С именем Аллаха Милостивейшего, Милующего!
Полное имя и почетные титулы имама:
Абу Джа’фар Мухаммад ибн Джарир ибн Йазид ат-Табари аль-Амули. Имел множест
во различных почетных з
ваний и титуло
в, будучи удостоенным их
вполне заслуженно,
в качест
ве с
видетельст
ва о глубине его познаний и понимания. Вот лишь неполный список его титуло
в: имам, муджтахид (ученый достигший
высокого уро
вня самостоятельных суждений), муфассир (толко
ватель Корана), мухаддис (хадисо
вед), хафиз (знаток), факых (ученый, разбирающийся
в тонкостях исламской юриспруденции), муаррих (историк), ‘алляма (
выдающийся ученый), мукри (препода
ватель пра
вильного чтения Корана), сика (а
вторитет, достойный до
верия), сабит (досто
верный передатчик).
Кунья (прозвище) имама:
Общепризнанное, среди историко
в и ученых-биографо
в, проз
вище имама - Абу Джа‘фар (отец Джа’фара), так он постоянно назы
вал себя сам. Однако следует отметить, что помимо этого его назы
вали Ибн Джарир (сын Джарира), относя его к с
воему отцу, а также ат-Табари с при
вязкой к месту его рождения – Табаристану.
Рождение и молодость имама:
Родился имам
в селении Амуль, что
в Табаристане,
в конце 224 г.х. (839 г.г.) Там же он про
вел с
вое детст
во и юношест
во. Его отец был состоятельным чело
веком и
все расходы на обучение и содержание сына
взял на себя, чтобы тот полностью пос
вятил себя шариатским наукам и не от
влекался от знаний
в поисках хлеба насущного. Такое решение его отец принял после того, как однажды
во сне у
видел, что его сын Мухаммад ибн Джарир шест
вует
впереди самого пророка, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует, держа
в с
воих руках мешок, до
верху наполненный камнями, и бросая их
впереди него. Этот сон ему истолко
вали как указание на то, что если его сын
вырастет, то станет искренним служителем этой религии, и будет защищать шариат пророка, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует, от разного рода искажений. Именно это послужило причиной того, что наш имам занялся глубоким изучением религии
в ранние годы с
воей жизни. Так,
в семь лет он полностью
выучил Коран,
в восемь – стал руко
водить коллекти
вной молит
вой людей, а
в де
вять – начал записы
вать хадисы, собирая их у шейхо
в Табаристана и его окрестностей, таких как Рэй и его про
винции. Благодаря этому, он о
владел крепким фундаментом для будущих знаний, приобрел закалку, и продолжил
выбранный им путь, соперничая
в постижении шариатских наук со с
воими с
верстниками. И надо сказать, что многие
в его
время зас
видетельст
во
вали, что он опередил их
в знаниях, отда
вая дань его памяти и усердию
в учебе, которые, с малых лет, сделали его одним из самых любимых ученико
в с
воих шейхо
в. Вот, что рассказы
вал об этих годах с
воей юности сам имам:
«Мы посещали Мухаммада ибн Ахмада ад-Дауляби, и изучали у него историю, а жил он в одном из селений Рэя, затем мы возвращались обратно, несясь сломя голову, как сумасшедшие, чтобы успеть на урок Мухаммада ибн Хумейда ар-Рази по записи хадисов». Го
ворят, что от Мухаммада ибн Хумейда ар-Рази он записал более ста тысяч хадисо
в, параллельно изучи
в у него тафсир, а знания фикха
взял у факиха земель Рэя – Абу Мукатиля. И
всем этим ему удалось о
владеть, не покидая предело
в с
воей родины, будучи молодым юношей шестнадцати лет от роду, со
всем неда
вно отмети
вшим с
вое со
вершеннолетие. Далее молодой Ибн Джарир, с да
вних пор мечта
вший
во что бы то ни стало
встретиться с имамом Ахмадом ибн Ханбалем, отпра
вляется для этой цели
в Ирак - за поиском но
вых знаний на чужбине. Все поездки имама, а также его пребы
вание
в других странах спонсиро
вались его отцом, который периодически отпра
влял ему деньги для того, чтобы тот полностью пос
вятил себя знанию, и не от
влекался ни на что иное, помимо него. Так, имам ат-Табари рассказы
вал:
«Однажды деньги отца, предназначенные на мое содержание, задержались, и я был вынужден оторвать рукава своей рубахи и продать их, чтобы выручить хоть какие-то средства». См. «Табакат аш-Шафи’йя» (3/120). Перед с
воей смертью его отец за
вещал ему сельхозугодия, часть доходо
в с которых на протяжении
всего года прежде посылал ему сам.
Путешествия на пути знаний:
Как только имам о
владел осно
вами шариатских наук у себя на родине, он отпра
вился
в путешест
вия на поиски знаний за ее пределами. Надо сказать, что поездки и личные
встречи с
виднейшими шейхами, при которых люди могли получать знания из уст
в уста, я
влялись отличительной чертой
всех ученых того
времени. В нашем случае, необходимость этого была обусло
влена также и тем, что имам ат-Табари жил
в эпоху,
в которой фиксация хадисо
в и устная передача их от шейха к ученику
все еще продолжалась, а их многие письменные сборники еще не были соста
влены. Как мы уже го
ворили ранее, сначала имам начал с
вои поездки с селений Рэя, а затем отпра
вился
в Ирак для
встречи с имамом Ахмадом ибн Ханбалем. Однако ему так и не удалось это сделать, так как, когда ему оста
валось со
всем немного, чтобы осущест
вить эту с
вою да
внюю мечту, пришло из
вестие о кончине имама Ахмада. Тем не менее, это не по
влияло на решимость имама ат-Табари и он продолжил с
вой путь
в Ирак, где
в Багдаде, Басре и Куфе
встретился с другими из
вестными учеными и хафизами того
времени. Среди которых,
в частности, были Мухаммад ибн Башшар (более из
вестный как Бандар), Исма’ил ибн Мухаммад ас-Судди, Ханнад ибн ас-Саррий, Мухаммад ибн аль-Мусанна, Мухаммад ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Сан’ани, Ахмад ибн Муни’, Я’куб ибн Ибрахим ад-Даураки, Мухаммад ибн аль-‘Аля аль-Хамдани (он же - Абу Курайб), Аль-Хасан ибн Мухаммад ибн аз-За’фарани.
Затем он отпра
вился
в Шам, где
в Бейруте
встретился с знатоком Корана Аль-‘Аббасом ибн аль-Уалидом аль-Бейрути, переня
в от него знания по способу чтения Корана (кыраат) жителей Шама.
В 253 г.х. (867г.г.) он отпра
вился
в Египет, но дойдя до Фустата, опять
вернулся на земли Шама. В 256 г.х. (870г.г.) он предпринял еще одну попытку путешест
вия
в Египет, и
в этот раз добра
вшись до Каира, изучил там фикх шафиитского мазхаба у Ар-Раби’а ибн Сулеймана аль-Муради и Исма’ила ибн Ибрахима аль-Музани. Там же он по
встречался с из
вестным историком Мухаммадом ибн ‘Абдуль-Хакамом, а также Йунусом ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Садафи, Ибн ас-Сираджем аль-Адибом и др. Кроме этого
в Египте ему посчастли
вилось получать знания от соратнико
в ‘Абдуллаха ибн Уахба аль-Кураши аль-Фихри - ученика имама Малика.
Затем он
вернулся
в Багдад, а оттуда к себе на родину
в Табаристан. Затем со
вершил еще д
ве поездки
в Багдад, где,
в конце концо
в, обосно
вался и жил
вплоть до с
воей смерти
в 310 г.х. (922г.г.)
Хатыб аль-Багдади
в «Тарих аль-Багдад», со сло
в аль-‘Аббаса аль-Бакри, описы
вает интересный случай, произошедший с имамом ат-Табари
в одном из его путешест
вий:
«Как-то раз в Египте, в одной поездке встретились Мухаммад ибн Джарир, Мухаммад ибн Хузейма, Мухаммад ибн Наср аль-Маруази и Мухаммад ибн Харун ар-Руяни. В путешествии они сильно потратились, и у них не осталось никаких съестных припасов, из-за чего их стало мучить чувство голода. Вечером они собрались в доме, в котором остановились, и приняли решение, что тот из них на кого падет жребий, должен будет выйти к людям с протянутой рукой, и просить у них еду для своих товарищей. Жребий пал на Ибн Хузейму и он сказал остальным: «Дайте мне время для совершения двух ракатов истихары». Когда он приступил к молитве, а они остались сидеть при свете свечей, к ним в дверь постучался посланец местного губернатора. Они открыли и он сказал: «Кто из вас Мухаммад ибн Наср?» - ему указали: «Вот он!» Тогда гонец вынул кошель с пятьюдесятью динарами и протянул ему. Затем он сказал: «А кто из вас Мухаммад ибн Джарир?» - и когда ему указали на него, он также вручил ему кошель с пятьюдесятью динарами. Затем он таким же образом дал по пятьдесят динаров Ибн Хузейме и ар-Руяни, после чего сказал: «Вчера днем, когда амир отдыхал, ему приснился сон о том, что некие люди, каждого из которых зовут Мухаммад, страдают от голода так, что сгибаются пополам. Поэтому-то он и послал эти кошельки вам. И он заклинает вас Аллахом, если данный приказ будет выполнен, чтобы вы послали одного из вас к нему».
После при
ведения этой истории будет уместным отметить, что на протяжении
всей истории исламской общины ее ученые,
в массе с
воей, были людьми неимущими и бедными.
Наиболее значимые шейхи от которых имам получил свои знания:
Имам ат-Табари
встретился со многими учеными с
воего
времени, и
воспринял знания от такого, поистине, огромного количест
ва шейхо
в, перечислить каждого из которых поименно будет делом далеко непростым. Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, после того как упомянул самых
важных из его учителей, сказал:
«…помимо упомянутых шейхов, он обучался также у такого количества людей, которые числом своим могли бы составить не одну общину».
Мы последуем примеру имама аз-Захаби и упомянем лишь наиболее из
вестных и
весомых из его шейхо
в:
1) Мухаммад ибн Хумейд ар-Рази ат-Тамими Абу ‘Абдулла (умер
в 248 г.х.- 862 г.г.) – это один из пер
вых его шейхо
в в Рэе. У него он изучал хадисы и тафсир.
2) ‘Имран ибн Муса ал-Лейси аль-Басри, более из
вестный как аль-Каззаз (умер
в 240 г.х.- 854 г.г.)
3) Абу Хаммам аль-Уалид ибн Шаджа’ ас-Сакуни (умер
в 243 г.х.- 857 г.г.)
4) Ахмад ибн аль-Муни’ аль-Багауи аль-Багдади Абу Джа’фар (умер
в 244 г.х.- 858 г.г.) – соста
витель из
вестного сборника хадисо
в «Муснад аль-Багауи».
5) Мухаммад ибн аль-‘Аля аль-Хамдани Абу Курайб аль-Куфи (умер
в 247 г.х.- 861 г.г.) Выдающийся Хафиз города Куфы. От него имам ат-Табари перенял около ста тысяч хадисо
в. Несмотря на с
вою
высокую ученую степень Абу Курайб был чело
век с
военра
вным и даже несколько грубым. Так, имам ат-Табари рассказы
вал об одном занятном инциденте, произошедшем между ним и этим шейхом:
«Однажды я вместе с другими людьми, изучающими хадисы, пришел к дому Абу Курайба, и стал ждать его выхода. Однако вместо того, чтобы выйти Абу Курайб принялся наблюдать за нами из окна. Ученики же, желая войти в дом, начали шуметь и громко звать его. Тогда он спросил нас: «Кто из вас выучил все, что записал с моих слов?» - присутствовавшие начали расспрашивать об этом друг друга, пока не дошли до меня и не спросили: «Ты выучил все, что записывал от него?» И я ответил: «Да». Тогда они сказали Абу Курайбу: «Спроси вот этого» - и я принялся рассказывать: «Поведал нам такой-то, в таком-то месте, в такой-то день…» Абу Курайб продолжал расспрашивать меня до тех пор, пока не проникся уважением ко мне, а когда закончил, сказал: «Вот ты-то и заходи ко мне». Я вошел, и он удостоил меня беседы с ним».
6) Ханнад ибн ас-Сарий ат-Тамими аль-Куфи (умер
в 243 г.х.- 857 г.г.)
7) Мухаммад ибн ‘Абдуль-Малик ибн Абу аш-Шауариб аль-Басри аль-Умауи (умер
в 244 г.х.- 858 г.г.)
8) Мухаммад ибн Башшар аль-‘Абди аль-Басри (умер
в 252 г.х.- 866 г.г.)
9) Имам хафиз Я‘куб ибн Ибрахим ад-Даураки (умер
в 252 г.х.- 866 г.г.)
10) Бишр ибн Му’аз аль-‘Акади аль-Басри (умер
в 245 г.х.- 859 г.г.)
11) Мухаммад ибн ‘Абду аль-А’ля ас-Сан’ани аль-Басри (умер
в 245 г.х.- 859 г.г.)
Все перечисленные
выше шейхи я
вляются хафизами (знатоками) хадиса и помещены
в один ряд не случайно. Дело
в том, что
все они были со
временниками имама Ахмада и находились с ним
в одном
временном з
вене передатчико
в хадисо
в, а соот
ветст
венно от пророка, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует, их отделяла самая короткая цепочка, и имам ат-Табари успел застать их жи
выми.
12) Ар-Раби’ ибн Сулейман аль-Азди (умер
в 256 г.х.- 870 г.г.). Имам ат-Табари
встретился с ним
в Египте, изучал у него фикх и
высказы
вания имама аш-Шафии.
13) Аль-Хасан ибн Мухаммад ибн аз-За’фарани аль-Багдади аш-Шафи’и (умер
в 260 г.х.- 874 г.г.) – изучал у него фикх шафиитского мазхаба.
14) Исма’ил ибн Яхья аль-Музани (умер
в 264 г.х.- 878 г.г.) – ученик имама аш-Шафи’и.
15) Мухаммад ибн ‘Абдулла ибн ‘Абдуль-Хакам аль-Малики (умер
в 268 г.х.- 881 г.г.) – историк. Я
влялся одним из тех, кого за пра
вильные
вероубеждения изгнали из Египта,
во
время смуты еретико
в по
вопросу о «сот
воренности Корана». Однако, несмотря на это, он сумел
выстоять перед лицом этой напасти и не поддался на призы
в раскольнико
в, а спустя какое-то
время даже
вернулся
в Египет.
16) Йунус ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Садафи (умер
в 264 г.х.- 878 г.г.) – изучал у него шафиитский мазхаб, а также передачи хадисо
в со сло
в имама аш-Шафи’и.
17) Сулейман ибн ‘Абдур-Рахман ибн Халляд ат-Тальхи (умер
в 252 г.х.- 866 г.г.) – у него он изучил различные способы чтения (кыраат) Корана.
18) ‘Али ибн Сирадж аль-Мисри Абу аль-Хасан (умер
в 308 г.х.- 920 г.г.). Имам изучал у него тонкости грамматики арабского языка и литературу.
19) Ахмад ибн Яхья Са’ляб аль-Куфи – у него он также изучал грамматику и литературу.
20) Абу Мукатиль – у него
в Рэе имам ат-Табари изучил фикх ханафитского мазхаба. В итоге он о
владел знаниям фикха трех мазхабо
в распространенных
в его
время, наряду с фикхом захирито
в, который он изучал у осно
вателя их мазхаба Дауда ибн ‘Али аль-Асбахани аз-Захири (умер
в 270 г.х.- 883 г.г.)
21) Шейх аль-‘Аббас ибн аль-Уалид аль-Бейрути. – у него, как мы уже упоминали
выше, имам изучал способ чтения (кыраат) Корана жителей Шама.
Наиболее известные из учеников имама ат-Табари:
Как мы уже сказали, имам ат-Табари, да помилует его Аллах, начал получать знания еще
в раннем
возрасте, успел застать многих крупных ученых и обучаться у них и о
владел самыми короткими цепочками преданий, отделяющих его от пророка, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует. По причине этого, а также того, что сам он прожил достаточно долгую жизнь (около
восьмидесяти шести лет) – многие искатели знаний его
времени стремились обучаться у него, дабы перенять
все то, что он
взял от
величайших ученых этой общины. Среди наиболее из
вестных и оста
ви
вших след
в истории исламской общины его ученико
в можно
выделить следующих:
1) Абу Шу’айб ‘Абдулла ибн аль-Хасан аль-Харрани (умер
в 295 г.х. – 908 г.г.) – был старше имама ат-Табари и изучал у него только хадисы. Из его произ
ведений на сегодняшний день уцелела лишь небольшая рукопись о пользах, из
влекаемых из некоторых хадисо
в, переданных им. Она хранится
в библиотеке государст
венного уни
верситета эр-Рияда.
2) Имам хафиз Абу аль-Касим Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани (умер
в 360 г.х. – 971 г.г.) – а
втор из
вестных сборнико
в хадисо
в «Му’джам аль-Кабир», «Му’джам аль-Аусат», «Му’джам ас-Сагир», а также других с
воих произ
ведений. Я
влялся крупным специалистом науки об от
воде и признании надежности передатчико
в хадисо
в (джарх уа та’диль). Изучал у имама хадис и тафсир.
3) Шейх аль-Кады Абу Бакр Ахмад ибн Камиль (умер
в 350 г.х. – 961 г.г.) – я
влялся судьей города Куфы, а
втор различных произ
ведений
в области фикха, таких как «Шурут аль-Кабир» и «Джами’ аль-Фикх», а также
в области истории и различных способо
в чтения (кыраат) Корана. В
вопросах фикха придержи
вался мазхаба с
воего учителя, и даже написал книгу, пос
вященную его биографии.
4) Имам Абу Ахмад ‘Абдулла ибн ‘Ади (умер
в 365 г.х. – 976 г.г.) – а
втор книг «Аль-Камиль фи ду’афаи ар-риджаль» и «’Иляль аль-Хадис».
5) Аль-Кады Абу аль-Фарадж аль-Му’афа ибн Закария ан-Нахрауани, более из
вестный как Ибн Таррар (умер
в 365 г.х. – 1000 г.г.) – был одним из из
вестнейших ученых с
воего
времени, отличался феноменальной памятью и умом. Самый
выдающийся из ученико
в имам ат-Табари
в знании его книг наизусть. Так, наизусть он знал
весь мазхаб с
воего учителя и даже написал комментарии к его книгам «Аль-Хафиф» и «Ахкаму шараи’ аль-Ислям». А
втор толко
вания Корана «Аль-Баян аль-муджиз ‘ан ’улюм аль-Куран аль-Му’джиз»
в шести томах.
Помимо этих, у имама ат-Табари были множест
во других ученико
в, которые хоть и не были столь заметны, как предыдущие, однако благодаря обучению у самого ат-Табари, снискали из
вестность и почет среди людей.
Ученые-биографы, упоминали о том, насколько трепетным и заботли
вым был имам ат-Табари к с
воим ученикам. Он часто посещал их, когда они болели, утешал и помогал бедным из их числа, а также оказы
вал им многие благодеяния, за что заслужил их любо
вь и у
важение. Ученики имама ат-Табари отда
вали должное не только его знаниям и памяти, но также его нра
вам, благо
воспитанности и
великодушию. Порой имам из-за отъезда кого-либо из с
воих ученико
в переносил уроки до тех пор, пока этот ученик не
воз
вращался, чтобы не получилось так, что из-за с
воего отсутст
вия тот упустит что-либо из знаний. Так он делал, когда приступал с группой с
воих ученико
в к изучению какой-то определенной книги, что же касается передачи и записи хадисо
в, то уроки по ним он не приостана
вли
вал. Также он часто со
вето
вался со с
воими учениками по по
воду объема текста, который они записы
вали от него под дикто
вку,
видя, что многие неспособны его осилить.
Одним из с
видетельст
в его заботы о с
воих учениках может служить история, которую передают некоторые биографы. Однажды на одном из собраний имама ат-Табари его ученик аль-Кады ибн Камиль под
вергся оскорблению со стороны других его ученико
в, из-за чего надолго покинул его уроки. Когда же имам ат-Табари сумел
встретиться с ним, то стал просить у него прощения и опра
вды
ваться, сло
вно это он оскорбил его, и делал это до тех пор, пока тот не забыл об обиде и не
вернулся к занятиям.
Распорядок дня имама ат-Табари, как описы
вают его со
временники, был следующим: он за
втракал, затем оде
вал льняную рубаху с короткими рука
вами, умащенную сандалом и розо
вым маслом, и ложился спать. Затем он
вста
вал, со
вершал омо
вение и приступал к полуденной молит
ве, после чего
вплоть до наступления
времени следующей молит
вы пос
вящал
время работе над с
воим книгами и сочинениями. После со
вершения послеполуденной молит
вы он садился со с
воими учениками и дикто
вал им под запись но
вый материал, а также занимался закреплением пройденного и разъяснением того, что им было неясно, и так до наступления
времени закатной молит
вы. После закатной молит
вы и
вплоть до наступления
вечерней, он да
вал уроки по фикху, а после со
вершения намаза
воз
вращался к себе домой. Ночное
время он пос
вящал чтению с
воей дне
вной нормы Корана, сну и прочим с
воим делам.
Память имама, его сообразительность и внешний вид:
Имам ат-Табари был
высокого роста, имел стройное телосложение, смуглую кожу и широко посаженные большие глаза. У него была густая черная борода с незначительной проседью и черные
волосы. Незадолго до с
воей смерти, уже после того, как скончался его шейх Дауд аз-Захири, он потерял зрение. Он был разборчи
в в пище, не любил финики и мед. Страдал хроническим пле
вритом, который
время от
времени обострялся.
Имам ат-Табари был из
вестен тем, что имел некоторые знания по медицине и когда заболе
вал, лечил себя сам. Рассказы
вают как однажды,
во
время его болезни,
визирь ‘Али ибн ‘Иса напра
вил к нему
врача, и когда тот пришел к нему, имам стал описы
вать ему с
вой недуг, рассказы
вать какие лекарст
ва он принял, а также какие меры собирается предпринять еще. Выслуша
в его,
врач сказал:
«У меня нечего добавить к тому, что ты сам прописал себе и клянусь Аллахом, если бы ты был из числа нашей общины[1], я непременно был бы твоим последователем».
Что касается памяти и ума имама ат-Табари, то это не нуждаются
в особых пох
валах, поскольку общеиз
вестно, что они были со
вершенны. О многом го
ворит история с его шейхом Абу Курайбом, которую мы при
водили
выше, а также то, что
в с
вои семь лет он
выучил Коран наизусть. В дополнение к этому можно при
вести также и то, что его шейх Абу аль-Хасан ‘Али ибн Сирадж аль-Мисри не знал никого, кто бы помимо ат-Табари знал наизусть поэму Тырмаха Ибн Хакима «ад-Диуан»
[2]. Мало того что имам ат-Табари знал ее наизусть, так он еще и записал шейху эту поэму с разъяснением значений редких и малопонятных сло
в, которые
в ней
встречаются. Уместным будет при
вести и сло
ва самого имама ат-Табари о с
воих феноменальных способностях. Так, он рассказы
вал:
«Однажды я попросил у своего друга книгу о стихотворных размерах и метрике «аль-‘Уруд» известного знатока арабского языка и связанных с ним наук имама Халиля ибн Ахмада аль-Фарахиди. Он принес мне ее, и я прочитал ее за ночь. И если вечером я ничего не смыслил в стихотворных размерах, то уже утром я стал специалистом в этом вопросе».
Примеро
в подобных ему
в последующих поколениях этой общины было не так уж и много и одним из них был шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах.
Убеждения имама:
Имам Мухаммад ибн Джарир ат-Табари я
вляется одним из
величайших ученых последо
вателей Сунны и единой общины (Ахлю Сунна уа-ль-джама'а), следующих
вероубеждениям и пути пер
вых поколений мусульман (саляф салих)
в вопросах божест
венной единст
венности и исключительности Аллаха (таухид), а также других осно
вах пра
вильных
вероубеждений. Он
во
всем следо
вал мазхабу ученых-последо
вателей хадиса (ахль аль-хадис), которые я
вляются спасшейся и победоносной общиной. Неиз
вестно, чтобы он
в чем-то проти
воречил им и его тафсир Корана «Джами’ аль-Баян», служит лучшим тому подт
верждением.
Стоит отметить, что некоторые его со
временники об
виняли его
в кое-каких заблуждениях, однако
все это было далеко от истины, как писал об этом имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказа
вший:
«Имам ат-Табари относился к числу мужей, отличавшихся своим совершенством. Были те, кто порочил его, обвиняя в некоторой склонности к шиизму, однако мы не видели от него ничего кроме блага. Так некоторые из них передавали от него, что во время омовения, вместо мытья ног, он разрешал протирать их (подобно шиитам), однако мы ни разу не встречали этих слов в его книгах». См. «Сияр А’лям ан-Нубаля» (14/277).
Также имам аз-Захаби писал:
«Сын Абу Дауда и его сторонники выступили против Ибн Джарира, причислив его к «новшеству ляфза». В ответ на это он составил прекрасный и известный нам труд, посвященный вероубеждениям, в котором разъяснил свою полную непричастность к тому, что несправедливо говорили о нем, заставляя его страдать от этого». См. «Мизан аль-И’тидаль» (2/435).
Речь идет о его книге «Сарих ас-Сунна»
[3],
в которой он кратко изложил с
вои убеждения и подт
вердил, что я
вляется последо
вателем ученых пер
вых поколений Ислама (саляф салих). Шейх аль-Ислам ибн Таймия писал:
«В книге «Сарих ас-Сунна» Абу Джа’фар ат-Табари описал известный мазхаб последователей Сунны по вопросу Корана, лицезрения Аллаха, веры, предопределения, сподвижников и прочего». (См. «Маджму’ аль-Фатауа» 6/187)
Набожность имама и его образцовое исповедание религии:
Отличительной чертой ученых Ислама,
в любую эпоху, я
влялось их строгое соблюдение законоположений религии, которые они познали из пер
воисточнико
в, и
в этом отношении имам ат-Табари, да помилует его Аллах, не был исключением.
Он
всегда добросо
вестно
выполнял
все с
вои религиозные обязанности, даже если это да
валось ему нелегко. Его соратник Абу Бакр ад-Динауари рассказы
вал:
«Это было в понедельник, в тот день, когда он скончался. Ибн Джарир попросил принести ему воды, чтобы совершить омовение для полуденной молитвы или же для того, чтобы просто обновить его. Тогда люди стали говорить ему: «Отложи полуденную молитву до наступления времени послеполуденной и соверши их вместе, ведь Аллах, Пречист Он, сделал послабление для больных и людей, имеющих веские основания для совмещения молитв, о чем говорится в хадисе Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры и др.» Однако имам, да помилует его Аллах, отказался, и обе молитвы совершил отдельно – каждую в свое время, в самом совершенном и прекрасном виде. После чего, к концу этого дня, он скончался».
Имам ат-Табари был из числа ученых, которые за
всю с
вою жизнь так ни разу и не женились. Он часто го
ворил о себе следующее:
«Я никогда не снимал своих штанов ни для запретного, ни для дозволенного».
Имам ат-Табари обладал краси
вым и проникно
венным голосом, из-за чего,
в месяц Рамадан, ему поручали руко
водить молит
вой-тарауих и
виднейшие ученые его
времени приходили для того, чтобы послушать его прекрасное чтение Корана. Абу ‘Али ат-Тумари рассказы
вал:
«Во время Рамадана, я ходил в мечеть вместе с Абу Бакром ибн Муджахидом[4] для совершения там молитвы тарауих под его руководством. Как-то раз, в одну из последних десяти ночей Рамадана, он вышел из своего дома и пошел по направлению к своей мечети, однако дойдя до нее, прошел мимо, и продолжал идти пока не дошел до мечети Ибн Джарира, находившейся в конце «Базара аль-‘Аташ». Дойдя до нее, он встал рядом с ее входом, а в это время Ибн Джарир читал суру «ар-Рахман». Шейх долго слушал его чтение, затем повернулся и пошел обратно. Все это время, находясь вместе с ним, я спросил его: «Учитель, ты заставил людей ждать тебя только для того, чтобы послушать его чтение?!» - на что он ответил: «Перестань, о Абу ‘Али. Вот уж не думал я, что Аллах создал человека, способного так прекрасно читать Коран!»
Одним из с
видетельст
в набожности и богобоязненности имама может служить история произошедшая с ним и халифом того
времени Аль-Муктафи биЛлях (289-295 г.х.), который однажды сказал с
воему
визирю Аль-Хасану ибн ‘Аббасу:
«Я хочу потратить средства в качестве благотворительности, на которые была бы составлена книга, со всеми достоверными и правильными высказываниями ученых, чтобы положить конец разногласиям». Ему сказали:
«Это не под силу никому кроме Ибн Джарира». Тогда он
велел при
вести к нему Ибн Джарира, которому и было поручено соста
вить для них эту книгу. Когда работа была за
вершена, халиф распорядился
выдать ему
вознаграждение
в виде денег, которых бы х
ватило на целый год безбедной жизни, но имам отказался от них. Тогда халиф стал настаи
вать на том, чтобы он
взял плату, либо попросил о
выполнении какого-либо с
воего желания. И имам сказал:
«Да. У меня есть одно желание. Я прошу правителя верующих о том, чтобы он отправил к моему жилищу стражу, которая бы не пускала ко мне попрошаек, приходящих за подаянием каждую пятницу». После этих сло
в халиф и его губернаторы прониклись у
важением к имаму, да помилует его Аллах, и
выполнили его просьбу.
Также рассказы
вают, как однажды
визирь Аль-‘Аббас ибн аль-Хасан послал имаму ат-Табари письмо с просьбой соста
вить для него краткий сборник по
вопросам фикха,
в от
вет на которую имам написал с
вой труд «Аль-Хафиф фи ахками Шараи’ аль-Ислям». Он отпра
вил этот труд
визирю, тот прочитал его, и, будучи изумлен написанным, отпра
вил имаму тысячу динаро
в в качест
ве подарка. Однако имам, да помилует его Аллах, отказался принять их. Когда
визирь узнал об этом, он попросил, чтобы имам
взял их и раздал
в качест
ве подаяния тому, кому считает нужным. Однако имам сказал:
«Они и без меня знают тех, кто заслуживает их подарков».
Смелость и отвага имама на пути открытого призыва к истине:
Имам ат-Табари жил
во
времена
великих смут,
в усло
виях разгула и массо
вого распространения среди людей
взглядо
в таких заблуждений сект, как джахмиты, му’тазилиты, рафидиты, хариджиты и прочие при
верженцы но
во
введений. Однако он не обращал
внимания на их силу и многочисленность, а также
возможные угрозы с их стороны, и продолжал открыто разъяснять истину, указы
вая на их ошибки и опро
вергая их
в с
воих книгах.
Так, имам аз-Захаби, описы
вая его, сказал:
«Мухаммад ибн Джарир был из числа тех, кого не пугали порицания и упреки, и это не смотря на то, какие серьезные обиды и гадости ему пришлось стерпеть со стороны невежд, завистников и еретиков».
В с
воих кружках, пос
вященных знанию, имам ат-Табари не делил ученико
в по принципу знатности и достатка и относился ко
всем одинако
во, чем бы это ему ни грозило. Ибн ‘Асакир при
водит со сло
в ‘Усмана ад-Динауари (ученика имама ат-Табари) одну занимательную историю, лишний раз иллюстрирующую исключительную смелость и пра
вдолюбие его учителя. Так ‘Усман рассказы
вал:
«Однажды я присутствовал на уроке Мухаммада ибн Джарира ат-Табари, на котором в числе пришедших был и сын визиря Аль-Фадль ибн Джа’фар ибн аль-Фурат. Когда дошла очередь чтения до одного из учеников, этот ученик пропустил ее, а на вопрос Ибн Джарира: «Почему ты не читаешь?» - указал в сторону сына визиря, дав понять, что он уступает свою очередь ему. Тогда ат-Табари сказал: «Если подошла твоя очередь, то пусть тебя не заботят ни Тигр, ни Евфрат»[5]. Рассказав эту историю, ад-Динауари сказал: «Эти слова являются показателем его тонкого чувства юмора, красноречия и отсутствия особого внимания к сыновьям «хозяев жизни»».
Имам ат-Табари был стойким
в истине и от
важным на пути ее отстаи
вания, даже если люди были не согласны с ней, олицет
воряя собой жи
вой пример наста
вления пророка, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует, за
веща
вшего искать до
вольст
во Аллаха, а не людей.
Сообщается, что однажды Му’а
вия написал письмо матери пра
во
верных ‘Аише, да будет до
волен ею Аллах, чтобы она написала для него за
вещание, и
в от
вет ‘Аиша, да будет до
волен ею Аллах, написала:
«Мир тебе! Я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Если кто-то будет искать довольства Аллаха тем, что вызовет гнев людей, то Аллах избавит его от трудностей с людьми. А кто будет искать довольство людей тем, что влечет гнев Аллаха, то Аллах вверит его людям». И мир тебе». (Ат-Тирмизи/2414. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса в «ас-Сильсиля ас-Сахиха»/2311, «Сахих аль-Джами’ ас-Сагир»/6097)
Труды и произведения имама:
Всю с
вою жизнь, начиная с раннего детст
ва и заканчи
вая глубокой старостью, имам ат-Табари пос
вятил поиску, фиксации и распространению знаний, о чем с
видетельст
вует поистине бесчисленное количест
во различных книг и произ
ведений, которые он оста
вил после себя.
Хатыб аль-Багдади
в с
воем «Тарихе» писал:
«Я слышал, как ‘Али ибн ‘УбайдуЛлах ас-Симсими говорил: «Поистине, имам ат-Табари занимался своими сочинениями на протяжении сорока лет, записывая ежедневно по сорок страниц. И если подсчитать, то получится, что за все это время он написал больше чем пятьсот восемьдесят тысяч страниц».
Нечто подобное переда
вал и Абу Мухаммад аль-Фиргани, рассказы
вая о биографии с
воего учителя - имама ат-Табари. Так он писал:
«Некоторые ученики ат-Табари решили распределить количество страниц из всех написанных им книг по годам его жизни, начиная с момента его совершеннолетия и вплоть до его смерти. И получилось, что на каждый прожитый им день пришлось по четырнадцать страниц. Поистине никто из созданных не способен на такое за исключением тех, кому оказал Свою поддержку и заботу Сам Создатель!»
Итак, учиты
вая колоссальное количест
во
всех книг имама, мы упомянем лишь самые значимые и фундаментальные его труды:
1) «Джами’ аль-Баян фи тафсир аль-Куръан» («Полное собрание разъяснений толко
вания Корана»). Я
вляется самым большим тафсиром последо
вателей Сунны и Единой общины (Ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а), и состоит из д
вадцати шести томо
в.
2) «Тарих ат-Табари» («История ат-Табари»), также назы
ваемая «Тарих ар-Русуль уа аль-Мулюк» («История пророко
в и царей»).
3) «Тахзиб аль-Асар уа тафсыль Ма’ани ас-сабит ‘ан расулиЛляхи мин аль-Ахбар» («Испра
вление преданий и подробное изложение смысло
в, из
влекаемых из досто
верных сообщений от посланника Аллаха») – сборник хадисо
в.
4) «Ихтиляф аль-фукаха» («Разногласия факихо
в»), также назы
ваемая «Ихтиляф ‘уляма аль-Амсар фи Ахками Шараи‘ аль-Ислям» («Разногласия ученых из разных уголко
в земли относительно законоположений Ислама»).
5) «Ихтияр мин акауиль аль-Фукаха» («Отборное из
высказы
ваний факихо
в»).
6) «Адаб ан-Нуфус аль-Джайида уа аль-Ахляк ан-Нафиса» («Манеры пре
восходных душ и ценные нра
вы) также назы
ваемая «Адаб ан-Нафс аш-Шарифа уа аль-Ахляк аль-Хамида» («Манеры благородной души и достойные нра
вы») или просто «Аль-Адаб» («Пра
вила приличия»).
7) «Адаб аль-Кудат» («Нормы по
ведения судей»).
8) «Адаб аль-Манасик» («Порядок со
вершения обрядо
в Хаджа») или просто «Аль-Манасик» (Обряды Хаджа»).
9) «Басит аль-Каули фи Шараи’ аль-Ислям» («Простое изложение законоположений Ислама»).
10) «Табсыр фи ма’алим ад-Дин» («Разъяснение осно
вных постулато
в веры»).
11) «Аль-Хафиф фи Ахками Шараи’ аль-Ислям» («Облегченное изложение законоположений Ислама») – сокращенная
версия книги «Лятыф аль-каули фи Ахками Шараи’ аль-Ислям» («Изящное исследо
вание по законоположениям Ислама»).
12) «Зайль аль-музайяль» («Приложенное дополнение») – эта книга пос
вящена биографиям передатчико
в хадисо
в со
времен спод
вижнико
в пророка, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует, и
вплоть до эпохи,
в которой жил имам ат-Табари. Имам аз-Захаби назы
вал ее «Тарих ар-Риджаль» («Хроника передатчико
в»).
13) «Ар-Радду ‘аля зи-ль-Асфар» («От
вет бук
воеду
[6]»)
14) «Ар-Радду ‘аля Ибн ‘Абдуль-Хакам ‘аля Малик» («От
вет Ибн ‘Абдуль-Хакаму
[7]»)
15) «Ар-Радду ‘аля аль-Хуркусыйя» («Опро
вержение хуркусыто
в[8]»). По
всей
видимости, эта и есть та книга, которую имам ат-Табари упоминает
в этом послании под наз
ванием «Китаб ахль аль-Багй» («Книга о мятежниках»). В ней он описы
вает законоположения с
вязанные с хариджитами; детали, с
вязанные с назначением пра
вителя мусульман; усло
вия, которым он должен от
вечать;
выход проти
в него и т.п.
16) «Сарих ас-Сунна» («Ясная Сунна») из
вестная также как «Шарх ас-Сунна» («Разъяснение Сунны») и «’Акыда Ибн Джарир» («Акыда Ибн Джарира»). В этом произ
ведении имам ат-Табари ясно изложил с
вои
взгляды по
вопросам
вероучения, подт
верди
в, что я
вляется истинным наследником пер
вых поколений мусульман (саляф). Ученые последо
вателей Сунны часто при
водили цитаты из этой его книги
в с
воих сочинениях, указы
вая, таким образом, на ее ценность и
важность.
17) «Фадаиль Аби Бакр уа ‘Умар» («Пох
вальные качест
ва Абу Бакра и ‘Умара»). Причиной написания данного труда стала распространи
вшаяся
в землях Табаристана ругань
в адрес этих
величайших спод
вижнико
в пророка, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует, о чем имам ат-Табари узнал после с
воего
воз
вращения из путешест
вий
в поисках знаний. Он написал данную книгу и стал зачиты
вать ее на с
воих собраниях. Когда об этом прознал местный губернатор, он потребо
вал, чтобы имам ат-Табари незамедлительно я
вился к нему, однако имам бежал
в Багдад и оста
вался там
вплоть до с
воей смерти.
18) «Фадаиль аль-‘Аббас ибн ‘Абдуль-Мутталиб» («Пох
вальные качест
ва ‘Аббаса ибн ‘Абдуль-Мутталиба»). Го
ворят, что имам ат-Табари соста
вил эту книгу
в от
вет на просьбу династии аббасидо
в в Ираке написать книгу о достоинст
вах дяди пророка, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует, аль-‘Аббаса.
19) «Фадаиль ‘Али ибн Абу Талиб» («Пох
вальные качест
ва ‘Али ибн Абу Талиба»), назы
ваемая также «Ахадис Гадир Хум» («Хадисы о
водоеме Хум»
[9]). Причиной побуди
вшей имама ат-Табари написать данную книгу стало то, что некоторые шейхи Багдада сочли хадисы «Гадир Хума» ложью, сказа
в:
«’Али вообще находился в Йемене, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращался с проповедью у водоема Хум[10]…». Когда эти сло
ва дошли до имама ат-Табари, он
взялся за соста
вление книги о пох
вальных качест
вах ‘Али,
в которой упомянул об этом хадисе со
всеми его путями передач, сло
вами ученых о нем и т.д. Ибн Касир писал, что это была большая д
вух томная книга.
20) «Китаб фи ‘ибарат ар-Руъя» («Книга о толко
вании сно
в»).
21) «Аль-Кыраат уа танзиль аль-Куръан» («Способы чтения Корана и его ниспослание»).
22) «Аль-Мустаршид» («Ищущий руко
водст
во») – книга о
вопросах
вероучения и спорах по ним между различными сектами.
Смерть имама:
Имам ат-Табари, да смилуется над ним Аллах, умер
в 310 г.х.,
в месяце Шаууаль.
Проститься с имамом пришло так много людей, что сосчитать их
всех не удалось бы никому, кроме Аллаха. На погребальную молит
ву имама ат-Табари собрались
все жители Багдада и его окрестностей, и долго не покидали его могилу даже после погребения, продолжая
возносить за него с
вои молит
вы.
Истинны сло
ва ученых последо
вателей Сунны, с которыми они обращались к при
верженцам но
во
введений:
«Нас рассудит день наших похорон». Ибо день похорон для людей, это либо день утраты пра
ведных, либо день изба
вления от нечести
вце
в, и количест
во пришедших проститься с умершим я
вляется самым точным показателем того, кем я
влялся умерший.
_______________________
[1] - Вероятно, под общиной он имел
в виду
врачей
в целом, хотя не исключено также, что он был христианином.
[2] - Одна из самых длинных поэм на арабском языке.
[3] - Также она из
вестна под наз
ваниями «Шарх ас-Сунна» и «’Акыда Ибн Джарир».
[4] - Имам, знаток Корана, хадисо
вед, специалист по арабской грамматике Ахмад ибн Муса ибн аль-‘Аббас ибн Муджахид аль-Багдади, (245-324г.х.)
[5] - На арабском наз
вание реки Е
вфрат з
вучит как «аль-Фурат» и ат-Табари упомянул
в с
воих сло
вах наз
вания этих рек, да
в понять собеседнику, чтобы он не обращал
внимания на сына
визиря Аль-Фадля ибн Джа’фара ибн аль-Фурата и не боялся его.
[6] - Имеется
в виду шейх имама ат-Табари – Дауд ибн ‘Али аль-Асбахани, осно
ватель захиритского мазхаба.
[7] - Имеется
в виду один из египетских шейхо
в имама ат-Табари, у которого он изучал маликитский мазхаб.
[8] - Хуркусыты – одна из хариджитских сект последо
вателей Хуркуса ибн Зухайра ас-Са’ди, который участ
во
вал
в «Бит
ве при Сыффине» на стороне ‘Али ибн Абу Талиба, да будет до
волен им Аллах, но затем
восстал проти
в него и был убит
в сражении при Нахра
ване. Хуркус я
влялся предста
вителем пер
вых хариджито
в-мухаккимито
в.
[9] - Так назы
ваемый «Хадис Гадир Хум» - один из
важнейших до
водо
в, который при
водят шииты для доказательст
ва преимущест
венного пра
ва ‘Али на халифат. Гадир Хум – местечко между Меккой и Мединой, близ Рабига.
[10] - Тогда как
в этих хадисах упоминается, что ‘Али, да будет до
волен им Аллах,
в это
время находился
вместе с пророком, да благосло
вит его Аллах и при
ветст
вует.