Можно ли описать Аллаха такими словами, как "Высший Разум"?

Ответить
Аватара пользователя
ADamir
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 31 июл 2008, 22:13

Можно ли описать Аллаха такими словами, как "Высший Разум"?

Сообщение ADamir »

Ас-саляму алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух!

Недавно столкнулся с новообращенными мусульманами, которые имеют образование в мирских гуманитарных науках, но к сожалению не обладают достаточными знаниями о нашем Господе, Субханаху уа Та'аля. В своих речах такие люди употребляют такие термины, относя их к Аллаху, как "Высший Разум", "Творящее Начало", "Всемогущий Архитектор", "Безусловное Начало" и прочее, что по их мнению указывает на атрибуты и качества Всевышнего Аллаха.

В связи в этим вопрос: заходят ли такие термины в раздел "хабар об Аллахе"? Помню, как брат рисовал схему - три круга, внутри самый маленький - это имена Аллаха, затем побольше атрибуты и качества Аллаха, затем самый большой - сообщения, хабар об Аллахе, куда входят, например, слова означающие "Бог" на разных языках и т.д.

И вообще можно ли так говорить об Аллахе? Фитрой чувствую что лучше воздержаться) Но хотелось бы узнать этот вопрос на основе доводов из Корана и Сунны и слов ученых, а лучше праведных предшественников. Джазакуму Ллаху хайран!
Аватара пользователя
***
Сообщения: 500
Зарегистрирован: 24 окт 2008, 13:40

Сообщение *** »

Уа алейкум ассалям уа рахматуЛлахи уа баракятух!
В лекции Рината Абу Мухаммада слушал о запрете говорить об Аллахе - инженер и т.д., т.к об Аллахе мы говорим только то, что Он Сам о Себе сказал. А что касается "Высший Разум" или "Разумный Бог", то я тоже сталкивался с такими людьми и меня спрашивали является ли Аллах "Разумным". Я не стал ни отрицать этого, ни подтверждать, однако ответил, что Аллах аль-Алим-уль-Хаким (Знающий, Мудрый).

РАЗУМ - муж. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу.

Аллах не забывает ничего, постигать (познавать) Ему ничего не надо, т.к Он всё знает, что касается сулить, соображать, заключать, решать, выводить следствие, что смысл близок с понятием "мудрость", сравнивать Аллаху тоже ничего не надо, Он итак всё знает и без сравнения. А остальное - это уже относится к творениям. И выводить следствие тоже не всегда есть похвально, т.к похвально выводить мудрые следствия.

Аллаху Аълям!
Абу Джамаль
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 11 янв 2010, 21:48

Re:

Сообщение Абу Джамаль »

*** писал(а):РАЗУМ - муж. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу.
Ассяляму алейкум ва рахметуллах!
Уважаемый брат, а не является ли ошибкой сравнивать определение слова разум относительно творений по отношению к Аллаху?
Ведь тоже самое можно сделать и со всеми другими качествами, как например, зрение - прием внешней иформации через зрачок, который проходит хрусталик, а потом передается на сетчатку. Или слух - это прием звуковых сигналов ушной перепонкой и так далее. Задумайтесь!
Вы лучше спросите этих новообращенных, что они имеет ввиду под словом разум и вы увидите, что они будут подразумевать не то, что вы тут написали в качестве определения, а то, что Аллах Всезнающий, Мудрый. Может быть из-за того, что они пока этих имен не знают, они заменили их словами, которые по смыслу близки к этим именам. Во всяком случае я так предпологаю, Аллаху известно об этом лучше!
Аватара пользователя
A'mash
Сообщения: 3280
Зарегистрирован: 30 июл 2008, 21:55

Сообщение A'mash »

Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Как бы то ни было братья, известно одно, что нельзя описывать Аллаха чем-либо из того, чем не описал себя Он, и чем не описал Его пророк (мир ему и благословение Аллаха)!!!
sunniy
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 27 фев 2009, 23:38

Re:

Сообщение sunniy »

Ассаламу Алейкум Рахматуллахи ва Баракатух
Братья по этому поводу хотель бы процитировать слова Шейх Ал-Ислама в Менхадж Ас-Сунна 3/554:
"В этом разделе надо обязательно смотреть, всё то, что утвердил Аллах и его Пророк мы тоже утверждаем, то что они отвергли, и мы отвергаем. И те слова утвержденные насс'ом (текстами из Курана и Сунны) мы утверждаем, а отклоненные выражения насс'ом мы так же отвергаем. Мы утверждаем те слова и значения подтвержденные насс'ом и отвергаем те выражения и значения, которые были опровергнуты им. А те выражения которые были введены поздними и в их значениях были разногласия как "джисм" (тело), "джовхар" (существо) и т.д. такие выражения не используется ни утвердительно, ни отрицательно без взгляда на их значения у использовавшего эти слова. И если то значение было правильным и соответствовало тому, что было передано от пророка, то это его значение, которое он имел ввиду принимается, но следует употреблять вместо таких выражений слова употребляемые нассом. Нельзя использовать такие нововведенные слова с общими значениями только как при нужде, при этом используя с ними то, что бы указывала на их значения. А нужда это тогда, когда невозможно передать смысл кому то не используя эти выражения. Но если за этими выражениями стоят неверные значения, то такой смысл откланяется. Если же в нем заключается и правда и лож, принимается верное значение и отклоняется неверный его смысл."
Абу Джамаль писал(а): Уважаемый брат, а не является ли ошибкой сравнивать определение слова разум относительно творений по отношению к Аллаху?
Ведь тоже самое можно сделать и со всеми другими качествами, как например, зрение - прием внешней иформации через зрачок, который проходит хрусталик, а потом передается на сетчатку. Или слух - это прием звуковых сигналов ушной перепонкой и так далее. Задумайтесь!
Вы лучше спросите этих новообращенных, что они имеет ввиду под словом разум и вы увидите, что они будут подразумевать не то, что вы тут написали в качестве определения, а то, что Аллах Всезнающий, Мудрый. Может быть из-за того, что они пока этих имен не знают, они заменили их словами, которые по смыслу близки к этим именам. Во всяком случае я так предпологаю, Аллаху известно об этом лучше!
Брат не следует ставить аналогию в атрибутах между Творцом и сотворенным, но только в вопросе "как?" то есть не говорят видит как мы видим слышит как мы слышим. Но обязательно должна быть аналогия между коренными значениями этих слов, например значение слова "видит" имеет значение которое все мы понимаем на русском языке и этот его смысл должен существовать в обеих ситуациях когда мы говорим Аллах видит и раб видит и разница между ними в "как?" Это то что имел в виду Имам Малик, когда говорил "Вознесение Аллаха на Трон известно" то есть значение его в языке арабском, но "Как? неизвестно". Брат к чему я это говорю если слово не употреблялось на языке курана и сунны то мы обязаны взглянуть на его значение соответствует ли оно Курану и Сунне. А так по твоей аналогии может любой придти и сказать -упаси Аллах- что Бог кушает, но он это делает как подобает Ему. Более того эти слова как "разум" употреблялись философами по отношении Богу в скверных его значениях.
Абу Джамаль писал(а):Вы лучше спросите этих новообращенных, что они имеет ввиду под словом разум и вы увидите, что они будут подразумевать не то, что вы тут написали в качестве определения, а то, что Аллах Всезнающий, Мудрый. Может быть из-за того, что они пока этих имен не знают, они заменили их словами, которые по смыслу близки к этим именам. Во всяком случае я так предпологаю, Аллаху известно об этом лучше!

Не лучше бы было, если они не знают выражения которые соответствуют шариату, то их научить им, что бы они впредь использовали их, а не спрашивать каждого, что они этим имели в ввиду? Как никак разговор идет о нашем Творце.
Ва Аллаху А'лам
Абу Джамаль
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 11 янв 2010, 21:48

Re: Можно ли описать Аллаха такими словами, как "Высший Разу

Сообщение Абу Джамаль »

sunniy писал(а):Не лучше бы было, если они не знают выражения которые соответствуют шариату, то их научить им, что бы они впредь использовали их, а не спрашивать каждого, что они этим имели в ввиду? Как никак разговор идет о нашем Творце.
Так а я о чем? Я и об этом, что они не зная этого, заменяют тем, что ближе. Ну а если их научить, иншаллах больше этого делать не будут.
sunniy писал(а):Брат не следует ставить аналогию в атрибутах между Творцом и сотворенным, но только в вопросе "как?" то есть не говорят видит как мы видим слышит как мы слышим.
Если это обращение ко мне, то я и не делал. Я поэтому и сделал это небольшое замечание на пост брата. Что так поступать не нужно.
Да воздаст вам Аллах благом!
Нуждающийся в руководстве
Сообщения: 1223
Зарегистрирован: 09 окт 2008, 23:09

Можно ли описать Аллаха такими словами, как "Высший Разум"?

Сообщение Нуждающийся в руководстве »

Уа‘алейкум ас-салям уа рахмату Ллахи уа баракатуху.
ADamir писал(а):"Высший Разум", "Творящее Начало", "Всемогущий Архитектор", "Безусловное Начало" и прочее

На уроке по книге "ма'ариджуль-кабуль", если не ошибаюсь, шейх Раслян, хафизаху Ллах, приводил эти слова и пояснил, что это пришло от масонов, кот. придумали и ввели эти слова. Затем их подхватили такие как Харун Яхья и т.д. и принесли их мусульманам.
Это есть описание Аллаха тем, чем он не описал Себя.
Всевышний Аллах сказал о шайтане кот. повелевает говорить о Нем без знаний:

إِنَّمَا يَأْمُرُكُمْ بِالسُّوءِ وَالْفَحْشَاءِ وَأَنْ تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ


Воистину, он велит вам творить зло и мерзость и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете
(сура аль-Бакара, 169)

وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَٰذَا حَلَالٌ وَهَٰذَا حَرَامٌ لِتَفْتَرُوا عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ


Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это - дозволено, а то - запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха

(сура ан-Нахль, 116)
Сказал Всевышний:

قُلْ إِنَّمَا حَرَّمَ رَبِّيَ الْفَوَاحِشَ مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَمَا بَطَنَ وَالْإِثْمَ وَالْبَغْيَ بِغَيْرِ الْحَقِّ وَأَنْ تُشْرِكُوا بِاللَّهِ مَا لَمْ يُنَزِّلْ بِهِ سُلْطَانًا وَأَنْ تَقُولُوا عَلَى اللَّهِ مَا لَا تَعْلَمُونَ
[/arabic]
Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать без всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете»

(сура аль-А'раф, 33)
И аятов об этом множество !
Уа Ллаху а'Лям.
sunniy
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 27 фев 2009, 23:38

Re: Можно ли описать Аллаха такими словами, как "Высший Разу

Сообщение sunniy »

Ассаламу Алейкум Рахматуллахи ва Баракатух
Абу Джамаль писал(а):Если это обращение ко мне, то я и не делал. Я поэтому и сделал это небольшое замечание на пост брата. Что так поступать не нужно.
Да воздаст вам Аллах благом!
И тебе брат также пускай воздасться благом.
Брат наверное ты меня не так понял, я не говорю что ты этого делал, я говорил о твоем опровержении и хотел поправить.
Так вот для полной ясности хочу привести следующие слова Шейх Ал-Ислама по этой теме в Манхадж Ас-Сунна 2/663
Он говорит:
"Эти вещи (Имена и качества которыми именуются как Творец так и сотворенный как "жизнь", "знание","желание") имеют три положения:
1- То что касается только Творца, что подобает и то что не подобает ему (в отношении этих качеств), это положение касается только Творца сотворенный не имеет к этому положению никакого отношения
2-То что касается только сотворенного, как знание раба и его сила и желание, и в этом если мы скажем что эти качества были сотворены и что они исчезнут, то это не касается Творца, а только раба
3- Общее понятие (этих имен и признаков) то есть общее значение "знания","силы" и "желания", в этом обобщенном значении, то что касается этого положения из того что можно или нельзя будет касаться обеих (Творца и Раба)
По этому говорим что эти качества несут значения полноценности и они могут присутствовать при наличии других качеств как "знание" при наличии "силы" , если только не будут препятствия со стороны обладающих этими качествами, но это не касается самого качества. Они не могут существовать сами по себе вне обладателя этими качествами, а существуют у обладателей (как "знание" не может существовать само посебе, а только при его обладателе). И это все верно как в отношении Творца так и в отношении сотворенного. "

Брат если обратишь внимание на это объяснение шейха, то ты увидишь что брат говоря о разуме:
*** писал(а):РАЗУМ - муж. духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу.
Аллах не забывает ничего, постигать (познавать) Ему ничего не надо, т.к Он всё знает
Он говорил о пункте № 3 из слов Шейха и если это верно то оно касается как раба так и Бога, потом он сделал вывод что это значение не может быть причисленно к Богу , а твое апровержение на его слова:
Абу Джамаль писал(а):Уважаемый брат, а не является ли ошибкой сравнивать определение слова разум относительно творений по отношению к Аллаху?
Ведь тоже самое можно сделать и со всеми другими качествами, как например, зрение - прием внешней иформации через зрачок, который проходит хрусталик, а потом передается на сетчатку. Или слух - это прием звуковых сигналов ушной перепонкой и так далее. Задумайтесь!
Вы лучше спросите этих новообращенных, что они имеет ввиду под словом разум и вы увидите, что они будут подразумевать не то
касается пункта № 2. который касается того что свойственно рабу обладающему этими качествами, и это ни как не касается общего смысла этих качеств, потому что когда ты говоришь например
слух - это прием звуковых сигналов ушной перепонкой
это не само значение "слуха" это объяснения к вопросу
как
слышит ? а само его значение все-известно, я бы сказал как восприятие звука или что то в этом роде и это его значение будет верно как к отношении Богу так и раба, остальное кроме этого уже не касается общего значения этого качества, а только того как слышит, например есть существа которые слышат без перепонок и ушей но ведь у них есть слух.
Ва Аллаху А'лам
Ответить