Про иджма' касательно нововведения второго азана 'Усмана

Ответить
Аватара пользователя
Абу Идар аш-Шаркаси
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

Про иджма' касательно нововведения второго азана 'Усмана

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси »

ассаляму алейкум уа рахматуЛлах.

В статье "МАУЛИД - ОДНО ИЗ САМЫХ ОПАСНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ И ПОЧЕМУ ХАНАФИТЫ ЕГО НЕ ПРОВОДЯТ", которую выставляли у нас на форуме есть следующий момент:
2. Заблаговременный азан на пятничный намаз, который ввел ‘Усман ибн ‘Аффан.
Слово ученых относительно этого азана, который ввел ‘Усман сошлось на том, что это нововведение (бид’а) и совершение его непозволительно.
Имам Ибн Раджаб передал единогласное мнение всех ученых на то, что это действие нововведение и не является Сунной. См. «Фатх уль-Бари», 8/912.
Ибн ‘Умар сказал: «Предварительный азан в пятницу – ересь, а каждая ересь - это заблуждение, даже если люди считают ее благом». Ибн Аби Шейба, 2/140.
Порицание совершения этого азана пришло от множества имамов общины. Нововведением его назвали: аль-Хасан аль-Басри, Исхак ибн Рахауэйх, Малик, аш-Шафи’и, ханафитский имам ат-Тахауи, Ибн ‘Абдульбарр, имам Ибн Кудама, Ибн Хазм, аль-Куртуби и др.
Хотел обратить внимание на слова Ибн Раджаба и переданного им единогласного мнения о том, что азан 'Усмана - это нововведение.
Я возвратился по указанной ссылке и, по всей видимости, 912 – это не номер страницы, а номер хадиса; глава «Азан в пятничный день».
Попытался найти слова хафиза Ибн Раджаба (да смилуется над ним Аллах) о единогласном мнении ученых, о котором утверждается, но ничего подобного не нашел.
Возможно, что-то скрылось от меня. Поэтому прошу удостовериться, действительно ли существует единогласное мнение о нововведении первого азана.
Ведь также смущает тот факт, что хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) упомянув слова Исхака бин Рахауайха (да смилуется над ним Аллах) почему 'Усман (да будет доволен им Аллах) ввел этот азан, и что он стал сунной, поскольку халифы должны рассматривать подобные вопросы во благо людям, завершил эту главу словами: “Из этого (слов Исхака бин Рахауайха) понимается, что данное дело возвращается на усмотрение имама; если есть необходимость в этом азане из-за многочисленности людей, то этот азан произносится, а если же нет в нем нужды, то нет и необходимости его произносить”.
Странно было бы завершать главу подобными словами, после того как сам же передал наличие единогласного мнения о том, что данное деяние является нововведением.
На основании вышеизложенного, не могли бы утверждающие о наличии единогласного мнения указать, где именно и кем передано оно?
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Re:

Сообщение Абу Саад »

adiga писал(а):ассаляму алейкум уа рахматуЛлах.
На основании вышеизложенного, не могли бы утверждающие о наличии единогласного мнения указать, где именно и кем передано оно?
Уа ’алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятуху!
Автор книги (Руслан абу Ибрахим) написал: «Имам Ибн Раджаб передал единогласное мнение всех ученых на то, что это действие нововведение и не является Сунной. См. «Фатх уль-Бари», 8/912».
Эти слова сказаны, опираясь на слова ибн Раджаба и ибн Абдуль-Барра.
Хафиз ибн Раджаб говорит (стр 215, 8-ой том):
« و قد دل الحديث على ان الاذان الذي كان على عهد رسول الله صلى الله عليه وسلم و ابي بكر و عمر هو النداء الذي بين يدي الامام عند جلوسه على المنبر و هذا لا اختلاف فيه بين العلماء »

«И этот хадис указывает на то, что азан, который был во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также Абу Бакра и ‘Умара - это азан, который совершается при имаме, после того, как он сядет на минбар, и в этом нет разногласий среди ученых».

А совсем немного после этого говорит:
« و ان زعم ان الاذان الذي كان في عهد النبي صلى الله عليه وسلم و ابي بكر و عمر هو الاذان الاول الذي قبل خروج الامام فقد ابطل و يكذبه هذا الحديث و اجتماع العلماء على ذلك »

«А если же он скажет, что азан, который был во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также Абу Бакра и Умара - это преждевременный азан, который произносится до выхода имама, то он высказал ложное, во лжи его обличает этот хадис (т.е. 912) и единогласное мнение ученых на это».

Также говорит хафиз ибн ‘Абду-ль-Барр:
« فهذا نص في الاذان يوم الجمعة بين يدي الامام و على هذا العمل عند العلماء في امصار المسلمين بالعراق و الحجاز و غيرهما من الافاق »
«И это явный контекст, который указывает на то, что азан совершается в пятничный день при имаме, и на этом строится действие у ученых мусульман в Ираке, Хиджазе, а также на других территориях» См. «аль-Истизкар», 5/58.
و الله أعلم
Аватара пользователя
Абу Идар аш-Шаркаси
Сообщения: 222
Зарегистрирован: 10 мар 2011, 16:43

Сообщение Абу Идар аш-Шаркаси »

ассаляму алейкум уа рахматуЛлах
Автор книги (Руслан абу Ибрахим) написал:....
Мне это имя ни о чем не говорит.
Далее: все, что было процитировано Вами, мне известно, я ведь говорил, что возвратился по указанной ссылке. Однако, какое отношение это имеет к установлению факта об упоминании Ибн Раджабом (да смилуется над ним Аллах) единогласного мнения ученых о том, что азан введенный 'Усаманом (да будет доволен им Аллах) является нововведением?
Напомню, что речь идет именно об этом, и никто не оспаривает, и даже не обсуждает то, что во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также Абу Бакра и 'Умара (да будет доволен ими Аллах) на пятничную молитву был лишь один азан, который давался при появлении имама. Также никто не отрицает, отсутствие в этом вопросе разногласия.
Но ведь передача единогласного мнения о том, что в их времена на пятничную молитву был лишь один азан, ни есть передача единогласного мнения о том, что введенный азан 'Усманом (да будет доволен им Аллах) является нововведением. Разница между двумя вещами очевидна.
Автор книги (Руслан абу Ибрахим) написал: «Имам Ибн Раджаб передал единогласное мнение всех ученых на то, что это действие нововведение и не является Сунной. См. «Фатх уль-Бари», 8/912».
Эти слова сказаны, опираясь на слова ибн Раджаба и ибн Абдуль-Барра...
Хотел бы знать, Вы говорите от имени самого Руслана, или же это лишь Ваше предположение?
Аватара пользователя
Абу Саад
Сообщения: 1373
Зарегистрирован: 28 окт 2010, 21:27

Re:

Сообщение Абу Саад »

Уа ’алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятуху, уважаемый брат!
Далее: все, что было процитировано Вами, мне известно, я ведь говорил, что возвратился по указанной ссылке. Однако, какое отношение это имеет к установлению факта об упоминании Ибн Раджабом (да смилуется над ним Аллах) единогласного мнения ученых о том, что азан введенный 'Усманом (да будет доволен им Аллах) является нововведением?
Напомню, что речь идет именно об этом, и никто не оспаривает, и даже не обсуждает то, что во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а также Абу Бакра и 'Умара (да будет доволен ими Аллах) на пятничную молитву был лишь один азан, который давался при появлении имама. Также никто не отрицает, отсутствие в этом вопросе разногласия.
Но ведь передача единогласного мнения о том, что в их времена на пятничную молитву был лишь один азан, ни есть передача единогласного мнения о том, что введенный азан 'Усманом (да будет доволен им Аллах) является нововведением. Разница между двумя вещами очевидна.
Уважаемый брат, вы спросили на что опирался автор труда и я привел то, на что он опирался, а не говорил, что это мнение верное.
После того, как я связался с Русланом абу Ибрахимом, он просил передать вам:
«Салям алейкум брат. Да, действительно, слова Ибн Раджаба не указывают на единогласное мнение в том, что преждевременный азан - нововведение.БаракаЛлаху фик, когда писал работу про маулид не обратил на это должного внимания. ДжазакаЛлаху хайран брат за указание и подсказку, иншаАллах в следующем издании исправлю эту ошибку и укажу в примечании иншаАллах. Если ты делаешь бахс в этом вопросе или что-то подобное, то если поделишься пользой буду благодарен».

БаракаЛлаху фик, ахы!
Муслим
Сообщения: 196
Зарегистрирован: 30 авг 2008, 09:22
Откуда: Казахстан

Re:

Сообщение Муслим »

Ас-Саляму аляйкум.
Ибн ‘Умар сказал: «Предварительный азан в пятницу – ересь, а каждая ересь - это заблуждение, даже если люди считают ее благом». Ибн Аби Шейба, 2/140.
Какова достоверность этого асара?
ФАРУК
Сообщения: 2270
Зарегистрирован: 08 авг 2008, 22:44
Откуда: http://hadis.uk/

Re:

Сообщение ФАРУК »

Ва алейкум салям ва рахматуллахи ва баракатух!
Муслим писал(а):Ибн ‘Умар сказал: «Предварительный азан в пятницу – ересь, а каждая ересь - это заблуждение, даже если люди считают ее благом». Ибн Аби Шейба, 2/140.
Какова достоверность этого асара?
В таком виде этого асара у Ибн Абу Шейбы нет брат. По крайней мере в той книге, что есть у меня в наличии, и по всей видимости, это два асара, которые были объединены по ошибке.
У Ибн Абу Шейбы приводится только первая его часть:

5479- حَدَّثَنَا شَبَابَةُ ، قَالَ : حدَّثَنَا هِشَامُ بْنُ الْغَازِ ، عَنْ نَافِعٍ ، عَنِ ابْنِ عُمَرَ ، قَالَ :
الأَذَانُ الأَوَّلُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ بِدْعَةٌ.

"Первый азан в пятницу - нововведение". Ибн Аби Шейба 2/48, ат-Табарани 1532. Иснад достоверный.
Про достоверность этого иснада писал наш брат A'mash вот здесь:
http://asar-forum.com/viewtopic.php?p=65981#p65981
Что касается второй части этих слов:

قال ابن عمر رضي الله عنهما:( كل بدعة ضلالة،وإن رآها الناس حسنة ) .رواه ابن بطة في(الابانة عن أصول الديانة) (2/112/2) واللاكائي في ( السنة ) (1/21/1) موقوفا بإسناد صحيح

"а каждая ересь - это заблуждение, даже если люди считают ее благом", то они приводятся от Ибн Умара в других книгах, как "аль-Ибана" Ибн Батты и в "ас-Сунна" аль-Лялякаи, как на это указывает шейх аль-Албани в своей книге "Ахкамуль-джанаиз" (258) и называет его иснад достоверным. В тахкъикъе к книге "Ислах аль-масаджид" (стр. 13), шейх также говорит, что его иснад достоверный. Автор же этой книги Джамалуддин аль-Къасими говорит, что этот асар приводит ад-Дарими в своем "Муснаде", а от него его процитировал имам Абу Шама ад-Димашкъи в своей книге «аль-Ба’ис ан инкариль-бида’ валь-хавадис».
У меня есть "Муснад" ад-Дарими и там этого асара я не могу найти.
Аллаху же известно об этом лучше всех!


http://xadis.wordpress.com
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Барака-Ллаху фик Фарук!
Все верно, в таком виде нет этого асара у Ибн Аби Шейбы.
Это два разных асара, соединенных в один по ошибке, как на это указывали некоторые исследователи.
А кто утверждает, что этот асар от Ибн Умара передается именно в таком виде про азан в пятницу, пусть приведет источник и ссылку.

А если говорить по данной теме, то на самом деле иджма' как раз состоит в том, что второй азан Усмана является правомочным по единогласному мнению ахлю-Сунна, а мнение о том, что это является нововведением, то впервые оно появилось в книге "аль-Джуму'а" Яхьи аль-Хаджури.
По поводу положения азана в пятницу, установленного ‘Усманом ибн ‘Аффаном, можно прочитать подробнее тут:
viewtopic.php?t=20545
Abu Ali Najdi
Сообщения: 42
Зарегистрирован: 14 окт 2010, 19:19

Re:

Сообщение Abu Ali Najdi »

Ассалямугалейкум уа рахматуллахи уа баракатух.
Братья, если кто не в курсе, у шейха Раби’а аль-Мадхали -да хранит его Аллах - есть опровержение тем, кто говорит относительно азана ‘Усмана - радыя-Ллаху ‘анх – в пятницу, что это нововведение.
Вот тут статья шейха Раби’а под названием "Защита праведного халифа ‘Усмана":
http://www.sahab.net/forums/index.php?showtopic=137186
Пусть каждый мусульманин выбирает сам, кому доверять свою религию: тем среди которых нет признанных учёных, либо же признанным учёным.
Но к большому сожалению, сегодня мы встречаем среди молодых братьев тех, которые оставляют слова и советы больших ученых и следуют за теми, кто даже капельки не приобрел того, что приобрели они. А кто находит в себе подобное, пусть посмотрит что про таких говорили наши саляфы:
Суфьян ас-Саури сказал: “Если ты увидишь молодого человека, который позволяет себе говорить перед шейхами, даже если он достиг какого-то уровня знания, то не надейся, что в нем есть благо! Поистине, он нескромный!аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 388.
Ибрахим ибн Адхам ат-Тайми говорил: “Когда мы видели молодого человека, позволявшего себе говорить с учеными, то отчаивались в наличии у него нравственности и в наличии в нем какого-либо блага!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 8/29.
Если саляфы такое говорили о тех, кто позволял себе просто говорить о религии в присутствии ученых, опережая их, то что говорить о людях, опровергающих самих ученых?!
Да избавит нас Аллах от самообольщения и слепой приверженности!
Ответить