عبد الرزاق بن عبد المحسن البدر
ثبات عقيدة السلف وسلامتها من التغيرات
и её сохранность от изменений
بسم الله الرحمن الرحيم
Вся хвала – Аллаху Господу миров. Благой конец – за богобоязненными. Мир и благословения предводителю всех посланников нашему Пророку Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.
А затем:
Поистине, у ясной и чистой Ислямской ‘акъиды, которая основана на Коране и сунне высокое и почетное место в религии. Более того, её положение подобно положению фундамента по отношению к зданию, сердца по отношению к телу и ствола – к дереву. Сказал Аллах, Пречист Он:
﴿ أَلَمْ تَرَ كَيْفَ ضَرَبَ اللّهُ مَثَلاً كَلِمَةً طَيِّبَةً كَشَجَرةٍ طَيِّبَةٍ أَصْلُهَا ثَابِتٌ وَفَرْعُهَا فِي السَّمَاء ﴾
Значимость ‘акъиды – велика, её положение – высокое, а её место в религии - возвышенное! Убеждения крепко заложены в души приверженцев этой ‘акъиды и таятся в сердцах её сторонников. От неё они «оживали», на неё опирались и за эту ‘акъиду боролись. Достоинство этой ‘акъиды возвысилось в душах её приверженцев и вознеслось её место в их сердцах так, что посредством неё сердца укрепились и упрочились. По причине правильных убеждений были основаны и приведены в порядок праведность в поступках, стойкость в манхадже, полнота в деяниях, усердие в подчинении и поклонении и неукоснительное выполнение приказов Всеблагого и Пречистого Аллаха. Каждый раз как крепли убеждения в душах верующих и становились устойчивее и сильнее в их сердцах – это побуждало их ко всякому благу и помогало в обретении спасения, праведности и прямоты.
В связи с этим стала очень важной забота об этой ‘акъиде. Увеличилось внимание к ней и забота о ней так, что затмила все остальные заботы. Сохранение этих убеждений стало первостепенным делом и даже это стало важнее, чем забота об их еде, питье, одежде и всех остальных вопросах. И всё это по причине того, что эта ‘акъида – это сущность жизни их сердец.
Сказал Аллах, Пречист Он:
﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ اسْتَجِيبُواْ لِلّهِ وَلِلرَّسُولِ إِذَا دَعَاكُم لِمَا يُحْيِيكُمْ ﴾
Эта ‘акъида – это настоящая жизнь для сердец верующих, источник роста их дел, исправления и установления прямоты в их поведении, пути и дороге. Поэтому велика была их забота о ней как посредством знаний и убеждений, так и посредством усилия, старания, стойкости и оберегания и неуклонного выполнения повелений Всеблагого Всевышнего Аллаха.
Поистине достоверная, ясная и чистая Ислямская ‘акъида – это значительнейшая наука, наиважнейшая обязанность, забота о которой должна быть предпочтена перед всеми остальными заботами и делами. Если мы поразмыслим над жизнеописаниями наших наилучших праведных предков, да одарит их Аллах Своей милостью, поселит в раю и да воздаст им наилучшим благом, то увидим их великое усердие и проявление сильного внимания и заботы к ‘акъиде и что она была для них первостепенной заботой по сравнению со всеми остальными делами. Это было самой великой потребностью, главным устремлением, благороднейшей и почтеннейшей целью для них. Их забота об ‘акъиде проявилась в самых разнообразных сферах и различными стараниями. Из их проявления заботы об ‘акъиде, что также относится к причинам её стойкости, непоколебимости, сохранности - это то, что они писали о ней полезные труды и прекрасные книги, в которых утверждались, разъяснялись и растолковывались эти убеждения. Также в этих работах указывались доказательства, на которых строится эта ‘акъида, опровергались козни её врагов, нападки её противников, отрицания му’аттылей, искажения чрезмерствующих и тому подобное из разных несостоятельных измышлений и того, чему она подвергалась. Праведные предшественники, да одарит их Аллах Своей милостью, встали горой на этом великом поприще, проявив огромное усердие и совершив великие деяния в защиту и поддержку этой ‘акъиды, выполняя великую обязанность по отношению к ней. Саляфы написали множество книг, разъясняя и растолковывая её, приводя непреложные доказательства, свидетельствующие о её истинности. Количество их – сотни и даже тысячи как подробных так и сокращенных произведений, как включающих в себя разъяснение множества разделов вероубеждения, так и посвященных конкретным темам, как подтверждающих и поддерживающих истину, так и опровергающих сомневающихся её противников. Самые достойные среди саляфов перенимали ‘акъиду от тех, кто был прежде так тщательно и ясно, как светит солнце в середине дня, отчетливо без всяких невнятностей и запутанностей по причине достоверности её подтверждающих свидетельств, здравости её доказательств, её крепости, правильности и очевидности. Верующие наследовали её последователям поколение за поколением и век за веком. Каждое поколение оберегало эту ‘акъиду великой опекой и заботилось о ней огромной заботой, а затем передавало её тем, кто был после в неизменном, неискаженном и первоначальном виде. Следующее поколение, переняв эти убеждения, оберегали их так же, как и их предки, проявляло к ним такое же внимание, как и те, кто был прежде. И таким образом они наследовали её поколение за поколением, и не переставала существовать придерживающаяся истины победоносная община из уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Не навредят ей ни те, кто оставил её без помощи, ни те, кто противоречил и противостоял ей до наступления Судного часа.
Тема же этого разговора – о непоколебимости этой ‘акъиды – ‘акъиды праведных предшественников, да одарит их Аллах Своей милостью, и её сохранности от изменений на протяжении долгих веков. Она осталась здоровой и крепкой даже по истечении такого огромного промежутка времени. То вероубеждение, на котором стоят сегодня ахлю-с-сунна, придерживающиеся Книги и Сунны – это то же самое вероубеждение, к которому призывал Пророк, мир ему и приветствия. Также это та самая ‘акъида, на которой были сподвижники и те, кто последовал за ними наилучшим образом. Они передавали её друг другу и наследовали до тех пор, пока она не дошла до наших времён в ясном и чистом виде.
Да, отошли от неё некоторые народы, впав в заблуждение, и отклонились от неё многие люди, тем самым разделившись на течения и сбившись с правильного пути и прямой стези. Указал благородный Пророк, мир ему и благословения, на то, что это произойдёт, сказав: «Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем после меня. Держитесь за это коренными зубами и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!»1
Также он сказал в другом хадисе: «…и, поистине, эта община разделится на семьдесят три группы, из которых семьдесят две будут в огне, а одна — в раю».2 Одна лишь группа останется со здоровой религией, прямым манхаджем и достоверной ‘акъидой, потому что она черпает всё это из прозрачно чистого источника и ключа, который не загрязнён какой-либо мутью. Эта спасшаяся община основывается на книгу Аллаха и сунну Его пророка, благословения Аллаха ему и Его приветствие. Их уделом в убеждениях и прочих разделах религии стали благополучие, знание, мудрость, высокое положение и они имели больше прав на это и были достойны этого, т.к. взяли ‘акъиду из её источника - книги их Господа и сунны их пророка, да благословит его Аллаха и приветствует. Обезопасил их Аллах тем, что не овладели ими страсти и не попались они в сети сомнений и не уклонились в сторону своих умозаключений, мнений, склонностей и т.п., устремившись к познанию правильных убеждений, опираясь на книгу Аллаха и сунну Его пророка, да благословит его Аллаха и приветствует.1 Абу Давуд (4607), ат-Тирмизи (2676), Ибну Маджах (42), Ахмад (4/126, 127) и др. [См.: «ас-Сильсиляту-с-Сахиха» шейха аль-Альбани (2735)] – Здесь и далее в квадратных скобках примечания переводчика.
Нет сомнений в том, что существуют определённые причины, послужившие становлению, сохранению, неизменности и утверждению этой ‘акъиды в душах её приверженцев с помощью Господа, пречист Он и возвышен. Один лишь Он – Дарующий успех и Наделяющий милостями. Благодеяния – в Его руке и он дарует их тому, кому пожелает. Аллах – обладатель великой щедрости. Помощь Аллаха, Его содействие, Его наставление и Его поддержка – это самое великое, посредством чего установилось их благополучие и укрепилась эта ‘акъида в их душах. Аллах – лучший хранитель и Он – милостивейший из милостивых!2 Ахмад (4/102), Абу Давуд (4597). Аль-Альбани назвал достоверным. См.: «ас-Сильсиля ас-сахиха» (203).
Исходя из этого, каждый мусульманин обязан упрочить свою связь с Аллахом и постоянно просить у Него помощи, содействия, поддержки и благополучия, т.к. всё в руке Всеблагого Всевышнего Аллаха:
﴿ وَمَا تَوْفِيقِي إِلاَّ بِاللّهِ عَلَيْهِ تَوَكَّلْتُ وَإِلَيْهِ أُنِيبُ ﴾
Нет сомнений в том, что существует много причин после содействия Господа, велик Он и возвышен, и Его заботы, пречист Он, которые послужат предпосылками для становления, укрепления и укоренения этой ‘акъиды в душах её приверженцев и также для убережения их от изменчивости, хамелеонства и отклонения от истинного пути. Также вне сомнений, является крайне полезным и необходимым для мусульманина в его жизни изучить эти причины, посредством которых достигается стойкость в ‘акъиде и её неизменность, чтобы поселить её в своей душе и заботиться о ней наилучшей заботой, во всём этом обращаясь за помощью к Всеблагому Всевышнему Аллаху.
В процессе ознакомления и размышления над словами обладателей знания, да одарит их Аллах Своей милостью, касающимися этой великой темы, было облегчено мне обнаружить много причин, приводящих к становлению, закреплению и непоколебимости ‘акъиды в сердцах её приверженцев и также к тому, что она не будет изменена и искажена. Я кратко упомяну то, что облегчит мне Аллах в нижеследующих пунктах:
1. Опора на Коран и Сунну.
Приверженцы этой ‘акъиды крепко держатся за книгу Аллаха и сунну Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они твёрдо верят во всё то, что пришло в книге Аллаха и сунне Его пророка, мир ему и приветствия, и полностью убеждены в том, что не является дозволенным оставление чего-либо из Корана и Сунны. Каждый мусульманин обязан верить и подтверждать всё то, что содержится в Коране и сунне Его пророка, мир ему и приветствия. Они уверовали во все шари’атские тексты, повествующие об Аллахе, Его именах, Его качествах, Его пророках, о судном дне, предопределении и тому подобном. Они уверовали во всё это как в-общем, так и в подробностях: в-общем во всё то, о чем сообщил Всеблагой Всевышний Аллах из постулатов веры, и также подробно во всё то, о чем дошло до них знание из книги Аллаха и сунны Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
﴿ إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ الَّذِينَ آمَنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ ثُمَّ لَمْ يَرْتَابُوا ﴾
Шейху-ль-Ислям ибну Таймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, говорит: «Основным правилом различения между истиной и ложью, прямым путём и заблуждением, стезёй правоты и лжи, дорогой счастья и спасения и дорогой несчастья и гибели является сделать то, с чем отправил Аллах посланника и с чем ниспослал писание истиной, за которой обязательно следовать. И только посредством этого достигается различение, наставление, знание и вера. Ты должен подтвердить, что это – истина и правда, а всё, что есть помимо этого из слов людей, сравнивается с Кораном и сунной, и если эти слова соответствуют Корану и сунне, то это – истина, а если противоречат, то это – несостоятельная ложь. Если же человек не знает, соответствуют какие-то слова Книге и сунне или же противоречат им по причине общности этих слов и неясности того, что имел ввиду произнёсший их, либо по причине того, что он не знает пришел ли Посланник с подтверждением этих слов или их опровержением даже если и стало ясно, что подразумевал под ними их автор, то обязательно мусульманину промолчать и не разговаривать кроме как на основании знания. Знание же – это то, на что указывает довод, а полезное из знаний – это то, с чем пришел Посланник, да благословит его Аллах и приветствует». См.: «Маджму'у-ль-фатауа» (13/135-136).3 Передал эти слова имам аль-Бухари (9/154) от имама аз-Зухри, да одарит его Аллах Своей милостью.
Это и есть сущность пути приверженцев сунны и единой общины, да помилует их Аллах, в этом великом вопросе: опора на книгу и сунну, посредством которой достигается здравость и непоколебимость и как сказал шейху-ль-Ислям, да одарит его Аллах Своей милостью, в другом месте, и он очень часто повторял эти слова: «Тот, кто противоречит доводу – сбился с прямого пути, и нет далиля, кроме как в том, с чем пришел посланник, да благословит его Аллах и приветствует». См.: «Мифтах дари-с-са’ада» ибну-ль-Къаййима (с.90). Также говорил ибну Аби-ль-’Изз в своём шархе на «аль-‘Акъиду ат-Тахауийя»: «Как можно постичь фундаментальные знания Исляма, не следуя тому, с чем пришел посланник, да благословит его Аллах и приветствует?!» См.: «Шарх аль-‘Акъида ат-Тахауийя» (с.18). Т.е. это невозможно и нереально. Следовательно, их опора, да помилует их Аллах, на то, что пришло в книге Аллаха и сунне Его пророка, мир ему и приветствия, и их подчинение тому, что в них передано, является великой причиной для непоколебимости и стойкости их ‘акъиды. И ни один из представителей ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а, да помилует их Аллах, не придумывал убеждение от себя, и не являлся с сочиненной религией или своим мнением, склонностью или мыслью. Те, кто поступает таким образом – это последователи своих страстей (нововведенцы). Их убеждениям не присуща непоколебимость, наоборот – они часто меняют убеждения и «перестраивают» основы своей религии заново, как об этом будет упомянуто далее.
Что же касается приверженцев сунны, то ни один из них не придумывал какие-либо убеждения от себя, однако всего лишь опирался и основывался на книгу Аллаха и сунну Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
И здесь я приведу крайне образцовые слова Шейху-ль-Исляма ибну Таймийи, да одарит его Аллах Своей милостью, в которых он говорит: «Вероубеждения не принадлежат ни мне, ни тем, кто выше меня4, однако они берутся от Аллаха, Пречист Он и Возвышен, Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и из того, в чем единогласны праведные предшественники этой уммы. Убеждения берутся из книги Аллаха, хадисов (приведённых в сборниках) аль-Бухари, Муслима и известных (своей достоверностью) хадисов других (имамов), а также из того, что достоверно передано от саляфов этой обшины». См.: «Маджму’у-ль-фатауа» (3/203).
Также он говорил, да одарит его Аллах Своей милостью: «Убеждения аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, а также убеждения предшественников религии Ислям, таких как Малик, ас-Саури, аль-Ауза’и, ибну-ль-Мубарак, Ахмад ибну Ханбаль и Исхакъ ибну Рахавейх, являются такими же, как и убеждения шейхов, за которыми следуют, как аль-Фудейль ибну ‘Ийад, Абу Сулейман ад-Дарани, Сахль ибну ‘Абду-Ллах ат-Тустари и другие. Поистине, между этими имамами и подобными им не было никаких разногласий в основах религии. Также и Абу Ханифа, да пребудет над ним милость Аллаха: воистину, те убеждения, которые установлены от него в вопросах единобожия (таухид), предопределения (къадр) и тому подобном, соответствуют воззрениям этих имамов. ‘Акъида этих предводителей общины – это ‘акъида сподвижников и тех, кто последовал за ними наилучшим образом, а это то, что пришло в книге и сунне». См.: «Маджму’у-ль-фатауа» (5/256).4 Т.е. я не таков, чтобы придти с каким-то убеждением, основанным и придуманным мной самим. И точно таковы также и те, кто выше меня и достойнее меня, как имамы Ахмад, аш-Шафи’и, Малик и другие имамы из предводителей религии. Ни один из них не выдумывал убеждения от себя.
Итак, это первая основа и первый пункт из причин непоколебимости и сохранности этой ‘акъиды в душах ее приверженцев: опора на Коран и Сунну. Без опоры на них не будут достигнуты сохранность воззрений, здравость и прямота.
2. Вера в достаточность Корана и Сунны.
Саляфы, да помилует их Аллах, твердо верили, что Коран и Сунна полностью включают в себя правильное вероубеждение, и нет в них никакого недостатка ни с какой стороны. Поистине, верные убеждения совершенно ясно, очевидно и понятно изложены совершенным образом в книге Аллаха и Сунне Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал Всевышний Аллах:
﴿ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ ﴾
﴿ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلاَمَ دِينًا ﴾
В писании Аллаха и сунне разъяснено всё, в чем нуждаются люди из вопросов убеждений, вопросов поклонений, взаимоотношений, нравственности, правил поведения и даже передаётся в достоверном хадисе от ‘Абду-Ллаха ибну ‘Амра, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Какого бы пророка не посылал Аллах до меня, его обязанность состояла в том, чтобы указать своей общине на все то благо, которое было ему известно, а также предостеречь их от всего зла, о котором было ему известно». «Сахих» Муслима (1844).
Ахлю-с-сунна уверовали полноценным образом и твердо убедились в том, что убеждения, обряды поклонения, правила поведения и другие разделы религии изложены в Коране и Сунне в самом ясном виде. Затем приверженцы сунны стали крепко придерживаться и полагаться беспрекословной опорой на то, что пришло в книге Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не нуждаясь возвращаться в этих вопросах к чему-либо помимо того, что сообщается в книге Аллаха и Сунне Его пророка, да пребудут над ним благословения Аллаха и Его мир. Они проявили колоссальную стойкость на книге Аллаха и Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует и посредством всего этого обрели полное благополучие и спасение.
Шейху-ль-Ислям ибну Таймийя, да одарит его Аллах Своей милостью, говорит: «Воистину посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил всю религию, как её основные вопросы, так и дополнительные, как скрытые, так и явные (её составляющие), как её знание, так и её деяния. Эта основа – фундаментальный принцип знания и веры, и тот, кто будет сильнее держаться за неё, будет ближе к истине, как в знании, так и в практике». См.: «Маджму’у-ль-фатауа» (19/155).
И он имел в виду под основой – полную опору и беспрекословное следование за книгой Аллаха и Сунной Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому что в них объяснена вся религия полностью: ‘акъида, обряды поклонения и поведение.
В них подробно описаны даже тонкие моменты, касающиеся благопристойности, как например нормы, связанные со справлением нужды, правила очищения, взаимоотношений и тому подобного. И разве возможно такое, чтобы эти тонкости были подробно освещены в них, а вопросы убеждения были оставлены, не будучи разъясненными?!
Это немыслимо, как сказал об этом имама Малик ибну Анас – имам города Медины («дар-уль-хиджра»), да одарит его Аллах Своей милостью: «Невозможно, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил своей общине абсолютно всё вплоть до правил справления нужды, но не разъяснил им единобожие (ат-таухид)»5
Исходя из этого, становится ясно, что Коран и Сунна вобрали в себе всё благо, полное прямое руководство, абсолютную правильность во всех вопросах: убеждениях, обрядах поклонения, взаимоотношениях и нравах. Человек получит свою долю безопасности, здравости и прямоты в религии в зависимости от того, насколько крепко он придерживается Книги Аллаха и Сунны Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал Малик, да одарит его Аллах Своей милостью: «Сунна - это ковчег Нуха! Кто взойдет на этот ковчег, обретет спасение, а кто не взойдет — утонет».65 [Подобные слова приводит Абу-ль-Фадль ’Абду-р-Рахман ар-Рази в «Замму-ль-калям» (250)]
3. Возвращение к Корану и сунне при разногласиях.6 [См.: «Замму-ль-калям» (885) аль-Харауи, «Тарих Багъдад» (7/336), «Маджму‘у-ль-Фатауа» (4/137)]
Из причин непоколебимости ‘акъиды в сердцах её приверженцев то, что ахлю-с-сунна возвращаются и основываются на то же самое, что и (праведные) предшественники. В их душах утвердилось, что во время любых спорных ситуаций, разногласий и т.п. они не опираются и не обращаются за решением ни к чему, кроме книги Аллаха и сунны Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Они знают убежденным знанием, что тяжба, разногласие и т.п. не устранятся и не исчезнут, кроме как при возвращении к книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как сказал Аллах, Пречист Он:
﴿ فَإِن تَنَازَعْتُمْ فِي شَيْءٍ فَرُدُّوهُ إِلَى اللّهِ وَالرَّسُولِ إِن كُنتُمْ تُؤْمِنُونَ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ ذَلِكَ خَيْرٌ وَأَحْسَنُ تَأْوِيلاً ﴾
Нет никаких сомнений в том, что если поведение мусульманина будет таковым, что в тех вопросах, где произошло разногласие среди людей, он будет опираться на книгу своего Господа и сунну своего пророка, мир ему и приветствия, то ему будут гарантированы непоколебимость, здравость, стойкость и отсутствие переменчивости и колебаний в убеждениях. Они всегда возвращаются в спорных вопросах и в том, в чем разногласят люди к книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Является известным и установленным, что любой возникший спор и любое существующее разногласие между людьми не решатся и не исчезнут, кроме как при возвращении к книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как мнения – разнообразны, интеллекты – различны, взгляды – несхожи. Поэтому, несомненно, нет пути к решению споров и устранению разногласий кроме правдивого и похвального возвращения всех ведущих тяжбу к книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Это великая причина из причин стойкости и непоколебимости приверженцев истины на истине.
4. Здравость и сохранность врождённого естества (фитра) саляфов.
Фитра – милость от Всеблагого Всевышнего Аллаха, и дар от Него, Всемогущ Он и Велик, для Своих рабов. Он, Велик Он и Возвышен, оказал благодеяние и милость своим творениям, создав их всех на этом естестве, как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Каждый младенец рождается на своей естественной основе (Исляме), однако его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника!» Аль-Бухари (1385), Муслим (2658). Люди были созданы на фитре, и не изменилась она у ахлю-с-сунна, оставшись здоровой. Аллах сохранил её от изменений, искажений и отклонений. Что касается естества остальных людей, то оно, в большей или меньшей мере, испортилось.
Сказал Всевышний Аллах в хадисе аль-къудси: «Поистине, Я создал всех Своих рабов единобожниками (ханифами), но пришли к ним шайтаны, которые отвратили их от их религии…» Муслим (2365).
Сказал Аллах, Пречист Он, в Священном Коране:
﴿ وَإِنَّهُمْ لَيَصُدُّونَهُمْ عَنِ السَّبِيلِ وَيَحْسَبُونَ أَنَّهُم مُّهْتَدُونَ ﴾
Отсюда становится ясно, что долгом каждого человека является охранять эту фитру и заботиться о ней, ведь это – из причин стойкости на прямом пути.
﴿ فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا فِطْرَةَ اللَّهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّهِ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ ﴾
5. Благоразумие последователей истины.
Ахлю-с-сунна ва-ль-джама’а - самые разумные люди, а их взгляды, мнения и путь (манхадж) – самые верные. Их разум всегда превосходит разум других людей, и нет в нём ни излишеств, ни упущений, как это обычно присуще приверженцам страстей и нововведений. Нет у саляфов и их последователей чрезмерности, которая явно наблюдается у глав приверженцев каляма и философских учений и тех, кто подражает им. Путём этих заблудших является предпочтение своих умов и разума над Книгой и Сунной, отбросив их на второй план. Они опираются полностью на свои умы, мнения и логические выводы: если разум считает что-то правильным (по их мнению), тогда они это принимают, а если разум что-то отвергает, то они оставляют это, даже если об этом сказали Аллах или Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Всё это по той причине, что источником и критерием у них является то, что соответствует разуму.
Предельно известно, что умы не одинаковы и поэтому когда некоторые люди стали опираться на разум, это стало причиной множества отклонений, мнений и путей, т.к. мышление у всех разное. Некоторые саляфы говорили: «Если бы страсти были одним единственным мнением, то кто-то мог бы сказать, что это и есть истина, однако всё это (различные) многочисленные страсти7». Таким же образом мы скажем: «Если бы умы были одним единственным умом, то кто-то мог бы сказать, что это и есть истина, однако это всего лишь различные умы»
Эти приверженцы страстей предпочитают свой разум над тем, с чем пришел Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, ставя его на первое место и опираясь на него как на основу. Ранее один из праведных предшественников говорил, что исходя из понятий этих людей, их адепт будто бы заявляет: «Я свидетельствую, что мой разум – Посланник Аллаха» вместо того, чтобы говорить: «Я свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», т.к. критерием и опорой для него является его разум.7 [Всевышний Аллах сказал:«Если же они не ответят тебе (о, Пророк), то знай, что (у них больше нет никакого довода и что) они следуют только за своими страстями. А кто (является) (ещё) более заблудшим, (нежели) чем тот, кто последовал за своей страстью без [оставив] руководство от Аллаха? Поистине, Аллах не ведёт (к истине) злодеев!» (аль-Къасас, 50).﴿ فَإِن لَّمْ يَسْتَجِيبُوا لَكَ فَاعْلَمْ أَنَّمَا يَتَّبِعُونَ أَهْوَاءهُمْ وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّنِ اتَّبَعَ هَوَاهُ بِغَيْرِ هُدًى مِّنَ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ لَا يَهْدِي الْقَوْمَ الظَّالِمِينَ ﴾
Шейху-ль-Ислям Ибну Таймийя говорил: «Каждый, кто не следует за знанием, следует за страстью!» См. «аль-Амру би-ль-ма’руф» (37).
Шейх Ибну-ль-Къаййим сказал: «Аллах разделил дела на два вида, и нет третьего. Либо следование за тем, что пришло от Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует), либо же следование за страстью. И любая вещь, с которой не пришел посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), является страстью». См. «И’ляму-ль-муваккъи’ин» (1/81)].
Это одна крайность по отношению к разуму - чрезмерность и возвышение разума выше его места, которое ему отведено. Есть также и другая крайность: а это упущение и небрежность, которые много наблюдаются у заблудших суфиев и невежд из их числа. Они отбрасывают свой разум в сторону, а затем погружаются с именем тасаввуфа в состояния, которые некоторые из них называют «аль-джазб» (экстаз), «аш-шатх» (экстатическое бессознательное восклицание), «аль-джунун» (безумие) и т.п. Тем самым они впадают в отвратительные виды отклонений, которые не принимает разум, не одобряет здравое мышление и к которому питает отвращение каждый человек. Происходит это по причине их полного отстранения от разума.
Приверженцы сунны, да помилует их Аллах – люди середины и справедливости. Они не переходят границу в отношении разума, не откладывают его в сторону и не играются им, однако ставят его на полагающееся ему место в отведённых для него рамках. Так же как у слуха, зрения и других органов чувств человека есть граница, которую нельзя нарушать, точно так же есть граница и у разума.
У разума есть четко очерченная граница и кто бы ни попытался вывести свой разум за её пределы – заблудится так же, как заблудились люди прежде.
И поэтому сохранились в благополучии умы приверженцев сунны и единства и были избавлены от отклонений, т.к. они использовали свой разум лишь в его установленных границах, а не предоставляли его самому себе.
﴿ إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالأَرْضِ وَاخْتِلاَفِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ لآيَاتٍ لِّأُوْلِي الألْبَابِ ﴾