ними два рака’ата, произнося в них такбиры.
А если кто-то пришёл на праздничную молитву, когда имам даёт хутбу (после завершения молитвы аль-‘Ид), то пусть послушает хутбу, а затем возместит молитву аль-‘Ид, чтобы собрать два блага (за хутбу и молитву аль-‘Ид)”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 8/306.

Где именно следует совершать праздничную молитву упустившим её или не совершившим её по уважительной причине с общиной мусульман?
Следует отметить, что в соответствии с пророческой Сунной праздничная молитва совершается на открытой местности, специально отведённой для праздничных молитв, расположенной вблизи города или села. И это мнение всех имамов четырёх мазхабов. Абу Са’ид аль-Худри рассказывал: “В день Разговения и в день Жертвоприношения Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда выходил к месту молитвы, и первое, с чего он начинал, была молитва, по завершении которой он вставал перед сидевшими рядами людьми для того, чтобы увещевать их и давать им свои наставления и веления”. аль-Бухари 956.
Имам Ибн аль-Хадж аль-Малики сказал: “Установленной Сунной является совершение двух праздничных молитв на отведенном для них месте. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Молитва, совершенная в моей мечети, лучше, чем тысяча молитв, совершенных в любом месте, кроме мечети заповедной (масджидуль-харам)», и, несмотря на это великое достоинство, он оставлял свою мечеть и выходил на место совершения праздничной молитвы”. См. “аль-Мадхаль” 2/283.
Имам аш-Шафи’и сказал: “До нас дошло, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил за пределы Медины для совершения молитвы двух праздников. Также поступали и после него, если только не препятствовал этому дождь или что-либо ещё”. См. “аль-Умм” 1/207.
Имам аль-Багъауи сказал: “Сунной является для имама выходить в день праздника к месту совершения праздничных молитв. Однако если есть причина, то можно их совершить и в мечети”. См. “Шарху-Ссунна” 4/294.
Но что касается упомянутых причин, то если уважаемый читатель прочитал всё сказанное внимательно, то он должен был обратить внимание на слова имамов и тот факт, что упустившие праздничную молитву или не совершившие её с общиной мусульман по какой-либо причине, могут совершить её в любом месте. Они могут совершить её дома, в мечети, на месте проведения праздничной молитвы, и т.п. Имам Ибн Къудама говорил: “Тот, кто желает возместить молитву ‘Ид, то он совершает её так, как пожелает – хочет, делает её один, а хочет, делает её с джама’атом. Когда имама Ахмада спросили: «Где следует ему (упустившему ‘Ид) молиться?» Он ответил: «Где пожелает, хочет на месте проведения праздничной молитвы, или где пожелает»”. См. “аль-Мугъни” 2/290.

Читается ли вслух упущенная праздничная молитва подобно тому, как её читает имам?
Спросили шейха ‘Абдуль-‘Азиза ар-Раджихи: «Если я упустил молитву аль-‘Ид и стал её совершать джама’атом с братьями, то мне читать её вслух?»
Шейх ответил: “Совершай эту молитву, читая вслух, как она и совершается”. См. “Фатауа аль-мутанаууи’а” № 22.

Произносит ли такбиры праздничной молитвы тот, кто упустил её или совершает её дома по упомянутым причинам?
На этот счёт имамы также высказывали различные мнения. Однако всё же следует произносить такбиры во время праздничной молитвы исходя из того, что было упомянуто, что праздничая и любая иная молитва, восполняется и совершается в таком же виде, в каком она была узаконена изначально. И в версии асара от Анаса, которую привёл имам аль-Бухари, ясно говорится о том, что они произносили такбиры: “Повелел Анас ибн Малик их вольноотпущеннику Ибн Аби ‘Утбе в местности аз-Зауия (совершить пропущенную молитву аль-‘Ид), собрав членов своей семьи и сыновей, совершая эту молитву так же, как совершают её жители города, произнося при этом такбиры”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/241.
И об этом говорили Хаммад и ‘Ата: “Человек совершает молитву сам так же, как её совершает имам, и произносит при этом такбиры”. Ибн Аби Шейба 2/184.
И имам Малик сказал: “Если упустивший аль-‘Ид совершит её на месте проведения молитвы или у себя дома, то я не вижу в этом проблем. Пусть произносит семь такбиров в первом рака’ате до чтения суры и во втором рака’ате пять такбиров до чтения”. См. “аль-Мууатта” 1/620.
И имам аш-Шафи’и сказал: “Мы говорим, что если кто-то будет возмещать молитву аль-‘Ид, то пусть делает её так, как делает имам, произнося семь такбиров в первом рака’ате, и пять во втором, до чтения Корана”. См. “Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар” 5/103.

Количество такбиров, произносимых в праздничной молитве
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В молитве Разговения такбиров (в первом рак‘ате) – семь, а во втором – пять, и суры следует читать после них». Ахмад 2/180, Абу Дауд 1151, Ибн Маджах 1278.
Это самое достоверное, что передаётся о количестве такбиров в праздничной молитве. И о достоверности этого хадиса высказывались имамы Ибн аль-Мадини, Ахмад, аль-Бухари, ат-Тирмизи, аль-Хайсами, аль-Альбани и др. См. “ат-Тальхыс” 144, “Сахих Сунан Аби Дауд” 1946.
Также это усиливается хадисом ‘Аиши, которая рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил в молитве Разговения и Жертвоприношения в первом рак’ате семь такбиров, а во втором – пять”. Абу Дауд 1149, аль-Хаким 1/299. Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” 639.
Къасим Абу ‘Абду-р-Рахман говорил: “Некоторые сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мне рассказывали: «Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал с нами молитву в день ‘Ида, и произнес по четыре такбира»”. ат-Тахауи 4/245. Имам ат-Тахауи и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2997.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) о такбирах в праздничной молитве говорил: “Следует сначала произнести четыре такбира, а затем читать Коран. После чего следует произнести такбир и совершить поясной поклон. Во втором рак’ате следует сначала читать Коран, а затем после чтения произнести четыре такбира”. ‘Абду-р-Раззакъ 5687. Достоверность подтвердили имам Ибн Хазм и хафиз Ибн Хаджар. См. “ад-Дирая” 1/220.
А Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто желает, пусть произносит семь такбиров (в молитве ‘Ид), кто желает девять, одиннадцать или тринадцать такбиров”. ат-Тахауи 2/401. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Имам Ахмад говорил: “Сподвижники разногласили в количествах такбиров в праздничной молитве, но все эти виды дозволены”. См. «аль-Фуру’» 2/139.
То же самое говорил и шейх Ибн ‘Усаймин. См. «Шархуль-мумти’» 5/179.
Однако наилучшим вариантом является первый вид, в котором говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произносил в первом рака’ате семь такбиров, а во втором пять. Имам аль-Багъауи говорил: “Большинство учёных из числа сподвижников и их последователей считают, что в праздничной молитве в первом рака’ате семь такбиров, не считая такбира аль-Ихрам (произносимого при вхождении в молитву в самом начале), а во втором пять, не считая такбира, который произносится при вставании, и они произносятся до чтения сур. Это передается от Абу Бакра, ‘Умара и ‘Али, да будет доволен ими Аллах”. См. “Шарх ас-Сунна” 4/309.

Такбиры в праздничной молитве не являются условием действительности этой молитвы
Если имам не произнёс такбиров в праздничной молитве, будь то сознательно или по забывчивости, то это не нарушает молитву. Имам Ибн Къудама говорил: “Я не знаю в этом вопросе разногласий”. То есть, что оставление такбиров не нарушает молитву.
Более того, среди ученых есть разногласие, следует ли совершать земные поклоны о невнимательности (саджда саху) в случае если имам забыл произнести такбиры в праздничной молитве. Одни считали, что этого не следует делать, а другие говорили, что следует совершить земные поклоны о невнимательности. См. «аль-Фуру’» 2/140, “ад-Дураруль-мудыя” 1/196.
Однако тому, кто забыл произнести такбиры праздничной молитвы, лучше совершить земные поклоны о невнимательности.

Что можно произносить между такбирами?
Не передаётся ничего от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он между произношением такбиров говорил что-либо. Однако сообщается, что Ибн Мас’уд о такбирах в праздничной молитве говорил: “Между каждыми двумя такбирами произносится восхваление и прославление Всевышнего Аллаха”. (альхамду ли-Ллях, субхана-Ллах). аль-Байхакъи 3/291. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахауи и шейх аль-Альбани.

Следует ли поднимать руки с произнесением такбиров?
Что касается поднятия рук в праздничных молитвах (Разговения и Жертвоприношения), во время произнесения каждого такбира, то на это не существует никаких указаний от Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: “Что касается поднятия рук с произнесением каждого такбира в праздничной молитве, то нет ничего достоверного на этот счёт от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 4/11.
Что же касается сообщений, в которых сказано, что ‘Умар поднимал руки с произнесением каждого такбира, как в молитве джаназа, так и праздничной молитве, то хафиз аль-Байхакъи, который приводит это сообщение, сказал: “Его иснад прерванный”. См. “Сунан аль-кубра” 2/293.
Также некоторые имамы говорили, что при произнесении этих такбиров руки поднимал Ибн ‘Умар. Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Несмотря на то, что Ибн ‘Умар в точности подражал Пророку (мир ему и благословение Аллаха), он всё же поднимал руки при такбирах”. См. “Задуль-ма’ад” 1/441.
Однако шейх аль-Альбани говорил: “Что касается этого сообщения от Ибн ‘Умара, то я пока его не нашёл”. См. “Тамамуль-минна” 349.
Имам Малик говорил: “Не поднимаются руки при произнесении такбиров в молитве двух праздниках, кроме как с первым такбиром (аль-ихрам)”. См. “аль-Мудаууана” 1/169.
Однако также от Малика передаётся, что, несмотря на отсутствие указания поднимать руки с произнесением такбиров, он дозволял это делать. Аль-Уалид ибн Муслим рассказывал: “Я спросил Малика про поднятие рук (при произнесении такбиров во время праздничной молитвы), и он сказал: «Да, поднимай руки с каждым такбиром, но я относительно этого ничего не слышал”. См. “Ахкам аль-‘Идейн” 137.
Такие имамы, как ‘Ата, аль-Ауза’и, Абу Ханифа, Мухаммад аш-Шейбани, Ахмад, Дауд аз-Захири, Ибн аль-Мунзир, а также Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин считали, что желательно поднимать руки с каждым такбиром исходя из того, что на это указывают общие хадисы, а также потому что поднятие рук во время такбиров молитвы-джаназа достоверно установлено от некоторых сподвижников. А ранние имамы не разделяли в этом между такбирами молитвы джаназа и такбирами праздничной молитвы. К тому же ‘Ата ибн Аби Рабах поднимал руки при этих такбирах, а он из числа признанных таби’инов и учеников сподвижников. См. «аль-Аусат» 4/281, «аль-Мугъни» 2/381, «аль-Маджму’» 5/26, «ад-Дин аль-халис» 4/337, «Шарх аль-мумти’» 5/177.
Что же касается Ибн Аби Лейли, Суфьяна ас-Саури, Малика, Абу Юсуфа, а также аш-Шаукани и аль-Альбани, то они считали, что руки не следует поднимать во время этих такбиров, однако при этом Малик не видел в их поднятии ничего плохого, хоть и считал, что лучше этого не делать, как об этом уже упоминалось. Они опирались на то, что нет по данной теме ни одного достоверного пророческого указания, как и нет никаких сообщений от сподвижников. См. «аль-Аусат» 4/281, «аль-Маджму’» 5/26, «Фатх аль-Къадир» 1/427, «Нейль аль-аутар» 5/55, «Тамамуль-минна» 348.
Одним словом, вопрос неоднозначный и нет нужды в нём проявлять категоричность. Кто считает, что лучше все же этого не делать из-за отсутствия ясных доводов в пользу желательности этого поступка, тот не заслуживает никакого упрёка. Как и тот, кто последует большинству имамов и будет поднимать руки с этими такбирами, не заслуживает никакого упрёка.

Некоторые вопросы, связанные с такбирами праздничной молитвы
Хафиз ан-Науауи сказал: “Что касается не имама (т.е. позади стоящих за имамом), то для них Сунной является произнесение этих такбиров про себя”. См. «аль-Маджму’» 3/295.
Имам Ибн Муфлих сказал: “Если имам сомневается в количестве произнесенных такбиров, пусть опирается на меньшее (т.е. в котором уверен)”. См. «аль-Мубди’» 2/185.

Что следует читать в праздничной молитве
Сообщается, что как-то ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил Абу Уакъида ал-Лейси (да будет доволен ими Аллах) о том, что читал Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) в молитве Разговения и Жертвоприношения, и он сказал: “Он читал суру: «Каф. Клянусь славным Кораном» (Сура «Къаф») и «Приблизился Час, и раскололся месяц» (Сура «аль-Къамар»)” Муслим 1477.
Ну’ман ибн Башир рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в праздничных и пятничных молитвах читал: «Славь имя Господа твоего Всевышнего» (Сура «аль-А’ля»)и «Дошёл ли до тебя рассказ о Покрывающем?» (Сура «аль-Гъашия»)”. Муслим 1452.
Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Имам имеет право выбора, и если желает, то читает в молитве двух праздников суры «Къаф» и «Приблизился Час», или же суры «Славь имя Господа своего» и «Дошёл ли до тебя рассказ». Но если имам прочитает суру «аль-Фатиха» и любую иную суру помимо упомянутых, то это будет достаточным”. См. “аль-Аусат” 4/284.

Есть ли у праздничной молитвы азан или икъама?
У праздничных молитв нет ни азана, ни икъама, ни вообще какого-либо призыва.
От Джабира ибн ‘Абдуллаха, Джабира ибн Самуры и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передаётся: “Нет азана у праздничной молитвы ни до выхода имама, ни после. Нет ни азана, ни икъамы, ни какого-либо призыва”. аль-Бухари 959, 960, Муслим 885, 886, 887.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Учёные сошлись на том, что азан и икъама для молитвы двух праздников являются нововведением”. См. “Фатхуль-Бари” 8/447.

Совершается ли добровольная молитва до или после праздничной молитвы?
Не передаётся ничего достоверного от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершал что-либо до или после праздничной молитвы. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву Разговения и не совершал ни до, ни после неё никаких молитв”. аль-Бухари 945, 1364, Муслим 884.
Имам Ахмад сказал: “Нет никакой установленной молитвы ни до, ни после праздничной молитвы”. См. “Масаиль аль-имам Ахмад” 469.
Таким образом, мы видим, что те люди, которые придя на праздничную молитву к месту её совершения, прежде чем сесть совершают какие-то два рака’ата, тем самым противоречат Сунне.
Однако исключением является совершение праздничной молитвы в мечети, поскольку у мечети есть определенная молитва, о которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из вас зашел в мечеть, то пусть не садится до тех пор, пока не совершит два рак’ата» аль-Бухари 444, Муслим 714.
Что же касается хадиса от Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал до праздничной молитвы никакой молитвы, но когда он возвращался к себе домой, то совершал два рака’ата”. Ибн Маджах 1293, Ибн Хузайма 1469, аль-Хаким 1103.
Учёные разногласили относительно достоверности этого хадиса из-за передатчика по имени Ибн ‘Акъиль. К тому же группа учёных сказала, что данный хадис противоречит упомянутым однозначно достоверным хадисам, в которых ясно сказано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал никаких молитв ни до, ни после праздничных молитв.
Группа других учёных, в числе которых аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин, аль-Бусыри, Ибн Хаджар, аль-Мубаракфури, аль-Альбани, посчитала иснад этого хадиса хорошим (хасан). См. “аль-Бадр аль-мунир” 5/69, “аз-Зауаид” 2/80, “ад-Дирая” 1/219, “Тухфатуль-ахуази” 2/440, “Ируа аль-гъалиль” 3/100.
И объединив предыдущие хадисы с этим, Ибн Хаджар и ас-Сан’ани сказали, что в первых хадисах речь идёт непосредственно о месте совершения праздничной молитвы, поскольку именно там Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не совершал никаких молитв ни до, ни после, а в хадисе от Абу Са’ида речь идёт о совершении молитвы в два рака’ата после праздничной непосредственно у себя дома. См. “ат-Тальхис” 144, “Субулю-с-Салям” 2/123.

Заключение
Исходя из того, что было приведено, нам становится ясно, что если человек упустил молитву двух праздников аль-‘Ид с имамом и общиной мусульман, или он заболел и не смог отправиться на молитву, или же в его городе эта молитва вовсе не совершается из-за отсутствия общины мусульман, или же по каким-либо глобальным причинам как война, эпидемия и т.п., то он вправе совершить эту молитву сам. Более того, это даже желательно, но не обязательно.
Он может совершить праздничную молитву, как в одиночку, так и с членами семьи или иными мусульманами; может совершить её как у себя дома, так и в любом ином месте.
Он совершает её так же, как совершает её имам с общиной мусульман в два рака’ата, с такбирами, читая Коран вслух.
И это то, на что указывают слова и поступки сподвижников, саляфов из числа таби’инов и большинства имамов.

И в заключение, хвала Аллаху – господу миров!
Ответить