ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ МУМИНОМ И МУСЛИМОМ?

Ответить
Damir Samara
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 10 ноя 2008, 18:07

ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА МЕЖДУ МУМИНОМ И МУСЛИМОМ?

Сообщение Damir Samara »

Ассаляму алейкум!
Есть ли разница между муслимом и му'мином?
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Re: Есть ли разница между муслимом и му'мином?

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Damir Samara писал(а):разница между муслимом и му'мином


Уа'алейкум ас-салям.
На этот вопрос есть разъяснения больших учённых. Приведу тебе брат фетву уважаемого шейха Салиха аль-Фаузана.
Этот ответ под номером 1 в главе "аль-Ийман":
Его спросли:
Аллах Всевышний говорит в Куране:

قَالَتِ الأَعْرَابُ آمَنَّا قُل لَّمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِن قُولُوا أَسْلَمْنَا
Говорят арабы: "мы уверовали". Скажи: "вы не уверовали, однако говорите мы предались (подчинились)"
(Сура аль-Худжурат,14 аят)

Какой смысл этого аята? Есть ли здесь различие между исламом и иманом? И какое оно?

Шейх ответил:
Религия имеет три степени.
Первая степень - ислам, выше неё - иман, и самая высокая, после них - ихсан, как это пришло в "хадисе Джибрииля", да ниспошлёт ему Аллах мир и благие приветствия. В нём посланник Аллаха, да ниспошлёт ему Аллах мир и благие приветствия, был спрошен о этих степенях, и ответил на каждый из них по отдельности. А в конце сказал своим сподвижникам, что это был Джибриил, который приходил, чтобы научит вас вашей религии (или приказам религии). И начал упоминание этих степеней с меньшей и продолжил по возрастанию.
А арабы, которые пришли к нему, да ниспошлёт ему Аллах мир и благие приветствия, в начале своего ислама, взяли себе степень, которая не соответствовала им. Однако они пришли мусульманами, а степень "иман" следует после. И поэтому Аллах Всевышний вернул им это, опроверг, ниспослав аят:

‏قَالَتِ الأَعْرَابُ آمَنَّا قُل لَّمْ تُؤْمِنُوا وَلَكِن قُولُوا أَسْلَمْنَا وَلَمَّا يَدْخُلِ الإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ‏
Говорят арабы: "мы уверовали". Скажи: "вы не уверовали, однако говорите мы предались (подчинились), ведь вера ещё не зашла в ваши сердца.

Эти арабы были в начале своего ислама и не было в них той веры, о которой они заявили. Однако была с ними вера, но вера слабая, маленькая вера. А то, что понимается из слов Всевышнего: ‏وَلَمَّا يَدْخُلِ الإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ‏ "Вера ещё не зашла в ваши сердца" то, есть вера позже будет полней, придёт позже. И они (арабы) не были неверными или мунафиками, а были мусульманами и была у них вера, но не та, чтобы они могли называться верующими. Однако вера возможна пришла к ним (в их сердца) позже, так как Аллах говорит:
‏وَلَمَّا يَدْخُلِ الإِيمَانُ فِي قُلُوبِكُمْ‏ - "вера ещё не зашла в ваши сердца".
Иман и ислам если приходят вместе, то каждый из них несёт в себе свой смысл. То есть у "имана" свой смысл и определение и у "ислама" своё. Как это пришло в "хадисе Джибрииля", в котором на вопрос об исламе, посланник Аллаха, да ниспошлёт ему Аллах мир и благие приветствия, ответил: "Ислам - чтобы ты засвидетельствовал, что только Аллах достоин поклонения истинного и, что Мухаммад Его раб и посланник, чтобы выстаивал молитву, выдавал закят, постился в рамадан и совершил хадж, если есть на это возможность".
И так же на вопрос об имане, посланник Аллаха, да ниспошлёт ему Аллах мир и благие приветствия, ответил: "Иман - это, чтобы ты уверовал в Аллаха, в ангелов, в книги, в посланников, в судный день и предопределение". (Хадис приводится у имама Муслима 1/36-38)
И получается из этого, что ислам - это подчинение Аллаху в явных делах, а иман - в делах сердца. Это, когда они упоминаются вместе.
А когда слово "ислам" и "иман" упоминаются по отдельности, то каждое из них вбирает в себя другое. Если упоминается "ислам", то он включает в себя понятия "имана" тоже, и так же "иман", когда упоминается отдельно, включает в себя понятие "ислам".
И поэтому учённые говорят "إنهما إذا اجتمعا افترقا، وإذا افترقا اجتمعا‏" - "если они сходятся (в текске), то понятия их расходятся, а если встречаются по одному, то одно вбирает в себя другое".
И "иман" у обладающих знанием - это произношение языком, убеждение сердцем и дела органами...и заходит сюда "ислам"....(конец ответа)

Понятие "иман" связано с сердцем человека, никто кроме Аллаха не знает о степени веры человека. А "ислам" проявляется из дел и слов. Однако эти дела и слова могут быть не связаны с верой, как например у лицемеров или у тех, кто по причине грехов обладает слабой верой. Аллах знает всё, а мы опираемся на Его шариат и судим о людях так как делали это пророк и его сподвижники.
Поэтому мы не говорим, не утверждаем о конкретном человеке, что он верующий. Однако, судя по его словам и делам, можем сказать мусульманин он или нет. И то решение относительно конкретной личности принимает шариатский судья - хаким.
Барака Ллаху фикум.
Damir Samara
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 10 ноя 2008, 18:07

Re: Есть ли разница между муслимом и му'мином?

Сообщение Damir Samara »

Ва фикя барака Ллаху ва джазакя Аллаху хайран, брат!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Небольшое дополнение к вашей теме братья мои.
Среди имамов было разногласие, являются ли такие понятия как "иман" и "ислам" одинаковыми, или же между ними существует разница? Некоторые считали, что эти два термина несут одно и то же знание, однако мнение большинства саляфов правильнее, что эти два слова несут разный смысл, если упоминаются вместе, о чем говорил выше шейх аль-Фаузан.
Всевышний Аллах говорит: «Бедуины сказали: “Мы уверовали”. Скажи (о Мухаммад): “Вы еще не уверовали, поэтому говорите: “Мы стали мусульманами”, ибо вера еще не вошла в ваши сердца!”» (аль-Худжурат 49: 14).
Хафиз Ибн Касир сказал: “Всевышний Аллах выразил порицание бедуинам, которые только войдя в Ислам стали претендовать на наличие имана, тогда как иман в их сердцах еще не утвердился. «Бедуины сказали: “Мы уверовали”. Скажи (о Мухаммад): “Вы еще не уверовали, поэтому говорите: “Мы стали мусульманами”, ибо вера еще не вошла в ваши сердца!”» Из этого благого аята извлекается, что значение имана уже, чем значение Ислама, и это мазхаб ахлю-Сунна уаль-джама’а. И на это указывает хадис Джибриля, мир ему, который спрашивал об Исламе, затем имане, затем ихсане, начиная с общего и переходя к конкретному”. См. “Тафсир Ибн Касир” 5/218.
Имам аз-Зухри сказал в отношении этого аята: “Ислам – это слово, а иман – дела!” Абу Дауд 4685. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Также и имам муфассиров ат-Табари, приведя различные мнения в отношении этого аята сказал, что правильным является то мнение, о котором говорил аз-Зухри, что есть разница между иманон и исламом. См. “Тафсир ат-Табари” 21/392.
А шейх Ибн аль-Къайим, разъясняя причину слабости того, мнения, что в этом аяте речь идет о лицемерах, которые приняли Ислам на языках, чтобы защищать себя и свое имущество, сказал: “В этом аяте речь идет об отрицании полноценного имана, а не имана вообще. Поскольку Аллах повелел им (бедуинам) или же позволил им сказать: «Мы приняли Ислам!» а лицемерам такого не говорится! И Аллах не отрицает то, что Ислам вошел в их сердца, и если бы эти люди были лицемерами, то их Ислам был отрицаем так же как и их иман!” Затем перечислив еще множество причин, доказывающих то, о чем он говорит, шейх Ибн аль-Къайим закончил: “Итог: Есть разница между полноценным иманом и действительным иманом. Полноценный иман – это тот иман, который воспрепятствует вхождению человека в Огонь! А действительный иман - воспрепятствует вечному пребыванию в Аду!” См. “Бада'иуль-фауаид” 4/18.
Сообщается, что однажды, когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) делил трофеи, Са’д ибн Аби Уаккъас сказал ему: “О посланник Аллаха, если бы ты дал что-нибудь такому-то, ибо я считаю его мумином”. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) поправил его и сказал: «Или же муслимом». аль-Бухари 27, Муслим 1/132.
Имам аль-Хаттаби в комментарии к этому хадису, приведя различные мнения, сказал: “Каждый мумин – это муслим, но не каждый муслим – мумин!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 4/315.
И то, что иман и ислам не одно и то же, передается от большинства саляфов, среди которых: Хасан аль-Басри, аз-Зухри, Мухаммад ибн Сирин, Шурайк, Абдур-Рахман ибн Махди, Яхья ибн Маин, Къатада, Мумаль ибн Ихаб, Малик, Ибн Аби зиб, Хамад ибн Зайд, Абу Хайсама и др. См. “ас-Сунна” 1073-1083, аль-Халляля и “Фатхуль-Бари” 1/129, Ибн Раджаба.
Более того, некоторые имамы передавали, что именно это и есть мазхаб ахлю-Сунна уаль-джама’а, что иман и ислам не одно и то же! Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Что касается слов Ибн Насра и Ибн 'Абдуль-Барра, что большинство считало, что иман и ислам – это одно и то же, то это не верно! Наоборот, было сказано: «Поистине, от саляфов не передается ничего, кроме как разделение между понятиями этими (иман и ислам)»”. См. “Фатхуль-Бари” 1/130.
Аватара пользователя
_timur_
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 25 сен 2009, 22:37

Re: Есть ли разница между муслимом и му'мином?

Сообщение _timur_ »

Ассаляму алайкум ! Я слышал такое, что можно человеку говорить я "мумин" не имея ввиду степень имана (т.е. я верующий), а говорить я "мумин" о степени можно с оговоркой "иншаАллах" приводиться это в "акыдату ат-тахауия" если я не ошибаюсь. Братья если что не так, то поправьте.
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3281
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салам.
Abu Saad писал(а):Я слышал такое, что можно человеку говорить я "мумин" не имея ввиду степень имана (т.е. я верующий), а говорить я "мумин" о степени можно с оговоркой "иншаАллах" приводиться это в "акыдату ат-тахауия" если я не ошибаюсь. Братья если что не так, то поправьте.
Говорить: "Я - мумин ин ша-Аллах" нет проблем, как раз именно так и нужно говорить это. Это называется «истисна филь-иман». Относительно этого вопроса существует три мнения:
Первое состоит в том, что мусульманину запрещено говорить: «Я мумин, ин ша-Аллах», поскольку в таком случае получается, что человек сомневается в своем имане. Этого мнения придерживаются муржииты и куллябиты.
Второе мнение состоит в том, что, наоборот, можно говорить только: «Я верующий, ин ша-Аллах».
И третье мнение заключается в том, что произносить эти слова можно в одном случае и нельзя в другом. Например, если под словом мумин подразумевается верующий в Аллаха мусульманин, то не следует говорить слова «если пожелает Аллах (ин ша-Аллах)». Если же речь идет о полноте и совершенстве имана, то тогда следует говорить: «Я мумин, ин ша-Аллах», поскольку человек не знает о своем положении перед Аллахом, ибо каждый мумин – это мусульманин, но не каждый мусульманин – му‘мин! И это мнение приверженцев Сунны.
‘Алькъама рассказывал: “Однажды один человек сказал перед Ибн Мас’удом: “Я му‘мин”. Тогда Ибн Мас’уд сказал ему: “Тогда скажи: «Я уже в Раю!»” Абу ‘Убайд в “аль-Иман” 11, Ибн Абу Шайба в “аль-Иман” 47. Иснад достоверный.
Также сообщается, что Суфьян ас-Саури и Ибн аль-Мубарак говорили: “Люди для нас верующие (муминун) в вопросах законоположений и наследства, однако мы не знаем какого их положение перед Аллахом Всевышним, и не знаем, на какой религии они умрут!” См. “Шарх уаль-ибана” 1/153.
Что же касается тех, кто считает, что слова «ин ша-Аллах» в данном вопросе указывают на сомнение в своем имане, то они являются ошибочными, ибо это уверенность, сопровождаемая исключением. Примеров этому в шариате множество. Например, Всевышний Аллах в Коране говорит: «Вы войдете в заповедную мечеть ин ша-Аллаха». Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я надеюсь, что являюсь самым богобоязненным из вас», или же он говорил, когда проходил мимо кладбища мусульман: «Мы, с соизволения Аллаха, к вам присоединимся».
Разве пророк (мир ему и благословение Аллаха) сомневался в том, что являлся самым богобоязненным из мусульман, или же сомневался в том, что он умрет?
Таким образом, слова «Я - му‘мин ин ша-Аллах» не являются порицаемыми, если не несут в себе смысла полноты имана, т.е. совершенной веры.
Уа-Ллаху а'лям.
Ответить