О важности 'Акъийды и Фикъха. Шейх ибн аль-'Усаймийн.

Ответить
Аватара пользователя
[Абу Ханифа]
Сообщения: 279
Зарегистрирован: 20 дек 2010, 20:16

О важности 'Акъийды и Фикъха. Шейх ибн аль-'Усаймийн.

Сообщение [Абу Ханифа] »

О важности 'Акъийды и Фикъха

Шейх Мухаммад ибн Съаалих аль-'Усаймийн
Шейху Мухаммаду ибн Съаалих аль-'Усеймийну задали вопрос:
«Что вы скажете о тех, кто не уделяет должного внимания изучению ‘Акъийды, особенно вопроса, связанного с предопределением, из-за страха совершить ошибку в процессе понимания?»
Шейх ответил:
«Этот вопрос подобно другим важным вопросам ‘Акъийды, в которых нуждается каждый человек, как в религии, так и в повседневной жизни. Крайне необходимо постигать глубины ‘Акъийды, и при этом нужно прибегать к Аллаху за помощью в ее изучении и познании, дабы затруднительные моменты становились ясными. Так как не следует хранить в себе сомнения относительно этих важных вопросов. Что касается вопросов, незнание которых не навредит религии человека, то их изучение можно отложить на потом, не опасаясь того, что это станет причиной отклонения от прямого пути, поскольку нет проблем в том, чтобы повременить с исследованием одних вопросов религии в пользу других, более важных. Вопросы же, связанные с предопределением, относятся к основам религии, которые раб Аллаха должен обязательно познать в совершенстве, чтобы достигнуть твердых и непоколебимых убеждений.
В изучении ‘Акъийды, на самом деле, нет никаких трудностей, аль-хамду ли-л-Лях. Тот, кто заявляет, что постижение ‘Акъийды является обременительным для большинства людей, к большому сожалению, предпочитает уделять больше внимания разъяснению вопроса «каким образом совершать поклонение?», нежели вопросу «почему и ради чьего довольства должен совершать поклонение?».
Каждый человек будет спрошен о совершенных им делах с двух сторон, то есть двумя вопросами: «ради кого?» и «как?». «Ради кого были твои благие дела?» - вопрос, связанный с искренностью намерений, «каким образом ты их совершал?» - вопрос, связанный со следованием за Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (аль-мутааба’а ли-р-Расууль).
В наши дни большинство людей занято поиском ответов на вопрос «как?», и беспечно относятся к вопросу «ради кого или ради чего?». Поэтому ты находишь, что на исследования вопроса искренности (Ихъляяс) они уделяют мало времени, а в вопросе следования они каждую вещь разбирают в мельчайших подробностях. Сейчас люди больше всего озабочены тем, каким именно образом совершать благие дела, забывая о познании не менее важных вопросов, как ‘Акъийда, Ихъляяс и Таухийд (совершение поклонения только перед Аллахом и только ради Его довольства и наград). По этой причине замечаешь, как некоторые люди, спрашивая о религии, с трудом задают весьма легкие вопросы, поскольку их души больше склонны к ближней жизни и беспечны к Аллаху. Их души полностью охвачены торговлей, приобретением имущества: жилищ, одежд, обуви. Можно сказать, что сегодня некоторые из людей являются рабами этой мирской жизни, и даже не подозревают об этом. Уподобляют своему Создателю Его творения, предпочитая мирские удовольствия наградам Последней жизни, и не замечают этого. Так как, к большому сожалению, их не заботят познания в области Таухийда и ‘Акъийды, и это проявляется не только у простых мусульман, это заметно и у требующих знания. И это одна из самых опасных проблем современности.
Также будет ошибкой чрезмерно усердствовать в направлении ‘Акъийды, оставляя совершение благих дел, которые, по воле Аллаха, служат защитой и оградой для нее. Мы замечаем, как по радио или на страницах газет делается упор на то, что религия Ислам исповедует добродушные воззрения, и тому подобные слова. Однако, на самом деле, такие высказывания вселяют беспокойство, так как они могут стать дверью для тех, кто настойчиво пытается дозволить некоторые запрещенные вещи, пользуясь как доводом словами «Религия Ислам – религия великодушия»[1]. Поэтому необходимо прилагать одинаковое усердие в обоих направлениях, дабы придерживаться правильного пути относительно ответа на вопросы «ради чьего довольства?» и «каким образом совершать поклонение?».
В заключение своего ответа, напомню, что для каждого человека является обязательным постигать знания в области Таухийда и ‘Акъийды, дабы достичь твердого убеждения относительно своего истинного Бога, Единственного Кому он должен посвящать поклонения, Субхаана-ху уа Та’ааля (Пресвят Он и Велик); об именах Всевышнего Аллаха, Его атрибутах и Его деяний; иметь твердые убеждения о постановлениях своего Господа, как в Шариате, так и в бытие; Его мудрости, как явной, так и скрытой в Его законах и созданиях. Человек должен знать о перечисленных основополагающих вещах, чтобы не заблудиться самому и спасти других от Огня.
Наука о Таухийде самая почетная из наук, поскольку посредством нее познается Сам Всевышний Аллах. Поэтому обладатели знания назвали ее «аль-фикъху-ль-акбар» (большой фикъх)[2], исходя из слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Кому Аллах желает добра, того Он научит пониманию религии». аль-Бухари № 71, Муслим № 1038. А самое важное в религии – это знания о Таухийде и ‘Акъийде.
Однако человеку следует узнать, каким образом и от каких источников нужно приобретать эти знания:
Желая постичь эту великую науку, в первую очередь, он должен начать с ясных вопросов, не рассматривая вопросы сомнений, а затем переходить ко второй вещи: исследование опровержений на ошибочные мнения приверженцев нововведений и сомнения заблудших, дабы посредством этих опровержений и разъяснений возвысить чистую ‘Акъийду, изученную ранее.
А источником, из которого ему следует познавать самую почетную науку, должны быть Книга Аллаха и Сунна Его посланника, мир ему и благословение Аллаха; затем слова сахабов (сподвижники Пророка), да будет доволен ими Аллах; затем то, что было сказано имамами из числа таби’уунов и их учеников; затем то, что сказали ученые, заслуживающие доверие за счет своих познаний и благочестия, особенно такие, как шейху-ль-Ислям ибн Таймийа и его ученик ибну-ль-Къайим, да прибудет над ними милость Всевышнего Аллаха и Его довольство, а также над остальными мусульманами и их имамами»[3].
__________________________________________________________
[1] Шейх Съаалих аль-Фаузан сказал: «Эти люди, пренебрежительно отоносящиеся к своей религии, называют тех, кто держится за религию должным образом, радикалами, чрезмерствующими, экстремистами. Эти люди считают, что вседозволенность, освобождение от религиозных обрядов и нравов, и есть прогресс, шаг вперед и цивилизованность. Они говорят, что придерживание религии подавляет свободу и препятствует мировому прогрессу. Некоторые из них говорят: "Религия — это легкость!", желая устранить некоторые предписания шариата. Да, религия является легкой в своих предписаниях, но это не значит, что человек может устранять то, что предписала религия. Это уже не является легкостью! Напротив, это уже является грехом. Если пророку (мир ему и благословение Аллаха) представлялась возможность выбрать меж двух решений, то он выбирал легчайшее, только если в этом не было греха.
Облегчения в религии, которые являются грехом, на самом деле будут выходом за рамки религии и её предписаний. Вред от пренебрежения религией хуже, чем вред чрезмерности. Поэтому, эти невежды, которые отвернулись от религии, не имеют никакого права разъяснять другим, что является излишеством (гъулю). О чрезмерности имеют право говорить только богобоязненные ученые, твердые в своих знаниях, которые могут разъяснить эти вопросы, опираясь на Коран и Сунну. Не имеют права об этом говорить ни журналисты, ни последователи своих страстей, ни невежды, ни псевдоученые, ни заблудшие.
Всевышний Аллах сказал:
وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلاَّ رِجَالاً نُّوحِي إِلَيْهِمْ فَاسْأَلُواْ أَهْلَ الذِّكْرِ إِن كُنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ
«Мы и до тебя отправляли только мужей, которым внушали откровение. Спросите же обладателей знания, если вы не знаете этого».
(Сура аль-Анбийа, аят 7)
А также:
قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لا يَعْلَمُونَ إِنَّمَا يَتَذَكَّرُ أُوْلُوا الأَلْبَابِ
«Скажи: "Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?" Воистину, поминают назидание только обладающие разумом».
(Сура аз-Зумар, аят 9)»
viewtopic.php?f=79&t=12622&p=61724#p61724
[2] Шейх Съаалих аль-Фаузан сказал: «Шари’ат условно делится на два: правильные убеждения (и‘тикъаадийаат) и совершение праведных дел (‘амалийаат).
Что касается убеждений, то это не связано с деяниями тела. Например, убежденность в господстве Всевышнего Аллаха, признание обязанности поклоняться Ему Одному и остальные столпы Веры. Убеждения являются основополагающими вопросами (асълийа) религии Ислам.
Что касается практической стороны шари’ата, то она связана с тем, каким образом нужно совершать то или иное благо дело. Например, молитва, закят, пост и другие постановления, касающиеся деяний органов – все это второстепенные вопросы (фара’ийа) религии Ислам.
И по причине того, что второстепенные вопросы ветвятся от основ, правильность или испорченность какого-либо дела зависит от правильности или испорченности убеждений».
viewtopic.php?f=46&t=18005#p83641
Шейх ‘абду-р-Раззакъ аль-Бадр сказал: «Понятие «аль-фикъху фи-д-Дийн» («понимание в религии») включает в себя, как большой фикъх (аль-фиъху-ль-акбар), так и малый (аль-фикъху-ль-асъгъар).
Что касается большого фикъха, то это правильное понимание вопросов И’тикъаада (убеждения) и Таухийда (Единобожье), на котором основана вся религия Аллаха.
Что касается малого фикъха, то это различные виды дел поклонения, обязательные и желательные.
viewtopic.php?f=50&t=16912#p78858
[3] ‘Абду-л-Лах ибн Съаалих аль-‘Убайлян сказал: «Мусульмане нуждаются в двух вещах:
Во-первых, они должны знать, что имеет в виду Всевышний Аллах в Къуране и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) в Сунне, поэтому должны знать язык, на котором ниспослан Къуран.
Во-вторых, они должны знать высказывания сподвижников, таби‘унов и мусульманских ученых по поводу значений слов Къурана и Сунны. Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к людям с Къураном, затем разъяснял, что имеется в виду в этих словах. Знание сподвижниками смыслов Къурана более совершенно, чем знание ими самих слов Къурана. Они донесли эти смыслы до таби‘унов даже в большей степени, чем донесли сами буквы Къурана. В то же время, среди них было не так много тех, кто выучил Къуран наизусть».
viewtopic.php?f=79&t=12622&p=60805#p60805
Ответить