Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан?!

Ответить
Abu Марьям
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 12 сен 2014, 10:03
Откуда: Tatarstan

Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан?!

Сообщение Abu Марьям »

Ас саляму 'алейкум ва рахматуЛлах!
Как следует совершать пятничную молитву тем, кто во время работы находится на дежурстве? Например, пожарный, скорая помощь, или дежурный на обеспечении электроэнергией, отоплением, т.е уход из дежурства может повлечь опасность.
Еще следует учитывать, что мечеть далеко от места работы, азана не слышно вообще.
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан?!

Сообщение abu__maryam »

уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллахи уа баракатуху.

Говорит аль-Ляджна ад-Даима:
"Основа, состоит в том, что пятничная молитва является обязанностью каждого мусульманина. Потому что Всевышний Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». Так же, приводится в сборниках имама Муслима и Ахмада, от Ибн Мас`уда (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о тех людях, которые не приходят на пятничные молитвы: «Хотел приказать человеку, что бы он совершил молитву с людьми, а самому сжечь дома тех, кто сидя в своих домах, не присутствуют на пятничных молитвах.». Так же, передал имам Муслим хадис от Абу Хурейры и ибн `Умара (да будет доволен им Аллах), что они слышали как посланник Аллах (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа беспечных» и единогласное мнение всех учёных говорит о том, что пятничная молитва является долгом каждого мусульманина.
Однако, если имеется шариатское оправдание у того, кто в основе обязан посещать пятничную молитву, как тот, на кого возложена прямая ответственность в том, что связано с безопасностью в обществе и сохранении её благ, и требуется от него не покидать работу во время пятничной молитвы, как положение полицейских, гаишников, управляющих за телефонными и без проводными сетями и им подобных, на которых выпало дежурство во время последнего призыва к пятничной молитве или во время призыва на коллективную молитву, то такие люди и им подобные, будут оправданы, если пропустят пятничную или коллективную молитву исходя из общих слов Всевышнего Аллаха: «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей», так же из слов посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «То, что я запретил вам, то сторонитесь этого, если же приказал вам что-либо, то выполняйте это по мере возможности». Потому что они, имеют не меньше оправдания, чем те, кто боятся за себя или своё имущество и т. д, о которых сказали учёные, что они оправданы, если оставят пятничную или коллективную молитву, если имеется причина (оправдание) для пропуска. Однако, с них не спадывает обязательность обеденной молитвы «Зухр», они должны совершить её в своё время и если будет возможность совершить её коллективом, то они должны будут это сделать, так же как и остальные пять обязательств.
И только от Аллаха вся помощь, и да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех сподвижников.
"
-Ибн Баз
-`Абдур-Раззакъ `Афифи
-`Абду-Ллах аль-Гъудаян
-`Абду-Ллах ибн Къу`уд.

http://www.alifta.net/fatawa/fatawaDeta ... guagename=
Это фатуа Ляджны было отправлено шейху Салиму ат-Тауилю и он был спрошен, входит ли под:
в том, что связано с безопасностью в обществе и сохранении её благ
пожарник, скорая помощь, дежурный на обеспечении электроэнергией, отоплением и на него выпало дежурство? И шейх ответил что да он входит под это.

Потом, надо узнать, тот кто находится на подобных работах и живёт в странах СНГ, где мечетей на так и много, слышит ли он азан (чистым голосом без микрофона)?
Если ближайшая мечеть от его работы находится далеко, что он не слышит азана, то Джум`а для него не является уаджибом (обязательной). Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан». Абу Дауд 1056, аль-Албани назвал хадис хорошим. См. аль-Ируа 3/48 и Сахих аль-Джами` 3/84.
И как сказал шейх аль-Албани, что понимается с этого хадиса, что тот, кто не слышал азана, то пятничная молитва не является для него обязательной. Спросил шейха один из присутствующих: "А если я не слышу азана, но у меня есть машина и я могу добраться до мечети"? Ответил шейх: "Не является джума обязательной, если ты не слышишь азана, даже если у тебя есть машина".
http://islamancient.com/play.php?catsmktba=211399

Так же говорит шейх ибн Баз, что если не слышишь азана, то джума не является уаджибом:
Аватара пользователя
Abu Maryam
Сообщения: 118
Зарегистрирован: 04 сен 2008, 08:57
Откуда: Ульяновск

Re:

Сообщение Abu Maryam »

ДжазакумуЛлаху хайра!
Ibn Rajab
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Re:

Сообщение Ibn Rajab »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатуху. Ахи небольшое замечание к этим словам:
Потом, надо узнать, тот кто находится на подобных работах и живёт в странах СНГ, где мечетей на так и много, слышит ли он азан (чистым голосом без микрофона)?
Если ближайшая мечеть от его работы находится далеко, что он не слышит азана, то Джум`а для него не является уаджибом (обязательной). Сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан». Абу Дауд 1056, аль-Албани назвал хадис хорошим. См. аль-Ируа 3/48 и Сахих аль-Джами` 3/84.
И как сказал шейх аль-Албани, что понимается с этого хадиса, что тот, кто не слышал азана, то пятничная молитва не является для него обязательной. Спросил шейха один из присутствующих: "А если я не слышу азана, но у меня есть машина и я могу добраться до мечети"? Ответил шейх: "Не является джума обязательной если ты не слышишь азана, даже если у тебя машина."
http://islamancient.com/play.php?catsmktba=211399
Так же говорит шейх ибн Баз, что если не слышишь азана, то джума не является уаджибом:
Такое понимание этого хадиса противоречит пониманию ранних ученых и имамов, так как они обязывали приходить на пятничную молитву всех жителей города. Сказал Ибн Кудама в "аль-Мугни" (т.3 с.244): "Молитва джум'а обязательна тому, кто находится (живет) на расстоянии не более одного фарсаха (около 5км) от мечети, и это касается жителей за городом, а что касается жителей города, то всем им обязательна молитва джум'а, близко они находятся или далеко. Сказал Ахмад: Жители города обязательно им приходить на нее, слышали они азан или нет. И это потому, что город был построен для выполнения пятничной молитвы, и нет разницы в нем между далеким и близким жителем. И это мнение ханафитов и подобно этому сказал Аш-Шафии".
Сказал Шамс аль-Хакк аль-Азым Абади в "Аун аль-Мабуд шарх Сунан Аби Дауд" в разъяснении хадиса, который ты привел: "Джум'а обязательна на каждем, кто услышал азан" или потенциально может услышать его, и не имеется ввиду, что джум'а не обязательна тому, кто не слышал азан, даже если он находится в городе, в котором проводится джум'а, или за городом. Так как Аллах сказал:О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. И Аллах приказал устремляться когда будет дан азан, и не связал это со слышанием его, и это внешний смысл аята (или это является предпочтительным). Сказал Хафиз Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари": Мнение, к которому склонилось большинство, что джум'а обязательна тому, кто услышал азан или потенциально может услышать его, независимо находится он в городе или за городом. И передал Хафиз аль-Иракы в шархе Сунана Ат-Тирмизи от аш-Шафии, Малика и Ахмада, что они обязывают посещением джум'а всех жителей города даже если они не слышат азан".
Советую всем братьям в первую очередь возвращаться к словам ранних ученых и имамов в любых вопросах, говорю это не умаляя достоинства поздних и современных из них. Слова шейха Ибн База не совсем понятны, так как приведены не сначала и без вопроса.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Ibn Rajab писал(а):Такое понимание этого хадиса противоречит пониманию ранних ученых и имамов, так как они обязывали приходить на пятничную молитву всех жителей города
Ты не прав брат в своем утверждении.
Ты так сказал, словно это какое-то мнение шазз, появившееся среди современников, тогда как раньше якобы имамы о нем и не знали.
И передал Хафиз аль-Иракы в шархе Сунана Ат-Тирмизи от аш-Шафии, Малика и Ахмада, что они обязывают посещением джум'а всех жителей города даже если они не слышат азан.
И тут не все так однозначно, в частности относительно мнения аш-Шафи’и и Ахмада, потому что имам ат-Тирмизи, живший задолго до аль-Иракъи передал совсем обратное от них. Он сказал: “Ученые разошлись в вопросе, для кого именно является обязательным совершение пятничной молитвы. Некоторые сказали, что джуму’а обязательно для того, кто к ночи сможет вернуться к семье (после завершения джуму’а). Другие сказали, что джуму’а не обязательна кроме как для того, кто слышал призыв (азан). И это мнение аш-Шафи’и, Ахмада и Исхакъа (Ибн Рахауайха)”. См. “ас-Сунан ат-Тирмизи” 501.
И от имама Малика также передается обратное мнение. Так, маликитский имам Къады Ибн аль-‘Араби сказал: “Люди разошлись в отношении расстояния, при котором пятничная молитва становится обязательной. Сказал Абу Ханифа: «Не обязательна джуму’а для того, кто живет за пределами города». Сказали Малик и аш-Шафи’и: «Она обязательна для того, кто слышит азан». Однако Малик установил для этого расстояние в три мили”. См. “Аридатуль-ахуази” 2/244.
Вот еще слова имама, жившего за 150 лет до Ибн Къудамы, которого ты цитировал:
Имам аш-Ширази сказал: “Не является обязательным совершение пятничной молитвы для того, кто проживает в таком месте, где не слышно азана в городе или деревне, где проводится пятничная молитва. И на это указывает то, что передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)». А слышимость азана принимается в расчет тогда, когда муаззин встанет на краю города, когда голоса будут тихими и ветер спокойным, и станет призывать. И тот, кто слышит его, тому обязательно явиться на пятничную молитву, а кто не слышит, то нет”. См. “аль-Мухаззаб” 1/205.
Советую всем братьям в первую очередь возвращаться к словам ранних ученых и имамов в любых вопросах, говорю это не умаляя достоинства поздних и современных из них.
Барака-Ллаху фик, это прекрасный совет.
Но и ты ахы, не торопись впредь с однозначными выводами, не разобравшись в том или ином вопросе до конца)
abu__maryam
Сообщения: 496
Зарегистрирован: 18 дек 2011, 23:06

Re:

Сообщение abu__maryam »

Джазакуму-Ллаху хейран братья.
Ibn Rajab писал(а): Слова шейха Ибн База не совсем понятны, так как приведены не сначала и без вопроса.
Слова шейха ибн База очень даже понятны, приведены с начала и с вопросом).
Запись начинается так:
Говорит спрашивающий: Хорошо, а что насчёт пятничной молитвы для него?
(؟طيب صلاة الجمعة بالنسبة له)
Отвечает шейх:" Точно так же. Если он не слышит азан по причине того, что расстояние (между ним и мечетью) большое и он не слышит азан, то на нём нет Джум`а."
Потом спрашивающий задал другой вопрос, о тех, кто специально выезжает в пятницу.
А так, есть и другие слова ибн База, где он так же обуславливает обязательность приход на Джума именно со слышанием азана. Вот на его сайте:
http://www.binbaz.org.sa/mat/16390 (спадывает джума с того, кто не слышит азан)
Так же:
http://www.binbaz.org.sa/mat/16360

Так же шейх Мухаммад Али Фаркус говорит в своём фатуа, после того как привёл хадис посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Кто услышал призыв (азан) и не ответил ему, то нет ему намаза, кроме как по уважительной причине". С другой стороны, понимается с этого хадиса, что условием обязательности джум`а и джама`а (коллективный намаз) является слышание азана. И это понимание подкрепляется тем, что достоверно пришло от посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): " Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан". Джум`а является обязательной для того, кто проживает в городе, посёлке или за их пределами, если услышит азан. И это исходя из выше приведённого хадиса. И под это попадает положение спрашивающего. Так сказали Шафи`иты и те, кто согласился с ними.."
http://ferkous.com/site/rep/Bd25.php

Точно так же и говорит Мухаддис `абдуль-Мухсин аль-`Аббад в своём шархе на сунан Абу Дауд:
والمسافر إذا كان سائراً فإنه لا تجب عليه الجمعة، ولكنه إذا حضر وصلى أجزأته، وإذا كان في البلد مقيماً فإن حكمه حكم المقيمين إذا سمع النداء فعليه أن يشهد الصلاة، ولا يجلس في بيته وهو مستقر مقيم، أما المسافر السائر فلا تلزمه الجمعة، ولكن إذا كان هناك مسجد في الطريق ونزل وصلى فيه فلا شك في أن ذلك خير.
"Если человек (путник) остановился и проживает в городе, то его хукм такой же, как и жителей этого города. Если услышит азан, то должен отправиться на (пятничную) молитву".
Ibn Rajab
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Re:

Сообщение Ibn Rajab »

Ассаляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатуху ахи. Проблема в том, что ты не правильно понял слова ученых и имамов в этом вопросе. Все из них, кто определил какое-то расстояние или слышание азана для обязательности джума имели ввиду людей, находящихся за городом.
И передача Ат-Тирмизи от Ахмада и Аш-Шафии обобщенная, из которой можно понять то, что ты понял, но если вернуться к словам этих же имамов и ученых их мазхабов ты увидишь, что они имели ввиду тех, кто за городом. То же самое со словами Малика. И поэтому они приводят это в противоречие мнению Абу Ханифы, который обязал приходить на джума только жителей самого города. И ты допустил ошибку в переводе слов аш-Ширази из-за этого понимания. Его слова переводятся так: “Не является обязательным совершение пятничной молитвы для того, кто проживает в таком месте, где не слышно азана из города или деревни, где проводится пятничная молитва. И на это указывает то, что передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)». А слышимость азана принимается в расчет тогда, когда муаззин встанет на краю города, когда голоса будут тихими и ветер спокойным, и станет призывать. И тот, кто слышит его, тому обязательно явиться на пятничную молитву, а кто не слышит, то нет”. См. “аль-Мухаззаб” 1/205. Поэтому он и поставил условием слышимости, чтобы муаззин был на краю города, так как это касается живущих за его пределами, а не его жителей, тогда муаззин должен был бы быть в центре города или в мечети а не на краю. Ахи нету сейчас времени приводить все со слов ученых, ты и сам можешь все это найти и подробнее изучить посмотрев в том числе в книги по фикху каждого мазхаба. Поэтому сделай это, и не спеши с выводами. Барака Аллаху фика.

Говорит спрашивающий: Хорошо, а что насчёт пятничной молитвы для него? - В том то и дело, что положение того, про кого спрашивают не известно, в этом и есть не ясность, где он находится, за городом или внутри.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Т.е. ахы, ты желаешь сказать, что если мусульманин проживает в городе, в котором совершается молитва джуму'а, то ему уаджиб пойти на нее, даже если он не слышит азана и даже если ему до мечети этой к примеру 40 км, как это может быть в больших городах?
Далее, если это именно так, то не хочешь ли ты сказать, что современные ученые пошли в противоречие ранним, сказав то, что никто до них не говорил? И в таком случае получается что хадис: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв» не имеет смысла.
Ibn Rajab писал(а):Ахи нету сейчас времени приводить все со слов ученых, ты и сам можешь все это найти и подробнее изучить посмотрев в том числе в книги по фикху каждого мазхаба. Поэтому сделай это, и не спеши с выводами. Барака Аллаху фика.
Ну мы не торопимся, когда будет время дай ахы нам иджма' ранних имамов на это понимание и вопрос закрыт ин ша-Аллах. Если же у современных ученых есть в этом вопросе есть имам, то с твоей стороны не получится ли, что это ты поторопился с выводами?
Уа фика барака-Ллах.
Ibn Rajab писал(а):В том то и дело, что положение того, про кого спрашивают не известно, в этом и есть не ясность, где он находится, за городом или внутри.
Это брат не важно в данном фатуа, потому что будь это важным условием, то сам шейх сделал бы на это акцент и сказал бы: "Если он находится за пределами города..." и т.п.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Кстати, вот что удалось найти заглянув в несколько книг:
Имам аш-Шаукани сказал о хадисе: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв» : “Внешне он указывает на то, что джуму'а не является обязательной для того, кто не слышит призыв к ней, не зависимо от того, в городе он пребывает, в котором совершают молитву джуму'а, или же за пределами города”.
Затем аш-Шаукани сказал, что автор книги "аль-Бахр" заявил про иджма’, что слышание азана не берется в расчет, а потом сказал, процитировав его: “Да, если этот иджма’ достоверный, то он является доводом на то, что не берется в счет слышание азана тем, кто пребывает в месте, где совершается пятничная молитва”. См. “Найлюль-аутар” 6/235.
Этими словами он ставит под сомнение данный иджма’, а иначе не говорил бы обратного. Также этот иджма’ противоречит и тому, что передал хафиз Ибн Хаджар, приписавший это мнение большинству ученых, а не всем им. Он сказал: “То, к чему склонились большинство ученых – это то, что она (пятничная молитва) является обязательной для тех, кто слышал азан или в силе его услышать, независимо от того, внутри города они или за его пределами”. См. “Фатхуль-Бари” 3/169.
Ibn Rajab
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Re:

Сообщение Ibn Rajab »

Ассаляму алейкум уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
Т.е. ахы, ты желаешь сказать, что если мусульманин проживает в городе, в котором совершается молитва джуму'а, то ему уаджиб пойти на нее, даже если он не слышит азана и даже если ему до мечети этой к примеру 40 км, как это может быть в больших городах?
Да ахи именно это я хочу сказать. А ты хочешь сказать, что в старые времена в больших городах (типа Багдад и т.п. которые и называются амсар), где была обычно одна мечеть для джума (как об этом говорят факыхи) туда обязаны были приходить только жители которые слышали азан, т.е. жили не очень далеко от него?
Далее, если это именно так, то не хочешь ли ты сказать, что современные ученые пошли в противоречие ранним, сказав то, что никто до них не говорил?
Ахи то, что ты сказал здесь это не способ в диспуте о знании. Я могу много таких ильзамов придумать для тебя, например: Ты хочешь сказать, что один или два поздних ученых не могут ошибиться и неправильно понять хадис или сказать ошибочное мнение. Такие вещи приводят слепые мукаллиды ученых в ответ на доводы и слова саляфов. Во-вторых не надо обобщать говоря "современные ученые". Брат приводил только слова шейха Альбани и Ибн База, причем слова второго не совсем ясно о каком случае говорились (я это дальше разъясню). А например шейх Ибн Усеймин сказал так в аш-Шарх аль-Мумти' (т.5, стр.15): "... Не является обязательным на человеке молитва джума', который живет дальше чем фарсах от города. И это если он живет за городом, а если он живет в этом же городе то джума' ему обязательна, даже если между ним и мечетью не один фарсах".
И в таком случае получается что хадис: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв» не имеет смысла.
Как раз хадис имеет смысл и он ясен в понимании ранних ученых, и смысл хадиса следующий: тот, кто живет за городом, но слышит азан, обязан идти на джума', а тот кто не слышит не обязан.
Ну мы не торопимся, когда будет время дай ахы нам иджма' ранних имамов на это понимание и вопрос закрыт ин ша-Аллах. Если же у современных ученых есть в этом вопросе есть имам, то с твоей стороны не получится ли, что это ты поторопился с выводами? Уа фика барака-Ллах.
Хорошо ахы, отвечу на твою просьбу:
1. Сказал имам Ахмад: "Жители города обязательно им приходить на нее, слышали они азан или нет." (аль-Мугни т.3 с.244). И эти слова от самого имама разъясняют то общее, что передают от него некоторые ученые из обязательности посещать джума тем, кто слышит азан.
2. Сказал аш-Шафии: "Не является ясным для меня, что получает грех за оставление джума кто-то, кроме слышащего азан, и более близким является то, что жители города получают грех за оставление джума, даже если город большой". (ат-Тамхид Ибн АбдульБарра т.10, стр. 287, посмотри в это место, там Ибн АбдульБарр привел мнения ранних ученых по этому поводу).
3. Сказал Ан-Навави в аль-Маджму в объяснении вышеприведенного места из книги Аш-Ширази аль-Мухаззаб: "Сказал аш-Шафии и ученые его мазхаба, что если в городе имеются сорок человек в ком есть все условия обязательности джума, джума становится обязательным на всех кто в городе, даже если черты города будет в длинну несколько фарсахов, и не зависимо слышат ли они азан или нет. Это является единогласным мнением (вполне возможно что Ан-Навави имеет ввиду единогласие в мазхабе, но и этого нам достаточно).
4. Сказал Ибн Хубейра в аль-Ифсах с.111 в начале главы о молитве джума: "И они единогласны в обязательности молитвы джума на жителях городов. А затем разошлись во мнениях о том кто живет за городом и слышит азан." Как известно этот имам приводит в своей книге мнение только четырех имамов.
5. Сказал Ибн Рушд в Бидаятуль Муджтахид (т.1 стр. 142) разъясняя положение общей молитвы (джамаа): "... Посещение молитвы джума является обязательным для того, кто живет в городе, даже если он не слышал азан, и я не знаю в этом разногласий." И он приводит в своей книге мнения ученых не только четырех мазхабов как это известно. А также он разъяснил вопрос разногласия ученых в обязательности джума на том, кто живет за городом на стр. 165 и привел там мнения Малика о трех милях и другие. То есть он отнес все это не к жителю города.
Твои слова ахи:
Это брат не важно в данном фатуа, потому что будь это важным условием, то сам шейх сделал бы на это акцент и сказал бы: "Если он находится за пределами города..." и т.п.
Как ясно видно из записи шейху задавал вопросы какой-то человек разъяснивший свое положение, и запись начинается на одном из вопросов а не на первом, и поэтому шейх ответил на конкретный вопрос о человеке с конкретным положением, и шейх не должен был акцентировать внимание на чем-то особенном, так как отвечал не вообщем а конкретно по ситуации.
Также то, что ты привел из слов Ибн Хаджара никак не влияет на вопрос, так как он имеет ввиду под большинством тех, кто обязал молитвой джума не только жителей города, но и тех кто слышит азан или находится на расстоянии его слышания из жителей вокруг города, а это три имама Малик, аш-Шафии и Ахмад, в отличие от Абу Ханифы который сказал, что джума только на жителях города. Но все они единогласны в обязательности джума на жителях города.
Возможно я не привел чистое иджма, которое ты попросил, но это не простое дело как сказали уляма, но по крайней мере не известно о том, кто разногласил с этими имамами. Если найдешь такое, то приведи, чтобы это касалось именно жителей города не слышащих азан.
Пусть Аллах сделает наши намерения искренними в поиске и следовании истине и пути саляфов!
Ibn Rajab
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 09 янв 2009, 00:01

Re:

Сообщение Ibn Rajab »

Ассаляму алейкум. Дополнение: Слова еще одного имама в вопросе.
Привел Аль-Бухари в с своем Сахихе: "Глава откуда приходят на джума? И на ком она обязательна? (потом привел аят). Сказал Ата: Если ты находишься в деревне, где читают джума, и был дан азан на джума, то твоей обязанностью (хакк) является пойти на нее, слышал ты азан или нет..."
Сказал Ибн Раджаб в Фатх аль-Бари: "В этой главе есть два вопроса:
Первый: Что тот, кто находится в деревне, где читают джума и был дан азан на джума, является его обязанностью устремиться на на нее и присутствовать на ней, независимо от того слышал он азан или нет, и аль-Бухари привел это от Ата.
И этот человек, который находится в деревне и является из ее жителей, постоянно проживающих в ней, нету разногласия в обязательности идти на джума на нем, независимо от того слышал он азан или нет, и сказал об этом аш-Шафии и Ахмад, и некоторые привели единогласие (иттифак) на это." (т.8, стр.156)
Второй вопрос: Тот кто находится за деревней или городом где проводится джума, является ли обязательным на нем джума с жителями деревни или города или нет? Это вопрос в котором ученые разногласили.(т.8, стр.157) Затем он привел все мнения по этому вопросу, также привел слова и мнения ученых, которые приводил Ибн АбдульБарр в ат-Тамхиде в том месте, на которое я указал тебе выше. Вернись к этим источникам и сам посмотри ахи.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Пятничная молитва обязательна для того, кто слышит азан?!

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Ibn Rajab писал(а):А ты хочешь сказать, что в старые времена в больших городах (типа Багдад и т.п. которые и называются амсар), где была обычно одна мечеть для джума (как об этом говорят факыхи) туда обязаны были приходить только жители которые слышали азан, т.е. жили не очень далеко от него?
Именно так и хочу сказать брат, потому что на это указывают хадисы, связавшие обязательность джуму'а со слышанием азана. Ну а если ты обязываешь людей, проживающих от мечети на десятки км., все равно являться туда, то предоставь довод. Единственно, как я понял твой довод - это понимание ранних имамов и иджма'. Но беда в том, что нет в этом вопросе иджма'а, и саляфы разногласили в этом вопросе, и ты ин ша-Аллах убедишься сейчас в этом сам, если пожелает Аллах.
Ibn Rajab писал(а):Ахи то, что ты сказал здесь это не способ в диспуте о знании. Я могу много таких ильзамов придумать для тебя, например: Ты хочешь сказать, что один или два поздних ученых не могут ошибиться и неправильно понять хадис или сказать ошибочное мнение. Такие вещи приводят слепые мукаллиды ученых в ответ на доводы и слова саляфов.
Это никакой не ильзам, а уместное замечание я думаю. Я не говорил, что современные ученые не могут ошибиться, однако с твоих слов понимается так, что эти современные ученые (будь даже в лице шейха аль-Альбани и Ибн База) говорят отсебятину и у них нет саляфов в этом мнении.
Почитай свое предложение:
Такое понимание этого хадиса противоречит пониманию ранних ученых и имамов, так как они обязывали приходить на пятничную молитву всех жителей города
Тем более после всего ты вновь завершаешь:
Советую всем братьям в первую очередь возвращаться к словам ранних ученых и имамов в любых вопросах, говорю это не умаляя достоинства поздних и современных из них.
Не знаю, мне показались в данном контексте эти слова грубыми.
Ibn Rajab писал(а):Брат приводил только слова шейха Альбани и Ибн База, причем слова второго не совсем ясно о каком случае говорились
Брат, Абу Марьям скинул тебе ясное и четкое другое фатуа шейха Ибн База, который связал обязательность со слышанием призыва на джуму'а и сказал, что проживающим на расстоянии 35 км не обязательно являться, но если сделают это, то будет хорошо и заработают награду у Аллаха.
Неужели ты не читал его ссылку?
Спросили шейха Ибн База: «Является ли обязательным совершение пятничной молитвы, если мы находимся от мечети на расстоянии 35 км., но у нас есть машина?»
Шейх ответил: “Это место далекое, вы не обязаны этим, но если вытерпите трудность и поедете на джуму’а, то заслужите награду. Это далекое место, в котором не слышно призыва, даже если бы призыв был при помощи микрофона. Даже при его помощи не услышали бы. Однако суть (обязательности джуму’а) в призыве обычном голосом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв и не явился на него, то нет у него молитвы, если только у него не было причины». Поэтому если человек слышит призыв в месте, где азан дается обычным голосом без микрофона, когда утихли голоса и нет препятствий, то он обязан пойти в мечеть. А если он далеко и не слышит азан, даже если и нет микрофонов, то он не обязан идти по причине дальности. Но если, несмотря на трудность передвижения на верховом животном или машине он явится, то это будет лучше”. Сл. “Фатауа нурун аля ад-дарб”.
http://www.binbaz.org.sa/mat/16360
Я думаю фатуа шейха Ибн База настолько ясное, что не нуждается в бессмысленном тауиле. Ясно каждому, что тут шейх причиной (илля) делает не "нахождение за пределами города", а "не слышание азана и дальность от мечети".
Ibn Rajab писал(а):Как раз хадис имеет смысл и он ясен в понимании ранних ученых, и смысл хадиса следующий: тот, кто живет за городом, но слышит азан, обязан идти на джума', а тот кто не слышит не обязан.
К сожалению, это понимание не однозначно.
Дело в том, что общие высказывания некоторых саляфов из числа таби'инов и тех, кто был после них ты пытаешься склонить к пониманию имамов, которые считали обязательным джуму'а для всех жителей города, местности, даже если они не слышат азана.
‘Усман ибн Мухаммад передал, что он послал к Са’иду ибн аль-Мусайябу спросить его: «Для кого является обязательным джуму’а?» Он ответил: “Для того, кто слышит азан”. ‘Абдур-Раззакъ 3/163.
Дауд ибн Къайс рассказывал, что слышал, как ‘Амра ибн Шу’айба спросили: «С какого места следует являться на джуму’а?» Он ответил: “С расстояния донесения голоса (азана)”. ‘Абдур-Раззакъ 3/162.
Скажи мне брат, почему кто-то должен слова этих имамов, высказанных обобщенно конкретизировать?! На основании чего?! Если бы они на самом деле считали, что для жителей города уаджиб джуму'а независимо от слышимости азана, то обязаны были бы сразу же разъяснить это положение, а не оставлять вот так обобщенно свои слова, которые могли бы стать причиной неправильного понимания.
Это асары от начала, до конца, не вырванные из контекста и т.п.

Также и мнение Ахмада, что ты привел, оно не однозначно. Если имам Ибн Къудама, живший после него спустя 200 лет приводит его мнение, что для жителей города джуму'а уаджиб, даже если они не слышат азан, то его сын ‘Абдуллах передает иное мнение: Сказал ‘Абдуллах, сын имама Ахмада: «Я спросил своего отца: "Для кого обязательна пятничная молитва?"» Он ответил: “Для того, до кого доходит голос (азан)”. И сказал: “А азан доходит на расстоянии фарсаха (три мили)”. См. “аль-Масаиль” 434.
Более того, тот же хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, к труду которого ты посоветовал мне вернуться, приводит перед теми словами имама аш-Шафии, которые процитировал ты, такое: “Сказали Ахмад ибн Ханбаль и Исхакъ (Ибн Рахауайх): “Не обязательна джуму’а кроме как для того, кто слышит призыв, будь он в городе или за его пределами”. См. “ат-Тамхид” 10/238.
А ко всему, у того же аш-Шафи'и, как я до этого и говорил ссылаясь на ат-Тирмизи, есть иное мнение: “Если люди в городе, жители которой собираются для джуму'а, то она становится обязательной для тех, кто слышит призыв из числа живущих там или находящихся близко к ним”. См. “аль-Умм” 2/381.
И о том, что у него было два мнения - это не мой вывод или иджтихад, а слова признанного имама своего времени - Ибн аль-Мунзира, которые я с дозволения Аллаха процитирую ниже.

Далее, имам аль-Къуртуби в толковании аята: «Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (аль-Джуму’а 62: 9), сказал: “Эти слова Всевышнего Аллаха конкретизируют обязанностью посещения джуму’а тем, кто находится по близости и слышит призыв. А что касается того, чей дом находится далеко и не слышит азана, то к нему не относится это обращение (в аяте). И было разногласие относительно того, кто должен являться на пятничную молитву из числа близ находящихся и далеких. Ибн Умар, Абу Хурайра и Анас говорили, что джуму’а обязательна для того, кто находится в городе на расстоянии шести миль. Раби’а сказал: «Четыре мили». Малик и аль-Лейс сказали: «Три мили». Сказал аш-Шафи’и: «Следует брать в расчет слышание азана»”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 20/470.
Обращай внимание на подчеркнутые слова брат. В частности на мнение о расстоянии шести милей внутри города и обязанность для того, чей дом рядом и кто слышит азан.

Имам Ибн ‘Атыйя сказал в своем тафсире: “Разошлись ученые в отношении расстояния, при котором посещение джуму’а будет обязательным. Малик сказал: «Это три мили». Сказал Къады Абу Мухаммад (т.е. сам Ибн ‘Атыйя): Т.е. от дома до места азана. Другая группа сказала: «От дома идущего до границ города, в котором есть призыв (к джуму’а)». Сказали ханафиты: «Обязаны все жители города устремляться к призыву из тех, кто слышит азан или не слышит, даже если расстояние выше трех миль»”. См. “аль-Мухарра аль-уаджиз” 5/308.
В первом случае речь идет о том, чей дом внутри города, второе мнение говорит о том, чей дом за границами города, а третье мнение как раз то, на что ты пытаешься притянуть иджма'. Будь на это иджма', он не приписал бы это мнение лишь ханафитам.

Имам Ибн ‘Адиль аль-Ханбали в своем тафсире: “Обязательность устремления на пятничную молитву связана с находящимся по близости и слышащим азан. А что касается того, кто находится далеко и не слышит призыв, то нет на нем обязанности отправляться на джуму’а”. После чего он упомянул различные мнения саляфов, среди которых: “Ибн ‘Амар, Абу Хурайра и Анас говорили: «Джуму’а обязательна для того, кто находится в городе на расстоянии шести миль… Также сообщается от Раби’а, что джуму’а обязательна для того, кто услышав азан и выйдя из дома пешком, застанет молитву. См. “аль-Любаб фи ‘улюм аль-Китаб” 19/87.
Ты сможешь брат сделать такой тауиль, что удастся склонить мнение Раби'а о том, кто живет за пределами города?
Сейчас не о том, что его мнение слабое или сильное, а о том, что никакого иджма'а нет в этом вопросе.

Имам Ибн Джузий сказал: “Ученые разошлись в отношении места, при котором будет обязательно пойти на джуму’а. Было сказано: «Три мили», и это мнение Малика. Было сказано: «Шесть миль». Было сказано: «Обязательно для всех, кто внутри города». Было сказано: «Для тех, кто слышит азан». Было сказано: «Для того, кто успеет вернуться к семье ночью»”. См. “ат-Тасхиль” 2/446.
Обрати также внимание на слова этого имама, тут он вообще не конкретизирует, речь идет о расстоянии внутри города или же нет. Поэтому перечисляя расстояния упоминает мнением третьей группы обязательность для всех жителей города, тогда как естественно остальные не на этом мнении, по этой причине и выдвинули различные расстояния для обязательности джуму'а.

А вот слова имама, о котором я говорил вначале: Слова имама, не нуждающегося в представлении – Ибн аль-Мунзира, который был специалистом в вопросах иджма’а и разногласий саляфов. Так, он назвал в своей книге "аль-Аусат" главу следующим образом: "Упоминание того, кому является обязательным посещать джуму’а из числа жителей города", после чего сказал: “Обладатели знания разногласили в вопросе того, кому является обязательным посещать джуму’а из числа жителей города и тех, кто за пределами города, кто слышит азан и тех, кто не слышит его, после чего привел семь мнений саляфов, среди которых: “Группа ученых сказала, что не уаджиб джуму’а, кроме как если человек слышал азан. Это мнение передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Са’ид ибн аль-Мусайяба, и это говорил Ахмад и Исхакъ”.
Обрати внимание на его понимания их слов, он не связал их мнение с теми, кто живет за пределами города. После этого он привел те же слова аш-Шафи’и, которые упоминал ты, и сказал: “Но он так же говорил, когда был в Ираке: «Джуму’а обязательна для того, кто слышит призыв, когда его дом расположен так, что он слышит азан»”.
Неужто и тут можно предположить удивительным образом, что речь идет о том, кто живет за пределами города?
Затем он в седьмом мнении сказал: “Передается, что Раби’а сказал: «Джуму’а обязательна для того, кто услышав азан и выйдя из дома пешком, застанет молитву»”. См. “аль-Аусат” 34-37.
То же самое имам Ибн аль-Мунзир говорил и в другой своей книге «аль-Ишраф» 2/90.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Ибн аль-‘Араби сказал: «Обязательность (джуму’а) для того, кто слышит призыв, это мнение аш-Шафи’и». И сказал: «Связывание устремления к ней с слышанием призыва снимает обязанность с того, кто находится в большом городе, не слыша азана»”. См. “Умдатуль-Къари” 6/286.
Более того, даже мнение ханафитов о том, что джуму’а обязательной для всех жителей города, независимо от того, слышат они азан или нет, не является однозначным. Этот же известный ханафитский имам - Бадруддин аль-‘Айни сказал, передавая мнение своего мазхаба по данному вопросу: “Абу Юсуф сказал: «Она обязательна для всех жителей местности, включая границы города, поскольку они жители одного города». Мухаммад (ибн Хасан аш-Шайбани) поставил следующее условие: «Слышать призыв для того, чтобы она была обязательной для них (т.е. жителей одного города). И тот, кто слышит азан на джуму’а, тому она становится обязательной». И это то, о чем говорили аш-Шафи’и и Ахмад”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” 6/376.

Все упомянутое дает еще один повод понять, что не каждый заявленный иджма', является таковым на самом деле.
И теперь без колебания можно понять, почему имам аш-Шаукани усомнился в так называемом иджма'е, и сказал после хадиса: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв»: “Внешне он указывает на то, что джуму'а не является обязательной для того, кто не слышит призыв к ней, не зависимо от того, в городе он пребывает, в котором совершают молитву джуму'а, или же за пределами города”.

Говоря о том, что для путника джуму’а не является обязательным, в качестве причины шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Зачастую путник не слышит призыва на джуму'а, а сообщается, что джуму’а обязательна для того, кто слышит призыв, как сказано об этом в хадисе Ибн ‘Амра, приводимого Абу Даудом”. См. “ар-Раудату-ннадия” 1/362.

Кстати, в многих версиях хадисов, устрашающих тех, кто пренебрегает пятничной молитвой, также идет конкретизация на слышание азана:
От ‘Абдуллаха ибн Аби Ауфа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, его сердце будет запечатано и оно станет сердцем лицемера!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-‘Иракъи и хафиз Ибн аль-Муляккъин подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 4/588, “Найлюль-аутар” 6/221.
От Яхьи ибн Ас’ада ибн Зурары аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, будет записан из числа лицемеров!» Абу Я’ля 7167. Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Раджаб подтвердили достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 5/458.
От Ка’ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Либо люди, которые слышат призыв (азан) в пятничный день и не идут на молитву прекратят, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/194, “Сахих ат-таргъиб” 730.

Все упомянутое ни в коем случае не делается для того, чтобы мусульмане проявляли халатность в выполнении важнейшего обряда Ислама, как пятничная молитва! И кто не имеет причины не являться на пятничную молитву, пусть идет на нее, ведь во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха) на джуму'а люди приходили с окраин городов и далеких мест. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “По пятницам люди постоянно приходили на молитву из своих жилищ, а также из ‘ауали (предместья Медины). Они добирались до мечети по пыли, покрывавшей их вместе с потом, и пот выступал на них. Один из них пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он находился у меня, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы только вы купались в этот ваш день!» аль-Бухари 902.

В завершении, хочу процитировать слова шейха - мухаддиса Мухаммада ибн Али ибн Адама аль-Асьюби, который приведя множество мнений ученых относительно расстояния, на котором становится пятничная молитва обязательной, заключил: “То, что мне видится сильным мнением – это мнение, что джумуа становится обязательной для того, кто слышит призыв или в состоянии услышать его по причине того, что он внутри города. И на это указывает общие слова Всевышнего Аллаха: «Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (аль-Джуму’а 62: 9). Также и хадис от Абу Хурайры, который приводят Муслим и др., в котором сказано: «Пришел однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) слепой и сказал: «О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который водил бы меня к мечети», прося тем самым разрешение молиться дома. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил ему, но когда тот стал уходить, он обратился к нему и спросил: «А ты слышишь призыв к молитве?» Тот ответил: «Да». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда отвечай на этот призыв!» Такой же хадис передает и Абу Дауд от Ибн Умм Мактума с хорошим иснадом. Сказал хафиз аль-‘Иракъи: «Если это было сказано про общие коллективные молитвы, то конкретизировать это пятничной молитвой можно тем более». Что же касается того, кто не слышит призыв из-за большого расстояния или потому что он находится за пределами города, то нет на них обязанности являться на джумуа, потому что они не слышат азана. Напротив, им обязательно совершать пятничную молитву у себя, потому что они из тех, кому является обязательным совершение пятничной молитвы”. См. “Шарх Сунан Насаи” 16/65
Ibn Rajab писал(а):Пусть Аллах сделает наши намерения искренними в поиске и следовании истине и пути саляфов!
Амин!
Ответить