Автор опровергает известного суфия Ахмада ибн Зейни Дахляна и все его сомнительные доводы.
2 - Чрезмерность
3 - Единобожие (таухид)
4 - Немного о тауассуле
5 - Мольба к мертвым
6 - Следование за большинством
7 - Разные вопросы
Еретик Дахлян пишет:
«Один из тех, кого я не могу ослушаться, попросил меня собрать для него сообщения о том, какими указаниями и достоверными доводами из Корана и хадисов руководствовались приверженцы Сунны в вопросе посещения могилы пророка и обращений через него с мольбами к Аллаху».
Подивись же, уважаемый читатель, тому, сколь разнообразны пороки этого заблудшего человека!«И я соберу то, что говорили об этом наши предшественники, ученые и имамы, занимавшиеся иджтихадом, чтобы это показало несостоятельность порицания порицающих».
В ответ я скажу, что это голословное и не имеющее ничего общего с истиной утверждение, которое ввергнет того, кто произнёс его, в «место удалённое», ибо он возвёл ложь на Книгу Аллаха, истинную и пречистую Сунну Его пророка и единодушное мнение членов мусульманской общины. Совершенно очевидно, что человек, написавший вышеупомянутые строки, не был озарён светом знания и не обращался к прочной основе. Книга Аллаха является светом, руководством и средством исцеления болезней сердца, однако нет в ней ни единой буквы, которая указывала бы на необходимость посещения могилы избранного пророка, да благословит его Аллах и приветствует, либо других могил. Что же касается приверженцев аллегорического толкования аятов и им подобных людей, то они просто-напросто вводят в заблуждение рабов Аллаха, приводя вымышленные хадисы и ложные измышления. Мусульманину же следует стремиться к постижению истинной сути ислама, с которой был послан избранный пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а также к познанию того, на чём основывались дела сподвижников и их последователей, и что после них восприняли имамы религии. На их дела и единодушное мнение можно полагаться, ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшие люди составляют собой моё поколение, а потом - те, которые последуют за ними, а потом - те, которые последуют за ними, а после них (появятся) те, которые будут говорить то, чего не станут делать, и станут делать то, что им не велено. Тот, кто станет бороться с ними собственноручно, является верующим, и тот, кто станет бороться с ними своим языком, является верующим, и тот, кто станет бороться с ними своим сердцем, является верующим, а за этим нет веры и (на вес) горчичного зерна». Этот хадис, передаваемый со слов Имрана б. Хусайна и Ибн Масуда, приводит аль-Бухари. Муслим же приводит его со слов Ибн Масуда. Вторую его половину Муслим приводит со слов Ибн Масуда. Также сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал своим сподвижникам: "Я оставил вас на совершенно ясном (пути), от которого после меня не станет отклоняться никто, за исключением (совсем) пропащих". Часть длинного хадиса, который Ибн Маджа и Ахмад приводят со слов аль-Ирбада б. Сарийи.Дахлян пишет:
«Знай, да помилует тебя Аллах, что посещение могилы нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, узаконено Шариатом, и это требуют Коран, Сунна и единодушное мнение мусульманской общины».
Так, Дахлян пишет: «Автор «Аль-джаухар аль-муназзам» сказал:…», «В «Хулясат аль-вафа» сказано…», «А аз-Зуркани сказал…», «Заррук сказал…», «Ибн Аллян сказал…», «Передают, что аль-Атабии сказал…», и так далее.
Этому еретику следует сказать, что хотя причины установлений Корана и носили конкретный характер, их действие будет распространяться на всех людей до самого Дня Воскресения, ибо Вевышний Аллах сказал: «Скажи: “Аллах – Свидетель между мною и вами, и этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет”». (Сура аль-Ан’ам, аят 19) А относительно слов Дахляна: «Несмотря на то, что в этом аяте говорится об определенных людях, в силу общности причин этот аят относится к каждому из оказавшихся в подобном положении», – следует сказать, что даже если бы какой-нибудь аят был ниспослан и не по поводу тех, кто обращался за судом не к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и отворачивался от него, а потом принёс Аллаху покаяние, снял с себя вину перед своей религией, пришёл к посланнику Аллаха, когда он был еще жив, повелевая, запрещая и обращаясь к Аллаху с мольбами о прощении за тех, кто просил его об этом, и обратился к нему о заступничестве, после чего посланник обратился бы к Аллаху с мольбой о прощении для него, то это действительно послужило бы соответствующей и полезной причиной.«Одним из указаний на законность посещения могилы нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются слова Всевышнего: «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха. Если бы они, поступив несправедливо по отношению к себе, пришли к тебе и попросили прощения у Аллаха, если бы Посланник попросил прощения за них, то они нашли бы Аллаха Принимающим покаяния и Милосердным». (Сура ан-Ниса, аят 64) Данный аят побуждает членов этой общины приходить к нему, обращаться к Аллаху с просьбами о прощении рядом с ним и просить его обратиться к Аллаху с мольбами об их прощении, что не должно прекращаться и после его смерти. Известно, что его сострадание по отношению к членам его общины было столь совершенным, что он не откажет в этом пришедшему, дабы через него человек попросил прощения у Аллаха. Несмотря на то, что в этом аяте говорится об определенных людях, в силу общности причин этот аят относится к каждому из оказавшихся в подобном положении. Данный аят указывает на то, что приходить к нему может как отправившийся в поездку (для посещения его могилы), так и любой другой человек».
Что касается ученых из числа сподвижников и последователей, а также имамов религии, живших в течение первых трёх веков хиджры, то не передаётся с их слов ни одно сообщение с достоверным, хорошим или слабым иснадом, которое указывало бы на то, что они понимали данный аят так, как о том упоминает этот еретик. Если же он обнаруживает расхождения по какому-нибудь вопросу среди ученых, живших в более поздние времена, то связывает это со всеми учеными вообще, дабы для обычных мусульман этот момент представлялся неясным.Дахлян говорит: «Ученые поняли, что в данном аяте суры «Женщины» речь идёт как о положении при жизни пророка, так и о том, что будет после его смерти, и нет никакой разницы между человеком, который приходит к нему, совершив поездку, и тем, кто поездки не совершает, поскольку содержащиеся в этом аяте слова "пришли к тебе" имеют отношение к условию».
Основанием для подобных утверждений, часто встречающихся в его послании, служат его заявления о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жив в своей могиле, однако, характеризуя жизнь пророка, да благословит его Аллах и приветствует, этот человек сам себе противоречит. Так, например, иногда Дахлян утверждает, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жив в своей могиле, и что он совершает там определённые действия и обращается к Аллаху с мольбами о прощении для тех, кто просит его об этом. Именно так следует понимать его слова «Известно, что его сострадание по отношению к членам его общины было столь совершенным…», а также приводимый им рассказ, в котором сообщается, что после того, как один бедуин попросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о прощении, из могилы ему было сказано: «Ты прощен!»; иногда он говорит: «Все пророки и близкие к Аллаху живы в своих могилах», а иногда он говорит так: «Поистине жизнь их подобна жизни ангелов!» однако известно, что на живых ангелов, мир им, возложена обязанность поклонения Аллаху и выполнения Его велений, ведь Всевышний Аллах сказал: «Ведь (это только) рабы, которым оказана честь! Они не опережают Его в словах и действуют (лишь) по Его велению». (Сура аль-Анбийа, аяты 26-27) Из того, что этот лжец приравнивает жизнь пророков к жизни ангелов, следует, что на пророков и после их смерти возлагаются определённые обязанности, однако ничего подобного не станет утверждать ни один хотя бы толику разумный человек. Что же касается Дахляна, то он действует наобум и, поступая по собственному произволу, передаёт всё, что было сказано об этом до него. Вместе с тем, в своём послании он многократно упоминает о смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что и указывает на его отклонение от прямого пути, да поможет нам Аллах избежать этого!Теперь, что касается слов Дахляна: «Известно, что его сострадание по отношению к членам его общины было столь совершенным, что он не откажет в этом тому, кто придёт, чтобы через него попросить прощения у Его Всевышнего Господа».
Слова Дахляна, являющиеся результатом его невежества и заблуждений, искажают смысл Книги Аллаха сообразно целям и желанием этого человека, ибо в данном аяте говорится об обязательном переселении из страны распространения неверия в страну распространения ислама. Кроме того, Дахлян пишет: «А в "Сахихе" Муслима указывается, что некоторые сподвижники понимали данный аят из суры "Женщины" именно как посещение».В частности, Дахлян пишет:
«Всевышний Аллах сказал: «Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие. Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах – Прощающий, Милосердный ». (Сура ан-Ниса, аят 100) Нет сомнений в том, что человек, ощутивший вкус знания хотя бы в малейшей степени, поймет, что если кто-нибудь отправится в путь с целью посещения могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то о нём действительно можно сказать, что он сделал это как переселяющийся к Аллаху и Его посланнику».
Подобное суждение по аналогии являются ложным в силу того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличен от других людей, а если говорить о посещении могил, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал это уже на первых этапах существования ислама. Причиной запрета служило то, что многобожники привыкли обращаться к посредникам между собой и Аллахом с просьбами о том, чтобы те приблизили их к Нему и заступились за них пред Ним. Когда же ислам, объявивший недействительными верования многобожников, утвердился в сердцах сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и они поняли смысл веления Аллаха, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Раньше) я запрещал вам посещать могилы , но (отныне) посещайте их!». Передал Муслим. Цель такого посещения должна состоять в оказании покойному благодеяния, что должно выражаться в обращении к Аллаху с мольбами за него и произнесении слов «Да помилует тебя Аллах!», а также в том, чтобы вспомнить о мире вечном. Такова обязанность по отношению к покойному. Что же касается прав пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то соблюдать их каждый мусульманин должен в любое время и в любом месте, ибо Аллах обязал людей верить в пророка, да благословит его Аллах и приветствует, любить его, повиноваться ему, оказывать ему содействие и помощь и следовать за ним. И Аллах велел везде призывать на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, благословения и мир; обращаться во время каждого азана к Аллаху с мольбами привести его к Высшей ступени Рая; вспоминать о его достоинствах и том, что позволит понять, сколь великую милость оказал людям Аллах, направив к ним пророка Мухаммада; вспоминать о том, что, направив к людям Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах оказал им самое великое из своих благодеяний; вспоминать о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ближе к верующим, чем их собственные души, и о том, что не уверует раб Аллаха, пока не станет любить пророка больше собственного сына, собственного отца, всех людей в целом и даже больше самого себя. У пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть и другие права, однако все эти права необходимо блюсти в любом месте, и нет среди них таких, которые имели бы отношение только к его могиле или местам, находящимся в непосредственной близости от его могилы. Согласно шариату, выполнение людьми вышеупомянутых обязанностей по отношению к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ничем не лучше совершения ими тех же действий у себя дома, ибо они обязаны делать это везде. Если же человек выполняет оные обязанности только у могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но прекращает делать это у себя дома, что характерно для некоторых людей, значит состояние такого человека далеко от совершенства и недойстно похвалы, а удел его будет куцым. И в этом отношении он отличается от такого человека, которому Аллах оказал милость, благодаря чему он и в своей стране проявляет по отношению к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, такую же любовь, так же восхваляет и почитает его и так же обращается к Аллаху с мольбами за него, как если бы он находился в Медине у его могилы. Это и есть достойное похвалы и вменяемое в обязанность людям состояние, в котором находились сподвижники и находятся те, кто в точности последовал за ними, что будет продолжаться до самого Дня Воскресения! И именно по этой причине сподвижники не являлись к могиле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ведь эти люди выполняли свои обязанности по отношению к нему, где бы они ни находились. Что же касается самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то он запрещал особо выделять его могилу, превращая её посещение в празднество, а саму могилу – в место поклонения. Если будет угодно Аллаху, в дальнейшем мы приведём достоверные хадисы, в которых содержится запрет на подобные поступки, поскольку в результате этого люди могут начать относиться к этой могиле как к идолу, что неизбежно приведёт их к многобожию. Хвала Аллаху, мы не отрицаем узаконенного шариатом посещения могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в том случае, когда человек приезжает к его мечети, совершает в ней молитву, а потом приходит к комнате Аиши, да будет доволен ею Аллах, и приветствует пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и двух его сподвижников подобно тому, как это делали Ибн Умар и Анас б. Малик. Нет, хвала Аллаху, мы не отрицаем этого, однако совершение поездок с целью посещения гробниц и могил пророков и праведников является наихудшим религиозным нововведением и проявлением крайнего невежества, да избавит нас от этого Аллах, ведь в первые три века существования ислама мусульмане этого не совершали! Что касается упоминавшихся некоторыми правоведами расхождений во мнениях относительно позволительности или запретности совершения поездок к могилам пророков и праведников, то нам нет необходимости знать об этом, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…вам следует придерживаться моей сунны и сунны праведных халифов, ведомых правильным путем…». Часть длинного хадиса, который Ибн Маджах и Ахмад приводят со слов аль-Ирбада б. Сарийи. Мы знаем, чего придерживались мусульмане, жившие в первые три века существования ислама, тогда как Дахлян и ему подобные люди просто-напросто увлеклись религиозными нововведениями и склонились к ним.Дахлян пишет: «Что касается доказанности необходимости посещения могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то в достоверных хадисах, приводимых аль-Бухари и Муслимом, содержатся веления посещать могилы, а могила нашего пророка наиболее достойна этого. К её посещению следует стремиться в первую очередь, и она занимает наивысшее положение».
На это мы скажем, что подобное утверждение лживо и никоим образом не связано с истиной. Так, имам Ахмад сказал: «Лжецом является тот, кто в наше время говорит о единодушном мнение ученых». А Ибн Шурайх сказал: «Единодушное мнение ученых есть истина, и где бы ни была истина, там и есть единодушное мнение ученых». Что же касается единодушного мнения, на которое ссылаются люди, приводящие свои доводы, то все зависит от выбора того, кто использует его в качестве доказательства. Если говорить о Дахляне и ему подобных, то, произнося такие слова, они стремились запутать простых людей, которых могло застать врасплох упоминание о единодушном мнении ученых. Сами же ученые, да помилует их Всевышний Аллах, единогласны в том, что единодушным мнением, с которым следует считаться и которое можно использовать в качестве довода, является единодушное мнение сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и тех, кто в точности последовал за ними.Дахлян, утверждающий, что ученые придерживаются единодушного мнения о необходимости посещения могилы пророка, пишет:
«Автор “Аль-джаухар аль-муназзам” сказал о посещении достопочтенной могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующее: “Многие люди из числа достойных доверия знатоков шариата выражали единое мнение по этому вопросу и расходились только насчет того, обязательным или рекомендуемым сие является, а тот, кто не согласен с узаконенностью подобного посещения, не согласен с единодушным мнением ученых”».
Однако это явная ложь, не соответствующая поступкам Ибн Умара и противоречащая тому, что имам (Абу Ханифа) передавал со слов их обоих, ведь подобные поступки свидетельствуют о том, что человек не придерживается прямого пути.Что касается Дахляна, то, приведя слова Абу Ханифы, да помилует его Аллах: «Поистине, при обращении с мольбами к Аллаху поворачиваться к кибле лучше, чем поворачиваться к могиле», он пишет:
«Это сообщение является недостоверным, поскольку в своём «Муснаде» Абу Ханифа передаёт, что Ибн Умар сказал: “В соответствии с сунной поворачиваться лицом нужно к высокочтимой могиле, а спиной – к кибле”».
На это мы ответим так: знай, что почитание посланника, да благословит его Аллах и приветствует, относится к числу таких видов поклонения, в основе которых должно лежать следование за ним(иттиба’), а не религиозные нововведения, и ранее мы уже упоминали о некоторых правах пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на это. Что же касается еретика Дахляна, то он возвеличивал посланника (мир ему и благословение Аллаха) так, как запрещал это делать сам посланник (мир ему и благословение Аллаха), который открыто и неоднократно запрещал проявлять чрезмерность и превозносить себя порицаемым образом. Имам Ахмад и Ибн Маджа приводят хадис, передаваемый со слов Ибн Аббаса. В той его версии, которую приводит Ибн Маджа, сообщается следующее: «Утром во время пребывания в аль-Акабе посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидевший на своей верблюдице, сказал: "Собери мне камешки!". Я собрал для него семь камешков, подобных тем, которые используются для метания, и он принялся перебирать их в своей ладони, говоря: "Бросайте такие камешки и ни в коем случае не проявляйте чрезмерности в религии, ибо, поистине, живщих до вас погубило только проявление чрезмерности в религии!"». Этот хадис приводят Ибн Маджа, ан-Насаи и Ахмад.Далее Дахлян пишет: «Есть и два других необходимых дела, одним из которых является обязательность почитания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его возвышения над всеми прочими людьми. Если человек допустил упущения в чём-либо, имеющим отношение к положению посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то это значит, что он проявил неповиновение или впал в неверие. Если же кто-либо разными способами возвеличивает пророка, да благословит его Аллах и приветствует, доходя в этом до крайних пределов, но не возвеличивая его так, как подобает возвеличивать только Создателя, слава Ему, то он поступает правильно, соблюдая и права Аллаха, как единственного Господа, и права посланника, и в этих словах нет ни чрезмерности, ни упущений».
Обратите же внимание на эту чрезмерность и пагубное проявление крайнего многобожния. Этот безбожник также пишет:Указанием тому могут служить нижеследующие слова из его послания: «Да, нам не следует приписывать ему ничто из того, что присуще Аллаху как единственному Господу, и да помилует Аллах аль-Бусири, который сказал:
«Оставь то, что говорят о своём пророке христиане,Таким образом, если возвеличивание пророка (мир ему и благословение Аллаха) не связано с приписыванием ему того, что присуще только Аллаху как единственному Господу, то это не имеет ничего общего с неверием и многобожием, а является одной из важнейших религиозных обязанностей и одним из лучших средств приближения к Аллаху. То же самое можно сказать и о каждом из тех, кого возвеличил Всевышний Аллах, например, о пророках, посланниках, ангелах, правдивейших, мучениках за веру и праведниках».
Но восхваляй его (Мухаммада), как хочешь, и обращайся за решением!»
На это я скажу: «Знай, что невежество этого заблудшего включает в себя несколько составных частей. Так, он не знает, с чем Аллах направлял Своих посланников и что было в ниспосланных Им Писаниях. И он знает, что он не знает, и он не в силах отличить горького от сладкого, а розы – от чеснока, ибо то, что Аллах является единственным Господом, не отрицали и многобожники, а если кто-нибудь считает, что чем-либо из присущего лишь Господу обладают и другие, значит он впал в такое многобожие, которому не будет прощения». В Своей священной Книге Господь, хвала Ему, велит Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) в качестве довода приводить многобожникам, верящим в существоание многих богов, то, что они признают существование Аллаха как единственного Господа. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Кто одаряет вас уделом с неба и земли? Кто властен над слухом и зрением? Кто мертвое превращает в живое, а живое превращает в мертвое? Кто управляет делами?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы не устрашитесь?"» (Сура Йунус, аят 31). Это значит, что многобожники скажут так в силу того, что они знают об этом и признают это. Далее Всевышний Аллах сказал: «Скажи: "Так неужели вы не устрашитесь?"» (Сура Йунус, аят 31). Это значит: так неужели вы не устрашитесь Его, ведь наряду с Ним вы поклоняетесь и другим божествам, придерживаясь своих взглядов и не расставась со своим невежеством? Далее Всевышний Аллах сказал: «Таков Аллах, ваш истинный Господь» (Сура Йунус, аят 32), что означает: Тот, Кого вы признали, является вашим истинным Богом, которому следует поклоняться. Всевышний Аллах также сказал: «Что же может быть после истины, кроме заблуждения?!» (Сура Йунус, аят 32), т.е. всё то, чему поклоняются помимо Него, является ложным. Дале Всевышний Аллах сказал: «До чего же вы отвращены от Истины!» (Сура Йунус, аят 32), т.е. от поклонения Аллаху из-за поклонения другим. Всевышний Аллах также сказал: «Скажи: "Есть ли среди ваших сотоварищей такой, который создает творение, а затем воссоздает его?" Скажи: "Аллах создает творение, а затем воссоздает его. До чего же вы отвращены от истины!"» (Сура Йунус, аят 34). Это значит: как же отдалились вы от истинного к ложному! Всевышний Аллах также сказал: «Скажи: "Есть ли среди ваших сотоваришей тот, кто ведет к истине. Кто более достоин того, чтобы следовали за ним: ведущий к истине или тот, кто не поведёт (к ней), если только его самого не будут вести? Что с вами, как вы судите?!"» (Сура Йунус, аят 35), т.е. куда же девался ваш разум? Как могли вы приравнять Аллаха к тому, что было создано Им, и впасть в поклонение другим, которых вы молите принести вам пользу и отвратить от вас вред? Далее Всевышний Аллах, хвала Ему, поведал, что они не следуют никаким указаниям. Так, Всевышний Аллах сказал: «Большая часть их следует лишь догадкам (,однако), поистине, догадки никак не заменят собой истины! Поистине, знает Аллах о том, что они творят» (Сура Йунус, аят 36). Эти слова являются страшной и явной угрозой. Всевышний Аллах также сказал: «Скажи: "Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если вы только знаете?" Они ответят: "Аллаху". Скажи: "Неужели же вы не опомнитесь?"» (Сура аль-Му’минун, аяты 84-85), то есть неужели вы не опомнитесь и не станете поклоняться Ему одному? Всевышний Аллах также сказал: «Спроси: "Кто Господь семи небес и Господь великого Трона?" Они скажут: "Аллах". Скажи: "Неужели вы не устрашитесь?"» (Сура аль-Му’минун, аяты 86-87). Здесь идёт речь о наказании Аллаха, которое последует, если вы будете делать в отношении других то, на что имеет право только Аллах. Всевышний Аллах также сказал: «Скажи: "В чьей Деснице безраздельная власть надо всем сущим? Кто защищает и от кого нет защиты, если только вы знаете?" Они ответят: "Аллах". Скажи: "До чего же вы обмануты!"» (Сура аль-Му’минун, аяты 88-89). Это значит: вас уводят от поклонения Аллаху к поклонению другим. И Всевышний Аллах также сказал: «Аллах превыше того, что Ему приписывают! Он знает сокрытое и явное, и Он превыше тех, кого Ему придают в сотоварищи!» (Сура аль-Му’минун, аяты 91-92).Далее Дахлян пишет: «Вторым из двух необходимых дел является вера в то, что Аллах есть единственный Господь, хвала Ему, и убеждённость в том, что по Своей сущности, атрибутам и делам Он отличается от всего созданного Им. Если же кто-нибудь считает, что сотворённое существо может обладать чем-либо из этого наряду с Творцом, хвала Ему, значит он впал в такое же многобожие, как и те многобожники, которые считали, что идолы являются богами».
Примечательно, что когда такие еретики, разжигающие пламя многобожия, находят какой-нибудь хадис, в котором есть нечто напоминающее собой их религиозные нововведения, они объявляют его основой и доказательством. Вместе с тем Всевышний Аллах поведал, что человек, в сердце которого есть какие-либо отклонения, следует неясным аятам Корана и не обращает внимания на аяты, составляющие собой основу Книги Аллаха. Слово «тавассуль» («использование чего-либо в качестве средства») носит общий характер и может применяться как к истине, так и ко лжи. Истинным это является в том случае, когда под этим подразумевается то, использование чего в качестве средства приближения к Аллаху любит Сам Аллах. Так, Всевышний Аллах любит, когда к Нему стараются приблизиться посредством веры, праведных дел, молитвы, а также приветствий Его пророку (мир ему и благословение Аллаха) и проявления по отношению к нему любви и покорности. Примером тому могут служить обращенные к Аллаху мольбы людей, оказавшихся в пещере, вход в которую был завален огромным камнем. Во время мольбы каждый из них упомянул о своих праведных делах. Также к дозволенному виду тавассуля относятся просьбы и мольбы о заступничестве, с которыми люди обращались к пророкам и праведникам при их жизни, относительно чего нет никаких противоречий между учеными. Когда же под средством приближения к Аллаху понимается использование того, что любит сам человек, но не любит Аллах, то это безусловно является никчемным как с точки зрения шариата, так и с точки зрения разума. С точки зрения разума причина никчемности такого тавассуля состоит в том, что ни в одном человеке нет ничего такого, что вызывало бы любовь Аллаха и в то же время непременно приводило бы к исполнению моей просьбы, однако если в качестве средства приближения к Аллаху я использую свою мольбу или веру в Аллаха, или проявление покорности Ему, то это, несомненно, будет подходящим средством приближения к Нему. Если к посредничеству другого человека прибегнет тот, кто не верует в Аллаха, то это не принесёт ему никакой пользы. Таким образом, ясно, что вера в посланников Аллаха и проявление покорности позволяет рабам Аллаха приближаться к их Господу. И когда кто-нибудь говорит праведному человеку при его жизни: «Обратись к Аллаху с мольбой за меня», - то это приемлемо, и такое обращение с мольбой может послужить подходящим средством тавассуля, ибо оно относится к числу того, что сродни ходатайству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с которым к нему обращались при его жизни. Если же подходить к рассмотрению данного вопроса с точки зрения шариата, то следует отметить, что в основе всех видов поклонения лежит следование примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а не разного рода религиозным нововведениям. Основой поклонения является божественное веление, и поэтому никто не вправе вменять в обязанность то, чего не позволял делать Аллах. Разве тебе не ясно, что никто не имеет права молиться, повернувшись лицом к могиле пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и при этом утверждать, что его могила в большей степени заслуживает того, чтобы обращаться к ней лицом во время молитвы, нежели Кааба? Поистине, тот, кто не придерживается Корана и Сунны, впадает в заблуждение сам и ввергает в него других.Далее поклоняющийся могилам Дахлян пишет:
«Подобные обращения с мольбами являются правильными в силу того, о чём говорится во многих хадисах пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Примером могут служить слова мольбы, с которой пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя по праву, которое имеют на Тебя просящие, и по праву, которое даёт мне то, чего я придерживаюсь”».
Они свидетельствуют о невежестве этого заблудшего человека. Разве были ему известны намерения Умара и то, что было у него на сердце, и мог ли он узнать об этом из каких-либо достоверных или же слабых сообщений? Нет, дело обстоит так, как сказал поэт:Что же касается слов Дахляна: «Смысл обращения Умара с мольбой о ниспослании дождя через Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и того, что он не просил об этом самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состоял лишь в том, чтобы объяснить людям, что можно просить о дожде, не обращаясь к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и что в этом нет греха»
Здесь следует отметить, что слова Дахляна наносят губительный урон мусульманам и могут быть расценены как наиболее яркие проявления заблуждений этого опасного еретика. Пусть же поклоняющийся Христу или его матери, или Узайру, или ангелам, или идолам порадуются суждению о них еще одного заблудшего безбожника, согласно мнению которого они следуют правильным путём, ибо он утверждает, что поклоняясь тем, о ком было упомянуто выше, они верят, что воздействовать на происходящее может лишь Аллах. Как будто он и не слышал, что Всевышний Аллах сказал: «Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху. А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: "Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе". Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует» (Сура аз-Зумар, аят 3). А также: «Почему же им не помогли те божества, которым они поклонялись вместо Аллаха для того, чтобы приблизиться к Нему? Напротив, они скрылись от них. Вот их ложь и то, что они измышляли!» (Сура аль-Ахкаф, аят 28). А также: «В тот день Он соберет их всех, а затем скажет ангелам: "Это они поклонялись вам?" Они скажут: "Пречист Ты! Ты – наш Покровитель, а не они. Они поклонялись джиннам, и большинство их веровали именно в них"» (Сура Саба, аяты 40-41). А о тех, кто поклонялся Христу, его матери или Узайру, Всевышний Аллах сказал: «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (Сура аль-Исра, аят 57). Это значит, что они надеются на Его милость так же, как и вы, и их боязнь господнего наказания подобна вашему страху.Далее поклоняющийся могилам Дахлян пишет: «Таким образом, приверженцы Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джамаа считают правильным обращения к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с мольбами о спасении, защите и ходатайстве, равно как они считают правильным обращения через него к Аллаху при его жизни, после его смерти и даже до его появления на свет. То же самое относится и к другим пророкам, посланникам и приближенным ангелам, а также к святым и праведникам, ибо мы считаем, что оказывать воздействие на происходящее и творить может только Всевышний Аллах».
Далее Дахлян пишет: «Слово «истигъаса» означает «обращение с просьбой о помощи». Что же касается обращающегося, то он просит того, к кому обращается, дабы помощь была оказана ему другим, а тот, к кому обращаются, является посредником между обращающимся и Аллахом».
После этого он пишет: «И если ты говоришь: «Помоги мне, о Аллах!» – значит ты имеешь в виду поддержку в прямом смысле слова. Если же ты говоришь: «Помоги мне, о посланник Аллаха!», – то ты подразумеваешь поддержку в переносном смысле. Такие воззрения и являются чистым единобожием в отличие от того, что исповедуют придерживающиеся иных воззрений, ибо, поистине, это – многобожие!».
Тот, кто использует подобные аргументы в качестве доказательства дозволенности обращений с мольбами о помощи к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, а также к другим пророкам и отсутствующим, когда обращающийся с мольбой проявляет по отношению к ним покорность и смирение и просит их сделать то, что ему необходимо, избавить его от печалей и простить грехи, приводит такие доводы, которые неприемлемы даже для простого человека, обладающего здравой натурой. Мы не отрицаем зависимости вещей от их причин, как и не отрицаем того, что Аллах, хвала Ему, является Создателем причинно-следственных связей, однако из этого не следует, что мы должны полагаться на эти причины, не говоря уже о том, чтобы обращаться к кому бы то ни было с просьбами. Наоборот, рабам Аллаха следует полагаться на Создателя причин, обращаться к Нему с просьбами, молить Его о помощи и поклоняться только Ему, ведь в Коране сказано: «Лишь Тебе мы поклоняемся, и лишь Тебя мы просим о помощи…» (Сура аль-Фатиха, аят 5).Далее припадающий к могилам Дахлян пишет:
«Метафорическое приписывание дел одних другим широко применяется в Коране, Сунне и арабской речи вообще, доказательством чего для тебя могут послужить слова Всевышнего: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: “Чья вера от этого стала сильнее?”» . В пример также можно привести слова поэта: «Жизнь не даёт солнцу быть изменчивым». Кроме того, арабы говорят: “Весна породила траву”».
Затем он привел аяты: «Мечети принадлежат Аллаху. Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (Сура аль-Джинн, аят 18). А также: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение» (Сура аль-Ахкаф, аяты 5-6). А также: «Не взывай к другим богам помимо Аллаха, а не то окажешься в числе подвергнутых мучениям» (Сура аш-Шу‘ара, аят 213). А также: «К Нему обращен призыв истины. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести ее ко рту, но не может этого сделать. Воистину, мольба неверующих является всего лишь заблуждением» (Сура ар-Ра‘д, аят 14). А также: «Он удлиняет день за счет ночи и удлиняет ночь за счет дня. Он подчинил солнце и луну, и они движутся к назначенному сроку. Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведует тебе так, как Ведающий» (Сура Фатыр, аяты 13-14). А также: «Скажи: "Взывайте к тем, кого вы считаете богами наряду с Ним. Они не властны отвратить от вас беду или перенести ее на другого". Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (Сура аль-Исра, аят 56-57).Далее Дахлян пишет: «Одним словом, эти люди, которые запрещают приходить к могилам и обращаться с мольбами к покойным, преступили пределы разумного и назвали неверными большинство членов мусульманской общины, объявив дозволенными их жизнь и имущество. Они говорят: “Поистине, впадают в многобожие те люди, которые обращаются с мольбами к (нашему) и (другим) пророкам, святым и праведникам и взывают к ним, восклицая: «О посланник Аллаха, прошу тебя о заступничестве!»”».
Затем Дахлян приводит аяты из мекканских сур, в которых сообщается о просьбах и запрещаются обращения с мольбами к кому-либо, помимо Аллаха, после чего пишет: «И эти аяты, которые касались многобожников, они отнесли ко всем верующим вообще.
Пречист Аллах! Как же могло следование за собственными страстями довести этого человека до столь великого невежества, явных противоречий и искажения смысла ясных аятов Аллаха, указывающих на обращения с просьбами? Он использует их в качестве доводов, заявляя, что эти аяты касаются только многобожников, а на всех прочих людей их действие не распространяется, и что взывание (нида) не именуется мольбой (дуа). В подобном положении пребывает тот, кого Аллах лишил зрения, и кто в качестве доказательства правильности своего религиозного нововведения использует такие слова Аллаха, которые являются доводом против него самого. На утверждения Дахляна следует дать следующий ответ.Далее пишет: «И в пример можно привести еще много подобных аятов Корана. Толкуя эти аяты, они называли мольбу «взыванием» и заявляли, что эти аяты касаются верующих, говоря: “Поистине, тот, кто просит о помощи (нашего) пророка, других пророков, святых и праведников или взывает к нему, или просит его о заступничестве, уподобляется этим многобожникам”».
В подобном положении пребывает тот, кто не следует прямым путем! Что же касается того, что он проводит различие между взыванием и обращением с мольбой, то, заявляя об этом, он объявляет ложью слова Всевышнего Аллаха, ибо Аллах, хвала Ему, называл мольбой (слово) «взывание», что является синонимом, а не омонимом, на что следует обратить пристальное внимание. Так, Всевышний Аллах о Нухе (Ное) сказал: «Тогда он обратился с мольбой (да’а) к своему Господу: "Меня одолели. Помоги же мне!"» (Сура аль-Къамар, аят 10). Всевышний Аллах также сказал: «Помяни также Нуха (Ноя), который воззвал (нада) еще раньше. Мы ответили ему и спасли его и его семью от великой скорби» (Сура аль-Анбийа, аят 76). Таким образом, в одном месте Аллах называет это обращение мольбой (дуа), а в другом – взыванием (нида).Он, в частности, пишет: «Несмотря на то, что в этом аяте говорится об определённых людях, его действие распространяется на всех тех, кому присуще такое качество в силу общности обоснования суждения».
Так, Дахлян пишет: «Поистине, обращение с просьбами к ангелам, Христу, его матери, Узайру, джиннам и другим является взыванием, а не мольбой».
Этому заблудшему следует сказать, что само по себе название не указывает ни на какое установление, а истинная суть вещи не изменяется из-за перемены названия, о чём посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так: «Появятся люди из (числа членов) моей общины, которые станут называть вино не его именем» Этот хадис приводят Ахмад, ан-Насаи, Абу Дауд и Ибн Маджах. То же самое касается и того, кто именует прелюбодеяние браком, поскольку наименование не устраняет ни подлинного названия, ни соответствующего установления. Точно так же тот, кто даёт деньги под проценты, является ростовщиком, даже если он и не называет это ростовщичеством. То же самое относится и к человеку, совершающему то, что свидетельствует о многобожии, – он является многобожником, даже если и называет совершаемое им обращением с мольбой «просьбой о заступничестве» или как-нибудь ещё. Когда шайтан понял, что использование наименования «обожествление» для того, что делают многобожники, отталкивает людей, он придал этому другую, приемлемую для них словесную форму. Поясняют эту мысль слова Дахляна о том, что обращение с просьбой одного сотворённого существа к другому именуется не мольбой, а взыванием, поскольку мольба является поклонением, выражающееся в том, что человек избирает для себя господом и богом кого-либо помимо Аллаха. Следуя логике утверждений Дахляна, человек, взывающий к Иблису и просящий у него исполнения того, в чём нуждается, и избавления от печалей, не называя его ни Господом, ни Богом и говоря: «Я ненавижу его, но прошу у него того, в чём нуждаюсь, и обращаюсь к нему за помощью в борьбе с моим врагом, потому что он может то, чего не могут люди», – занимается взыванием, а не мольбой! Однако, согласно «шейху» Дахляну, это мне ни в коей мере не повредит, поскольку я не называю шайтана ни Господом, ни Богом и не верю, что он является таковым, и, следовательно, человек может поступать так, поскольку каждый признаёт, что поклонение не Аллаху является многобожием.«Поистине, мольба, являющаяся поклонением, указывает на признание кого-либо господом и богом помимо Аллаха, в то время как известно, что и самый невежественный мусульманин не называет так никого, кроме Аллаха, и не стремитсяк этому».
Прежде всего, отвечая на вышеупомянутое высказывание, следует сказать следующее. Известно, что человек, находящийся в здравом уме, даже если он и является невеждой, проводит различие между обращением к живому и присутствующему человеку с просьбой о том, что тот в состоянии сделать, и обращением с просьбами к покойному или отсутствующему. Живого может приравнивать к мёртвому лишь тот, кого шайтаны заставили отклониться от того состояния (фитра), в котором создал его Аллах, или же тот, кого ослепили страсти и слепая приверженность обычаям, или же тот, кто был воспитан определённым образом и привык к подобному приравниванию. Но ведь Всевышний Аллах сказал: «Не равны живые и мёртвые» (Сура Фатыр, аят 22). Смысл этих слов состоит в том, что не равны между собой верующий и неверующий, равно как не равны между собой живой и мёртвый. Аллах сравнивает мусульманина с живым, а неверующего – с мёртвым. После же того, как те, к кому обращены Его слова, узнают, что живой и мёртвый не равны, Всевышний говорит, что то же самое можно сказать о верующем и неверующем. Таким образом, тот, кто приравнивает живого к мёртвому, утверждая, что у мёртвого можно просить того же, что можно просить у живого, считает одинаковым то, между чем проводят различие и Аллах, и люди. Более того, даже безумцы отличают живое от мертвого. Так, если безумец придёт к кому-нибудь в дом, чтобы его накормили, и увидит там покойного, рядом с которым будут находиться его близкие, он обратится с просьбой накормить себя к живым и присутствующим рядом с ним людям, а на покойного не обратит и внимания.Кроме того, Дахлян пишет: «Если же говорить о словах тех, кто запрещает обращаться к посредничеству других и просить помощи у покойных, но не у живых, то их слова указывают на их убеждённость в том, что живой в отличие от покойного способен совершать некоторые вещи. Эти слова похожи на то, будто они считают, что раб сам является творцом своих деяний, однако придерживаться подобных воззрений неверно, и к действиям таких людей примешивается многобожие».
Здесь следует отметить, что подобными словами заблудшие вроде Дахляна вводят в заблуждение невежественных и простых людей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что «в начале ислам исповедовали немногие, и вернётся он к тому, что его будут исповедовать немногие, как это было в начале» Этот хадис приводит Муслим. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Наступит для людей такое время, когда не останется от ислама ничего, кроме названия, а от Корана – ничего, кроме формы». Этот хадис, передаваемый со слов Али, приводит аль-Байхаки в «Шуаб аль-Иман» и Ибн Ади в «аль-Камиль». Этот же хадис, передаваемый со слов Муаза б. Джабаля, приводит ад-Дайлими в «Муснад аль-Фирдаус». Кроме того, в «Канз аль-аммаль» этот хадис приводит аль-Мутакки аль-Хинди, ссылавшийся на то, что аль-Хаким приводит его в своей «Истории» со слов Ибн Умара. Кроме того, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иудеи разделились на семьдесят одну группу, христиане разделились на семьдесят две группы, а эта община разделится на семьдесят три группы, и все они окажутся в огне, кроме одной» Этот хадис, передаваемый со слов Анаса б. Малика, приводит Ибн Маджах. А имам Ахмад приводит этот хадис в своем «Муснаде» со слов Муавийи ибн Абу Суфйана.«Поистине, люди, которые запрещают просить покойных о посредничестве и обращаться к ним с мольбами о спасении, расходятся во мнении с большинством, преступают границы дозволенного, объявляют большинство членов мусульманской общины неверующими и отказывают им в неприкосновенности их жизни и имущества».
Таким образом, судя по словам Дахляна, нельзя обвинять в неверии ни тех, кто убеждён, что у Создателя нет сотоварищей в том, что имеет отношение к Нему, например, иудеев и сабиев, ни совершающего то, что ставит человека вне рамок религии, например, насмехающегося над Аллахом, Его аятами и Его посланниками или отрицающего необходимость молитвы либо других установлений шариата. Дахлян считает, что нельзя обвинять в неверии никого из вышеупомянутых людей на том основании, что они убеждены в единственности Аллаха во всём том, что имеет к Нему отношение!«Нельзя обвинять в неверии никого из верующих, которые убеждены, что Аллах является единственным в Своей сущности, атрибутах и действиях, ибо того, кто поклоняется только Аллаху, в многобожии не обвиняют».